Конспект урока музыки в 1 классе «Звучащие картины». Звучащие картины


Конспект и презентация урока музыки в 1 классе на тему "Звучащие картины"

Цели:

Образовательная: продолжить знакомство музыкальными инструментами.

Развивающая: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления в процессе восприятия музыкальных произведений.

Воспитательная: воспитывать умение активн работать в группах.

Методическая: показать активные стратегии, применяемые на уроке музыки.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся способностей к организации учебной деятельности посредством освоения универсальных учебных действий;

  • продолжать формирование умения определять на слух музыкальные иструменты;

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и живопись;

  • развивать творческое мышление: гибкость, оригинальность, чувство ритма, воображение;

  • воспитывать чувства особенной значимости, самореализации.

Ход урока:

Музыкальное приветствие:

-Добрый день ,ребята!

-Добрый день,Светлана Ивановна!

Песня «Добрый День»Я.Дубравина,С.Суслова.

Учитель: на уроках музыки мы с вами познакомились с музыкальными инструментами,слушали музыку замечательных композиторов и ,конечно, разучили много песен.Вот сегодня мы все это и попытаемся вспомнить,поэтому нужно всем быть очень внимательными.А кто у нас самый внимательный проверим прямо сейчас.

Игра «Кулачки и ладошки»

Учитель:Все во внимании,все готовы,мы начинаем.Сегодня наши картинки зазвучат не сразу,а только после правильного ответа,и чтобы добавить немного интриги,предлагаю поиграть.

У нас есть 4 команды знатоков.В конце урока команда,у которой больше всего будет бонусов за правильные ответы,получит звание команды «Музыкальнвх знатоков».У нашей игры «ЗВУЧАЩИЕ КАРТИНЫ» есть свои правила.:

  • Не бояться, отвечать уверенно на вопросы только тогда ,когда их задают вашей команде.

  • Если команда затрудняется ответить,другая команда может получить дополнительный бонус за правильный ответ.

Итак,ИГРАЮТ ЗНАТОКИ и тема для вопроса-музыкальные инструменты.

Вопрос для 1 команды:

  • Как называется группа инструментов ,у которых есть струны ,и звучат они,когда по струнам водят смычком?

  • Назовите струнно-смычковые инструменты.

«Мелодия»музыка П.И.Чайковского(скрипка)

Музыкальная разминка «Каша с молоком» р.н.м.

Вопрос 2 команды:

  • Есть музыкальные инструменты со струнами,но играют на них руками,как будто пощипывая пальцами.

  • Как называется эта группа инструментов?

«Как под яблонькой» импровизация на тему р.н.песни(гусли)

Вопрос 3 команды:

  • У некоторых инсрументов есть клавиатура,и чтобы они зазвучали надо нажать на клавиши.

  • Как называется эта группа инструментов?

  • Назовите инструменты.

А чтобы зазвучала следующая картинка, поиграем в угадай-ку. О какой песне идет речь.

Поем песню «Золотые колоски» музыка и слова

А теперь последнее задание о музыкальных инструментах для 4 команды:

  • Есть музыкальные инструменты,которые звучат,когда в них дуют, и называется эта группа?

  • Назовите такие инструменты.

«Во кузнице»р.н.м.(звучит рожок).

А теперь самое сложное задание для всех знатоков.

Черный ящик.

Крышка ящика приоткрыта,чтобы мы услышали музыку.А какой инструмент зазвучит,отгадать и показать звучащую картинку в учебнике должны вы.

Звучат фрагменты произведений:

  • «Кукушка» К.Дакен(фортепиано)

  • «Тамбурин» Ж.Рамо (клавесин)

  • «Менуэт» И. Кондари(лютня)

  • « Тонкая рябина» р.н.м.(гитара)

И снова угадайка.О какой песне рассказывает нам эта картина?

