Решение определенного сюжета через ассоциативное восприятие действительности (методика преподавания станковой композиции в 3 классе ДХШ). Ассоциативное рисование


Метод ассоциаций как основа для творчества

Опубликовано 25 Июн 2014 в рубрике «Творческая жизнь»

Само слово «ассоциация» переводится как «объдинение». В психологии под ассоциацией понимается возникающая в процессе мышления связь между некими объектами или явлениями.

В узком смысле, ассоциация — это некий образ, возникающий в сознании при воздействии внешнего раздражителя — любого, это может быть звук, запах, какой-то визуальный объект. Ассоциации субъективны, они зависят от индивидуального опыта человека.

Для художников поиск ассоциаций — это чаще всего вспомогательное упражнение, направленное на развитие творческого мышления.

Вариантов таких упражнений может быть множество. Помните, детскую игру «на что похожи облака»?

Дети, кстати, ассоциации находят быстрее и легче, у них мышление не так инертно, как у большинства взрослых…  Однако ассоциативное мышление имеет свойство развиваться. И даже если сейчас для вас облака похожи исключительно на облака, научиться в них видеть интересные образы — вопрос времени. И желания, разумеется.

Иллюстрация Натали Ратковски (отсюда)

Конечно, можно искать образы не только в облаках. На что, например, похожи кляксы? Или вот еще одно упражнение: ссылка.

Обычно этим балуются в художественных школах и изостудиях. Но бывает, что вполне взрослые художники так увлекаются этой игрой, что  используют ассоциации как основной творческий метод. Хороший пример — монотипия, которая уже вполне уверенно перемещается из изостудий в выставочные залы.

Но здесь я хочу привести пример художника-графика, работы которого основаны на ассоциативном методе. Это Пабло Херреро (Pablo S. Herrero).

Этот художник работает в различных техниках, но известность ему принесли его «растительные» граффити. Меня же он заинтересовал прежде всего потому, что его работы удивительным образом перекликаются с моим бесплатным курсом. Кто проходил, помните, там было задание по работе с линиями? Я просила найти и зарисовать случайным образом сформировавшийся линейный рисунок — прожилки на листе, линии ладони, переплетающиеся ветви деревьев?

Здесь же объединяются 2 мотива: реально существующие трещины на стенах художник превращает в деревья. Правда, красивая ассоциация?

Казалось, бы, идея лежит на поверхности. Просто, но до чего выразительно!

Есть в этих узорах что-то завораживающее…

Это на асфальте:

Смотрите, как оживает фактура стены! Внезапно осознаешь, насколько эти старые стены красивы:

Где рисунок? На зеркале, или там только его отражение?

Здесь в рисунок включаются большие пятна. Похожи они на крону?

А на что похожи ветви? Может быть, на удочку?

Или на вены и капилляры?

 

На что еще?

Как видите, «детская» игра в ассоциации может вырасти во что-то очень интересное!

Все иллюстрации с сайта автора: Пабло Херреро (Pablo S. Herrero) . Если есть немного свободного времени, непременно зайдите и полистайте!

P. S. Особенно интересно просматривать от ранних работ к дню сегодняшнему — наглядно видно, как трансформировался художественный метод, как появляется цвет и усложняется композиция.

Содержание

Вернуться на главную

Еще почитать:

artfound.ru

Ассоциативный рисунок на уроках литературы

Автор: Корнилова Глафира Ревориевна

Корнилова Глафира Ревориевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Октемская средняя общеобразовательная школа

имени П.И. Шадрина Хангаласского улуса РС(Я)

 

 

 АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.

В.А. Сухомлинский

 

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Россия переходит на путь новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Цель образования - подготовить молодых к тому, чтобы им всю жизнь было интересно заниматься самообразованием. Происходит смена «личностно-отчуждённой» образовательной парадигмы на «личностно-ориентированную», при которой основная цель образования – создание условий для развития личности. Личностно-отчуждённая парадигма предусматривала передачу ребёнку максимально-возможного количества из всех накопленных в истории человечества научных, культурных, технических, исторических, социальных знаний, опыта и т.п. здесь главные категории – «личность», «индивидуальность», «индивидуальное сознание», «ребёнок». Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. А миссия учителя-словесника – передавать эстетические, нравственные, философские и социальные ценности. Помочь ребенку чувствовать мир, природу, другого человека, понимать себя- в этом помогает литература..

                 Мне кажется, что главная миссия уроков словесности, говоря словами А.С. Пушкина, «чувства добрые…» пробуждать.

         Попытка «стыковки» психологии и лингвистики, попытка глобального построения будущей науки не могла не заинтересовать лингвистов, которые искали новые пути развития науки о языке.                                                                     

       Нужно сказать, что ассоциативная методика, и в частности, те ее приемы, которые работают на запоминание, помогают согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический, и в этом одно из ее достоинств.

         Процесс научения, который в отличие от учения и обучения, проходит на бессознательном уровне, также базируется на формировании ассоциаций.

         Ассоциация (от латинского аssociation- соединение)- связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями). Термин введен в 1698 году Дж. Локком. Различаются ассоциации по смежности (в пространстве или во времени), сходству, контрасту. Существует ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают сигналы мозгу, запечатлевшему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

         Приведу пример самой простой ассоциативной структуры: если спросить русского человека быстро назвать на слово поэт любое слово, он почти наверняка скажет Пушкин. По существу, дан стимул, а в ответ получена реакция на этот стимул (известно, что на стимул поэт реакцию Пушкин в русской аудитории дают примерно 90 человек из 100).

         Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия.

        В истории мировой психологической мысли выделяется одно из основных направлений - Ассоцианизм, которое объясняет динамику психических процессов принципом ассоциации.

        Впервые постулаты ассоцианизма были сформированы  Аристотелем, который выдвинул идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

По Аристотелю известны четыре вида ассоциаций:

1) По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...

2) По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции... Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

3) Ассоциации по контрасту: день-ночь, рано-поздно

4) Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс.

       В XII веке эту идею укрепило механико- детерменистское учение о психике. В это же время стали осознаваться проблемы мышления. Об ассоциативном мышлении рассуждали Вюрцбургская школа, школа гиштальтпсихологии. 

        Советская школа во главе с Л.С.Выготским, отказавшись от ассоциативной теории, тем не менее, отвела важное место ассоциативному мышлению, которое слито с рациональным мышлением и воображением в одной «операции» при определенном воздействии на человека. По мнению Л.С. Выготского, в основе закономерностей всех  познавательных актов, в основе мышления лежат ощущения (см. схему).

 

Представление

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

            Хочется заметить, что далеко не последнее место в современной педагогической науке отводится ассоциативно- рефлекторной концепции обучения, которая опирается на основные понятия  об условно- рефлекторной деятельности головного мозга, представленные  И.М. Сеченовым и И.П.Павловым. Их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Согласно ассоциативно- рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - сложных и простых.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:  

·         формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; 

·         подача учебного материала в определенной последовательности; 

·         демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; 

·         применение знаний на практике. 

В рамках ассоциативно- рефлекторной концепции освоения личностью социального опыта разработана теория формирования понятий, сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению.  

Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению детей приемам умственной деятельности- сравнению, обобщению, абстрагированию.

      Таким образом, вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление, тем более чутким  и вдумчивым читателем становится молодой человек.  

        Очень важно создать условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым  ассоциативным, образным мышлением, широким спектром ассоциаций в процессе освоения литературы как вида искусства, а также для формирования  у обучающихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку. 

        По мере накопления опыта в работе, каждый учитель старается найти такую «изюминку», благодаря которой можно достичь наилучших результатов на уроках. Ведь не простое дело - научить детей (всех)  «говорить» на уроках, а тем более, высказывать собственное мнение по произведению, которое мало понятно. Свои  «первые шаги» по применению заданий на ассоциативное мышление  мне пришлось сделать пять лет назад. Сами собой пришли мысли о том, что   

·         ученики мало читают и не всегда понимают высокую поэзию, 

·         редко слушают классическую музыку; 

·         с трудом делают развернутый анализ текста; 

·         не всегда могут выразить свою мысль. 

Эти наблюдения привели к  выводу о том, что же можно сделать такого, чтобы не просто заинтересовать детей на уроках литературы, а чтобы еще и был результат. Многие педагоги считают, что от рождения дети имеют богатые задатки и даже разнообразно талантливы. Но их способности гасят убожество жизни, равнодушие и невежество взрослых. Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации, ассоциативных рядов, заложенных в художественные образы.

Работа с ассоциативным рисунком возможна, если удаётся ею увлечь учеников. Для этого педагогу приходится самому выполнять образцы, рисовать коллективно, когда каждый вносит своё предложение, а наиболее способные к рисованию учащиеся осуществляют задуманное.

 Не все учащиеся могут освоить технику ассоциативного образного рисунка, но они всегда могут воспользоваться работой товарища. Все работы рассматриваются, авторы защищают свою идею. Ребята знакомятся с замыслом одноклассников. А это способствует обогащению их творческого потенциала. Кроме того, дети испытывают положительные эмоции.

 Таким образом, в ходе создания ассоциативного рисунка развивается и творческое начало, и гибкость мышления: умение ассоциативно мыслить и структурировать информацию. Одновременно решаются и коммуникативные задачи: формируется умение договариваться, давать оценку своим действиям и действиям товарищей.

Работа над ассоциативными заданиями важна на любом возрастном этапе.

В 5-7 классах знакомлю ребят с методом ассоциаций, но стараюсь не навязывать им свои ассоциации, прежде дети должны сами построить свои ассоциативные цепочки.

В старших классах школьники уже знают многие понятия ассоциаций, что ассоциативная связь может быть по:

- цвету;

- месту расположения;

- форме;

- звучанию;

- действию;

- вкусу;

- материалу;

- назначению;

- количеству

Поэтому на этом этапе работы можно смело предоставить школьникам выразить композицию произведения, характер героев, сюжетную линию, основной конфликт ассоциативным рисунком.

Результатами работы данного метода являются:

·         творческая активность детей;

·         раскрепощение личности каждого ребёнка;

·         создание ситуации успеха;

·         обогащение словарного запаса;

·         развитие логического мышления;

·         улучшение памяти учащихся;

·         приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;

·         усиление мотивации в обучении.

На мой взгляд, благодаря  данному подходу в системе преподавания  литературы  есть гарантия, что наш выпускник, будучи взрослым человеком, услышит боль в душе другого, сможет проанализировать свои поступки и чувства, его тронет хорошая музыка, он будет развиваться духовно и будет востребован обществом.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.

Селевко Г.К. Технологии самостоятельного развития личности школьника. //Школьные технологии. № 4 1999.

2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии //Школьные технологии. № 4 2003

3.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1967.

4.

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детства, отрочества. Москва 2002.

5.

Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет. Под редакцией Дубровиной И.В. Москва 1988.

6.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития, 1996.

7.

