Теория академического рисунка. Академическое рисование


Теория академического рисунка. Что такое академический рисунок

Значение академического рисунка

При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.

Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.

Мифы об академическом рисунке

Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.

Миф №1: Это всегда работа по заданиюЧастично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.

Миф №2: Научится этому трудно

Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.

Миф №3: Учится этому долго

Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.

Миф №4: Это скучно

Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.

Теория академического рисунка

Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.

Светотени нет – предмет кажется плоским Светотень есть – предмет стал объемным Светотени стало ещё больше – теперь видно не только объем, но и фактуру

Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.

Обратите внимание, что способ перехода тонов и светотени указывает на фактуру предмета

Гладкая поверхность Шероховатая поверхность Неровная поверхность

art-matita.ru

Академический рисунок что такое. Определение академического рисунка

Академический рисунок, что  такое? Данным вопросом задаются многие желающие  стать настоящими художниками. Поистине, академический рисунок является основой основ,  также одним из жанров живописи. Только познав все его тонкости можно научиться рисовать настоящие шедевры. 

Определение понятия академического рисунка

Открыть тонкости формы, объема и композиционных основ классического рисунка можно только открыв для себя тонкости техники создания академического рисунка в нашей школе. Мы поможем раскрыть ваш потенциал, освоить новые техники и направим ваше вдохновение  нужное русло.

Приглашаем на наши курсы:

Академический рисунок не зря считается высшей точкой не только живописи, а также скульптуры и архитектуры. Как сказал известный художник Микеланджело Буанаротти: «академический рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».  Именно поэтому мы приглашаем вас на курсы в нашу студию рисования, чтобы познать все тонкости искусства.

Что дадут занятия академическим рисунком?

Рисование – это тот вид творчества, который заставит вас по иному взглянуть на мир, познать природу вещей с другой стороны и воплотить ваше собственное видение на бумаге. Академический рисунок – это далеко не сухое изучение теоретического материала, владение светом и тенью, а это поистине создание на бумаге фигур в движении.

Занятия позволят:

  • развить образное мышление, воплотить воспринимаемые образы в жизнь, применяя только карандаш;
  • познать искусство владения светом и тенью;
  • научиться создавать объем, применяя только простой карандаш;
  • узнать, что такое пропорции и как их соблюдать;
  • научиться всего лишь одним штрихом, изменять не только оттенок, но и форму;
  • освоить навыки комбинации предметов на листе;
  • получить умения в области передачи конструктивных и пропорциональных построениях;
  • научиться воссоздавать фактуру предметов.

Академический рисунок был, есть и будет сложной, но интересной дорогой к познанию изобразительного искусства.

Требуется:

  • карандаши простые;
  • ластик;
  • сепия темного цвета;
  • макетный нож;
  • ватман;
  • резинове губки;
  • малярный скотч.

Что предлагает наша школа?

Обратившись к нам, вы сможете получить:

  • специализированную программу, которая разрабатывается индивидуально и зависит от имеющегося уровня. Для нас нет значения, есть ли у вас навыки или нет, мы применем специализированные методы обучения, которые позволят вам с легкостью постигнуть азы искусства. Главное, чтобы вы были настроены серьезно и решительно на успех;
  • умеренные цены на высококачественные услуги;
  • занятия в удобное для вас время;
  • индивидуальный и ответственный подход к каждому;
  • профессиональные преподаватели.

Порядок действий при создании рисунка

Основы академического шедевра:

  • важное значение несет конструктивность предмета, но не стоит забывать про светотень;
  • следует каждую деталь предмета условно подразделить на геометрические формы и четко прорисовать каждую из них;
  • нужно проследить границы полутонов, ориентируясь на плоскости;
  • тени и конструкции должны вырисовываться одновременно, что позволяет картине на любой из стадий проработки элементов выглядеть завершено;
  • первоначально должны идти набросок и прорисовка, а только после этого – работа над деталями.

Академический рисунок, что такое? Узнать вы можете, обратившись к нам. Мы вам подробно расскажем обо всех тонкостях его создания. Вы сможете знания применить на практике и в значительной мере улучшить свою технику рисования, которая в дальнейшем вам позволит не только делать небольшие зарисовки с натуры, а создавать уникальные настоящие шедевры в технике графики.

Читайте также:

Курсы академического рисунка для начинающих

Академический рисунок, обучение в Москве

Курсы академического рисунка и живописи в Москве

Академический рисунок человека, поэтапное рисование

Академический рисунок головы человека

Техника академического рисунка, основные этапы

art-matita.ru

Академический рисунок для начинающих - несколько советов.

А еще я теперь веду творческие колонки в марте в любимом сообществе http://club-365.livejournal.com/

Сделаю перепост и здесь - вдруг кому пригодится.

Если вы думаете, что я с ходу быстренько расскажу, как рисовать голову, скажем, Вольтера или Аполлона, и запугаю вас до смерти – вы глубоко ошибаетесь :) На самом деле, академический рисунок только кажется таким элитным, высокомерным и страшным – как его представляют в академиях. Если вы хотите постичь азы и двигаться дальше – все в ваших руках. А я немного расскажу, с чего начинать. Отбывая время в художке, я откровенно не понимала, за что это мучение с многочисленными и не слишком разнообразными геометрическими предметами. И только сейчас – лет в 30, до меня дошло, что я их люблю и понимаю, зачем это все было нужно :)

1. Чтобы что-то хорошо нарисовать – вам нужно реально полюбить то, что вы рисуете. Поэтому нужно понимать, что все эти многочасовые штудии нужны для того, чтобы потом нарисовать что-то очень крутое – шикарный средневековый домик, затерянных в небольшом немецком городке, или красивый корабль, стоящий в гавани где-нибудь на лазурном побережье. Потому что все сложное как раз и состоит из таких маленьких кубиков, шариков и прочих конусов и трапеций. Поэтому начинаем с малого. Первое на чем можно тренироваться, чтобы понять законы перспективы и построения – проволочные каркасы. Они прозрачные и позволяют действительно увидеть всю форму.

2. Следующее, доступное любому непрофессионалу – макеты фигур из плотной бумаги и картона. Лучше белой, потому что на белом понятнее будет, как ложатся тени. И обязательно выставите свет! То есть поставьте близко к своему объекту настольную лампу. И круто будет, если вы зарисуете на листе, как свет идет, причем в трехмерном измерении – больше сверху или больше сбоку, больше от нас или на нас. Такую реальную объемную стрелочку. И тогда, даже если кто-то переставил вашу лампу, паника вас не коснется )

3. Купите книгу про основы академического рисунка, чтобы разобраться с перспективой, тенями, тоновыми отношениями и прочими страшными зверями ) У меня есть такая со страшно сложным текстом, но понятными картинками – Николай Ли. Основы академического рисунка.

Там будут и простейшие упражнения, например, с согнутым многократно листом бумаги, чтобы посмотреть, как изменяется освещение, удаляясь от источника света.

И вообще читайте больше профильной литературы. Это очень помогает разобраться со сложными моментами.

4. Потом можно браться за чашки и другую белую посуду. Пока лучше белую, чтобы цвет не сбил вас с толку. И лучше, если вся эта кухонная утварь не будет блестеть. Сюда подойдут и баночки с кремом, пузырьки и тюбики зубной пасты. Рисуйте пока только форму, без надписей и прочих мелочей.

