Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группа. Богородские игрушки рисование в старшей группе


Конспект занятия в старшей группе на тему "Знакомство с искусством.народная игрушка."

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с искусством. Народная игрушка»

Программные задачи.

Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево, имеющихся в местах проживания мастеров.

Материал.

Глиняные игрушки: дымковские, филимоновские, каргопольские, калининские, деревянные: богородские двух-трех видов (загорские, семеновские или полхов-майданские) и их изображения, фотографии народных мастеров за работой; картинки с изображением игрушек; несколько современных фабричных игрушек из металла, пластмассы, резины, поролона.

Ход занятия.

Педагог кладет фабричные игрушки на один стол, а народные - на другой. Предлагает детям назвать те и другие игрушки и материал, из которого они сделаны. «Как вы думаете, где сделаны игрушки, которые находятся на первом столе, и кто их сделал? » Подтверждает, что металлические автомобили, пластмассовые животные и куклы, поролоновые зверюшки сделаны на фабриках или заводах. Там по одному образцу изготавливают тысячи одинаковых игрушек. Вот такой автомобиль можно купить и в Калининграде, и в Москве, и в Петербурге, и в других городах и селах. Материал, из которого сделаны эти игрушки, прошел длинный путь, пока стал подходящим для их изготовления. Например, чтобы получить металлические листы и сделать игрушечные автомобили, поезда, кораблики, люди сначала добыли руду из земли, выплавили из нее металл, потом прокатали его на прокатных станах и получили металлические листы нужной толщины.

Далее воспитатель обращает внимание детей на народные игрушки и тоже выясняет, из какого материала они сделаны (глина, дерево, кто и где их изготовил. Подтверждает, что в отличие от фабричных игрушек народные игрушки - дымковские, каргопольские, калининские и филимоновские - выполнены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку делает от начала до конца один мастер или члены одной семьи. Приглашает послушать рассказ мастера каргопольской игрушки Семена Ивановича Рябова.

«Глину я беру в моей родной деревне Ананьино - это километрах в трех отсюда. Она там вязкая, чистая, без каменьев. Из нее хоть посуду, хоть игрушки можно делать. Заготавливаю я ее летом: зимой замерзнет - ломом не пробьешь. Набью кусочков глины - она у меня в сенях лежит, в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью - глина вся разбухнет. Руками ее разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой».

- Семен Иванович рассказывает, - говорит педагог, - а пальцы его разминают комочек темно-коричневой глины. Кажется, медленно, не торопясь, лепит. Отщипнет от глиняного теста кусочек, мнет его, мнет пальцами, придает форму. Где уберет лишнее, где вотрет еще кусочек глины, пальцы смочит водой и гладит мокрыми пальцами почти готовую фигурку, выравнивает. Вот уже на столе барышня в кокошнике, гармонист, птица счастья Сирин, сказочный получеловек-полуконь Полкан. Послушайте, что мастер дальше рассказывает.

«Игрушку я по-своему каждый раз делаю, на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, чтобы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барышни ходили в кокошниках, длинных сарафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину- то как одевались, не все знают. Мишку с гармошкой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился. Краски, теперь какие хочешь бери - темперу или гуашь. Цвета я выбираю, какие нравятся, какие глаз подскажет. Узоры или головы выдумываю, или на старинные вышивки посмотрю»,

- А вот как мастер раскрашивает обожженные в печи фигурки. Уверенно проведена первая линия по окружности юбки одной из барышень, чуть ниже талии. Затем еще две вертикальные линии очерчивают передник. Затем возникают линии блузки. Мастер закрашивает передник светлой, песочного цвета краской, юбку - терракотовой, блузку - светло-коричневой, кокошник - малиновой. Черные бусинки - глаза, ротик - пуговка - вот и готова барышня. Теперь Рябов берет тонкую кисть и рисует на переднике овалы, кресты, ромбики. (Из кн. А. Миловского «Скачи, добрый единорог».)

По ходу рассказа воспитатель демонстрирует игрушки, фотографии.

- На столе стоят глиняные игрушки, которые изготовили мастера в разных местах нашей страны: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново, четвертые - в Калининской области в городе Торжке.

Воспитатель предлагает двум детям расставить глиняные игрушки на четыре подноса, каждый вид отдельно. Проверяет вместе со всеми, правильно ли сгруппированы игрушки.

Педагог раздает всем детям по одной картинке с изображениями разных игрушек и предлагает поиграть. Объясняет:

- Я буду называть тот или иной вид игрушек, а те, у кого на картинке игрушка такого же вида, должны поднимать картинку и называть. Например: у меня калининский петушок или у меня филимоновская барышня, или у меня каргопольский мужик.