Формирование личности старшеклассника. Под редакцией Дубровиной И.В. Москва 1989.

 

 

 

Прикрепленные файлы:%d0%b0%d1%81%d1%81-%d1%80%d0%b8%d1%81 comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Решение определенного сюжета через ассоциативное восприятие действительности (методика преподавания станковой композиции в 3 классе ДХШ)

Автор: Ишуткина Елена Владимировна, преподаватель МОУ ДОД ДХШ№3 города Белово Кемеровской области.
Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
С 1987 года я занимаюсь изобразительным творчеством с детьми разного возраста. Одним из многих направлений, которыми мне довелось заниматься, является станковая композиция. Возможности этой дисциплины поистине безграничны, в этой области дети могут представить весь спектр своих умений и навыков, начиная от различных вариантов компоновки заканчивая выбором техники выполнения. Что касается выбора приемов исполнения – здесь вообще нет предела креативности творческой мысли.
В 1986 году получив профессиональное образование в Кемеровском художественном училище, я начала работать с одаренными детьми в Детской художественной школе. Через несколько лет, в 1995 году закончила художественно – графический факультет Новосибирского педагогического университета. С тех пор ощущаю острую необходимость делиться с детьми своим профессиональным опытом. За долгий период нашего сотрудничества многие ребята участвовали в разных выставках- конкурсах различного уровня, среди них такие как:
IV Международный фестиваль — конкурс «Душа Родины… Родина Души…», на котором мои ученики стали лауреатами, всероссийский детско-юношеский конкурс рисунка и прикладного творчества «Подвиги Российских моряков», фестиваль-конкурс юных исполнителей «Молодые таланты» в номинации «Изобразительное искусство», открытый городской конкурс детских рисунков «Выполняя интернациональный долг», всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Здесь меня учат», всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Там где живет кенгуру», городская выставка детского творчества «Под мирным небом», городской открытый конкурс детского художественного творчества «Сторона Родная», всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Они такие хорошие» и другие.
Потребность в самовыражении – краеугольный камень плодотворного общения взрослого и ребенка, мой многолетний опыт работы с детьми подсказывает несколько путей решения творческих задач в создании композиции, среди них есть и нетрадиционные пути о которых я хочу рассказать.

 

Что такое композиция? Каждый человек когда- то задавал себе этот вопрос.
Дословно композиция значит составление от латинского compositto, соединение чего-либо из различных частей в единое и неделимое целое, составленное в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве это составление, алгоритм построения художественного произведения.
Одной из главных задач в составлении станковой композиции является развитие у детей образного видения, пробуждение воображения ребенка.
Я предлагаю действенный путь развития воображения у учащихся творческую , стилизацию в изобразительном искусстве. Это то, что носит сугубо индивидуальный характер, предполагает авторскую художественную переработку объектов окружающего мира. Как следствие возникает уникальное изображение с элементами привнесенной новизны.
Что служит толчком, побуждающим движение творческой фантазии? Иногда это мотив, использованный при изготовлении предмета домашнего обихода, с каким либо декором, например панно, посуда, ваза и тому подобное. Это может быть и необычное состояние природы, которое юный художник смог заметить и запечатлеть в своей работе. Это может быть и подражание известному стилю изобразительного искусства. Путей развития творческого воображения много, про один из них на страницах этого издания я хотела бы рассказать.
Моя подопечная Романова Екатерина учится в нашей художественной школе с 2012года. Она участник различных фестивалей и конкурсов городского, регионального и всероссийского масштаба, среди них «Молодые таланты», всероссийский конкурс детского рисунка «Здесь меня учат», открытый городской конкурс детского творчества «Сторона родная» и другие.
С помощью разработанной нами методики создания определенного сюжета через ассоциативное восприятие действительности Екатерина создала несколько удивительно непохожих на другие композиций, среди них «На необитаемом острове», «Пришельцы с волшебной планеты», «Параллельные миры». В этой статье автором представлена графическая композиция «Пришельцы с волшебной планеты». Самое сложное в создании данной работы было соединить абстрактное с конкретным. Совместить в одном художественном полотне и группы цветовых пятен и различные конфигурации необычной формы и создать образное решение. Благодаря накопленному опыту и навыкам работы в подобной технике Катя успешно справилась с поставленными задачами. Как показывает мой многолетний опыт работы с детьми, предложенная вашему вниманию методика легко воспринимается, увлекает , просто используется в творческих композициях.
Учащиеся нашей детской художественной школы очень часто используют предложенные приемы и на уроках декоративной композиции, и для создания работ в технике «батик», для иллюстраций к художественным произведениям, для изготовления подарков к праздникам и памятным датам и в домашних творческих работах.
На своих занятиях композицией я предлагаю детям творчески переосмыслить реально существующие объекты. Тема занятия называется «Решение определенного объекта, сюжета, события через ассоциативное восприятие действительности».
Перед основным заданием выполняется кратковременное упражнение, на наших уроках оно называется « акватипией»(рис.1). Аква в переводе означает – вода, соответственно в процессе участвует емкость с водой, в которую выливают художественную масляную краску (рис.5), тщательно разбавленную разбавителем или растворителем до жидкого состояния (рис.4). Затем в эту емкость мы опускаем чистый лист бумаги и на нем остается необычный силуэт(рис.6), образованный разводами масляной краски. Этот лист бумаги мы хорошенько просушиваем, подготовительный материал для дальнейшей работы готов(рис.7,8,9).

