Как научить ребенка рисовать? Легко и с удовольствием! Чему начать учить детей рисование


Как и когда учить ребенка рисовать.

 

Доброго времени суток, дорогие родители!

Детки каждую минуту познают этот мир. Каждую минуту для него открывается что-то новое и новое, что-то увлекает, что-то увлекает меньше.

С возрастом ребенок все свои эмоции передает в игре, в общении, в рисунке. Когда малыш рисует, он пытается передать увиденное, что он почувствовал, как воспринял ту или иную ситуацию, предметы. Это его видение этого мира.Привлекать ребенка к рисованию нужно обязательно. Это формирует у него развитие эстетического вкуса, он формируется как личность.Довольно важно в самом младшем возрасте подвести ребенка к пониманию прекрасного, научить его самому делать что-то красивое, приятное глазу. Ребенок быстрее научиться понимать цвета, формы, композиции. Научится применять многогранность линий и штрихов. Знакомится с такими предметами для рисования: как кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Когда ребенок рисует — он увлечен своим собственным делом — он творит. Это имеет очень большое значение, именно созидать, а не разрушать. Учится быть самостоятельным, внимательным, усидчивым. Развивается умственная деятельность, он старается передать на бумагу очертания реально увиденных предметов. Задействованы такие мыслительные процессы: как анализ, оценка, сравнение.

К рисованию дети тянутся довольно рано. Особенно, если есть старшие братья или сестры, которые тоже рисуют или пишут, то и маленький ребенок будет тоже тянуться покалякать вместе с ними. Если таковых нет, ничего страшного, нужно просто регулярно показывать малышу, что можно рисовать. У разных деток по-разному, но обычно это происходит в возрасте от 1 года до 2 лет.

Не забудьте создать для юного художника необходимые условия для ваяния. Пусть это будет светлое, или хорошо освещенное место, пусть ему будет удобно и комфортно сидеть за столом, он должен быть выше стола, чтобы мог хорошо видеть свое творение.

Каждый ребенок рисует по-своему. Сначала, конечно же, у малыша ничего не получается — карандаш выпадает из руки, бумага куда-то постоянно съезжает. Мой ребенок даже психует постоянно из-за этого неудобства, что локтями сам двигает бумагу.

Первое время рисование длится совсем недолго, всего несколько минут. Малышу не хватает терпения, он еще не может сосредоточиться и постоянно отвлекается по любому поводу, это нормально. Если каждый день рисовать по несколько минуток, сколько малыш позволяет, то он быстро к этому привыкнет и начнет концентрировать свое внимание на более продолжительное время и ему уже будет интересно.

учим ребенка рисоватьДля начала пусть научится понимать, что карандаши могут оставлять след. Пусть маленькие пальчики привыкают держать карандаш, что можно им управлять. Помогайте ему, возьмите его руку в свою и аккуратно водите, комментируя, что мы рисуем. Например, это река, посмотри какая она, давай голубым ее разукрасим. Если ребенок начинает капризничать, сразу прекращайте занятия, не заставляйте его, завтра будет все по-другому.

Пусть рисует то, что у него получается, но после 1.5 лет когда ребенок уже более сознателен в своих движениях, нужно объяснять как можно нарисовать то-то и то-то, а не бесцельно чиркать по листу. Бывает, родители воспринимают это как игру, и смеются, что ребенок что-то чиркает безо всякого толку. Это несомненно игра, но игра со смысловой нагрузкой, в противном случае ребенок будет относиться к рисованию, как к пустому, бессмысленному занятию.

Не нужно указывать ему чтобы он рисовал то, что хотите вы. Пусть рисует то, что хочет он. Если ребенок не знает, что рисовать, можете предложить ему — нарисовать например, солнышко или облачка. Если не хочет, пусть решает сам.

Так же не критикуйте и не осуждайте маленького малевича, пусть все идет своим чередом, он еще не совершенен в своих творениях.

Никогда не дорисовывайте работы малыша, пусть они будут такими, какие есть. Так у ребенка развивается чувство значимости. Подробнее о детских чувствах мы говорили здесь. Если вы будете дорисовывать за ним, покажите ему тем самым, что его работы вам не нравятся, и со временем ребенок может даже и вовсе отказаться от этого занятия.

Красивых вам рисунков! Всего доброго!

 С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Надо ли учить детей рисованию и когда начинать рисование с ребенком

начинать рисование с ребенкомРисование – важная часть развивающих занятий с малышом и одна из самых любимых.

Но почему же с возрастом ребенок теряет эту страсть к художеству, несмотря на наши усилия? Откуда берутся люди, которые умеют изобразить только домик, цветок и травку?

Дело как раз в том, что мы начинаем учить детей рисованию. Как только ребенок начал выводить какие-то более-менее осмысленные каляки-маляки, у нас появляется желание показать ему, как правильно нарисовать солнышко, тучку и дождик.

