Федотов П. «Сватовство майора». Женитьба картина


Федотов П. «Сватовство майора» | Музей искусств

Федотов П. «Сватовство майора»Один из шедевров изобразительного искусства 19 века, представленный в Государственной Третьяковской галерее, сумел в свое время произвести фурор и принести славу и звание художнику, что неудивительно, картина действительно замечательная.

Создание шедевра

Павел Федотов был одной из самых ярких звезд того времени, хотя и был самоучкой.За время поисков идеи для сюжета своего самого главного шедевра, Федотов написал несколько картин, но они не имели такого успеха, хотя и не были посредственными. В 19 веке развивалось купечество, нередко купцы были не из дворянства. Имея деньги, но, не имея имени, они старались выдавать замуж своих дочерей за дворян, которые были разорены.

Федотов славился тем, что на своих полотнах он высмеивал быт, в наше время это назвали бы карикатурой, тогда это была хлесткая сатира.

Перед созданием картины Федотовым была написана поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», затем уже была создана картина, можно сказать, по мотивам, которую автор назвал «Женитьба Майора».

Триумф шедевра

Законченную картину художник представил на выставке в Петербурге в 1848 году. Неожиданно она получила оглушительный успех не только у простых зрителей, но и у членов Совета Академии, которые и дали Федотову звание Академика.

Зрители были в восторге от реалистичности, с которой была написана картина. Художник как будто выхватил из настоящей жизни кусочек и перенес его на полотно. Кроме того, к полотну художником была написана рацея, которая состояла из нескольких слов, но сумела донести глубокий смысл.

К слову сказать, эта картина стала последней, которую создал талантливый художник, спустя несколько лет он умер.

Сюжет картины

Майор, который промотал все свое состояние, находит единственный выход — жениться на богатой купеческой дочке. Купец и рад, уж очень ему хочется породниться со знатным дворянином.Майор, стоя за дверью, покручивает ус, одновременно оглядывая свое будущее жилище, а сваха уже вошла в дом, чтобы сообщить о приезде жениха.

Купец трепещет в ожидании, когда будущий зять войдет в дверь. Невеста, изображая смущение и скромность, пытается сбежать из комнаты, но мать хватает ее за платье. Служанка уже накрывает стол. Все готовы к встрече жениха.

Это тот момент, когда все еще показывают свои настоящие чувства, но картина изменится после того, как майор переступит порог. Уже не будет той искренности…

www.muzzeum.net

"Неравный брак" – история одной картины

Разделы: МХК и ИЗО

1. Прием “Ассоциативный ряд”. В начале урока на доске написана фраза – неравный брак. Ребятам предлагается записать то, с чем ассоциируется у них эта фраза. При обсуждении интересные ассоциации мы записываем на доске. В течении урока мы обращаемся к ним и в дальнейшем строим урок, исходя из них.

2. Тема, которую мы затронули, имеет несколько граней, которые мы пытаемся определить в течении урока и на основании их уже в конце темы строим кластер. Но нам надо выстроить его перед уроком, чтобы знать, в каком русле строить работу с учащимися.

(Смотри приложение № 1)

3. Работа над картиной В.В. Пукирева “Неравный брак” (а как правило кто – то из учащихся называет саму картину в ассоциациях) мы строим в несколько этапов:

a. Восприятие картины через декадирование.

- Какое ощущение у Вас вызывает эта картина? (ощущение внутренней боли, сострадания, неизбежности свершаемого события).

- Что у вас вызывает такие ощущения? (смиренный и отрешенный взгляд невесты, наклоненная свеча в руке, сгорбленная фигура священнослужителя, надменный взгляд жениха, погруженный в себя образ шафера)

- Попробуйте составить монолог каждого из героев картины. (работу можно предложить учащимся как на выбор – выбрать героя самим, так и разделить составление монологов между рядами). Заслушиваем монологи, дополняем, если в этом есть необходимость. Сравниваем с теми ощущениями, которые возникли у каждого из учащихся.

Монолог зрителя (сравнение монологов учащихся с текстом о картине).

