Равновесие в композиции: виды и принципы. Что такое равновесие в рисовании


Равновесие в композиции: виды и принципы

Термин «композиция» подразумевает под собой соединение неких элементов в единое гармоничное целое. Это понятие с одинаковым успехом применяется как в точных науках, так и в теории искусства вообще. Равновесие в композиции – одно из двух непременных условий ее присутствия. Вторым же является сочетание всех составных элементов объекта в единую форму. Поскольку как искусство, так и архитектура или инженерия стремятся к гармонии, видя в ней свою главную и непреложную цель, выполнение этих двух условий является единственным верным построением композиции.

Общие теоретические понятия

Наука о композиции вычленяет три ее разновидности, которые на практике зачастую бывают тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, давая порой самые неожиданные и многогранные сочетания. Результатом этого становятся шедевры культуры. К таковым относятся: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции.

Равновесие в композиции

При всей сложности, которую демонстрирует любая картина, строение или иное творение, появившееся в результате акта искусства, должно быть уравновешено, что в первую очередь выражается в визуальной устойчивости комплекса составляющих его элементов. При этом речь далеко не всегда идет о строгой симметрии. Равновесие в композиции заключается в балансе всех деталей (а также составленных из них фрагментов) относительно центра. При этом необходимость достижения такой устойчивости, очевидно, продиктована самой природой. Доказательством этому может послужить тот факт, что и животному, и растительному, и даже неживому миру присуще равновесие в композиции. Примеры его присутствуют повсюду: кленовый лист, кристалл снега, раковина моллюска и т. п.

Поиск гармонии в расстановке элементов человек, обладающий художественным мышлением, осуществляет интуитивно. Это стремление прослеживается в истории мировой культуры на протяжении тысячелетий. В частности, выражается оно в тяге к симметрии, что доказывает, например, зрительное равновесие масс в композиции старинных католических соборов, крестово-купольных храмов Древней Руси и, конечно, в ансамбле египетских пирамид.

Симметричность и асимметричность

Как известно, абсолютной соразмерности в природе не существует. Также не встречается в ней и полной асимметрии. Однако факт зеркального принципа строения абсолютного большинства живых существ (а также многих элементов неживой природы) свидетельствует о том, что в мире все стремится к соразмерности. Тяготеют к ней и человеческие творения.

Равновесие масс в композиции достигается посредством правильного расположения ее элементов на плоскости или относительно центральной точки. Симметрия же – это наиболее контрастно выраженное ее качество. Упомянутый выше ее зеркальный тип считается самым распространенным как в нерукотворной природе, так и в искусстве. Сутью его является близкое к равному соотношение частей объекта относительно вертикальной или горизонтальной оси.

Такие виды равновесия композиции, как осевая и винтовая симметрия, образуются путем вращений вокруг оси. В первом случае при повороте различные элементы могут неоднократно совмещаться. Во втором же путем разного рода художественных приемов создается динамика – спиралевидное движение вокруг статичной оси.

Равновесие в композиции примеры

Однако не стоит полагать, что гармонии в своем творении художник может достичь, только строго следуя нормам соразмерности. Одним из путей ее достижения в изобразительном искусстве, архитектуре, прозе и поэзии является и асимметрия, которая также входит в основы композиции. Равновесие в отсутствии формального равенства элементов позволяет достичь правильная расстановка и сочетание всех частей объекта по их цвету, тонам и массе. Такие приемы мы, например, можем наблюдать на картинах «Пейзаж с Полифемом» Пуссена и «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи.

Значение масштаба

Зрительное равновесие масс в композиции при полном отсутствии симметрии применимо также и в архитектуре. Образцом его может служить Собор Святого Андрея, имеющий несоразмерные башни (одна из характерных черт викторианского стиля). Асимметрия является более сложным приемом в искусстве и в отличие от зеркального метода прочитывается постепенно. Являясь способом передачи замысла художника и стремлением к его наиболее яркому выражению, несоразмерность раскрывает динамическое равновесие в композиции. Демонстрируя баланс разных элементов разной степени массивности, она создает иллюзию их движения в общих границах.

Действительная массивность предметов считывается исключительно путем их сопоставления, а в процессе оценивания оперируют термином «масштабность». Для создания композиционно правильной асимметрии большое значение удаляется малейшим деталям как действенному средству художественной выразительности. При этом, используя масштабность, нельзя уходить от пропорций, поскольку они тесно связаны между собой. Потому это наиболее сложный закон равновесия в композиции.

Принцип пропорции заключается в соблюдении постоянства отношений между двумя или несколькими величинами. Увеличивая одну до определенных пределов, во столько же крат следует увеличить и другую.

Равновесие основных элементов композиции на листе

Геометрия в искусстве

Соблюдение вышеописанного правила позволяет достичь соразмерности и полной гармонии элементов в отношении частей и ядра предмета. Принцип пропорции – это классика в ряду универсальных средств, которыми пользуется композиция. На тему «Равновесие в графическом искусстве и архитектуре» существует немало научных работ.

Так, в качестве абсолюта пропорции, много столетий назад было открыто так называемое золотое сечение. Термин этот ввел в широкое употребление великий гений Леонардо да Винчи. Такая пропорция предполагает равновесие в композиции, математически выраженное числом 1,62. Графически же она передается путем построения геометрически идеальной пятиконечной звезды, каждая сторона которой условно может быть разделена на две части. При этом получившиеся части соотносятся друг с другом в пропорции «золотого сечения».

Секрет этой пропорции, по мнению ученых, был известен много тысячелетий назад. Итогом применения этой формулы служит именно равновесие в композиции, примеры которой наша эпоха унаследовала в виде таких грандиозных сооружений, как Парфенон и египетские пирамиды. Строения, выполненные по тем же пропорциям, имеются также в Индии и Китае, в Италии и в Греции.

Фигуры в живописи

В поисках наиболее выразительных схем художники всех столетий трепетно обращались с каждой значимой деталью в сюжете, осуществляя создание композиции. На равновесие из геометрических фигур опирается искусство большинства мастеров как эпохи Возрождения, так и времен раннего классицизма. Так, например, на картине Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» две композиционные детали представляют собой большой малый треугольники, вписанные один в другой. Тогда как персонажи картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» легко выстраиваются в пирамиду, вершиной которой является сама Богородица.

