Художник Николай Ярошенко. Совесть товарищества передвижников. Ярошенко картины


Художник Николай Александрович Ярошенко|Картины

художник Николай Ярошенко картины – 01

Гуниб. Дагестан

Выдающийся (и почти забытый) русский художник-пейзажист и портретист девятнадцатого века.

 

 

Биография художника Николая Александровича Ярошенко

 

Будущий художник родился в декабре 1846 года в Полтаве.

Рисовать маленький Коля начал очень рано, но родители старательно не замечали его явного таланта по той простой причине, что видели его будущее связанным с военной службой.

Папа Николая Александровича был генералом-майором в отставке и мама была из семьи потомственных военных. Девятилетнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. Через два года мальчик стал кадетом Первого кадетского корпуса в Петербурге.

В 1863 году Ярошенко поступает в Первое Военное Павловское училище. Поскольку у молодого человека были выявлены способности к точным наукам, его переводят в Михайловскую артиллерийскую академию.

В этот период Николай Александрович, параллельно с изучением артиллерии,  учится в Академии художеств.  Времени катастрофически не хватает. Ярошенко старается совмещать занятия в академиях, а после занятий спешит на патронный завод, где работает в должности начальника штамповальной мастерской. А ещё берет частные уроки рисования у Андриана Волкова и посещает классы Общества поощрения художеств, где его учителем становится Иван Крамской.

В 1869 году Николай Александрович заканчивает Михайловскую академию и получает назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге. На этом заводе Ярошенко проработает 20 лет.

 

художник Николай Ярошенко картины – 30

Автопортрет художника

В 1874 году художник экстерном заканчивает Академию художеств и женится на Марии Павловне Навротиной (курсистке, бестужевке, общественнице). Молодые отправляются в свадебное путешествие в Полтаву, потом едут на Северный Кавказ в Пятигорск. Ярошенко оставляет жену в Пятигорске, а сам, целый месяц, пишет этюды в Сванетии. Эти написанные во время свадебного путешествия пейзажи буду впоследствии с восторгом приняты публикой.

В 1875 году Ярошенко с огромным успехом дебютирует на 4-й Передвижной выставке всего с одной картиной «Невский проспект», а годом позже вступает в члены Товарищества. И его тут же избирают в правление этого объединения художников. Позднее Товарищи скажут, что Ярошенко был настоящей совестью Товарищества передвижников.

Представленные публике кавказские пейзажи были приняты, как я уже писал выше, с восторгом. Очень скоро за Николаем Александровичем закрепилось прозвище «портретиста гор».

В 1885 году семейство Ярошенко выезжает в Кисловодск, где художник покупает дом. Летом к Ярошенко приезжают многочисленные гости, которые в Петербурге были постоянными участниками «ярошенкоских суббот».  Это писатели, композиторы, художники, музыканты… Я не буду перечислять фамилии гостей, поскольку проще назвать тех, кто не гостил в доме у семьи Ярошенко.

 

В конце концов, радушные хозяева пристроили к пятикомнатному дому несколько флигелей для многочисленных гостей. В этом доме, известном как «Белая Вилла», художник поселился после того, как в 1892 году (в чине генерала-майора) вышел в отставку. По состоянию здоровья.

У Ярошенко открылся туберкулез.В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет.  Из этого странствия он привёз огромное количество картин, этюдов, портретов и графических работ.

 

Ярошенко скончался в июне 1898 года. И совсем не от туберкулеза. Он писал с натуры на горе Большое седло. Начался дождь и художник решил пробежаться до своей «Белой Виллы». Эти 10 километров стали последними в его жизни. Он прибежал домой, но почувствовал себя плохо, а на следующий день скончался из-за остановки сердца.

Прах художника похоронили в Кисловодске.

После художника остались замечательные кавказские пейзажи (часть работ сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее), жанровые картины «гражданской скорби», а ещё просто великолепные портреты.

Небольшую галерею работ художника я хочу предложить вашему вниманию.