.…. Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника, находящегося где – то слева, за пределами холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. Растворяясь во мраке церкви, он все же отчетливо выделяет и небольшую группу участников свадебного обряда, окружавших венчающихся.

Неравный брак! Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Это – человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

Жених старый и дряхлых, а невеста почти ребенок. Он казенный человек, сухой и чопорный. На его длинном, черством и дряблом лице резко выделяются глубокие морщины. Особенно неподвижным и застылым оно кажется в тугом и жестком воротнике. На шее жениха орденский крест Владимира 2 степени, а на груди сияет соответствующая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. А она? Полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастирует с “кованой” жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

b. Восприятие картины через музыкальное произведение.

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение – песню “У церкви стояла карета” в исполнении разных певцов: Дианы Арбениной, группы “Золотое кольцо” и Надежды Кадышевой и Жанны Бичевской, исполнительницы бардовской песни. Строим работу так, чтобы песня была разделена между выше перечисленными исполнителями по куплетам. Исходя из этого, можно как назвать исполнителей этого произведения сразу, так и назвать их после прослушивания, если учащиеся не назовут их сами). После прослушивания каждого отрывка учащиеся записывают свое ощущение от прослушанного отрывка. Важным моментом является уточнение ощущений ребят от прослушанного и поменялось ли это впечатление после прослушивания.

c. Восприятие картины через художественные произведения.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. К ним мы вернемся немного позже. А вот к картине Пукирева было подобрано следующее стихотворение, написанное Геннадием   Брянским. После прочтения мы также возвращаемся к своим ощущениям.

Бледна, едва дыша, потупив очи, Держа свечу дрожащею рукой, Стоит невеста. Чист и непорочен Прелестный лик. С подавленной тоской Протянута рука навстречу року В обличье обручального кольца, Готового сковать ее без сроку Веригами постылого венца Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем Обласканным судьбою и царем; Сияет крест Владимира на шее. И чин, и власть, и деньги – все при нем. Сейчас священник, в ризу облаченный, Надев кольцо на полудетский перст, Захлопнет дверцу клетки золоченой. Бедняжка! В ней нести тебе свой крест. Твой милый здесь же, близко – за тобою, Но вам не быть с ним мужем и женой. Как много вас, униженных судьбою, С немилыми обходят аналой!

d. Театрализация картины.

Театрализация сюжета картин, а их на тему Неравного брака написано много, позволит нам перейти к рассмотрению других картин и с другой точки зрения.

Работа в группах. Класс делим не несколько групп, в зависимости от количества детей. Учащимся без названий даются репродукции картин, которые они пробуют инсценировать. Для этого в каждой группе выбирается режиссер. Он получает задание. Остальные актеры. После представления работ идет обсуждение сюжета картины. Продумываем название картин и соотносим их с названиями художников. Позже обсуждаем насколько точно актеры передали сюжет.

П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”)

Ф. Журавлев “Перед венцом”

В.Е.Маковский “К венцу”

4. Прием сравнения сюжета и жизни. Сюжеты картин напрямую связаны с историями жизни конкретных людей. Мы предлагаем учащимся 2 истории: одна - по сюжету картины Пукирева “Неравный брак”, в основе которой история фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, вторая – история любви князя Александра Васильевича Мещерского и Кати Подборской.

История первая.

В 1861 году в церкви Трех святителей на Кулишках состоялась свадьба фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, которую очень любил друг и ученик художника Сергей Михайлович Варенцев. Невеста сама предпочла молодого художника богатому фабриканту, который был всего на 13 лет ее старше. Варенцеву на этой свадьбе досталась роль шафер, так как его старший брат был женат на сестре А.А.Карзинкина. (Как нам известно на картине автопортрет самого художника, хотя первоначально Василий Владимирович хотел написать Варенцова, но тот был против. Образ невесты писался с Прасковьи Матвеевны, выданной впоследствии за Варенцова.)