Затем педагог предлагает одному из детей отобрать всех петушков (или игрушки другого содержания: барышень, уточек) и поставить их рядом. Спрашивает, одинаковы ли петушки, сделанные мастерами в разных местах. Вместе с детьми отмечают различия в форме и росписи изделий. Делает вывод, что в каждом месте сложились свои традиции в лепке и росписи игрушек. И хотя каждый мастер вносит в изделие что-то свое, он не отходит от традиций, перешедших от прежних мастеров.

Затем воспитатель рассматривает с детьми деревянные игрушки: богородские и матрешек двух-трех видов (загорские, семеновские и полхов- майданские). Рассказывает, что в селе Богородское Московской области создают деревянные резные игрушки. Игрушки режут из липы, у которой мягкая древесина. Вокруг села много лесов, и уже более 300 лет мастера изготавливают из липовых брусков забавные игрушки. Предлагает детям назвать, кого же изображают богородские мастера-резчики. Отмечает, что чаще всего делают медведей. Но каждый медведь чем-то занимается - играет на гармошке, стоит под душем и т. п. игрушки имеют специальные приспособления, которые заставляют их двигаться. Курочки клюют корм, кузнецы бьют молотами.

Воспитатель демонстрирует некоторые игрушки. Далее обращает внимание детей на характерные особенности игрушек - их резную поверхность (шерсть животных, естественный цвет дерева (игрушки некрашеные - расписные богородские игрушки встречаются редко). Поясняет, что, несмотря на то, что богородские игрушки делают очень давно, они изменились в основном лишь по содержанию. Появились медведи - дискоболы, медведи-пианисты, медведи со спутником. А традиции в их изготовлении остались прежними.

Воспитатель ставит на стол трех матрешек. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, в одном или в разных местах изготовляют эти точеные игрушки из дерева - матрешки? ».

Желательно вызвать дискуссию между детьми, давшими разные ответы, предложить каждому доказать правильность своего суждения. Подтвердить мнение тех, кто считают, что матрешек делают в разных местах. Указать на различия в росписи. Так, загорских матрешек мастера «одевают» в сарафан, кофточку и платочек со скромным узором, а семеновских матрешек украшают ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями. У полхов-майданских матрешек в окраске больше всего малиновых или фиолетовых цветов и каждый цветок обведен черным контуром.

Если внимательно рассмотреть форму матрешек, то и здесь можно заметить различия. Загорские матрешки приземистые, семеновские - более стройные, у полхов-майданских - более плавный контур и более вытянутые фигуры.

- Как вы думаете, дети, почему в одних местах изготовляют игрушки из глины, а в других - из дерева? - спрашивает педагог.

В заключении он говорит, что в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творчество мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая природа их окружает, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

 

infourok.ru

СКАЗОЧНАЯ БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА - ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - РИСОВАНИЕ - Каталог файлов

Программное содержание: Познакомить детей с бо­городским промыслом. Учить видеть динамику игрушек, выразительность образов. Воспитывать интерес и уваже­ние к кропотливому труду богородских резчиков по дере­ву.

Материалы: Ширма, за ширмой стол, на котором расположены богородские игрушки, передающие кресть­янский труд, жанровые сценки, образы животных и птиц: чаепитие, кузнецы-молотобойцы, пильщики, пряха, кре­стьянин, играющий на свирели, медведь с балалайкой, медведь-плясун, клюющие куры и др.

Инструменты:

Нож, прямые и круглые стамески, брусок липы, заго­товки (деревянные чурки). Все сделано из дерева.

Два стула, короны для царевны и царевича.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя:

-Дети, вы любите сказки? А сами умеете их расска­зывать?

-Сейчас мы вместе с вами это сделаем.

Надевает корону царевны и царевича на головы дво­их детей и сажает на стулья-тропы.

-Вы будете помогать оживлять персонажей сказки"волшебной палочкой".

«Давным-давно, в некотором царевне-государстве в селе Богородском жили-были старик со старухой. Жили не тужили- чай пили (показ богородской игрушки «Чаепи­тие», которую оживляет волшебная палочка, показ игруш­ки в движении). Хорошо, богато жили, во дворе было мно­го скотины (проказ игрушек животных, клюющей курицы и ДР)

Обращает внимание на тонкую резьбу, которая пре­восходно передает оперение птиц, шерсти животных, предлагает потрогать рукой, ощутить тепло дерева, имитировать движения животных, птиц. У старика и старухи было много помощников, они помогали вести большое хозяйство (показ игрушек: «Кузнецы-молотобойцы», «Медведь и крестьянин»).

