Сюрреализм в живописи. Что такое сюрреализм в рисовании


Сюрреализм - это... Что такое Сюрреализм?

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Общая характеристика

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Gedicht aus den Calligrammes

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.

Наследники сюрреализма

Сальвадор Дали, Арно Брекер и Эрнст Фукс составляли «Золотой треугольник», и все втроём являлись членами Ордена Александра Великого.

Как-то Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт.

Современный сюрреализм

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 июня 2011.

В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Таким образом, сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.

См. также

Литература

  • Антология французского сюрреализма. 20-е годы. (сост., комм. и пер. С.Исаева и Е.Гальцовой) М.: ГИТИС, 1994
  • Шеньо-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2002
  • Энциклопедический словарь сюрреализма. Сост. Т.В. Балашова, Е.Д. Гальцова. М.: ИМЛИ РАН, 2007
  • Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012
  • “Surrealismus” ,Brodskaia.N.V ,New York, Parkstone Press International, 2009 (255 стр.,195 илл.,11 авт. Листов текста) (нем., англ., фр. Яз)

Ссылки

Работы Андре Бретона

Обзорные сайты

Сюрреализм и политика

Поэты-сюрреалисты

dic.academic.ru

Что такое сюрреализм в живописи? Известные представители направления :: SYL.ru

Что такое сюрреализм? Ответить на этот вопрос односложно представляется невозможным. Данное понятие слишком многогранно. Каждый деятель искусства, причисляющий себя к данному направлению, трактует определение этого стиля по-своему.сюрреализм сальвадора дали

Поэзия

Сюрреализм как стиль возник в конце первого десятилетия 20-го века. Впервые употребил этот термин французский поэт Гийом Аполлинер. Так он назвал действо, которое происходило на премьере балета "Парад". Художественным оформлением данного спектакля занимался Пабло Пикассо.

В этой театральной постановке все компоненты: музыка, живопись, танец раскрывали идею о преломлении в сознании художника окружающей действительности. Такое видение мира и получило название сюрреализма. Это слово происходит из латыни и может буквально переводиться как "потусторонняя реальность" или "то, что находится вне повседневной обыденности".

Таким образом, направление сюрреализм возникло впервые не в живописи, а в литературе. Данный факт является весьма занимательным, ведь большинство людей склонны ассоциировать в своем сознании сюрреализм именно с творчеством художников.

Сын полка

Этот стиль основан на широком применении различных отсылок к другим произведениям искусства, использовании сложные системы образов, частом обращении к таким измененным формам человеческого сознания, как сновидения, гипноз, транс и так далее. Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства. Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война.

Французский писатель Андре Бретон, которого называют "отцом сюрреализма", участвовал в данном глобальном вооруженном конфликте.что такое сюрреализм Этот литератор был единственным ребенком в семье парижских интеллигентов. Родители всеми силами старались дать своему отпуску достойное образование.

Андре закончил медицинскую академию. После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши. Параллельно своей основной деятельности, Бретон стал заниматься литературным творчеством, собрав вокруг себя кружок из единомышленников, одним из первых членов которого был немецкий художник Макс Эрнст. На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления, и толчок к переосмыслению окружающей действительности.

Предшественники сюрреализма в живописи

Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.сюрреализм представители

Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью. Эти артисты рассуждали примерно так: "Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им. Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей".

Само слово "дадаизм" является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском. Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: "Да, да". В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество - священная корова. Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.

Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая "Джоконда с трубкой".

Художественные приемы сюрреализма в живописи

Дадаизм был ведущим направлением изобразительного творчества в 10-е годы XX века. Его предшественник фумизм возник еще в 1870-е. Таким образом, можно говорить о преемственности этих стилей. Соответственно, на вопрос: что такое сюрреализм, можно дать следующий ответ: это направление в искусстве, явившееся новым этапом осмысления мира, пришедшим вслед дадаизму и фумизму.

Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов. Так, например, наследие фумизма можно проследить в таких полотнах, как многочисленные картины Сальвадора Дали, где действующими лицами являются различные исторические персонажи, предстающие в нетипичной для них реальности. картины в стиле сюрреализм А из дадаизма в сюрреализм перешел такой популярный вид художественной техники, как коллаж. Этот жанр изобразительного искусства основывается на использовании в работах уже готовых элементов - вырезок из газет, опавших листьев, обоев и так далее.

Новаторство

На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых "готовыми". Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.

Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков. Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок. А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.

Преемники сюрреализма

Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.

Примером подобных работ можно называть скульптуру "Мозг Элиса Купера", созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола. Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.

Страна снов

На вопрос: "Что такое футуризм?" во многих энциклопедических справочниках дается определение, подобное этому: "Направление представляет собой стиль, основанный на таких явлениях человеческого сознания, как сон и другие малоизученные состояния". По этой причине несложно догадаться, что многие представители данного стиля являлись поклонниками немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Возвращаясь к теме живописи, стоит вспомнить такую сюрреалистическую картину, как "Сон, вызванный полетом пчелы..." Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.

Мистический подход

Соответственно, художники, стремившиеся отдалиться от рутины повседневной жизни, часто прибегали в своем творчестве к мистическим и мифологическим сюжетам. Даже обычные предметы домашнего обихода, такие как часы, часто изменяли свою форму и консистенцию на полотнах сюрреалиста Сальвадора Дали.

Интеллектуал среди мистиков

Особняком среди всех картин в стиле сюрреализм стоят творения бельгийского художника Рене Магритта. Этого деятеля искусства можно назвать интеллектуалом направления. Его работы выделяются среди всего наследия стиля сюрреализм своими идеями, основанными на логической игре, а также на своеобразном стремлением представить на полотнах что-то вроде шарад и ребусов. Они заставляют людей задуматься о смысле окружающей действительности.направление сюрреализм

Этот живописец, в отличие от Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других, почти не прибегает в своем творчестве к теме мистицизма и и не употребляет образы, связанные с мифологией и религией. Напротив, он старается заставить зрителей вспомнить о том, что окружающий мир лучше всего может быть осмыслен при помощи таких мыслительных процессов, как логика.

Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле. Например, в этом цикле, носящем название "Вероломство образов" есть полотно, на котором изображена обычная курительная трубка. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: "Это вовсе не трубка". Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом.