На прошлом уроке вы услышали эту песню,и сегодня мы начнем ее учить.Напомните мне ,кто был диджеем у зверей?(работа над припевом и 1 куплетом,проговаривание слов шепотом,громко,четко,коротко,протяжно)

ПЕСНЯ «ДИСКОТЕКА В ЗООПАРКЕ ДО УТРА»

А теперь наступило время подвести итоги.(группы подсчитывают бонусы-нотки,называется победитель).

Ну,а для самых умных знатоков СУПЕР ИГРА.

У нас есть 2 шкатулки.В них находятся музыкальные инструменты.Нужно по описанию назвать этот инструмент:

  • В шкатулке музыкальный инструмент,который относится к группе струнно-щипковых.Этот инструмент очень популярен.Под него поют романсы в концертных залах,песни во дворе,и даже туристы берут с собой в поход,чтобы послушать у костра.Как называется этот инструмент?

  • Этот музыкальный инструмент называют душой музыки.Когда он звучит,то кажется,что мелодия и плачет ,и поет,и веселится,и стонет.Инструмент относится к группе струнно-смычковых.

ИТАК,звание музыкальных знатоков получает команда…………………………..

А наши звучащие картины ждут,и я уверена,что вы уже догадались,как зазвучит эта музыкальная картинка.Так надоел дождь,что пора вспомнить и народную закличку,которой каждой весной крестьяне зазывали солнышко.

ЗАКЛИЧКА « СОЛНЫШКО»р.н.м.

Наш урок закончен,все очень старались,но игра есть игра,и у нас есть победитель:КОМАНДА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАТОКОВ,и именно они первыми выйдут сегодня с урока под наши аплодисменты.

infourok.ru

Урок музыки "Звучат ли картины?". 5-й класс

Разделы: Музыка

Эпиграф: “Хорошая живопись –

это песня, это мелодия”

Микеланджело Буонарроти,

итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

Цель.

  • Приобщение учащихся к прекрасным произведениям искусства.
  • Углубление знаний учащихся через великие произведения русского и зарубежного изобразительного и музыкального искусства.
  • Формирование у учащихся представления о музыкальности
  • изобразительного искусства.

Пробуждение эмоционального отклика и чувства сопричастности искусству русскому и зарубежному.

Ход урока

Стихотворение:

Лишь дыханье весны над землей пролетит. Нежным пухом оденется лес, – Чья-то звонкая песня незримо звучит Из лазури прозрачных небес. Побежали ручьи, запестрели цветы, И навстречу румяной весне Льется чистая песня певца красоты И гремит, и звенит в вышине.

(Альберт Михайлов, художественный руководитель литературного театра г. Калининграда)

Учитель: А красоту в этот мир несет Искусство. О двух видах искусства мы с вами часто говорим на уроках. Без одного из них не проходит ни один наш урок – это? (Музыка).

Другое – мы видим и ощущаем везде – на природе, дома, в галерее – это? (Картины, ИЗО).

Актуализация материала прошлых уроков.

Цель и задачи урока.

Учитель: Если на последних уроках мы шли от слушания музыки к просмотру и обсуждению картин, то сегодня пойдем от картины к музыке.

Определение темы и эпиграфа урока.

Учитель: Мы попытаемся найти ответы на вопросы:

- Можно ли услышать музыку в картине?

- Зазвучит ли картина, если в нее внимательно вслушаться и всмотреться?

Тема нашего урока: Звучат ли картины?

Слайд № 1 – Тема (См. презентацию.)

Слайд № 2 – Эпиграф

Эпиграф: “Хорошая живопись – это музыка, это мелодия”

Микеланджело Буонарроти,

итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

Учитель: Обратимся к репродукции картины французского живописца Эдуарда Мане.

Слайд № 3 – Эдуад Мане “Флейтист”

Учитель: Это звучащая картина или безмолвная: (звучащая).

Кто изображен на картине? (Мальчик, играющий на флейте)

Словарная работа:

Музыканта, играющего на флейте, называют? (Флейтист)

Картина Мане так и называется – “Флейтист”.

Найдите флейту на схемах симфонического оркестра, лежащих у вас на столах.