 

Вторым этапом нашей работы будет дополнение оттиска силуэта, конкретными элементами реального мира (рис.15,16,17), это можно сделать с помощью фломастеров, гелиевой авторучки, восковых мелков, цветных карандашей. Так же силуэт пятна может быть дополнен текстилем, коллажем из различных материалов, гербарием растительного происхождения, семенами растений, пуговицами, скрепками, крупой, кусочками рваной бумаги или ткани, кнопками канцелярскими и тому подобными материалами. Эти элементы тщательно приклеиваются к полученному изображению. Одним словом мы можем использовать все то, что способствует раскрытию творческого замысла.
На основе выполненного ассоциативного упражнения появляется определенный ассоциативный ряд например «утренний пейзаж», «цыганские пляски», «необыкновенные фантастические животные» и т.п, а затем рисунок гуашью на конкретную определенную тему.
Цель задания: развить творческое воображение учеников.
Задачи задания:
1. Найти соответствие между замыслом и способом воплощения в фактурах и текстурах.
2. Расставить акценты, усиливающие ассоциативное восприятие замысла.
После выполнения упражнений, мы переходим к более длительной работе. Сюжет следующего задания свободный. Материалы по выбору ученика.
Задачи творческой работы:
1. Сформировать художественный образ при помощи предметов, его отображающих. 2. Наметить композиционный центр картины, применяя основные принципы построения композиции, используя линию, пятно, статику, динамику, равновесие и т.д.
3. Выбрать колорит, соответствующий данному образу.
4. Выполнить эскизы в цвете.
5. Выполнить итоговую работу в формате А2.
Выполнение задания начинается с вводной беседы и показа репродукций работ художников-профессионалов, работающих в стиле « фэнтази», на ассоциативное восприятие, связанное с какими либо символами, условностями (работы Кандинского, Филонова, Петрова-Водкина, Сальвадора Дали и т.п.), а так же с использования предыдущего упражнения.
Учащиеся делают подробный анализ этих произведений, выясняя для себя, с помощью каких изобразительных средств достигается создание художественного образа. Затем мы преступаем к основной работе над композицией. Преподаватель может предложить несколько примерных тем на выбор «Ипподром», «Коррида», «Цирк», «Корабли» или ученик выбирает свою. Затем он собирает изобразительный материал (наброски, эскизы, зарисовки). Задание завершается исполнением работы в большом формате, на листе А3 или А2 гуашью или в смешанной технике. Так с помощью ассоциаций на уроках композиции, дети развивают свое образное мышление, а результатом является картина, выполненная в цвете, гуашью или в смешанной технике.
Простое подражание природе не приветствуется в изобразительном искусстве, так мы можем создать наглядное пособие для биологов или преподавателей анатомии, оно не может тронуть зрителя, не может придать изображению эмоциональную окраску, поэтому главная цель творца усовершенствовать увиденное, придать ему особенную красоту, которая присуща восприятию именно этого автора.
Юный художник должен творчески переосмыслить действительность, пропустить увиденное сквозь призму своего восприятия и донести до зрителя свое отношение к изображаемому миру.Я очень надеюсь на то, что наш творческий профессиональный опыт будет достойно оценен коллегами и пригодится в дальнейшей коллективной деятельности учителя и учеников.
Перечень используемой литературы:1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству — С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.3. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников». Методическое пособие. Авторы: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Ростов 2003.4. Кандинский. В. “О духовном в искусстве”. М.,1992.5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир». М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.6. Мариничева О.В., Елкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»: Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001.7. http://painting.eds.co.ua/acrylic.php8. http://nev2102.wordpress.com/tag/акриловая-живопись/9. http://tubethe.com/watch/Dphe9FMlQTc/zhivopis-akrilom-dlya-nachinayushhikh.html
← Предыдущая запись Следующая запись →

Похожие записи

art-teacher.ru

Урок изобразительного искусства (композиции) на тему "Рисуем музыку или рождение ассоциативной композиции" (9 класс)

Автор: Исмагилова Гульнара Ирековна –

учитель изобразительного искусства

РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева

РИСУЕМ МУЗЫКУ ИЛИ РОЖДЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Урок композиции (рисования) в 9 классе

Краткая аннотация урока. Одна из задач уроков композиции – развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учителем, формирующим такого одаренного ребенка, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над услышанным, увиденным, научиться передавать переживаемые чувства при прослушивании музыкальных произведений, задавать вопросы и находить ответы в творческой форме, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти методы проблемно-поискового, творческого поиска ответов на поставленные вопросы. Урок в технологии проблемного обучения поможет организовать общение с миром прекрасного, погрузить ребёнка в мир художественно-эстетических ощущений, ассоциаций, сотворчества.

Цель урока.

Развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, творческой мотивации к художественной деятельности;

Продолжить формирование навыков работы с мультимедиа-объектами как источниками информации, преобразованию знаний из одной формы в другую.

Комплексная задача урока:

  1. Предметно-информационная составляющая:

продолжение знакомства с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы;

знакомство с понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция;

знакомство с программой для рисования «Labuat» на страницах Интернет-ресурсов.

  1. Деятельно-коммуникативная составляющая:

продолжение освоения различных техник и приемов работы с художественными материалами;

развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить, анализировать и решать композиционные задачи по теме;

применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;

развитие умения работать с интерактивными моделями в Интернете;

развитие речи при обсуждении, тактичное выражение своего мнения и умение дослушивать другого;

  1. Личностно-ориентационная составляющая

воспитание аккуратности, усидчивости;

получение удовольствия от работы;

развитие эмоционально – чувственной сферы школьника средствами музыки и изобразительного искусства, воспитание чувств восторга от процессов творческой работы, поиска гармоничной (яркой, сдержанной) палитры.

