Арт терапия рисование сухими листьями


Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Радость-грусть» с использованием элементов арт-терапии (техника рисования сухими листьями)

Методическая разработка с использованием элементов арт-терапии.

Занятие (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Радость-грусть» с использованием элементов арт-терапии

(техника рисования сухими листьями)

ВВЕДЕНИЕ:

Не секрет, что дети, как и взрослые, могут испытывать психоэмоциональное напряжение, вызываемое действиями педагогов, родителей, неразрешенностью детских проблем, непосильными нагрузками. У детей наблюдается слабая дифференциация эмоций и чувств, ограниченный словарный запас, социальные страхи, механизмы психологической защиты и т.д. Как результат – психосоматические нарушения, трудности в социальной адаптации, обучении. И тут выходит на первый план наша работа, работа педагога-психолога – по профилактике психоэмоциональных нарушений.

На помощь  может придти арт-терапия или ее элементы.  Дети пробуют разные изобразительные материалы: краски, карандаши, фломастеры и все то, чем можно создать изображение /изотерапия/.  Но их не учат рисовать. Ведь главное — это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только твоим. Здесь ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.

Деятельность во время занятий (НОД) с использованием элементов арт-терапии отличается от обычной:

  • Безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей и отсутствие контроля – все это дает ощущение успешности и значимости для окружающих, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.
  • Задания, подбираемые психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. То есть для того, чтобы произошли изменения, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей.

Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становится менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого, только принятие и поддержка

 

Для проведения  занятий (НОД) с использованием элементов арт-терапии или арт-терапии необходимо соблюдать некоторые требования и принципы:

  • Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

  • Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
  • Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

ПОЧЕМУ ВЫБРАНА ИЗОТЕРАПИЯ –

 РИСОВАНИЕ СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ?

  1. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление /правое полушарие/, и абстрактно-логическое /левое полушарие/.
  2. Напрямую связано с важнейшими функциями: зрение, двигательная координация, речь, мышление – оно способствует развитию каждой из этих функций и связывает их между собой.
  3. Изотерапия /ее элементы/ использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации цели. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Данные занятия служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
  4. Сухие листья приносят детям много радости. Даже если не производить с ними никаких действий, а просто держать их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстра и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь – вызывают приятные ощущения.

Цель занятия (НОД) с элементами арт – терапии «Радость-грусть»:

Профилактика психологического неблагополучия. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
  2. Развивать умение распознавать эмоциональные состояния /радость-грусть/.
  3. Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения
  4. Гармонизация осознания имени.
  5. Развивать уверенность в себе, способствовать укреплению положительной самооценки
  6. Стимулировать развитие мышления, речи, двигательной координации, зрения.
  7. Активизировать воображение, тактильное восприятие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ритуал начала занятия (НОД)

  1. Упражнение «Ласковое имя» - ребенок поворачивается к своему соседу, смотрит и называет его ласковым именем. Дети «по-цепочке» называют друг друга ласково.

Дети сидят на коврике полукругом.

Психолог: Во время наших встреч мы говорим о наших чувствах и настроениях. Сегодня тоже поговорим о чувствах, а о каких вы догадаетесь сами (выставляются картинки с изображением чувств - радость, грусть).

Дети называют чувства.

  1. Упражнение «Передай чувство»

Первый ребенок поворачивается к соседу, передает с помощью мимики заданное чувство и так по очереди пока все не покажут чувство.

  1. Упражнение «Продолжи» (я грущу, когда…, я радуюсь, когда…)

Психолог: Мне  немного грустно, когда я вижу, что листочки с деревьев опали. Мне грустно, так как  это напоминает о том, что лето закончилось и скоро наступят холода. Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести и много радости. Давайте поиграем с ними!

  1. Игра «Листопад».

Взрослый подкидывает листочки. Дети ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья. Затем сами подкидывают их и ловят. Игра продолжается 2-3 раза.

