Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии. Что такое акцент в рисовании


Solla.site формальная композиция, законы композиции, приемы композиции

Формальная композиция. Законы и приемы.

Что такое композиция?

Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Композиция отражает внутреннюю гармонию и упорядоченность и присуща не только дизайну, но и всем видам искусства.

Композиция в веб дизайне обусловлена содержанием сайта, его характером и назначением

Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.

композиция

Что такое «Формальная композиция?»

Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.

Пит Мондриан Композиция

Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.

Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна), являются представителями авангарда. Основой искусства авангарда стала именно формальная композиция, таким образом, дизайн как направление искусства вырос именно из формальной композиции.

Как на основе формальной композиции создать веб дизайн?

Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то, сочетая символы и иллюстрации, мы получаем веб сайт. Если Вы разбираетесь в законах композиции, то точно будете знать какого размера сделать иллюстрацию, какой тип шрифта подобрать, какие подобрать цвета, чтобы веб сайт выглядел стильно и  гармонично.

Формальная композиция. Законы

Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.

Закон целостности

Объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов

закон целостности

Закон соподчинения

Подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон соподчинения

Закон равновесия

Такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

Закон равновесия

Формальная композиция. Приемы

Доминанта

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

Домининта

Симметрия

 — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия

 — неравномерное размещение.

симметрия

Динамичная композиция

 — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.

Статичная композиция

 (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

статичная композиция

Ритм

— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.

ритм

Контраст

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

контраст

Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

нюанс

Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Акцент

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)

акцент

Аналог

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

аналог

Elena Lebedeva Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

Так же Вам будет интересно: 

solla.site

Акцент цветовой композиции или как придать живость оформлению квартиры

Прекрасный дизайн интерьера помещения

Многим известно, что если добавить хоть немного ярких элементов, можно создать особое настроение, живость интерьера и сделать его намного эффектнее и интереснее. Стоит отметить, что цветовые акценты – это те предметы, которые относятся к палитре, отличающейся хотя бы немного от основного фона.

Такими предметами могут быть и всевозможные элементы декора, и различный текстиль, и мебель, и какие-либо аксессуары. Если есть желание придать интерьеру живость и разбавить привычное оформление яркими красками, то нужно знать несколько важных моментов.

Музей Дизайна вновь спешит поделиться с вами своими секретами!

1. Стоит просветить обывателей о правиле цветового баланса, которое звучит примерно так: «60-30-10».

То есть, нужно помнить, что в помещении 60% должно отдаваться основному цвету, 30% – дополнительному и 10% – акцентному.

2. Главный и дополнительный цвет обязательно должен быть нейтральным, а для акцента лучше воспользоваться яркими и насыщенными тонами.
3. Если в интерьере нет добавочного цвета, то акцентный можно взять в соотношении большем, чем 10%.
4. Всегда нужно помнить, что ярких элементов не должно быть чересчур много.
5. Если интерьер выполнен в нейтральных или очень светлых тонах, то можно воспользоваться акцентами нескольких цветов. Но очень важно, чтобы они сочетались по яркости и насыщенности.
6. Может быть и такое, что одного яркого акцента будет вполне достаточно. Но в этом случае деталь, привлекающая к себе внимание, должна быть достаточно крупной или эффектной. Это может быть, например, диван или люстра.
7. Нужно помнить: чем меньше используется яркий акцентный цвет, тем больше он будет привлекать к себе внимание и выделяться.
Яркий дизайн интерьера помещения Радужный дизайн интерьера помещения

А теперь стоит обратить внимание на то, как правильно выбрать гамму

Во-первых, не стоит использовать другой оттенок. Нужно делать ставку именно на цвет. А во-вторых, вот несколько комбинаций на выбор:

1. Тепло – холодно.

В данном случае нужно знать, что если в помещении отдаётся предпочтение тёплым тонам (например, персиковому, бежевому, жёлтому или оранжевому), то лучше всего для акцентного цвета выбирать холодные тона. И наоборот. Таким образом, в помещении будет как «тепло», так и «холодно».

Восхитительный дизайн интерьера помещения
2. Дополняющая схема.

С помощью этого приёма человек заряжается очень мощной энергетикой, поэтому такая схема будет более уместна в гостиной, кухне или игровой комнате. В этом случае дополнительными цветами будут выступать те, которые в спектральном круге стоят напротив друг друга.

Акцентным тоном здесь будет тот, который является дополнительным для основного. То есть, например, если комната выдержана в оранжевых оттенках, для акцентных цветов можно использовать синий или голубой.

Уникальный дизайн интерьера помещения Прекрасный дизайн интерьера помещения Умопомрачительный дизайн интерьера помещения Чудесный дизайн интерьера помещения
3. Аналоговая схема.

Он более уместен для комнат, обладающих спокойствием. Например, для спальни, библиотеки или комнаты отдыха. Здесь всегда царят только уют и умиротворение. В связи с этим в качестве акцентного цвета будет выступать тот, который находится по спектру круге рядом с основным или дополнительным.

Например, если комната выдержана в голубых оттенках, акцент можно сделать на зелёных или светло-фиолетовых.

Замечательный дизайн интерьера помещения Бесподобный дизайн интерьера помещения
4. Акценты в нейтральной среде.

