Что такое видоискатель и для чего он нужен? Что такое видоискатель в рисовании


Как пользоваться видоискателем. Практическая фотография

Как пользоваться видоискателем

В фотографической практике применяются два очень близких по смыслу понятия: «визирование» и «кадрирование». Оба они означают правильное ориентирование фотоаппарата относительно объекта съемки; оба они совершаются одновременно и с помощью одного и того же устройства — видоискателя. Многие поэтому считают, что это одно и то же. На самом же деле между этими понятиями есть разница.

Под визированием имеется в виду технически правильное пользование видоискателем с учетом его особенностей, а под кадрированием — правильное определение границ снимаемого кадра.

Первая операция — чисто техническая, вторая — творческая.

Можно было и не говорить об этой разнице, если бы не частые ошибки, совершаемые начинающими фотолюбителями, которые, производя визирование, забывают о кадрировании. Между тем от умелого кадрирования зависит композиция кадра, а следовательно, и его художественная выразительность.

Видоискатель всегда находится несколько в стороне от объектива, и их оптические оси не совпадают. Ни один видоискатель, как бы точно он ни был сделан, не дает точных показаний. Возникает параллакс визирования, вследствие которого кадр, ограниченный видоискателем, не совпадает с кадром, получаемым на фотоснимке (см. рис. 23).

Как мы уже говорили в главе 3, этот недостаток смягчается тем, что видоискатели обычно ограничивают несколько меньший кадр с расчетом, чтобы на фотоснимке оставался некоторый запас изображения. Однако и это не всегда гарантирует правильное визирование. При этом ошибка получается тем большей, чем дальше оптическая ось видоискателя от оптической оси объектива и чем ближе расположен снимаемый объект.

При съемке с небольших расстояний необходимо учитывать это обстоятельство и вносить поправки в показания видоискателя, т. е. располагать наблюдаемый объект съемки несколько ближе к той стороне видоискателя, которая обращена к объективу.

Например, в фотоаппарате «Любитель-2» объектив видоискателя расположен на 42 мм выше съемочного объектива.

Чтобы получить при съемке этим фотоаппаратом снимок, скадрированный, как показано на рис. 83, слева, надо расположить объект съемки в поле видоискателя, как показано посредине. Если же скадрировать изображение в видоискателе, как показано слева, то на снимке получится кадр, показанный справа.

Рис. 83. В показания видоискателя надо вносить поправки

Значительно удобнее в этом смысле зеркальные камеры, свободные от всякого параллакса. Но при визировании зеркальными камерами типа «Зенит» и «Старт» надо учитывать, что по техническим причинам применение пентапризм не позволяет видеть в окуляре фотоаппарата весь рисуемый объективом кадр. В фотоаппаратах «Старт» (рис. 84) видимый кадр соответствует формату 22 x 33 мм, т. е. по длине он меньше номинального размера кадра на 3 мм, а по высоте — на 2 мм. Еще больше от номинального отличается кадр, видимый в фотоаппаратах марки «Зенит». Здесь он соответствует формату 22 x 28 мм.

Рис. 84. Кадры, видимые в окулярах фотоаппаратов «Старт» и «Зенит», меньше номинального

Поэтому, если при съемке дальномерными фотоаппаратами целесообразно оставлять при визировании некоторый запас поля вокруг требуемого кадра или вносить поправку на параллакс, то при съемке зеркальными камерами «Зенит» не только не требуется никакой поправки, но фотографируемый кадр можно свободно доводить до самых границ видимого ноля, совершенно не боясь того, что края кадра могут оказаться на снимке отрезанными.

Ошибки в кадрировании могут произойти и от технически неверного пользования видоискателем.

При съемке с помощью прямого оптического видоискателя линия зрения должна проходить через центр видоискателя, т. е. оптические оси глаза и видоискателя должны совпадать. При этом глаз следует приблизить к окуляру настолько, чтобы прямоугольная рамка передней линзы видоискателя была полностью видна.

При работе с зеркальным видоискателем оптическая ось глаза должна быть перпендикулярна к центру верхней линзы видоискателя.