Андрей Александрович являлся купцом 1-ой гильдии, занимался торговлей чаем и занимался экспертной работой для освидетельствования контрабандного чая. Также был почетным гражданином Москвы, благотворителем: постоянно вкладывал деньги в храм Петра и Павла при мануфактуре и Нило – Глинищевскому монастырю, где на его средства был построен храм, являлся членом – благотворителем коммерческого училища, жертвовал на вспомогательные кассы московского купеческого сословия, входил в попечительский совет Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, являлся старостой церкви Трех Святителей на Кулишках и попечителем Богадельни имени Д.А.Морозова. В его доме устраивались литературно – музыкальные вечера, на которых часто бывал друживший с семьей А.Н.Островский. На этой же сцене впервые состоялось выступление К.С.Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской “Женитьбе”.

Его жена, Софья Николаевна, была дочерью богородского купца, владельца суконной фабрики. Также как и муж она много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулезом и туберкулезный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища. Их сын Александр Андреевич являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях.

В Москве и Московской области есть места, которые связаны с фамилией Карзинкиных – это два загородных имения – дач: в Сокольниках и в Звенигородском уезде и два дома в Москве – в Столешниковом переулке, дом 14, так называемый доходный дом А.А.Карзинкина, построенный в стиле эклектики в 1900 – 1901 гг, архитектором В.В. Барковым, и “Дом Телешова” на Покровском бульваре дом 18/15.

Гармония в семье, несмотря на разницу в возрасте, как видим на лицо.

История вторая.

Екатерина Подборская в доме своего отца встретилась с его другом и личным врачом семьи Прокофием Семеновичем Подборским. Князь помог талантливой девочке сначала поступить в гимназию, а потом выплачивал пенсию для учебы в Италии. Талантливая певица Подборская произвела фурор в Ла Скала и подписала контракт на оперный сезон, однако в тот же день получила телеграмму о том, что ее отец тяжело болен. Бросив все, она вернулась в Москву и оказалось, что телеграмму дал князь, который испугался того, что Екатерина станет известной певицей и не захочет замуж за человека, старше ее на 48 лет. В 1895 году состоялось венчание князя Александра Васильевича Мещерского и кати Подборской. Ему было 73 года, ей всего 25 лет. Родные и близкие князя Александра Васильевича крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим. Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была в положении. И сын Вячеслав был копией родного отца, так называемых “голубых кровей”. Женитьба на девочке оттолкнуло от князя многих знакомых. “Доброжелатели” не преминули доложить о скандале императору Николаю II. Но князь, зная придворные интриги очень хорошо, испросил аудиенцию о царя и появился на ней в сопровождении своей молодой жены. Супружеская пара расположила к себе Николая II своей открытостью. После чего с поздравлениями хлынули его давние знакомые. Но счастливая жизнь семейной пары Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя стало ухудшаться. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна вновь была беременна. По наказу князя, родившуюся уже после его смерти дочь, назвали именем жены Екатериной – но в семье ее все звали Китти. Княгиня говорила, что прожитые в браке семь лет были для нее как прекрасный сон.

Продолжить историю можно перейся к дочери Александра Васильевича и Екатерины Прокофьевны Китти, которая стала писателем. Она прожила очень интересную и сложную жизнь. Похоронена она была на Введенском кладбище в Москве в 1994(5) году. По ее книгам можно узнать много из истории семьи. Основными произведениями являются мемуары – “Отец и мать”, “Детство золотое”, “Годы учения”, “Конец “Шахерезады”, “Рублево”, “Змея”, “История одного замужества”, (“История некрасивой женщины”), “История одной картины”, “Однажды”.

Каждая история может развиваться по своему пути. Мы можем только познакомить учащихся с их историей, это поможет нам в рассмотрении социального аспекта работы над темой. А можем следующий урок построить на этом материале.