Это означает, что для комнат, выполненных в белых, серых, чёрных, коричневых и бежевых красках, можно использовать любой цвет для воплощения выразительных средств. Если есть желание, можно взять не один, а несколько акцентов.

Красивый дизайн интерьера помещения Уникальный дизайн интерьера помещения

Все эти варианты наглядно представлены на фото:

Удивительный дизайн интерьера помещения Шикарный дизайн интерьера помещения Современный дизайн интерьера помещения Молодежный дизайн интерьера помещения Модный дизайн интерьера помещения Стильный дизайн интерьера помещения Необычный дизайн интерьера помещения Головокружительный дизайн интерьера помещения Сногшибательный дизайн интерьера помещения Яркий дизайн интерьера помещения Красивый дизайн интерьера помещения Прекрасный дизайн интерьера помещения Превосходный дизайн интерьера помещения Уникальный дизайн интерьера помещения Бесподобный дизайн интерьера помещения Изумительный дизайн интерьера помещения Шикарный дизайн интерьера помещения Роскошный дизайн интерьера помещения Элегантный дизайн интерьера помещения Эпатажный дизайн интерьера помещения Эксклюзивный дизайн интерьера помещения Шикарный дизайн интерьера помещения Замечательный дизайн интерьера помещения Красивый дизайн интерьера помещения Дивный дизайн интерьера помещения Чудный дизайн интерьера помещения Изумительный дизайн интерьера помещения Изысканный дизайн интерьера помещения Красивый дизайн интерьера помещения Чудесный дизайн интерьера помещения Прекрасный дизайн интерьера помещения Восхитительный дизайн интерьера помещения Превосходный дизайн интерьера помещения Умопомрачительный дизайн интерьера помещения Сногшибательный дизайн интерьера помещения Яркий дизайн интерьера помещения Удивительный дизайн интерьера помещения Необычный дизайн интерьера помещения Умопомрачительный дизайн интерьера помещения Первоклассный дизайн интерьера помещения Оригинальный дизайн интерьера помещения Креативный дизайн интерьера помещения Необычный дизайн интерьера помещения Восхитительный дизайн интерьера помещения

museum-design.ru

Тема 2. Композиция рисунка

1.Композиционная организация листа и различных видов форматов

Компоновка элементов изображения

На подготовительном и начальном этапе рисования осуществляется:

анализ натуры и поиск композиционного решения

линейное построение

светотеневая моделировка форм

тоновое обобщение и расстановка акцентов

От чего не зависит удачное решение композиции в натурном рисовании?

определения точки и угла зрения на натуру

обоснованного выбора вида формата (горизонтального, вертикального и др.)

творческой установки (идейного замысла) рисовальщика

организации рабочего места рисовальщика

Творческое переосмысление в учебном рисунке предполагает:

незначительное преобразование постановки в рамках «академизма» (сдвиги предметов)

свободный выбор графических средств

тематическое (идейное) домысливание образа натуры

отход от натуралистических принципов в изображении (стилизация формы)

В каких видах вспомогательного изображения продумывается идея длительного рисунка?

схематическое изображение, чертеж

эскиз-набросок и эскиз-зарисовка

беглый набросок (крока)

длительная зарисовка

Эскиз помогает за определенное время зафиксировать:

«конструктивную идею» будущей композиции рисунка

схемы построения предметов постановки

тоновые отношения в рисунке

материальные качества натуры

Результатом какого этапа выполнения длительного рисунка является композиционный эскиз?

подготовительного этапа

исполнительного этапа

промежуточного этапа

заключительного этапа

В композиционные задачи рисунка входит:

построение формы с учетом наблюдательной перспективы

передача пространственных отношений

имитация фактур и текстур поверхностей предметов

выбор формата листа и размещение на плоскости элементов изображения

Что не имеет никакого отношения к композиции рисунка?

соответствие пространственного расположения формы предметов расположению их на листе бумаги

линейное конструирование формы и моделирование её объема

соотношение размеров изображений размеру листа бумаги (масштабирование)

равновесие изображения на листе бумаги

Размещение группы предметов на плоскости листа называется:

группировка

перестановка

построение

компоновка

Что необходимо сделать в композиции рисунка, чтобы выделить главное, подчинив все второстепенные детали?

выявить и выделить композиционный центр

найти уникальный ритм элементов изображения

продумать плановость в распределении форм

продумать конструктивную идею в построении изображения

Композиционное расположение предмета на плоскости листа предполагает:

небольшой сдвиг в сторону

смещение в сторону источника света

незначительное смещение его вверх

размещение его точно по центру

Что помогает правильно разместить предметы натурной постановки на плоскости листа?

анализ формы каждого предмета

целостность восприятия всех предметов одновременно

соотношение предметов по тону

сравнительный анализ физических качеств предметов постановки

В какой формат следует вводить продольную форму абриса стоящих вытянутых предметов постановки?

в горизонтальный прямоугольник

в квадратный

в вертикальный прямоугольник

не имеет значения: в любой

Что необходимо сделать, чтобы ввести в вертикальный или горизонтальный формат одинаково пропорциональный по абрису натюрморт (один размер габаритов постановки по высоте и ширине)?