5. Рисуйте хорошо заточенным карандашом. Если формат небольшой – подойдет хорошая точилка, если мы работаем с листами формата А3 – лучше точить скальпелем, чтобы был длинный острый кончик – иначе вы просто замучаетесь бегать за точилкой и обратно. Еще лучше, если у вас на готове несколько карандашей каждой степени мягкости (я обхожусь HB,B,2B).

Здесь на фотографии можно увидеть еще несколько полезных хитростей. Ластик лучше обрезать по диагонали или просто отрезать уголок - так у вас получится очень удобное приспособление для того, чтобы убрать даже самые маленькие детали, не повредив весь рисунок. Для снятия излишнего тона (слишком темные места) лучше использовать клячку (прямо так в художественном магазине и спросить :)) - это такая мягкая штука, которая принимает любую форму по вашему желанию и деликатно убирает ненужное, не стирая все в ноль, как ластик.

6. Тренируйте штрих – есть несколько упражнений, которые помогают его отточить и научиться проводить длинные ровные линии. Например, когда вы рисуете максимально длинные линии максимально быстро на листе А4, пока он не станет очень черным. Фишка в том, что смотреть следить за линией не нужно, а как бы поджидать ее взглядом в той точке, куда, собственно, она и должна прийти.

И правильная постановка руки не помешает, особенно, если вы взяли большой формат и поставили на мольберт.

7. Конечно, самый классный вариант – найти хорошего наставника, если вы хотите докопаться до самой сути всех важных моментов. Но придется поискать. Тут не будут решать цена или известность. Возможно, придется перебрать немало вариантов. Но дело того стоит, потому что хороший учитель поможет разобраться со многими проблемами быстрее, чем если бы вы доходили до всего самостоятельно. Хотя, и самому можно все осилить ) было бы боооооольшое желание.

В этом пункте могу порекомендовать две мои любимые книги по нестандартному обучению рисунку - это Берт Додсон "Ключи к искусству рисунка" и Бетти Эдвардс "Открой в себе художника". Они из этой забавной серии книг в мягких обложках - у меня таких еще со школьных лет накопилось огромное множество - которые очень похожи друг на друга и не несут никакой практической пользы. Я бы не обратила на них никакого внимания, но первую порекомендовали в сообществе в контакте, а вторую принесла на занятие наша преподаватель по рекламным технологиям.

У Бетти Эдвардс было много переизданий - могут попадаться и такие варианты оформления

8. Самый Страшный Секрет того, как научиться рисовать – это рисовать :) Много рисовать, каждый день – обязательно. Чем больше рисуете, тем лучше «набивается» рука, оттачивается стиль. И не обязательно все выкладывать – неудачные эксперименты можно оставить для себя, чтобы потом посмотреть через полгодика – и понять, каким же крутым вы стали :)

isolda-renard.livejournal.com

Академический рисунок. | Рисуем вместе

Опубликовано 07 Фев 2013 в рубрике «Уроки рисования»

Друзья, сегодня у меня 2 новости. Начну, традиционно, с не самой приятной. Ну, не для всех, но, возможно, для тех, кто ждет курс по акварели. Проведение тренинга немного откладывается.

Не знаю, что назвать в качестве причины. Почему-то курс в данный момент, что называется, «не идет». То отснятый материал не сохраняется, то в готовом ролике бесследно пропадает звук, то ломается камера…

В общем, мне показалось, что стоит ненадолго поставить работу на паузу…

А пока курс по акварели отлеживается, я решила переключиться на что-нибудь не менее интересное. Что именно? Мне, например, очень интересен академический рисунок.

Вы, может быть, помните, в опросе, который я недавно предлагала пройти, был вопрос о том, какие темы курсов или тренингов вам интересны. И среди прочего был вариант ответа «Академический рисунок». Если честно, я не думала, что кто-то выберет этот вариант, включила его только ради любопытства.

И — совершенно неожиданно для меня! — 53 человека из 121 ответили, что им интересен академический рисунок.

Почему это удивляет. За то время, что я работаю над сайтом, у меня сложилось впечатление, что большая часть людей, ищущих в интернете уроки рисования, не хотят учиться всерьез, в смысле, профессионально. А чего хотят? Не знаю… Может быть, просто занять себя или убить время? (Предвижу бурю негодования.. Нет, я не лично вас имею в виду, я знаю, что мои давние читатели учатся очень серьезно).

Академический рисунок же — это профессиональная система обучения. И я очень рада, что среди моих читателей оказалось немало таких, кому это интересно.

Но все же, вдруг мы понимаем под этим термином несколько разные вещи?

Давайте я расскажу о некоторых заблуждениях, связанных с академическим рисунком, или мифах. А потом об основных принципах академического рисунка.

Миф 1. Академический рисунок — работа по заданию, в институте или в художественном училище. В отличие от рисунка на вольную тему.

На самом деле, академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.

И, в принципе, не важно, что и где вы рисуете. По рисунку почти всегда можно угадать, учился ли его автор академическому рисунку. Особенно это заметно на популярных в последнее время портретах по фото. Потому что не имея такого навыка, человек просто копирует тональные пятна, и форма может «поплыть». Если же художник учился рисовать профессионально, он начинает прежде всего строить портрет, и пятна располагает в соответствии с построением. Возможно, они у него будут несколько другими, чем на исходной фотографии, но форма будет выглядеть  правильной и убедительной.

Миф 2. Академическому рисунку научиться очень трудно.

В принципе, понятно, отчего складывается такое впечатление. Я тоже видела объемные учебники по рисунку, рекомендованные для изучения в художественных вузах. Но понимаете, рисунок — это движение. То, что можно показать очень легко, объяснить словами намного труднее. Попробуйте описать, например, «танец маленьких утят» так, чтобы человек, который никогда его не видел, сумел бы станцевать, руководствуясь вашим описанием. Думаю, вам придется использовать «многабукаф», как говорят подростки)

Образование в Советском Союзе было действительно массовым и общедоступным. И система академического обучения рисунку строилась таким образом, чтобы научить рисовать можно было любого человека. Там нет громоздкой теории, требующей зубрежки. Вся теория, необходимая для построения натюрморта, например, — это знание, что параллельные прямые пересекаются на линии горизонта, а круги в перспективе выглядят как эллипсы. Есть еще несколько правил, но они также просты и доступны для понимания.

Миф 3. Академическому рисунку нужно учиться очень много лет.

Еще раз повторюсь, это практическая дисциплина. Такая же, как танцы или вождение автомобиля. Можно освоить основные принципы и движения всего за несколько занятий. А годы практики оттачивают мастерство. Понятно, что тот, кто водит машину 10 лет, делает это несколько лучше, чем тот, что только получил права. А так — да, учиться можно всю жизнь.

Миф 4. Академический рисунок — очень скучное занятие.

Тут спорить трудно. Поначалу, пока не очень получается, может быть, действительно не весело. Потому что начинают обучение с примитивов — рисуют куб, шар, призмы. А хочется, например, портрет.

Но, это как гаммы в музыке. «Полет шмеля» играть гораздо интереснее, но если пальцы не приобрели беглость в результате проигрывания «скучных» гамм, «Полет шмеля» будет тоже не быстрым.

Вам все еще интересно?) Тогда читайте дальше.

Основные принципы академического рисунка.

