Якутский Ысыах - встреча солнца (44 фото). Ысыах картина


Ысыах - якутский Новый год (Верхнеколымск, Россия)

Поделиться:

Россия Верхнеколымск > Ысыах - якутский Новый год (20 Фото)
МОЙ ВЗГЛЯД НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НАРОДОВ СЕВЕРА... Ысыах - якутский национальный праздник. По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.

Священная коновязь - неизменный атрибут праздника в любом селении...

Верхнеколымск - Фото №1

Дети Ысыаха...

Верхнеколымск - Фото №2

Уруй Айхал! Зажжение,поклонение и кормление священного огня...

Верхнеколымск - Фото №3

Танец стерхов. Стерх- белый журавль Якутии...

Верхнеколымск - Фото №4

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

Верхнеколымск - Фото №5

Неунывающая...

Верхнеколымск - Фото №6

Подношение кумыса(сброженное кобылье молоко) гостям...

Верхнеколымск - Фото №7

Игра на хомусе...

Верхнеколымск - Фото №8

Хапсагай – это якутская национальная борьба...

Верхнеколымск - Фото №9

Мас-рестлинг - это перетягивание палки, национальный якутский вид спорта.

Верхнеколымск - Фото №10

Перенос тяжестей.Национальный вид соревнования.Раньше для этого использовали большие камни.В данном случае участники переносят мешки набитые камнями массой 100кг...

Верхнеколымск - Фото №11

Юкагиры в национальных костюмах...

Верхнеколымск - Фото №12

Прыжки через нарты - широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего севера...

Верхнеколымск - Фото №13

Догони девушку - одино из соревнований многоборья...

Верхнеколымск - Фото №14

Дети Ысыаха...

Верхнеколымск - Фото №15

Чорон – обязательный предмет в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносят молодым на свадьбе, встречают гостей.

Верхнеколымск - Фото №16

Пожилым людям дань и уважение...

Верхнеколымск - Фото №17

Дети Ысыаха...

Верхнеколымск - Фото №18

Якутские национальные блюда...

Верхнеколымск - Фото №19

В Верхнеколымском районе проживают много людей разных национальностей... Якуты,юкагиры,эвены,русские т.д.

Верхнеколымск - Фото №20 Дата публикации: 30.07.09 1. Slok 30.07.09 13:59:24

Спасибо! Очень подробно, очень красочно и с подкупающей искренностью.

2. ssgen 31.07.09 03:41:55

Спасибо! Очень выразительные фотографии.

Какой красивый яркий праздник! спасибо большое за интересные фотографии)

6 фото с бабушкой очень веселое,спасибо за яркий цветной праздник,очень понравился национальный колорит и ощущение у людей действительно праздника ,а не просто ритуала

очень ярко и красочно! замечательные фотографии

6. NVCH 01.08.09 11:09:30

Наш фотохужожник и в этот раз здорово постарался!

А мне Эвенка одна понравилась!!!

Хорош праздник, да и люди-то какие: живут и ни в какие &quotАмерики&quot, &quotЕвропы&quot, &quotАзии&quot не стремятся (но не факт). Колоритно - не одними алмазами славен то край якутский, но жаль лето коротко, да и не всякому &quotякому в наши российские якутские места добраться можно. Но на то и &quotфототерра&quot, да и фотография есть, чтобы близость, красоту мест почувствовать, порадоваться за народ местный - яркий и праздничный.

У, карась -это точно национальное блюдо. Вкуснейшая уха. Такую могут варить только в Якутии.

10. Westa 03.08.09 15:06:38

Сколько цвета! Сколько красок! Настоящий праздник. Браво!

Спасибо! Благодаря Вашим фотографиям можно понять и почувствовать, что Якутия это не только снег и морозы, но и, пусть короткое, но такое яркое лето и люди жизнерадостные, незабывающие свои национальные традиции.

До чего же красиво - Якутия...

неунывающая ---- вообще супер

фото нуууууу ооочень красивые

Напоминает казахский праздник наурыз, и в нарядах есть сходство! Ну вообще по духу...очень похож

Здорово!

 Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.

fototerra.ru

Ысыах

Ысыах

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

СэргэСэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Ысыах

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

Ысыах

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

Ысыах

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Ысыах

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Ысыах

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Понравилась статья? Пожалуйста, оцените ее:

Загрузка...

travel-ykt.ru

Якутский праздник солнца Ысыах. Дневная церемония...: darkheavy

В постах ранее я уже писал, что выходные с 29 по 30 июня у меня удались. Теперь продолжу рассказ и расскажу, что было на следующий день после «Дикой Утки».

...Приехав домой после «Европы» я решил не ложиться спать. Время как бы было уже раннее, а стрелка часов всё ближе подбиралась к цифре «5».

В субботу я работал. Да, всё отдыхали, а у нас был рабочий день — мы должны были сопровождать международную делегацию на местном празднике Ысыах. Ну и фотоаппарат у пресс-службы я тоже взял.

Место сбора у нас было в гостинице «Полярна звезда» в 8:30 утра. Потом распределение и закрепление кураторов групп за «подопечными». Где-то к 9:30 решили все организационные и технические вопросы и разбудили весь народ. К 10 утра приехал транспорт, любезно предоставленный Министерством по Федеративным отношениям и внешним связям Якутии. А уже в 10 часов мы ехали в местность Ус-Хатын на ежегодное празднование, так называемого, «Городского Ысыаха»

ЫсыахВообще Ысыах проводится строго в самый длинный день 22 июня. Причём проводят две церемонии: дневную и ночную. Но так как 22 июня не всегда выходной, то в этот день проводят «Республиканский Ысыах», на который съезжаются люди со всей республики. По возможности. Как ни как Якутия это 1/5 всей территории России и пересечь такие огромные пространства не всегда выгодно по времени и по затратам на дорогу. Место проведения Республиканского Ысыаха всегда разное.

В первые выходные после 22 июня в Якутии проводятся «Городской Ысыах». В каждом городе свой. Обычно к месту проведения съезжается много народа из области. Пробка на дороге к месту проведения праздника начинается рано утром и рассасывается только на следующее утро.

Кстати, на Ысыахе я уже был один раз и даже сделал пару фотографий на камеру мобильного телефона и выложил их в ЖЖ

Карта местности Ус-Хатынг («Три берёзы» якт.) выглядит следующим образом:

map

Главный вход в местность находится в левом нижнем углу, если смотреть по карте. Чтобы пройти на место проведения праздника надо сперва пересечь мост. Причём, чтобы люде не мешали друг другу во время движения, мост разделен перилами посередине на две равные части.

После моста надо проследовать по небольшой аллее до арок. Причём, проходить под арками нужно было строго: мужчины — под правой аркой, женщины — под левой. Зачем? Дело в том, что приехав на Ысыах вы тут же становитесь участником ритуала очищения. Хотите вы этого или нет.

Я не успел сфотографировать сам вход в местность, но чтобы вы понимали о чём идёт речь, представляю вашему вниманию фотографию egorfdrv с Ысыаха 2011 года. Да, кстати, обратите внимание, что по бокам аллеи обязательно стоят девушки в национальных одеждах, которые встречают «гостей». Я оговорю сразу, что делается это не туристов ради.

Вход на Ус-Хатынг

После входа в местность первое, что бросается в глаза — это Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания.

DSC_1021 copy

Ну и так как это было самое большое и видное строение, то это было негласным местом встречи для «потерявшихся». Телефонной связи, из-за огромного количества людей и соответственно телефонов, не было в принципе. Телефоны показывали наличие сигнала, но при попытке позвонить из динамика тут же звучало сообщение о перегрузке. Хотя, надо отдать должное по крайней мере «Мегафону» (asyamay привет ;) ) — компании делали всё, что могли, чтобы телефонная связь была.