заузить формы предметов натюрморта

незначительно сдвинуть предметы постановки в изображении, растянув один из габаритов натюрморта

изобразить композицию во фрагменте (частичное изображение фигур постановки)

переставить предметы натюрморта на подиуме, поменяв их местоположение

Метод «рамки» позволяет определить композицию рисунка путем:

выполнения начертаний габаритов постановки в виде рамки на листе

оформления работы в багетную рамку

определения и вырезания необходимого фрагмента работу с помощью шаблона-рамки

кадрирования визуального объекта (постановки) с помощью рамки-видоискателя

Твердый и твердо-мягкие типы графитного карандаша позволяют:

расставить тоновые акценты

задать общий тон работы

усилить тоновые контрасты

наметить композицию рисунка

2.Значение законов, правил и приемов композиции в академическом рисовании

Законы композиции в академическом рисунке не позволяют:

избежать «формализма» в графическом изображении

нарушить целостность в образно-пластическом решении

обеспечить образно-пластические связи в графическом решении

способствуют подчинению средств рисунка идейному замыслу

Какой закон композиции влияет на установление связи всех элементов изображения в рисунке?

целостность

образность

новизна

рациональность

Что не определяет закон целостности в рисунке?

своеобразие композиционного решения

неделимость изображения на части

согласованность всех элементов рисунка

ритмическая упорядоченность всех элементов композиции

Неделимость композиции как один из признаков закона целостности, влияющий на установление пластических связей между частями изображения, предполагает наличие:

схемы построения (конструктивной идеи)

композиционного центра

ритмической упорядоченности форм

расстановки акцентов

Закон целостности предполагает согласие всех элементов в рисунке, достигаемое с помощью:

повтора (дублирования) частей графического решения

выделения композиционного центра и организации «поддержки»

детальной проработки всех элементов изображения

нюансирования (смягчения) всех элементов рисунка

Целостное графическое изображение содержит разнообразие деталей, которое умышленно задается художником путем:

идентичного повтора частей композиции

хаотичного распределения форм

систематического повтора фигур через один и тот же интервал

установления ритмической упорядоченности (чередования) всех элементов рисунка

Поочередное рисование предметов натюрморта может привести к:

несогласованности отдельных частей с целым

нарушению пропорций предметов

искажению формы предметов

отрыву предметов от фона

Закон образности позволяет установить смысловые связи в композиции через:

нюанс и контраст

ритм и метр

симметрию и асимметрию

аналогию и контраст

Сравнительный анализ характерных черт, свойств, качеств, состояний объектов реальности и явлений окружающей жизни в академическом рисунке характеризуют закон:

целостности

рациональности

образности (или аналогии и контрастов)

новизны

Всеобщий закон искусства – закон новизны (новаторства) задает в рисунке:

практическую целесообразность реалистического изображения окружающей действительности

оригинальность образу и своеобразную композиционную организацию натурной постановки

образность в трактовке натуры

внутреннюю связь всех элементов графического изображения

Закон рациональности в академическом рисунке проявляется в виде:

логичной трактовки образа

строгой последовательности этапов выполнения графического изображения

практической целесообразности выбранных средств изображения и актуальности решения образа натуры

продуманной расстановки элементов изображения на листе

Чему способствуют правила композиции в академическом рисунке?

установлению образно-пластических связей в графическом решении

техничному созданию гармоничного и профессионального изображения

созданию уникальной графической композиции

оригинальной трактовке образа натуры

Какого правила композиции при выполнении рисунка не существует?

равновесие

соразмерность

единство и соподчинение

контраст и нюанс

«Правило равновесия» в академическом рисунке позволяет:

найти верные пропорции и масштаб форм относительно друг друга

задать стилистическое единство графического изображения

сбалансировать все части рисунка по весу (форме, размеру, тону и др.)

соотнести композиционный центр со второстепенными деталями рисунка

Если самый крупный предмет постановки значительно сдвинуть на рисунке к краю листа, будет нарушение:

правила равновесия

правила соразмерности

закона целостности

закона аналогии и контраста

Симметричность, геометрическая правильность и абсолютная ритмичность элементов рисунка предполагает:

идеальное равновесие (эвритмию)

динамическое равновесие (контрапост)

несбалансированное равновесие

отсутствие равновесия

Зрительное уравновешивание элементов композиции, контрастно расположенных относительно друг друга называется:

эвритмией (идеальным равновесием)

пропорцией

контрапостом (динамическим равновесием)

масштабом

В академическом рисунке «Правило соразмерности» влияет на:

сбалансированность всех частей рисунка

своеобразное композиционное решение

соотношение по размеру частей композиции между собой и с целым

выбор средств рисунка согласно идейному замыслу

Какое качество не характеризует: «Правило единство и соподчинение» в академическом рисунке?

гармоничная взаимосвязь всех частей изображения

единство образного раскрытия темы и пластического решения

оригинальность и неповторимость трактовки образа

стилистическое единство изображения

Конструктивно-пластическими способы достижения образной выразительности в ходе натурного рисования, определяющими композиционный строй будущего рисунка, являются:

правила композиции

приемы композиции

законы композиции

средства изображения

Что не относится к приемам композиции в рисунке?