Мы даем ему понять, что недовольны его рисунками, что они ни на что не похожи. Мы как бы говорим: «Я лучше знаю, дай я тебе покажу, как надо рисовать правильно».

Это приводит к плачевным результатам – блокировке рисования, самовыражения и образного мышления. Ребенок боится рисовать, потому что у него не получится. А с возрастом проявятся такие черты как страх показать себя, неумение выразить свои мысли и чувства.

Дело в том, что взрослые и дети рисуют по-разному. Взрослый делает акцент на точности, похожести изображения. Ребенок же рисует свои чувства, ощущения, впечатления о предмете. Он рисует не собаку, а то, как он воспринимает её – как гладит, играет с ней, как она лижет его в нос.

Поэтому не нужно начинать рисование с ребенком до школьного возраста – он должен рисовать сам, как хочет. Ваше дело – не пытаться оценивать, не сравнивать «похоже-не похоже», не настаивать на правильности или неправильности рисунка, а дать положительную оценку всему его самовыражению.

То есть не учить ребенка рисовать, а поддерживать его. Он придет ко всему сам и в должное время. Так у художников закладывается свой стиль, почерк и развивается талант. Но не надо, конечно, ожидать, что ваш малыш непременно станет художником. На данном этапе от вас требуется просто не мешать его гармоничному развитию.

Читайте также статью Нужно ли рисование детям? Что дает рисование ребенку?>>>

Стадия каракулей (примерно до 3 лет)

Учить детей рисованию

Сначала ребенок просто тыкает в листочек, затем чиркает, потом выводит циркулярные каракули, рисует на мебели и на себе. Эти каляки-маляки ничего не обозначают, просто таким образом он оставляет след в окружающем мире и это служит подтверждением его существования, способом его самоутверждения.

Подробно об этом в статье Развитие ребенка через рисование. Когда дети начинают рисовать?>>>

На этом этапе:

  • выдайте ему лишь 1 лист бумаги и 1-2 фломастера/карандаша/краски, чтобы внимание не рассеивалось
  • позвольте ему вдоволь нарисоваться – постелите на полу ватман, дайте пальчиковые краски, пусть он мазюкает на себе, красит ладошки и шлепает ими по бумаге и т.д.
  • позаботьтесь о его безопасности – так как всё тянется в рот, то краски можно заменить фруктовыми и ягодными соками. Кстати, размазывание еды по столу тоже подпадает под категорию оставления своего следа в мире, поэтому ругать не стоит
  • обеспечьте безопасность мебели, одежды и ценных вещей – это ваша задача организовать условия для творчества, поэтому ругать ребенка за запачканный диван неразумно

Первые рисунки

Учить детей рисованию

К 2,5 -3 годам наконец-то малыш обнаруживает, что его каляки-маляки могут что-то означать. И он пытается изобразить что-то осмысленное – людей, животных, предметы, абстрактные ситуации.

В этот период формируется самооценка, которая основывается на реакции взрослых на всё, что производит ребенок. Поэтому критиковать его работы запрещается. Следует хвалить (но не оценивать, не сравнивать «похоже-не похоже на настоящее») и вешать на стену.

Теперь уже можно давать разноцветные фломастеры и карандаши, разнообразные по форме и величине листы бумаги. Пусть рисунки далеки от совершенства и совсем ни на что не похожи, но для ребенка в них кроется огромный смысл, огромная духовная работа, он способен генерировать уникальные идеи и образы. И в них вы можете увидеть мир глазами ребенка.

Постепенно мастерство растет, но учить детей рисованию еще рано. В возрасте до 7 лет ребенку еще далеко до логики, а с помощью речи он не способен выразить то, что думает. Тогда на выручку приходит рисунок, который помогает прожить и пережить всё, что глубоко волнует маленького художника.

Если усердно начинать рисование с ребенком в возрасте до 7 лет, обучая его рисовать «правильно», то вы получите от него бездушные шаблонные изображения всё тех же домиков с дымом из трубы, цветочков в траве и солнышка среди тучек. Это называется блокировка рисования, что влечет за собой обеднение внутреннего мира и неверие в себя.

И только после 7 лет ребенок может понять, хочет ли он дальше заниматься рисованием, важен ли для него такой способ самовыражения, нуждается ли он в нем и хочет ли учиться рисовать.

Интересные статьи:

Мама с ребенком на кухне: развитие, воспитание, семейные обязанности ребенка

Занятия, упражнения, игры по методике Шичиды

Правила хорошего сна. Как обеспечить крепкий сон ребенку

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

duetdush.ru

Как помочь ребенку рисовать

15 04 2016      Н.Лейкина       Пока нет комментариев

ОРГАНИЗУЙТЕ ПРОСТРАНСТВОЧасто у родителей возникает вопрос: “Когда и как учить ребенка рисовать рисунки?”Я считаю, что тут неверна сама постановка вопроса, так как

учить рисовать ребенка-дошкольника не нужно!