Вышка «Мегафон»

На Ысыахе из-за отсутствия связи появился даже свой маленький бизнес — услуги антенны для телефонов. По местности ходили несколько людей с полутораметровой антенной в руках и предлагали любому желающему подключить к ней свой телефон. Услуга стоила вроде около 100P. Зато давала преимущество в устойчивом сигнале.

...Дальше мы двинулись на трибуны к одной из сцен. На поле перед сценой должна была состояться дневная церемония Алгыс. Алгыс — в переводе с якутского означает «благословение».

По пути нам встретилась арка интересной конструкции.

DSC_1027 copy

Отличительной особенностью Ысыаха этого года было то, что на празднике было очень много лошадей. И на всей территории было установлено много новых сэргэ, или говоря по-русски — коновязей. К каждому сэргэ была привязана лошадь.

Если обратили внимание, то на фоне виден огромный столб — это тоже сэргэ. Но если говорить правильно, то это — Алтан Сэргэ, медная коновязь. Главная коновязь Ысыаха.

Якутские народы изначально вели кочевой образ жизни, поэтому лошадь для них многое значит. Не последнее место в их жизни и поверьях занимает и сама коновязь-сэргэ. У меня даже имеется отдельная запись на эту тему. Очень интересная информация.

Одна из формулировок по этому поводу звучит следующим образом:

Сэргэ (коновязь) — этнокультурное наследие древнего тюркского народа саха — с древнейших времен связано с традиционным занятием якутов — коневодством.

http://www.gazetayakutia.ru/08/66/01/336/767/

Когда мы подошли к месту проведения церемонии, то там уже не было места, чтобы упасть яблоку, не говоря уже о том, чтобы разместить нащу делегацию...

Народ

Но место вскоре нашли и у меня появилось немного свободы в передвижениях.

Между трибунами, на одной из вышек был установлен деревянный макет герба города Якутск. Честно говоря я не помню, был ли он установлен в прошлом году, но мне почему-то кажется, что не был.

герб

Народ на трибунах собрался разнообразный, но однозначно пёстрый. Многие из приехавших на праздник пришли в национальных одеждах. У якутов, или как еще правильно говорить, у народа Саха очень развито чувство, эммм, истории — они чтят свои традиции и учат им своих детей и внуков.

еще народ

Разнообразие головных уборов поражает воображение. По-моему на празднике можно было увидеть любой фасон шляп и шапок, вплоть до бумажных вариаций оных. Национальные головные уборы тоже присутствовали и далеко не в меньшинстве.

шапки

народ

С воздуха за происходящим следил октокоптер.

Отдельных слов, пожалуй, заслуживает и тема мужских национальных костюмов. Вопрос правда имеется: ему не жарко?

DSC_1053 copy

Дядька, кстати, не кто иной, а спикер городской думы Александр Саввинов.

Ну, а дальше началась церемония которая надолго приковала к себе взгляды всех присутствующих.

церемония

Церемония называется «Алгыс», что в переводе на русский означает «Благословение». Суть Алгыса состоит в том, что Алгысчит (человек, который главный в церемонии) обращается к богам и и просит у них благословение и благосклонность в течении всего следующего года. Обязательно разжигается огонь, ибо обращение идёт к духам огня. Потом читается молитва во время которой пламя окропляется кумысом, напитком приготовленным из молока кобылиц. На данной церемонии Алгысчит был не один, а в количестве троих человек. Как я понял, один из них был главным, и два были в помощниках.

Алгысчит

Кроме того, на церемонии в обязательном порядке присутствовали представители правительства и мэрии.

DSC_1088 copyСлева направо: Спикер городской думы Александ Саввинов, спикер государственного собрания Ил Тумэн Виталий Басыгысов, Президент РС(Я), видимо с супругой, Егор Борисов, мэр города Якутск Айсен Николаев, Первый президент Якутии Михаил Николаев, и еще какие-то люди.

В церемонии участвовало огромное количество человек, которые в определённые моменты начинали танцевать следую правилам древнего ритуала. Как мне сказал один человек, посмотрев одно из видео снятых мной, что если абстрагироваться от ситуации, то могло показаться, что дело происходит не в Якутии, а в Индии настолько массовые было действо. В особенности танцы. Но это из разряда шуток, как вы понимаете.