масштаб и пропорция

симметрия и асимметрия

контраст и нюанс

ритм и метр

Тоновой нюанс – это:

противоположные качества

контраст по тону

различие по тону, полутон

ритмическое расположение пятен

3.Понятия «конструкция», «структура», «фактура», «текстура»

Что характеризует в рисунке конструкция изображаемых предметов натуры

устройство и внутренне строение формы

окрас внешней формы

шероховатость (фактуру) поверхности

тоновые особенности формы и текстуру её поверхности

Какое понятие характеризует взаимное расположение и способ связи частей формы?

пластика

пропорция

структура

фактура

Характер поверхности предмета определяется его:

фактурой

структурой

тоном

конфигурацией

Что такое текстура?

рельефные особенности поверхности предмета

рисунок на поверхности предмета, определяющий его внутреннее строение

объемно-пространственная характеристика формы предмета

конструктивные особенности формы предмета

Какие качества натуры определяют особенности поверхности изображаемых предметов и их материальные свойства?

пластика

фактура и текстура

каркас

конструкция

4.Пропорции и их роль в рисовании: пропорции геометрических тел

Соотношение частей предмета по размеру – это:

контраст

пропорция

соразмерность

гармония

Самой приятной для глаза считается «божественная пропорция», которую Леонардо да Винчи назвал:

золотое сечение

средний масштаб

математическая прогрессия

идеальное измерение

«Золотое сечение» в рисунке позволяет устанавливать

неравные отношения формы и её частей

не пропорциональные взаимосвязи формы с её частями

числовое выражение с бесконечной дробью (1,32…)

равные отношения частей формы, как между собой, так и каждой части с ней

Как называется метод в натурном рисовании, который позволяет соотносить основные параметры формы (длины, ширины и высоты)?

масштабирование

группирование

пропорционирование

моделирование

Правильное определение пропорций в процессе длительного рисования с натуры осуществляется с помощью:

глазомера и аналитического мышления

воображения и ощущения

памяти и владения информацией о формах и их размерах

умения пользоваться измерительными приборами

Диспропорция (непропорциональность) частей натуры в процессе рисования приводит к:

оригинальному стилизованию формы

искажению до неузнаваемости натуры

достоверному отображению предметов постановки

художественной интерпретации натуры

Что отличает геометрическое тело от геометрической фигуры?

размер

силуэт

объем

пропорция

Наиболее гармоничным по размеру будет цилиндр в пропорциях ширины и высоты:

1:2

1:1

1:2,5

1:1,7

Наиболее привлекательной выглядит пирамида в отношениях её габаритных размеров:

1:1,2

1:1,7

1:2

1:2,5

Все предметы натурной постановки…

имеют один оптимальный размер и геометрически переносятся на изображение

произвольно изображаются без пропорциональных отношений габаритных размеров

соразмерны и пропорциональны по-своему и находятся на глаз

имеют определенное соотношение сторон, найденное по математической пропорции «золотого сечения»

Пропорции предметов постановки в натурном рисовании находятся:

при помощи измерительных приборов (линейки, циркуля м др.)

способом проецирования формы на прозрачную пленку

путем фотографирования и копирования с фотографии

на глаз или «методом визирования» (например, с помощью карандаша)

5.Общий тон графического изображения. Тоновой масштаб в рисунке.

Тоновой акцент

Количественная и качественная характеристика света на поверхности предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета – это:

тональность

тон

светотень

полутень

Общий тон в композиции рисунка – это:

единый (суммированный) тон композиции

тоновые градации (валеры) в изображении

тон каждого предмета постановки

тоновой акцент графической композиции

Передача в рисунке тоновых отношений решает задачу:

выявления трехмерной формы объектов изображения

применения законов воздушной перспективы

согласования общего тонального строя всех предметов натуры

отображения силы и характера освещения

Характеристики рисунка «светлый», «темный» и «нейтральный» определяют:

общий тон изображения

тоновые отношения

тоновой масштаб

тоновые акценты

Что подразумевает понятие «общий тон» в тоновом рисунке?

свето-тоновые градации отдельных предметов натуры

тоновой строй всего графического изображения

индивидуальный тон каждого предмета постановки

тоновые акценты в изображении

Что в большей степени влияет на выявление общего тона в натурной постановке?

качество графического материала

определение система освещения в композиции рисунка

техника изображения

предметный тон элементов композиции (предметов натуры)

Темный рисунок – это:

«затянутая» по тону графическая работа

работа, состоящая из контрастных по тону форм

светлое изображение с темными акцентами

прокрытая тоном вся плоскость изображения

Светлая по тону работа не вызывает ощущения:

воздушности и легкости

нежности и изящества

свежести и пространственности

зажатости и тяжести

Серый (нейтральный) по общему тону рисунок характеризуется:

незавершенностью работы художника

обобщенностью тонов в изображении

непрофессиональностью графическое решение

неуверенностью работы художника графитным карандашом (слабым нажимом на карандаш)

6.Тоновой масштаб в рисунке

Соотношение тонов в рисунке, определяющее характер тонового решения:

тоновые градации

тоновой масштаб

общий тон изображения

тоновой акцент

Какие существуют характеристики тонового масштаба, определяющие выразительность тонового рисунка?