О политических взглядах

Многие деятели искусства, которые причисляли себя к направлению сюрреализм (картины их имели все признаки этого стиля), пропагандировали оппозиционные и даже радикальные политические идеи. Многие из этих художников были членами коммунистических партий своих стран. Однако большинство из данных живописцев говорили о том, что революцию нужно проводить не в политической системе, а в мировоззрении людей.

Конфликт Сальвадора Дали с братьями по оружию

Продолжая данную тему, стоит упомянуть о том, что в середине тридцатых годов испанский гений живописи вышел из кружка сюрреалистов, в который он ранее входил. Его изгнание произошло именно из-за того, что он отказался отождествлять свое творчество с каким-либо политическим течением. Он всегда отвечал на нападки собратьев по творчеству такой фразой: "Неважно, к какой партии я отношусь. Я и есть сюрреализм". Сальвадор Дали известен и таким изречением: "Пикассо испанец, я тоже. Он - гений, я тоже. Пикассо - коммунист, а я нет".сюрреализм в живописи

Тем не менее существует даже определенное течение в политике, которое также носит название сюрреализм. Соответственно, на вопрос "что такое сюрреализм" можно ответить и следующим образом: это явление в культуре, искусстве и общественной жизни, появившиеся в первой половине 20-го века.

Самокритичный гений

Общепризнанный король представителей сюрреализма, Дали относился к своему творчеству в своеобразной манере, которая содержала большую долю юмора. Свою популярность он тоже воспринимал подобным образом. Порою он подходил к чистому холсту, делал на нем несколько мазков различными цветами, а потом говорил: "Ну, все! Я могу продать эту картину за пару тысяч долларов".

То же самое произошло и во время одной из его встреч со знаменитым рок-музыкантом Элисом Купером, когда он показал певцу свою новую скульптуру. Это был вылепленный из гипса мозг знаменитого американца. На вопрос Элиса: "Я могу это взять себе?" Сальвадор сказал: "Конечно же, нет! Это стоит миллионы долларов".

Заключение

В данной статье были приведены несколько определений того, что такое сюрреализм. Известные картины, перечисленные в тексте, являются общепринятой классикой. Также была представлена история этого направления. Несколько интересных фактов из жизни знаменитого Сальвадора Дали дополнили этот краткий экскурс.сюрреализм художники Одним из примечательных моментов, на которые стоит обратить внимание, является тот факт, что это направление впервые возникло в литературе, а не в художественном искусстве. Сюрреализм, породивший несколько стилей-приемников, жив и сегодня в творчестве современных живописцев.

www.syl.ru

Сюрреализм в живописи | Художественная галерея

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.

Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Яцек Йерк

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Андре Массон, Аршил Горки, Бальтюс, Вангел Наумовски,  Вифредо Лам, Вольфганг Паален, Джорджо де Кирико, Жак Эроль, Жан Арп,Жоан Миро, Жорж Папазов, Здзислав Бексиньский, Ив Танги, Макс Эрнст, Ман Рэй,Мауриц Корнелис Эшер, Михаэль Сова, Октавио Окампо, Пауль Клее, Поль Дельво, Рауль Юбак, Ремедиос Варо, Рене Магритт, Франсис Пикабиа, Фрида Кало, Хедда Штерн, Хорхе Кастильо, Эрнст Фукс, Яцек Йерка.

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

Благодаря технике «ready-made» и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

Сальвадор Дали

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона – фантасмагория.

Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

Лизы-Рэй-Нажми-на-play

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Сюрреализм в живописи

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Что такое Сюрреализм? - Статьи - Каталог статей

Что такое Сюрреализм?

СЮРРЕАЛИЗМ (от франц. surrealisme - надреализм) - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства ХХ в. Сюрреализм зародился во Франции в начале 20-х годов, постепенно, сливаясь с массовой культурой , пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм . 

В "Манифесте Сюрреализма" 1924 г. лидер французского Сюрреализма Андре Бретон писал: "Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм". 

Сюрреализм базируется на вере в высшую реальность произвольных ассоциаций (ср. парасемантика ) , во всемогущество сновидения и в незаинтересованную игру мысли, что ведет к постоянной деструкции всех физических механизмов и этических кодексов и их решительной замене в принципиальных жизненных проблемах. 

Сюрреализм выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино . 

Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы): 1) автоматизм, 2) использование так называемых обманок (trompe-l'oeil) и 3) сновидческие образы. 

В 1924 г. Андре Массон стал делать автоматические рисунки. Используя ручки и индийскую тушь, он позволял своей руке быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше, либо оставлял как есть. В лучших из этих рисунков наблюдается удивительная связность и текстуальное единство. Для художника важны были метаморфозы образов, то, как один из них превращается в другой. Так, голова лошади или рыбы могла трансформироваться в некий сексуальный образ. 

Другой художник-сюрреалист, Хуан Миро, описывал свой опыт так: "Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью. Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы. Первая стадия - свободная, бессознательная [...]. Вторая стадия - внимательно выверенная". 

Говоря о живописи ранних сюрреалистов, Бретон употреблял термин "химия интеллекта"; он говорил о таинственной галлюцинаторной власти образа, о том, что только чудесное прекрасно, что работа иллюзии является моделью внутреннего мира и что все переходит во все. 

Сюрреализм является явным и непосредственным детищем психоанализа , отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций. 

Давая обобщенный образ сюрреализма во "Втором манифесте С." 1930 г., Бретон писал: 

"Ужас смерти, потусторонние кабаре, погружение в сон даже самого здорового рассудка, обрушивающаяся на нас стена будущего, Вавилонские башни, зеркала неосновательности, непреодолимая стена грязноватого серебра мозгов - эти слишком увлекательные образы человеческой катастрофы остаются, возможно, всего лишь образами. Все заставляет нас видеть, что существует некая точка духа, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия (ср. дзэнское мышление . - В. Р.). И напрасно было бы искать для сюрреалистической деятельности иной побудительный мотив, помимо надежды, определить такую точку". 

Подчеркивая тот факт, что сюрреализм является не просто манерой живописи, а неким очень важным душевным опытом, измененным состоянием сознания , Бретон добавляет: 

"В сюрреализме мы имеем дело исключительно с furor. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием". 