Зрительное равновесие масс в композиции

Передать неподвижный образ художнику помогает такой прием, как статичная композиция, равновесие из геометрических фигур в которой достигается посредством вытягивания всех линий к ядру изображения. Примером такого решения может служить иконопись, где наиболее часто встречается расстановка сюжетных элементов по форме круга, квадрата или прямоугольника, и зачастую прослеживается строгая симметрия.

Статичность необходима для передачи состояния покоя, замкнутости пространства. Такая композиция необходима в сюжетах, не предполагающих динамики. Так, на картине «Портрет Ксении Тишининой» И. Вишнякова даже сама фигура героини образует собой четко выраженный правильный треугольник и является единственным элементом, прописанным в светлых тонах.

Схематичность открытой композиции

С наступлением эпохи Возрождения кардинальным образом переменилась сама концепция мироощущения. Границы человеческого сознания значительно увеличились, что совершенно естественным образом отразилось на живописи, музыке, литературе и архитектуре. Крайне ограниченный мир расширился до бесконечных пределов, а замкнутую композицию сменила открытая.

Двигаясь в сторону постижения гармонии в каждой картине, художник, естественно, ориентируется на сугубо личные ощущения и апеллирует к своему образному мышлению. И хотя, сам акт творчества не поддается анализу, большинство используемых приемов можно прочесть и рассмотреть подробнее. В частности, это касается художественных схем, благодаря которым достигается равновесие в композиции. Примеры рисунков, сюжет которых включает в себя обширные пейзажи с большим перечнем разноплановых деталей, позволяют ясно наблюдать грамотное соотношение различных частей в единой структуре.

Закон равновесия в композиции

Значение деталей при достижении равновесия

Одними из наиболее показательных в этом смысле работ являются полотна Веласкеса. Так, в его замечательном творении «Сдача Бреды» удивительно четко прослеживается равновесие мутных и светлых пятен, ярких и нейтральных оттенков, комбинирование массивных деталей и грамотное прописывание плана.

Главный сюжетный элемент расположен точно посередине полотна. Герои развернуты друг к другу. Голова победителя находится несколько выше головы пораженного противника и выглядит светлым пятном на тускловатом фоне скучающих солдат и зеленоватой дали. Фигура губернатора, вручающего символический ключ от павшего города, прописана на светлом фоне. Он несколько смугл, и лицо его обрамлено белоснежным воротничком. Подобные контрасты прослеживаются на всем полотне.

Одну диагональную линию образует шарф, которым перевязан победитель от плеча и до бедра, а другую – знамя поверженного противника и линии рук главных персонажей. Визуальное ощущение глубины картины достигается благодаря нескольким светлым мазкам – голове лошади слева от губернатора и белой рубахе воина рядом с ней.

«Сдача Бреды» представляет собой полотно, демонстрирующее основные правила композиции. Равновесие на нем достигается посредством проработки нескольких планов, увенчанных перспективой дали.

Принцип хронотопа

Равновесие в композиции может достигаться также путем изображения на картине длящихся событий. Эту методику с большим успехом использовали древнерусские художники. Так, новгородскими живописцами позднего средневековья была создана резная картина в красках, сюжет которой был основан на знаменитом сражении новгородского войска с суздальским. В этом произведении была применена трехъярусная композиция: в ряд (сверху вниз) были выполнены три самостоятельных рисунка, каждый из которых демонстрировал отдельный эпизод. При этом, находясь строго одна над другой, они представляют собой единую картину.

композиция равновесие из геометрических фигур

Схожим и не менее распространенным приемом решения композиционных вопросов считается создание изображения, основой которого являются события, произошедшие в разных местах и в разное время, но связанных между собой одной сюжетной линией. Зачастую такая картина представляет собой большое полотно с центральным эпизодом посредине и множеством небольших фрагментов, расположенных вокруг. Как правило, подобные произведения относятся к жанру иконописи или просто к работам на религиозные сюжеты, ярким примером которых могут послужить полотна Иеронима Босха.

Композиция в декоративном искусстве

Способы и методы, используемые для передачи художественного замысла, разнятся в зависимости от вида искусства, в котором работает автор. При этом, естественно, могут наблюдаться схожие или даже общие закономерности. Однако каждое ремесло особо и специфично, а потому каждое из средств построения композиции вполне может быть применено по-разному.

Живописное полотно должно быть органичным и с максимальной естественностью сочетать в себе все элементы, без навязывания идеи. И если стандартная картина имеет в качестве одной из своих целей передачу иллюзии пространства в его объеме и глубине, то в народном изобразительном искусстве мастер стремится подчеркнуть рельеф и детальность, используя для этого свои особые методы. Приемы декоративного творчества принципиально отличаются от способов построения композиции, которыми пользуется классический художник. Например, поскольку изображаемый пейзаж не может быть показан в своей глубине, мастер размещает дальний план прямо над ближним. Такие методы применялись в том числе и древними русскими иконописцами.

Именно по причине их большей наглядности и очевидности приемы мастеров декоративно-прикладного искусства и иконописи становятся объектом изучения на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В основу плана урока, как правило, входит определение понятий «ритм» и «форма» – предметов, обеспечивающих равновесие в композиции (2 класс).

Приемы построения композиции

Задачи, которые ставит перед живописцем каждая его работа, требуют единственно верных решений. В том числе это касается и приемов, которые применяются при построении композиции. Методы, используемые каждым отдельно взятым художником, должны отличаться оригинальностью и новаторством.

равновесие масс в композиции

Для того чтобы правила композиции были соблюдены, учитывать следует многое:

  • массу описываемых предметов;
  • габариты каждого и (исходя из этого) их местоположение на листе;
  • ритмику линий и цветовых мазков;
  • способ передачи точки зрения автора;
  • методы, при помощи которых описывается пространство.

Огромное значение также имеет то, насколько четко прописываются силуэты персонажей с учетом набора красок всей картины. Композиция – это своего рода специальное профессиональное средство художника, при помощи которого ему удается передать свое видение окружающего его, мира, собственные чувственные идеи, ассоциации, впечатления и т. д. Навыки эти оттачиваются каждым мастером из года в год.

Работа над композицией

Любое художественное изображение прорабатывается его автором заранее и довольно длительное время. По-настоящему правильное построение композиции обязывает художника владеть подобными навыками в совершенстве. Потому умение применять необходимые для этого приемы следует постоянно оттачивать.