темная, светлая и нейтральная композиция

активный и пассивный тоновой акцент

фактурное и безфактурное распределение градаций тона

контрастная композиция и нюансированное тоновое решение

Тоновой масштаб способствует в рисунке установлению:

тоновых отношений

тоновых акцентов

тоновых градаций объемной формы

единого (суммированного) тона изображения

Контрастный тоновой масштаб не предполагает:

сочетание сближенных по тону пятен

резкое соотношение тонов

участие противоположных по тону пятен

использование ограниченного состава тонов

Нюансированное тоновое решение отличается от контрастного:

резким соотношением противоположных тонов

сближением мягко переходящего друг в друга бесчисленного множества тонов

участием светлых и темных тонов

использованием ограниченного состава тонов

От чего зависит степень освещенности предмета?

от расположения предмета относительно других предметов натюрморта

от его положения в пространстве относительно лучей света

от сложности формы предмета

от тона предмета

7.Тоновой акцент

Средством выделения композиционного центра в тоновом рисунке является:

тоновые градации

общий тон

тоновой акцент

тоновой масштаб

Тоновой акцент в рисунке задается путем:

смягчение тоновых отношений на основных участках рисунка

усиления (подчеркивания) тоном формы главных предметов натурной постановки

детальная проработка линейной формы

обобщение тона в центре композиции рисунка

Что позволяет выделить тоновой акцент в рисунке?

фон или пространство натурной постановки

предметный тон второстепенных элементов композиции

фактуру поверхности предметов натуры

переднюю часть ведущего предмета

Наиболее освещенными будут участки поверхности предмета, находящиеся по отношению к лучам света:

под углом 180 градусов

под углом 30 градусов

под углом 45 градусов

под прямым углом

8.Графические эффекты

Как называются иначе выразительные технические приемы работы графитным карандашом и резинкой-ластиком, направленные на создание тех или иных иллюзий в академическом рисунке?

графические эффекты

законы композиции

правила композиции

линейные построения

Графические эффекты в рисунке не зависят от:

способа держания его в руке и наклонов карандаша в момент изображения

марки и качества карандаша

нажима на карандаш

вида заточки карандаша

Эффект краевого контраста – это:

оттенение от края формы (ребра, грани)

противопоставление фактур и текстур

абрис формы

размытие (смягчение) контура

При компоновке на формате и при нанесении штриховки на крупные плоскости карандаш держат:

в кулаке с упором на указательный палец

в щепоти между тремя пальцами как при письме

произвольно

в ладони с упором на большой палец

Каких эффектов невозможно достичь ластиком в академическом рисунке?

мягкие высветления тона поверхности формы или фона

усиление тона с помощью подчеркивания формы

акцентирование контура формы предметов бликом

ослабление контура при передаче световоздушной среды

С помощью каких приемов работы ластиком можно добиться эффекта смягчения контура и незначительного ослабления тона?

равномерное прикладывание (прикасание)

ровное штрихование по поверхности рисунка

активные удары штрихами по изображению

контурное рисование по предварительно затонированной поверхности бумаги

Острие графита позволяет задать в рисунке:

толстые линии и крупные штрихи

эффект тоновой растяжки (тушевки)

тонкие линии, мелкие штрихи

пятна разных тонов

Боковая часть графита сложно передать в рисунке:

точный контур фигур детали

пространственные очертания изображаемой формы

тоновые градации

фактуру и текстуру поверхностей

studfiles.net

Экзаменационные материалы с комментариями МДК 2 курс

Экзаменационные материалы по предмету Дизайн-проектирование, композиция, макетирование и современные концепции в искусстве. 2 курс. III семестр