При работе с рамочными видоискателями глаз следует располагать на таком расстоянии от малой рамки видоискателя и так, чтобы ее стороны в проекции совпадали со сторонами большой рамки. Несоблюдение этих правил ведет к ошибкам кадрирования.

Теперь о кадрировании. Точное кадрирование во время съемки достигается не всегда. Этого можно добиться только в спокойной обстановке, когда объект съемки недвижим.

При съемке объектов в движении произвести точное кадрирование трудно. В таких случаях обычно стараются охватить при съемке несколько больший кадр, с тем чтобы окончательно скадрировать снимок во время печати, убрав на отпечатке лишние места. Это удобно в том смысле, что не приходится особенно задумываться над выбором точки съемки, но масштаб изображения при этом уменьшается и снимок приходится сильнее увеличивать при печати, отчего техническое качество его, естественно, снижается.

Всегда, когда это возможно, надо стараться получше скадрировать снимок еще при съемке, с тем чтобы при печати оставалось только уточнить кадр.

Кадрирование, как мы уже говорили, — процесс творческий, и никаких строгих правил здесь не существует. Но существуют некоторые закономерности композиции кадра, которые остаются верными в большинстве случаев.

Посмотрев на приведенные на рис. 85 портреты, вы, несомненно, согласитесь с тем, что правый из них скадрирован лучше. При портретной съемке не следует располагать лицо человека в центре кадра.

Рис. 85. Портрет справа скадрирован лучше

На рис. 86 показано, как надо располагать в кадре лицо человека при съемке в профиль. Лучше, когда в той части кадра, куда направлен взор человека, остается несколько большее поле. То же относится и к съемке объектов в движении. Эффект движения всегда выявляется лучше, если в стороне, куда оно направлено, остается большее поле (рис. 87).

Рис. 86. Лучше, когда в той стороне кадра, куда направлен взор человека, оставлено большее поле

Число примеров можно было бы значительно увеличить, однако это увело бы нас далеко в область фотографического творчества, чему посвящены специальные книги.[11]

Рис. 87. Удачным кадрированием подчеркивается эффект движения

Кому из вас незнакомо давнее «Спокойно, снимаю!»? Так часто подшучивают над фотографами-портретистами. А ведь в слове «спокойно» скрывается глубокий технический смысл. Достаточно немного пошевелиться — и снимок будет испорчен.

Когда объект съемки неподвижен, неподвижно и его изображение. Тогда можно фотографировать с любой длительной выдержкой. Разумеется, что при мало-мальски продолжительной выдержке фотоаппарат надо привинтить к штативу.

Иначе обстоит дело, когда объект находится в движении. В этом случае во время съемки движется и его изображение, и если не учесть этого обстоятельства, то можно сказать заранее, что результат будет неважный. Допуски здесь очень невелики. При съемке крупноформатными аппаратами допустим сдвиг изображения не более чем на 0,1 мм, а для малоформатных камер он не должен превышать 0,03-0,05 мм.

Скорость перемещения изображения тем больше, чем быстрее движется объект и чем ближе к фотоаппарату он расположен. Большое значение имеет и направление движения. Одно дело, если объект, например автомобиль, движется в направлении к фотоаппарату или от него, другое, — если тот же автомобиль при той же скорости движения снимается сбоку. Во втором случае изображение будет перемещаться быстрее и выдержка при съемке должна быть короче (рис. 88).

Рис. 88. В зависимости от направления движения снимаемого объекта выдержка изменяется

Наконец, в спортивной съемке, как и вообще при съемке идущих или бегущих людей и животных, скорость передвижения самого объекта может быть и не очень велика, а руки и ноги движутся быстрее. Даже стоящий на месте, но жестикулирующий человек — это тоже движущийся объект. Как во всех этих случаях определить выдержку?

Сделаем примерный расчет. Допустим, с расстояния 25мфотографируется автомобиль, идущий под прямым углом к направлению съемки со скоростью 60 км/ч, т. е. 17 м/с. При съемке с такого расстояния фотоаппаратом «Зоркий» с объективом, имеющим фокусное расстояние 5 см, изображение автомобиля на пленке будет в 500 раз меньше натуры. Следовательно, и скорость движения изображения будет в 500 раз меньше, т. е. 24 мм/с. Разделив 24 мм на величину допустимого сдвига изображения (0,03 мм), получим 1/80 или округленно 1/100 с. С такой выдержкой и надо снимать.