 

Картины художника Николая Александровича Ярошенко

 

художник Николай Ярошенко картины – 02

Горный пейзаж

художник Николай Ярошенко картины – 03

Красные камни

художник Николай Ярошенко картины – 04

Пятигорск

художник Николай Ярошенко картины – 05

Селение в горах

художник Николай Ярошенко картины – 06

Шат-гора

художник Николай Ярошенко картины – 07

Кавказ. Тебердинское озеро

художник Николай Ярошенко картины – 08

Иерусалим

художник Николай Ярошенко картины – 09

Палермо

художник Николай Ярошенко картины – 10

В горах Кавказа

художник Николай Ярошенко картины – 11

Бештау

художник Николай Ярошенко картины – 12

На приёме у врача

художник Николай Ярошенко картины – 13

Похороны первенца

художник Николай Ярошенко картины – 14

Проводил

художник Николай Ярошенко картины – 15

Слепцы

художник Николай Ярошенко картины – 16

Старое и молодое

художник Николай Ярошенко картины – 17

Хор

художник Николай Ярошенко картины – 18

В монастыре

художник Николай Ярошенко картины - 48

Кисловодск. Водопад

художник Николай Ярошенко картины - 31

Полевые цветы

художник Николай Ярошенко картины - 32

Чемодан-гора. Дагестан

художник Николай Ярошенко картины - 33

Ночь на Каме

художник Николай Ярошенко картины - 34

Бечо в Сванетии

художник Николай Ярошенко картины - 35

На околице

художник Николай Ярошенко картины - 36

Закат солнца над морем

художник Николай Ярошенко картины - 37

Тучи в горах

художник Николай Ярошенко картины - 38

В пересыльной тюрьме

художник Николай Ярошенко картины – 20

Портрет дамы в кружевной накидке

художник Николай Ярошенко картины – 21

Девушки с письмом

художник Николай Ярошенко картины – 19

В тёплом краю

художник Николай Ярошенко картины – 22

Портрет дамы с кошкой

художник Николай Ярошенко картины – 23

Цыганка

художник Николай Ярошенко картины – 24

Портрет Николая Николаевича Ге

художник Николай Ярошенко картины – 25

Девочка с куклой

художник Николай Ярошенко картины – 26

Портрет неизвестной

художник Николай Ярошенко картины - 39

Портрет И.А. Гончарова

художник Николай Ярошенко картины - 40

Старик с табакеркой

художник Николай Ярошенко картины - 41

Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

художник Николай Ярошенко картины - 42

Портрет Д.И. Менделеева

художник Николай Ярошенко картины - 43

Заключенный

художник Николай Ярошенко картины – 27

Крестьянин

художник Николай Ярошенко картины – 28

Курсистка

художник Николай Ярошенко картины - 44

Кочегар

художник Николай Ярошенко картины - 45

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой

художник Николай Ярошенко картины - 46

На качелях

художник Николай Ярошенко картины - 47

Студент

художник Николай Ярошенко картины – 29

Всюду жизнь

 

 

РЕКОМЕНДУЮ:

17 Дек 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, пейзажи, русская живопись 1917     1144       Поделитесь записью

svistanet.com

Ярошенко Николай Александрович Картины биография Yaroshenko Nikolay

Ярошенко Николай Александрович — русский художник-жанрист и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора. Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследстии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

Старик с табакеркой Старик с табакеркой, 1873,музей-усадьба художника, Кисловодск Крестьянин Крестьянин, 1874,Харьковский художественный музей Ярошенко Мария Павловна Мария Павловна Ярошенко, 1875,Полтавский художественный музей Слепцы Слепцы, 1879, Самарскийхудожественный музей

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь".

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка". В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Украинка Украинка, 1870-е, музей-усадьбахудожника, Кисловодск Девушка-курсистка Девушка-курсистка,1880, Русский музей Выгнали Выгнали, 1883, Государственныймузей искусств Узбекистана, Ташкент

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину "Невский проспект ночью", которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины "Кочегар" и "Заключенный", представленные на выставке передвижников.