1. Понятие «композиция». Комментарий:   Дать определение. Рассказать об изученных законах композиции. Примерный ответ: Композиция (сочинение, составление, расположение - лат.) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Композиция – распределение предметов на плоскости в определенном порядке   Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей. Распределение элементов изображения на плоскости в случайном, основанном на интуиции художника, порядке, составляют определенную композицию. Сугубо формальное соотношение форм, также подчиненно определенным правилам и имеет свои признаки. Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов - нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.  2.Понятие «формальная композиция». Комментарий:   Дать определение. Рассказать о приемах создания формальной композиции. Область применения Примерный ответ: Формальная композиция – беспредметная композиция. Строится из линий и пятен, геометрических форм она выражает логику композиционного построения. Любое произведение искусства имеет свою структуру, композиционное построение, основанное на простых формах. Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения композиционному центру. Объединяющий элемент - центр композиции, которому подчиняются все ее части. Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично. Приемы и  средства формальной композиции: доминанта, ритм, акцент, нюанс,  асимметрия, аналог, статика, динамика. Формальные композиции используются в плакатах, оформлении упаковок этикеток, росписи посуды, гобеленах, оформлении интерьеров, зданий, станций метро, торговых центров, театров т. е. в дизайне.  3.Понятие «орнаментальная композиция». Комментарий:   Дать определение. Рассказать о приемах создания орнаментальной композиции. Область применения Примерный ответ: Орнаментальная композиция — предметна композиция или узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Существуют три основных закона орнаментальной композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения композиционному центру. Объединяющий элемент - центр композиции, которому подчиняются все ее части. Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично. Приемы и  средства орнаментальной композиции: рапорт, ритм, доминанта, акцент, нюанс, симметрия, асимметрия, аналог, статика, динамика. Орнаментальные композиции используются в декоративном искусстве.  4.Виды орнамента. Комментарий:   Дать определение орнамента. Рассказать о видах орнаментов. Примерный ответ: Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида:  орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему; орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания; орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.       Орнамент классифицируют: 1.  По изобразительным мотивам: растительный, геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2. По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.  3.По народной принадлежности: украинский, белорусский,  греческий и т.д.  4. По изобразительной  форме: плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный ( небольшое углубление  внутрь).  5. Сходства и отличия между формальной и орнаментальной композицией. Комментарий: Дать определение. Рассказать о приемах создания формальной и орнаментальной композиции. Примерный ответ: Орнаментальная композиция — предметна композиция или узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.  Формальная композиция – беспредметная композиция. Строится из линий и пятен, геометрических форм она выражает логику композиционного построения. Существуют три основных закона, одинаковые для любой композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. Но принципы построения не полностью совпадают. Для орнаментальной композиции - рапорт, ритм, доминанта, акцент, нюанс, симметрия, асимметрия, аналог, статика, динамика. Для формальной композиции -  доминанта, ритм, акцент, нюанс,  асимметрия, аналог, статика, динамика.  6.Законы композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать об изученных законах композиции. Примерный ответ: Композиция (сочинение, составление, расположение - лат.) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения композиционному центру. Объединяющий элемент - центр композиции, которому подчиняются все ее части. Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.  7. Понятие «композиционный центр». Комментарий:   Дать определение. Рассказать о значении композиционного центра. Примерный ответ: Композиционный центр  - основное ядро, объединяющее отдельные элементы произведения в единое художественное целое. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР – одно из ключевых понятий композиции. Именно он ставит главные пластические цветографические сюжетные акценты и поэтому является одним из самых важных инструментов композиционной выразительности. Это «стержень», который «собирает», «примагничивает» элементы классической композиции к себе, вокруг себя или, как в «новой волне», отталкивает их от себя.  8.Перечислите и кратко охарактеризуйте основные приемы построения композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать об изученных законах композиции. Примерный ответ: Композиция (сочинение, составление, расположение - лат.) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Приемы и  средства композиции: доминанта, симметрия, асимметрия, доминанта, статика, динамика, нюанс, ритм, акцент, аналог. Доминанта (лат. dominantis — "господствующий, повелевающий") — композиционный элемент, которому придается наибольшее значение В отдельных случаях такое формальное усиление может стать зрительным центром или одним из центров композиции. Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным. Как художественный приём, асимметрия придаёт динамику, разнообразие произведению искусства вносит элементы непринуждённости, естественной случайности Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя. Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и горизонтальные линии. Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Контраст (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д) представлен контраст по цвету. Для выражения такого контраста используют противоположные цвета. Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. нюанс по цвету ( цвета из одной цветовой гаммы) и по форме (используется круглая и округлая формы). Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.) Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.  9.Доминанта.  Использование доминанты при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности доминанты и возможностях ее использования в композиции. Примерный ответ: Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей. Существуют определенные правила и приемы в композиции. Один из приёмов создания композиции - доминанта. Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.  ДОМИНАНТА (лат. dominantis — "господствующий, повелевающий") — композиционный элемент, которому придается наибольшее значение В отдельных случаях такое формальное усиление может стать зрительным центром или одним из центров композиции. \  10. Акцент. Использование акцента при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности акцента и возможностях его использования в композиции. Примерный ответ: Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)  Акцент (лат. accentus — "ударение, выделение, подчеркивание"). Акцентирование — один из приемов композиции, заключающийся в подчеркивании, усилении одного из ее элементов. В изобразительном искусстве для этой цели используются разнообразные средства: ритм, контраст величин, тона, цвета, фактуры. Зрительно усиленный этими средствами элемент архитектурной, скульптурной, живописной композиции называется акцентом. В более широком смысле, любая ритмическая последовательность элементов, например в орнаменте, является акцентированной.    11. Доминанта и акцент. Их изобразительные возможности при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать об отличиях и сходствах между доминантой и акцентом. Примерный ответ:  Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.  ДОМИНАНТА (лат. dominantis — "господствующий, повелевающий") — композиционный элемент, которому придается наибольшее значение Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)  Оба приема призваны притягивать внимание, подчеркивать композиционную идею. Но доминанта в композиции главенствует над акцентом, акцент подчеркивает и усиливает звучание доминанты.  12.Доминанта и композиционный центр. Их изобразительные возможности при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать об отличиях и сходствах между доминантой и композиционным центром. Примерный ответ:  Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.  ДОМИНАНТА (лат. dominantis — "господствующий, повелевающий") — композиционный элемент, которому придается наибольшее значение.  Композиционный центр  - основное ядро, объединяющее отдельные элементы произведения в единое художественное целое. Доминанта призвана притягивать внимание, подчеркивать композиционную идею. А следовательно, Подчиняется композиционному центру. Не всегда с ним совпадает. В  картине может быть несколько доминант, подчеркивающих композиционный центр.  13. Симметрия. Использование симметрии при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности симметрии и возможностях ее использования в композиции. Примерный ответ: Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. Симметрия (др.-греч.συμμετρία «соразмерность», от μετρέω — «меряю»), в широком смысле — соответствие, неизменность. Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.  Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие. Симметричная компози­ция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, пе­редает чувство уравновешенно­сти.  14. Асимметрия. Использование асимметрии при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности асимметрии и возможностях ее использования в композиции. Примерный ответ: Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным. Как художественный приём, асимметрия придаёт динамику, разнообразие произведению искусства вносит элементы непринуждённости, естественной случайности В асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.  В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, Например, в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции, а другая ее часть менее загружена.  15. Ритм. Использование ритма при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности ритма и возможностях его использования в композиции. Примерный ответ: Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. Ритм — равномерное чередо­вание повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Груп­пу таких объектов можно на­звать ритмическим рядом или композиционным строем в кар­тинной плоскости. У каждого ря­да есть главная фигура, задер­живающая внимание,— акцент. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ря­де называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого,— паузами.  Ритм в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску.  Ритмические построения достигаются чередованием или сопоставлением любых элементов композиции: соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен и пр.  16.Контраст. Использование контраста при создании композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности контраста и возможностях его использования в композиции. Примерный ответ: Контраст (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д) представлен контраст по цвету. Для выражения такого контраста используют противоположные цвета. Оптический контраст — отличимость предмета наблюдения от окружающего его фона. Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»). Особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия ( фона , движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета , в частности, синего и желтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зеленого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту : цвет детали светлеет на темном фоне и темнеет на светлом контраст размера (в таком контрасте используются подобные элементы, которые отличаются размером, массой). контраст формы. В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой. контраст фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое.  17.Статичная и динамичная композиция. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности статики и динамики. Возможности их использования в композиции. Примерный ответ: Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Ощущение движе­ния (динамику) можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен — от гори­зонтальных, вертикальных к ди­агональным и даже спиральным. Как правило, статика и динами­ка неразрывно взаимосвязаны, дополняют или усиливают друг друга, в результате работа в це­лом выигрывает. Динамическая композиция также может иметь центральную ось, но чаще здесь одна из частей более загружена. Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя. Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и горизонтальные линии. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Для статичной композиции выбираются предметы, близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строится на нюансах, сближенных в цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Элементы статической композиции рас­положены ровно, без особого от­клонения от вертикали либо го­ризонтали.  18.Нюанс. Использование нюанса при создании орнаментальной композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности нюанса и возможностях его использования в композиции. Примерный ответ: Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. нюанс по цвету ( цвета из одной цветовой гаммы) и по форме (используется круглая и округлая формы). НЮА́НС (франц. nuance — "оттенок, тень"; от nue — "облако, тучка, множество") — тип отношений, минимальное различие качеств формы: массы,объема, тона, цвета, фактуры.  Противоположная категория — контраст (максимальное различие, противоположность).  Нюансировка — один из приемов формообразования, состоящий в выявлении тонких различий формы, близко понятиям моделировки, пластичности.  В искусстве композиции контраст и нюанс составляют пару "материалов-средств", которые подчеркивают, детализируют, акцентируют отдельные элементы и одновременно способствуют достижению цельности.  Явление нюанса связано также с понятиями метра и ритма,  масштабности, симметрии и асимметрии. Нюансами характеризуется искусство пластики в отличие от искусства скульптуры. Чаще всего термин "нюанс" используют в живописи, поскольку преобразование  природных отношений тонов хроматического ряда в колорит художественного произведения требует нюансировки красок. Нюанс противоположен контрасту. Здесь различие по всем показа­телям менее выражено, наоборот, все отношения смягчаются. Нюанс подразумевает едва улови­мые оттенки: в природе — туман, сумерки; в настроении челове­ка - меланхолия, грусть, раз­думья.  19.Акцент. Использование акцента при создании орнаментальной композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности акцента и возможностях его использования в композиции. Примерный ответ: Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)  Акцент (лат. accentus — "ударение, выделение, подчеркивание"). Акцентирование — один из приемов композиции, заключающийся в подчеркивании, усилении одного из ее элементов. В изобразительном искусстве для этой цели используются разнообразные средства: ритм, контраст величин, тона, цвета, фактуры. Зрительно усиленный этими средствами элемент архитектурной, скульптурной, живописной композиции называется акцентом. В более широком смысле, любая ритмическая последовательность элементов, например в орнаменте, является акцентированной.  20. Аналог. Использование аналога при создании орнаментальной композиции. Комментарий:   Дать определение. Рассказать о художественной выразительности аналога. Возможности его использования в композиции. Примерный ответ: Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Служат для заполнения композиционных пауз и интервалов. Организуют композиционное пространство, связывая воедино главные элементы. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре. 