Слайд № 4 – Схема симфонического оркестра

Словарная работа:

Учитель: К какой группе инструментов относится флейта? (деревянных духовых).

Да, флейта – деревянный духовой инструмент, несмотря на то, что существуют и современные разновидности флейты, сделанные из какого материала? (металла).

Слайд № 5 – Флейта деревянная и металлическая

Учитель: Но вернемся к “Флейтисту” Эдуара Мане.

Слайд № 6– Эдуард Мане “Флейтист”

Учитель: Обратите внимание на выражение лица флейтиста. Оно какое? Счастливое, веселое?

Ученики: Нет, оно спокойное, слегка задумчивое.

Учитель: Созерцательное. А какое произведение по характеру, темпу, настроению может исполнять музыкант с таким выражением лица?

Ученики: Задушевное, с легкой грустью, спокойное, нежное.

Учитель: Всмотритесь еще раз в картину и вслушайтесь в музыку. Сольются ли они? Зазвучат как единое целое?

Слушание:

Клод Дебюсси “Послеполуденный отдых Фавна”

(фрагмент).

Учитель: Созвучна музыка картине?

Ученики: Музыка такая же чуть задумчивая, нежная, спокойная, медленная.

Связь с последующими уроками.

Учитель: Прозвучал музыкальный фрагмент произведения французского композитора Клода Дебюсси. Это новый для нас композитор, но через некоторое время мы к нему обратимся.

Слайд № 7 – Портрет К. Дебюсси

Умение подумать, вспомнить нам сейчас пригодится, т.к. мы поиграем. У вас на столах карточки с цифрами. Я задаю вопросы – вы выбираете правильные варианты ответов. Готовы?

Викторина

(см. Приложение 1)

Слайды № 8 – 12 – Вопросы викторины

Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас догадался, о какой картине пойдет речь?

Слайд № 13 – “Балакиревский кружок “Могучая кучка” А. Михайлова

Беседа

Учитель: Как называется картина? (“Могучая кучка”)

Эта картина звучащая или безмолвная? (звучащая)

Почему?

Кто находится в центре картины? (композиторы)

Что их объединяет? (Балакиревский кружок)

Что делают композиторы и их гости? (слушают выступление певицы и пианистки)

Как мы называем такой ансамбль? (дуэт).

Это – сёстры Пургольд. Почему их высвечивает художник? Ведь картина как называется? (“Балакиревский кружок “Могучая кучка”)

Казалось бы, центр должен быть самым ярким пятном, а здесь - нет.

Ученики: Женщины поют и играют, остальные – слушают.

Учитель: Да, верно, но может еще и потому, что главная героиня картины все-таки…(Музыка!)

Обратите внимание на лица всех слушающих. Они какие?

И музыка какая?

Слушание: “Исходила младешенька…” - исполняет Е. Образцова

Ученики: Лица слушателей внимательные, сосредоточенные, серьезные.

И музыка – серьезная, спокойная.

Слайд № 14 – репродукции картин “Флейтист” и “Могучая кучка”

Учитель: Что объединяет эти две картины ? “Флейтист” и “Балакиревский кружок “Могучая кучка”?

Ученики: Обе картины звучащие. На них изображены музыканты и композиторы.

Учитель: Звучащими могут быть только картины, изображающие музыкантов, музыкальные инструменты, композиторов? (Нет)

Обратимся к вашему опыту. Эта картина вам знакома?

Слайд № 15 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица”

Учитель: Картина звучащая? Что вы слышите?

А если на минуту представить, что ни бабочки, ни стрекозы, ни мухи с птичкой нет, что исчезнет? (Музыка)

Слайд № 16 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица”

(закрыть птиц и насекомых)

Учитель: Вслушайтесь в музыку. Сольются произведения?

Слайд № 17 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица”

Слушание: П.И. Чайковский. Вальс из струнной серенады

Учитель: Что вы услышали в музыке П.И. Чайковского?

Картина заиграла новыми красками.

Отгадайте загадку, которая заключена в четверостишии Ф. Тютчева:

Слайд № 18 - Загадка

Загадка:

Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Ф. Тютчев.