Говоря о маленьком ребенке, нам важнее понять, как поддерживать и сопровождать рисование малыша, чтобы оно развивалось.Маленький ребенок проходит ряд стадий развития своего рисования. И они примерно одинаковы для всех детей, независимо от того – учат их рисовать, или нет.Вот перед вами три рисунка: первый — каракули маленького ребенка, третий – картина профессионального художника. А посередине – рисунок младшего школьника — ребенка, которого не учили рисовать в общепринятом смысле слова.

Первые каля-маля

рисунок ребенка

Поэтому вопрос для детского рисования – учить (именно учить!) — не совсем верен. Правильнее было бы говорить о том, как помочь ребенку рисовать, как сопровождать рисование, чтобы оно развивалось.

Период оставления следов

Замороженные краскиВ раннем детстве, примерно с 9-10 месяцев, можно дать ребенку краски. Но мой вам совет – не использовать пальчиковые краски, а давать вместо них свежевыжатый сок. В этом возрасте дети все тащат в рот, и сок будет наиболее безопасен.

В моей практике были случаи, когда родители специально покупали горькие пальчиковые краски, полагая, что ребенок их не будет облизывать. Так вот малыш, попробовав краску, испытал настолько сильный стресс, что даже в более взрослом возрасте наотрез отказывался рисовать красками.

На мой взгляд, не стоит совсем маленького ребенка, который еще познает мир через рот, отвращать от красок подобным образом. Поэтому я всегда советую просто выжать морковный, свекольный, вишнёвый сок. Их можно заготовить впрок и заморозить. И давать ребенку. Потому что на начальном этапе ребенок ничего не рисует, он оставляет следы.

Это очень важно!

Оставление следов в этом мире очень необходимо для развития и становления детского «Я».

Ребёнок может просто измазать ладошки, поляпать на бумаге, смотря при этом в вашу сторону, и потом вдруг обнаружить, что это именно он автор этих следов!

Это первый, но очень важный этап в рисовании.

первые кисти

Когда ребёнок станет постарше, можно начать давать ему и пальчиковые краски, и кисточку. Лучше самого большого размера. Пусть он мазюкает, как хочет. Он творец, он инициатор, он мастер того, что он делает.

В этот момент важно обеспечить ребенку пространство. Маленький листочек не подходит. Расстилайте рулон бумаги, обоев, причём лучше на полу, когда ребенок сидит. Возможно, он нарисует и на себе. Подбирайте одежду, которую не жалко или раздевайте малыша. Так начинается творчество!

Далее до 2-3,5 лет идет период каля-маля. В нем тоже существует несколько стадий, которые мы подробно разбираем на курсе «Секреты детских рисунков». Родители получают обратную связь на каля-маля, чтобы дети проходили все стадии рисования. В каждой их них есть свой особый смысл для развития ребенка.С периодом «каля-маля» у взрослых связано много переживаний, так как дети рисуют на стенах, на мебели, на себе. Да, когда дети рисуют, они могут эти следы оставить не только на кусочке бумаги! Вам нужно об этом знать и относиться к этому терпимей.

Организуйте пространство так, чтобы оно было безопасным!

Не ребенка строим: «ах ты такой-сякой, испачкал белый диван», а заранее заботимся о том, чтобы вещи вокруг не пострадали. Это задача родителей. Закрывайте полиэтиленом то, что хочется сберечь, организовывайте рисование в ванной, где легко помыть и стены, и самого ребенка.

Да, эта стадия «каля-маля», это мазюкание часто бывает трудно переносимой для родителей. Тем не менее, детские каля-маля нужно ценить! Ценить и правильно сопровождать. Это очень важные рисунки!

КАЛЯ-МАЛЯ

Теперь вы знаете, как помочь ребёнку рисовать.

Часто родители обесценивают каракули, дают ребенку неадекватную обратную связь. Тогда начинается блокировка рисования. Более того, оно сопровождается блокировкой самовыражения. Часто уже у старших детей и даже у взрослых это проявляется в том, что им сложно выразить себя, трудно себя показать. Они не могут творить, боясь что-то сделать не так.

Будущие проблемы с самовыражением могут возникнуть уже в самом раннем детстве, до трех лет, как раз на стадии рисования каля-маля.

Поэтому это очень важный период. Не упустите его!

Получите в подарок запись вебинара "От каля-маля до шедевров!" и станьте экспертом по сопровождению детского рисования

risuem-i-igraem.ru

 "С ЧЕГО  СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА  РИСОВАНИЮ"

ce111abea796253fa2132a1fd1700a27.gif           

«Каждый ребенок — художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

 выйдя из детского возраста.»

 Пабло Пикассо.