Литературные и поэтические опытысюрреализма также отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций, констелляция образов. Вот пример сюрреалистического стихотворства : 

Свисают бесцветные газы Щепетильностей три тысячи триста Источников снега Улыбки разрешаются Не обещайте как матросы Львы полюсов Море море песок натурально Бедных родителей серый попугай Океана курорты 7 часов вечера Ночь страны гнева Финансы морская соль Осталась прекрасная лета ладонь Сигареты умирающих (Филипп Супо) прочитать другие сюрреалистические стихотворения

безусловно, сюрреалистическая поэзия проигрывает по сравнению с отечественным ОБЭРИУ. Проигрывает прежде всего - отсутствием юмора, самоиронии, напыщенной серьезностью, что, впрочем, не было характерно для сюрреалистического кинематографа. 

В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты - будущий великий художник Сальвадор Дали и будущий великий режиссер Луис Бунюэль- создали два знаменитых скандальных киношедевра: "Андалузская собака" и "Золотой век". Помимо того что в этих фильмах представлена обычная для сюрреализма техника свободных ассоциаций, образов бессознательного и т. д. эти фильмы задали особую традицию сюрреалистического киноязыка. Вспомним знаменитые кадры, предваряющие классические картины Дали: режиссер, разрезающий бритвой глаз героини; рояль, к которому привязана туша быка и два монаха; корова в шикарной спальне; женская волосатая подмышка на губах у мужчины и др. 

В конце 20-х годов сюрреализм претерпел кризис. Его лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что сюрреализм - это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и исторического материализма. Во "Втором манифесте Бретон писал: "Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе. И у кого ни разу не возникало желание покончить таким образом со всей этой ныне действующей мелкой системой унижения и оглупления, тот сам имеет четко обозначенное место в этой толпе, и живот его подставлен под дуло револьвера". И далее: "Сюрреализм, коль скоро он намеренно вступает на путь сознания понятий реальности и нереальности, разума и бессмыслицы, знания и "рокового" неведения, пользы и бесполезности и т. д., подобен по своей направленности историческому материализму". 

По-видимому, из этого кризиса сюрреализм вышел именно благодаря тому, что он перестал осмыслять себя как чисто идеологическая система и стал уделом таких крупнейших профессионалов, как бельгийский художник Рене Магритт и упомянутый уже Сальвадор Дали. Об автоматизме в живописи позднего сюрреализма уже не может идти речь, их произведения имеют четко выраженную композицию. Основная художественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними. Таков сюжет большинства картин Магритта. Так, например, на картине "Запрещенное изображение" (1937) запечатлен человек, который стоит спиной к зрителю и смотрится в зеркало, но отражение в зеркале при этом показывает его затылок и спину, то есть то, что сам он видеть не может и что доступно лишь тому, кто наблюдает за ним. На картине "Личные вещи" на фоне стен, которые одновременно являются небом с облаками, расположены вполне реалистически выписанные предметы, отличающиеся при этом гигантскими размерами: на маленьком платяном шкафу лежит огромная кисточка для бритья, на двухспальной кровати размером со спичку, лежащую рядом на полу, стоит прислонившись к стене-небу расческа размером почти до потолка. 

--------------------------------------------------------------------------------1 Словарь культуры ХХ в Сюрреализм  

molier-fotoart.ucoz.ru

 

Вряд ли в современном мире найдётся человек, который бы ни разу не слышал слова «сюрреализм». Являясь одним из доминирующих направлений культуры и искусства ХХ века, его понятие плотно вошло в сознание людей. Но все ли знают, что это такое?

 

Слово «сюрреализм» придумал французский поэт Гийом Аполлинер в 1917 году. Тогда он ещё не знал, какую роль сыграл в истории искусства модернизма и крупнейшего стилистического течения ХХ века, несмотря на то, что никогда не разделял взгляды художников, позаимствовавших неологизм для названия своего объединения, и не входил в их группу. Соединив приставку «sur» со словом «réalisme», Аполлинер получил неведомое на тот момент понятие «surréalisme», которое в переводе на русский язык означает «сверхреализм».

 

Союз реальности и нереальности, т.е. «сюрреальность» – как нельзя лучше обозначил лейтмотив творчества новообразовавшейся группы художников. Целью мастеров было сотворение в своих произведениях новых миров, в которых бы зритель узнавал черты привычного для них мира и повседневной реальности, но в которой бы непременно присутствовало что-то, провоцирующее вопрос: «разве это возможно?».

Одним из центральных понятий сюрреализма было слово “rêve”, которое с французского языка переводится как мечта, греза, сновидение. Именно сон был идеальной для сюрреалистов реальностью, идеальной средой, которую они старались перенести на холст, в текст, фильм. Ведь во сне возможно всё, но при этом у спящего человека никогда не возникает сомнения в правдивости происходящего.

 

Р. Магритт. Открытие огня.

 

Однако необычное изображение на холсте было не единственным, чего добивались сюрреалисты. Те же самые требования, что и к предмету изображения, сюрреалисты выдвигали к способу его создания, т.е. к творческому методу. Для выработки уникальных творческих методов они обратились к философским учениям и психоанализу. Они хотели не только переносить «сны» в свои произведения, но и творить их в состоянии «сна» или близком к нему. Здравый смысл и логика – последнее, к чему они хотели прибегать. Интуиция, случайности, необузданный полёт фантазии, бред, сумасбродство, сумасшествие и больное воображение были их главной движущей силой. Вводя себя в состояние транса, они творили шедевры.

 



Т. Тцара, Г. Кнудсен, В. Гюго, А. Бретон. “Изысканный труп”.

 

Но придуманными для себя принципами  сюрреалисты руководствовались только в самом начале пути творческого движения. Создав эстетическую линию, концепцию сюрреализма, художники не видели более смысла употреблять психотропные вещества для вдохновения и визуализации необычных эффектов на картинах и других произведениях изобразительного искусства. Добившись нужного результата своими опытами, художники поняли, какой способ воздействия на зрителей наиболее действенный и соответствует их установкам, и уже осознанно и обдуманно сочиняли сюжеты и писали картины с чётко прослеживающейся стилистикой.

 

Главными сюрреалистическими приёмами считаются: сопоставление несопоставимого, соединение несоединимого, взаимозаменяемость элементов и образов, метафоричность, ассоциативность, полная неадекватность названия и изображения. Если художник-сюрреалист изображал на картине девушку, то вместо глаз у неё могли быть губы или помидоры, а из тела выдвигаться ящички, будто бы модель – прикроватная тумбочка; если перед зрителем морской пейзаж, то не стоит удивляться, если прямо на воде стоит дом, и из той же воды растут деревья; если на картине изображено яблоко, то внизу непременно обнаруживается надпись «это не яблоко»; а последнее, что бы хотелось сделать с чашкой, созданной сюрреалистом, – глотнуть из неё, поскольку она покрыта либо мехом, либо шипами.