Ученики: Радуга.

Учитель: Давайте проверим.

Слайды № 19 – 21 – рисунки детей (Радуга)

Учитель: Это рисунки ребят нашей школы. Какое настроение они передают?

Ученики: Радостное, веселое.

Учитель: Эти рисунки звучат? Что мы слышим? (песню “Семь дорожек”)

Кто забыл слова, можно воспользоваться папкой на вашем столе с текстом.

Передайте в исполнении настроение песни.

Пение: “Семь дорожек”

Учитель: А эта музыка вдохновит вас на творчество?

Физминутка “Песня о зарядке”

Учитель: Порезвились хорошо, зарядились. И вновь я приглашаю вас на встречу с прекрасной картиной.

Слайд № 22 – Кацусика Хокусай “Волна”

Беседа

Учитель: Нравится она вам? Что мы видим? Как вы думаете, что расположено на заднем плане картины? (может быть гора)

Да, это самая знаменитая гора Японии – священная гора Фудзи.

Она является национальным символом Японии. И художник Хокусай изобразил100 видов Фудзи в разное время дня, с разных точек зрения.

Эта картина звучит?

Что вы слышите? (шум моря)

По динамике шум какой? Тихий? (нет)

Учитель: Да, клокочущие, оглушающие, шквалом обрушивающиеся волны готовы снести маленькие лодки с людьми.

Темп? (быстрый, стремительный, готовый все снести на своем пути)

Характер? (сильный, мощный, стихийный).

Музыка передаст настроение художника? Послушаем.

Слушание:

Клод Дебюсси. Симфоническая поэма “Море”

(фрагмент)

Учитель: Музыка близка картине? Что мы слышим в музыке?

А написал ее все тот же композитор – Клод Дебюсси.

Музыка очень энергичная. А мы поем энергичные, стремительные песни?

Песня по желанию ребят

Вывод, итог урока.

Учитель: Давайте вернемся к первому вопросу нашего урока: Можно ли услышать в картине музыку?

Что значит “звучащая” картина?

Как мы должны рассматривать ее, чтобы услышать?

Если в картину внимательно всмотреться и вслушаться, то она “заговорит” с нами и “запоет”.

Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.

Учитель: Спасибо, ребята, за урок и прекрасную работу.

Приложение № 1

Викторина:

  1. В юности он – кадет, в молодости – гардемарин, в зрелом возрасте – профессор Петербургской консерватории. Назовите этого композитора:

а) Балакирев;

б) Стасов;

в) Римский – Корсаков.

2. В детстве он любил взрывать – стал ученым – химиком. Любил музыку писать – стал композитором. Кто он?

а) Бородин;

б) Глинка;

в) Римский – Корсаков.

3. По словам Стасова, он – самый гениальный среди друзей – композиторов. Его музыкальный цикл, написанный по картинам Виктора Гартмана, мы недавно слушали. Назовите его:

а) Римский – Корсаков;

б) Кюи;

в) Мусоргский.

  1. Это содружество молодых талантливых композиторов появилось в Санкт – Петербурге во второй половине XIX века и называлось:

а) “Балакиревский кружок”;

б) “Могучая кучка”;

в) Содружество композиторов.

5. Именно он в одной из своих статей назвал своих молодых друзей “Могучей кучкой”. Это название и сегодня более известно, нежели “Балакиревский кружок”. Кто их так назвал?

а) Кюи;

б) Стасов;

в) Чайковский.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок музыки "Звучащие картины". 1-й класс

1. Оргмомент. Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет рабочее место учителя и ученика. Дает задание классу исполнить попевку «Звенит звонок» со словами и сольфеджио с использованием ручных знаков (Презентация слайд 1).Музыкальное приветствие детей. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места. Исполняют попевку «Звенит звонок», контролируя осанку, звучание голоса, используют ручные знаки при исполнении сольфеджио. Умеют организовать рабочее место.