           Сегодня  каждому родителю и педагогу известна важная роль рисования для интеллектуального и эстетического развития ребенка. Рисуя, дети познают окружающий мир, его предметы и явления, выражают свои мысли и чувства, развивают творческие способности. Рисунок – это диалог ребенка с миром, и его значение невозможно переоценить. В детстве рисуют все без исключения. Детские рисунки проходят эволюцию от каракулей и цветовых пятен до осмысленного изображения. Еще совсем недавно считалось, что обучение детей основам рисунка должно проходить по готовым шаблонам. На сегодняшний день эти представления устарели. Современная педагогика строится на поощрении детей к самостоятельности.Дети обладают колоссальным интересом к рисованию, неистощимой фантазией и высокой активностью. Они сами придумывают и развивают сюжеты, составляют композиции, выбирают цвета, главное им не мешать и не навязывать свое, взрослое видение мира. Задача современного педагога в этом творческом процессе – направлять, объяснять суть и принцип работы, но при этом не ограничивать полет фантазии ребенка, не пресекать его самостоятельность.

        Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов нет и быть не может. Обучение рисованию – это,  не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Существуют лишь некоторые общие рекомендации, которые могут существенно облегчить задачу педагога, стать указательными знаками в его творческом поиске. Основой изобразительного искусства является способность видеть окружающий мир во всем его многообразии, не обделяя вниманием даже мелкие детали. Обучение детей рисовать подразумевает не только и не столько ознакомление с основными техниками рисунка и обучение обращаться с инструментами и материалами.Главная задача педагога – научить детей видеть вокруг себя красоту, даже в мелочах, даже в самых обыденных вещах. Научившись видеть предметы и явления, отозвавшись душой на красоту окружающего мира, дети получают материал для своих работ. Именно это и является эстетическим воспитанием и служит основой для любого детского творчества.Обучая детей видению окружающего мира, педагог параллельно знакомит детей с основными средствами изображения различных предметов и явлений. Однако для более эффективного обучения необходимо знать некоторые возрастные особенности детского рисунка. Дети в своих рисунках не просто изображают окружающие предметы и фантазируют, они и выражают свое отношение к изображаемым вещам и явлениям.Отношение может быть передано цветом, размерами, украшениями и так далее. Поэтому детские рисунки зачастую непропорциональны. Нарушение пропорций в рисунке – это не признак неумения ребенка рисовать, это информация о том, что он выделяет главным и что считает второстепенным. Кроме того, дети младшего возраста второстепенные для них вещи не рисуют вообще. Так, изображая лицо, ребенок может ограничиться только самыми заметными чертами – глаза, рот, волосы, а все остальное – упустить.Что касается перспективы, дети научаются передавать расстояние только в более старшем возрасте и только после специального обучения. Рисунки детей дошкольного возраста плоские. Композиция детского рисунка не менее своеобразна – дети младшего возраста не выстраивают заранее план рисунка, а в процессе рисования заполняют свободное пространство на листе. При этом предметы рисуются каждый отдельно, не загораживая друг друга. Как рисовать перспективу, как строить композицию и обозначать масштаб, дети узнают позже, в школе, на уроках рисования.         При обучении детей рисованию педагог выбирает тему рисунка. Занятие может быть посвящено предметному рисунку (дети изображают какой-либо предмет), сюжетному (рисунок по заданному сюжету), декоративному рисунку (дети осваивают орнамент, его основные сюжеты и элементы) или рисунку на свободную тему. Приемы обучения детей рисованию для каждой возрастной группы будут различаться.         Обучение рисованию начинается уже с трехлетнего возраста. Дети младшей возрастной группы уже проявляют интерес к изображению на бумаге разных интересных для ребенка вещей. Каракули сменяются ассоциациями, а потом и предметами. Однако предметное рисование для малышей еще сложно, поскольку они легко отвлекаются, и легко теряют первоначальный замысел, придумывая новые подробности. В этом возрасте задача педагога – научить основам. Как правильно держать кисть и карандаш, как пользоваться красками, как ориентирован лист и так далее.К основам относятся и элементарные способы изображения. Трехлетним детям нужно рассказать о геометрических фигурах, чем они различаются, какие предметы можно изобразить с помощью круга, квадрата, треугольника, овала. Дети обучаются проводить линии разных типов, использовать их в рисунке.  В четырехлетнем возрасте при изображении и описании предметов дети уже могут охватить не один или два, а несколько признаков. В результате изображения обретают подробности, становятся более правдоподобными, в них присутствуют не только чистые цвета, но и начинают появляться оттенки. В этом возрасте дети уже овладели основными навыками рисования. Они умеют держать кисть и карандаш, уверенно пользуются красками.   Для четырехлеток предметное рисование уже более доступно, они могут довольно точно изображать предметы, с более сложным контуром, чем простая геометрическая фигура. В этом возрасте детей обучают новым приемам рисования (точки, мазки), вводится рисунок на заданную тему, подразумевающий изображение нескольких предметов на одном листе.