Алгыс

Алгыс

Когда Алгысчит говорил, все остальные стояли неподвижно и слушали каждое его слово.

Алгысчит

Разговаривали Алгысчиты по очереди. Основную часть церемонии вёл вот этот человек. А тот, что на фото выше, брал инициативу только когда, надо было произносить Алгыс в форме песни.

Алгысчит

В церемонии, помимо взрослых, принимало участие и множество детей. Самого разного возраста.

DSC_1081 copy

Я не профессиональный оператор, но имея возможность заснять видео, воспользовался её. Снимал без штатива, так что за качество простите — это мой первый опыт съёмки видео.

Ысыах. Дневная церемония. Алгысчит произносит Алгыс

Под конец церемонии «на сцену» вышли дети и начали танцевать ритуальный танец.

Ысыах. Дневная церемония. Детский танец

На этом, в принципе, церемония закончилась. Вернее закончилась её основная часть.

Кострище

В самом конце одним из ключевых действий было преподнесения освященного кумыса главе города и представителям правительства.

Кумыс

Айсен Николаев принимает из рук Алгысчита чорон с кумысом и произносит речь.

Мэр

Следующим выступает Президент РС(Я) Егор Борисов.

Президент

После речей представителей власти, все люди поднимаются со своих мест и начинают кружиться в огромном хороводе, который называется «Осухай». В прошлом году «Осухай» одновременно танцевали 15 тысяч человек. Это событие даже отражено в «книге рекордов Гиннеса».

Осухай

Было видно, что все присутствующие на эмоциональном подъёме и получают удовольствие от происходящего.

Бабушки

Осухай

Ысыах. Дневная церемония. Народ поднимается танцевать «осухай»

Ысыах. Дневная церемония. «Осухай»

А вот и представители нашей делегации. Вернее её «опекуны» ;)

Какая-то делегация

Проходя мимо одной из сцен я обратил внимание на выступление национального ансамбля. К сожалению не смог долго находиться рядом т.к. были заботы и поважнее, но пару минут поснимал их. Интересно, как им не жарко в таких одеяниях?

Ысыах. Выступление национального ансамбля

Отдельной темы разговора заслуживают и национальные одежды, в которых в этот день ходит большинство жителей города на празднике.

Мужские одежды

Одежды

DSC_1247-1

DSC_1237-1 copy

DSC_1225-1

Хочу сказать, что национальные одежды одевались и сам праздник устраивался не для туристов. Местное население действительно каждый год так отмечает Ысыах. И они действительно сами хотят носить свои национальные одежды. Скажу даже, что когда мы готовились к делегации, то запросили у компании майки с логотипом, чтобы наши сотрудники были различимы в толпе. Но когда мы начали раздавать одежду, то некоторые наши коллеги сказали, что майки не оденут, а придут в своей одежде. Я сначала не совсем понял, что имеется в виду под словами «своя одежда», но когда люди пришли в национальных одеждах, понял.

Повторюсь, мне было приятно видеть народ, который помнит свои традиции. И мало того, что помнит, он еще старается их придерживаться. Это одна из отличительных особенностей якутского народа.

Но пойдём дальше. По всей территории проведения празднования Ысыаха были расположены различные аттракционы, лавки и т.д. — Ысыах это не просто праздник, это еще и большая ярмарка по-сути. Присутствовали на празднике и художники, которые рисовали желающим их портреты в национальных костюмах народа Саха.

Что еще было интересного на Ысыахе как Ярмарке можно прочитать в статье от Сергея Доли — http://sergeydolya.livejournal.com/631126.html

Натюр

DSC_1262 copy

Кроме того, Ысыах, это не праздник одного дня. Хотя нет, это праздник одного дня, но он проходит в два этапа: днём и ночью. Днём проходит церемония Алгыса, а ночью — церемония встречи «нового» солнца. Поэтому многие приезжают на Ысыах с ночёвкой и не удивительно, что вечером всё пространство, где проводился праздник и близлежащие территории напоминали собой огромный кэмпинг с палатками.