Умеют работать по инструкции, осуществлять самоконтроль осанки, звучания голоса, показа ручных знаков при пении.

3. Актуализация знаний и умений. 4. Первичное усвоение. 5. Осознание и осмысление учебного материала. (Слайд 5) Предлагает учащимся классифицировать слова-понятия по видам искусства (музыка, изо).

Предлагает открыть учебник стр. 30-31. Рассмотреть иллюстрации картин, ответить на вопрос: – Можем ли мы сказать, что картины – музыкальные? Почему?(Слайд 6) Знакомит с картиной вятского художника (В. Васнецов. Гусляры). Напоминает, что Кировский художественный музей носит имя братьев Васнецовых. Задает вопросы: – Кто изображен? – Какую музыку могли исполнять гусляры? – Народная или профессиональная музыка звучит с картины? Предлагает игру «Ожившая картина» группе мальчиков роль гусляров, остальным детям роль экспертов.

(Слайд 7) Предлагает всмотреться в следующую картину (Д. Левицкий. Алымова за арфой). Обратить внимание на грацию и изящество изображенной дамы, на украшения головного убора, платья, музыкального инструмента в ее руках. Предлагает продолжить игру «Ожившая картина», роль музыкантов-исполнителей на арфе, поручая группе девочек. Задает вопрос: – Профессиональная или народная звучала музыка?

(Слайд 8 ) Предлагает познакомиться со следующей картиной и дать ей название (Х. Тербрюгген. Флейтист). Предлагает, всматриваясь в картину, прислушаться к внутреннему голосу и определить характер музыки полотна. Предлагает вместе с учеником-дирижером исполнить на «флейтах» произведение Баха «Шутка», точно следуя жестам дирижера. Делит класс на две группы, объясняет жесты. (Слайд 9) Знакомит с последней картиной галереи (М. Пашинин. Лель и Снегурочка.) Задает вопрос: – Кого видите на картине? – На чем играет Лель? – Кто такой Лель? – Какую музыку он играет? Обращает внимание, что герои изображены на фоне пейзажа. – С чем сравнивает художник нежную, стройную Снегурочку? – Какую по характеру музыку дарит Лель Снегурочке? Предлагает исполнить из репертуара песню созвучную картине.

– А сейчас мы принимаем участие в конкурсе «Путешествие в Страну Музыки» (станция «Загадкино»).(Слайд 10) Читает загадки, дает жетон за правильный ответ. Объясняет выполнение второго задания станции «Загадкино», отслеживает правильные ответы (слайд 11). Записывает на доску количество полученных баллов классом за каждое задание. Подводит итог участия в проекте «Путешествие в Страну Музыки». Записывает общее кол-во баллов на доске. Предлагает принять участие в конкурсе этого года «Вместе с песней интересней».

Проводит с классом музыкальную переменку «Сказки большого леса» с привлечением помощников (слайд 12).Приложение

Все участвуют в распределении слов по видам искусства, показывая направление рукой на смайлик «художник» и смайлик «композитор». Оценивают результат работы.

Работают с учебником, рассматривают картины, отвечают на вопрос.

Всматриваются в картину, осознают ее содержание, отвечают на вопросы.

Мальчики-гусляры, слушая музыку, движениями рук имитируют игру на гуслях. Эксперты, после завершения звучания музыки, отмечают тех ребят, чей образ был ближе васнецовским гуслярам, аргументируют свое мнение. Воспринимают художественный образ картины.

Слушают музыку. Группа девочек изображают игру на арфе. Эксперты оценивают их исполнение. Определяют принадлежность музыки к профессиональной.

Рассматривают картину, дают ей название.

Всматриваются в картину, определяют характер музыки.

Исполняют музыку, внимательно следя за жестами дирижера, контролируют свое исполнение, оценивают.

Рассматривают картину. Отвечают на вопросы.

Исполняют песню «Камышинка-дудочка». Оценивают свое исполнение.

Читают вместе с учителем загадки, дают разгадку. Называют музыкальные инструменты, выполняя второе задание станции «Загадкино».

