Пуантилизм в творчестве детей. Что такое пуантилизм в рисовании


Что такое пуантилизм? | Культура

На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller — «писать точками», пуантилизм — от французского pointel — «письмо точками»).

«Пасмурная погода» Ж. Сера Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Ж. Сера Жорж-Пьер Сера (1859−1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза — то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный — рядом с зеленым, желтый цвет — возле синего.

«Гавань в Сан-Тропе» П. Синьяк Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

В одном из главных произведений Сера — картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» изображены парижане, отдыхающие на берегу Сены в воскресный день.

Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.

«После полудня» Анри Эдмон Кросс А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863−1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но как видно из этих картин, это было совершенно не так. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины.

«Сосна в Сан-Тропе» П. Синьяк Картины художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Фото с сайта www. art-spb.ru.

shkolazhizni.ru

Пуантилизм - что это такое и с чем это... видеть

Научно-справочное:Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.Paul SignacИсторическое:Возникновение пуантилизма связано с увлечением молодого художника Жоржа Сёра теорией цвета, им были изучены труды Шарля Блана, Эжена Шеврёля, Огдена Руда и удачно применены на практике в картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», впервые экспонировавшейся на последней выставке импрессионистов в 1886 году.Также в этом направлении работали Поль Синьяк, Анри Кросс Люсьен Писсарро и с 1885 до 1890 один из основателей импрессионизма Камиль Писсарро.Henri-Edmond Cross

Henri-Edmond Cross

Henri-Edmond Cross

Henri-Edmond Cross

Henri-Edmond Cross

Henri-Edmond Cross

Henri-Edmond Cross

Жорж-Пьер Сёра, "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", 1884—1886

Theo Van Rysselberghe

Theo Van Rysselberghe

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Paul Signac

Конечно, это малая, очень малая часть того, что можно было бы показать и чем можно было бы засматриваться и восхищаться. Но, сами понимаете, невозможно объять необъятное! Если Вам станет интересно - интернет вам поможет! :))В общем... Дорогие ребяты, не всё, что импрессионизм, является странным и непонятным - вас ввели в заблуждение. Иногда и даже часто импрессионизм, в данном случае один из видов постимпрессионизма - это прекрасно. Просто иногда, чтобы лучше понять, нужно отойти чуть дальше от полотна - и всё, - и вы увидите игру цвета и света, и мысль, и идею, и красоту и всё то, без чего искусство не существует!

Источники: ru.wikipedia.org и далее по ссылкам в этой статье, поисковик Яндекса - по именам художников, liveinternet.ru, artchive.com, arts-wallpapers.com, territa.ru, gallerix.ru, artlib.ru, и другие-другие-другие

Этот пост первоначально был опубликован на http://anastgal.dreamwidth.org/641266.html

anastgal.livejournal.com

история стиля и фото :: SYL.ru

В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.

Значение термина

Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи - пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.

пуантилизм в живописи

Название происходит от французского слова pointel - точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название - дивизионизм, что означает "разделение". Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.

Возникновение стиля и теория цвета

Техника пуантилизма в живописи - это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная - с зеленой. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом. Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.

техника пуантилизма в живописи

Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании. Находясь под их влиянием, он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета - красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.

Пуантилизм в живописи Жоржа Сера

Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был "Воскресный день на острове Гранд-Жатт".

пуантилизм в живописи художники

Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.

Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент. Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.

Последователи

Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света. Поль Синьяк также написал трактат, обосновывая новое направление в живописи.

Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, в том числе и за пределами Франции, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.

Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.

стиль пуантилизм в живописи

Пуантилизм в наше время

В современном искусстве вновь стали возвращаться к пуантилизму в живописи. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.

Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.

Пуантилизм в живописи для детей

Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.

пуантилизм в живописи для детей

Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.

www.syl.ru

Пуантилизм в творчестве детей



Для того, чтобы научить ребенка рисовать, наряду с программными методами обучения для каждого конкретного возраста, очень полезно использовать различные нетрадиционные способы рисования. Дети любят такие уроки, где можно немного «по 

хулиганить», но при этом в конце занятия получить красивый, яркий и необычный рисунок. Существует много таких способов рисования, можно придумывать и свои или комбинировать и разнообразить уже существующие.

Сегодня мы поговорим о рисовании ватными палочками. Рассмотрим подробнее пуантилизм — одну из нетрадиционных техник рисования для детей. В начале занятия можно пояснить детям значение этого, скорее всего, нового для них слова. Пуантилизм — это такой способ рисования, который был придуман неоимпрессионистами в конце XIX века.

 Пуантилисты создавали свои рисунки не смешивая краски на палитре, они наносили на холст точки или отдельные мазки разного цвета. Такие картины хорошо воспринимались только с некоторого расстояния, потому что смешение цвета происходило оптически.  

Малыши от одного года до трех лет

Уже в этом возрасте можно учить деток рисовать ватными палочками, познакомить их с таким способом рисования, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью. А вот ватной палочкой удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже труд для малыша, во время рисования ватными палочками тренируется координация движений, точность и аккуратность.

Маленькими пальчиками ему нужно удержать ватную палочку, для начала следует немного потренироваться. Пусть ребенок возьмет в руку палочку, примерится, как он будет ею пользоваться — как будет проводить линии, как ставить точки. Кроме ватных палочек, понадобится гуашь, палитра, 

раскраски . Хорошо бы приготовить уже готовые фоны: цветную бумагу из наборов для аппликации или цветной картон, отлично подойдет цветная бумага для ксерокса, либо заранее окрашенные палитру листы какого-либо цвета. На раскраски нужно выложить немного красок разных цветов, немного разбавив их водой. Приготовьте отдельную палочку для каждого цвета. Можно начинать.

Чтобы малышу было проще, разрешите ему сначала сделать несколько 

пробных рисунков, где он поупражняется в рисовании линий коротких и длинных, точек, расположенных близко и на расстоянии друг от друга, как бы почувствует работу с инструментом и материалом. Деткам столь раннего возраста можно для рисования ватными палочками предлагать заготовки для декорирования в виде силуэтов кухонной утвари — кувшинов, чайников, разделочных досок, тарелочек, чайных чашек и т. д.  

Дети четырех — семи лет и старше

С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников-пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные — пейзажи, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки дополненные точками, например готовые нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.

Кроме того, в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход цветные маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелевые ручки.

Художники и сейчас нередко используют пуантилизм как средство выражения в своем творчестве.

Перепечатка статей, новостей и обзоров допускается только при наличии текста «Источник: Магазин Художник» в конце статьи с гиперссылкой на страницу magazinhudozhnik.ru

magazinhudozhnik.ru


Смотрите также