Для того чтобы соблюсти равновесие основных элементов композиции на листе, необходимо обладать настоящим профессионализмом. Даже простая точка, поставленная на белой поверхности бумаги, вызывает у художника множество вопросов, ведь впечатление от нее будет меняться в зависимости от того, в каком именно месте она будет находиться. То же самое касается любого другого объекта, располагаемого на полотне.

Основные правила и методики построения композиции являются плодом огромной истории изобразительного искусства. Однако из столетия в столетия они пополняются богатым опытом новых поколений художников. Техника композиции меняется, развивается и всегда соответствует творческой позиции мастеров каждого конкретного поколения.

Передача равновесия

При ярко выраженной симметрии детали картины или иного художественного объекта композиционно уравновешены. Что же касается асимметричного изображения, то его элементы могут располагаться относительно друг друга как в балансе, так и вне его. Для этого существует целый перечень приемов: обширный мазок светлых оттенков может быть уравновешен небольшим темным пятном; противовесом ряду маленьких пятен выступает одно большое и т. д. Таким образом разные части полотна балансируют в зависимости от своих габаритов, массы, тонов и прочих характеристик.

Кроме того, уравновешены должны быть не только фрагменты (персонажи, детали окружающего пространства и т. п.), но и пространство между ними. При этом композиционное равновесие не стоит даже сравнивать с математическим равенством величин. Умение интуитивно прочувствовать его либо дается от природы, либо может быть развито с течением времени в процессе неустанного труда. Что же касается асимметричной картины, то в ней смысловой центр либо находится у края изображения, либо вовсе отсутствует.

Равновесие композиции в любом случае зависит от:

  • правильного расположения массивных деталей изображения;
  • пластики и ритмики художественного письма;
  • пропорций, в которых прописывается каждый фрагмент полотна;
  • грамотно подобранных тонов и цвета картины.

Принципы построения

Равновесие основных элементов композиции на листе достигается путем строго следования основным принципам их соединения. Первым из которых (и не самым очевидным) является целесообразность. Дело в том, что искусство, как пространство, в котором все подчинено строгой логике, дисциплине и тщательной экономии изобразительно-выразительных средств, требует четкого соответствия степени приложенных усилий конкретной поставленной задаче. Любая работа должна быть построена лаконично и максимально продуктивно в плане передачи идеи и замысла художника.

Композиция, по своей сути, это связь разрозненных вещей, которые, благодаря умелому их совмещению начинают работать максимально продуктивно и в своей взаимной зависимости представляют собой нечто новое и общее. Это говорит о принципе единства и целостности, которому должен следовать каждый живописец. Для того чтобы понять, соблюдается ли этот закон на холсте, следует мысленно изъять любую часть композиции из картины. В том случае, если в результате этого сюжет не понесет никакого ущерба, можно с уверенностью заключить, что принцип целостности, очевидно, нарушен. То же можно сказать и о перемене мест частей композиции и о внесении в картину каких-то новых элементов.

Достижение единства и целостности

Для того чтобы все принципы композиции были соблюдены, необходимо использовать следующие приемы:

  1. Уместное наложение объектов, позволяет подчеркнуть планы. Кроме того, такой прием дает ощущение глубины пространства и придает изображению объем.
  2. Соблюдение единства формы и характера предполагает работы в одной манере и стиле. Линии и пластика элементов должны сочетаться друг с другом. Цвета необходимо подбирать в одной тональности и повторять их по мере необходимости. То же касается текстуры.
  3. В композиции должна наличествовать обобщающая форма, при этом изобразительно-выразительное решение картины также должно быть однообразным.

Кроме того, чтобы добиться целостности и композиционного равновесия, необходимо соблюдать строгую последовательность действий на всех этапах создания работы. Для начала следует тщательно обдумать план произведения. Разработав все структурные элементы композиции, нужно определить степени соотношения ее главных частей. Чтобы это стало возможным, сочетают пластические массы изображения, в силуэты которых потом могут войти детали.

fb.ru

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (Часть 1)

30 Марта 2016

Все элементы, составляющие композицию кадра не могут быть "сами по себе". Все они, взаимодействуя друг с другом, должны составлять единое целое, подчиняться единой идее. Целостность восприятия при построении кадра достигается посредством соблюдения определённых правил, таких как: линейное построение изображения, выбор точки съёмки и ракурса, контрастное и смысловое сочетание, а так же, геометрическое построение объектов. Но создание взаимодействия элементов при помощи выше перечисленных правил - это лишь инструмент, с помощью которого фотограф должен достичь главного - равновесия (или иными словами - баланса) композиции.

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Композиционное равновесие в фотографии – это такое состояние формы, при котором все включённые в неё элементы сбалансированы между собой.

Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением предметов и фигур в рамке кадра, распределением тональных пятен, а также смысловым взаимоотношением этих предметов и фигур.

Равновесие (или баланс) - является одним из наиболее важных элементов композиции, и в то же время одним из самых трудных для описания. Ведь по сей день нет стандартного способа его определения, хотя, есть несколько хороших рекомендаций и стратегий, которые помогут вам достичь баланса в ваших фотографиях. Но, помните, что они как и всё в искусстве - это вопрос личного предпочтения.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, в которой одна половина фотографии отражает другую половину. При этом, необходимо помнить, что визуальное равновесие по горизонтали гораздо важнее для восприятия, чем вертикальное. Другими словами, несмотря на то, что все основные объекты будут находиться в нижней или верхней части кадра, изображение будет казаться сбалансированным, при условии, что справа и слева кадр заполнен примерно одинаково.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Фото: "Фламинго" Steve AllenStone

Этот тип баланса фотографу очень легко скомпоновать, а зрителю понять. Так что, он может быть использован для создания очень мощного эффекта. Тем не менее, существуют две основные проблемы, связанные с использованием симметрии в качестве композиционной стратегии:

  • во-первых, создание сильной композиции с симметрией обычно требует идеальной симметрии, поэтому относительно небольшие различия в одной половине изображения могут быть разрушительными для уравновешенности снимка;
  • во-вторых, и, возможно, более важно то, что симметричные композиции обычно очень просты, предсказуемы и могут получиться скучными.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Guerel Sahin

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Фото Matthew Gore Национальный парк Гранд-Титон, США

ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС

Чаще всего фотографы компонуют кадр таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с их "визуальным весом" или "воздействием", а не в буквальном смысле. Что же такое “визуальный вес”?