5. Работа с текстами художественных произведений “чтение с пометками” (прием техники РКМЧиП)

Учащимся предлагаем тексты из произведений А.С.Пушкина “Дубровский”, Островского “Бедная невеста”. Они их читают и на полях делают пометки. Но, если в технике Развитие Критического Мышления Через Чтение и Письмо мы отмечаем то, что знаем *; то, что противоречит моим первоначальным представлениям !; то, хочу знать > и то, что для меня новое =, то при работе с нашим текстом мы можем предложить им другие смыслы значков.

Так то, что мы можем отнести к описанию невесты, мы отмечаем =, То, что нам дает характеристику жениха >, причины брака !. Таким образом нам дальше будет легче с этими текстами работать. (Смотри приложение № 2)

6. Работа с картиной П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”).

Сватовство майора - свадебная история из 19 века. Она уже передает другой оттенок – юмор, жесткую сатиру того времени. П.А.Федотов не только написал картину, но и в 1849 году к ней написал поэму “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. В ней он рассказывает о майоре, который захотел поправить свое финансовое положение женитьбой на богатой купеческой дочери.

Разбор картины. Переполох в купеческом доме, все ждут будущего зятя – офицера. Жеманная невеста одела бальное платье с голыми плечами, купчиха нарядилась в модное французское платье и повязала платок на голову, даже глава семьи – удачливый купец, суетливо застегивает сюртук. Один только жених не волнуется, он молодцевато подкручивает свои усы и предвкушает богатое приданное. Расчет, любовь, долг – что руководствует этими людьми?....

Работа с текстом. Чтение отрывков из произведения “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. Сравнение картины, которая у детей перед глазами и текста.

7. Социальный аспект.

Картина В.В. Пукирева “Неравный брак” выставлена в Третьяковской галерее. И экскурсовод , проводившая экскурсию по залам галерее, остановилась около этой картины и задала вопрос группе, состоявшей из молодых девушек: “Смогли бы вы выйти замуж за такого старика?”. Наши современницы, в своем большинстве сказали: “Да”. А молодые девушки прошлого века - середины и конца 20 века – “Нет”. Что движет молодых людей совершать такие поступки? Ответ на этот вопрос мы ищем в этом аспекте.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Крестьянские свадьбы в русской живописи

топ 100 блогов shakko_kitsune — 22.09.2017 На днях смотрели картины про свадьбы барышень из благородных сословий всяких, теперь давайте глянем на деревенские. Почему на них обычно все хорошо и весело?

Смотрите, что интересно: там я повесила много картин про дворян, мещан и купцов, и на большинстве из них разворачивается какая-то драма: "Неравный брак", "Двоеженец", "Прерванное обручение". И я написала, что наших жанристов и особенно передвижников хлебом не корми, а дай написать что-нибудь печальное, душераздирающее и поучительное на сюжет свадьбы, используя эту тему для приложения идей о подчиненном положении женщины, беспощадной власти капитала и все такое прочее.

На что мои любимые внимательные и эрудированные читатели (правда, круто, что я забанила всех злобных троллей-топоходцев? такая комфортная атмосфера в комментариях, прямо приятно) совершенно справедливо стали писать, например, такое:

_mjawa: Слушала тут лекции Светланы Адоньевой о традициях русского Севера, и о свадьбе в частности. Узнала, что невеста не просто должна была символически всплакнуть перед свадьбой, а основательно, ритуально отплакать, отрыдать и отпричитать до двух недель кряду, оплакивая свое девичество, детство в родном доме и переход в новую незнакомую жизнь.Осознать эмоционально, и отпереживать состояние перехода, прочувствовать как следует, что прежняя жизнь закончилась навсегда и бесповоротно, и что новую жизнь и новую семью нужно принять безусловно, какой бы она ни оказалась (негативные сценарии тоже проговаривались, проплакивались в символической форме в этот период).Счастливая, веселая на свадьбе невеста - воспринималась как открытые ворота для сглаза, от которого ее всячески укрывали и окружали оберегами и амулетами, часто странными (например - держать всю свадьбу подмышкой кусочек мыла). Причем все эти рыдания, когда невесту ноги не держат, она причитает, падает-бьется об пол, срывает с себя девичьи ленты из кос - они в рассказах старых женщин об их собственном опыте "нарочитые", "по обычаю", как телесные психопрактики.А у тех же русских писателей, все те же самые обряды, которые они то ли видели, то ли о которых слышали - воспринимаются всерьез и на голубом глазу - "вот ведь, ироды малограмотные, девку силой замуж выдают, а она плачет-убивается, болезная".