Считают баллы, подводят итог выполнения заданий конкурса.

Помощники проводят игру, контролируют выполнение заданий другими. Класс пластическими движениями показывают героев сказки.

Умеют классифицировать понятия.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Умеют сравнивать и обобщать информацию.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства. Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.

Умеют выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Умеют оценивать результаты деятельности других. Умеют аргументировать свою точку зрения.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства. Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.

Умеют выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Умеют оценивать результаты деятельности других.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства

Умеют продуктивно сотрудничать (через имитационную игру умеют передать характер музыки, следуя жестам дирижера). Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.

Умеют исполнять вокальное произведения Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Умеют продуктивно сотрудничать (через пластические движения умеют передать музыкальные образы героев)

Умеют оценивать результаты деятельности других.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока музыки в 1 классе «Звучащие картины»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия»

Конспект урока музыки в 1 классе

«Звучащие картины»

( по программе Е.Д.Критская Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина ) с использованием сингапурской методики и с НРК

Подготовила учитель

высшей квалификационной

категории учитель музыки

Хакимова Е.Н.

г. Мензелинск 2015 г

Конспект урока музыки в 1 классе

Тема: 3вучащие картины

Цель урока: научить детей слушать музыку, звучащую в картине

Образовательные:

- научить выделять, сопоставлять звучание музыкальных произведений на основе стилевых признаков: народные, профессиональные, старинные – современные; учить детей межпредметным навыкам сравнения, обобщения путём переноса знаний и представлений, полученных при восприятии искусства на окружающий мир.

Развивающие:

− развивать творческую инициативу и самостоятельность детей, певческий голос, добиваясь стройности звучания, единства в манере пения, развивать ассоциативно – художественные впечатления школьников.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство стиля;

− развивать способность к сочувствию, состраданию;

−способствовать закреплению эмоционально–устойчивого, положительно–окрашенного интереса учащихся к музыкальным занятиям.

Оборудование: фортепиано, компьютер, видеопроектор, простейшие музыкальные инструменты (свирель, флейта), слайды, иллюстрации инструментов, портрет композитора И.Баха, Н.А.Римского – Корсакова.

Музыкальный материал: «Шутка» И.С.Бах, «Песня Леля» Н.А.Римский–Корсаков, «Кукушка» Л.- К. Дакен.

Проблема урока: можно ли услышать музыку в живописи?

Ход урока

№ этапа урока

Содержание этапа урока

Средства обучения

Время

1

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Распевание (с партнёром по лицу).

1. Пение звукоряда

2. Ма – мэ – ми – мо- му

3. «Я пою песенку мою» Задание. Закрепить знания о нотной азбуки.

Слайд№1

- Как называется домик, где живут нотки? (нотоносец)

- Перед вами листочки. Напишите звукоряд.

- Для проверки поменяйтесь с партнёром по плечу и оцените ваши работы.

Слайд №2

Тема нашего урока «Звучащие картины».

Аудио запись

2

мин

2 мин

2

3

- На прошлом уроке мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Вспомните их названия и обменяйтесь мнениями с партнёром по плечу (свирель, рожок, гусли).

Слайд №3

- Музыкальная угадайка

Звучат фрагменты:

1. «Полянка», русский народный наигрыш (свирель).

2. «Во кузнице», р.н.п.

-Услышали ли вы знакомые звуки?

- Сколько рожков звучало? ( Играли три рожка).

3.«Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (Гусли).

Слайд №4

Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами (флейта, арфа).

Слайд №5

Муза приглашает нас посетить картинную галерею и рассмотреть картины, написанные художниками.

- Какие картины мы здесь видим?

( «Лель и Снегурочка» (Федоскино), «Гусляры» В. Васнецова, «Алымова за арфой» Д.Левицкого.

- Можем ли мы сказать, что картины – музыкальные?

(Да. Все персонажи, изображённые на картинах, играют на музыкальных инструментах).

- Мы не будем торопиться, а послушаем. Какая музыка звучит в каждой из картин.

