Stern 18. Явление картина


«Явление Христа народу» Александра Иванова — УМБРА

Картине «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее посвящен отдельный зал. Ее автор художник Александр Иванов родился 28 июля (16 июля по новому стилю). Рассматривать полотно, над которым живописец работал почти половину своей жизни, можно часами. Картина переполнена тайнами и зашифрованными символами. На ней художник изобразил и себя, и своего хорошего друга писателя Николая Гоголя, а если присмотреться, то за ветвями деревьев можно разглядеть женский крестный ход.

Мы выбрали 10 факто о картине «Явление Христа народу», которые нужно знать.

1. Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в 20 лет – с 1836 по 1857. Работал над масштабным полотном художник в Италии, куда уехал для усовершенствования мастерства на средства Общества поощрения художников.

2. Для картины Иванов сделал более 600 эскизов с натуры. Художник задумал изобразить на лицах «весь ход обращения человека ко Христу». Для этого Иванов много времени проводил в церквах, наблюдая за прихожанами. В Италии он искал натурщиков, напоминающих древних иудеев. Иванову было важно, чтобы люди получились «живыми». Если присмотреться к купающимся возле реки Иордан, действительно, ни одна эмоция, ни одно выражение лица не повторяются.

3. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

4. Из-за скрупулезности, с которой Иванов подходил к созданию картины, сроки выполнения работы затягивались (предполагалось, что он поедет в Италию на четыре года). Художника даже обвиняли в лени. Однако Иванов на критиков не обращал внимания, и даже, несмотря на свое ухудшавшееся зрение и проблемы с финансами, живописец не стал ускорять работу в ущерб качеству.

Александр Иванов "Явление Христа народу" 1836-1857

Александр Иванов «Явление Христа народу» 1836-1857

5. Центром композиции, к которому притягивается взгляд зрителя, является Иоан Креститель. Он указывает на Спасителя

6. Фигуру Христа делит линия горизонта. Возможно, художник хотел показать, что Спаситель находится одновременно и на земле и на небе. Еще одна любопытная деталь: Христа как бы отделяют от всех остальных крест и копье в руках одного из легионеров. Эти предметы являются символами предстоящей казни.

7. На картине Иванов изобразил своего друга писателя Николая Гоголя. Он находится ближе всех ко Христу, а его терракотовая накидка перекликается по цвету с одеянием Спасителя. Правда, сходство с писателем более заметно на отдельном этюде. Вероятно, таким близким расположением автора «Мертвых душ» ко Христу, художник хотел показать духовность Гоголя. Кстати, писатель приезжал к Иванову в Италию. Он отмечал, что художника спрятался от людей и не выходит из мастерской, проводя все время в работе.

8. На картине можно найти и портрет самого Иванова. Художник изобразил себя в виде странника в синей накидке в тени Иоанна Крестителя

9. Закончил работу над полотном Иванов в 1957 году. Картина получилась огромная – 5,5 на 7,5 метров. О масштабной работе художника уже были наслышаны, но купить картину никто не мог, потому что она была сделана по заказу Академии художеств. Коллекционер Павел Третьяков купил эскизы к картине. После смерти Иванова «Явление Христа народу» купил император Александр II и подарил ее Румянцевскому музею. В Третьяковку картина попала в 1925 году.

10. «Явление Христа народу» стала картиной всей жизни Александра Иванова. После выставки картины и подготовительных этюдов к ней в Петербурге художник заболел холерой. Иванов скончался спустя шесть недель после открытия выставки в июле 1858 года в возрасте 51 года. Организм художника был ослаблен сложной работой, плохим питанием и тяжелым переездом из Италии. Мечта художника поехать в путешествие на восток так и не успела осуществиться.

umbra.media

Картины, описание картин — Явление Христа народу, 1837-1857.

Большую часть своей жизни русский художник Александр Иванов провел в Италии. В России вспоминали о нем время от времени, когда в печати появлялись сообщения людей, посещавших его мастерскую в Риме. Посланный за счет Общества поощрения художников, Иванов в благодарность прислал ему свою картину «Явление Христа Марии Магдалине». Она сразу же поставила его в ряд с лучшими русскими художниками и, будучи выставлена в Академии художества, исторгала у зрителей слезы.