 

М. Оппенгейм. Меховой завтрак.

 

Учёные-искусствоведы выделяют два основных течения данного вида живописи: 1 – органический или биоморфный сюрреализм; 2 – натуралистический или сверх-реализм. К первому течению относятся произведения, в основном, созданные в самом начале существования сюрреализма, когда художники, отдаваясь во власть бессознательного, позволяли своим рукам творить, не ограничивая их рамками разума. Как правило, на таких картинах изображены неземные пространства неких ино-миров с разбросанными по холсту абстрактными изображениями, биоморфными существами, растекающимися формами и непонятными предметами. Словом, далёкие объекты от привычной для нас действительности.

 

И. Танги. Снаружи.

 

Натуралистический сюрреализм или сверх-реализм получил большее распространение среди художников, и именно он известен широкой публике. На картинах этого направления живописи зритель без труда узнаёт черты реальной действительности; объекты изображения выписаны с предельной детализацией, максимально правдоподобно, в некоторых случаях – с фотографической точностью. У зрителя никогда бы не возникло вопроса по поводу реальности происходящего на холсте, если бы это было действительно возможным. У зрителя не возникает сомнения в том, что художник был свидетелем изображённого; его фантазии, мечты, галлюцинации облекаются в реальную форму.

Р. Магритт. Голконда.

 

Самым известным художником этого направления был Сальвадор Дали, чьё имя знают все без исключения. Необузданный гений и бунтарь, он называл себя единственным подлинным сюрреалистом. Проникшись сверх-реализмом всем нутром, Дали не отделял его ни от одной из частей его жизни. Именно он ввёл сюрреализм в массовую культуру, и именно его картины и образы ассоциируются у большинства людей с этим крупнейшим стилистическим течением ХХ века.

 

 