Расчет, как видите, несложен, но было бы смешно заниматься им во время съемки. Автомобиль успеет удалиться от вас ровно на столько километров, сколько минут вы затратите на ваши подсчеты. Проще запомнить, что в любом случае съемки даже малоподвижных объектов выдержка не должна быть больше 1/25 с и всегда лучше, если она короче.

Движущиеся объекты, как правило, снимают на открытом воздухе в достаточно светлые часы дня, т. е. в условиях, когда фотографировать можно с достаточно короткой выдержкой. Поэтому не стоит особенно задумываться над расчетом выдержки; надо снимать с той наименьшей выдержкой, какую допускают световые условия, светочувствительность пленки и светосила объектива. Отступать от этого правила надо только тогда, когда необходимо диафрагмировать объектив, чтобы получить требуемую глубину резко изображаемого пространства. Однако в этом случае надо подбирать диафрагму к выдержке, а не наоборот. Проще говоря, при съемке движущихся объектов надо больше думать о выдержке, чем о диафрагме.

Назвать выдержки для всех случаев съемки подвижных объектов, конечно, невозможно. Можно привести лишь общие, ориентировочные данные, охватывающие круг объектов, наиболее часто встречающихся в практике фотолюбителя (табл. 8).

Выдержки, указанные в этой таблице, надо рассматривать как наибольшие из допустимых, и всегда, когда это возможно, снимать с более короткими выдержками.

Таблица 8

ВЫДЕРЖКА ДЛЯ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ, с

Для съемки некоторых объектов крупным планом в таблице указаны выдержки 1/500 и 1/1000 с. Как же быть, если затвор аппарата не отмеряет таких выдержек? Еще в главе 3 мы говорили, что серьезным препятствием для съемки спорта это служить не может. Надо лишь снимать с более удаленной точки.

Движущиеся объекты надо снимать, держа фотоаппарат в руках. При этом надо заранее подготовить фотоаппарат к съемке, с тем чтобы в наиболее подходящий момент оставалось только скадрировать снимок и спустить затвор. Это особенно важно при съемке спорта, когда на наводку на резкость и прочие подготовительные операции часто не остается времени. Здесь приходится действовать так: заранее навести на то место, где обычно наблюдаются наиболее интересные спортивные моменты (у футбольных или хоккейных ворот, у финиша пробега, у того места трамплина, где лыжник взлетает в воздух, у вышки, с которой прыгают в воду, и т. д.), и ждать спортсменов в поле выбранного кадра.

Вот здесь-то и может пригодиться фотоаппарат с механическим приводом, о котором мы упоминали в главе 3.

Рис. 89. Фотоаппарат «ЛОМО-135ВС» с пружинным механизмом

Промышленность выпускает фотоаппарат под шифрованным названием «ЛОМО-135ВС»[12] (рис. 89). Выпускается он с несъемным объективом «Индустар-73», 2,8/40 мм. Центральный затвор его действует с выдержками от 1/15 до 1/250 с и «В». Фокусировочное устройство позволяет вести съемку в пределах от 1 м до «оо».

Установка экспозиции осуществляется по шкале символов сюжетов и погоды.

Главная особенность фотоаппарата заключается в пружинном механизме, автоматически переводящем пленку и счетчик кадров после каждой съемки.При этом механизм производит это так быстро, что съемку можно вести со скоростью до трех кадров в секунду. При съемке спортивных моментов это существенно повышает шансы на получение удачного снимка, так как из полученной серии снимков почти всегда найдется один удачный.

Все это, конечно, чисто техническая сторона дела и все направлено к получению резкого изображения объекта съемки. Но всегда ли надо действовать именно так? Конечно, нет. Ведь эти правила, по существу, приводят не к выявлению движения на снимке, а, наоборот, к остановке движения. Как бы стремительно ни двигался объект, он получится на снимке статичным. Задача состоит в том, чтобы уловить удачный момент, когда поза спортсмена, напряженность его фигуры и выражение лица говорят о стремительном движении.