Визуальный вес – это понятие, которое характеризует объём внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Рассмотрим упрощённое изображение ниже. Есть два основных элемента: крупные черные горы в левом верхнем углу и белый цветок в нижнем правом углу. Этот кадр хорошо сбалансирован, но как такое может быть? Ведь горы значительно больше, чем цветок, они не похожи по форме, нет никакой симметрии.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от особенностей нашего восприятия, нежели от конкретных форм, фактического веса и размера. Наш глаз притягивается к областям и объектам на снимке, которые являются более яркими и красочными. По этой причине относительно небольшие цветы на этом изображении имеют гораздо больший "визуальный вес", чем большие тёмные горы. Если мы проведём вертикальную или горизонтальную линию по центру изображения, то каждая половинка снимка будет иметь одинаковый вес для общей картины.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Возможно, выше написанное будет проще понять, увидев на визуально неуравновешенном кадре. Предположим фотограф сделал несколько шагов вправо и снял кадр с цветами на левой стороне.

Сразу становится видна разница: правая часть изображения кажется пустой и даже излишней. Но если её обрезать - получим прекрасно сбалансированный квадратный кадр.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности и завершённости.

Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время, отсутствие равновесия оживляет кадр. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Визуально неуравновешенный кадр - не значит плохо! Плохо когда неуравновешенность не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Если же она используется для придания художественного эффекта (например, показать дискомфорт героя, вызвать напряжение и волнение у зрителя, создать некий дисбаланс и пр.), то она просто необходима!

Например, фотографии (неуравновешенные) Джимми Чина (Jimmy Chin), на которых альпинист находится в правой часть кадра, а в левой - пустота, вызывают у нас чувство напряжения и волнения за альпиниста.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия) - PhotoDzen.com

Фото: Джимми Чин (Jimmy Chin)

Как видно, равновесное и неравновесное композиционное расположение объектов помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять эту весомость по всей площади кадра.

Читайте ещё о композиции в других наших статьях:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

photodzen.com

Композиция — как она есть. Силовые линии и равновесие — Всё самое интересное!

В разделе: Рукоделие | и в подразделах: рисование. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел "Рукоделие" и подраздел "Рисование" статьёй Композиция — как она есть. Силовые линии и равновесие. Ранее мы более менее разобрались с изучением техники рисования, а также с подробностями техники рисования. Теперь, овладев этими навками хотя бы в общих чертах, можно переходить к композиции. 

Композиция — как она есть, силовые линии и равновесие — это сложный и достаточно интересный, субЪективный вопрос, ведь взаимное гармоничное расположение предметов на рисунке — это дело вкуса каждого отдельного человека. Однако, несмотря на то, что на вкус и цвет товарища нет, существуют некоторые общие принципы композиции, пользуясь которыми, можно сделать любую кучу предметов гармоничной. По крайней мере, достаточно натренировавшись. 

Композиция — это то, как относительно друг друга расположены различные предметы на рисунке или в реальности. 

То, как они расположены в реальности, в данном случае не особо важно. Если вы, конечно, не занимаетесь планировкой сада камней. А вот взаимные отношения изображений объектов на рисунке… Это действительно важно. Кроме всего прочего ещё и потому, что даже если в "натуре" предметы расположены абы как, то, зная правила, на рисунке можно их расставить намного лучше, чем в жизни.

Итак, первое правило — рисунок не должен касаться краёв листа, если это не предусмотрено специфической целью и дизайном. При формате А3 должно оставаться примерно по 2 см отступа от края.

Второе правило. И, собственно, основное. На рисунке должна присутствовать гармония. Другими словами, равновесие. Или же, наоборот, должно быть отсутсвие гармонии, отсутствие равновесия. Всё зависит от того, что вы хотите показать. 

Что это значит?

 Давайте, сравним стоящий на поверхности квадрат:

Композиция - как она есть. Равновесие

и этот же квадрат, только немного искажённый.

Композиция - как она есть. Равновесие

Какое из изображений более равновесное? 

Теперь поставим большой квадрат с краю листа. А маленький — по центру.

Маленький квадрат в центре - есть ли равновесие на рисунке?

И наоборот, большой квадрат в центр листа. А маленький — в угол.

Большой квадрат в центре - есть ли равновесие на рисунке?

Какой из них более гармоничный?

У каждого человека есть личные предпочтения. Одни считают гармоничным и равновесным одно, другие — другое. Почти невозможно объяснить принцип гармонии и неравновесности на расстоянии, отдалённо. Каждый разрабатывает для себя систему гармонии и неравновесности самостоятельно. И потом, если это входит в его задачи, тестирует систему на других людях. Проверяя её.

Выработать свою собственную систему гармонии можно только на практике. И проверке на других людях.

Правило гармонии и неравновесности выполняется как для форм на рисунке, так и для цветов и тонов, которые использованы при рисунке. Цвет — это красный, синий и т.д. Тоны — темнее, светлее, очень темно, очень светло. Один цвет может иметь много тонов. Один цвет может иметь много оттенков — жёлтый может быть более красным, менее красным, более зелёным и т.д. Все эти особенности так же находятся друг по отношению к другу либо в гармонии, либо в неравновесности.

Гармония и неравновесность в чистом виде достигаются той или иной комбинацией изображений объектов и цветовыми сочетаниями.

Третье правило. Силовые линии. Оно немного похоже на второе правило. Некоторые люди добиваются гармонии или неравновесности с его помощью. Но силовые линии — это другое.

Небольшое упражнение. Возьмите картину, которая наиболее вам понравилась.

Например, "Мадонну" Леонардо да Винчи.

Композиция - как она есть. Силовые линии

И теперь следите за рукой Младенца, которой он тянется к лицку Мадонны. Линии этой руки плавно перетекают в волосы Мадонны. Контур волос плавно обходит лицо, спускается к плащу и линия продолжается складками плаща. Складки плаща теряются под рукой Мадонны с ягодами. Однако, силовая линия продолжается складками одежды над локтем, перетекает в руку с ягодами, к нижней руке Младенца.

Композиция - как она есть. Силовые линии

Линия верхней руки младенца переходит так же и в силовую линию его головы, в силовую линию лица Мадонны.

Точно так же, как и руки, объеденены силовой линией и ноги Младенца. Начало линии задают пальцы руки Мадонны. Это направление продолжается правой ногой Младенца и переходит в линии складок плаща. Левая нога Младенца продолжается силовой линией с одной стороны — в складках плаща, а с другой — в его теле, переходит к голове.