В ней, как и в более раннем прекраснейшем произведении «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», были воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным, будь то величие человека или красота природы. Отсюда рождается и замысел прославленной картины «Явление Христа народу», работа над которой относится к началу 1837 года.

Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н.В. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерско й. Перестали даже уже и осаждать его просьбами - пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет.

И вдруг разнеслась по Риму молва об открытии мастерской. Тут-то мастерская художника разом наполнилась народом: начиная от первого князя до самого последнего работника, весь Рим устремился в нее. Художники всех наций и направлений стекались толпами, и уже не было ни о ком разговоров, кроме как о русском художнике Александре Иванове и его картине. Сам маститый и пользовавшийся в то время большим авторитетом П. Корнелиус несколько раз пожимал руку русскому художнику и повторял: «Un valoroso maestro!» («Вы - большой мастер!»). Даже И.Ф. Офербек, который привык видеть в Иванове робкого ученика, внимательно прислушивавшего ся к его советам, «провел несколько часов перед оконченным произведением и только в состоянии был произнести: «Кто бы мог подумать: Иванов нас надул!».

Содержание картины всем более или менее известно. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, именно этот момент Иванов и изобразил на своей картине.

Зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка, который говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!» Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

Академик А.Н. Мокрицкий еще в середине прошлого XIX века отмечал, что сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека. Действительно, это не появление обычного странника на пустынной дороге; это момент наступления нового мира.

На первом плане полотна, справа, стоит нагой человек, который уже готовился надеть платье, как вдруг услышал благую весть. Радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками. Еще не вполне понимая значения слов грозного пророка, он с напряженным вниманием и затаенным страхом смотрит на Иоанна. Несколько человек в группе народа повернулись в ту сторону, куда указывает Иоанн, другие же остались стоять, как и прежде. В толпе видны надменно хмурые лица окаменелых сердцем книжников и фарисеев. Далее - кроткие, скорбные женские лица.

Недаром Иванов разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи, и писал с них бесчисленные этюды на вольном воздухе, при свете солнца. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров. Художник посещал синагоги и церкви, чтобы наблюдать молящихся, потому и находит зритель среди этих людей, собравшихся на каменистом берегу Иордана, под сенью дымчато-зеленой листвы олив, поборников и противников новой веры, колеблющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямц ев и жаждущих истины юношей...

Особое значение придавал Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он «просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок».

На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? И здесь зритель видит могущество рисунка и линий, которыми Иванов изображает Того, кто несет миру свет истины, милосердие и утешение. Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей - не от мира сего. Даже неясность в очертаниях лика Христа была намеренна, чтобы не останавливать зрительского воображения.

Христос на картине Иванова направляется прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Изменив направление движения Спасителя, Иванов драматизировал художественное повествование: движение Искупителя было тем самым наделено значением неумолимо приближающегося приговора.

Иванов трудился над этим полотном двадцать лет. Для таких произведений недостаточно одного гения художника и познаний им искусства, необходимо еще высшее настроение духа и способность неотлучно пребывать с идеей, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными средствами на полотне. Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду.

В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами. Ему предстояло доставить в Санкт-Петербург холст огромных размеров (высота - 540 см, ширина - 750 см). Кроме того, Иванов решил следовать за своей картиной, поэтому его путешествие из Рима в Петербург было делом хлопотным.

В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Специальным именным постановлением художнику было предоставлено право самому отыскать подходящее место для экспозиции своего произведения. Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Отсюда позднее полотно предполагалось перенести в Испанскую галерею Эрмитажа для всеобщего обозрения. В среду 28 мая 1858 года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Никаких отрицательных отзывов со стороны царя или кого-нибудь из его приближенных не последовало, однако через несколько дней всем стало ясно, что картина Иванова «не поразила так двор, как картина Брюллова».

Последствия этого вскоре дали о себе знать. Так, 3 июня Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не может оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». 9 июня картина была перенесена в здание Академии художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Несколько позже в журнале «Сын Отечества» появился резкий отзыв В. Толбина об этой картине. Официальные академические круги высказали свое резко негативное отношение к картине, утверждая, что автор не оправдал надежд и ожиданий.

Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихс я 30 тысяч только 10 или даже 8. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его снова не соизволили принять, он слег. А три дня спустя, 3 июля 1958 года, Александр Иванов скончался. Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной канцелярии и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.