Подавляющее большинство видов спорта позволяет без особого труда уловить такой момент. Любое неустойчивое положение спортсмена подчеркивает движение, и эти моменты наиболее удачны для съемки. Но встречаются и такие виды спорта (авто-, мото- и велоспорт), когда резкое изображение объекта на снимке в самом деле останавливает движение. В таких случаях динамика подчеркивается другими средствами.

Один из них — съемка в момент, когда велосипедист или мотоциклист находится на вираже или на повороте и наклонен вбок. Другой, очень эффективный прием, хорошо подчеркивающий движение, — так называемая съемка с проводкой. Пример такой съемки приведен на рис. 90, где мотоциклист показан на размытом фоне. Такие снимки делаются с заведомо большой выдержкой, но в момент съемки фотоаппарат как бы ведут за объектом, поворачивая объектив по направлению движения.

Рис. 90. Съемка с проводкой подчеркивает движение

Подобные приемы применяются, конечно, когда геометрические формы объекта во время его движения не изменяются (мотоцикл, автомобиль и т. п.) и когда снимают под большим углом к направлению движения.

Наконец, для получения эффектного снимка можно вообще отступить от выполнения технических правил. Взгляните на рис. 91. По существу, он сделан не только нерезко, но к тому же и смазанно; и именно этим подчеркнута на снимке огромная скорость движения мотоциклиста. Искусство, как видите, не подчиняется техническим правилам и условиям.

Рис. 91. Некоторая смазанность изображения создает впечатление стремительного движения

Конечно, не все снимки, сделанные с нарушением технических правил, можно считать произведениями искусства, но подобные приемы уместны, когда нужно усилить на снимке впечатление стремительного движения.

Все эти приемы требуют мастерства, но попробовать свои силы в такой съемке не запрещается никому.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Что такое видоискатель в фотоаппарате? Оптический, электронный

Если отбросить технические термины и судить логично, то слово «видоискатель» воспринимается так: «поиск вида». Т.е. данный элемент фотоаппарата позволяет фотографу отыскать нужный ему кадр – увидеть картинку, которую он хочет запечатлеть на фото.

зеркальный видоискательзеркальный видоискатель

В зеркальной камере это окошко, куда заглядывает фотограф, в обычной цифровой мыльнице – это ЖК-экран, хотя об этом подробнее ниже. Самая главная задача видоискателя – позволить фотографу увидеть рамки будущего фото, настроить фокусировку, наклон камеры, приближение. Также в видоискателе отображается другая важная информация:

  • Экспозиция;
  • Выдержка
  • Баланс белого;
  • Светочувствительность ISO и т.д.

Один из важных вопросов, интересующих новичков: влияет ли видоискатель на качество фотографии? Технически нет, хотя косвенно, конечно же, влияет. На плохом видоискателе картинка может быть немного искажена, т.е. на дисплее она может отображаться не совсем так, как «видит» ее матрица фотоаппарата. Хотя в техническом плане видоискатель ВООБЩЕ никакого влияния не оказывает на качество фотографии.

Как минимум, есть 3 типа видоискателей:

  1. Электронный, ЖК-дисплей;
  2. Зеркальный;
  3. Оптический (параллаксный).

Не обязательно в одной камере должен использоваться какой-либо один тип. Часто в фотоаппарате есть комбинация из нескольких видов.

Зеркальный видоискатель

Зеркальные фотоаппараты называются потому, что в них используется зеркало для направления потока света в видоискатель. Чтобы проще понять, как это работает, взгляните на эту схему:

устройство зеркального фотоаппаратаустройство зеркального фотоаппарата

Здесь световой поток через объектив попадает на зеркало (1), затем направляется в пентапризму (3) и оттуда «рикошетит» в видоискатель (2). Применяется такая схема на профессиональных фотоаппаратах всегда, хотя в последнее время появились дешевые зеркальные фотоаппараты начального уровня – в них тоже используется зеркальный видоискатель.

Преимущества такой системы более чем очевидны: фотограф видит в видоискателе именно тот кадр, который он собирается запечатлеть, без искажений и параллакса (что такое параллакс см. ниже). Также он не требует затрат энергии аккумулятора.

Недостаток тоже есть – такая система требует места для реализации, поэтому зеркальные фотоаппараты большие и тяжелые. Также она технически сложная, что предполагает увеличение стоимости камеры.