Композиция - как она есть. Силовые линии

Посмотрите, как силовые линии объединяют передний план с фигурами и фон в окнах на заднем плане. В левом окне линия ближайшего холма переходит в линию подбородка Младенца. Линия дальней горы в левом окне переходит в силовую линию внешней стороны лица Младенца.

Точно так же "входит" в пейзаж Мадонна. Линия ближайшего холма продолжается складками плаща. Склоны гор так же сходятся на линиях плаща. Заметьте, что линия ближайшего левого холма и линия ближайшего правого холма продолжаются в ожерелье мадонны и сходятся друг с другом на украшении. Кстати, украшение — это зрительный центр картины, точка пересечения большинства силовых линий.

Композиция - как она есть. Силовые линии

Надеюсь, вы заметили эти особенности. Перечисленные линии не являются всеми, которые есть на картине. Я не знаю, расчитывал ли Леонардо да Винчи эти линии при разработке композиции "Мадонны", или нет. Но эти линии присутствуют. И благодаря им композиция оказывается не только гармоничной и равновесной, но и связанной. Композиция не распадается на части. Она является цельной. 

Таким образом,

линии, которые можно чётко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении — это силовые линии.

Они называются силовыми потому, что они несут на себе всю картину, её целостность. Убрать их, расположив предметы по-другому — и картина распадётся на части, станет слабой. Силовые линии — это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Они исчезают и появляются. Однако, если они прослеживаются, то картина целостна.

С другой стороны, силовые линии — это то, что выражает характер объекта. Если меняется их сочетание, то меняется объект. Силовые линии — это то, что останется, когда убрать все неважные, незначащие и несущественные детали предмета. Убрать всё, что безоговорочно не характеризует предмет. Силовые лини — это скелет идеи предмета. Его эйдос, идеальный образ.

Предметы взаимодействуют на рисунке с помощью силовых линий. Они либо общаются, либо оторваны друг от друга. Силовыми линиями показывается отношение предметов друг к другу.

Силовые линии имеют разную плотность, могут образовывать точки схождения — эпицентры. На картине их может быть несколько или же один. Может не быть вообще. В зависимости от этого меняется характер картины.

Научится пользоваться силовыми линиями просто — нужно наблюдать. За уже сделаными картинами, за тем, что вы рисуете. И в какой-то момент, когда накопится фактический материал, вы поймёте, как это применить к вашим конкретным задачам. Тем более что практически всё живое содержит в себе очень много силовых линий. 

Итак, сначала наблюдать на примерах, а потом — рисовать самим.

Как перечисленные правила применяются? Очень просто. Если вам хочется нарисовать движение, то уравновешенным это изображение быть не может. Потому что движение — это не покой. В движении нет равновесия, есть стремление куда-то. Силовые линии сходятся к цели движения. Если вы хотите изобразить статичную картину, то отсутствие гармонии точно не позволит вам этого достичь. Когда нет гармонии, взгляд зрителя рыщет по картине, создавая движение.

В статичной картине должно быть равновесие. Все части увязаны друг с другом. Объеденены силовыми линиями в единое целое. Силовые линии не имеют эпицентров или же имеют один чётко определяемый эпицентр.

 С помощью комбинаций этих правил вы можете добиться огромного количества возможных нюансов и настроений, когда части картины переплетаются друг с другом в запланированном вами порядке, и, даже, возможно, вписываются в интерьер вашей комнаты, силовые линии которой продолжают линии картины. Ну, а теперь, собственно, указание по тренировке композиции:

Тренируйтесь выражать гармонию и неравновесность, силовые линии и расположение рисунка на бумаге до того уровня, когда вы почувствуете, что освоили этот шаг полностью.

Продолжение — в статье "Приступаем к рисованию".

Композиция как она есть. Силовые линии и равновесие

По материалам http://wozmoznosti.narod.ru/drow/yegor/step4.html

interesko.info

«НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОГО РАВНОВЕСИЯ В ЖИВОПИСИ»

Евин Игорь АлексеевичИнститут машиноведения Российской Академии Наук

В статье рассматриваются вопросы композиционного равновесия в живописи и методе его экспериментального исследования. Обсуждаются причины неправильной трактовки проблемы устойчивости композиционного баланса в живописи Р.Арнхеймом.In this paper the problems of compositional balance in painting and method of its experimental investigation are considered. The reason of wrong interpretation by R.Arnheim stability of compositional balance is discussed.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие неустойчивости практически отсутствует в психологических науках, в том числе в психологии искусства и во всем искусствознании в целом, хотя неустойчивость — принципиальное свойство функционирования мозга и самого феномена искусства. Это можно объяснить тем, что психология и искусствознание сформировались, и долгое время развивались, под влиянием классической научной парадигмы, рассматривающей окружающий нас мир как устойчивую, детерминированную, предсказуемую систему.

Это привело к тому, что в тех вопросах теории искусства, где без этого понятия обойтись принципиально невозможно, часто возникают либо путаница, либо ошибки, связанные со стремлением совместить принципы организации искусства и мозга со старой научной парадигмой устойчивого и предсказуемого мира. Весьма поучительно, например, рассмотреть влияние детерминистической картины мира на представление о свойствах композиционного равновесия в живописи на примере работ известного американского теоретика искусства Рудольфа Арнхейма.

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ БАЛАНС?

На протяжении многих столетий искусствоведы и сами художники утверждают, что основным композиционным принципом в Западноевропейской живописи является принцип равновесия, баланса. Принцип композиционного баланса гласит, что художественные элементы картины сгруппированы и организованы на плоскости картины таким образом, что имеет место композиционное равновесие перцептивных сил [1]. Несмотря на такую не совсем четкую формулировку (не существует строгого определения понятия "перцептивной силы"), смысл композиционного равновесия очень прост и понятен (Рисунок 1). Он аналогичен физическому равновесию, когда действующие на тело силы взаимно уравновешены (их векторная сумма равна нулю).

В композиционном равновесии участвуют такие факторы, как формы объектов, их цвет, устойчивость и неустойчивость объектов и т.д. При этом темные цвета, большие предметы и объекты необычной формы выглядят тяжелее, чем светлые цвета, мелкие предметы и объекты регулярной, обычной формы.