Молодое же поколение отнеслось к художнику и его вдохновенному труду восторженно. Иван Крамской, тогда еще ученик Академии, свои впечатления от картины А. Иванова записал в статье «Взгляд на историческую живопись»; на молодого профессора Академии П. Чистякова встречи с художником и его картина произвели неизгладимое впечатление. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни».

Теперь главное полотно великого мастера выставлено в новом зале Третьяковской галереи, возведенном на месте внутреннего двора. По обе стороны от него, а также в специальном небольшом помещении, расположены многочисленные этюды к нему.

www.art-drawing.ru

Явление «Горы Ленина»Явление «Горы Ленина». Как картина Н.К.Рериха «Гора Ленина» превратилась в «Явление срока»

Н.К. Рерих Гора Ленина 

Н.К. Рерих «Гора Ленина»

1925-1926 гг.Бумага на доске, темпера. 22,8×29,2Местонахождение картины неизвестно.Изображение  с сайта аукциона Christie's http://www.christies.com/;

 

 

 

 

Явление «Горы Ленина»

 

 Как  картина Н.К.Рериха  «Гора Ленина»

превратилась в «Явление срока»

Картинная галерея 

В Международном Центре Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции экспонируется автограф Николая Константиновича удостоверяющий этот факт[1].  Все картины были созданы   на маршруте экспедиции в Гималаях и Китайском Туркестане.В 1926 году в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих посетил Москву  и  передал в дар Советской России девять своих картин, объединенных глубоким символическим содержанием -   сюиту «Майтрейя», имеющую  второе название «Красный всадник», а также картины «Красные кони» и «Гора Ленина».

Подбор картин для дара был глубоко не случаен. Сюита «Майтрейя», состоящая из семи картин («Шамбала идет», «Конь счастья», «Твердыни стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шепоты пустыни», «Майтрейя победитель») проникнута символикой приближающейся Новой Эпохи.

В основу сюжета «Красных коней» положен старинный буддийский обычай, о котором рассказывает Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи». Во время ненастья ламы поднимаются на высокую  гору и совершают особое действо в помощь терпящим бедствие путникам. Знаком этой помощи являются пускаемые ими  по ветру бумажные фигурки красных  коней.[2]

Символика картины «Гора Ленина» также  далеко выходит за пределы названия. В том, что на ней изображена вполне конкретная горная вершина – сомнений нет. В нижнем левом углу картины, на имеющейся в нашем распоряжении репродукции, отчетливо видна надпись: «ХIII день  Ак-таг  Гора Ленина».  

Фрагмент 

Н.К. Рерих «Гора Ленина», надпись в левом нижнем углу картины

Преодолев последний гималайский хребет,  экспедиция пересекла границу Китая и двинулась далее в направлении Хотана, административного центра южного Синцзяна. Спустя сутки подошли к хребту (горе) Ак-Таг или Патос. В книге Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи» приведены следующие строки, датированные 2-м октября 1925 г.: 

«В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовывалась снеговая гора Патос. Так назвал высший пик хребта («Патос» - фонетически, по-местному «Ак-Таг»[3]) Махатма Ак-Дордже, проходя здесь из Тибета. Гора Патос стоит над разветвлением дороги на  Каргалык-Яркент и  Каракаш-Хотан. (…) Гора высится конусом, между двух крыльев белого хребта. Лама услышал и шепчет: «Он (Великий Учитель) не был против истинного буддизма и говорил: «Истинный буддизм – хорошее учение»».[4]

Важно отметить, что картина «Гора Ленина» воспроизводит  реальное место на маршруте экспедиции  и была с особым значением  передана Рерихами Советскому правительству. 

Кроме девяти картин переданы были также Письмо к советскому народу, известное как «Послание Махатм», [5]  ларец с землёй «где ступала нога Будды, этого Великого Учителя и провозвестника общины и надписью на русском и тибетском языках «Махатмы Востока на могилу русскому Махатме», а также  рукопись книги «Община».[6]

Сочетание смыслов всех этих  предметов  имело важнейшее  значение для молодого советского государства – предлагалась помощь и указывался путь. 