  1. Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.
  2. Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если вам известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, вы сможете нарисовать любую достаточно сложную форму. Собственно, поэтому студенты и рисуют гипсовые примитивы.
  3. Художник рисует плоскостями. То есть, все полутона занимают свой участок плоскости. Где границы этих плоскостей, вы находите исходя из конструкции предмета. Не знаю, как понятней объяснить, это как раз тот случай, когда показать намного проще, чем рассказать…
  4. Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. То есть, не остается «белых пятен», как в случае, когда рисуете сначала один кусочек, потом другой. Рисунок на любой стадии можно считать законченным.
  5. Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали. То есть, если рисуете портрет, например, начинаете не с глазок а с общей формы головы. А мелочи типа ресничек или родинок вообще намечаете уже в самом конце, когда рисунок готов.

Ну вот, пожалуй, вся информация, необходимая для понимания того, что скрывается за определением «Академический рисунок».

 

Еще почитать:

artfound.ru

Задачи академического рисунка. Что такое академический рисунок

Обучение академическому рисунку позволяет художнику даже самые сложные свои замыслы реализовать куда проще, нежели при работе, основанной на интуиции.

Многим рисование представляется как полет фантазии, чистый порыв души. Порой люди воспринимают так любое творчество. Однако, чтобы на выходе получить действительно качественный результат, важно изучить теорию.

Что такое академический рисунок

Задачи академического рисунка состоят в том, чтобы помочь человеку освоить все тонкости изобразительного искусства. В процессе нужно постигать новую информацию, анализировать ее и уметь наблюдать за окружающим миром. Только так можно создать новый образ, а не, скажем, срисовать его откуда-то.

Должна установиться тонкая связь с предметом, образ которого вы хотите воплотить на полотне. Мало стоит красивая картина, нарисованная без любви и чувств. В то же время, без соблюдения техники даже самый яркий порыв может не превратиться в максимально приближенный образ, если не знать того, как правильно его передать. Так что обучение имеет огромное значение в процессе творчества. Важно обладать солидной теоретической базой и живым воображением. Кроме того нужен хороший опыт, который приобретается в процессе труда. Новаторский подход к делу вовсе не значит пренебрежение пропорциями, правилами наложения света и тени, прочими важными деталями, без которых тяжело передать эмоции на бумаге должным образом.

Приглашаем на наши курсы:

Не пострадает ли оригинальность?

Дело в том, что задачи академического рисунка состоят отнюдь не в ограничении творца, а в его направлении. Это можно сравнить с прогулкой по мосту. Слишком уж отходить в сторону не рекомендуется, поскольку кончиться начинание может не очень хорошо, но по безопасной части можно как идти, так и бежать, подпрыгивая или пятясь спиной назад. Тут художника не сдерживают. Ему просто помогают избежать самых распространенных ошибок и делать всё правильно с первого раза. Он может полагаться на устойчивые знания, а не смутные ощущения и интуицию, которые приходится перепроверять, то и дело, ударяясь лбом о грабли.

Так что речь не идет о сковывании действий. Лишь обеспечивается их конечная заведомая успешность. Важно понимать различия между академическим и творческим рисунком. Притом для того, чтоб перейти ко второму, нужно разобраться досконально с первым, иначе можно допустить большое количество ошибок. У многих, должно быть, бывало такое, что глядишь на работу и видишь в ней поистине интересную идею, смысл, даже хорошую игру цвета. Но где-то завалены пропорции, где-то допущен ряд других огрехов, без которых восприятие было бы в разы лучше. Незачем делать «нормально», если можно «отлично». Ведь совершенствованию нет предела. Заниматься изобразительным искусством, не зная правил академического рисунка – это всё равно, что строить дом на земле без фундамента.

Каков будет результат после обучения?

Так что крайне важно подстраховаться багажом знания касательно методик, по которым строятся изображения, узнать больше о конструкциях предметов. Творчества в данном процессе никто не отменяет, но на данном этапе оно не является центром внимания. Ученик приобретает способность анализировать, видеть больше тонкостей и деталей. Навыки и знания, которые должны быть усвоены в рамках учебного курса, четко определены и постигаются постепенно. После его освоения становится легче передать форму и положение в пространстве различных предметов. Стоит изучить законы, которые выработаны многовековой практикой выдающихся мастеров изобразительного искусства.

Это настоящий клад, равнодушно проходить мимо которого как минимум расточительно. А именно тратится море сил, направленных на хождение впотьмах по дороге освоения этого мастерства. Путь уже указан, нужно просто стать на него и пройти до конца. В конце вас ждет награда за прилежное обучение: улучшившиеся навыки и качественно новый уровень работ.

art-matita.ru

Академический рисунок. Немного истории - "Мастерская ЭКОРШЕ"

 Учебный академический рисунок это такая учебная дисциплина, которая раскрывает принципы построения реалистического изображения на плоскости. Она учит правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую нас действительность, помогает понять законы строения формы предметов и использовать эти законы в практике построения изображения. Она даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Учебное академическое рисование - это определённая система обучения и воспитания. Курс учебного рисования включает в себя целый ряд учебных заданий, этапов. Одним из таких заданий является рисунок гипсовой античной головы.

 Задачей рисунка гипсовых слепков является уяснение сущности формы и наблюдение за тем, как меняются, в зависимости от освещения, соотношения светлого и темного. Гипсовая модель – художественное произведение, выполненное мастером, где выявлены и подчеркнуты только те детали, которые способствуют выражению особенностей характеристики данной головы в передаче зрительного образа. К тому же форма найдена, решена в материале, видна определенная манера скульптора, что важно при изучении классических образцов.

 Рисование с гипсовых слепков имеет очень большое значение. Оно является подготовкой к работе над изображениями натурщиков. Изучение формы головы удобно осуществлять при рисовании гипсов потому, что неподвижная натура позволяет проводить точную самопроверку пропорциональных соотношений частей, все расстояния можно от одной опорной точки. Кроме того, одноцветность белого гипса облегчает задачу, позволяя сосредоточить все внимание на передачи объёма без выявления тональных различий, которые свойственны формам живой натуры.

 Развиваясь по форме, рисунок еще долгое время не имел самостоятельного значения. В древности не выделяли рисунок в отдельный вид искусства.

 Европейский рисунок как вид искусства сложился в эпоху Возрождения, когда утвердилось его базовое значение при подготовке всякого мастера, работающего в художественной области. На рубеже средневековья и Возрождения, а также в раннем Возрождении художники не сохраняли свои рисунки, именно поэтому так мало рисунков этого периода можно найти в музеях. Чаще встречаются контурные наброски для миниатюр, но рисунок для миниатюры имел совершенно определенную функцию: обводились линией те места, которые нужно было закрасить.

 Высокое Возрождение в корне изменило отношение к рисунку. Великие мастера — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — создали и, к счастью, сохранили много своих рисунков, достойных называться истинными шедеврами. Ценность этих работ тем более велика, что в это время закладывались научные основы реалистического рисунка, был создан аппарат перспективы, изучалась анатомия человека и животных. Интересно отметить, что до Леонардо рисунки на бумаге или пергаменте почти не встречаются. Исследователи связывают этот факт с расцветом настенной живописи: художники делали подготовительные рисунки прямо на стене.

 Впервые подготовительный рисунок на бумаге начал делать Парри Спинелли (около 1387-1453), и к середине XV века эскизы на бумаге окончательно вытесняют синопию. Это оказалось удобнее, не надо уже было взбираться на леса для рисования на штукатурке, эскизы делались в мастерской. С изменением метода подготовительной работы художники стали делать очень много рисунков, широко используя различные техники. И собственно рисунок начался не с подготовительных эскизов и картонов, а с тех свободных поисков выразительной композиции, предназначенной для фрески, которые были вначале заключены в рамки настенной росписи, а затем все более и более приобретали самостоятельность. Получили распространение рисунки-копии с работ известных мастеров, которые помогали молодым художникам учиться рисовать.