Ярошенко Тучи Тучи в горах, 1880 Ярошенко Шат-гора Шат-гора на рассвете, 1884 Ярошенко Теберда Тебердинское озеро, 1894

Эти три пейзажа находятся в мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская "Курсистка", юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины "Кочегар" и "Заключенный". Полотно "Курсистка" стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина "Студент", появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный "исторический" портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Курсистка Курсистка, 1883, Киевскиймузей русского искусства Стрепетова Пелагея Антипьевна Актриса Пелагея АнтипьевнаСтрепетова, 1884, Третьяковская галерея Девочка с куклой Девочка с куклой,1880-е, частное собрание

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

Успенский Глеб Иванович Писатель Глеб Иванович Успенский,1884, Екатеринбургский музейизобразительных искусств Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,1886, мемориальный музей-усадьбахудожника Ярошенко, Кисловодск Плещеев Алексей Николаевич Поэт Алексей Николаевич Плещеев,1887, Харьковский художественныймузей, Украина

smallbay.ru

ЯРОШЕНКО Николай Александрович – Галерея произведений (70 изображений).

admin 08.01.2013 Галерея, Новости 4,285 Показы

Открыть доступ

Н.А.ЯРОШЕНКО

(1846 – 1898)

Николай Александрович Ярошенко родился в городе Полтава в семье военного. Будущий художник первоначально продолжил дело своего отца – окончил кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище. Дослужился до чина генерал-майора, в котором в 1892 году вышел в отставку.
Военную службу сочетал с занятиями искусством. Наибольшее значение для формирования мировоззрения и художественного стиля оказали на Ярошенко занятия в классах Рисовальной школы у И.Н.Крамского, посещал также рисовальные классы Академии художеств. Прекрасный портретист, писал пейзажи и жанровые композиции.
Сам Ярошенко отличался принципиальностью и честностью своих взглядов на искусство и жизнь, был, если так можно сказать, совестью передвижничества. Роль Ярошенко как главного идеолога Товарищества особенно возросла в 1880-90-е годы после смерти Крамского. Его картины полны гуманизма и веры в человека. Не случайно, одной из любимых картин Льва Толстого было произведение Ярошенко «Всюду жизнь». 

Немалая часть жизни и творчества Николая Ярошенко связана с Северным Кавказом. Из-за слабого здоровья художник часто лечился на местных курортах, в 1885 году приобрел усадьбу в Кисловодске. В 1962 году здесь открылся Дом-музей художника.

 

