Василий Тропинин. «Золотошвейка». Золотошвейка картина


Василий Тропинин. «Золотошвейка» - «Регион». Журнал о Республике Коми

В 2018 году Национальной галерее Республики Коми исполняется 75 лет. Указ о создании Художественного музея Коми АССР был подписан 4 декабря 1943 года. Музей вырос из художественного отдела краеведческого музея, образованного в конце 1920-х годов по инициативе и при непосредственном участии известного ученого-антрополога, музейного деятеля Даниила Тимофеевича Яновича. Сегодня Национальная галерея – единственный в Республике Коми художественный музей, хранящий в своих фондах около 10 000 произведений искусства XVII – начала XXI века. В этом номере наш журнал открывает цикл публикаций о самых значительных шедеврах Национальной галереи Республики Коми.

Среди произведений коллекции русского искусства особое место занимает знаменитый шедевр русского художника Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка» – трогательный образ юной крепостной мастерицы, обернувшейся к зрителю, будто на миг оторвавшись от сложной и кропотливой работы. Это одно из самых известных произведений русского искусства. Но немногие знают, что существует два варианта знаменитого шедевра. Один, созданный в 1826 году, находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, а другой, более ранний вариант 1825 года, принадлежит Национальной галерее Республики Коми.

На обороте холста из собрания галереи есть штамп с надписью: «принадлежит Мане и Христине Сергеевне Барышниковым», а также наклейка: «Тропинин Вышивальщица (№ 23) Собственность М. С. и Х. С. Барышниковых. Принято на хранение в Третьяк. галерею 10 октября 1917 г.». За этой надписью – драматичная история картины и ее владельцев, вовлеченных в водоворот событий 1917 г.

Картина «Золотошвейка» происходит из усадьбы Алексино в Смоленской губернии – родового гнезда знаменитого дворянского рода Барышниковых. Почти пятнадцать лет Василий Тропинин писал портреты для фамильной галереи по заказу Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Его сын Андрей Иванович Барышников был страстным коллекционером произведений искусства, существенно расширившим родовое собрание. Сын А. И. Барышникова Сергей также был не чужд искусству и в 1860-х гг. открыл свое ателье – художественную мастерскую в Мюнхене. Две дочери Сергея Андреевича и последние наследницы имения Мария и Христина Барышниковы продолжили собирательскую и просветительскую деятельность своих предков.

После революции 1917 г. сестры Барышниковы остались в имении и до последнего старались сберечь фамильные коллекции и архивы. Опасаясь за судьбу собрания, в 1917 г. они обратились в Третьяковскую галерею к ее директору Игорю Эммануиловичу Грабарю с просьбой принять на время принадлежащие им полотна старых иностранных и русских мастеров. Грабарь писал в письме Александру Николаевичу Бенуа от 2 июня 1917 г.: «Сейчас спасаем из Смоленской губернии одно замечательное собрание, беря на хранение в Москву 23 наиболее важных картины». Из всего списка, предложенного сестрами Барышниковыми, были отобраны те, что «представляли наиболее выдающийся художественный интерес», – полотна Рафаэля, Ротари, Левицкого, Брюллова, а также четыре картины Тропинина – «Портрет А. Барышникова», «Кружевница», «Гитарист» и «Золотошвейка».

Однако на этом странствия «Золотошвейки» не закончились. В 1925 г. в результате присоединения к Третьяковской галерее знаменитого национализированного собранияИ. Е. Цветкова (Цветковской галереи) в ее коллекцию поступил авторский вариант-повторение картины «Золотошвейка» 1826 г. А первый вариант было решено передать в только что созданный художественный отдел краеведческого музея автономной области Коми. Надо полагать, что такое решение было принято во многом благодаря огромному авторитету Даниила Тимофеевича Яновича в музейном сообществе того времени, сумевшего убедить коллег в важности передачи этого шедевра в собрание маленького северного музея – как залог будущего развития музейного дела на далеких землях зырянского края.

С судьбой «Золотошвейки» связано еще одно славное имя в истории русской культуры. Реставрацией картины занималась сама Наталья Андреевна Маренникова (Савари) (1925-2015) – выдающийся реставратор и педагог, всю жизнь проработавшая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря. Не счесть спасенных ею шедевров, сотни возрожденных ею картин украшают экспозиции многочисленных музеев от Дрездена до Владивостока. В 1989 г. Наталья Андреевна была командирована в Сыктывкар, где в течение недели занималась реставрацией трех полотен из собрания Художественного музея, одним из которых была и «Золотошвейка» Василия Тропинина.Сегодня эта картина украшает постоянную экспозицию Национальной галереи Республики Коми.

Наталья ПЛАКСИНА

В. А. Тропинин. Золотошвейка. 1825. Холст, масло. Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

ourreg.ru

Пожалуйста !!! Маленькое сочинение по картине В.А.Тропинин Золотошвейка или Кружевница !!!