Дар был передан Н.К.Рерихом представителям советского  правительства  в лице наркомов Г.В.Чичерина и А.В.Луначарского. Руководителями страны   его символический смысл не был понят и помощь предложенная  - не принята.   Дальнейшая  судьба Дара  нам доподлинно неизвестна. По некоторым неуточнённым данным он был передан   в Институт Ленина. Авторы других публикаций повторяют  версию о том, что картины долгое время пылились в коридорах Совнаркома, но также без ссылок на её первоисточник.   Сам факт посещения Рерихами Москвы в 1926 году в СССР долгие годы замалчивался.

Спустя какое-то время картины Н.К.Рериха  оказались  у А.М. Горького на даче[7], где украсили  его столовую. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях художница  В.М. Ходасевич: «В один из приездов в 1935 году в Горки, в столовой я увидела развешенными на стенах восемь картин Н. Рериха».[8] Когда и при каких обстоятельствах они  попали на дачу А.М.Горького – нам  неизвестно. Но  после кончины Алексея Максимовича в 1936 году, по его завещанию, картины  были переданы в дар Горьковскому (ныне Нижегородскому) государственному художественному музею.

 Н.К. Рерих Явление срока

Н.К. Рерих «Явление срока»1927 г.Проект наддверной фрески, холст, темпера. 62×124Нижегородский государственный художественный музей

Сопоставляя список картин, подаренных Рерихом в 1926 году, со списком картин, переданных А.М.Горьким в Нижегородский музей, обнаруживаем исчезновение двух полотен – «Шамбала идет» (первая картина сюиты «Майтрейя») и «Гора Ленина». Но зато   в завещании А.М.Горького  и, соответственно, в Нижегородском музее появилась  картина  «Явление срока», о которой известно, что создана она была  Рерихом уже после посещения Москвы, в 1927 году в Монголии, в Урге как проект наддверной фрески.[9] Когда  она  была привезена из Монголии  в Советский Союз неизвестно. 

Неизвестно также, когда  картины «Шамбала идёт» и «Гора Ленина» были изъяты из комплекта дара Рериха. Вполне возможно,  это произошло до того, как картины  оказались  на даче у А.М. Горького, так как В.М. Ходасевич в своих воспоминаниях определенно пишет, что картин у Алексея Максимовича  было восемь. Нам   сейчас важно  отметить,  что в 1936 году, согласно завещанию А.М. Горького, две картины из подаренных Н.К.Рерихом советскому народу («Шамбала идёт» и «Гора Ленина») уже отсутствовали, но появилась «Явление срока».

Судьба картины «Шамбала идет» неизвестна до сих пор. Но у истории «Горы Ленина» оказалось продолжение, о котором речь пойдет  ниже.

26 ноября 2008 года картина Н.К.Рериха с названием «Гора Ленина» была выставлена на известном международном аукционе предметов искусства  Christie's. На сайте аукциона была размещена репродукция картины,  благодаря чему мы получили возможность ее увидеть. Факт продажи сам по себе более чем прискорбный  – картина, которая должна быть собственностью государства,  оказывается в частных руках и на зарубежном аукционе.  Очень интересно было бы узнать, что было написано в провенансе [10] картины  и кто его предоставил. Ведь сейчас широко известно, что  подделки, подлоги и пр. часто сопровождают  торговлю предметами искусства. 

Но у этой продажи есть и предыстория, связанная с именем  В. Росова.

В  статье «Великий Всадник», имеющей подзаголовок «О Ленине и символике звезды на картинах Николая Рериха» В.Росов пишет:

«Там же, в Хотане (неточность В.Росова, до Хотана ещё 9 переходов - прим. составителя)  5 октября 25-года художник задумал картину «Гора Ленина». Позже он переименовал ее в «Явление срока». Однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием.  В дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».[11]  (выделено составителем).

Позднее,  в  книге «Николай Рерих. Вестник Звенигорода» В.Росов повторяет эту информацию, также, не утруждая себя никакими доказательствами.[12]

На чем основывал В.Росов свое более чем странное утверждение о переименовании Рерихом своей картины – неизвестно. Обычно он с удовольствием ссылается на редкие архивные документы, чтобы подтвердить свои «гипотезы».

Ложь, напечатанная в журнале «Вестник Ариаварты», начала свое шествие по разным изданиям, Интернет публикациям и каталогам, тиражируемая  доверчивыми составителями и редакторами.