Психолог: А еще листьями можно рисовать. Предлагаю нарисовать осенний ковер и, когда нам будет грустно, мы сможем посмотреть на нашу картину, улыбнуться!

  1. Рисование  «Осенний ковер».

Взрослый демонстрирует технику создания изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, наносит на лист бумаги рисунок; затем набирает сухие листья, растирает их между ладонями на мелкие частички и рассыпает над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхивает. Процедура повторяется до достижения  результата. Рисунку можно придумать название. Количество создаваемых «рисунков листьями» зависит от желания отдельного ребенка, при необходимости время занятия может быть продлено.

Сначала дети выполняют работу индивидуально, каждый на своем листочке, затем все рисунки соединяются в одну работу «Осенний ковер».

Итог занятия (НОД)

Дети выбирают место для своей картины. Затем все картины соединяются в одну. Дети рассматривают получившуюся работу, обмениваются впечатлениями.

Психолог: Понравилось вам или нет рисовать листочками? Что именно понравилось?

Ритуал конца занятия (НОД)

Собравшись на ковре.

Упражнение «Передай улыбку» - дети «по-цепочке» поворачиваются, улыбаются друг другу и передают улыбку.

Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо, что вы были активными, встретимся с вами через неделю

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного занятия с элементами арт-терапии было:

Профилактика психологического неблагополучия. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Данная цель достигалась через изучение, умение распознавать эмоциональные состояния, так как чувства и эмоциональное состояние неразрывно связаны.

В качестве инструмента реализации было создание картины с помощью сухих листьев (техника рисования сухими листьями). С помощью близких для детей понятий, образов, настроений изучаются чувства (на примере явлений осени дети наблюдают, замечают, о них говорят в детском саду и дома, на эту тематику проходят праздники и развлечения). Дается понятие об относительности чувств: одно и то же явление может вызывать разные чувства: грусть и радость.

Для выполнения использовалась совместно-индивидуальная форма – сначала каждый на отдельном листочке создавал свою индивидуальную картину, которая впоследствии становилась частью общей. Данная форма организации способствует развитию коммуникативных навыков, формированию выдержки – детям нужно договориться, где-то уступить при выборе места для рисунка. Развивается терпимое отношение к другим, уверенность в своих силах. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Дети получают необычный опыт, при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения. Рисование сухими листьями захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху - по своему внешнему выражению — сор, который мы обычно выкидываем, выметаем, выбрасываем и  который детей приучаем убирать, к которому не разрешаем прикасаться, хотя детям всегда хочется потрогать, поиграть, манипулировать со всем необычным. Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сухими листьями - в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Детям-дошкольникам, в силу возрастных особенностей, трудно отрефлексировать (сделать анализ) содержание только что появившегося изображения, но высказать свое отношение к происходящему дети могут. Полученный опыт, пусть даже и не осознаваемый, складывается в копилку впечатлений, из которых развивается отношение к себе и окружающему миру, на основе которых рождаются реакции на различные ситуации.

Я считаю, что данные занятия, именно для изучения чувств, очень интересны, более понятны детям, а значит идет более глубокое понимание материала и достигается цель – снятие психоэмоцинального напряжения.

Так же интересно использование не только изотерапии, но и других направлений арт-терапии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

  1. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»

         Ярославль «Академия развития» 1997

         2. Мардер Л.Д.

          «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми

          дошкольного и младшего школьного возраста»

          М.: Генезис 2007.