Рисунок 1. Композиционное равновесие картины, как и равновесие на весах, является неустойчивым.

В последнее время проблема композиционного баланса возникла также в компьютерной графике при создании "дружественного" интерфейса, когда требуется, чтобы созданная на экране дисплея графические элементы были сбалансированы как по горизонтальной, так и по вертикальной оси (Рисунок 2)

Рисунок 2. Пример сбалансированного и несбалансированного композиционного решения на экране дисплея

Предложены также некоторые количественные критерии композиционного баланса применительно к задачам компьютерной графики. Эмпирическим критерием композиционного равновесия живописного произведения может служить характер распределения точек фиксации внимания при восприятии картины.

КАК ПРОВЕРИТЬ КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ КАРТИНЫ

На Рисунке 3Б показаны точки фиксации внимания семи различных людей при осмотре картины французского художника-импрессиониста Сера ( Seurat ) " Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт ". Число точек в левой половине картины равно числу точек в правой половине, что и означает, что художником найден композиционный баланс.

А)

Б)

Рисунок 3. А) Картина Ж.Сера " Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт " как пример сбалансированного композиционного решения. Б) Точки фиксации внимания при восприятии этой картины для семи испытуемых.

Если в картине встречаются устойчивые и неустойчивые объекты, то неустойчивые кажутся тяжелее устойчивых. В картине П.Пикассо "Девочка на шаре" композиционный баланс достигается между неустойчивым равновесием хрупкой девочки, стоящей на шаре и устойчивым состоянием массивного атлета, сидящего на большом кубе (Рисунок 4).

Рисунок 4. Композиционное равновесие неустойчивых и устойчивых элементов в картине П.Пикассо "Девочка на шаре"

Иногда понятия “равновесие” и “устойчивость” рассматриваются как синонимы, что совершенно неправильно. Тяжелый шарик на дне глубокой ямы находится в устойчивом равновесии, поскольку, если отклонить его из этого состояния, возникнет возвращающая сила, которая вернет его в первоначальное положение. Напротив, шарик на вершине холма находится в неустойчивом равновесии, поскольку небольшое отклонение из этого состояния приведет к скатыванию шарика к подножию холма (Рисунок 5).

А)

Б)

 

Рисунок 5. Устойчивое А) и неустойчивое Б) равновесие тяжелого шарика

П.А.Флоренский в одной из монографий рассматривает проблему устойчивости различных ракурсов в портретной живописи [3]. Фасовый портрет очень часто используется для идеализации изображаемого и поэтому широко применяется, например, в иконописи при изображении святых. Композиционно фас, вследствие симметрии, обладает свойством неустойчивого равновесия. Профильное изображение в композиционном смысле не уравновешено вследствие своей ассиметричности. В профиль обычно изображаются выдающиеся деятели государства, культуры и науки, поскольку любая активная деятельность связана с нарушением симметрии.

Обратим внимание, что в упомянутой выше картине Пикассо голова девочки изображена приблизительно в ракурсе три четверти, то есть где-то между фасом и профилем, что придает ее изображению некоторую неоднозначность [4], а значит и неустойчивость, одновременно показывая чистоту и невинность девочки, и некоторое активное начало свойственное ее возрасту. Голова же атлета дана в профиль, что вносит небольшой неуравновешенный элемент в его в целом устойчивое состояние.

Совершенно очевидно, что в целом композиционное равновесие в картине всегда неустойчиво, поскольку любой изменение (например, дополнение или изъятие любого элемента картины) нарушает этот баланс. Многие искусствоведы, когда говорят, чем отличается гениальная картина от других картин, даже от копии той же эпохи, говорят, что это отличие “чуть-чуть”. Можно предположить, что в точном подчинении гениальной картины принципу композиционного равновесия и заключается одно из проявлений этого самого «чуть-чуть».

Между тем как теоретики искусства, так и сами художники единодушно утверждают, что это композиционное равновесие в живописи устойчиво. Например, известный теоретик искусства Рудольф Арнхейм в книге "Искусство и визуальное восприятие" прямо утверждает, что это равновесие устойчиво.

"Почему изображение на картине нуждается в равновесии? Надо напомнить, что в визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, как, например, загнанный в лузу бильярдный шар" [1]. При этом Р.Арнхейм, физик по образованию, отнюдь не путает понятия "равновесие" и "устойчивость".

Анализируя причины устойчивости композиционного равновесия, Арнхейм утверждает, что в физиологических процессах, протекающих в коре головного мозга, также существует стремление к устойчивому равновесию. Гносеологические корни этого принципа устойчивого равновесия он совершенно справедливо ищет в общей научной парадигме своего времени: "Психология мотивации извлекла большую пользу из способа мышления, который привел к подобным выводам ученых различных областей знания. Принцип энтропии в физике, известный также под названием второго закона термодинамики, гласит, что каждое состояние изолированной системы представляет собой необратимый процесс уменьшения активной энергии. Вселенная стремится к состоянию равновесия, в котором устраняются все существующие несимметричные образования." [1] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этих рассуждениях Р.Арнхейма очень красноречиво представлена суть традиционного детерминистического мировоззрения, базирующегося на гипотезе об устойчивости состояний и процессов в природе и перенесение этого мировоззрения на психологию. Между тем, процессы в живых системах, включая процессы в головном мозге, далеки от термодинамического равновесия и для живой природы свойственны процессы, ведущие к неустойчивому равновесию и к возникновению механизмов стабилизации этих состояний неустойчивого равновесия.

Принцип неустойчивого равновесия является фундаментальным принципом композиции для всего искусства и можно утверждать, что искусство, как мозг и, как вся живая природа, функционирует вблизи неустойчивого состояния [4, 5].

ЛИТЕРАТУРА

Арнхейм З. Искусство и визуальное восприятие. -Благовещенск, 2000. –234с Locher P. The Contribution of Eye-Movement Research to an Understanding of the Nature of Pictorial Balance Perception: A Review of the Literature. //Empirical Studies of Arts. -1996. -v.13. -N2. P. 143-163 . П.А.Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва, Прогресс, 1993 Евин И.А. Искусство и синергетика. –М.: УРСС, 2003, -156с Пригожин И. Конец определенности. –Ижевск. 1999, -234с

spkurdyumov.ru

Равновесие

РАВНОВЕСИЕ

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы, сюжетом, колористическим богатством решения произведения и другими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения картины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в работе К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» яркое цветное пятно удерживается в картинной плоскости. Как художник добился такого равновесия? Какими средствами он достиг этого?