1. Ярошенко Николай "Кочегар" 1878 Холст, масло 124х89 Государственная Третьяковская галерея 1. Ярошенко Николай «Кочегар» 1878 Холст, масло 124х89 Государственная Третьяковская галерея 2. Ярошенко Николай "Старик с табакеркой" 1873 Холст, масло 53х37 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 2. Ярошенко Николай «Старик с табакеркой» 1873 Холст, масло 53х37 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 3. Ярошенко Николай "Женский портрет (Украинка)" 1870-е Холст, масло 45х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 3. Ярошенко Николай «Женский портрет (Украинка)» 1870-е Холст, масло 45х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 4. Ярошенко Николай "Горный пейзаж" 1870-е Холст, масло 25х44,5 Плёский музей-заповедник 4. Ярошенко Николай «Горный пейзаж» 1870-е Холст, масло 25х44,5 Плёский музей-заповедник 5. Ярошенко Николай "Портрет художника И.Н.Крамского" 1876 Холст, масло 89,5х69,5 Государственный Русский музей 5. Ярошенко Николай «Портрет художника И.Н.Крамского» 1876 Холст, масло 89,5х69,5 Государственный Русский музей 6. Ярошенко Николай "Заключенный" 1878 Холст, масло 143,1х107,6 Государственная Третьяковская галерея 6. Ярошенко Николай «Заключенный» 1878 Холст, масло 143,1х107,6 Государственная Третьяковская галерея 7. Ярошенко Николай "Женский портрет" 1880 Холст, масло 73х62 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 7. Ярошенко Николай «Женский портрет» 1880 Холст, масло 73х62 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 8. Ярошенко Николай "Террористка. Этюд к картине "У Литовского замка" 1879 Холст, масло 58,7х30 Государственный Литературный музей 8. Ярошенко Николай «Террористка. Этюд к картине «У Литовского замка» 1879 Холст, масло 58,7х30 Государственный Литературный музей 9. Ярошенко Николай "Слепцы" 1879 Холст, масло 95х140 Самарский областной художественный музей 9. Ярошенко Николай «Слепцы» 1879 Холст, масло 95х140 Самарский областной художественный музей 10. Ярошенко Николай "Портрет девочки" 1880 Холст, масло 63х49 Музей русского искусства, Киев 10. Ярошенко Николай «Портрет девочки» 1880 Холст, масло 63х49 Музей русского искусства, Киев 11. Ярошенко Николай "Старое и молодое" 1881 Холст, масло 90х100 Государственный Русский музей 11. Ярошенко Николай «Старое и молодое» 1881 Холст, масло 90х100 Государственный Русский музей 12. Ярошенко Николай "Курсистка" 1880 Холст, масло 85х54 Государственный Русский музей 12. Ярошенко Николай «Курсистка» 1880 Холст, масло 85х54 Государственный Русский музей 13.. Ярошенко Николай "Студент" 1881 Холст, масло 87х60 Государственная Третьяковская галерея 13.. Ярошенко Николай «Студент» 1881 Холст, масло 87х60 Государственная Третьяковская галерея 14. Ярошенко Николай "Портрет неизвестной" 1881 Холст, масло 112х76 Государственная Третьяковская галерея 14. Ярошенко Николай «Портрет неизвестной» 1881 Холст, масло 112х76 Государственная Третьяковская галерея 15. Ярошенко Николай "Спящая девушка" 1881 Холст, масло 34х50,4 Государственная Третьяковская галерея 15. Ярошенко Николай «Спящая девушка» 1881 Холст, масло 34х50,4 Государственная Третьяковская галерея 16. Ярошенко Николай "Березовая балка в Кисловодске" 1882 Холст, масло 18х25,4 Государственная Третьяковская галерея 16. Ярошенко Николай «Березовая балка в Кисловодске» 1882 Холст, масло 18х25,4 Государственная Третьяковская галерея 17. Ярошенко Николай "Клухорский перевал" 1882 Картон, масло 18х25,2 Государственная Третьяковская галерея 17. Ярошенко Николай «Клухорский перевал» 1882 Картон, масло 18х25,2 Государственная Третьяковская галерея 17. Ярошенко Николай «Клухорский перевал» 1882 Картон, масло 18х25,2 Государственная Третьяковская галерея 18. Ярошенко Николай "Гора Ужба в Сванетии. Этюд" 1882 Холст, масло 25,5х18 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 18. Ярошенко Николай «Гора Ужба в Сванетии. Этюд» 1882 Холст, масло 25,5х18 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 19. Ярошенко Николай "Гора Седло в окрестностях Кисловодска. Этюд" 1882 Холст, масло 52,5х45 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 19. Ярошенко Николай «Гора Седло в окрестностях Кисловодска. Этюд» 1882 Холст, масло 52,5х45 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 20. Ярошенко Николай "Предгорье. Осенний пейзаж. Этюд" 1882 Холст, масло 35,5х51 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 20. Ярошенко Николай «Предгорье. Осенний пейзаж. Этюд» 1882 Холст, масло 35,5х51 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск Страницы: 1 2 3 4

cultobzor.ru

Картины Николая Ярошенко Продолжение

Картина 1888 года "Всюду жизнь" стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. Прослужив на петербургском патронно-минном заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года "за отличие по службе" был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас пешей полевой артиллерии по Петербургскому уезду. В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.

Сестра милосердия Сестра милосердия, 1886,Ивановский художественный музей Всюду жизнь Всюду жизнь, 1888,Третьяковская галерея На качелях на Духов день На качелях в селе Павлищевона Духов день, 1888, Русский музей

В музее-усадьбе художника "Белая вилла" в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы "В теплых краях", Ярошенко написал здесь картины "На качелях", "Проводил", "Девушка-крестьянка" и другие. Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно "Хор". К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время "еще не добирался ни один становой". Из больших пейзажей следует отметить работу "Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца". К лучшим по живописи следует отнести пейзажи "Тебердинское озеро", "Эльбрус в облаках" и "Красные камни" - очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.

Герд Александр Яковлевич Просветитель Александр Яковлевич Герд, 1888, музей-усадьба художника Девушка-крестьянка Девушка-крестьянка,1891, частное собрание Девушки с письмом Девушки с письмом, 1892, Бурятский художественный музей, Улан-Удэ

В петербургской квартире художника проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон. С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.

Ярошенко Елизавета Платоновна Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей Проводил Проводил, 1891,Омский музей изобразительных искусств Студент Студент, 1881Третьяковская галерея

Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок. В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.