***

Это так, но  основываясь на этой логике, картины про крестьянские свадьбы, где соблюдалась эта обрядность, должны были быть еще более слезовышибательные, чем в моем предыдущем материале, про барышень в белых кринолинах.А вот нифига. Надрыва очень мало.Давайте изучим.

Для начала те несколько (очень мало картин), в которых надрыв все-таки присутствует.

Сергей Грибков. "Благословение на свадьбу" Крестьянские свадьбы в русской живописи

А. А. Бучкури. Свадебный поезд.

Следующая картина печальна - ну просто это Перов. Он без этого не может вообще, что бы ни писал.

В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани

В следующей картине так сразу и не скажешь -- надрыв или нет, потому что мы сюжетик совершенно не прочитываем глубже первого уровня. На сайте Русского музея считают, что картина добрая: "В 1861 году Мясоедов обвенчался с дочерью помещика Елизаветой Михайловной Кривцовой. Это событие в какой-то степени повлияло на создание полотна. Прототипом молодой барыни послужила невеста художника. Художник любуется милой домашней сценой, персонажи которой погружены в атмосферу влюбленности".

Дополнительный аспект полотну в наших глазах придает факт, который Мясоедов подразумевать не мог: год создания. Сколько там осталось до отмены крепостного права? Еще чуть-чуть, и фиг вам будет, а не влезание в малейшие детали интимной жизни ваших крепостных рабов.

Григорий Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861. Крестьянские свадьбы в русской живописи

Ну вот как бы и все надрывное, что мне удалось наскрести.

Все остальные картины написаны с совершенно иной художественной задачей.Это вот примерно та же точка зрения, с какой взирали на свою натуру авторы вот этих картин -- красиво! интересно! бытописание чужого мира.

Крестьянские свадьбы в русской живописи

Видно, что в этих полотнах художников интересуют "чужие", деревенские, странные обычаи, необыкновенно красочные наряды. Некая посконность. Картин, при взгляде на которые мы думаем "блин, тут зашифрована какая-то серьезная драма, какая-то непонятная история, нравоучение", и нету.Слез, надрыву нема.Примерно таким же образом наш Верещагин взирал на индусов и тибетцев с их удивительными костюмами.

Зато все стадии обрядов, связанных со свадьбой, благодаря такой точке зрения, мы можем наблюдать.

Николай Пимоненко. Сваты.Кажется, украинские крестьяне, или нет?Крестьянские свадьбы в русской живописи UPD (отсюда): Оказывается, в ряде областей Украины в XIX - начале XX века был зафиксирован обычай: если девушке нравилась предлагаемая сватами партия, она, сидя у печки, принималась колупать извёстку на ней, причём чем больше по душе был будущий жених, тем активней двигались пальчики. Дева на картине не то чтобы половину побелки пальцем сняла, но весьма сосредоточена на своём занятии. Она явно не против того хлопца, родители которого заслали сватов.

***

Внимание!Если на картине явно свадьба, но девушка и окружающие в богатых кокошниках, жемчугах, сарафанах (типа такой), то нам сюда эта работа не годится. Потому что она принадлежит совсем к другому жанру, который назывался "как красиво жилось в допетровской Руси, а потом этот алкоголик и сифилитик все испортил". О свадьбах на подобных картинах тоже можем поговорить, если интересно, но в другой раз.

Пока же к нашим крестьянам возвращаемся, и жанровой документалистике.

Н. Петров. Смотрины невесты.

Николай Бекряшев. Выбор приданогоНевеста, наверно, которая с узелком в руках?