Оптический (параллаксный) видоискатель

Оптический видоискатель – это набор линз, встроенных в корпус фотоаппарата. Через все эти линзы и видно изображение.

оптический видоискательоптический видоискатель

Т.к. видоискатель находится не на одном уровне с объективом, то возникает разность в направлении, что и называется параллаксом. Т.е. в видоискатель фотограф видит не совсем то изображение, которое он собирается получить на фото, всегда есть погрешность. Также в оптическом видоискателе не видно фокусировку, что еще один недостаток.

Оптический видоискатель сразу видно на корпусе камеры – есть специальное окошко, хотя его часто путают с зеркальным видоискателем. Знайте: разница между ними огромная.

Электронный видоискатель

Это относительно простая система, которая задействует процессор фотоаппарата, матрицу и ЖК-дисплей.

Взгляните на эту схему:

устройство обычного цифрового фотоаппаратаустройство обычного цифрового фотоаппарата

Световой поток через объектив сразу попадает на матрицу (1). Изображение с матрицы считывается процессором (2), затем оно оцифровывается, немного корректируется и выводится на ЖК-экран (3). В результате фотограф видит картинку.

Учитывая тот факт, что процессору требуется время для обработки данных, а также время отклика дисплея, картинка на экране может «плавать». Также при слабой подсветке или, наоборот, очень сильном освещении, на экране сложно оценить качество картинки.

Использование дисплея в качестве видоискателяИспользование дисплея в качестве видоискателя

Кроме прочего, система обладает еще одним недостаток. Это энергопотребление. Для вывода изображения на экран задействуется и матрица, и процессор, и сам же экран, а он потребляет много энергии. Поэтому мыльницы или беззеркальные камеры так «жрут» энергию батареи. Зеркальные фотоаппараты в этом плане выигрывают с большим преимуществом.

Зато, в отличие от оптического, зеркальный видоискатель показывает ту же картинку, что видит сам объектив, т.е. нет параллакса.

Пожалуй, это все. Очень надеюсь, что я нигде не ошибся и ничего не потерял.

Мы в сети «Вконтакте»

tehnika-soveti.ru

Типы видоискателей

Видоискатель - это элемент фотоаппарата, предназначенный для визуального определения кадра (границ изображения снимаемого объекта). При помощи видоискателя  фотограф формирует композицию кадра. Простейшие видоискатели представляют собой прямоугольное отверстие в корпусе камеры, прикрытое стеклом. Современные видоискатели, кроме оптики, оснащены информационным дисплеем, предоставляющим пользователю данные о параметрах съемки, точках фокусировки и других настройках. Видоискатель не влияет непосредственно на качество фотографий и служит для выполнения двух функций - выбора кадра и наводки на резкость, то есть определения расстояния до объекта съемки. Главной задачей все же является выбор кадра, так как именно через видоискатель фотограф определяет, что будет изображено на фотографии.

Видоискатели цифровых камер подразделяются на три основных вида: оптические, электронные EVF и зеркальные. В качестве альтернативного видоискателя в фотоаппарате также могут использоваться жидкокристаллические дисплеи (в компактных фотоаппаратах ЖК-экран используется в качестве основного видоискателя).

Оптический видоискатель (параллаксный) использует набор линз встроенных в фотоаппарат, через который фотограф может увидеть снимаемый объект. В таких устройствах существует разность между направлением оптической оси объектива и видоискателя, что  приводит к тому, что изображение в видоискателе несколько отличается от того, которое видит объектив. Такое несовпадение вносит определенную погрешность и называется параллаксом. Цифровые фотоаппараты оснащены, как правило, двумя видоискателями. Основной видоискатель - это отверстие в корпусе камеры со сложной системой усиления, изменяющей масштаб изображения при зумировании синхронно с линзой, а второй это ЖК-дисплей используемый для просмотра отснятых снимков или подбора границ нового кадра. Удобство основного видоискателя особенно заметно при ярком освещении, а его недостатком является то, что фотограф смотрит в этот объектив под другим углом, чем ЖК-дисплей.

Оптический видоискатель

Преимущества оптических видоискателей:

  1. Не потребляет электроэнергию;
  2. Возможность использования даже при ярком освещении.