 Качественно новый метод рисования предложил Пизанелло (около 1395-1455). Он начал делать рисунки с натуры, изучая предметы с точки зрения формы. Это по сути дела были первые учебные рисунки. Рисовал Пизанелло добиваясь эффекта неяркого скользящего света. По технике эти рисунки предшествуют высокому Возрождению, когда рисунок становится самостоятельным видом искусства.

 Великие мастера рисунка итальянского Возрождения выработали технику двух направлений: линейную и тональную. Микеланджело, Леонардо и другие мастера флорентийского круга рисовали в строгой линейно-пластической манере, а венецианцы Тициан, Веронезе, Тинторетто создавали рисунки так называемого живописного стиля, используя эффект пятна и некоторой эскизности. Особо следует отметить рисунки Дюрера, ярчайшего представителя немецкого Возрождения в XVI веке. Графика Дюрера отличается четкостью, ясной логикой штриха и линии. Как любое явление искусства, рисунок имел свои периоды расцвета. Начав блистательную самостоятельную жизнь в эпоху Возрождения, европейский рисунок приобрел новые черты и новую популярность в XVII веке в Голландии, а в XVIII веке — во Франции. Получает большое развитие карандашный портрет, создаются обширные коллекции рисунков, графические работы украшают стены домов простых горожан. Клуэ и Энгр во Франции, Рембрандт в Голландии, Рубенс во Фландрии, Тьеполо и Гварди в Италии создают классические по мастерству исполнения рисунки, на которых учатся многие поколения художников.

 В России история классического рисун­ка начинается со 2-й половины XVIII века, когда в Петербургской Академии художеств преподавали А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов, сами блестящие рисовальщики, ранее учившиеся в академии. Трепетное отношение к линии, строгая форма, совершенство пропорций, высокая техника — характерные черты русского рисунка. Новый подъем рисовального искусства связан с П. Чистяковым, учителем И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, М. Врубеля и других великолепных мастеров. У Чистякова учился и Д. Кардовский, впоследствии разрабатывавший методику обучения рисунку. Живым и крепким рисунком обладали передвижники от Крамского до Касаткина. На рубеже XIX и XX веков в противовес нарождающейся тенденции разрушения старого рисунка, они поставили совершенную технику во главу угла художественного произведения, объявив форму высшей целью искусства. В послереволюционный период техника рисунка, пережив годы невежественного отрицания, годы натиска малограмотных нигилис­тов, в конце концов сохранила реалистические традиции и осталась одним из главных элемен­тов обучения, неотделимой от содержательной стороны рисунка. Ведущие художественные, прикладные и архитектурные вузы России основательно готовят будущих художников и архитекторов, уделяя огромное внимание рисунку как базовой учебной дисциплине. Современный реалистический рисунок опирается на многовековую традицию рисовального искусства, на признанную почти всеми академическими школами работу непосредственно с натуры, дающую надежную основу при создании композиционного рисунка.

 Европейские академические системы обучения искусству возникли как реакция на цеховое, ремесленное обучение, заменив освоение приемов и методов отдельных мастеров изучением общих начал, определяющих природу формообразования в изобразительном искусстве. Рисунок довольно поздно обрел самостоятельность, оставаясь долгое время лишь подготовительным этапом. Прежде чем стать отдельным направлением в искусстве, рисунок бытовал как скрытое профессиональное знание. Постепенно сформировалось представление о базовой ценности рисунка как основания всех изобразительных искусств.

 Рисунок гипсовой головы - это сложный, и в то же время очень серьезный, увлекательный раздел академического рисунка. Работая над учебным рисунком, всегда следует помнить, что он является не самоцелью, а переходной ступенью, помогающий усвоить основные принципы реалистического рисунка и научиться успешно решать творческие задачи.

gips-golova.livejournal.com

Кружок скорого рисунка — простая школа

Здесь мы рекомендуем друг другу полезные для нашего дела книги.

Все они разделены на три условные категории:- практические (то, что можно использовать как руководство к действию).- теоретические (в основном искусствоведческая литература).- близкие (это книги о художниках, дневники и литература не связанная даже напрямую с изобразительным искусством, но расширяющие кругозор, воспитывающие вкус и умение думать).

Каждая рекомендация содержит комментарий от сотрудников Кружка.

Также я предлагаю всем желающим писать в комментариях советы относительно тех книг, которые не указаны в посте. Но одного названия книги и фамилии автора мало для рекомендации, поэтому в комментарии нужно написать хоть немного о содержании и пользе, которую книга может принести.

Ссылка на этот пост есть в списке важных для обучения записей в правой колонке на странице сообщества.

Практические:

Анатомия.

Готтфрид Баммес, «Образ человека. Практическое руководство по пластической анатомии для художников», 2011 г.Просто лучшая на свете книга по пластической анатомии. Теперь и на русском языке. (Дмитрий Горелышев).Тут ссылки на скачивание нескольких книг Баммеса.

Michael Hampton, "Figure Drawing. Design and Invention", 2009г.Более поверхностная и схематичная пластическая анатомия, чем у Баммеса. Хорошо подходит для аниматоров и иллюстраторов. (Дмитрий Горелышев).

М.Ц. Рабинович, «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц», 1978г. Для начала изучения анатомии. (Василина Бокова).

Г. Гицеску, «Пластическая анатомия», 1963г.В трех книгах. Не сухое перечисление костей, а внимание к опознавательным точкам скелета и картинки хорошие. (Василина Бокова).

Eliot Goldfinger "Human anatomy for artists. The Elements of Form", 1991г.Понятные картинки про каждую мышцу: мышца одна на скелете, та же мышца в окружении других мышц, это же место на живом теле. (Василина Бокова).

Академический рисунок.

Роберт Беверли Хейл, «Рисунок. Уроки старых мастеров», 1964г. (русский перевод — 2005г).Переведённая на русский язык книга американского художника и преподавателя, куратора отдела американского искусства в музее искусств Метрополитен. На примере рисунков старых мастеров он очень подробно разбирает вопросы композиции, анатомии, приёмов и этапности рисования. (Дмитрий Горелышев).Тут видеозаписи лекций Хейла.

Николай Ли, «Основы учебного академического рисунка».Из существующего на рынке на данный момент, это, пожалуй, самая полная книга про учебный рисунок. Её портит то, что многие схемы откровенно взяты у Баммеса и то, что рисунки автора к некоторым темам откровенно плохи, например — гипсовые головы. (Дмитрий Горелышев).

Александр Дейнека, «Учитесь рисовать», 1961г.

«Рисунок», Учебное пособие для студентов под редакцией А. Серова, 1975г.

«Учебный рисунок». Пособие выпущенное институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1981г.

Все три книги — старого советского образца, с добротными рисунками и схемами. А книга Дейнеки ещё и написана человеческим языком, это не столько учебное пособие, сколько книга о рисовании вообще. (Дмитрий Горелышев).

О.В. Осмоловская и А.А. Мусатов «Рисунок по представлению», 2012г.О.В. Осмоловская «Рисунок» 2008г. Самое начало рисунка - геометрические тела, капитель. (Василина Бокова).

