Силуэт (графика). Что такое силуэт в рисовании


Силуэт (графика) - это... Что такое Силуэт (графика)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Силуэт. Художник К. Сомов, фотография в «Книгу маркизы» Vignette5.JPG Vignette4.JPG

Силуэт — разновидность графической техники (гравюра, фотография) в искусстве портрета, имевший распространение в XVIII веке.

Техника использовалась для чётко профильного изображения человека.

Китайские корни

Искусство силуэта возникло в Китае, где издавна имели распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь силуэтом. В Европе их называли — китайские тени.

Силуэт во Франции XVIII века

Особое распространение эта техника имела во Франции в эпоху рококо, с её страстью к декоративности и капризным узорам. В сравнении с портретами масляными красками или в других техниках, силуэт считался достаточно дешевым и быстро переместился в бедную часть тогдашней артистической богемы, которые не могли заказать дорогие портреты. Такие портреты имели значение небольшой, интимной вещи, напоминавшей о близких родственниках, приятелях, любимых.

Пренебрежительное отношение аристократии к подобным портретам не утихало. Они получили название от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709—1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и непрестижное.

Силуэт и декоративно-прикладное искусство

Не нуждаясь в особых условиях, красках и устройствах, силуэт не умер, он переместился в произведения декоративно-прикладного искусства и в альбомы. Появились табакерки с силуэтами, вышивки, инкрустации, силуэты на фарфоре.

Возрождение в конце XIX века

Подзабытая техника была восстановлена ​​в конце XIX века, когда к ней обратились профессиональные мастера. Вновь обрели популярности силуэты-портреты, силуэты-книжные фотографии. В глазах нового поколения силуэт хорошо воспроизводил стилистику жеманного рококо XVIII века или культуру дворянских усадеб.

Использовалась техника силуэта и при создании книжных знаков — экслибрисов.

Классическим образцом использования силуэта стали фотографии художника В. Свиталского для стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 год).

Техники выполнения

  • Простейшая: нарисовать силуэт на чёрной бумаге и вырезать, наклеить на белую бумагу сделанное изображение. Позволяет долго исправлять неудачные места. Этой техникой пользовалась художница Елизавета Кругликова.
  • Рисовать тушью.
  • Профессиональный вариант: гравюра на меди, цинке, латуни или литография. Требует особые краски и приспособления (литографское оборудование, станок и т. д.).

Коллекционеры силуэтов

Появление силуэтных портретов в дворянском, богемном, мещанском быте способствовала появлению их коллекций.

  • Коллекцию силуэтов, сделанных Сидо, имела императрица Екатерина II (члены её семьи и силуэты самой Екатерины).
  • Большую коллекцию силуэтов-портретов имел герцог Мекленбург-Стрелицкий. Она насчитывала 183 листа и была перепечатана техникой фотопитии в 1899 году. На сто лет раньше был напечатан альбом силуэтов работы Антинга «Cоllection de cent silhouettes» (1791 год).

Список художников, создававших силуэты

Художник Дмитрий Митрохин, силуэт

Источники

  • Ж. «Москва», № 7, 1922 (статья — Э. Голлербах «Искусство силуэта»)

dic.academic.ru

Силуэт - это что? :: SYL.ru

Силуэт человека, идущего или стоящего, видят все каждый день. Этот зеленый человечек на светофоре показывает, когда можно перейти дорогу. Откуда пришло к нам это слово?

Происхождение слова

Силуэт – это в переводе с французского «очертание, контур» (silhouette). У этого слова интересная история. Понятие контура существовало с давних пор, но именно «силуэтом» закрашенный контур стали называть во Франции при Людовике XV.

Занимавший тогда пост министра финансов граф Этьен де Силуэтт стал известен экономией и крайней бережливостью. Мода на костюмы отреагировала сразу: исчезли карманы, украшения табакерок, стиль в целом стал значительно проще. Его назвали силуэтом. Тогда же один из Сейшельских островов тоже получает название Силуэт.

силуэт это

В это время во Францию приходит искусство китайской тени. Причуды моды возводят его на вершину популярности. Исполнялся портрет в течение нескольких минут, поскольку черты лица прорисовывать было не нужно. Рисовался контур, обычно в профиль, затем заливался тушью. Иногда тонкими линиями прорисовывались две-три черты белой краской.

