Что расскажет детский рисунок о вашей семье. Что можно сказать о рисовании


7 советов, как говорить с малышом про его рисунки

Что вы говорите своему ребенку, когда он демонстрирует вам свой рисунок, который только что нарисовал? Скорее всего вы делаете восторженное лицо и говорите: «Оу, как красиво!»

Или спрашиваете «А что здесь нарисовано?» Или сразу же пытаетесь угадать, что такого изобразил юный художник: «Это наверное бабочка!» Да, эти фразы вы кидаете только с лучшими намерениями.

Но давайте подумаем вместе, что они означают для ребенка и как можно сказать лучше, чтобы еще больше стимулировать ребенка к творчеству, а именно, чтобы он получал удовольствие от процесса рисования, а не от результата, который получает в итоге.

Рассмотрим что нельзя говорить ребенку и какими фразами лучше воспользоваться.

  1. Нельзя говорить: «Как красиво! Какая красивая картинка получилась!»Если так говорить о каждом рисунке, о каждой работе, которую сделал ребенок, он может остаться в недоумении. А если он рисовал что-то страшное, а не красивое. А если он просто размазал краску по листе потому что был зол и раздражен? А вдруг он совсем не хотел рисовать что-то красивое… Эти слова «Красиво», «здорово» и «замечательно» — по сути не несут в себе никакого смысла. Лучше скажите малышу что-нибудь на подобии: «Ого, сколько ты использовал различных цветов!» «Вижу, ты старался!» «Смотрю, тебе понравилось рисовать!»
  2. Нельзя спрашивать: «Что это? Что тут нарисовано?» Такими вопросами вы демонстрируете ребенку, что ничего не поняли из его рисунка. Но ведь для малыша совершенно очевидно то, что он изобразил. И он думает, что и все остальные тоже понимают эту картину. Он может очень расстроиться, а может совсем решить, что не умеет рисовать. Есть еще одна сторона медали. Очень часто дети рисуют просто так. Они не задаются целью, не выбирают тему рисунка. Просто водят кисточкой или карандашом по бумаге и получают удовольствие от процесса рисования линий, кругов, зигзагов и пр. А вы сразу же приземляете его с вопросом «Что это?», показывая, что у рисунка должно быть «название». Этим только ограничиваете то удовольствие, которе ребенок получает от просто калякания, от красок, от процесса. Лучше скажите малышу: «Расскажешь о своем рисунке?»
  3. Пытаться угадать, что нарисовано тоже не стоит. Вы спрашиваете: «Это машина?», а малыш рисовал что-то совсем другое. Как и в предыдущем примере, малыш может огорчиться, что вы ничего не поняли с рисунка.Скажите лучше: «Похоже, тебе понравилось это рисовать!»
  4. «Дорисуй еще …» «Закрась вот здесь» и любая другая критика тоже не приветствуется. Маленькие дети очень чувствительны к критике. Надо уметь правильно ее высказывать. Что касается рисунков, то ее лучше вообще не употреблять. Рисунок — это прорыв, это выражение чувств, это то, как видит мир ваш ребенок. Поэтому критикуя рисунок мы критикуем чувства и переживания ребенка. Кроме того мы опять же расстраиваем его тем, что нам не нравится его рисунок, что он скорее всего нарисовал неправильно, плохо — а значит вообще не умеет рисовать и не будет больше это делать. Поэтому если вы хотите, чтобы малыш продолжал рисовать с удовольствием лучше воспользуйтесь приемом описания того, что вы видите: «Я смотрю, что здесь тонкие линии, а здесь — толстые». Опишите то, что делал ваш малыш: «Вижу, ты рисовал с размахом!» «Ух ты, ты использовал такую тоненькую кисточку, выбрал такие темные/яркие/чистые цвета» «Похоже тебе понравилось рисовать линии и зигзаги». Этот подход хорошо использовать с маленькими детками, если ребенок постарше попросите лучше, чтобы он сам рассказал о своем рисунке: «Хочешь рассказать о своем рисунке?» Из рассказа вы сможете многое узнать о чем думает ваш ребенок, что чувствует.
  5. Загрузка...