Цыганка Цыганка, 1886, Серпуховскойисторико-художественный музей Соловьев Владимир Сергеевич Философ Владимир Сергеевич Соловьев,1895, Третьяковская галерея Обручев Николай Николаевич Ученый Николай Николаевич Обручев,1898, музей-усадьба

Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.

Ярошенко Эльбрус Эльбрус в облаках,1894, Русский музей Ярошенко Камни Красные камни, 1892, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко Ярошенко Гора Седло Гора Седло в окрестностях Кисловодска, 1882, музей-усадьба

smallbay.ru

История картины и жизни «Курсистки» Николая Ярошенко

История картины и жизни «Курсистки» Николая Ярошенко

На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.

Н. Ярошенко. "Курсистка" (1880 год) калуга

Н. Ярошенко. «Курсистка» (1880 год)

Молодая неприметно одетая девушка шагает по мокрой от дождя Гороховой улице Санкт-Петербурга. В руке она крепко сжимает тетради. Ничем не ограниченное пространство справа от девушки (слева от зрителя), осенний дождь и марево создают ощущение серой бесконечности, ставя акцент на фигуре курсистки. Чётко прорисованные черты лица передают зрителю настроение героини картины.

Она ступает быстро, но несмело, её рука неловко изогнута: «Курсистка» Ярошенко – первая картина, где изображена русская женщина-студентка. Во второй половине XIX века развернулась настоящая политическая борьба за право женщин на образование. В середине 50-х годов женщинам разрешили посещать лекции Петербургского университета, но этого права их вновь лишили в 1859 году. И только в 1878 году было принято решение о Высших женских курсах, которое сломало прежние устои. «Не женское это дело – учиться», — говорили в народе, с опаской и недоброжелательно поглядывая в сторону 

Н. Ярошенко. Автопортрет калуга

Н. Ярошенко. Автопортрет

курсисток. Немного смущённая, но уверенная в своём решении девушка на картине Ярошенко, художника чуткого к народным волнениям, стала олицетворением нового поколения. Её милое светлое лицо и композиция картины дают понять зрителю, что в этом «новом» нет ничего страшного и угрожающего.

На курсы принимались девушки не моложе 21 года. Героине Ярошенко как раз только исполнился 21 год: на полотне изображена Анна Константиновна Дитерихс (1859-1927 годы) из известного в русской истории рода военных, в будущем – детская писательница, мемуаристка, единомышленница Л. Н. Толстого, сотрудница просветительского издательства «Посредник», сделавшего доступным художественную и нравоучительную литературу для народа. Но тут, на картине (в 1880 году), она пока – студентка Высших женских (Бестужевских) курсов.

Ярошенко и Толстой калуга

Чертков и Толстой (источник https://ru.wikipedia.org)

Чуть позже она встретит и полюбит красивого, статного и близкого ей по духу человека, Владимира Черткова, лидера толстовства и близкого друга Льва Николаевича Толстого. «Бог дал мне высшее счастье. Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века.

Вскоре после переезда в семье Чертковых произойдёт трагедия: умрёт их дочь Ольга. Но позже родится Владимир (он после передал архив «Посредника» Литературному музею).

Н. Ярошенко. "В тёплом краю" (1890 год).

Н. Ярошенко. «В тёплом краю» (1890 год).

Уже после этих событий и испытаний, спустя 10 лет, Ярошенко вновь нарисует Анну Константиновну Черткову (Дитерихс): она изображена на его полотне «В тёплом краю» (1890 год).

Кстати, и в жёны себе Николай Ярошенко выбрал курсистку, Марию Павловну Невротину. Её портрет кисти Ярошенко, написанный также в 1880-е годы, хранится в Мемориальном музее-усадьбе Ярошенко в Кисловодске. А у «Курсистки» Калужского музея изобразительных искусств есть «сестра» — второй вариант картины, авторское повторение, написанное Ярошенко несколькими годами позже. Эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.

Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с сотрудниками Калужского музея изобразительных искусств.