Следующая картина весьма интересна.Она достаточно ранняя, первая четверть 19 века.Этот автор еще не умеет "как Верещагин" документировать, он рисует романтически, ампирно, как это бы сделал Брюллов.Герои стоят в благородных позах, аналогичным образом и Ахилл или Ифигения могли бы быть изображены.

Неизвестный художник. Благословение перед свадьбой.

Следующая картина 1889 года. Видите, какая эволюция  пройдена?Спокойно можно костюмы по этому полотну восстанавливать и идти на фестиваль исторической реконструкции.

Алексей Корзухин. "Девичник".Из бани выглядывает полуобнаженная невеста.UPD: _mjawa Невеста идет в шубку закутанная. А из бани на обеих картинах выглядывает-выбегает вслед основной процессии с невестой еще одна участница церемонии - то ли младшая сестра, то ли кто-то замещающий ее роль. Олицетворение оставляемой девичьей доли в родительском доме. Крестьянские свадьбы в русской живописи

На следующей картине изображена украинская свадьба. Вообще на тему малороссийских обрядов тоже достаточно полотен, но я их специально не беру, только этот взяла, из-за композиции.(Да, кого-то, как выяснилось, сильно волнует этот вопрос, так что отвечу тут: лично я -- не армянка, и не еврейка, а смесь кубанских и донских казаков, оттого так много доброты а-ля Нонна Мордюкова в моем взгляде, и рука такая тяжелая).

В. Маковский. Девичник

Вот, для чего понадобился пример композиции -- видите, как на картине выше девушки в углу сидят?См. ниже: у Елены Киселевой (забытой ученицы Репина) должна была быть картина тоже многофигурная, но сохранился лишь вот такой проработаныный эскиз кусочка, с группой.

Елена Киселева. Невесты. Троицын деньUPD:_mjawa У Киселевой не просто невесты на выданье сидят. Это уже просватанные невесты, о чем говорят белые нитяные колпачки под красными платками-девичьими повязками. Они уже в переходном состоянии - еще не молодухи, но уже судьба определилась.

А сама композиция должна была быть такая

Следующая картина 1909 года.Во второй половине XIX века, особенно к концу, и потом в начале ХХ века, "народную" тему подавали уже по-другому, Суриков показал, что так тщательно не надо, а надо эмоционально, с душой. При этом тема была достаточно модной, "крестьян" давали писать как задание в Академии художеств для диплома и т.д.

Иван Куликов Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме Крестьянские свадьбы в русской живописи

А вот опять более ранняя.

Карнеев. Сборы к венцу

Венцы надеты на голову, никто их не держит.Свадьба двойная еще вдобавок?И обратите внимание, понятное и простое венчание практически не интересует живописцев, за исключением этого автора.

Николай Богданов-Бельский. Венчание.Крестьянские свадьбы в русской живописи

А вот целая серия открыток про обряды.

И.Львов. Выкуп дороги

И.Львов. Приезд молодого от родителей в дом тестя за свадебный пир

И. Львов. Свадебное гуляние

Вот это полотно из разряда must know.Это один из первых образцов жанровой живописи в русском искусстве ВООБЩЕ.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777 Крестьянские свадьбы в русской живописи

Описание картины Шибанова (отсюда):

На обратной стороне картины сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет:"Картина представляющая суздальской провинцы крестьянъ. празднество свадебного договору, писалъ в той же провинцы вселЪ татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов".

О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: "Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим".Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Шибанова.

Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты. В самом центре композиции помещена невеста, одетая в богатый национальный наряд. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка, парчовый белый сарафан, вышитый цветами, и поверх него парчовая золотая с красным шитьем душегрея. На голове — девичий убор, состоящий из золотой расшитой повязки, и фата. Шея украшена жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах серьги. Рядом с невестой — жених в нарядном голубом кафтане, из-под которого видны зеленоватое полукафтанье и розовая вышитая рубаха.