         3. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., ДобровольскаяТ.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном       образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений»

          М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)

         4. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»

          М. : «Генезис» 2005

         5. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»

          Санкт-Петербург «Речь» 2006

         6. http://art-psychology.ru/about.html

         7.http://summercamp.ru/index.php?title=%D0%90%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F 

        8. http://festival.1september.ru/articles/625936/

www.openclass.ru

Персональный сайт - Арт-терапия: рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

 

Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициативного использования песка. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Когда занятие заканчивается и дети уходят из арт-комнаты, взору открывается помещение, закиданное ровным слоем мусора. Именно этот момент и есть та временная точка, в которой карета превращается в тыкву, а сыпучие материалы – в мусор. До него обстановка арт-помещения является креативным пространством, необходимым для творческого самораскрытия личности. Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами — в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

andreevna0101.ucoz.ru

мини-садик на ЖБИ "Волшебная радуга"

«Маленькие детки - маленькие бедки» - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребенка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной беспокойства, порой не понимают ни сами дети,  ни их родители.

Что же делать в таком случае? Как помочь ребенку? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша.

Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребенка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арт-терапия – лечение искусством.

Для малышей лучше всего подойдут такие виды арт-терапии:    

цветотерапия (лечение цветом),

музыкотерапия (лечение музыкой),

игротерапия (использование игры, как способа решения психологических проблем ребенка),

песочная терапия (прежде всего способ самовыражения),

сказкотерапия (метод, позволяющий работать со взрослыми и детьми через сказку),

имаготерапия (ее основой является театрализация)

Цветотерапия(изотерапия)

Изотерапия – один из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживания, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт- терапия предполагает использование различных приемов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему привык.

Приемы изотерапии:

Марания    

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать», «грязнить». Данный прием нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесения множества слоев и смешивании цветов.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками и мелками. Однако, игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

 

Рисование пальцами, ладошками

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребенок, когда опускает палец в гуашь – плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений, от культурного влияния, от социального давления.

Рисование пальцами, ладонями – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как  к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование по мокрому листу

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносят рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффективно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства         

Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительским в чистом виде, не ущемляет права других детей.  Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Техника каракулей                 

Вариант – рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных сексуальных качеств (терпения, внимательности и др.) а также для повышения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок»               

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша еще и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей.

 Использование детьми приемов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Итак, использование арт-терапевтических методов и приемов в воспитательном процессе с детьми затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчит интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

 

Музыкотерапия

Это использование музыки в занятия с ребенком в любом виде. Прослушивать записи, играть на элементарных инструментах, петь и так далее – все это приносит неоценимый вклад в развитие психики вашего малыша.

При использовании музыки происходит:

Эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

Ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности со взрослыми или друзьями;

Происходит регуляция эмоционального фона, настроения, самочувствия ребенка;

Формирование чувства прекрасного.

Музыка терапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку. Активная  музыкотерапия предполагает активное включение малыша в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии, движения или кинезитерапии – тантерапия, а также игры на музыкальных инструментах – инструментальная музыкотерапия.

Песочная терапия

Песочная терапия – одна из техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый – ребенок строит собственный микрокосмос из песка и миниатюрных фигурок.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим, или влажным, плотным, пластичным. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде, чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Чем полезны занятия в «Волшебной песочнице»:

- Успокаивает нервную систему и расслабляет, особенно гиперактивных детей – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

- Развивает мелкую моторику и речь ребенка: песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев.

- Усиливает способность к мышлению и стремление к познанию мира.

- Развивает творческие способности, фантазию и воображение

- Учит открытости и импровизации, дает возможность выражения эмоций без слов.

- Помогает избавиться от страхов, агрессии и застенчивости.

- Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень помочь своему ребенку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребенка вопросы.

Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая у тебя любимая сказка, и я скажу, кто ты» - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребенком и для ребенка – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием. А долгая и упорная, работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык  такого различия, обычно, появляется у ребенка к 3,5 – 4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

 

Имаготерапия

Занимает не последнее место среди различных видов арт-терапии. ЕЕ основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка, вы сможете:

·        Укрепить и обогатить эмоциональную сферу вашего малыша;

·        Разовьете способность общаться

·        Развить способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий

·        Развить в ребенке творческий потенциал

·        Развить волевые качества.

xn-----7kcbshqaducoo2dxa.xn--p1ai


Смотрите также