Партнёры рубрики «Музей онлайн»:

Калужский объединённый музей-заповедник

Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского

Калужский музей изобразительных искусств

Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию

Возможно, вам также будет интересно:

smilekaluga.ru

Русский художник Ярошенко Николай Александрович. Биография. Картины

Ярошенко Николай Александрович

Сын военного. Учился в Павловском военном училище в Петербурге, затем в Михайловском артиллерийском училище. Посещал вечернюю школу Общества поощрения художеств, являлся слушателем Академии художеств. Член Товарищества Передвижников. Среди произведений художника портреты и картины на жанровую тему. Много путешествовал по России и Европе. Просмотреть картины Ярошенко

Биография и творческая деятельность

Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Отец его - Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным, и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. В Петербурге Ярошенко поступает в Павловское военное училище, затем переводится в Михайловском артиллерийское училище. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А.М. Волкова, посещает вечернюю школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством И.Н. Крамского. В 1867 году после окончания Михайловского артиллерийского училища Николай поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и, кроме того, становится слушателем Академии Художеств. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.

Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

За эту картину Ярошенко 7 марта 1876 года был принят в Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре художник был избран в состав правления, после чего вместе с И.Н. Крамским десять лет руководил Товариществом. В 1886 году, после смерти Крамского, Ярошенко стал его преемником, хранителем традиций и передовых идей передвижничества.

На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, - это не только жертва капиталистического общества, - это еще и сила, противостоящая ему. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.

1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году, и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие - покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.

В произведении «Старое и молодое» (1881), художник отразил характерный для второй половины XIX века конфликт консервативной идеологии «отцов» и бунтарской идеологии «детей».

Важное значение в творчестве художника занимали портреты. В своих работах Ярошенко изображал в основном людей интеллектуального труда, среди которых были писатели, художники, ученые, актеры. При написании портретов своей задачей художник считал прежде всего познание и отражение психологии человека. Об этом говорила жена художника М.П. Навротина: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Ярошенко хорошо понимал жизнь, характер, психологию молодого поколения.

Среди портретов наиболее известны произведения «Студент», написанное в 1881 году, «Курсистка» (1887), портреты Г.И. Успенской, И.Н. Крамского, Д.И. Менделеева (1885), В.Г. Короленко (1898), Н.Н. Ге (1890). Одной из лучших работ художника в данном жанре является портрет П.А. Стрепетовой, написанный в 1884 году. Ярошенко раскрыл внутреннюю силу духа актриссы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины, тоскующей о свободной жизни.

Далее Ярошенко создает несколько жанровых произведений, среди которых следует отметить «На качелях» (1888), «Девушка-крестьянка» (1891). В популярной жанровой картине «Всюду жизнь», написанной в 1888 году, художник повествует о коротком светлом мгновении в жизни узников тюремного вагона, показывая, что за решеткой окна находятся несчастные жертвы социальной действительности, а не бездушные преступники.

В последние годы жизни несмотря на болезнь Ярошенко много путешествовал как по России, так и за границей (Италия, Сирия, Палестина, Египет). В 1892 году Ярошенко получает чин генерала-майора. Через год уходит в отставку, продолжая при этом участвовать в выставках Товарищества передвижников. Умер художник 25 июня (7 июля) 1898 года от паралича сердца в Кисловодске. Там же открыт художественный музей Николая Александровича Ярошенко.

Картины Ярошенко  

art19.info

Художник-передвижник Николай Ярошенко

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», - писал публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский в статье, посвященной памяти этого выдающегося русского художника. 

  Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет  

Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» - собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» - признавался критик Н. Евтихеев.   

  Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год  

Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.  

В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем - в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.  

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие - художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.   

  Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год  

Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год):  

  Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год  

Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впер­вые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца - отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей.   

  «Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске  

Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме все­гда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, при­нимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».  

Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.    

  Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год  

В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.  

Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др.   «Кого-кого тут нет! - писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, - весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей - это знают только наши гостеприимные милые хозяева - Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка - Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».  

Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»   Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве - Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.  

  Н. Ярошенко. Курсистка.1883 год  

Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко - «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.   

  Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год  

Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».  

На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» - писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко "Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко "Всюду жизнь"». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.  

  Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год    

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером", и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.  

В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.    

  Свято-Никольский храм в Кисловодске  

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа».   25 июня (7 июля) 1898 года, на­ходясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца. В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила - художника Ярошенко.   

  Могила Н. Ярошенко в Кисловодске  

В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения ... устраивает народный праздник - чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».   

  Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год  

Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника.   

  Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко

http://odnarodyna.com.ua/articles/3/2203.html

ruskline.ru


Смотрите также