Созданное Этьеном де Силуэттом акционерное общество очень быстро охватила паника по поводу задержки выплаты дивидендов. Общее недовольство распространилось во всех слоях общества, и министр ушел со своего поста.

Видимо, так совпало, что появившаяся на министра карикатура была выполнена в жанре новой китайской техники. Минимум средств для ее создания и определили ее название. Ее окрестили «силуэтом», так же, как и новый стиль одежды.

Одежда

Может, это вызовет улыбку, но одежда тоже имеет свой силуэт – это ее контуры, которые модельер набрасывает на листе бумаги. Условно принято разделять четыре вида современных силуэтов: прямой (прямоугольный), овальный, прилегающий (приталенный) и трапециевидный (или А-силуэт).

В крое одежды существует понятие «силуэтные линии». Это те части выкройки, которые формируют контур. Умело используя моделирование и конструирование, можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и тщательно скрыть недостатки.

Силуэт в одежде приходится учитывать при изображении человека. Рисунки модельеров носят название «фэшн эскиз», там другие пропорции тела.

силуэт человека

Рисунки Кристиана Диора из журнала «Фигаро» - яркое тому подтверждение. Если в академическом рисунке голова относится к телу как 1:8, то в эскизах модельеров – 1:12. Это обеспечивает выгодное представление модели.

Силуэт человека

Тем временем искусство силуэта распространилось за пределы Франции и в конце XVIII века в Петербурге стало модным заказать портрет у знаменитого мастера из Парижа Сидо (Sideau). Он создавал силуэты членов царствующего дома и многих придворных.

Сидо работал пером и китайскою тушью, гравировал на меди, вырезал из черной бумаги. Конкурентом его стал Фр. Антинг. Но вскоре забава надоела знати, и вырезание портретов стало ремеслом бродячих артистов. Их постоянно встречали на ямарках и произведения доморощенных «художников» не отличались качеством и хорошим вкусом.

Казалось, вместе с уходом французской школы искусство это умерло. Но появляется Поль Коневка (Paul Konewka), немецкий маэстро этого стиля. В его исполнении силуэт – это уже не профильный портрет. Целые композиции, объединенные одной темой, сложные и милые, вызывают восторг у зрителей.

силуэт в одежде

Российская художница Елизавета Меркурьевна Бем тоже славилась своими силуэтными работами. Ее иллюстрации к детским журналам высоко оценил И.Репин.

Картины со спрятанными силуэтами

Есть картины, где скрыт силуэт фигуры человека – ветка дерева на переднем плане переходит в кусты и горы вдали. Получается девушка. Впервые картины с "замаскированными силуэтами" изображали цветы, обычно лилии, а в переплетениях линий узнавались профили царственных особ.

силуэт фигуры

Сейчас есть такое направление в живописи, сюрреализм, в котором в обычном, казалось бы, пейзаже скрывается какой-то подтекст. Мастер такого воплощения – мексиканский художник Октавио Окампо. Его картина «Поцелуй моря» изображает морской пейзаж, который скрывает 6 портретов.

Силуэт – это контурное изображение, а все, что за его пределами, может быть чем угодно. Это принцип О.Окампо. Чайка, которая парит над водой, как бы соединяет влюбленных.

Театр теней

Пожалуй, самое яркое воплощение контура применяется в театре теней. Актеры играют за сценой, перед ними натянут экран. В глубине стоит сильный прожектор, отбрасывая тени. Преимущество в том, что тени могут изобразить то, чего не добьешься никаким гримом.

Домашний мини-театр из самодельных фигурок можно устроить с помощью настольной лампы. Любая ткань выполнит роль экрана, главное – натянуть ее покрепче на подрамник. К черным фигуркам крепится проволока, чтобы двигать их. Это нельзя делать руками, так как они будут создавать лишние тени.