Уровень образования школьников: Урок предназначен для 9 класса (возможно изучение данной темы в 8 классе), уровень класса - средний.

Время: 2 академических часа.

Тип урока. Комбинированный урок.

Форма учебной работы: урок-практикум.

Организация работы: коллективная, групповая.

Межпредметные связи на уроке.

музыка: анализ музыкального произведения, художественных композиции, сила эстетического воздействия.

компьютерная графика: визуализация музыки через рисование.

Основные понятия. Ассоциация. Абстрагирование. Абстрактное изображение. Ассоциативная композиция.

Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, желательно – интерактивная доска, музыкальный центр, CD с музыкальными произведениями В. А. Моцарта и других композиторов-классиков, компьютеры с подключенным Интернетом, программа «Labuat» для рисования чернилами на сайте http://herraizsoto.es/labuat/eng/.

План-конспект урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы.Прослушивание фрагмента из CD-диска в ходе беседы.

10 мин.

Беседа с учащимися

2. Объяснение нового материала.

Использование материалов электронной презентации к уроку.

15 мин.

Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях, их сущности и взаимосвязях.

3. Актуализация материалов предыдущего урока. Рефлексия. Использование материалов электронной презентации к уроку.

5 мин.

Ответы учащихся на вопросы.

4. Релакс-пауза. Обучение учащихся

в игровой форме.

10 мин.

Работа учащихся в программе «Labuat».

5. Анализ музыкального произведения.

10 мин.

Ответы учащихся.

6. Практическая работа.

20 мин.

Практическая работа учащихся.

7. Анализ детских работ.

10 мин.

Ответы учащихся.

Ход урока

Виды деятельности

Поддержка ИКТ

1.

Организационный момент.

Мотивация учебной проблемы.

Различные слова и понятия вызывают у нас разные впечатления, ощущения, ассоциации. Например, что вы себе представляете когда произносят слово космос? Не забудьте назвать цветовые признаки. Карнавал? Север? Счастье? (ответы детей).

Что такое ассоциация? (ответы детей).

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

А можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки?

(ответы детей).

Какими линями (пятнами) можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые звуки скрипки? (ответы детей в материале).

Звуки разной силы можно передать соответствующими линиями: громкие звуки – толстой, жирной линией, тихие звуки – средней линией, едва уловимые звуки – тонкой линией. Линия запечатлевает неуловимое движение души, настроения художника.

Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

А богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Разнообразные точки, пятна помогают композиции быть выразительной, интересной.

По-вашему, какими линиями, штрихом, пятном можно передать звук журчащего ручья; рев водопада? (ответы детей в материале).

Слайд №1.

Слайд №2.

Звучат фрагменты музыкальных произведений.

Слайд №3.

Слайд №4.

2.

Объяснение нового материала.

Все это есть не что иное как абстрагирование.

Абстрагирование – один из способов нашего мышления (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. Например, в декоративном искусстве – это процесс стилизации природных форм. В своём крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве ХХ века.

Для абстрактных композиций характерно - отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника.

К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

Предельно обобщенной формой абстрактного изображения является «Черный квадрат» Малевича.

Почему? (ответы детей).

Перед вами работы художников-абстракционистов.

Ассоциативная композиция – картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления и т.д.).

Давайте уточним: есть ли различие между абстрактной композицией и ассоциативной?

А есть ли общее между абстрактными и ассоциативными изображениями?

(ответы детей).

Перед вами ассоциативные композиции башкирских художников.

Да, художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать свое эмоциональное состояние от услышанного.

Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку.

И наоборот, слушая музыку, представляешь картину.

Художник Коровин рисовал в реалистичной манере, его называли «Моцартом в живописи». Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Слайд №5.

Слайд №6.

Слайды №7,8,9.

Слайд №10.

Слайды №11,12,13.

Слайд №14.

3.

Актуализация материала предыдущего урока. Рефлексия.

Как, по-вашему, законы композиции в абстрактной и ассоциативной композициях работают так же как при построении реалистической композиции? (ответы детей).

Как называются повторяющиеся, чередующиеся цветовые элементы на картине? (ответы детей).

Как с помощью линий можно передать динамику, движение, волнение? (ответы детей).

Спокойствие, тишину? (ответы детей).

Покажите схематично возможные варианты построения динамичной композиции.

Как будут выглядеть варианты построения статичной композиции? (ответы детей).

Слайд №15.

Слайд №16.

4.

Релакс-пауза.

Для дальнейшей успешной работы давайте немного поиграем, порисуем чернилами в программе «Labuat» на сайте http://herraizsoto.es/labuat/eng/. Какие графические средства выражения в композиции создатели сайта предлагают для ассоциативной визуализации музыки? (ответы детей).

Работа учащихся в программе «Labuat» для рисования чернилами на сайте http://herraizsoto. es/labuat/eng/.

5.

Анализ музыкального произведения.

Послушайте одно музыкальное произведение, по ходу прослушивания музыки можно рисовать свои ощущения, ассоциации. Материалы по выбору. (Дети слушают классическую музыку и рисуют).

Что представили, ощутили вы, слушая эту композицию? (ответы детей).

Это произведение Моцарта «Скрипка и рояль. Ближе к мечте». По мнению, независимых ученых, его музыка оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.

Что вам нарисовала музыка?