Справедливости ради надо отметить, что путаница с картиной «Явление сроков» началась до Росова. Например, Е.И. Полякова в  монографии «Николай Рерих» писала, что картина «Явление срока» была привезена Рерихом в Москву в 1926 году[13]. Подобную  неточность допустила В.П. Князева в книге  «Николай Рерих. Летопись жизни и творчества».[14] Но они не утверждали, что эта картина и есть  «Гора Ленина».

Для того, чтобы убедиться в том, что речь идет о двух разных картинах – «Гора Ленина» и «Явление сороков» - достаточно заглянуть в материалы, доступные ныне даже  простому любителю творческого наследия Рериха. Это каталог картин Н.К. Рериха, составленный В.В. Соколовским и опубликованный в 1978 г. в сборнике «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество»,   и  альбом «Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея», изданный в Самаре в 1998 году, автор-составитель И.Н. Кузнецова. Оба названных источника были доступны задолго до опубликования статьи Росова.

В каталоге В.В. Соколовского в разделе  картин, написанных в 1925-1926 гг. имеется картина «Гора Ленина», внесенная туда на основе рукописного списка картин, составленного Н.К. Рерихом.

В этом же каталоге в разделе 1927 г. имеется картина «Явление срока», с указанием размеров, техники и местонахождения (Горьковский государственный художественный музей)  и даже инвентарного номера -  649.

В альбоме И.Н. Кузнецовой приводится подробнейший каталог картин Рериха, находящихся в Нижегородском музее, в том числе и «Явления срока». В каталоге  описаны не только размер, техника, выставки, но и надпись на обороте картины «1927 «Явление срока» (Улан Батор Хото): проект наддверной фрески» с монограммой автора.

Даже из этих двух источников видно, что речь идет о двух разных картинах, созданных в разное время и с разными целями.

Зачем же понадобилось В. Росову совершенно бездоказательно утверждать, что речь идет об одной и той же картине?

Возможный ответ подсказала нам статья А.В. Стеценко «Загадка одной картины», опубликованная во 2-м томе  Каталога Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха.[15]

В этой статье рассказывается, как для того, чтобы скрыть пропажу одной из картин Н.К.Рериха,  Государственный Музей Востока объединил названия двух разных картин – «Тангла» (в настоящее время её местонахождение неизвестно)  и «Песнь о Шамбале» (находится в Музее Востока). Таким образом, из двух картин получилась одна – «Тангла. Песнь о Шамбале».

Тот же приём прослеживается в вышеназванных публикациях В.Росова. Он объединяет названия двух разных картин, утверждая, что это одна работа художника. Этим бездоказательным утверждением  снимался  вопрос об исчезновении  «Горы Ленина», которая, якобы,  просто под другим названием находится в Нижнем Новгороде.

А в это время кто-то  готовил необходимые документы для выставления  истинной «Горы Ленина» на торгах солидного аукциона, специализирующегося на предметах искусства. 

Подводим итоги.

Картина «Гора Ленина» была написана Н.К.Рерихом на маршруте экспедиции в Китайском Туркестане. На ней запечатлена самая высокая вершина хребта Ак-Таг (Патос). Об этом свидетельствуют:  запись в дневнике Николая Константиновича от 2 октября 1925 года,  собственноручно составленный им список своих картин за 1925-1926 г.г., в который включена «Гора Ленина», а также  надпись на самой картине «ХIII день Ак-Таг гора Ленина».  

Во время пребывания Рерихов в Москве в июне 1926 года картина была подарена советскому народу вместе с сюитой «Майтрейя». Это подтверждает   автограф Н.К.Рериха о факте дарения, экспонируемый в МЦР в зале Центрально-Азиатской экспедиции. С этого момента нет никаких документальных свидетельств о местонахождение «Горы Ленина».  

Картина «Явление срока» была создана в 1927 году в Монголии как проект наддверной фрески, что подтверждается также списком Н.К. Рериха и имеющимися на картине надписями.

Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах исчезла «Гора Ленина». Принимая во внимание свидетельство В.М. Ходасевич, можно предположить, что это произошло в период годов с 1926 по 1935. Поэтому она не была включена в завещание А.М.Горького о передаче картин Н.К.Рериха Горьковскому художественному музею.