«Строгановская школа рисунка», 2001г.Большой альбом строгановских рисунков разных лет, который хорошо показывает эволюцию самой школы и задач учебного рисунка в её программе. Есть очень хорошее. (Дмитрий Горелышев).

Александр Рыжкин, «Как рисовать фигуру человека», «Как рисовать голову человека и капитель», 2014г.Два пошаговых пособия для поступающих в художественные вузы от замечательного преподавателя рисунка и пластической анатомии в Строгановке. Александр Николаевич неоднократно проводил на Кружке лекции и мастер-классы. (Дмитрий Горелышев).

«Традиции школы рисования художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица», 2009г.Книга с хорошими рисунками по всей программе академии — как нынешней, так и пятидесятилетней давности. (Дмитрий Горелышев).

В. А. Могилевцев, «Образцы для копирования», 2013г.Толковый альбом с хорошими репродукциями лучших рисунков Академии от Лосенко до Серова. Чередуются рисунки и развороты с увеличенными фрагментами. (Никита Никитин).

В. А. Могилевцев, «Основы рисунка», 2007г.Этапы грамотного ведения академического рисунка четко, ясно, без воды, с указанием на характерные ошибки. Хорошие примеры. Сначала долго о голове, потом побыстрее о фигуре, в конце — набор примеров из старых мастеров, группированных по частям тел. (Никита Никитин).

А. Л. Королев, «Учебный рисунок. Методика преподавания», 2005г.Методическое издание профессора Академии художеств, преподававшего, в частности, в монументальной мастерской Мыльникова. Будет полезно как учащимся, так и преподающим. Выразительные схемы, ясный и емкий текст без воды. (Дмитрий Горелышев).Тут можно посмотреть электронную версию книги.

Енё Барчаи, «Человек и драпировка», 1958г.Книга о рисовании драпировки и человеческой фигуры во взаимодействии с драпировкой. Автор известен прежде всего весьма неоднозначной книгой по пластической анатомии. На мой взгляд книга о драпировках у него сильнее. (Дмитрий Горелышев).Тут можно скачать рисунки из этой книги в хорошем качестве.А тут — всю книгу в русском переводе (спасибо пользователю yk_pict).

«Школа изобразительного искусства». Десятитомник под редакцией М.Г. Манизера, В.А.Серова, П.М. Сысоева, 1960-е гг.Издание, предназначенное прежде всего для художественных школ, сейчас удивляет полнотой и глубиной материала. Многое из того, что описано в этих десяти томах (у каждого тома своя тема) сейчас не даётся даже в иных художественных вузах — технология, этапность работы, инструменты и их содержание. Все это с отличными схемами и иллюстрациями лучших художников (например, эта послойная линогравюра Виктора Попкова оттуда). Сейчас, к сожалению, редко встретишь методическое издание такого уровня. У кого есть — берегите. (Дмитрий Горелышев).

Рисунок вообще.

Александр Ливанов, «Уроки рисунка. Книга Дуремара», «Художники. О рисовании. Книга Артемона», «Спам Карабаса».Лучшие книги для чтения о рисунке и жизни в нём. Содержат множество емких, зачастую афористических наблюдений прекрасного рисовальщика и преподавателя. О рисовании, композиции, пространстве, художниках и о себе самом. Можно перечитывать сколько угодно раз. (Дмитрий Горелышев).

Bert Dodson, "Keys to Drawing with Imagination"Книга для тех кому нужен не академический рисунок, а что-то другое, из серии «как научиться рисовать», но куда толковее, чем у Бетти Эдвардс. Много интересных, остроумных заданий. (Дмитрий Горелышев).

Живопись.

В.В.Тютюнник, «Материалы и техника живописи», 1962г. Доходчиво и по существу рассмотрены технические стороны живописи на уровне достаточном, но без сильного углубления в химию или реставраторские вопросы. (Женя Дёмина).

П.П. Ревякин «Техника акварельной живописи», 1959г. В акварели я не разбираюсь, но про цвет, прозрачность тел очень толково написано. (Василина Бокова).

Н.Н. Волков, «Цвет в живописи», 1965г.Обширный труд, посвященный живописи, причем с разных сторон, о некоторых вещах узнала только отсюда. Очень импонирует системность, с которой автор подходит к каждой теме, и язык. которым просто очень объясняются и классифицируются вещи, которые, казалось бы, лежат в области тонких ощущений. (Женя Дёмина).

Рассматриваются свет и цвет как природные явления - причины разнообразия и единства красок природы. Переложение красок природы на краски картины. Эмоциональное качество цвета. (Василина Бокова).

Статьи Николая Крымова, «О живописи», «О значении тона в живописи», «О натурализме и формализме».Не знаю издавались ли, но точно есть в интернете. Крымов отличался очень рациональным подходом к живописи, в статьях его наблюдения, опытные открытия. Кратко и доходчиво. (Женя Дёмина).

Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг, "Секреты живописи старых мастеров", Москва, "Изобразительное искусство", 1989 г.Два автора книги -- один - живописец и график, другой - специалист в области истории технологии живописи.Первая часть книги знакомит нас с принципами письма старых мастеров, содержит описание трехстадийного метода живописи, рассказывает о почти забытых и часто не используемых в полную меру свойствах масляных красок, описывает закономерность перехода от средневековой темперы к масляной живописи на холсте, показывает как на формирование новой живописной системы европейских мастеров воздействовали, с одной стороны, византийско-римские живописные традиции, а с другой принципы готической архитектоники. Прослеживает развитие в европейском искусстве XV-XVII веков двух основных ветвей классической живописной традиции - итальянской и фламандской. В сопоставлении показаны принципиальные отличия классической живописи старых мастеров от характерного для импрессионистов метода письма, приведшего, как пишут авторы, к "новому чувству живописности". Книга содержит много интересных мыслей о живописной фактуре, её эстетической ценности, о методе и индивидуальной манере художника и др.Вторая часть книги посвящена настенной живописи.Чтобы все то, о чем говорится на страницах этой книги, было предельно наглядно, в ней репродуцируются произведения из собрания Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Предпочтение отдано крупным фрагментам и рентгенограммам.Все иллюстративные материалы объединены в таблицы, в хронологической последовательности рассказывающие об основных направлениях и школах развития живописной техники.Книгой вдохновится художник и воспитается зритель.

Цитаты:«И всё же стоит пожалеть, что историки искусства редко подходят вплотную к картине, недостаточно изучают специфику того, что И. Э. Грабарь называл «художественной кухней», считая её «крайне неинтересной и скучной материей»

«Вдумываясь в различия современной и классической техники живописи, можно было бы отметить следующие особенности. Классическая техника, точнее, элементарная, ремесленная часть этой техники, даже в руках несовершенного мастера, художника-ученика стройно и красиво организовывала красочный слой. Техника была сложна, но упорядочена, и старый мастер твердо знал те действия, которые необходимы, чтобы привести живописную работу к завершению.<>Наиболее распространенный теперь живописный прием - корпусный мазок - приводит к живописному процессу, чуждому строгой расчлененности, и лишь с трудом организует фактуру картины.Современный метод невольно требует от художника излишнего усложнения и самого мазка, и чувства формы, и восприятия цвета. Иначе «простая и привычная» фактура современной картины приносит некоторое разочарование и самому художнику и зрителю, тем более сильное, чем дольше работал автор над картиной.»