Андреевич Тропинин (1776-1857) родил­ся в семье крепостных, которые принадлежали графу А. С. Миниху, в принадлежащем графу селе Карпово в Новгородской губернии. Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросо­вестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за Моркова. Первоначально Василия Андреевича отдали в уче­ники к кондитеру. Однако способности юноши к ри­сованию были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии худо­жеств. Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие годы он оставался крепостным. Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал порт­реты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь… Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г., и др. Став свободным человеком, Тропинин представил Совету петербургской Академии художеств три ра­боты, в числе которых была и «Кружевница». Эти полотна принесли ему официальное звание художни­ка, а вскоре его приняли в число академиков. Примечательно, что Тропинин, вопреки устояв­шимся на тот момент представлениям об «идеальной» модели, часто изображал на своих картинах людей из народа, простых тружеников, бедняков. Так, вместе с «Кружевницей» он выставил на суд Академии кар­тина «Нищий старик». И не раз он обращался к теме труда, в том числе и кропотливого женского рукоде­лья, как в «Кружевнице». «Пряха», «Золотошвейка», «За прошивками»… Чем же так привлекали художника картины повсе­дневного труда?.. Очевидно, что Тропинин, который сам долгое вре­мя был крепостным, ощущал себя своим среди про­стых людей, в жизни которых основной составляющей являлся труд. Поэтому ему хотелось рисовать таких людей — он-то видел в них и их деятельности осо­бую красоту, зачастую незаметную для избалованных господ. Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские воспоминания — художник вырос в большом имении, а в тем времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнооб­разными изящными вещицами. Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал — в боль­шей степени, наверное, подсознательно — ощущение домашнего уюта и тепла. И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница». На картине изображение молодая девушка, заня­тая плетением кружев. Сейчас далеко не все знают, как это делается, и что за таинственное приспособ­ление держит в руках мастерица. Коклюшки — так называются небольшие палочки с заострённой голов­кой, на которые наматываются нитки. В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, перепле­тая нитки, затем всё повторяется — так появляется узор. На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения. Работа с коклюшками требует немалой сноровки — не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюш­ка где должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококласс­ной мастерицей. По-видимому, именно такая мастерица и послужи­ла моделью Тропинину — в нижней части картины виден фрагмент изящного кружева, которым отделы­вались модные платья дворянок. Сама же мастерица одета очень просто, на её голубовато-сером платьице с короткими рукавами нет кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на плечи. Но несмотря на скромность наряда, трудно не заметить обаяние де­вушки, её красоту и свежесть. Причёска проста, как и наряд — волосы гладко зачёсаны, сзади стянуты в узел. Никаких прядок, локонов — они только ме­шают работе. Зато как выразительно лицо: большие тёмные глаза под чёрными бровями, плавные линии носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд, брошен­ный в сторону — может, на художника, может быть, кто-то вошёл в комнату. Тщательно прорисованы ру­ки, которые продолжают работу. Ногти аккуратно подстрижены, чтобы случайно не задеть нити, не испортить кружево. Картина написана в золотисто-серо-коричневых то­нах. В ней нет пестроты, излишней яркости. Немалую роль играет освещение — свет падает на кружевницу, и она со своей работой чётко выделяется на корич­неватом фоне. Интересное решение: нижний левый угол картины (стол и задняя часть подставки для плетения) и верхний правый угол (над головой и ле­вым плечом кружевницы) выполнены в коричневом цвете. Светлую диагональ образуют белое полотно на подставке, лицо, руки и одежда девушки. Уже современники Тропинина по достоинству оце­нили картину. Известный коллекционер П. П. Свиньин так выразил 

znanija.com

Потретист Василий Андреевич Тропинин. - ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Василий Тропинин (1776—1857)

Среди русских живописцев первой половины XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776—1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.

*****

Выдающийся русский живописец-портретист и рисовальщик Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных крестьянин, в селе Карповка, расположенном недалеко от города Череповца, бывшей Новгородской губернии. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В.А. Тропинину отстоять своё право заниматься любимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIX столетия.Крепостной графа Миниха. Василий Тропинин был передан в составе приданого графу Моркову, который женился на дочери Миниха.

Произвол нового владельца Тропинина не знал границ. Достаточно сказать, что, имея все доказательства исключительных способностей юноши к живописи, помещик отправил его в Петербург учиться... кулинарному делу.

Тропинину исполнилось уже двадцать два года, когда Морков наконец-то соизволил дать ему разрешение поступить в Академию художеств. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались; лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика». Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было связано  с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам,вхожим в высшие круги Петербурга. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную».

Но Морков немедленно прервал занятия Тропинина в академических классах и отозвал его из Петербурга на Украину, в село Кукавку, где художника заставляли делать все, что заблагорассудится его барину: управлять хозяйством, быть лакеем и между прочими другими обязанностями успевать выполнять различные живописные работы. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он

построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал

поселиться. Всё свободное время Тропинин отдавал живописи.

Первые известные работы мастера были созданы в самом начале XIX в. на Украине и в Москве, куда он часто ездил со своим хозяином.

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавшего при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н. И. и И. И. Морковых (1813 г.). «Портрет сына художника» (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера.