Недостатки оптических видоискателей:

  1. Граници кадра и степень приближения не совпадают с тем что видит объектив;
  2. Ограничена возможность зума до 4x.

Электронный видоискатель (EVF или  Electronic View Finder)  является беспараллаксным и применяется в видеокамерах и фотоаппаратах.  Изображение с матрицы он показывает либо непосредственно на дисплее компактных цифровых фотоаппаратов, либо через окуляр в видеокамерах и в псевдозеркальных цифровых фотоаппаратах, то есть представляет собой компактный монитор. Электронные видоискатели предоставляют пользователю дополнительную информацию о настройках фокусного расстояния, выдержке, состоянии вспышки и др.

Электронный видоискатель

Преимущество электронных видоискателей:

  • Показывает точное изображение с матрицы цифрового аппарата, параллакс отсутствует;
  • Фотограф может оценивать правильность выставленной экспозиции;

Недостатки электронных видоискателей:

  • Для получения изображения матрица должна быть постоянно включена, что приводит к её нагреву и увеличению шума, что, в свою очередь, снижает качество снимка. Для решения этой проблемы в некоторых аппаратах используют две отдельные матрицы для съёмки и видоискателя;
  • Использование электронных видоискателей приводит к запаздыванию изображения, поэтому съёмка спортивных соревнований, детей и животных оказывается довольно сложным занятием;
  • Количество пикселей видоискателя меньше, чем у матрицы, поэтому при ручной наводке резкости участок изображения увеличивается, однако при недостаточной освещённости шум матрицы делает невозможной оперативную точную ручную фокусировку;

Зеркальный видоискатель это оптический видоискатель с активным зеркалом, которое отражает свет из объектива в пентапризму, при этом параллакс отсутствует. В зеркальном видоискателе отклоняющееся зеркало располагается между объективом и поверхностью светочувствительной матрицы. Световые лучи из объектива, зеркало отражает через фокусировочную линзу на пентапризму зеркальной фотокамеры, а затем после многократного преломления лучи в обращенном виде фокусируются на линзе окуляра видоискателя. При нажатии на кнопку спуска срабатывает затвор, который находится за отклоняющим зеркалом непосредственно перед поверхностью матрицы, и зеркало поднимается. В этот момент (доли секунды) в окуляре видоискателя ничего не видно (так как зеркало поднято, а лучи падают прямо на матрицу), после чего зеркало возвращается в прежнее положение, затвор закрывается, а в видоискателе вновь видно изображение из объектива.

Зеркальный видоискатель

Преимущества зеркальных видоискателей:

  1. Отсутствует эффект параллакса;
  2. Низкое энергопотребление;
  3. Удобство использования даже при ярком внешнем освещении;
  4. Простота наводки на резкость;
  5. Позволяют наглядно оценить глубину резкости (ГРИП) и размытость фона (боке).

Недостатки зеркальных видоискателей:

  1. Механизм подъема зеркала удорожает, увеличивает и утяжеляет конструкцию фотокамеры;
  2. Подъем зеркала создает дополнительные вибрации, что создает шум на изображении.

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание, что каждый видоискатель характеризуется зоной охвата и увеличением. Зона охвата измеряется в процентах и показывает, какая доля изображения с пленки или матрицы, выводится на видоискатель. Чем она больше, тем проще увидеть периферию кадра. Увеличение является характеристикой видоискателя, которая позволяет лучше настроить фокусировку.

Автор: FC,27.05.2013 г.

www.fotik-city.ru

Что такое видоискатель и для чего он нужен? - Фото техника - FAQStorage.ru

Что такое видоискатель и для чего он нужен?

Если отбросить технические термины и судить логично, то слово «видоискатель» воспринимается так: «поиск вида». Т.е. данный элемент фотоаппарата позволяет фотографу отыскать нужный ему кадр – увидеть картинку, которую он хочет запечатлеть на фото.

zerkal-ny-j-vidoiskatel-.jpg

зеркальный видоискатель

В зеркальной камере это окошко, куда заглядывает фотограф, в обычной цифровой мыльнице – это ЖК-экран, хотя об этом подробнее ниже. Самая главная задача видоискателя – позволить фотографу увидеть рамки будущего фото, настроить фокусировку, наклон камеры, приближение. Также в видоискателе отображается другая важная информация:

  • Экспозиция;
  • Выдержка
  • Баланс белого;
  • Светочувствительность ISO и т.д.