Попробуйте сделать с ребятами такой театр и получите незабываемые минуты волшебства, когда луч света вызывает к жизни персонажи сказок. А может быть, это станет вашим хобби.

www.syl.ru

Что такое силуэтный рисунок? - Полезная информация для всех

Силуэт - вид графической техники. Это плоскостное однотонное изображение фигур и предметов, собственно очертание предмета, его абрис. Причем либо темное на светлом, либо (реже) светлое на темном фоне. Силуэты бывают рисованные (тушью или белилами) , либо вырезанные из бумаги, картона, ткани, фанеры и накленные на фон. Они образуют сплошное, ограниченное контуром, темное или светлое пятно на контрастном фоне.

Силуэт, по словам искусствоведа А. А. Сидорова, - "торжествующая двухмерность". Предмет, изображенный в силуэтной композиции, приобретает высокую степень обобщения. Отметается все мелкое, дробное, второстепенное, и наоборот, подчеркиваются его отличительные черты, выявляется монументальность всего, чего коснулось это, с первого взгляда, такое простое и незамысловатое художество. Словом, простота силуэта - вещь крайне иллюзорная, кажущаяся. Это простота обычной прямой линии, которую, однако, весьма непросто провести.

Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон. Рисованный силуэт, то есть раскрашенный тушью, никогда не сравнится с резанным. Резанный силуэт, это как вдохновение. Как графический экспромт. В нем сосредоточена энергия мгновенного и безошибочного постижения формы.

Сидоров писал об особенных чертах резанного силуэта: "Специфика техники вырезания ножницами из бумаги лица, фигуры, сцен заключается без сомнения, в том, чтобы сохранить перетекание одной композиционной части рисунка в другую, чтобы достигнуть единства пятна. В этом заключается трудность, но вместе с тем и очарование "настоящего", вырезанного из бумаги силуэта. Силуэт, выполненный пером или кистью, всегда будет иметь нечто свободное, нечто декоративно не связанное с той черной плоскостью, которую мы должны ценить как специфику силуэта. Порою это будет свободная игра точек, порою слишком тонкая линия, которая будет казаться явно прочерченной на бумаге острием пера и которая разорвалась бы немедленно, будучи вырезанной; порою это будет оторванность композиции рисунка от рамы или разъединенность отдельных частей композиции, составленной как бы из нескольких пятен". 2

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия. Иногда художники-силуэтисты вводят дополнительные цвета в свои композиции. Порою раскрашиваются либо отдельные детали, либо - чаще всего в пейзажных композициях - фон. Но в этом случае художник выходит за рамки законов силуэтного искусства. "Торжествующая двухмерность" при таком подходе как бы уступает место живописному решению.

Правда, возможен и иной взгляд на нетрадиционные приемы силуэтного искусства. Сочетание акварели с жестким контуром силуэта в ряде случаев позволяет достичь очень яркого декоративного эффекта. Так силуэт, в чем-то отступая на второй план, позволяет создавать новую художественную реальность, дает возможность обогатить средства художественного выражения. Это еще раз свидетельствует об огромном, если не сказать неисчерпаемом потенциале этого с виду простого и сурового искусства.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Излюбленнейший жанр силуэта во все времена - портрет.

В XVIII в. изобрели нехитрые приспособления для рисования портретных силуэтов. К обычному креслу сбоку на специальных кронштейнах крепили створку ширмы с натянутым на ней чистым листом бумаги. Портретируемый усаживался в кресло, с противоположной стороны рядом с ним в некотором отдалении ставилась на высоком столике свеча. Стоявшему по другую сторону ширмы художнику оставалось лишь повторить карандашом отчетливый темный профиль. На всю процедуру уходили одна-две минуты. Затем оставалось залить контур тушью и силуэтный портрет в натуральную величину был готов. Затем его уменьшали и при необходимости не составляло труда и

info-4all.ru

Несколько слов о силуэте.. - Интересное рядом - ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ - Каталог статей

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.С. обыкновенно рисуются черной краской на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних Существовали в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст.сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, унии и волосы. 

Самое название родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709-1767),бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он, своими мерами относительно последней, возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое,между прочим и нового рода портреты (portraits u la Silhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители С. и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В Петербурге, в девяностых годах ХVIII столетия,славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. С. его работы, то рисованные пером и китайской тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах.

Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г.Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках("Двор Императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные", СПб.1899). Соперником Сидо явился некий полковник Фр. Антинг, а подражателями - очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Но через несколько лет интерес к нему исчез как у нас, так и повсюду:вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле. 

Заброшенное таким образом рисование С. было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А.Коневкой , изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода,появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни. А. С-в Сильвестр - священник московского Благовещенского собора,политический и литературный деятель XVI в.

Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг. : он или был вызван из Новгорода митр. Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием С. еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся перед Иоанном в момент московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с пламенной обличительной речью. В этой речи С., по словам Курбского,указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки-бы явления от Бога", при чем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". .......Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

 

 
Форма и силуэт – две основные характеристики моды тесно связанные между собой. Изменяясь во времени, они обеспечивают движение (изменение) моды.  Пытаясь проникнуть в особенности новой формы, мы определяем, прежде всего, её силуэт.

Силуэтом в костюме принято называть плоскостное изображение объёмной формы. Используя такое понятие силуэта, специалисты имеют в виду не абсолютно точную тень этой формы на плоскости, а её условное схематизированное изображение.

Силуэты в одежде классифицируются:

по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, приталенный, прилегающий, прямой, свободный, расширенный),по виду геометрической формы, которой он может характеризоваться или к которой приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усечёнными вершинами – Х- образный).Очень часто при характеристике силуэта используют различные символьные, знаковые обозначения силуэта, акцентирующие главное в форме изделий. Так появляются  силуэты А, Д, Х, Т, S, V – образные.

Основные силуэты определяются по принципу отношения к фигуре (повторение её форм, приближение и контраст):

приталенный (с разным объёмом верхней и нижней частей изделия),прилегающий (с разной степенью приталивания),полуприлегающий,прямой  (с большей или меньшей свободой прилегания),расширенный ( трапеция, А – силуэт).Приталенный силуэт. Изделия этого силуэта характеризуются плотным прилеганием по талии. При этом объём верхней части изделия может быть различным – от плотно облегающего, повторяющего формы тела, до очень свободного.

В отличие от полуприлегающего силуэта, где положение линии талии относительно не определённо, в этом случае талия всегда обозначена достаточно точно. Положение линии талии имеет незначительные колебания (1,5 -3,0см вверх или вниз).

Прилегающий силуэт характеризуется максимальным прилеганием изделия  в области груди, талии и бёдер. Линия талии в этом случае может подчёркиваться вытачками или поясом. Прилегание становой части  изделия достигается рельефными швами, либо нагрудными и талиевыми вытачками.

Полуприлегающий силуэт занимает промежуточное положение между малообъёмным прямым и приталенным силуэтами. Он характеризуется  более мягким прилеганием по линии груди, чем в приталенном варианте, неплотным прилеганием в области талии и бёдер, спокойным расширением книзу, иногда едва заметным. Линия талии на изделии не всегда соответствует её положению на фигуре – она может быть расположена выше или ниже её естественного положения. В целом полуприлегающий силуэт повторяет очертания фигуры, но полностью не выявляет её.

Прямой силуэт характеризуется прямоугольной геометрической формой  и предлагается в нескольких вариантах:

узкий прямоугольник (что характерно для изделий  со спрямлённой линией плеча),расширенный прямоугольник,квадрат с усечёнными верхними углами (изделия этого силуэта объёмные в области плечевого и грудного пояса, имеют округлую, удлинённую линию плеча). Расширенный силуэт напоминает форму трапеции. В разные периоды времени такой вид силуэта может быть представлен различной степенью объёмности  - от умеренной – до достаточно объёмных форм. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине либо фиксированными поясом по талии. Современное решение трапециевидного силуэта – умеренная линия плеч и небольшое расширение к низу.

Следует отметить, что отдельные характеристики одежды – форма плеч, их высота, длина плечевых швов, покрой рукавов, высота линии талии и бёдер, длина изделия определяются силуэтом, его пропорциями и отражают важнейшие особенности формы изделия.

Форма изделия становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном её решении: четкости силуэта, точности  пропорций частей костюма, соответствии цветового решения изделия его назначению.

источник

 

www.crown6.org


Смотрите также