«Цельность и значительность художественного решения возникла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и статики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов.Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и ярко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины определяют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.Так же гармонично решено и движение.Конь движется вдоль холста справа налево, но, поскольку монументальный характер образа требовал определенной композиционной устойчивости, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движение коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это решение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины, утверждая плоскость холста и нарушая ее, вводя сильное движение и нейтрализуя его, до предела насыщая картину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же время гармонии, большой эмоциональности при пластически строгой построенности».

Нам бывает порой сложно разобраться в замысле авторов тех или иных произведений. Может быть, во многих случаях в процессе работы художники добавляли отдельные цветовые пятна, увеличивали их размер, насыщали деталями, которые помогали завершить произведение, добиться его равновесия. Что касается программных произведений, то авторы в основном осуществляют свои композиционные поиски в эскизах и этюдах к картине, ведут работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цветовое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в утемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в усложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количественном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении «метра», в уменьшении пластического контраста и т. д.

Существуют законы композиции, средства, способствующие созданию гармоничных композиций, различные приемы, использование которых поможет в дальнейшем доработать произведения, упорядочить их структуру, понять значимость классического наследия. Но все это никогда не сможет заменить творческое «я».

Творческая мысль, озарение, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом — теоретическое обоснование, «школа». Таков многовековой процесс творческого познания — открытия. Если рассмотреть на исторической вертикали развитие того или иного вида искусства, можно обратить внимание, что за творческим взлетом очень часто следует период застоя или даже падения, в процессе которого активно ведется работа по осмыслению предшествующих достижений, создается теоретическая база, выявляются закономерности, которые подготовят следующий подъем.Но вернемся к законам композиции.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях.

Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения.

Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармонии композиции ничем не уступают, с точки зрения художественной ценности, симметричным.

Выбор построения или структуры произведения зависит от художественного видения автора, от его желания найти более выразительную композицию для создания конкретного художественного образа.

Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Активно используется симметрия в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, реже — в станковой живописи, графике, скульптуре. Этот прием особенно хорош для утверждающих тем, поскольку позволяет без внутренних колебаний предельно сосредоточить внимание зрителя на изображаемом. Поэтому симметрия весьма активно применялась в культовой живописи. Если внимательно рассмотреть композицию иконостаса православного храма, то мы увидим ее вертикальное осевое построение. Живописному построению вторят архитектурные детали, которые, как на стержень, насажены на ось. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить и обязательные отклонения от симметрии (или в завитке волос, или в глубине трактовки рельефа стены), что придает определенную живописность этому приему, создает «ложную» симметрию.

Мы уже упомянули о центричной симметрии, активно привлекающей внимание к центру, а также об угловой. В отличие от центричной в ней создается движение. Движение к центру — центростремительное, движение от центра — центробежное. Такой композиционный прием широко применялся и сейчас применяется в декоративно-прикладном искусстве: при росписи керамических блюд, платков, в решении плафонов, плоскости пола в интерьере и т. д.

Симметрия применяется не только в плоскостных композициях, но также в объемных и объемно-пространственных. Хотя надо отметить, что в начале XX века, века скоростей, неудовлетворенности, алогичности и т. п., симметрия несколько отошла на второй план и отдала пальму первенства асимметричной композиции. Использование асимметрии позволяет более активно относиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу или группы элементов — в зависимости от задач, стоящих перед автором. В этих случаях значительно сложнее уравновесить композицию, но для этого существуют такие изобразительные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс и масштаб.

Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и непременном условии — равновесии — привел нас к логическому выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д.

Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона — единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, контраст, нюанс и тождество, ритм.

 

Практические задания

Вырежем из бумаги либо кар­тона силуэты геометрических фигур разных форм и разме­ров, например, круг, квадрат, многоугольник. Составим не­сколько вариантов расположе­ния силуэтов на небольших лист­ках. Главная задача -опреде­лить пропорциональные соотно­шения между пространством ли­ста и размером фигуры, выяс­нить впечатление, производимое каждым из вариантов.

Если внимательно посмотреть на схему, можно за­метить, что слишком малая фи­гура в большом пространстве вы­зывает чувство неудобства, неу­ютности, одиночества, а чрез­мерно великая - стесненности. Ощущение тяжести, приземленности - при расположении си­луэта ниже горизонтальной оси листа, а выше ее — чувство легкости, приподнятости. Точное расположение в центре, на перек­рестке осей, создает впечатле­ние уравновешенности, спокой­ствия, и, наконец, фигура, поме­щенная в верхний угол, вызыва­ет желание переместить ее на другое место либо вообще выне­сти за пределы листа, а опущен­ная в нижний угол таит возмож­ности свободного передвижения по всему полю.

А можно ли на основе этих схем выполнить тематическую композицию? Попробуем. Возь­мем несколько листов тонирован­ной тонкой гладкой бумаги, нож­ницы, клей. Вырежем силуэты животных, птиц, насекомых. На листах, передвигая фигурки в разных направлениях, найдем им место. Совсем необязательно следовать схемам, возможны свои решения, но здесь важно понять те бесконечные композици­онные резервы, таящиеся в про­стейшем сочетании чистого поля листа и всего-навсего единого «действующего лица». В случае несоответствия пропорций увели­чиваем или уменьшаем силуэт фигуры или пространства листа, добиваясь при этом ощущения устойчивости, уравновешенной композиции.

Добавим еще одну или не­сколько фигур, а также изменим соотношения силуэта и поля бу­маги не только по размерам, но и по тону, например темный лист на светлом или светлый силуэт на темном.

С добавлением к фигурам ли­ний, пятен и с применением раз­личных технических приемов, таких, как аппликация, трафа­рет, тушь, акварель, гуашь, с помощью печатания, а также ки­сти и перьев получим иную гамму состояний, раскрывающих во­ображаемую композицию.

А еще лучший способ овладе­ния азбукой композиции — пе­реход от форм, взятых с нату­ры, к переработке их в простые геометрические силуэты, то есть в условный графический язык.

Как же это делать? Вниматель­но посмотрите на натуру: отбе­рите три-пять предметов, пред­ставьте их в простых геометри­ческих фигурах, вырежьте из картона или бумаги и распо­ложите в формате.