© Антонина Мартынюк

mygalery.ru

Что такое сюрреализм? | КУВЬ ART MAGAZINE

В поисках определения Андре Бретон в своем первом «Манифесте сюрреализма», опубликованном в 1924 году, апеллирует к лексике энциклопедических статей: «СЮРРЕАЛИЗМ, существительное. Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне всяких каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. (Филос. терм.) Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, кото¬рыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в беско¬рыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни. Акты абсолютного сюрреализма совершили гг. Арагон, Барон, Бретон, Буаффар, Витрак, Дельтой, Деснос, Жерар, Каррив, Кревель, Лимбур, Малкин, Мориз, Навилль, Нолль, Пере, Пикон, Супо, Элюар». Это псевдонаучное объяснение, призванное пролить свет на то движение в искусстве, которое Бретон назвал «сюрреализмом», лишь добавляет стилистический штрих к манифесту, бессвязный и фрагментарный текст которого определяется как логическая структура. Читая имена тех, кто, с точки зрения Бретона, представляет «абсолютный сюрреализм», можно подумать, что это чисто литературное течение. Однако в примечании Бретон оделяет вниманием и представителей изящных искусств. Он перечисляет имена Уччелло, Сера, Моро, Матисса, Дерена, Пикассо, Брака, Дюшана, Пикабиа, де Кирико, Клее, Ман Рэя, Макса Эрнста и Массона - художников, которые, хотя и не слышали «голос сюрреализма», тем не менее работали в том же ключе. Удивительно, но Бретон перечисляет имена не только своих современников, но и людей, живших в иные века, например среди живописцев - Уччелло, Сера и Моро, а из мира литературы он выделяет Данте, Гюго и Шатобриана - получается так, что философия сюрреализма уходит корнями в глубь столетий. Однако, несмотря на то, что всегда находились художники, ищущие вдохновения в сверхъестественном, в снах, иррациональном и абсурдном, выявить характерные черты сюрреализма как художественного течения возможно лишь в том случае, если мы рассмотрим это явление в контексте определенного отрезка времени - периода между двумя мировыми войнами. Слово «сюрреализм» изобрел Гийом Аполлинер. В 1917 году он впервые использует его по отношению к балету Эрика Сати «Парад», а также для описания собственной пьесы «Les mamelles de Teresias» («Сосцы Тересия», написанной в 1903, поставленной в 1917 году), имевшей подзаголовок «сюрреалистическая драма». Художники, собравшиеся в Париже в начале 1920-х годов, разделяли глубокое разочарование в материалистической культуре буржуазного общество, на которое, по их мнению, падала ответственность за развязывание Первой мировой войны и ее последствия. Их раздражала вся самодовольная, поверхностная жизнь этого общества с его верой во всемогущество техники и достижения науки; сопротивляться такому обществу, поддавшемуся вырождению, могло лишь революционное антиискусство. Против устаревших идей, как и против тех, кто неизменно оставался им верен, уже совершали свои анархические акции дадаисты. Сюрреалисты разделяли взгляды дада, но их отличала лучшая организация и, скажем, большая адекватность окружающей реальности. Андре Бретон, лидер, объединивший всех, и, безусловно, фигура харизматическая, на протяжении последующих двух десятилетий собирая под знамя сюрреализма свои войска, будет координировать всю деятельность движения, предусматривая каждый шаг, способный повлиять и изменить ситуацию. Сюрреализм не только объединит изобразительные искусства и литературу но и так же, как было указано в первом «Манифесте», «решит все главные проблемы жизни». Он затронет все грани существования и привнесет социальные и психологические перемены в общество. В основу этой концепции были положены идеи Зигмунда Фрейда, которые Андре Бретон приспособил под собственные нужды. Бретон считал, что Фрейд по случайности заново открыл могущественную силу снов и воображения, скрытую под слоем рационалистических взглядов на жизнь, доминировавших в то время. А, сейчас, предсказывал Бретон, дух выступит сам по себе. Будет развиваться новое интеллектуальное направление, и художники смогут выработать «новый взгляд», который освободит их из-под власти рассудка. Вклад Зигмунда Фрейда состоял в том, что он описал и определил подсознание как истинный феномен, определяющий поведение и мысли человека. Бретон перевел это понимание в методологию искусства и литературы, в основу которой положил подсознание и воображение, которые, как он полагал, были подавлены рационализмом, цивилизацией и прогрессом. «Автоматическое письмо», почти всегда упоминаемое, как толь¬ко речь заходит о сюрреализме, на самом деле имеет скорее симво¬лическое значение, чем практическое. Для писателя «автоматическое письмо» - это способ позволить творчеству питаться из самых глубин бессознательного, черпать непосредственно из сновидений и галлюцинаций, при этом отодвинув контроль разума как можно дальше. Те, кто связан с искусством, разработали несколько техник, которые, со¬ответственно используемые, позволили бы подключить новые нерациональные источники вдохновения и творчества. В своем трактате 1934 года Макс Эрнст замечает, насколько трудно было поначалу ху¬дожникам и скульпторам найти технику которая была бы адекватна «автоматическому письму», чтобы, создавая произведение, достигнуть поэтической объективности, то есть изгнать разум, вкус и сознательную волю из творческого процесса. Теоретические изыскания бы¬ли бессмысленны, только практика могла помочь. Эрнст описывает «встречу швейной машинки и зонтика на операционном столе» Лот-реамона как всем известный почти классический пример феномена, открытого сюрреалистами, где предлагается взять две или более ка¬жущиеся несовместимыми по самой своей природе вещи и поместить их в еще более неподходящее пространство. Это может вызвать «сильнейший поэтический взрыв». Многочисленные индивидуальные и коллективные эксперименты доказали эффективность подобной процедуры. И чем более произвольно выбираются составляющие элементы, добавляет Макс Эрнст, тем более драматичнее и поэтичнее будет результат. Типичный пример этого процесса есть искусство коллажа, большим поклонником которого был Макс Эрнст. Не ранее 1919 года, когда художник еще являлся светочем колонии дадаистов, он обнаружил поразительный галлюциногенный эффект от соединения графических элементов, взятых из разных контекстов. Вырезки из рекламных каталогов, из анатомических атласов и старых офортов стали материалом для его коллажей. Он разрезал их, смешивал и создавал удивительные комбинации на новом фоне. В ответ на требования определить технически точно, что же такое искусство коллажа, Эрнст написал в статье «Что такое сюрреализм?»: «Хотя перья и составляют плюмаж, клей еще не создает коллаж». Для него процесс творчества уходил далеко за пределы видимого. И это является парадигмой сюрреалисти¬ческого образа мышления. «Готовая реальность, чьи наивные цели, как кажется, определены раз и навсегда (зонтик), обнаруживая себя вдруг рядом с совершенно отличной и не такой уж абсурдной реаль¬ностью (швейная машинка) в месте, где они обе чувствуют себя ни к месту (на операционном столе), благодаря самому этому факту те¬ряет свою наивную цельность и самоидентификацию; посредством такого сложного связующего пути факт из категории абсолютной фальсификации переходит в новое абсолютное состояние истинное и поэтическое: зонт и швейная машинка будут заниматься любовью». В 1936 году в эссе «За пределами живописи» Макс Эрнст, выражая свою точку зрения по поводу коллажа, признал, насколько для художественного и интеллектуального развития сюрреализма была важна техника смешения как объектов, так и идей. Успех коллажа заключался в том, что он добавлял иррациональности любому искусству, включая поэзию, моду и даже науку. При помощи коллажа, добавлял Макс Эрнст, иррациональное нашло дорогу в нашу частную и общественную жизнь. Фильмы сюрреалистов просто невообразимы без ис¬пользования коллажа. Более того, влияние искусства коллажа на последующее творчество таких художников, как Магритт и Дали, нельзя недооценивать. В 1925 году Макс Эрнст открыл для себя фроттаж (натирание), который часто используют дети, и которыйтакже предоставлял широкие возможности для проявления непредсказуемого в процессе творчества художника. Техника заключалась в том, чтобы тереть карандашом или почти сухой кистью по бумаге или холсту, под который подложен предмет с неровной поверхностью, при этом его текстура и очертания проявляются на листе. Эта техника используется им, например, в «Естественной истории» (ил. 6). В своем эссе «За пределами живописи» (1936) Макс Эрнст рассуждает о ней с той же увлеченностью, что и о кол¬лаже в ранние годы. По словам Эрнста, фроттаж - это полуавтоматиче¬ский процесс, который позволяет подстегнуть воображение художникаи дает более ощутимое воздействие при создании образа, чем созна¬тельное вмешательство мастера. «Это разбудило и подхлестнуло мое любопытство, я начал использовать тот же метод для исследования всех материалов, какие только попадали в поле моего зрения: листья и их прожилки, обрывки бумаги, обрезки от «современных» картин, раз¬мотанные с катушки нитки, и так далее». И в этих очертаниях обнаружились «головы людей, животных, битва, оканчивающаяся поцелуем». Метод втирания освобождал психические ментальные силы художника, в то же время блокируя такие сознательные ограничители, как разум, вкус или мораль, и сводя к минимуму активность человека, которого когда-то прозвали «творцом». Важнейшей интеллектуальной концепцией сюрреалистической живописи был автоматизм - графическое соответствие свободным словесным ассоциациям, - который привел к «абстрактному сюрреализму» Массона, Миро и Арпа. В их искусстве преобладали биоморфные формы, чередующиеся с необычными по текстуре поверхностями, в то время как сюрреалистическую живопись Магритта, Танги и Дали, художников, присоединившихся к движению несколько позже, можно назвать «сновидческой». Однако общим знаменателем между этими мастерами остава¬лось их отношение к сюжету и их фантастические, поэтические и метафорические трактовки бытия. Сюрреалисты не рисовали «неизобразимое». И все произведения Миро, Массона и Арпа, несмотря на их абстрактность, в той или иной степени соотносятся с сюжетом. Все эти художники пытались выразить внутренний образ, который находил свое отображение посредством «автоматического письма» или через представление внутреннего мира фантазий. «рандеву с друзьями» «Рандеву с друзьями» - групповой портрет сюрреалистов созданный Максом Эрнстом в 1922 году (ил. 1), демонстрирует отношения между писателями и художниками, хотя на полотне последние и уступают числом литераторам. Наряду с самим Максом Зснстом здесь представлены: Ханс Арп и де Кирико, так же как и Рафаэль, чей знаменитый автопортрет вставлен в картину как фрагмент оллажа. К компании сюрреалистов присоединился и Федор Достоевский, упоминаемый в первом «Манифесте» Бретона. Достоевский представлен как литературный двойник Рафаэля. Персонажи не вза¬имодействуют друг с другом, все смотрят в разные стороны, между -ими нет никакого контакта. Йоханнес Бааргельд появляется перед -зми идущим широким шагам и бессмысленно жестикулирующим, в то время как Бретон, находящийся как раз за ним, смотрит прямо на зрителя, подняв правую руку, как бы осеняя благословением всю группу. Не только групповой портрет написанный Максом Эрнстом, но и фотография 1922 года заставляют нас задуматься, насколько близки были все участники группы, и что связывало их вместе. Частично ответ можно найти в многочисленных совместных выступлениях сюрреалистов и их общем восхищении одним и тем же явлением. Все они были склонны к действиям, разрушающим устояв¬шиеся границы существующей реальности, открывающим новые воз¬можности для мысли вне пределов рациональности и здравого смысла.