Слава Тропинина росла, и окружение графа постоянно твердило ему о том, что крепостной художник очень талантлив и его необходимо освободить. В 1823 году после многократных ходатайств влиятельных людей, хорошо знавших и ценивших художника, барин дал ему наконец вольную. Тропинину было тогда сорок семь лет! В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница». Если бы Тропинин не был крепостным, это официальное признание его заслуг как превосходного мастера живописи пришло бы гораздо раньше.

В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» обе 1823 г.). Вскоре Тропинин получил звание академика. Став свободным, испытывая отвращение к какой бы то ни было зависимости, Тропинин покидает Петербург и поселяется в Москве.

В Москве он жил и работал до последнего дня своей жизни, окруженный уважением москвичей, почитателей его таланта. Художник разработал особый вид жанровой однофигурной композиционной картины, сочетая в ней сюжетное начало с индивидуальной характеристикой. К такого рода произведениям относятся «Кружевница» (1823), «Золотошвейка» (1826), «Гитарист» (1832).

Кружевница (1823 г.)

Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Внизу картины мы видим небольшую часть работы – край того нежного, пышного, прекрасного кружева, которое десятками метров шло на костюмы придворных дам и над которыми портили зрение крепостные.

Сама кружевница одета в скромное платьице, на плечах ее бедная косынка. Но эта привычная одежда мягко облегает тело и выявляет его пластику лучше, чем жесткие от золотого шитья и крахмала платья барынь, и тем ярче видны красота и свежесть девушки, ее упругая, здоровая кожа.

Ясный и радостный душевный мир девушки легко читается на ее лице, юношеским задором светится лукавый взгляд. Очень детально художник прорисовал руки мастерицы, кисти с детства работающего человека. Они словно живут своей собственной жизнью, привычно продолжая работу, хотя девушка смотрит в сторону. Ногти на руках кружевницы аккуратно подстрижены, чтобы (не дай Бог!) не задеть нитку кружева, не испортить его. Испорченная работа грозила барским гневом, а порой и физической расправой.

Источник: http://jivopis.org/tropinin-vasilij-andreevich--kruzhevnica/

Золотошвейка (1826 г.)

Картина «Кружевница» написана с той тщательностью, которая подсказывается любовным отношением художника к изображаемому. «Минутность» поворота кружевницы придает удивительную непринужденность ее позе. Она с нескрываемым любопытством взглянула на кого-то, доверчиво и лукаво. Естественно переданы художником грациозность ее движений и выражение лица.Легко представить, что она мастерица на все руки и так же ловко, как плетет кружево, умеет работать дома или в поле. Русские художники кисти и слова всегда отмечали в своих произведениях привлекательность и умелость русской крестьянки.

В конце 20х- 40 е гг. XIX в. мастер был необыкновенно популярен. В это время он написал множество портретов. Среди них «Портрет Пушкина» (1827 г.) — очень простой и «домашний», выполненный в лёгкой, свободной манере; "Портрет К. Брюллова" (1836)«Автопортрет с палитрой» на фоне Кремля, созданный при тёплом вечернем освещении (1846 г.), и др.

Художник создал более семисот работ, в основном портреты современников: людей известных и неизвестных, богатых и бедных — архитекторов, писателей, актёров, учёных, военных, господ и крестьян, странников, нищих и детей. Мир Тропинина тих и спокоен, в нём нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобьемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её своими тёплыми красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей.

Портрет А.С. Пушкина (1827 г.)

Портрет К.П. Брюллова (1836 г.)

Творчество Тропинина сыграло значительную роль в дальнейшем развитии реалистического направления в отечественной живописи. В этом развитии искусство Тропинина и его современников — Кипренского, Венецианова. Брюллова, Иванова и Федотова — явилось связующим звеном между реалистической живописью первой половины 19 века и ее славным продолжением во второй половине столетия.

Источник: http://arthic.ru/1pol/125.htm; http://rchn.org.ru/tropinin.html

Портрет мальчика (1809 г.)

Девочка с канарейкой (1810-е гг.)

Мальчик с топориком (Конец 1810-х гг.)

Портрет генерала А.И.Горчакова (1810-е гг.)

Портрет Ираклия и Николая Морковых. (1813 г.)

Портрет Арсения Васильевича (сына художника).

(Около 1818 г.)

Мальчик с книгой (1820-е гг.)

Портрет Н.А. Майкова (1821 г.)

Гитарист

Гитарист (1823 г.)

Мальчик, сажающий в клетку птенца (1825 г.)

Портрет В.И. Ершовой с дочерью (1831 г.)

Портрет графини Н.А. Зубовой

Портрет графини Н.А. Зубовой (1834 г.)

Портрет П.Н. Зубова

Портрет П.Н. Зубова (конец 1830-х гг.)

Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной (1838 г.)

Девушка со свечой (1840-е гг.)

"Женщина в окне" (Казначейша) (1841 г.)

Портрет Е.В. Мазуриной (1844-й г.)

Девушка с горшком роз (1850 г.)

to-priz.livejournal.com


Смотрите также