«Окончание классической картины определяется завершающей лессировкой. Если основной слой проработан до нужной степени совершенства, лессировка обогащая цвет, приводит картину к завершенности.В импрессионизме момент окончания картины условен. Художник всегда может продолжить живописный процесс, кладя новые мазки поверх других, схожих по характеру, мазков краски. Здесь художник, в сущности, находится во власти процесса, который может безгранично варьировать и совершенствовать изображение. Отныне художник не может ни доказать, что его картина закончена, ни возразить тому, кто просит в данном положении остановить работу. Если это — передача впечатления, то мгновение в данном случае не имеет конца. Живопись можно прекратить, но нельзя закончить. Художник не знает, что он закончил работу. Он это решает.»

«Можно по-разному относиться к тициановской образности, к духу и смыслу его творчества, но нельзя не признать его живописный метод как бы стволом, соединяющим корни прошлого с плодами живописи будущего, миновать который не в силах ни одна струя живописности»(Катя Машичева).

Композиция и цветоведение.

Иоханнес Иттен, «Искусство формы», 1960г. Иоханнес Иттен, «Искусство цвета», 1961.«Искусство цвета» — самая ясная, на мой взгляд, книга о цвете. Чёткие описания, наглядные схемы и ярко выраженная практическая ориентированность делают её незаменимой для начинающих.(Дмитрий Горелышев).

В книгах, кроме прекрасных упражнений и примеров, изложена система взглядов и вопросов, дающих направление развитию собственных выразительных средств.Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах. (Марина Бородина).

И.В. Гёте. «Учение о цвете». Книга изобилует интересными наблюдениями автора за цветом, не очень понятно на чем основанными теоретически, но практически очень точными. (Женя Дёмина).

Ольга Голубева, «Основы композиции».Самые базовые понятия о композиции и выразительных средствах. Суховато и с плохими зачастую примерами, но можно найти полезное на начальном этапе обучения. (Дмитрий Горелышев).

Ф.В.Ковалев, «Золотое сечение в живописи», 1989г.На мой взгляд слишком много математики в начале, которая не слишком усваивается, и цитат известных художников, но в целом хорошая книга по композиции, особенно в приложении к живописи. (Женя Дёмина).

Рудольф Арнхейм, «Искусство и визуальное восприятие», 1954г.О психологии восприятия искусства. Суховато написано, есть странности в обобщениях, но много интересных конкретных примеров о композиции, цвете. (Дмитрий Горелышев).

Молли Бэнг. «Нарисуй. Как работают иллюстрации», 1991г.Толковая книжка или скорее лекция о том, как формальная композиция и цвет в изображении воздействует на зрителя и как этим можно пользоваться в иллюстрации. Состоит в основном из картинок-примеров с небольшим поясняющим текстом, в конце есть хорошие упражнения. Книжка для взрослых, но ясная и увлекательная настолько, чтобы быть полезной даже школьнику (Анна Власова).Цитаты из книги:"Изображения, которые сильно влияют на нас, построены по тем же основным законам, по которым мы реагируем на реальный мир, если хотим выжить в этом мире. И как только ты понимаешь эти законы и принципы, ты понимаешь, почему изображения дают такие сильные эмоциональные эффекты."

"Мы связываем между собой одинаковые или сходные цвета гораздо сильнее, чем одинаковые или сходные формы. Мы объединяем объекты по цвет очень быстро. При этом ассоциация может быть как положительной, как в случае с игроками одной команды, которые все носят форму одного цвета, так и отрицательной, как в случае с Красной Шапочкой и красными глазами и языком волка. Но в обоих случаях мы связываем объекты одного и того же цвета и придаем связи определенный смысл."

Геометрия.

Юрий Короев, «Начертательная геометрия».Для тех, кто хочет разобраться с перспективой, проекциями, пониманием светотени. Вполне доступный текст, хорошие иллюстрации. (Дмитрий Горелышев).

Теоретические:

Борис Виппер, «Введение в историческое изучение искусства».Книга совершенно необходимая для прочтения всем, кто занимается изобразительным искусством. Он не пишет ничего сложного, заумного, субъективного, но прекрасно систематизирует, разбирает техники, объясняет суть явлений. Наводит порядок в голове. (Дмитрий Горелышев).

Владимир Фаворский, «Об искусстве, о книге, о гравюре».В этой книге собраны мысли одного из крупнейших русских художников и теоретиков искусства ХХ века о самом главном — соотношении цели и средств, композиции, свободе в рисовании, внимании к материалу. Все это написано очень спокойно, ёмко, без лишней витиеватости. Очень рекомендую всем рисующим. Мало книг и художников подобного уровня. (Дмитрий Горелышев).

Адольф Гильдебранд, «Проблема формы в изобразительном искусстве», 1893г. (русский перевод — 1914г).Книга переведённая Владимиром Фаворским, одна из отправных точек его искусства и вообще вхутемасовской, ныне полиграфовской, культуры. Очень рекомендуется к прочтению — скульптор, апологет Микеланджело, пишет о форме, рельефе, пространстве. Очень глубокая и важная книга. (Дмитрий Горелышев).

Василий Кандинский, «О духовном в искусстве».Очень кратко и емко про цвет, композицию и искусство вообще. Не учебник, а скорее собранные вместе мысли и наблюдения. Книга, написанная художником для художников. Всем остальным понять будет сложнее, потому что очень много основано на ощущениях при работе с материалом и при восприятии, переживании натуры. (Дмитрий Горелышев).

Кеннет Кларк, «Нагота в искусстве».Замечательная книга о человеческом теле в искусстве, от самых ранних произведений до ХХ века. Почему в разное время тело изображали по-разному, как эволюционировало изображение человека, кто на кого влиял. Самые интересные главы — об античной скульптуре и фигуре в движении. Очень рекомендую тем, кто в теме. (Дмитрий Горелышев).

Е.А. Кондратьев, «Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации».Искусствоведческое и эстетическое исследование роли детали в произведении искусства. О разновесности элементов произведения, о важности контекста, в котором создаётся и воспринимается произведение. Очень интересная тема, но чтение усложняется многочисленными самоповторами автора и стилистическими шероховатостями. (Дмитрий Горелышев).

Белла Соловьёва, «Искусство рисунка», 1989г.Книга о рисунке вообще. Об истории, жанрах, техниках, художниках. Очень плотная, толковая книга с прекрасной подборкой иллюстраций. (Дмитрий Горелышев).

«Искусство рисунка», сборник статей, составитель Г. Ельшевская, 1990г.Более двадцати серьёзных искусствоведческих статей о различных вопросах этого вида искусства, истории русского и европейского рисунка, художниках (Лев Бруни, Владимир Колтунов, Михаил Соколов), много интересного. Сейчас таких сборников просто не делают. (Дмитрий Горелышев).

Пьер Франкастель, «Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто», 1967г.Интереснейшая и трудная книга. Очень подробно и глубоко о связи времени и сюжета, события и композиции, ансамбля и детали. О проектировании картины. (Дмитрий Горелышев).

Д.С. Лихачев, «История русской культуры» и «Русское искусство». Бывают люди и книги, которые своим примером учат достоинству и внутренней дисциплине — качествам, важным для всякого, и особенно для «творческого человека», художника. Эти книги — из таких. Они помогают избавляться от суеты, следуя за умным рассуждением о национальной культуре. И это кажется мне важнее тех систематизированных знаний и размышлений об истоках и особенностях русской культуры, которые можно почерпнуть из этих книг. (Наталья Гриценко).