kuv.me

Сюрреализм. - Стили и направления в искусстве - Справочники - All-Art.do.am

Сюрреализм (фр. surréalisme — букв. "сверхреализм")

Направление в литературе и искусстве, но также — и в культуре в целом, возникшее в 20-е годы XX в. во Франции и распространившееся по всему миру. Сюрреализм опирается на философию интуитивизма, герметизм и другие восточные мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм; многие положения теоретиков Сюрреализма близки к идеям дзэн (чань)-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «Сюрреализм», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека ), представителя «метафизической живописи» Дж. де Кирико. Объективно сюрреалисты продолжали и развивали многие из приемов, форм и способов художественного выражения, но также — скандальных форм и способов эпатажа и шокирования обывателя, которые практиковались дадаистами. Это вполне закономерно, ибо многие из дадаистов после 1922 г. влились в ряды сюрреалистов, а будущие создатели Сюрреализма участвовали в последних акциях дадаистов.

В 1919 г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Littérature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля» (см. в Библиотеке на нашем форуме), основывающаяся на систематическом применении главного метода Сюрреализма - «автоматического письма» (écriture automatique). Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Тцара, П. Элюар, Б. Пере, М. Дюшан, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массой), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «Сюрреализм» для обозначения их движения; в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма»; основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. Этот год считается официальным годом возникновения Сюрреализма как художественного направления.

В 1925 г. проходит первая выставка художников сюрреалистов, в которой наряду с собственно сюрреалистами принимают участие и временно примыкавшие к движению или сочувствовавшие ему де Кирико, Клее, Пикассо; Макс Эрнст изобретает способ фроттажа (протирки, натирания), как один из технических приемов «автоматического письма» в живописи. В 1926 г. А. Арто и Р. Витрак основывают сюрреалистический театр.

Де Кирико Джорджо. Неуверенность поэтаНа фоне аркады изображена ветка бананов и гипсовый слепок классического женского торса. Линия горизонта обозначена стеной, позади которой едва виден удаляющийся поезд. Этот набор объектов может показаться произвольным и бессмысленным, но каждый из них заключает в себе определенное символическое значение: так гипсовый слепок символизирует присутствие человека, бананы - экзотику, а поезд - путешествие. Контуры всех этих странных образов очень энергично очерчены. Силу и таинственность картины дополняют тени, монументальные и угрожающие, рассекающие всю плоскость холста. Де Кирико и Карло Карра основали движение под названием метафизическая живопись, известное своими таинственными, порожденными воображением, образами. Загадочные, напоминающие сны картины Де Кирико оказали глубокое влияние на сюрреалистическую живопись того времени. Однако с 1925 года художник работал в более традиционной манере, писал портреты, лошадей на берегу моря и натюрморты.

В 1927 г. усиливается политизация Сюрреализма, изначально провозглашавшего стихийную революционность и анархизм в социальной сфере как способы освобождения от оков буржуазного рационализма и ханжества, сковывающих «свободу духа», и тяготевшего к коммунистическим идеалам. Арагон, Бретон, Элюар, Пере и некоторые другие вступают в компартию Франции, несогласные с ними сюрреалисты покидают группу, но она пополняется за счет прибывших в Париж Бунюэля, Дали, Джакометти и др. С этого времени в постоянно меняющейся по составу группе сюрреалистов возникают расколы, конфликты, распри в основном на почве политических пристрастий. Так, в 1934 г. Бретон исключил из группы Дали, как якобы заигрывавшего с социал-национализмом; в 1935 г. Бретона, Элюара и Кревеля исключают из компартии; в 1938 г. Элюар опять вступает в нее и покидает сюрреалистическое движение, Бретон порывает с ним. Из чувства солидарности с Элюаром Эрнст выходит из группы и т. д. и т. п. В 1935 г. Бретон публично осуждает сталинистскую модель коммунизма, чем навлекает на себя гнев французских коммунистов. В 1938 г. он знакомится в Мексике с Л. Троцким, и они издают совместный манифест «За независимое революционное искусство».

В 1929 г. Дали с Бунюэлем снимают классический сюрреалистский фильм «Андалузский пес», а в 1930 — «Золотой век». До них попытки применения сюрреалистической техники и образности в кино предпринимали в 1924 г. М. Дюшан и Р. Клер; в 1931 г. Ж. Кокто снял сюрреалистическую ленту «Кровь поэта». В 1933 г. начал выходить журнал сюрреалистов «Минотавр». С началом Второй мировой войны центр сюрреалистического движения перемещается из Франции в США, где в их ряды вливаются новые силы, проходят большие выставки, манифестации, издается новый журнал и другие публикации. Крупные художники-сюрреалисты работают самостоятельно, не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов. Со смертью Бретона в 1966 г., который являлся главным инициатором организованного движения сюрреалистов, оно фактически прекращает свое существование, о чем в 1969 г. Ж. Шустер официально объявляет в прессе. Тем не менее отдельные сюрреалисты и особенно сюрреалистические методы творчества продолжают существовать как в чистом виде, так и внутри других арт-практик на протяжении всей последней трети XX столетия.

Эстетика Сюрреализма была изложена в «Манифестах Сюрреализма» Бретона и в ряде других программных сочинений. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п.; «с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного» (Г. Арп). Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики, и прежде всего — чудо (А. Бретон). Основа творческого метода Сюрреализма, по определению Бретона, — «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших жизненных проблем...» (из «Манифеста сюрреализма» 1924 г. Бретона).