Мы также не знаем, когда и кем «Явление срока» была привезена из Монголии и передана А.М.Горькому.

Спустя десятилетия, с  2002 года информация о «Горе Ленина» появляется в работах В.Росова, в которых он, не приводя никаких доказательств,  утверждает, что «Гора Ленина» и «Явление срока», хранящаяся в Нижегородском музее – одна и та же картина «Явление срока. Гора Ленина». А спустя ещё несколько лет, в 2008 году, «Гора Ленина» выставляется на продажу аукционом Christie's.

Через чьи руки прошла истинная «Гора Ленина» пока  оказалась на солидном аукционе, кем и какие документы на право продажи были предоставлены его организаторам – нам неизвестно. Как неизвестно и её  местонахождение в настоящее время.

А мы лишь констатируем факт, что часть культурного наследия страны, сокровенного дара, принесенного Рерихами от священных Гималайских вершин, оказалась за пределами России и В. Росовым  была сформирована  ложная версия идентичности двух картин Н.К.Рериха, написанных художником в разные годы и с разными целями. 

Л. Глущенко

И. Садовская

Культурный Центр им. Н.К. Рериха, г. Алматы, Казахстан, 2013 

[1] Перечень картин Н.К. Рериха, переданных в дар Советскому правительству в 1926 г. — Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха

 (Москва), зал 9, Центрально-Азиатская  экспедиция.  Автограф, 1 л.

[2] Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи // Рига. Виеда. 1992. С. 74 - 75.

[3] На многих языках тюркской группы «ак» означает белый, светлый и даже святой.

[4] Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 123

[5] П.Беликов. В.Князева. Рерих. Серия ЖЗЛ // Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М. 1972. С. 178-179

[6] Елена Ивановна Рерих. Письма. IX том. 1951-1955 г.г. // Москва. МЦР.  2009. Приложение. Письмо американским сотрудникам от 23.02.

 26, стр.546

[7] А.М. Горький вернулся в Советский Союз в 1932 году. Тогда же ему была выделена дача в Горках.

[8] Непрерывное восхождение. К 90-летию П.Ф.Беликова. Сборник. Т.1 // М. МЦР. 2001. С. 259

[9] Во время пребывания экспедиции в Урге (Монголия) Н.К. Рерих подарил руководителям страны картину «Великий Всадник», второе

 название  «Владыка Шамбалы». В книге «Алтай-Гималаи» об этом написано так: «Приходит уполномоченный от монгольского

 правительства и просит дать рисунок  храма-хранилища, где будет поставлена картина «Владыка Шамбалы» с другими почитаемыми

 предметами» (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 293). Можно предположить, что картина «Явление срока»

 предназначалась для этого сооружения.

[10] Провенанс (англ.  Provenance – происхождение, источник) – история владения художественным произведением, предметом

 антиквариата, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов.

[11] Вестник Ариаварты. 2002, № 1. С. 40

[12] «...Художник преподнес в дар советскому народу восемь своих полотен (по другим данным – девять), написанных в ходе экспедиции. Это были, в основном, картины из серии «Майтрейя» (одна из них, «Шамбала идет», затерялась, ее местонахождение до сих пор неизвестно) и две примыкающие к серии – «Красные кони» и «Явление срока». Последняя особенно примечательна. Рерих изобразил огромного размера голову богатыря, парящую в облаках над горами. В этой голове, которая обращена на восток, безошибочно  угадывается Владимир Ильич Ленин, его характерный легкий прищур и устремленный вдаль взгляд. Картина «Явление срока» задумана в  1925 году в Хотане. Самое поразительное, что первоначальное название картины и есть «Гора Ленина».»   (В. Росов  «Николай Рерих.  Вестник Звенигорода». Книга 1 «Великий план»). Цит. по: http://gallery.facets.ru/show.php?id=966 

[13] Е.И. Полякова «Николай Рерих». М. Искусство. 1973. С. 245

[14] «В 1926 году была создана картина «Явление срока». В ней Рерих рисует обращенную на Восток гигантскую голову мудреца, в облике

 которого можно найти некоторые портретные черты Ленина» http://gallery.facets.ru/show.php?id=966&info

 [15] Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Том  2. // МЦР. Мастер-Банк.  М. 2010. С. 394-400

 

www.roerich.kz