Макс Фридлендер «Об искусстве и знаточестве», 1946г. (русское издание — 2001г).Очень добротная книга знатока живописи и музейного эксперта. Бо́льшая часть её посвящена вопросам искусствоведения вообще, которые будут интересны любому, кто в теме — смотрение, символы, форма, цвет, техники. Всё это очень интересно, так как пишет человек не только отлично знавший историю искусства, но и изучавший произведения буквально с микроскопом, знающий массу технических тонкостей. Другая же часть посвящена вопросам коллекционирования, музейной атрибуции, подделкам — она более специальная и не всем может быть интересна. (Дмитрий Горелышев).

Владимир Фаворский «О шрифте», 2014г.Недавнее малотиражное издание, в котором собраны вместе глава «О шрифте» из книги «Об искусстве, о книге, о гравюре», отличная статья о творчестве Фаворского и роли шрифта в нём и масса отличных иллюстраций. Теория шрифта у Фаворского не совсем классическая, она имеет корни не в наборной типографике, а в графике как таковой. Поэтому отношение к букве и слову у него скорее как к иллюстрации — как буква работает с другой буквой, как они звучат, как слово читается по слогам, каков ритм, как всё это вместе работает с белым полем вокруг. Любителям книжной графики рекомендуется. (Дмитрий Горелышев)

Эта книга - не пособие по шрифтовому дизайну или верстке. Принципы, выработанные Фаворским, специфичны и индивидуальны, так как являются прямым продолжением его художественного опыта, и малоприменимы в повседневной работе дизайнера. И всё же я рекомендую эту книгу не только интересующимся творчеством Фаворского, но и всем любителям типографики: яркая и образная теория шрифта поможет взглянуть на буквы с другой стороны. (Игорь Горелышев).

Алексей Домбровский, Владимир Кричевский «Два шрифта одной революции», 2014г.Двухчастная книга о двух принципиально разных шрифтах 20-х годов: чехонинском (Домбровский) и палочном (Кричевский). Чехонин — гениальный художник шрифта с уникальным чувством ритма и глубоким пониманием особенностей кириллицы. Он в одиночку создал целый пласт динамичных, острых и контрастных акцидентных шрифтов, породив огромное количество последовтелей. У палочного шрифта нет конкретного автора, он является результатом поисков немецких, голландских и русских художников-авангардистов начала XX века. Подчеркнутая модульность и отсутствие каких-либо декоративных элементов сделали шрифты этого типа очень популярными в самых широких слоях населения: они активно использовались в плакатной графике, рекламе, архитектуре.

Книга интересна сравнением двух в равной степени революционных, но абсолютно разных подходов к шрифту в контексте масштабных социальных изменений. Впечатление портит лишь раздражающая насмешливая манера Владимира Кричевского, постоянно потешающегося над наивными формами палочных шрифтов. (Игорь Горелышев)

Близкие:

Павел Флоренский, «Иконостас», 1922г.Трудная и очень нужная книга об иконописи, её сути и технике. Особенно полезно для тех, кто не понимает, зачем нужна икона и почему она такая. (Дмитрий Горелышев).

Борис Раушенбах, «Пристрастие».Сборник статей учёного и философа, который является одной из самых значимых фигур в истории российской космонавтики. Сами статьи очень разносторонние по темам. Тут и подробное жизнеописание одного из пионеров космонавтики, Германа Оберта (местами очень интересное по фактам, местами крайне затянутое в обобщениях), и статьи о тысячелетии крещения Руси, четырёхмерном пространстве, перспективе в произведениях искусства, положении дел в мире и постсоветской России. Самая интересная и ценная для меня часть в книге — это статьи «Путь созерцания» и «Логика троичности» об иконописи. Несколько иначе, чем у Флоренского в «Иконостасе». (Дмитрий Горелышев).

Бруно Мунари, «Искусство как рeмесло», 1966г.Неглубокая, но увлекательная книга итальянского художника и дизайнера. Пишет эмоционально, часто насмешливо. В основном о простоте и целесообразности в дизайне. Очень интересные главы про японский дом и бамбук. (Дмитрий Горелышев).

Адриан Форти, «Объекты желания», 1986г.Очень интересная книга о дизайне, но не с привычной позиции красоты, необычности, моды или чего ещё, а из глубины — о том, как на форме и функции той или иной вещи отражаются новые технологии, социальные потрясения, политика, запросы потребителя, желание промышленников продавать и зарабатывать больше. (Дмитрий Горелышев).

Ян Чихольд, «Образцы шрифтов», 1952г.Книга, написанная Чихольдом после временного увлечения модернизмом и последующего возвращения к традициям классической типографики. Несмотря на кажущуюся узость темы, будет интересна всем, кому небезразличны гармония и визуальный порядок. Книга радует глаз и воспитывает вкус. (Игорь Горелышев).

Генрих Альтшуллер, «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».Полезнейшая книга о творчестве, целеполагании и целесообразности. Её автор запатентовал множество технических изобретений и полжизни посвятил анализу процесса поиска нужного решения и созданию его универсального алгоритма. В книге речь в основном о поиске решений инженерных, технологических, но сами принципы и логические построения применимы решительно ко всему. (Дмитрий Горелышев).

Сергей Иванов, «Реакционная культура. От авангарда к большому стилю», 2010г.Интереснейшая книга о взаимосвязи искусства с жизнью страны на примере сталинской России и гитлеровской Германии. В основном про архитектуру, но касается всего. Плотность информации невероятная, читать трудно, но очень радостно. (Дмитрий Горелышев).

Елена Овсянникова, Николай Васильев, Татьяна Воронцова, путеводитель «Архитектура Москвы периода НЭПа и первой пятилетки», 2014г.В книге представлены 12 маршрутов, содержащие наиболее интересные постройки столицы 20–30-х годов: от дома Мельникова до Хавско-Шаболовского жилого комплекса. Планы и перспективы разбавлены историческими справками, фотографиями, плакатами и газетными вырезками, что позволяет оценивать архитектуру без отрыва от породившей её эпохи.Вообще, всем советую обратить внимание на издательство ABCdesign, у них полно отличных книг, в том числе и об искусстве советского авангарда. (Игорь Горелышев).

Мария Чегодаева, «Искусство, которое было. Пути русской книжной графики 1917-1936гг».Очень интересная тема, но мешает манера изложения автора — много эмоций, мало информации. Благо что авторского текста не так много — полкниги составляют цитаты. Очень интересно читать о времени и среде, когда создавались эти работы. Много узнал новых имён и много подробностей про художников давно известных. (Дмитрий Горелышев).

Кузьма Петров-Водкин, «Пространство Эвклида». Мемуары художника и некоторое количество рассуждений на разные темы. Удивительно поэтичная книга. Очень что-то плотское, материальное, страстное; от текста возникает физическое ощущение цвета. (Наталья Гриценко).

Марсел Миннарт, «Свет и цвет в природе», 1969 г.Книга голландского астронома о секретах природы. Например, рассматривается цвет неба, воды. Полезно для понимания отражения и поглощения света, в частности полезно для пленэра. (Василина Бокова)

Соломон Волков, «История культуры Петербурга». Там и про музыку, и про балет, и про литературу (помимо архитектуры и прочего), но для общего развития я бы прям горячо рекомендовала, местами спорно, но крайне живо, занимательно, структурно и хорошо. Я раз пять перечитывала. (Наталья Гриценко).