Палатки

Так прошел мой день. Хотя нет. Так прошло половина моего дня. Еще были вечерние и ночные приключения, но о них чуть позже ;)

Ах да, чуть не забыл, в этот день на Ысыах специально прилетали alexcheban, sergeydolya, kukmor, ternovskiy, dementievskiy и еще пара блогеров не из Якутии.

Из своих был tolstyakov.

Не всё, но многое о Якутии можно узнать в сообществе yakutia

darkheavy.livejournal.com

Ысыах - Сергей Карпухин

Серия - 101 день в Якутии.

Этап первый - река Индигирка от Томтора до Усть-Неры. Продолжение.

Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике. В итоге найти транспорт не составило особого труда. Надеялся я, конечно, управиться за один день, вечером вернуться в Оймякон и продолжить другим днём плавание по Индигирке. Но не тут-то было. Оказывается это только лишь предварительный, репетиционный день и ничего стоящего увидеть и снять не получилось. Пришлось возвращаться в Оймякон почти ни с чем и потратить на Ысыах ещё один, уже следующий день.

Ну что тут сказать. Размах мероприятия меня поразил. К сожалению, не знаю достаточно хорошо корней и традиций этого праздника. Могу сказать только, что для якутов это очень важный праздник, пожалуй самый главный. Здесь вроде как одновременно и якутский Новый год и праздник весны сразу же. Поэтому не буду тут умничать словами, а лучше покажу много фотографий и взамен попрошу своих якутских друзей немного просветить нас по поводу праздника Ысыах. Пишите прямо в комментариях. Правда, мне тут объяснили, что это был молодёжный Ысыах и от традиционного он очень отличается. Это получился больше даже как молодёжный фестиваль, но с элементами национальных традиций.

036-08091.

036-05272. Мероприятие традиционно проводилось на окраине Томтора у дороги к аэропорту. Здесь какое-то время назад построили вот этот дом, что-то вроде резиденции Чысхаана, якутского деда Мороза.

036-05793.

036-05874.

036-07595.

036-05406.

036-07437. Были делегации практически от всех улусов Якутии.

036-07708.

036-0792

036-08309.

036-083510.

036-088811.

036-089512.

036-091713.

036-093014.

036-093615.

036-094216.

036-096517.

036-100018.

036-109719.

036-118120.

036-118421.

036-104622. Ритуал кумысопития. Слева товарищ, вроде бы отвечающий за молодёжную политику в Якутии, мне лично не знаком. В середине Александр Крылов, депутат Ил Тумэн, мне знаком по 10-му году. Именно Крылов забирал меня с озера Лабынкыр на своём вездеходе, после очередной фотоэкспедиции. Справа Михаил Захаров, новый глава Оймяконского улуса, здесь с ним и познакомился.

036-112023. Слева глава посёлка Томтор, справа глава посёлка Оймякон. Также знаком по 10-му году. Главное никто меня не забыл, все узнавали.

036-124224. Глава посёлка Ючугей. Ну с ним мы постоянно пересекаемся. В 10-м году, когда забрасывался на Лабынкыр, именно глава Ючугея привёз меня из Усть-Неры в Томтор на своём УАЗике. И теперь, когда так долго добирались от Якутска до Томтора, одна из попутных машин была его. Он меня там сразу признал.

036-115025.

036-110826.

036-113427.

036-120928.

036-121229.

036-126830. А вот это действо меня пробило до самой глубины души, прямо до дрожи. В центре стоит сэргэ, то есть столб-коновязь. Люди, взявшись за руки, кружатся хороводом вокруг этого столба и поют. Но это не простое пение. Ведёт один запевала, пропоёт короткую фразу, за ним вторят остальные и так дальше, снова и снова. Запевала иногда выходит почти на горловое пение. Вроде бы такие танцы с пением называются осуохай.