С этой минуты вы превращае­тесь в волшебников, начинаете создавать мир в пространстве ли­ста. Передвигая силуэты, меняя их положение относительно друг к другу -  получаете варианты композиций. Зафиксируйте наи­более интересные в блокноте или тетради. Фигуры по желанию можно расположить в листе на разных дистанциях друг от дру­га вплоть до соприкосновения и даже наложения одного силуэта на другой. И наконец, исполни­те композиции. Наклейте или же закрасьте фигурки акварелью, тушью, гуашью.

Другие эскизы можно соста­вить из элементов природы, ра­стений, трав, цветов, листьев. Фон желательно брать однотон­ным, темным или светлым. Те­мы самые разные: «Лето», «Лесная сказка», «Первый снег», «Вид из окна». Причем главное здесь не сама тема, а ее компо­зиционное воплощение, соот­ветствие поставленной задаче

shedevrs.ru

УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то естьнайти равновесие в композиции (ил. 66, 67)

УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.

Равновесие в композиции

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.

УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.

Тюльпаны в вазе (верхнем углу – композиционные схемы)

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

69. Уравновешенная композиция. 70. Неуравновешенная композиция. 71. Схема равновесия в композиции

69. Уравновешенная композиция. 70. Неуравновешенная композиция.

71. Схема равновесия в композиции

Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.

Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету

Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

Равновесие в кадре может быть достигнуто не только при сопоставлении двух предметов, находящихся в разных частях картины, но и введением в общую композицию элементов освещения — активного светотеневого рисунка, светового пятна, блика и пр. Наравне с фигурами и предметами элементы освещения участвуют в заполнении картинной плоскости.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Снять уравновешенную фотографию

2.Снять неуравновешенную фотографию.

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

Ссылки на домашнее задание кладите сюда

ФотоШколаФотоШколаДомашнее задание № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция" target="_blank">Домашнее задание № 14 уравновешенная и неуравновешенная комп…

урок был взять вот от сюда http:/ /grablimk.blogspot.ru/2014/01/blog-post_3168.html

если есть какие нибудь вопросы задаем их критикам)вот тут ...ФотоШколаФотоШколаКритики школы! что бы вы их знали в лицо)" target="_blank">Критики школы! что бы вы их знали в лицо)

www.baby.ru

Лекция №9. Композиция

Лекция №9. Композиция.

Композицияв переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

  • Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

  • Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Построения композиции

  1. Выбор характерных элементов композиции:

- объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;

- выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;

- включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.

  1. Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:

- материале,

- деталях;

- цвете;

- форме.

3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции — симметрия. Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).

5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).

7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены).

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.

11. Эксперимент — залог успеха в творчестве. Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.

Принципы композиции

Принцип доминанты

Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности.

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости - доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

Принцип динамизма

Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).

В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты:

1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру - расстоянию.

2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам.

Движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение, их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни.

Принцип равновесия

Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон.

Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Равновесие бывает 2 видов:

Статическоеравновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.

Динамическоеравновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии

Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

При решении вопросов равновесия в композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне этих основных линий.

Рассмотрим примеры компоновки в формате плоскости. Предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит легче того, что помещен внизу.

Предмет справа от центра кажется тяжелее. Это связано с тем, что левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Сначала мы видим левую часть композиции, потом глаз передвигается вправо, т.е. на левой части композиции он задерживается меньше, нежели на правой.

Предмет, изображенный в перспективном измерении, кажется тяжелее, нежели тот же предмет во фронтальном изображении.

При установлении равновесия в композиции большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная.

Принцип единства

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.

Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Принцип группировки

Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов.

Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Восприятие

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная - передает стремление вверх; наклонная - вызывает неустойчивое положение; ломаная - ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия - это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.

Существуют понятия "вялая линия", "напряженная линия", "динамичная линия". Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий широко используется дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности.

Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, "движение есть жизнь".

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения, необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью. Ритм - форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности - подчинено ритму.

Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления - контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах, чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст - одно из самых сильных выразительных художественных средств.

Типы композиции

Замкнутая композиция

Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру.

Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле — на каком-либо фоне композиционное пятно имеет четкие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.

Открытая композиция

Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции — наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части.

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.

Симметричная композиция

Основная черта симметричной композиции — равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы — стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение

делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.

Асимметричная композиция

Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.

Статичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.

Динамичная композиция

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции

прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные — асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается, более того, определяя композиции по другим исходным критериям, приходится создавать еще один ряд, который для удобства будем называть уже не типами, а формами композиции, где определяющую роль играет внешний вид работы.

Формы композиции

Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:

- точка;

- линия;

- плоскость;

- объемная поверхность;

- пространство.

Используя эти понятия, легко классифицировать формы композиции. Надо только иметь в виду, что изобразительное искусство не оперирует математическими объектами, поэтому точка как геометрическое место пространства, не имеющее размеров, не может быть формой композиции. У художников точкой могут быть и круг, и клякса, и любое сосредоточенное вокруг центра компактное пятно. Те же замечания касаются и линии, и плоскости, и трехмерного пространства. Таким образом, формы композиции, названные так или иначе, не являются определениями, а лишь приблизительно обозначаются как нечто геометрическое.

Точечная (центрическая) композиция

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Точечной (центрической) композиции присущи наибольшая целостность и уравновешенность, она легко строится, весьма удобна для освоения первых профессиональных приемов сочинения.

Линейно-ленточная композиция

В теории орнамента расположение повторяющихся элементов вдоль прямой или изогнутой незамкнутой линии называется трансляционной симметрией. В общем случае ленточная композиция совсем необязательно должна состоять из повторяющихся элементов, но ее общее расположение обычно вытянуто в каком-либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и часто динамичной. Формат изобразительного поля допускает относительную свободу, здесь изображение и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное — вытянутость формата.

В ленточной композиции нередко маскируется второй из трех главных признаков композиции — подчиненность второстепенного главному, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. Если это орнамент, то в повторяемых элементах, распадающихся на отдельные мини-изображения, повторяется и главный элемент. Если же композиция одномоментная, то главный элемент не маскируется.

Плоскостная (фронтальная) композиция

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность изображения. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений — ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Не следует считать плоскостную (фронтальную) композицию только такой, в которой видимая объемность предметов исчезает и заменяетсяплоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространственных и объемных иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции.

studfiles.net


Смотрите также