Какое настроение музыки, ее характер? (Композиция спокойная, с оттенком светлой грусти. Вначале произведения музыка печальная, затем звуки начинают повышаться, звучит скрипка, появляется надежда и ощущение полета, любви…)

Какой вы ее видите по цвету, композиционно?

Звучит музыкальное произведение Моцарта «Ближе к мечте».

Слайд №18.

6.

Практическая работа.

Задача: создать ассоциативную живописную, уравновешенную композицию по прослушанному музыкальному произведению (на основе рисунка-эскиза). Техника работы свободная, материалы на выбор, формат А3.

Слайд №19.

Звучит произведение Моцарта.

7.

Анализ детских работ.

Похлопайте в ладоши те, кто считает, что справился с сегодняшним заданием. Молодцы! А те кому не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок! В следующий раз непременно успею». Домашнее задание: завершить работу в материале. Приятно отметить, что, в общем, все справились с заданием. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения.

А что скажите вы, ребята? Чьи композиции получились удачными и интересными? Почему? Получилось ли у авторов ассоциативно передать свое отношение к музыкальному произведению? (ответы детей).

Молодцы! На следующем уроке обсудим и проанализируем завершенные работы.

Всем спасибо. Урок окончен.

Слайд №20.

Ответы детей.

Слайды № 21- 27.

infourok.ru

Ассоциативный рисуночный тест (АРТ) (Кудряков Ю. Н, Голубев В. П.)

Ассоциативный рисуночный тест (АРТ)

(Кудряков Ю. Н,  Голубев В. П.) 

     Этот рисуночный тест является сборным, стимульный материал который был составлен нами на основе ряда графических тестов. Поскольку АРТ применялся наряду с другими психодиагностическими методиками, то тем самым мы получили возможность сопоставления результатов, что повысило и позволило проверить используемые нами схемы интерпретации рисунков.

     Как показал опыт применения методики АРТ, с ее мощью можно выявить следующие свойства личности и поведения: специфику ориентировки в окружающей среде, агрессию, особенности поведения в группе и общения, особенности восприятия и оценки  неоднозначных ситуаций, актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола, наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации, качественные характеристики представления человека о самом себе.

     Опишем подробно используемый нами тестовый материал варианта методики АРТ. Обследуемому предлагают лист бумаги, разделенный на восемь квадратов-плоскостей для рисунков. В шести квадратах находится  тестовой материал. В двух других рекомендуется сделать рисунок в соответствии с инструкцией.

     В первом квадрате (исходный стимульный материал – точка в правом верхнем углу) предлагается нарисовать все, что захочется; во втором квадрате – нарисовать крокодила; в третьем (стимульный материал – прямоугольник) – нарисовать слона в прямоугольнике; в четвертом – поставить свою подпись; в пятом (стимульный материал – солнце в левом верхнем углу, луна – в правом верхнем углу) – нарисовать все, что угодно; в шестом (стимульный материал – в левом нижнем углу берег, внизу вода, на берегу – дерево без листвы) – дорисовать по собственному усмотрению; в седьмом (стимульный материал – наклоненная фигура) – также нарисовать все что угодно; в восьмом (стимульный материал – по две вертикальных и горизонтальных, направленных друг к другу, дуги) – дорисовать. Обследуемому указывается, что в каждом квадрате желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал.

     Последовательность заполнения квадратов и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать не глянцевый и желательно белого цвета.

     Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по  таким вопросам: что изображено на рисунке; какие события происходят, что им предшествовало, что будет потом; какие мысли и чувства у каждого из изображенных персонажей. Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом, давно ли построен, живет ли кто-нибудь в нем; если живет, то какие мысли, чувства, проблемы беспокоят этих людей; чем они сейчас занимаются, чем будут заниматься. Если же никто не живет в доме, необходимо выяснить – почему, жил ли кто-нибудь раньше в этом доме, в связи с чем эти люди теперь не живут, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т.п.

     При опросе обследуемого и интерпретации результатов необходимо исходить из того, что он свои проблемы, мысли, чувства и т.д. проецирует в той или иной форме (прямой или  опосредованной) на персонажи или ситуации, изображенные им на рисунках.

     Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оценивать в контексте данных психодиагностической беседы, в ходе которой можно проверить гипотезы, возникшие в  результате тестирования,

     Далее, как показывает наш опыт, в любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соответствия его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков необходимо анализировать как одно целое; гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках,

     Иногда рисунки носят эгоцентричный характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравиться. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображенной ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю  на звезду», «так я провожу время ночью, а  так днем» и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у  истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление,  какие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления.

     Рисунки эпилептика отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения.

     При анализе рисунков следует обращать внимание и на характер работы обследуемого  с первоначальным тестовым материалом. Здесь возможны следующие две крайние  позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным материалом; изменяет, Продолжает, перечеркивает и т.п. Во втором случае он совершенно « не работает» с  предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений промежуточного типа. В первом варианте активная позиция при работе с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы окружающего мира, в общие и любые иные формы социального взаимодействия. Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснить причины. Подчеркнем, что успешная интерпретация теста возможна при оценке и анализе всех его восьми рисунков как единого целого. Информация, полученная  по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику человека.

     Перейдем теперь к анализу интерпретаций по отдельным рисункам АРТ. Схемы интерпретации, предлагаемые ниже, составлены нами на основе обобщения данных, как  законопослушных граждан, так и преступников.

     В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде , и в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т.е. поведение в широком смысле). Это надо знать, изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершившего  неосторожное правонарушение. Полученные данные могут использоваться и при криминологическом  прогнозировании.