Один из важных вопросов, интересующих новичков: влияет ли видоискатель на качество фотографии? Технически нет, хотя косвенно, конечно же, влияет. На плохом видоискателе картинка может быть немного искажена, т.е. на дисплее она может отображаться не совсем так, как «видит» ее матрица фотоаппарата. Хотя в техническом плане видоискатель ВООБЩЕ никакого влияния не оказывает на качество фотографии.

Как минимум, есть 3 типа видоискателей:

  1. Электронный, ЖК-дисплей;
  2. Зеркальный;
  3. Оптический (параллаксный).

Не обязательно в одной камере должен использоваться какой-либо один тип. Часто в фотоаппарате есть комбинация из нескольких видов.

Зеркальный видоискатель

Зеркальные фотоаппараты называются потому, что в них используется зеркало для направления потока света в видоискатель. Чтобы проще понять, как это работает, взгляните на эту схему:

ustrojstvo-zerkal-nogo-fotoapparata.jpg

устройство зеркального фотоаппарата

Здесь световой поток через объектив попадает на зеркало (1), затем направляется в пентапризму (3) и оттуда «рикошетит» в видоискатель (2). Применяется такая схема на профессиональных фотоаппаратах всегда, хотя в последнее время появились дешевые зеркальные фотоаппараты начального уровня – в них тоже используется зеркальный видоискатель.

Преимущества такой системы более чем очевидны: фотограф видит в видоискателе именно тот кадр, который он собирается запечатлеть, без искажений и параллакса (что такое параллакс см. ниже). Также он не требует затрат энергии аккумулятора.

Недостаток тоже есть – такая система требует места для реализации, поэтому зеркальные фотоаппараты большие и тяжелые. Также она технически сложная, что предполагает увеличение стоимости камеры.

Оптический (параллаксный) видоискатель

Оптический видоискатель – это набор линз, встроенных в корпус фотоаппарата. Через все эти линзы и видно изображение.

opticheskij-vidoiskatel-.jpg

оптический видоискатель

Т.к. видоискатель находится не на одном уровне с объективом, то возникает разность в направлении, что и называется параллаксом. Т.е. в видоискатель фотограф видит не совсем то изображение, которое он собирается получить на фото, всегда есть погрешность. Также в оптическом видоискателе не видно фокусировку, что еще один недостаток.

Оптический видоискатель сразу видно на корпусе камеры – есть специальное окошко, хотя его часто путают с зеркальным видоискателем. Знайте: разница между ними огромная.

Электронный видоискатель

Это относительно простая система, которая задействует процессор фотоаппарата, матрицу и ЖК-дисплей.

Взгляните на эту схему:

ustrojstvo-bezzerkal-nogo-fotoapparata.j

устройство обычного цифрового фотоаппарата

Световой поток через объектив сразу попадает на матрицу (1). Изображение с матрицы считывается процессором (2), затем оно оцифровывается, немного корректируется и выводится на ЖК-экран (3). В результате фотограф видит картинку.

Учитывая тот факт, что процессору требуется время для обработки данных, а также время отклика дисплея, картинка на экране может «плавать». Также при слабой подсветке или, наоборот, очень сильном освещении, на экране сложно оценить качество картинки.

zhk-displej-kak-vidoiskatel-.jpg

Использование дисплея в качестве видоискателя

Кроме прочего, система обладает еще одним недостаток. Это энергопотребление. Для вывода изображения на экран задействуется и матрица, и процессор, и сам же экран, а он потребляет много энергии. Поэтому мыльницы или беззеркальные камеры так «жрут» энергию батареи. Зеркальные фотоаппараты в этом плане выигрывают с большим преимуществом.

Зато, в отличие от оптического, зеркальный видоискатель показывает ту же картинку, что видит сам объектив, т.е. нет параллакса.

Пожалуй, это все. Очень надеюсь, что я нигде не ошибся и ничего не потерял.

faqstorage.ru


Смотрите также