Ксения Богемская, «Понять примитив». Крупнейший русский специалист по этому вопросу, ныне, увы, покойная. Книга о самодеятельности, наивном и аутсайдерском искусстве в XX веке. (Наталья Гриценко).

Эрик Булатов, «Живу дальше», 2009г.Оказавшись на его большой выставке в Манеже я был сначала увлечён его текстами, а потом уже и самими работами. Очень интересно и емко пишет о творчестве вообще, о материале, поверхности и глубине. Хороши так же воспоминания об учителях — Фаворском и Фальке. (Дмитрий Горелышев).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, «Мысли о жизни. Письма о добром».Воспоминания большого учёного и большого человека, одного из культурных столпов своего времени. Первая часть содержит воспоминания о жизни, самые яркие из них для меня — описание заключения на Соловках и пережитой блокады Ленинграда. Удивительно, как в равной степени спокойно и ясно человек пишет о страшном и прекрасном. (Дмитрий Горелышев).

Галина Загянская, «Фаворский. Обстоятельства жизни и времени», 2006г.Очень живо и тепло написанная биография художника, дополненная некоторыми его теоретическими выкладками. Много ответвлений про современников и друзей. (Дмитрий Горелышев).

«Художник, судьба и великий перелом».Сборник воспоминаний выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, о преподавателях, товарищах, о том времени. Множество интереснейших деталей. (Дмитрий Горелышев).

Татьяна Маврина, «Цвет ликующий: Дневники. Этюды об искусстве».Невероятной силы дневниковые записи художницы. Интересно пишет не только про своё творчество, искусство в целом и других художников, но и про быт. (Дмитрий Горелышев).

Винсент ван Гог, «Письма».Очень полезно читать, как он словами описывает природу и живопись. (Дмитрий Горелышев).

Константин Коровин, «То было давно.. там... в России...».Книга читается легко и приятно. Людям, занимающимся искусством — много интересного из жизни А.Серова, К.Коровина, И.Левитана и их круга. (Алла Полковниченко).

Амбруаз Воллар, «Воспоминания торговца картинами». На первый взгляд - сборник анекдотов и интересных фактов из жизни художественной Франции, чуть глубже - механика арт-рынка, темная сторона, так сказать. (Наталья Гриценко).

«Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции».

Илья Репин, «Далекое близкое».

Дневники Микеланджело Буонарроти.Я считаю, что интересно и полезно читать дневники. Можно подглядеть за чужой жизнью - той ее частью, которую автор хочет показать, и той, которая волей-неволей пробивается сквозь текст сама. Узнаешь о повседневности того времени, - а, как мне кажется, именно через повседневность интересно смотреть на искусство. В чем-то мысли автора сходятся с твоими, а где-то прочитанная фраза приводит ко внутреннему спору. И в итоге смотришь и "туда", где рождались знакомые рисунки, картины, скульптуры, - и на себя. Для меня дневники художников - ценная возможность взглянуть на себя как художника со стороны и источник вдохновения. (Наталья Гриценко).

Том Стоппард, «Художник спускается по лестнице», 1973г.Пьеса замечательного британского драматурга о трёх друзьях-художниках. История о переплетении их творческой и личной жизни с неожиданным финалом. Очень тонко и смешно о творческом процессе и конкуренции. (Дмитрий Горелышев).

Курт Воннегут, «Синяя борода», 1987г.Книга о вымышленном художнике, абстрактном экспрессионисте. Пожалуй, лучшая из книг нехудожника о художниках, которые я читал. Подмечено несколько столь важных и глубоких моментов, что диву даёшься. Написано с традиционными для Воннегута подробностями, перекрёстными связями внутри сюжета и прекрасным юмором. (Дмитрий Горелышев).

Стивен Кинг, «Как писать книги» ("On Writing"), 2000г.Как связаны практические советы американского короля ужасов о том, как писать беллетристику, и рисование? На мой взгляд, достаточно привести несколько цитат:

«Правило семнадцать в главе под названием «Принципы композиции» гласит: «Ненужные слова опускать»

«Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он [редактор - примечание НГ]. Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится. Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир».

«Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать».

В книге - практические советы о писательском ремесле, организации творческого процесса, о том, как заработать деньги творческим трудом. Замените несколько слов, например, "рассказ" на "иллюстрация", "писать" на "рисовать" - и получите практическое руководство к действию. Иногда другие слова, подобранные для старой и вроде как известной истории, открывают новое или, по крайней мере, свежее понимание. (Наталья Гриценко).

Владимир Паперный, «Культура два», 1985г.Спорное, талантливое, остроумное, захватывающее исследование о том, как идеология и философия времени отражается в культуре на примере советских скульптуры и архитектуры. В книге много фактов и интересных примеров и наблюдений и не меньше авторских интерпретаций и предположений. Увлекательное чтение, органически побуждающее к сопоставлению прочитанного с собственным опытом, мнением экспертов по вопросу, изучению темы. (Наталья Гриценко).

Май Митурич, «Воспоминания», 2015г. Книга такая же легкая, светлая, любовная и умная, как и рисунки Мая. Для меня самое ценное в ней, помимо историй о жизни художника, его семьи, которые, как всегда бывает с хорошими историями, — об историческом времени и жизни среды, — оптимистическое мироощущение. Кроме того, полезно читать для развенчания иллюзий, что «у них-то все было по-другому»: да нет, все то же самое, рутинная («лихорадочная», пользуясь словами автора) работа для заработка по 10-12 часов, смена сытых и голодных полос, работа-гонка всю зиму, а летом, если будут деньги, - поехать на месяц на дачу или на море, чтобы писать. Отдельно — о женщине-художнице Вере Хлебниковой, о рисовании кастрюль и сохнущего белья в неустроенной комнате, где жили пятеро, между домашними заботами. И никакой халтуры — жизнь Петра Митурича, Мая Митурича, Веры Хлебниковой и многих других хороших художников показывает, что обстоятельства не могут быть ее оправданием и причиной. (Наталья Гриценко).

Кроме сказанного Наташей меня ещё впечатлил язык книги — очень честный, в нём совсем нет «художественности», какой бы то ни было стилизации или заигрывания с читателем. Очень просто, ясно и при этом совсем нет ощущения бедности или сухости. (Дмитрий Горелышев)

Джейн Джекобс, «Смерть и жизнь больших американских городов», 2011г. Классический труд по градостроительству. О том, как устроен биоценоз города, о сложных взаимосвязях явлений и переплетении общества, экономики, архитектуры. Среди прочего - о влиянии архитектуры на повседневную жизнь людей. (Наталья Гриценко)

Ганса Селье «От мечты к открытию. Как стать ученым», 1987. (Издательство Arno Press New York Times Company, в России издательство Прогресс)— 2001г).Ганс Селье — один из выдающихся ученых XX века, создатель классического учения о стрессе. Книга посвящена анализу становления ученого на примере научной и творческой биографии автора.Книга полезна не только ученым, но и художникам. Автор подробно, как собственному ученику, рассказывает читателю, как развить и не потерять страсть к исследованию, поиску нового, не дать быту и рутине взять верх, как достигать цели.Ганс Селье руководил крупной лабораторией, его принципы управления и опыт собственного творческого пути будет интересен руководителям мастерских и групп. (Марина Бородина)

Читайте, дополняйте.

strg-circle.livejournal.com


Смотрите также