Зучит «Лель и Снегурочка» (Федоскино).

- На чём играет Лель? (На свирели).

- Кто такой Лель? (Пастушок).

- Какую музыку он играет? (Народную).

- Какие цвета приобладают в картине? (светлые)

- Каков её ритм, лад, темп?

- Как прозвучала песня? (весело)

- Какое настроение, характер мелодии? (радостное, характер танцевальный).

- Соответствует ли картина, нарисованная художником звучанию фрагмента из оперы? (да, соответствует).

- Что такое опера? (музыкально-драматическое произведение,

где герои не говорят, а поют).

- Какое ранее вами слышанное произведение звучит в картине?

(«Полянка», русский народный наигрыш (свирель)).

Прослушивание «Флейтиста» Х.Тербрюггена.

- Какой инструмент вы видите на этой картине? (Флейта).

- Похож ли флейтист на пастушка?

(Нет. Он играет не народную музыку, а композиторскую).

- Какое произведение звучит в этой картине, какую музыку играет флейтист?

Прослушивание «Шутки» из оркестровой сюиты №2 И.С. Баха.

- Как звучит музыка? (радостно, весело)

- Какой вы услышали музыкальный инструмент? (флейта),

- Если сходство со свирелью? (Эти инструменты родственные)

- Какие слова соответствуют характеру этого произведения? ( игривый, задорный, шутливый)

- Как прозвучала мелодия? ( веселый и легкий).

- Почему композитор назвал эту мелодию « Шутка»?

( потому что музыка шутливая).

Слайд №6 И.С. Бах

Слайд №7 Какие слова соответствуют характеру этого произведения?

Следующая картина «Гусляры» В.Васнецова.

- Кого изобразил художник в картине? ( Трёх гусляров).

- Какой ритм картины? (Медленный).

- Какая музыка звучит? ( Былинная).

Прослушивание «Былинных наигрышей», Д. Локшин (Гусли).

- И последняя картина, которую мы сегодня рассмотрим - «Алымова за арфой» Д. Левицкого.

- Можем ли мы сказать, что картина музыкальная?

- Кто на ней изображён?

- Какая музыка звучит в этой картине: народная или композиторская? (Композиторская).

Звучит «Кукушка», Л – К. Дакен (арфа).

- Каких исполнителей мы увидели на картинах?

Картины позволили увидеть исполнителей, играющих на народных инструментах – свирели, гуслях, и музыкантов – профессионалов, играющих на флейтах и арфах.

Микс – Фриз – Груп (под музыку дети смешиваются, замирают когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой – либо вопрос).

Закрепить названия музыкальных инструментов (свирель, рожок, гусли, флейта, арфа).

Слайд №8

Перед вами картина. Что на ней изображено? (Пастух играет на свирели).

- Какую песню мы разучили на прошлом уроке? («Пастушья песня, французская народная песня).

1.Вокально – хоровая работа над 1 куплетом - начинают участики под № А.

2.Вокально – хоровая работа над 2 куплетом - Сингл Раунд Робин.

Исполнение татарской народной песни «Кария Закария» с движениями.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового на уроке вы узнали? (музыка бывает народная и профессиональная).

- Какое настроение у вас? (радостное).

- Где мы с вами побывали ? (в картинной галереи ).

-Можно ли услышать музыку в живописи? (Да).

- С каким настроением вы уходите с урока (с радостным).

Музыкальное прощание

Презентация, аудио

запись

2

мин

15 мин

2

10

3

мин

5.

6.

7.

8.

Список используемой литературы

  1. Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина

Москва «Просвещение» 2010

  1. Рабочая тетрадь 1 класс Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина

Москва «Просвещение» 2010

3 . Хрестоматия музыкального материала для учителя

4. Фонохрестоматия

  1. Методическое пособие для учителя 1-4 класс

  2. Ю.Зацарный 40 русских народных песен «Советский композитор»1980

  1. Г.Скудина Рассказы о Бахе «Музыка» Москва 1978

infourok.ru


Смотрите также