После работы весело проводили время: пели, пляса­ли, хороводы водили (показ игрушек: «Медведь-плясун», «Скоморохи», «Медведь на велосипеде», «Крестьянин, иг­рающий на свирели»).

Жили старик со старухой в богородском селе долго и счастливо.

Понравилась сказка? А наши игрушки богородские?

Делали эти игрушки в селе Богородское, который на­ходится рядом с городом Сергиев Посад.

Фигурки этих игрушек выполняют из мягкой древесины: липы, осины, ольхи.

Для большей мягкости ее запаривают в печи, а затем высушивают.

Богородские фигурки не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины.

Резьба состоит из нескольких этапов: сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, потом! обрабатывает силуэт и все части широкими полукруглыми стамесками, завершает декоративную отделку поверхности с помощью мелких стамесок ритмичными полосками.

Такой росписью передается шерсть животных, оперение птиц.

-Дети, как вы думаете, вырезать эти игрушки легко?

-Трудно!

-Поэтому с ними нужно обращаться бережно, осторожно, с любовью, так как дерево ласки просит.

Показывает, как нужно держать игрушки, как приво­дить их в движение, предлагает послушать красивый звук ласкового, теплого дерева липы, показывает, каким обра­зом приводятся в движение игрушки.

Предлагает выйти к царевичу и царевне детям, у ко­торых игрушку приводит в движение шарик, следующими подходят дети, у которых кнопочные игрушки. Затем игрушки-дергунчики.

Дети встают с игрушками в хоровод, ходят по кругу, приплясывая под веселую музыку деревянных игрушек.

-Вечер наступает. Скотину пора во двор загонять, курочек в курятник, работникам - отдыхать. Игрушки воз­вращаются в сказочное царство, кончилась сказка.

xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai

Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группа

сангина и пастель Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группа Столица Богородской игрушки Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группа «Богородская игрушка» должна своим рождением селу Богородское, расположенному сейчас в Сергиево-Посадском районе Столичной области. В XV веке селом обладал узнаваемый столичный вельможа М.Б. Плещеев, после погибели которого, село совместно с крестьянами перебежало по наследию его старшему отпрыску Андрею, а потом внуку Федору. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а фермеры – монастырскими крепостными. Конкретно фермеры заложили в XVI-XVII веках базы резьбы по дереву, прославившей Богородское – сегодняшнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир. Предания села Богородское Кто из фермеров вырезал первую древесную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, обитатели села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два увлекательных предания. Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группа1-ое предание говорит: «Жила в селе Богородском фермерская семья. Вот замыслила мама позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка смешную фигурку и именовала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал супруг крестьянки на рынок, ну и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» здесь же приобрели и еще игрушек заказали. Молвят, что с того времени и началась резьба древесных игрушек и стали они называться «борогодскими». 2-ое предание повествует о том, как обитатель Сергиева Посада вырезал как-то куколку в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где вел торговлю негоциант Ерофеев, ну и продал ему. Негоциант решил поставить смешную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку здесь же приобрели, да с выгодой большой для негоцианта. Негоциант отыскал крестьянина, ну и заказал ему целую партию таких же игрушек. С того времени и прославилась богородская игрушка. История развития народного художественного промысла По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались фермеры многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны. Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группаСначала резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у фермеров, так именуемого «серого товара», который потом обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Примерно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По воззрению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая награда в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким наистарейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Но и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало огромное воздействие на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек. В 1913 году по инициативе наистарейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая отдала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, сделанная до этого артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая малышей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла. Как делают Богородскую игрушку? Богородские игрушки по традиции делают из мягеньких пород дерева – липы, осины, ольхи, потому что с мягеньким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются более 4 лет, потому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и посылают на засечку. Приобретенные заготовки мастер размечает по лекалу и потом вырезает игрушку особым богородским ножиком. В работе резчика употребляется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном шаге их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают тусклым лаком. Особенности «богородского стиля» игрушки Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группаТипичным эмблемой «богородского стиля» является игрушка на передвигающейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Умело вырезанные древесные фигуры мужчины и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены смешные фигуры. «Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой развлекались ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка либо баланс, при помощи которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамудреные движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из фермерской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужчина, да простоватый наивный медведь, домашние питомцы и птицы. Рисование и живопись - Богородская игрушка старшая группаНаименования богородских игрушек молвят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сего времени сохраняют традиции «богородского стиля» древесной передвигающейся игрушки, который стал неотъемлемой частью российской культуры. Богородские игрушки современных мастеров не один раз награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

searchmasterclass.net


Смотрите также