  6. Бывает, что малыш бежит к вам со своим рисунком и прямо спрашивает: «Красиво?» Очень хочется ответить кратко и быстро: «Да, конечно!» «А как иначе отвечать на прямой вопрос?» — спросите вы. Действительно, вопрос прямой и на первый взгляд кажется, что другого ответа кроме «Да» или «Нет» быть не может. Но малыш просто хочет вашего внимания, он хочет, чтобы вы заметили. Поэтому скажите лучше: «Ты по настоящему постарался!» Или расспросите малыша, задавая ему открытые вопросы: «Ух ты, давай посмотрим. Что ты можешь рассказать о своем рисунке?» Далее исходя из его ответа вы можете задавать дополнительные вопросы, уточнить.
  7. «Нарисуй мне красивую картинку». Не стоит программировать ребенка на то, что он должен рисовать только красивые рисунки. Иначе в итоге вы получите расстроенного малыша, который жалуется: «У меня не получается, я не могу…» Используйте эту фразу: «Что бы тебе хотелось нарисовать сегодня?»
  8. А еще запомните правило: лучше не говорите ничего, если сомневаетесь.Просто промолчите. (Конечно, если малыш не спрашивает вас и не простит оценить рисунок).

Поддержите нас! Нажмите:

Самое читаемое:

Загрузка...

www.podelkidetkam.ru

Что расскажет детский рисунок о вашей семье

«Летидор» побеседовал с Натальей Поповой, психологом, художником и автором книги по арт-терапии «О чем рисует ваш ребенок», и составил четкую инструкцию по расшифровке детских рисунков. Чтобы вам было понятно, как составлять психологический портрет, Наталья проанализировала 5 детских работ. Ищите примеры анализа в конце инструкции.

Наталья Попова, психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

Нажим карандаша

Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

• Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.

• Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.

• Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

• Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

• Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

Цвета

Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

• Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

• Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

• Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.

• Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

• Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

• Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.

• Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

• Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

• Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

• Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

• Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

• Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.

Человеческие фигуры и лица

Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

• Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

• Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

• Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

• Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

• Большая голова. Сообразительность.

• Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

• Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

• Нечеткие черты лица. Отстраненность.

• Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

• Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

• Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

Рот:

• Открытый с зубами. Агрессия.

• Губы в улыбке. Позитивный настрой.

• Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

Руки:

• Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

• Широкий размах рук. Символизирует активность.

• Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

• Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

• Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

• Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

Примеры расшифровки детских рисунков

Девочка, 5,5 лет

Девочка, 5,5 лет

Цвета в этом рисунке использованы яркие — розовый, малиновый, зеленый. Это говорит о том, что ребенок открыт и эмоционален.

На передний план выведены фигуры людей, детей. Они изображены достаточно крупно по отношению к другим фигурам. Это может свидетельствовать о том, что ребенок выводит на первый план себя.

На этом рисунке мы видим дома: они изображены маленькими, как бы вдали от основных персонажей. Маленький домик, находящийся в стороне от остальных объектов, может свидетельствовать о некой неуверенности ребенка в части семейных отношений.

Я обратила внимание, что у детей на рисунке широко расставлены руки в стороны. Можно сказать, что ребенок деятельный, творческий, но в то же время он не очень усидчив. Начав одно дело, может его бросить и переключиться на другое занятие. На рисунке мы также видим собаку: для этого ребенка очень важна связь с животным миром. Он очень привязан к своему питомцу либо мечтает его завести.

Девочка, 4, 5 года

Девочка, 4, 5 года

На этом рисунке мы видим много красного цвета. Красным раскрашена одежда основного персонажа — девочки или женщины. Красным карандашом ребенок нарисовал снежинку. Яркий красный цвет свидетельствует об эмоциональной нестабильности, гиперактивности и даже агрессивности ребенка.

Фигура человека на рисунке одна и она женского пола. Либо ребенок растет в неполной семье, либо в его семье непререкаемый авторитет матери.

Елка. Несмотря на то, что она изображена зеленым цветом, который обычно говорит о внутреннем спокойствии, игрушки на ней одного цвета. И лишь одна раскрашена другим цветом. Это может говорить о том, что ребенку в принципе не хватает эмоций.

Мы также видим фигуры животных на рисунке. Вполне себе домашнего кота и зайчика, который отгорожен от других персонажей елкой. Возможно, ребенку не хватает общения либо с кем-то из членов семьи, либо не хватает общения в принципе. Он как бы замкнут в одном пространстве.

Мальчик, 5 лет

Мальчик, 5 лет

Рисунок выполнен профессионально. Скорее всего, его автор занимается в художественной студии. Явно, что картина нарисована под руководством опытного педагога. В ней использованы характерные цвета зимнего новогоднего пейзажа. Соблюдены все пропорции предметов и персонажей.

Снеговик и новогодняя елка — центральные фигуры на этой картине. Елка украшена разноцветными игрушками, все они разных, ярких цветов. Это свидетельствует об эмоциональности и творческом потенциале, заложенном в ребенке.

Снеговик на картине изображен улыбающимся и танцующим. Это говорит о позитивном настрое, свидетельствует о легкости характера автора рисунка.

Девочка, 3 года

Девочка, 3 года

Главный элемент этого рисунка — солнце. Оно изображено достаточно крупным и окрашено в яркий оранжевый цвет. Этот цвет обычно используют позитивно настроенные дети. Солнце большого размера говорит о том, что ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.