Пятилетние дети уже познают основы композиции, учатся выдерживать масштаб. При этом сами рисунки становятся более подробными и выразительными, однако предметы все еще остаются более-менее схематичными. Индивидуальные черты предметов дети научаются изображать в более старшем возрасте. обучение рисованию школьников предполагает совершенствование полученных ранее изобразительных навыков, а также получение новых. В этом возрасте дети учатся изображать перспективу, объем, свет и тень. 

 

link

galautdinova-ozgdou30.edumsko.ru

С чего начать обучение ребенка рисованию

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Вначале малышу недостаточно одних словесных указаний («сядь прямо»), он еще не умеет контролировать свои действия. Ему необходимо помочь правильно сесть, положить правильно руки (обе руки до локтя опираются на стол). Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно разгибатели, поэтому очень скоро он начнет склоняться ниже над столом, может опустить руки, забудет придерживать листок, и снова нужно поправить позу.

Делать это надо мягко, не раздражаясь. Обычно для большинства детей на последующих занятиях достаточно одного словесного напоминания. Если же ребенок не может сесть правильно и после напоминания, надо поправить ему спинку и руки. Если этого не делать, у него может закрепиться привычка сидеть неправильно.

Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15—20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию. Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу.

Если кто-либо из близких умеет мастерить, он может сделать небольшой мольберт, за которым маленький ребенок может рисовать стоя. Рисовать за мольбертом удобно, весь лист бумаги находится перед глазами, изображения хорошо видны, можно стоять прямо, не наклоняясь. Мольберт не следует использовать для детей моложе 2,5—3 лет. В этом возрасте давать детям лучше не альбомы, а отдельные листочки. Малышу на них рисовать удобнее.

Очень важно с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Почему так происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой? Дело в том, что он привык все предметы захватывать не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

Кроме фломастеров, карандашей, красок, можно давать малышам для рисования дома и цветные восковые мелки, и пастель. Эти материалы мягки, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложатся на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Но давать их нужно тем детям, которые немного освоили рисование, умеют правильно держать фломастер, хорошо им пользуются.

Когда предлагают малышу для рисования мелки, пастель, следует предупреждать его, что цветные палочки очень хрупки, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Палочки надо держать так же, как и карандаш, тремя пальцами, не близко к концу, которым рисуешь. Порисовав мелком, его надо уложить в коробку, на место, не класть на стол — он может упасть и сломаться. Мелки, пастель, карандаши — все, чем дети рисуют, нельзя бросать.

Наряду с рисованием на бумаге полезно ребенку разрешить рисовать палочкой на песке, на земле, мелом на грифельных досках, на асфальте. Все это тренирует руку и глаз детей, способствует развитию зрительного контроля за движением, укрепляет рисовальные движения, делает их более уверенными, смелыми. Такое рисование развивает и воображение ребенка: снова и снова он переживает виденное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по-разному. Поэтому, когда есть возможность, нужно поощрять подобное занятие, приобрести коробочку цветных мелков, брать на прогулку слегка заостренную, не очень толстую палочку не менее 20 см длиной.

Конечно, малыш не умеет еще управлять своей рукой. Это умение вырабатывается лишь постепенно в процессе рисования. Он может выйти за пределы листа, провести линии по столу. Не надо на него сердиться. А чтобы ребенок не портил стол, можно подложить на это время клееночку или больший но размеру (чем лист для рисования) лист картона, напомнить ему, чтобы не размахивал рукой очень сильно, не выходил за пределы листа бумаги.

В этот период рисования детям можно давать обычную писчую бумагу, даже оберточную, только не мятую, аккуратно нарезанную. Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п.

Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше. Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным, если нужно проследить, как малыш овладевал рисованием. Нужно приучать детей аккуратно использовать бумагу: не мять ее, не рвать, а после рисования складывать в определенное место.

Начиная обучение рисованием, надо познакомить ребенка с тем, что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи. «Вот, как получилось», «Вот, как нарисовал», — говорят малышу взрослые, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии еще не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения.

Увлекаясь новыми движениями карандашом (фломастером), малыш наносит все большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако чаще все это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удается направить движение руки согласно определенной цели. В рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.

Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми. Следы на бумаге начинают все больше привлекать ребенка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию. И вот наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии ребенка: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их зависимость друг от друга и пытается повторить то или иное движение, чтобы получить линию или штрих определенной конфигурации. Такие попытки нужно поощрять.

«Молодец, — говорят малышу, — еще такие же нарисуй». Это вдохновляет ребенка на повторение. Если же он отказывается повторить только что произведенное движение (а это может быть или потому, что малышу трудно, или он не уверен в успехе, или просто устал рисовать), не надо настаивать, чтобы не вызвать отрицательного отношения к рисованию. Но в следующий раз опять мягко предложить повторить то или иное изображение, линию. Со временем ребенок будет повторять начертания увереннее и охотнее.