     При интерпретации рисунка впервой позиции нужно исходить из того, что она представляет  собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основные варианты интерпретации первой позиции. Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней. В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует. В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент; в четвертом – используется непосредственно в рисунке, ноне несет центральной смысловой нагрузки; в пятом – как смысловой центр рисунка.

     Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то означает, что человек в максимальной степени стремится учесть    элементы среды. Он активно стремиться к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки – точки – изменяется и характер ориентировки.

 Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается  у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности: такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы видов ориентировки.

     Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков по первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральной смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.

     В другом варианте обследуемый  может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно  встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих  любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

     Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает. О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила,  по сравнению с другими рисунками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявления агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается,  когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована

     Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые  декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иного производят осужденные за насильственные преступления.

     В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действием норм. Естественно, что пренебрежение эти ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью АРТ позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая переносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима.

     Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве и стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейца слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных.

     Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе. Значение такой детали, как уши,- прямые: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

     Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот – стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза – интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы – признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствует о  наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост – положительная оценка себя, своих  действий в группе. Опущенный вниз – недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

     Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка – отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается с боку, но встречаются и другие варианты: он нарисован анфас или сзади. Вид с боку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм взаимодействиях. Изображение сзади – пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

     Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т.п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны и не стремится к изменению своей социально-психологической позиции, и при этом их поведение стресотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются у лиц,  которых не принимает социальная группа или они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.

     Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адаптированных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым от ражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

     Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенности общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный ( а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата, наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увлечение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического почерка.

     В пятой позиции теста являются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее – плохое; доброе – злое; светлое – темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день – ночь или аналогичному.

      Противоположенный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на себе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее – плохое), их не смущает имеющиеся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

     В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования , встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

     Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находить проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например:, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на свидание»).

     При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация может также и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

     Шестая позиция теста направлена на выполнение актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иные насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные  стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как  правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно соотнести условно со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже проводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.

     Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием  эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающими над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений: если от берега, - то это имеет противоположный смысл. Очевидно «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае  нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходимости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие судна не рисуются, и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.

     Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаше всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими проблемами, чертами и  желаниями.

     Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклонная фигура,  являющаяся здесь стимульным материалом (см.рис.), уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для решения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущий на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступление на семейно-бытовой почве.

     Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в социальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклонных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, нарисовать корневую систему и т.д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному решению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклонной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклонной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации неустойчивой или конфликтной для себя.

     Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклонная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.

     Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек решает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступлений.

     Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека , необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

     Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделить своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

     Опыт применения нами методики АРТ показывает, что ее наиболее целесообразно, в силу крайне прикладного характера ,использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное – личные проблемы и потребности, имеющие криминологическое и исправительно-трудовое значение.

     По своей природе данный тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом  исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик, изучения материалов и т.д. Тестовый материал этой методики, как показал наш опыт, обладает высоким стимульным потенциалом для активизации механизмов проекции. Особая ценность методик, в том числе и в криминологическом аспекте, на наш взгляд, заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, относится к разряду экспресс -методов и позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 мин) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывает у обследуемого никаких опасений, реакций «ухода».Ценность ее в аспекте изучения личности преступника, на наш взгляд, прежде всего в том, что она дает информацию, позволяющую строить вероятную модуль поведения человека в той или иной, особенно в критической ситуации, а также позволяет оценить общее психологическое состояние, наличие патологических черт и влечений.

Регистрационный лист к тесту АРТ

 Инструкция: Нарисуйте все, что хотите в шести квадратах, а в двух – нарисуйте то, что там написано.

Ф.И.О. ……………………………………………………………………………………….…………………………

Возраст   ………………………………………..                        Откуда приехал ……………………………….

Группа  ………………………………………….                        Дата обследования …………………………...

                                       .

крокодил

слон

подпись

nsportal.ru

Изучение истории Отечества с помощью свободного ассоциативного рисования

Наши ребята пришли, уже будучи взрослыми людьми, учиться в образовательный центр «Вверх». Эти молодые люди – сироты. Они живут в психо-неврологических интернатах, и были признаны в своё время необучаемыми. Поэтому в вечернюю школу многие из них пришли, не умея читать, писать и считать. Пришли осознанно, с большим желанием учиться, с готовностью к многолетнему труду, с чёткой целью: получить обычное образование, а затем – профессию. (У многих, к тому же, есть цель покинуть ПНИ, доказав тем, от кого это зависит, свою способность жить самостоятельно).

Об автореИрина Ладыгина, образовательный центр «Вверх»Закончила исторический факультет МГУ с красным дипломом. С профессией повезло: работу люблю. С преподаванием истории сиротам связываю свою жизнь.

Мне нравится создавать свою методику преподавания. Предпочитаю учить, не уча. Люблю учиться у учеников. Стараюсь преподавать по-разному разным людям: с учетом темперамента и жизненного опыта ученика. Так, чтобы предмет был актуален для него. Уроки провожу в виде мастерских, где мы исследуем предмет вместе, у каждого есть своя работа, каждый идет в своем ритме и обязательно достигает результата. Верю, что интеллектуальное развитие решает многие жизненные вопросы.

Больше 10 лет преподаю историю в образовательном центре «Вверх» молодым людям с диагнозом умственная отсталость, проживающим в московских психо-неврологических интернатах. У большинства наших ребят нет шансов получить обычный аттестат. Поэтому я считаю очень важным поднимать их статус в их собственных глазах. Мы устраиваем выставки, презентации, напечатали их работы для внутреннего пользования. Очень было бы здорово, если бы к их работам проявили внимание не только мы, но и другие люди из «большого мира».