Мелкие облачка, тучки свидетельствуют о том, что ребенок практически не испытывает негативных эмоций, он спокоен и не чувствует для себя никакой угрозы.

Обратите внимание на цвет ствола ели. Ребенок не выбрал цвет, характерный для изображения стволов деревьев — обычно это коричневый или черный цвета. Он предпочел использовать светло-коричневый цвет, ближе к кирпичному. Что опять-таки говорит о его эмоциональной устойчивости.

Мальчик, 9 лет

Мальчик, 9 лет

В этом рисунке также присутствуют традиционные новогодние цвета. Красный костюм Деда Мороза, голубой снеговик, зеленая ель. Смущает то, что его автор не использовал какие-то дополнительные фигуры для заполнения фона.

Все герои изображены на белом фоне. Можно сказать, что ребенок испытывает потребность в эмоциях, общении. Его мир ограничен какими-то рамками. Он знаком с правилами и нормами и, наверное, их не нарушает. Но его эмоции не находят выхода.

Огромные буквы красного цвета как бы нависают над персонажами рисунка. Это может говорить о том, что ребенок испытывает на себе давление со стороны взрослых людей, которые, несомненно, являются для него авторитетом, но его это в какой-то степени тяготит.

letidor.ru

По рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека. - Гений общения - Библиотека - Каталог статей