Не следует спешить с приписыванием изобразительного содержания следам от карандаша, спрашивая: «Ты шарик нарисовал, да?» Или: «Это у тебя домик получился?» Ребенок может соглашаться, не видя в сочетании линий никакого сходства. А нужно учить детей всматриваться в получающиеся конфигурации и очертания и, опираясь на опыт знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, искать сходство их с линиями и штрихами.

Поэтому полезно ставить перед ребенком такой вопрос: «Что ты нарисовал?» Или: «На что это похоже?» - не подсказывая ему ответ. Не беда, если ребенок промолчит или смущенно промолвит: «Не знаю». Такие вопросы заставят его задумываться над тем, что получилось. Постепенно он поймет, что можно что-то нарисовать, и сам будет искать сходство линий и очертаний с предметами реального мира. Так появится потребность что-то изобразить. И если взрослые не увидят в рисунке то, что называет ребенок, не нужно огорчать его отрицанием: «Какой же это домик, на домик не похоже!»

Не следует также думать, что такое название непохожих очертаний может привести к привычке выдумывать, говорить неправду. В данном случае ребенок ничего не сочиняет. Бывает, что какая-то линия, деталь натолкнут ребенка на установление сходства. Гораздо полезнее согласиться с ребенком, похвалить его: «Какой хороший домик нарисовал».

Важным этапом в овладении изображением является переход ребенка к осознанному повторению получившихся штрихов и линий. Это повторение способствует развитию произвольных движений, преднамеренных действий, рисовальных движений руки. Такое повторение нужно поощрять, стимулировать. Ребенок провел линию еще, еще. «Что ты нарисовал?» — спрашивает взрослый. «Дорожки», — отвечает малыш. — «Нарисуй еще много дорожек, чтобы все могли ходить». Он охотно исчерчивает линиями весь лист, и с каждым разом движения руки становятся все свободнее и увереннее.

Иногда взрпри нем те или иные предметы (часто сложные, недоступные для изображения). «Вот какой домик нарисовал, теперь ты нарисуй такой же». И чаще всего получается обратный эффект. Движения ребенка еще недостаточно развиты, изобразительный опыт невелик, он не может повторить даже самое простое изображение домика и отказывается рисовать: «Нет, я не хочу, лучше ты мне нарисуй». Такая поспешность может привести к тому, что ребенок долго сам не захочет рисовать. Он уже начинает понимать, что многого не умеет, во всяком случае, не умеет так, как взрослые, а поспешная их помощь убеждает его в этом, лишает уверенности в себе.

Автор: Овечкин И.В.

ovechkin-ds44himki.edumsko.ru

Когда начинать учить ребенка рисовать

uchit rebenka risovatМалыш старательно малюет причудливые фигурки на шикарных обоях, вооружившись любимой маминой губной помадой – изумительное зрелище! И в эту самую минуту мама обнаруживает недюжинный интерес своей кровиночки ко всему, чем и на чем можно, или нельзя, рисовать. Оказывается, ребенок обожает изобразительное искусство! А это значит, наступил тот долгожданный, или неожиданный, момент, когда уже можно отправляться в увлекательное путешествие по сказочному миру фантазий своего одаренного малыша – и начинать учить его рисовать. Педагоги с мировым именем считают, что своевременное и грамотное обучение своего ребенка рисованию — это важнейший шаг в его развитии.

С чего начинать?

Со свободы! Просто положите на пол большой лист бумаги – это может быть кусок обоев, ватман или большой альбомный лист, рядом расставьте баночки с красками и пустите в созданный вами мир красок вашего маленького художника. И вы убедитесь, что ваш ребенок способен писать фантастические пейзажи и натюрморты!

К такому уроку по изобразительному искусству нужно немного подготовиться, дабы все имеющиеся в комнате вещи и мебель не превратились в «шедевры». Можно застелить пол полиэтиленовой пленкой, убрать подальше от начинающего художника вещи, которые сложно будет омыть или отстирать.

С какого возраста начинать учить рисовать?

Хотя все дети любят рисовать, каждый ребенок отличаются по своим склонностям, интересам и фантазиям. Поэтому, каких-то точных инструкций по обучению детей рисованию, как и с какого возраста, не может и быть.

И все же, если родители хотят развить в ребенке способности к изобразительному искусству — не нужно запихивать его в рамки, лучше дать ему свободу для самовыражения и приступать к обучению можно уже тогда, когда он еще не научился ходить, но мастерски ползает – до года. И все? – пусть самостоятельно и свободно ползает и рисует? Конечно же, нет!

Нужно помогать его творческому росту, умело направлять и показывать, объяснять и подсказывать. Показывать, чем акварель отличается от губной помады, гуашь от фломастеров, карандаш от лака для ногтей.

Но ни в коем случае не принуждайте ребенка — получите обратный эффект! Нужно предлагать, заинтересовывать, показывая, как вы сами рисуете, чем вы рисуете и, что такое у вас там получается. Поначалу, используйте только яркую палитру – все дети любят яркие цвета.