Справа, позади невесты, теснятся приглашенные. Они тоже богато одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов проявил большое композиционное умение, ритмически расположив фигуры участников празднества и объединив их общим движением. Группа приглашенных замыкается фигурой молодого мужчины, широким жестом указывающего на жениха и невесту. Строгое ритмическое построение ни в какой мере не исключает ни живой естественности поз, ни их разнообразия. В левой части картины — стол, покрытый белой скатертью и уставленный всевозможной снедью. За столом — четыре крестьянина, по-видимому, отец невесты и ее старшие братья. Один из них привстал и обращается с речью к жениху и невесте. Фигура этого крестьянина, слегка наклоненная, с протянутой вперед рукой, необходима художнику для того, чтобы связать между собой две разобщенные группы действующих лиц. (по ссылке еще есть какие-то слова).

***Картина ниже 1815 года, она тоже достаточно романтична и ампирна. Обратите внимание на платья девушек -- прям тот же покрой, что у Наташи Ростовой, художник таким образом воспринимал сарафаны. Жестикуляция тоже благородная, как на рельефах.

К сожалению, Венецианов, который жил тогда же, не писал на сюжет свадеб, я думаю, у него бы получилось лучше всего.

М. Теребенев. Крестьянская свадьба.

Наконец, пожалуй, самая известная картина 19 века на эту тему.

В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу Крестьянские свадьбы в русской живописи

Описание картины Максимова отсюда:

Художник был выходцем из деревни.Работа о свадьбе была реализована благодаря детским воспоминаниям. Ему запомнился случай на женитьбе родного брата. Брачующиеся стояли, а все остальные не могли ими налюбоваться. В избу во время пированья вошел незнакомец в сопровождении своего пса, не снимая шапки, он остановился у порога. Сидящие всполошились и зашептали: колдун пришел. После незваному гостю вежливо подали чашу с питьем, отдали монету, и он отправился восвояси. На картинеизображен тот же сюжет, но несколько видоизмененный и очень подробный. С колдуном нет рядом собаки, он так же в головном уборе, при этом присыпанном снегом и с налипшими снежными комьями на сапогах и тулупе.

Пожилая женщина подошла к нему с хлебом. Проявленным гостеприимством мудрая женщина желает задобрить колдуна, дабы не накликать горя и услышать добрые напутствия. Остальные родственники и приглашенные встревожены, напуганы, дети – полны любопытства. Молодожены в углу избы все так же стоят под иконами.

Скрытый источник света ярким сиянием освещает их. Свет также падает на лица и одежды других персонажей, на суровые черты вошедшего старика. Часть фигур находятся в полутьме и отбрасывают тени. Это создает общее впечатление таинственности, мистичности.

А. Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии

А. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии Эскиз к ней

А вот самые мои любимые картины на тему русских крестьянских свадеб.Это провинциальное наивное искусство, созданное не приезжими городскими живописцами, а самими же крестьянскими/купеческими художниками.

Девичник в купеческом доме. XVIII (?) век Крестьянские свадьбы в русской живописи

Смотрины в XVIII веке в городе Торопце

Описание картины:

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" - традиционное название картины конца XVIII века, которая была известна и вызывала интерес ешё в XIX столетии. Смысл обрядов, сохранявшихся в среде торопецкого купечества, традиции допетровской старины, разгадать уже тогда было невозможноОчевидно, на картине изображена не свадьба, а девичник - празднование окончания девичьей жизни накануне свадьбы, когда "с ночи на утро", перед приходом жениха, девушки собирались в доме невесты. Они наряжены, с платками в руках, тогда как невеста одета в темный сарафан без нашивок и белую рубаху, в которых было положено везти к венцу.

Костюмы торопецких купчих славились своей красотой и необычностью, они объединяли элементы национального и европейского платья. Высокий кокошник женщины покрывали большим платком, в обиходе были веера-махальцы. Платком или веером замужние женщины на людях закрывали половину лица.

Обратите внимание, слева внизу барин пришел, в камзоле и парике

***Вот, пожалуй, и все у меня.

Если кто видит в этих работах еще, по своей специальности, например, историки костюма, пишите плиз, очень интересно, добавлю.Знаете еще картины про деревенские свадьбы?

yablor.ru