Отсюда два главных принципа Сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию». «Процесс познания исчерпан, — писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», — интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Отсюда грезы, сны, всевозможные видения осознаются сюрреалистами как единственно истинные состояния бытия. Искусство осмысливается ими поэтому как своего рода наркотическое средство, которое без алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние грез, когда разрушаются цепи, сковывающие дух.

Дали Сальвадор. Сон.В этой фантастической интерпретации сна мы видим только голову спящего на фоне образов сновидений. Ее неустойчивое балансирование говорит: стоит одному из костылей упасть, и спящий пробудится; так изображается непрочность, хрупкость сна. Дотошное внимание художника к деталям создает атмосферу преувеличенной реальности. Будучи участником сюрреалистического движения, Дали активизировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности. Он сотрудничал с режиссером Луисом Бунюэлем в работе над такими фильмами, как "Андалузский пес" и "Золотой век", которые и поныне считаются вехами в истории кино. Несмотря на то, что он часто бросал вызов общественному мнению, репутация Дали и его вклад в искусство несомненны. Долго работавший в Париже и в Нью-Йорке, в 1955 году он вернулся в свою родную Испанию и обосновался здесь вместе со своей верной подругой Гала, запечатленной на многих его таинственных и удивительных картинах.

Автоматическое письмо - основной художественный прием сюрреализма. В первом «Манифесте» сюрреализма (1924) А.Бретон отождествляет эти понятия: «Сюрреализм, чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений...». Термин «автоматическое» принадлежит французскому поэту Ф.Супо, назвавшему один из своих текстов «Автоматическим сценарием» (1917).

Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреализма. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.

Миро Хуан. Женщины и птица в лунном светеФигуры, порожденные своевольной фантазией Миро, сплетаются в акробатической игре, их силуэты четко ложатся на плоскость картины. Художник частично соскоблил краску фона, обнажив текстуру холста и тем самым наделив живопись качеством сырого, полуобработанного материала. Эти магические фигуры пробуждают воспоминания о доисторической наскальной живописи и, взывая к истокам художественного творчества, словно возвращают его нам в первозданной свежести. Картина входит в серию "Женщины и птицы" и считается одной из наиболее значительных работ испанского мастера. В изображении таинственных пришельцев из галлюцинаторного, дремотного мира подсознания проступают типичные черты сюрреализма, выдающимся представителем которого был Миро. Совместно с Максом Эрнстом он оформил балет "Ромео и Джульетта", поставленный труппой Дягилева, и на протяжении своей творческой жизни создал множество литографий, офортов, керамических работ.

Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли вследствии как можно быстрого монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.

Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений Зигмунда Фрейда. Считая, что во сне жив более богатый и интересный разум, нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойно воспринимать необычайные эпизоды, которые в реальной жизни потрясли бы. Андре Бретон в «Манифесте» написал: « Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеется использовал советы Леонардо да Винчи - но, безусловно, они были восприняты через призму Фрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность к созерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих в воображении неожиданные образы и комбинации. Одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты - это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго" так же нашла бурную поддержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал: "Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их".

Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями". Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.

Магритт Рене. Вероломство образовМагритт здесь как бы вступает в спор с реальностью, нелепо называя предмет, не нуждающийся в названии, и одновременно отрицая очевидное. Надпись "Это не трубка" показывает, что образ предмета не следует путать с самим предметом, осязаемым и реальным. Одно из самых знаменитых в творчестве Магритта, это произведение затрагивает вопрос о связи понятия и образа. Магритт говорит здесь, что вещь не является тем, чем она кажется. Тем самым картина представляет собой вызов добропорядочному обществу и общепринятому восприятию. Вдохновленная Джорджо Де Кирико, сюрреалистическая живопись Магритта часто использует фантастические и тревожные, навеянные сновидениями образы; паровоз, выезжающий из очага, или облака, превратившиеся во французские булки. Родившийся в Бельгии, Магритт начал свою деятельность как коммерческий художник, что отразилось на остроте и ясности его образов.

Европа уже давно была погружена в споры о сущности, пределах и необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшие несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации.

Фрейдизм впечатляюще доказывал, что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-то второстепенным. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской истории искусства". Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.

Поль Дельво. Спящая ВенераВенера, спящая в окружении скелета и манекена, изображена в залитом лунным светом городе. Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть. Это сочетание юной женской красоты и смерти, желания и ужаса придает картине столь беспокойный характер. Многие сюрреалисты, такие как Дельво, часто изображали странные и одновременно прекрасные образы, вдохновленные сновидениями и подсознанием. Дельво пришел к сюрреализму уже после своих импрессионистских и экспрессионистских опытов и стал особенно популярен в модных художественных кругах после Второй мировой иойны, когда сюрреализм был в зените славы. В 1939 году Дельво посетил Италию, архитектура Древнего Рима произвела на него глубокое впечатление. Он известен своими призрачными образами прекрасных, часто обнаженных девушек, как правило расположенных на фоне скрупулезно выписанных зданий.

Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

Сердцевину Сюрреализма составляет, согласно Бретону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами». При этом, подчеркивает Бретон во «Втором манифесте Сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием». Глобальное восстание против разума характерно для всех теоретиков и практиков Сюрреализма, которые остро ощущали его недостаточность в поисках основополагающих истин бытия. Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового Смысла», и именно Сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием, и с оккультизмом, и с мистикой.

Эффект эстетического воздействия произведений Сюрреализм строится чаще всего на сознательной абсолютизации принципа художественных (эстетических) оппозиций. Памятуя, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям Сюрреализма.

Творения Сюрреалистов погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Это какие-то параллельные миры подсознания и сверхсознания, в которых бывало или бывает наше «Я», когда разум (или скорее рассудок) ослабляет по той или иной причине свой контроль над ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски своей духовной родины.

Возникший в среде литераторов Сюрреализм обрел наиболее эффектное и полное выражение в живописи и завоевал тем самым мировое признание. Его главными представителями были X. Миро, И. Танги, Г. Арп, С. Дали, М. Эрнст, А. Массой, Р. Магритт, П. Дельво, Ф. Пикабиа, С. Матта.