036-128031. Особенно мне понравилось как запевала вот эта девушка в середине.

036-128732.

036-120033. И конечно спортивные мероприятия. Не посчитал сколько в сериях было прыжков, но толкаются двумя ногами сразу.

036-130734. Борьба - очень популярный вид спорта в Якутии. Пожалуй, по чемпионам Якутия второй регион после Кавказа в этом виде спорта.

036-130935.

036-138836.

036-131937.

036-132138. Побеждённый.

036-141439. Танцы само собой.

036-142740.036-144841. Конкурс красоты.

036-133042. Врасплох.

036-133143.

036-144544. Это якутянка питерская, уже не настоящая.

036-151445. Мы спешим.

036-152346. С папой на праздник.

036-148147. Сестрёнки.

036-149448. Лучница.

036-150049. Фея.

036-152850.

036-150551. Синильга.

036-152052.

036-154053. Как я по воду ходила...

036-152954. Стерх - один из символов Якутии.

Предыдущая часть.

Продолжение следует.

karpukhins.livejournal.com

Якутский Ысыах - встреча солнца - Картинки - Шняги.Нет

Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...1Якутский Ысыах - встреча солнца Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:2Якутский Ысыах - встреча солнца Запах терпимый, но точно не благовония:В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):7Якутский Ысыах - встреча солнца В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

shnyagi.net

Якутский Ысыах — встреча солнца

Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...

1

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:

2

Запах терпимый, но точно не благовония:

3 4 5 6

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):

7

В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

8 9

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:

10

Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.

11

Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:

12

В небе стали появляться первые солнечные лучи:

13

Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:

14 15 16 17 18 19 20

Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.

21

Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:

22

В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:

23

Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:

24

Много молодых девчонок и парней:

25

Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:

26 27

Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!

28

Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:

29

Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:

30 31 32

Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:

33 34 35 36 37 38 39 40

Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:

41 42 43

Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!

44Источник

kykyryzo.ru

Об Ысыах Олонха | AldanOnline.ru

Форекс портал"

Ысыах - это религиозно-культовый праздник, пришедший к нам из глубины веков. Как все древние культы, Ысыах имеет свои традиции и обряды, которые соблюдаются испокон веков. Ысыах является праздником поклонения Солнцу, солнечным Белым Божествам, он связан с культом возрождения природы и духовного обновления человека. Ысыах - это ритуал общения с небесными и земными силами, обмена энергетической силой с окружающим миром. Название праздника восходит от глагола «ыс» - окроплять.

В глубокой древности ритуал открытия Ысыаха совершал Айыы Ойуун (Белый Шаман) – Верховный жрец религии Аар Айыы (Белых Божеств). Его сопровождали 8 невинных девушек и 9 непорочных юношей. Ритуал окропления кумысом с молениями Верховному Богу Юрюнг Аар Тойону, Божествам Айыы и Духам местности приурочивали к восходу Солнца, которое олицетворяло Верховного Бога. Обращение к Небу, Солнцу и небесным божествам Айыы, от которых зависело благополучие человека, было главным и важным моментом праздника. После обращения Верховного жреца к небесам, если боги услышали молитвы, то обязательно подавали знак: среди ясного дня шел теплый солнечный дождик – признак небесного изобилия, спускались на поляну, где проводился Ысыах, священные стерхи – это небесные Айыыудаганы (Небесные Божественные шаманки) почтили своим присутствием Великий праздник.

До восхода Солнца обрядовая часть праздника начиналась внутри берестяного шатра – «Могол Ураса»(Туос ураһа), там к священнодействию готовился Верховный Жрец – Белый Шаман.

. Первые лучи восходящего Солнца даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств. Обряд встречи Солнца – это ритуал коллективного причащения, после которого люди обновлялись и духовно, и физически.