Изучение отечественной истории для наших студентов становится инструментом познания, социальной адаптации, решения психологических проблем (через размышление об исторических процессах, событиях и судьбах).

На захватывающем и волнующем материале легче учиться читать, писать, считать, мыслить, говорить правильно и связно, а также искать свою тему, свой интерес в мире науки.

Историю можно изучать разными способами. Если целью является осмысление и усвоение исторических фактов, лучше использовать разнообразные инструменты восприятия, а не только возможность слушать и читать текстовую информацию. В дело могут пойти: движение тела, вкус, обоняние, осязание; театр, музыка, поэзия, конструирование, скульптура, изобразительное искусство…

Рисунок – это другой уровень общения и понимания, другой язык. Не всё можно сказать и понять при помощи слов.

Если ты взялся за краски и карандаши, ты можешь прожить и превратить в собственные символы то, что узнал. На тебя начинают работать форма и цвет. Твои руки создают и запоминают, делают неожиданные открытия в процессе рисования и в процессе созерцания готового изображения. Ты не пассивный слушатель, но созидатель своей истории.

Обращение к образу на уроке истории подключает к работе левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, правое полушарие. В результате естественного союза двух полушарий возникает живой мыслеобраз (мысль + образ). Чем он необычнее и актуальнее для своего создателя, тем эффективнее он снимает стресс и страх перед сложностью материала через «природнение», сопереживание, ассоциацию, творчество. Тем прочнее он западает в нашу память. Для создания образа используются учебный материал, воображение и жизненный опыт ученика. В итоге ученик овладевает таким инструментом «схватывания» информации, как привычка мыслить образами.

Поверить учителю, пойти за ним по новому пути: рискнуть начать зарисовывать информацию… Для наших студентов это — непростая задача. Ребята мало учились и никогда не изучали таким способом предметы. Идём постепенно: от сокращенных до одного символа слов, от маленьких значков и картинок (по примеру египетских иероглифов) к опорным листам и художественным образам.

Такая методика является, по сути, возвратом к древнерусской рукописной книге. Ребята создают своеобразную летопись родной истории: записывают то, что считают важным и, используя своё образное, ассоциативное мышление, зарисовывают то, что считают интересным.

В итоге у каждого студента появляется и с каждым занятием увеличивается в объёме своя собственная иллюстрированная книжка по родной истории. Когда есть собственный учебник и плакаты по темам на стенах, можно с лёгкостью «гулять» по истории в разных направлениях, вспоминая, сравнивая и делая выводы.

Всякий раз, начиная этот путь с ребятами, сомневаюсь: примут ли, пойдёт ли, понравится ли… И всякий раз вижу: пройдя через творческие муки, уходят не загруженные новой информацией, а освобождённые, со светом в глазах, удивлённые тому, что думали: ничего не получится, а вот получилось и нравится, и не только мне самому. Рисование после «загрузки» информацией, это как выдох после того, как долго набирал в грудь воздух.

Рисование… Есть что-то детское, что-то несолидное в этом занятии. Это, наверное, и является барьером для взрослых и тех, кто считает себя взрослыми. Действительно, многие ли из преподавателей согласились бы изобразить что-либо на чистом листе бумаги? Но ведь недаром же сказано: будьте как дети! И тогда, добавим от себя, вы не остановитесь на одном месте, но будете двигаться и станете по-настоящему взрослыми.

Мало того, что нашим ребятам в принципе полезно рисовать (развитие мелкой моторики, психологическая реабилитация и т.д.), у них возникает привычка и потребность самовыражаться в художественном творчестве. О школе, в которой востребована творческая энергия учеников, можно сказать, что её выпускники действительно готовы к самообразованию, к самоопределению, к самостоятельной жизни.

На занятиях истории все ребята начинают рисовать. Пробуют разные материалы и способы рисования, постепенно нащупывают собственную неповторимую манеру, превращаются в самобытных художников. Все до одного!   Чудо? Как это получается? Что должны иметь ребята, чтобы у них получалось?

  • иметь возможность основательно потрудиться: долго и увлечённо изучать тему, самостоятельно добывать информацию по ней, осмысливать, усваивать, учиться применять её, обсуждать, задавать вопросы, высказывать своё мнение…
  • иметь возможность убедиться в том, что, когда хочешь выразить мысли и впечатления на листе бумаги, не существует понятия: «Я не умею рисовать». И даже наоборот: чем более я выскажусь по-своему, чем менее это будет похоже на то, что кто-то когда-то изображал, тем моя работа будет интереснее и ценнее.
  • иметь полную и безоговорочную заинтересованно-восторженную поддержку авторитетного преподавателя, который создаёт доброжелательную атмосферу коллективного сотворчества в группе студентов.
  • иметь место, время и материалы для свободного рисования, когда внутри тебя живёт тема, когда без напряжения просто позволяешь руке двигаться, когда получаешь  от этого удовольствие.
  • и ещё. Хорошо бы иметь возможность показывать свои работы и получать положительные отклики сторонних зрителей: на  выставках, презентациях, конференциях, в публикациях…

У наших ребят непростые судьбы. Они не получили своевременно достаточного образования. Но они обладают исключительными человеческими качествами, бесподобной интуицией и оригинальным образным мышлением. Результат нашего сотрудничества на уроках истории двойной: усвоение материала и создание художественных произведений.

philanthropy.ru


Смотрите также