Наверняка каждый из нас не раз что-то "калякал" на скучных лекциях, совещаниях, во время разговора по телефону. Мы чертим какие-то завитушки, рисуем животных и человечков и даже не подозреваем, что они могут сказать о нас больше, чем мы знаем. Факт, что по рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека, подтвержден многими психологическими исследованиями. Уже давно психологи используют в своей диагностике различные рисуночные тесты и методики. Смысл отражения внутреннего мира человека на бумаге таков: любая наша мысль, процесс, представлен¬ие в психике заканчивается движением. Так, наши страхи, бессознательные желания, чувства, эмоции накапливаются в виде определенной энергии в мускулатуре, и когда перед нами оказывается карандаш и бумага, рука как бы сама выплескивает все это на поверхность листа. Положение рисунка относительно свободного места на бумаге тоже может кое-что сказать, даже если это маленький клочок блокнотной странички или уголок телефонного справочника. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая самооценка, но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме (на работе, тусовках) и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы неуверенны в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева - вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа - это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем. Если линии ваших рисунков "лохматые", жирные, то, возможно, вас что-то тревожит или сильно беспокоит какая-то нерешенная проблема. Слабые и тонкие "паутинообразные" линии говорят об экономии энергии, усталости организма и психологической истощенности. Если ваши рисунки скорее угловатые, линии перпендикулярные, то это указывает на некоторую невыраженную агрессию, на то, что вам в данный момент трудно адаптироваться к чему-то или кому-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. А если линии плавные, округлые - то вы человек мягкий, спокойный, женственный. Когда вы долго "тянете" один контур, одним движением очерчивая фигуру, это означает, что вам требуется уединение, вы стремитесь к изоляции от внешних событий. Иногда бывает, что мы штрихуем какой-нибудь фрагмент нашего рисунка. Короткие штрихи - вы человек возбудимый, длинные - размеренный и спокойный. Штрихи прямые и четкие - вы настойчивы и упорны, а если они эскизные и легкие - вы слегка тревожны и неуверенны в себе. Когда вы неторопливо и ритмично заштриховываете какой-нибудь фрагмент - вы раскованны и свободны. Горизонтальные штрихи означают женственность и слабость, а вертикальные - упрямство и решительность. Ваше "Я" легко можно усмотреть и в размере ваших творений. Рисунок большой - это говорит о том, что у вас довольно высокая самооценка, вы экспансивны, склонны к тщеславию и даже высокомерию. А если вы стремитесь занять все свободное пространство - то, возможно, при чувстве неуверенности в себе вы, компенсаторно, превозносите свой статус в воображении. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность. Если вы рисуете звездочки, то хотите оказаться в центре внимания, для вас важно быть ярким и всегда замеченным. Но если у вашей звезды слишком много лучиков или вы изображаете их отдельно от нее, это может свидетельствовать о депрессивных переживаниях. Когда вы вырисовываете узоры как на обоях, это говорит о том, что вам скучно, надоел телефонный разговор или лекция, а может быть, вообще весь ваш образ жизни. Придумайте что-нибудь новое, купите интересную вещицу или несвойственную для вас одежду, совершите сумасбродный поступок - и тоска пройдет сама собой. Строите на бумаге пчелиные соты - вы стремитесь к спокойствию, к гармонии, хотите упорядочить свою жизнь. А еще вполне вероятно, что вы задумались о создании семейного гнезда. Спирали, окружности или волнистые линии означают, что чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Может быть, вы даже переживаете легкий эмоциональный кризис: ходите по кругу своих неоднозначных переживаний. Сейчас вам необходимо следить за своим поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих. Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры - у вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще. Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Вы закрываете свой внутренний мир и не желаете давать сведений о себе. Вы не любите, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в вашу жизнь и ваши дела. Если вы постоянно что-нибудь заштриховываете или чертите сетки, то, вероятно, вы попали в неловкое положение или вступили в рискованное дело, и в подобной ситуации вы не возьмете инициативу в свои руки, а согласитесь на все, что вам предложат, стерпите обиду и сдержите раздражение. Рисунок напоминает решетку - тогда вы ощущаете себя загнанным в угол или пытаетесь отгородиться от подобного препятствия. Когда на вашем листе бумаги появляются шахматные поля, то, по-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни. Переплетение кругов - вам кажется, что вы находитесь вне каких-то важных событий, вам хочется в чем-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности. А вот переплетение сердец означает, что вы переполнены чувствами и готовы дарить любовь и тепло всему миру. Не сдерживайте себя, и окружающие ответят вам взаимностью. Если вы рисуете кресты, то, возможно, вас беспокоит чувство вины перед близким человеком или тяготит какая-то проблема, за которую вы чувствуете себя ответственным. Лабиринт выражает поиски жизненной гармонии, своего жизненного пути. Частенько вычерчиваете сабли, пистолеты или другое оружие - в вас накопилось много агрессии, возможно, вы на кого-то сильно сердитесь или вообще злитесь на жизнь. Строите на бумаге маленькие домики - вам не хватает чего-то основательного, например, сильного и крепкого плеча, заботы и опоры. Если вы рисуете цветочки, солнышко или что-то похожее, то это вовсе не означает, что все прекрасно и безоблачно, скорее всего, вы нуждаетесь в привязанности, близких отношениях, нежности и дружбе. Постарайтесь в ближайшее время чаще общаться с родственниками и друзьями. Пытаетесь изобразить пейзаж - вы человек сентиментальный и ранимый. Стрела - это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх - ориентация на других людей, вниз - на себя, налево - смотрите в прошлое, направо - надеетесь на будущее. А если вы рисуете животных... Тут нас ждет разнообразие толкований. Если ваш питомец поставлен на две лапы или же одет в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), то вы явно уподобляете его человеку: себе или какой-то важной в вашей жизни персоне. Присмотритесь, как следует, иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап - на ноги и руки. При таком раскладе все это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости - ведь вы подсознательно ставите себя на более низшую ступень развития. Ваши сегодняшние эмоции могут напрямую зависеть от того животного, который поселился на вашей бумаге. Если это тигр или волк - в вас спряталась агрессия, если лиса - задумали где-то схитрить, зайчик или белочка - вам нужна забота и защита, лев - ощущаете свое превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то, скорее всего, сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Бывает, что вы рисуете человеческие фигуры? Тогда обратите внимание на детали. Если это маленькие человечки, то, скорее всего, вы ощущаете беспомощность или хотите уклониться от каких-либо обязанностей. Когда вы изображаете человека схематично ("палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек") - ваше эмоциональное состояние нестабильно, вы хотите закрыться и никого не подпускать к себе. Если человек большой и "настоящий", то начать следует, прежде всего, с головы. Голова в профиль, а тело анфас - в вас живет тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, полный анфас - вы открыты для общения, чем больше человек "отворачивается", "уходит" - тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов. Большая голова - руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая -уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная - проявляете застенчивость и робость. Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабоченны своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно как вас "встречают по одежке". Изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными - вы застенчивы и боязливы, вам трудно заводить непринужденные беседы и знакомиться на вечеринках. Закрытые, спрятанные или непрорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни. Большие уши - вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют - не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы - в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову - вами управляют враждебные чувства. Крупные плечи или тело - у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие - чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулое тело - уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии. Руки - символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны) - ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди - вы настроены враждебно, за спиной или в карманах - нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу - у вас есть трудности в социальных контактах. Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие - испытаете чувство физической или психологической неловкости. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение и игнорирование собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит "по струнке") - скованность в общении. Если вы вдруг "забыли" или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своем партнере. Когда вы рисуете кукол - над вами доминируют окружающие, вы ощущаете, что постоянно должны кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями. Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот - вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска - вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

www.xn--80aaa3bkdjqmb4dwcyb.xn--p1ai


Смотрите также