Покажите ребенку, как обращаться с разными видами материалов для рисования. Объясните ему, что не стоит расстраиваться, если что-то у него не получается, и похвалите за то малое, что у него получилось. Обратите его внимание на все предметы, которые окружают вас и покажите, что все их можно перенести на лист бумаги. Внимательно рассматривайте с ним чужие рисунки, иллюстрации в книгах и подробно описывайте их, называя цвета и формы.

Обучение рисованию после года

Ребенок растет и развивается и вот он перешагнул годовалый рубеж – его художественные занятия можно усовершенствовать. Можно начинать учить его самым простым техникам рисования: дать ему в руки мягкую кисточку – пусть ею рисует по белой бумаге медовой акварелью.

Вместо кисточки, покажите ребенку, как можно рисовать с помощью обычной губки, лучше выбрать для этих целей губку ярких оттенков, даже можно из нее вырезать какую-нибудь зверюшку – такой губкой малышу будет интересней «писать картины».

Сначала сами обмокните чудо-губку в краску и поставьте на бумаге отпечаток, когда ваш рисунок подсохнет, дорисуйте карандашом или кисточкой недостающие детали – вот получился паровозик, а так вот – дом, а тут – ежик.

Не спешите подрисовывать рисунки ребенка – это может его обидеть, но если он сам просит, то покажите ему, что может, в том или ином случае, получиться. И чаще хвалите своего гениального художника за его старания, хвалите его рисунки, поощряйте его! И делайте это искренне, показывая ему, как дороги вам его рисунки! 

smogusam.ru

Как научить ребенка рисовать? Легко и с удовольствием!

Учим своего ребенка рисовать: ВИДЕО: ОСВАИВАЕМ ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ!1. Рисование — золотой ключик к раннему развитию! 2. Когда начинать, как заинтересовать своего малыша? 3. Основные методы обучения рисованию 3.1 Как научить ребенка рисовать — классический метод 3.1.1 Разный возраст: как и что рисуем? 3.1.2 От 1-го до 2,5 лет 3.1.3 От 2,5 до 3-х лет 3.1.4 От 3 –х до 4-х лет 3.2. Импровизационный метод, основные особенности

kak nauchit rebenka risovat008

Золотой ключик к раннему развитию

Многие родители считают, что для малыша гораздо важнее научиться сидеть, ходить, говорить, самому кушать, проситься на горшок, чем рисовать, танцевать, творчески мыслить и т.д. Поэтому вопрос «как научить ребенка рисовать?» возникает далеко не у всех, и очень радостно, что вы – не из их числа! Конечно, обиходные навыки важны, но не менее важно развиваться всесторонне, гармонично, а рисование – один из краеугольных камней раннего развития. Это и мелкая моторика, и воображение, и творческое начало, и многое другое. Поэтому не ждите пока малыш пойдет в садик, и его там «всему научат» — пусть яркий мир красок и цветов малыш откроет именно с вами!Сразу скажу, что научить ребенка рисовать совсем не сложно, даже если сам не очень умеешь! Не отказывайтесь от этого прекрасного занятия, подарите малышу возможность развиваться, а со временем выражать в картинах и рисунках свои мысли, эмоции, создавать шедевры и учиться творчеству!

Когда начинать, как заинтересовать

В принципе дать малышу в ручки цветной мелок или попробовать «оставить отпечатки» пальчиковыми красками, можно еще до года. На художественных принадлежностях обычно ставится ограничение «от 12 месяцев и старше». Считается, что после года ребенок уже может ассоциировать то, что он делает с тем, что появляется на бумаге – то есть понимает, что если макнуть ручку в краску, а потом приложить к бумаге, получится отменная клякса! Конечно это еще не совсем рисование, а скорее изучение – а что будет, если вымазать краской пол? а какие мелки на вкус? а что если их раскрошить? И так далее. Это нормально, и если принадлежности для рисования не несут угрозу здоровью, то это хороший опыт и ценный момент в развитии сенсорики.Рисованию в полном смысле слова начинают учить когда:

— малыш хорошо держит карандашик или мелок, и ему не трудно оставлять им следы на бумаге— он осознает, для чего предназначены материалы для рисования – то есть, лист не будет порван или помят, мелок сломан, а краски съедены— ребенок живо интересуется рисованием

Обычно дети сами стремятся рисовать, как только в поле их зрения попадают ручки, карандаши и фломастеры, но родители могут и подстегнуть этот интерес сами взявшись за кисточку. А еще, задача родителей правильно организовать место и одеть малыша в то, что не жалко испачкать. Так у него будет свобода действий, а мама не испытает культурный шок от художественно размалеванных обоев, одежды и остальных вещей. Некоторые мамочки выделяют целую стену в детской для таких художеств, которую либо красят, либо на нее крепят ватманы, или используют старые обои. Можно посадить малыша на пол, убрав ковер и расстелить там несколько полос бумаги или больших листов.Подбирайте качественные принадлежности для рисования, специальные пальчиковые краски, детские мелки, карандаши и т.д. Не покупайте сомнительные материалы — это может быть небезопасно для здоровья вашего малыша!