www.vera-i-artpeople.ru

Примеры создания акцентов в фотографиях Элиотт Эрвитт

Элиотт Эрвитт, один из старейших членов знаменитого агентства «Магнум», безусловно, является одним из величайших фотографов 20-го, а может быть, и 21-го века (маэстро в свои 85 лет все еще полон энергии - выставку самых последних его фотографий, «Великое шотландское приключение», недавно могли посмотреть жители Москвы и Санкт-Петербурга). Имя Эрвитта всегда упоминают в связи с такими понятиями, как «наблюдательность», «ироничность», умение увидеть необычное в обычном» - иначе говоря, этот фотограф считается, прежде всего, мастером содержания, а не формы. В самом деле, мы не найдем у Эрвитта сложных геометрических построений, как у Картье-Брессона, фотографической «полиритмии», как у Бруно Барби, или сложной многоплановости, как у Алекса Вебба. Фотографии Элиотта Эрвитта почти всегда просты, ясны и очень внятны. Большинство из них построено так, чтобы форма не отвлекала от содержания, но, наоборот, подчеркивала его. Как он этого добивается, - можем спросить мы, - чему мы можем научиться у этого мастера? Ответ на этот вопрос весьма прост. Работы Эрвитта для нас — повод поговорить об одной из самых базовых вещей в фотокомпозиции, о том, что такое акцент в фотографии.