Место проведения Ысыаха обставлялось особым образом. На восточной стороне ставили массивную священную коновязь – «Аар багах сэргэ». Эта коновязь является прообразом мифологического Мирового Древа – Аар Кудук Мас (Аал Луук Мас). Для древних предков саха cэргэ также является символом оси Вселенной, на которой держится мировой порядок. По мифологии саха в Мировом Древе жила Богиня Земли Аан Алахчын Хотун, а девять ветвей Древа источали белую благодать, ниспосланную с небес. На древнем языке саха слово «кудук» означает «чаша». Название Аар Кудук Мас можно перевести как «Великое Древо Чаши Изобилия».

Священную коновязь поднимали в момент восхода Солнца при помощи трех волосяных веревок. Ритуал становления «Аар багах сэргэ» олицетворял возрождение и обновление. чаще всего на  вершине священной коновязи ставилось изображение четырех конских голов соответственно четырем сторонам света. Иногда «Аар багах сэргэ» делали с девятью массивными ветвями. К коновязи привязывали жеребца белой масти, который олицетворял символическое жертвоприношение Белому Солнцу.

Ысыах устраивали внутри сакрального круга – тюсюлгэ. Переводится как «место, куда спускаются Боги». Тюсюлгэ – это своеобразный алтарь под открытым небом. Тюсюлгэ обрамляли молодые березки – чэчир. Чэчир ограждали место священнодействия от другого пространства и представляли собой сакральную границу, которую не переступал грешный человек. На березках развешивалась священная салама – ритуальная веревка, сплетенная из конских волос, украшенная разноцветными лоскутками и берестяными символами изобилия и благополучия. Тюсюлгэ было обращено к востоку, где по верованиям обитали Белые Божества. Посередине тюсюлгэ ставились три или четыре коновязи, соединенные между собой перекладинами, на которых подвязывали большие кожаные сосуды с кумысом. Вокруг ставилась ритуальная деревянная посуда для кумысопития. Вовремя Ысыаха строго запрещалось кушать из медной, железной или серебряной утвари. По древним верованиям Боги на пиршествах ели только из деревянных сосудов

На Ысыахе было много разных состязаний, целью которых было «завоевание счастливой доли»: это прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам, якутская борьба, стрельба из лука, скачки и др.

В основе ритуальных игр на Ысыахе лежит символический обмен удачей, счастьем. Удачу каждый год мог поймать кто – то другой, так счастье и слава переходили из одного рода в другой. На Ысыахе давалась уникальная возможность изменить и перестроить свою судьбу: каждый на празднике творения Вселенной и человека мог «стереть» свое прошлое и переигрывать заново судьбу.

После священного обряда окропления кумысом совершался ритуал кумысопития. Этот ритуал начинался с кругового распития кумыса семью почтенными старцами внутри круга тюсюлгэ. Остальные участники Ысыаха располагались вне алтаря – тюсюлги, образуя круги

 по родам, по сословиям, по возрастам.

 

После распития кумыса начинались игры. В начале игр разыгрывалась драматическая сценка космической борьбы Зимы и Лета, олицетворяющих Зло и Добро. Добро всегда побеждало. Все это сопровождалось особым пением. После инсценировки начинались спортивные игры, конские скачки, конкурсы запевал Осуохайа и хомусистов.

Люди в старину готовились к Ысыаху заранее, шили нарядную одежду. Каждый год этот летний праздник женщины встречали в новом платье, а мужчины надевали новые рубахи. В первый день Ысыаха каждый человек должен был выглядеть торжественно и нарядно. Надевалась традиционная национальная, богато и изысканно украшенная одежда и серебряные украшения. Ысыах было принято встречать в светлой одежде в знак того, что ты чист душой и телом, и готов к священнодействиям, к общению с Белыми Божествами.

Некое мистическое значение в обряде проведения Великого Священного Праздника имел круговой танец Осуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди как бы возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.

В наши дни Осуохай также занимает особое место в обряде проведения Ысыаха. Как считают многие исследователи, Осуохай имеет целительную силу, происходит круговое вращение положительной энергии и единение душ всех танцующих.

У саха существует традиция: каждый во время Ысыаха должен станцевать Осуохай, сделать хотя бы три круга.

Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни, был праздником семейным. Семейные традиции праздника включали: приглашение всех близких и дальних родственников, тесное общение всех родственников, планы на будущее, совместную трапезу и, наконец, благословение уважаемыми и почтенными членами семьи молодого поколения. Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова», через благопожелания задавались направление и цель будущей жизни.

Каждая семья, род или клан сооружали свое тюсюлгэ. Знатные роды ставили три резных богато украшенных коновязи в виде равнобедренного треугольника. К сэргэ, с северной стороны, привязывали жеребца как защиту от злых сил. К средней коновязи привязывали верховую лошадь в праздничном убранстве. Она олицетворяла благополучие и изобилие. К столбу - сэргэ, расположенному на южной стороне, привязывали кобылу с жеребенком, как символ достатка и приумножения конского скота, одного из основных богатств саха.

Посередине символического треугольника на круглых коврах, сплетенных из конских волос, расставлялась ритуальная посуда и праздничная еда. Вокруг рассаживались все члены семьи и рода, начиналась трапеза. Во время трапезы почтенные старейшины семей и родов благословляли своих сородичей, иногда происходил обмен подарками. Одаривали уважаемых и именитых родственников, юношам и девушкам, достигшим совершеннолетия, дарили особые подарки: юношам – ножи, девушкам – серебряные украшения. Участие в таких обрядах представителей всех поколений, а также детей всех возрастов символизирует вечное продолжение человеческого рода.

Особое значение имели во время проведения Ысыаха алгысы - слова благопожелания и благословения. Они произносились Белым Шаманом и почтенными старцами. Считалось, что слова, произнесенные в этот день, непременно сбудутся. Не всякому человеку разрешалось произносить алгыс, а богам обращались лишь избранные и безгрешные. В алгысах запечатлена модель человеческого счастья и прослеживается настрой на добрые дела. Если обратиться к древним алгысам - заклинаниям, то можно выявить эту модель счастья:

«О, Великий и Всемогущий Верховный Бог - Юрюнг Аар Айыы Тойон, могущественные и справедливые Верхние Боги - Айыы, милостливые и оберегающие от невзгод Земные Духи - Иччи, достопочтенная и дарующая добро Богиня Земли - Госпожа Аан Алахчын, всезнающий и всепрощающий Дух Огня - Почтенный Старец Хатан Тимиэрийэ! Окиньте нас добрым взором, даруйте нам благодать небесную! Обращаются к Вам простые смертные, внемлите нашим мольбам. На девять поколений прочное благополучие, на 8 поколений непоколебимое счастье, на семь поколений неубывающее обилие сотворите нам!»

 

Старейшины родов благословляли своих потомков словами:

 

«Пусть голодный насытится в вашем доме и замерзший обогреется у вашего очага. Пусть бедный и убогий у вас получит помощь, пусть погибающий у вас спасется, больному матерью станьте, хворому отцом будьте. Детей здоровых рожайте, пусть в изгороди крупный рогатый скот наплодится, на лугах конный скот прибавляется. Живите мирно и счастливо!»

В этих словах заключается смысл простого человеческого счастья, когда человек видит смысл жизни в творении добра, в каждодневном труде, приносящем благополучие и достаток, также прослеживается уважение и почтение к окружающему миру, воспринимаемому как нечто божественное и одухотворенное.

Каждый должен встретить Ысыах с открытым сердцем, с добрыми помыслами, с чувством благодарности ко всему Миру, должен благословить и благодарить Матушку – Природу, преклоняться перед Ней, попросить прощения за нанесенный Ей человечеством ущерб и вред, дарить друг другу радость и любовь.

 

Автор: ВАРВАРА КОРЯКИНА

Новости

Главная

Контакты

О проекте

Статьи

Реклама на портале

Афиша

Справочник

Акции

Все рекламные товары подлежат обязательной сертификации, все услуги - лицензированию. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Реклама изготовлена и размещена на основе материалов, предоставленных заказчиком. Все рекламные предложения не являются публичной офертой.

aldanonline.ru