Основные методы обучения

Сейчас есть множество креативных и новаторских подходов и теорий, как научить ребенка рисовать, но основных метода по сути два:

Классический (традиционный)

Child painting at easel.

Здесь все обучение направлено на создание осмысленных конкретных фигур и образов. То есть в конце обучения малыш должен уметь нарисовать заданный предмет. Действует метод по схеме «ученик-учитель».

Разный возраст: как и что рисуем?

Занимаясь с малышом по традиционному методу, мама рассказывает о материалах и принадлежностях для рисования, показывает как отличаются друг от друга цвета, какую линию можно нарисовать ручкой, карандашом, фломастером, красками. Когда ручка малыша готова, начинаем рисовать!

От 1-го до 2,5 лет

— Малышу можно рассказать и показать самые простые приемы – рисуем точку, затем линию (прямая как лучик, волнистая как волны в речке и т.д.)— Называйте цвета, просите продолжить линию или, нарисовав солнце, дополнить его лучиками, а тучку дождиком. Главное рисовать с настроением, не заставлять малыша, и не забывать хвалить! Получилось то, что понравилось малышу, он доволен – вешаете на стену! Если линии получились, рисуем кружок. Освоили – превратим его в колобка, солнце, снеговиков.

От 2,5 до 3-х лет

— Помогая своей рукой, рисуем другие простые формы – треугольники, квадраты и т.д. На их основе можно придумать схематичное изображение чего-то или кого-то: например девочка – круглая голова, треугольное платье, ручки-ножки линии.— В это время ребенок уже хорошо держит карандаши, мелки, фломастеры. Кисточка и яркая гуашь – как раз то, что надо! Ребенку уже вполне по силам рисовать углы, и даже некоторые цифры или буквы. Но если это и не так – не расстраивайтесь, пусть рисует то, что получается!

От 3 –х до 4-х лет

kak nauchit rebenka risovat001

— Осваиваем более сложное понятие внутри-снаружи (то есть целостность элемента). Можно с помощью раскрасок объяснить крохе, что — закрасить фон вокруг, и раскрасить сам предмет – разные вещи.— Далее усложняем сами рисунки, пусть это будет не так красиво, но понятно — дерево, домик, облака, солнце, человечки, птички, что угодно.— Рисуйте окружающий и вымышленный мир, героев сказок, мультиков, совмещайте полезное с приятным: считайте нарисованные тучки, птичек, грибочки. Покупайте раскраски и обучающие тетрадки по возрасту: штриховка и рисование всяких «закорючек» готовят ручку к письму.Более старшим детям будет интересно рисовать по схемам различных животных, предметы, людей, героев. Таких пошаговых уроков сейчас в интернете масса.В качестве отступления хочется посоветовать: при любом методе обучения сохраните хотя бы первые работы вашего малыша! Пройдет немало лет, и вы вместе будете с интересом и удовольствием рассматривать первые «шедевры» маленького художника, и рассказывать, как он учился рисовать!

Импровизационный метод обучения рисованию

В основе этого подхода изображение не объектов (настоящих и вымышленных), а внутреннего мира, своих ощущений, эмоций переживаний. Это не что-то конкретное, а полная свобода действий.Кстати современные психологи и преподаватели признают методику наилучшей для детей до 5-6 лет. Сейчас даже есть такое модное понятие у психотерапевтов – «арт-терапия». Самыми подходящими будут краски – с ними возможна любая цветовая гамма и богатая палитра.

Основные особенности

kak nauchit rebenka risovat007

1. Здесь нет ограничений и нет конкретных пошаговых инструкций – можно показать малышу, как смешивать краски, чтобы получать базовые оттенки цветов, можно пофантазировать вместе, можно предоставить малыша самому себе.2. Такое рисование помогает развиваться чувству формы, цвета, композиционным навыкам. Ведь недаром все больше детей научившихся рисовать самостоятельно, без навязанных взрослыми стереотипов и правил, восхищает нас своими потрясающими работами!3. Техника рисования также не диктуется – ребенок может рисовать кисточкой, руками, прямо тюбиками, на любой разрешенной вами поверхности.Вмешательство родителей минимально, так что те из вас, кто совсем не умеет рисовать, могут не расстраиваться – вам не придется краснеть за свой неудалый кораблик и лошадку! Не задавайтесь вопросом, как научить ребенка рисовать правильно, просто рисуйте! Это может любой и каждый!Импровизируйте вместе с малышом – а потом покажите друг свои другу шедевры, улыбнитесь и обязательно восхищенно похвалите малыша!

blogdetki.ru


Смотрите также