Акцент, как мы все прекрасно понимаем — это средство, позволяющее выделить главное в кадре, а точнее, объяснить зрителю, что считает главным автор снимка. Сделать это можно разными способами. Посмотрим, как этого добивается Эрвитт.

Один из базовых способов поставить акцент — расположение главного элемента в центре кадра. Ученые установили, что мы, то есть люди, в родных языках которых принято записывать тексты кириллицей и латиницей, читаем фотографии так же, как и книги — слева направо и сверху вниз. Однако сначала мы все-таки бросаем короткий взгляд в середину. Прием кажется очевидным, более того, многие современные фотографы уверены, что «центральная композиция» - это примитивно, и лучше строить кадр как-нибудь иначе. Однако «просто» не всегда значит «плохо», иногда не нужно ничего усложнять. Наверняка маэстро сам много раз слышал подобные высказывания, но это не помешало ему делать такие кадры:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Следующий, пожалуй, еще более простой и сильный способ подчеркнуть главное — размытие. В самом деле, если объект, находящийся на переднем плане, оставить резким, а задний план размыть, наше сознание однозначно прочитает резкое как главное. Прием, как и предыдущий, используется в случае, когда надо сделать простой и понятный снимок. Например, ставшие всемирно знаменитыми фотографии собачек чихуахуа (одна с ногами женщины в туфлях, другая с ногами в сапогах и лапами огромного дога) сделаны именно так:

а на этом снимке главный объект не только выделен резкостью, но и помещен в естественную раму внутри кадра:

Если же в кадре все объекты резкие, но расположены они на разном расстоянии от зрителя, как «главный» считывается тот, что расположен ближе всех. На следующей фотографии на первостепенное значение для сюжета человека, сидящего слева, указывает не только его расположение ближе к зрителю, но и направленные на него взгляды жениха и невесты, которые, казалось бы, как раз и должны быть главными на этом празднике:

Линия взгляда из этого примера подводит нас к следующему моменту. Если на фотографии присутствуют ярко выраженные геометрические линии, то главный объект лучше помещать не в центр кадра, а в точку схода этих линий — глаз зрителя естественным образом будет следовать этим линиям и придет к выделенному объекту. Этот прием, кстати, мы уже наблюдали на фото номер 5. Вот еще один пример его использования Эрвиттом:

На следующей фотографии главный объект, несмотря на свой малый размер относительно всего кадра, распознается моментально, хотя он и помещен не в центр схождения основных линий, а всего лишь на одну из них, потому что он выделен еще и резким контрастом:

Похожий прием — выделение светом. Наверняка примеры его использования можно найти и у Эрвитта, но самая выразительная фотография такого рода, которая сразу же приходит на ум, принадлежит австралийцу Тренту Парку. И, обратите внимание, несмотря на то, что главный объект выделен светом, Парк все же поместил его точнехонько в центр кадра. Два акцента работают сильнее, чем один!

Если на фотографии есть какая-нибудь повторяющаяся структура или цепочка похожих объектов (ритм), можно для создания акцента расположить главный объект либо в конце такой цепочки, либо посередине. Нарушение монотонного ритма неизбежно привлечет внимание зрителя:

До сих пор речь шла исключительно о черно-белой фотографии. В цветной ко всему перечисленному естественным образом прибавляется акцент цветовой: если какой-то объект резко отличается цветом от всего остального на снимке, то он и воспринимается глазом, как главный:

Наконец, бывают такие ситуации, когда нужно показать смысловое противопоставление между двумя находящимися в кадре объектами. В таком случае желательно, чтобы тем или иным способом поставленный акцент присутствовал на обоих смысловых центрах, при этом второстепенные детали не должны отвлекать внимание зрителя. Очень многие снимки Эрвитта построены подобным образом:

Впрочем, смысловое противопоставление (и сопоставление) — настолько большая тема, что она заслуживает того, чтобы посвятить ей отдельную статью.

Как уже было сказано, двойной акцент выделяет объект сильнее, чем одинарный, а тройной еще сильнее. Если посмотреть внимательно, можно заметить, что на многих приведенных в статье примерах Эрвитт использовал не один, а два или несколько акцентов. Я предлагаю читателю еще раз просмотреть фотографии в этой статье и найти многочисленные акценты самостоятельно.

Экспериментируйте! Мы будем рады увидеть ваши работы в комментариях, а самые интересные появятся в галерее лучших!

Рекомендуемые статьи:

Композиция в фотографии. Учимся у мастеров. Анри Картье Брессон

Ритм в фотографии. Бруно Барби.

prophotos.ru


Смотрите также