Исследователи различают два главных течения в живописи Сюрреализм : так называемый органический (или биоморфный) Сюрреализм и натуралистический Сюрреализм (или сверх-реализм). Первый считается наиболее «чистой» формой Сюрреализма, ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью. Работы этого направления (к его главным представителям относят Миро, Массона, Матта) строятся на создании неких ино-миров с помощью полуабстрактных биоморфных существ и форм, далеких от форм визуально воспринимаемой действительности. Другое направление (главные представители Дали, Магритт, Дельво) творит парадоксальные миры путем объединения иллюзорно выписанных предметов и существ реальной действительности и созданных воображением художника в некие предельно абсурдные с точки зрения обыденной логики сочетания и ситуации. Это направление (его эстетику и теорию наиболее полно изложил в своих книгах и статьях С. Дали ) более осознанно опирается на фрейдизм, как бы визуально иллюстрируя многие его положения.

Франсис Пикабиа. Парад любви.В этом механизме нет ничего эротического, но название картины дразнит наше воображение. В контексте творчества Пикабиа эта машина секса - фантастическое приспособление, столь же абсурдное, сколь и сложносочиненное, - представляет собой пародийный образ всякой человеческой деятельности вообще, метафору ее громоздкой бессмысленности. Одна из возможных интерпретаций этого произведения - механизм, подражающий шуму монотонно-ритмичного любовного акта. Пикабиа был одним из лидеров нонконформистского художественного течения дада, программой которого было создание антиискусства, строившегося на иррациональном юморе, игровой двусмысленности образов. Вместе с Марселем Дюшаном Пикабиа инициировал создание дадаистской группировки в США, а вместе с Тристаном Тзара впервые объявил о возникновении дадаизма в Париже (1915 и 1920). Позже Пикабиа примкнул к сюрреализму и в 1920-1930-е годы создал в его стилистике примечательную серию коллажей.

Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью – они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации ,вообще. Никакой социальной революции не нужно - нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга.

Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, - "дремлющие в нас чудовища”, также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и "темными силами”, провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства.

Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования. Нагнетение в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости и оправдание ее "звериной сущностью”человека, многократно отмечали как теоретики, так и практики искусства. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением "случайности” эстетической основой художественного творчества. Они пошли дальше и выступили против самого принципа закономерности, против логики и разума, составляющих прочную основу реалистического искусства. Лучший способ изгнании логики из художественных произведений сюрреалисты видят в исключении из творческого процесса разума.

Матта Роберто Себастьян Эчауррен. Без названияФантастический пейзаж наполнен странными, аморфными образованиями. Видения, порожденные смутной игрой воображения, разбегаются, как пульсирующие электротоки, по поверхности холста, устремляются в глубину. Словно сопротивляясь притяжению полюсов, они располагаются по направляющим композиционным и ритмическим линиям. Ненатуральная синева создает ауру таинственности и потусторонности, которая охватывает устремленные в бесконечность формы, являющие причудливый симбиоз органических и механических элементов. Матта получил образование архитектора, но в 1937 году обратился к живописи. Военные годы он провел в Нью-Йорке, где поддерживал контакты со многими участниками сюрреалистического движения. Его живописная манера - автоматизм свободного, неконтролируемого движения кисти - типична для сюрреализма; этими приемами увлекались Джексон Поллок, Аршил Горки и другие художники.

Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым "интуитивным прозреванием” впавшего в состояние транса художника.

Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. XX в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины XX в. Художественные находки Сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства — в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых современных арт-практиках и проектах.

Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

По-видимому, можно утверждать, сюрреализм не есть чисто искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром.Андре Бретон написал :«Свифт - сюрреалист в язвительности.Сад - сюрреалист в садизме.Шатобриан - сюрреалист в экзотике.Констан - сюрреалист в политике.Гюго - сюрреалист, когда не дурак.Деборд-Вальмор - сюрреалист в любви.Бертран - сюрреалист в изображении прошлого.Рабб - сюрреалист в смерти. Бодлер - сюрреалист в морали.Рембо - сюрреалист в жизненной практике и во многом ином.Меллариме - сюрреалист по секрету.Жарри - сюрреалист в абсенте.Нуво - сюрреалист в поцелуе.Сен-Поль Ру - сюрреалист в символе.Фарг - сюрреалист в создании атмосферы.Ваше - сюрреалист во мне самом.Реверди - сюрреалист у себя дома. Сен-Жон Перс - сюрреалист на расстоянии. И т.д.» Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: " Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я.", и с полным на то основанием.

Браунер Виктор. Чары

Простая комната решена в приглушенно-коричневых и охристых тонах. Посредине - зооморфный стол - мебель с волчьей головой, хвостом и гениталиями. За этим столом в бесстрастной позе, словно ожидая, когда ей подадут мясо, сидит обнаженная дама. Ее лицо лишено черт, а волосы извиваются в прическе наподобие лебединой шеи, заканчивающейся птичьей головой с хищным клювом. Изображенные лицом к лицу птица и волк злобно уставились друг на друга. Странные гибриды женщин, зверей и предметов стали персонажами целой серии картин Браунера. Эти абсурдные, подобные галлюцинациям фантазии восходят к искусству сюрреализма, которое освободило художественный образ от каких бы то ни было доводов рассудка и соображений логики. Сюрреалистические видения - дразнящие, соблазнительные - открывали тайники человеческого подсознания, обнажая его порочную природу. Браунер родился в Румынии, работал преимущественно во Франции. В 1931 году он написал Автопортрет с вырванным глазом, который оказался пророческим: в 1938 году художник лишился левого глаза во время драки в баре.

По материалам:

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).

Соч.:

  • Breton A. Qu' est-ce que le Surréalisme? Brüssel, 1934;
  • Breton A. Les Manifestes du Surréalisme. P., 1962;
  • Breton A. Surrealism and Painting. N.Y., 1972;
  • Дали С. Дневник одного гения. М., 1991 ;
  • Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С. А., Гальцова Е. Д. М., 1994;
  • Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем. М., 1996.

Лит.:

  • Alquie F. Philosophie du Surréalisme. P., 1955;
  • Henning E.B. The Spirit of Surrealism: 1919-1939.
  • Cleveland Museum of Art, 1979;
  • Jean M. The History of Surrealist Painting, N. Y. 1960;
  • Nadeu M. Histoire du Surréalisme. P., 1964;
  • Rubin W. S. Dada and Surrealist Art. N.Y., 1968;
  • Gershman H. S. The Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969;
  • Waldberg P. Der Surrealismus. Köln, 1981;
  • Pollizzotti M. Revolution of the Mind: The Life of André Breton.N.Y., 1995;
  • Caws M. A. The Surrealist Painters and Poets. Cambridge, Mass., 1997.

all-art.do.am


Смотрите также