"Урало-сибирская роспись". Урок декоративного рисования в 3-м классе детской школы искусств. Декоративное рисование в 3 классе


"Урало-сибирская роспись". Урок декоративного рисования в 3-м классе детской школы искусств

Разделы: Технология, МХК и ИЗО

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с урало-сибирской росписью, её особенностями, композицией и технологией росписи;
  • развивать живописные умения и навыки при создании мотивов росписи;
  • воспитывать интерес к искусству Прикамья, чувство отзывчивости на прекрасное

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге Барадулина В.А. « Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву», Пермь, 1987.

Оборудование: гуашь, кисти плоские и круглые № 3-6, клей ПВА, бумага А-4, грунтованные доски.

Зрительный ряд: образцы расписных досок, образцы-схемы техники росписи, таблица разновидностей композиций.

Литературный ряд: сказка-быль, стихи

Словарь: свободная маховая роспись, подмалёвок, разбел (разживка), приписки

План урока:

1. Оргмомент. Сообщение темы урока. Сказка-быль о возникновении уральской росписи. 2. Беседа об особенностях росписи, демонстрация образцов расписных предметов, выделение мотивов, колорита, техники росписи. 3. Сообщение задачи урока – научиться технологии урало-сибирской росписи и разработка композиции. 4. Практическая работа по освоению технологии росписи. Стихи. Упражнения «Ягодка», «Цветок», «Листок», «Приписки», «Птицы». 5. Итог урока. Анализ творческих работ. Выставка.

Методические рекомендации к уроку:

1. При изучении этой темы, в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня подготовки, количество часов может меняться, например, на 1 уроке познакомить детей с историей возникновения росписи, на следующих упражняемся в приёмах, составляем композицию, далее вводим в мотивы росписи птиц и зверей; 2. Осваивая роспись, знать, что это свободная маховая роспись и выполняется без предварительного наброска. Вначале изучают приемы работы с кистью. Черенок кисточки  лежит между указательным и средним пальцами, сверху прижимая подушечкой большого пальца, мизинец и безымянный пальцы согнуты, кисть руки лежит свободно. Покатать кисть вперёд-назад, затем сделать кружок, Прокручивая её по оси симметрии; 3.Основные приёмы росписи: «Подмалёвок» – цветной кружок по оси симметрии «Разбел» («разживка») – набор на кисть сразу 2-х цветов, один из которых белый, причём белила идут по внешнему контуру «Приписки» – разные по величине травки, выполняются чёрным цветом и другим 4. В росписи необходимо сразу приучатся к цветным фонам, даже элементы выполнять на окрашенной поверхности. Задания: «Дорожка» – набор на кисть любого цвета с белилами, вести кистью вверх-вниз «Ягодка» – ведение кисти по кругу с вращением её вокруг оси «Цветок» – нанесение подмалёвка, затем с белилами круглые лепестки и серединка »ягодка», «спираль», «полутон. «Листок» – подмалёвок, одновременно набираем 2 цвета с белильной разживкой «Приписки» – простейшие композиции типа «стебель с завитком», «ягодка с цветком» 5. Знакомство с композицией: Центральная – по центру доски букетик из цветов, ягод с приписками. Венок – из цветов, листьев, плодов. Угловая – небольшая веточка с цветами и ягодами и с сидящими птицами. 6. После просушки деревянных досок можно закрепить роспись мебельным лаком 2 раза.

ХОД УРОКА

– Ребята, мы сегодня познакомимся с урало-сибирской росписью и даже сами окажемся в роли мастеров росписи. А сейчас послушайте сказку-быль о возникновении урало-сибирской росписи. – Жили-были дед с бабкой в маленькой деревушке на Урале. Летом в гости к ним приезжала маленькая внучка, и они ходили по грибы, ягоды, любовались цветами, птицами. Все вместе косили сено для коровушки, то холсты на речке мыли. Дед плёл корзинки для грибов,  бабка пряла пряжу, а внучка им помогала. Как-то принесла она из леса букетик, поставила на окошко и стало в избёнке красиво и весело, ведь не было у деда с бабкой украшений в доме. Так и стали украшать её цветами. А наступила осень – уехала внучка – ей в школу пора, отцвели цветы, пожелтели листья, а потом и зима пришла. И решил дед развеселить бабку, взял краски и начал свою избушку расписывать. А рисовать стал цветы и листья, которые видел весной и летом, из которых собирали букеты. На потолке нарисовал венок, который внучка на голове носила, у печки – букетик собранный вырос, на прялке веточку с птицами нарисовал, а на сундуке совушку-охранительницу. Не забыл дед и про осень и зиму. В цветы добавил белой краски, такой белой – как снег. И получилось так, что поселились в избушке все времена года – весна, лето, осень, зима. Очень понравилась роспись гостям из Сибири и они решили расписать свои избы. А чтобы внучка не забыла о летнем букетике, нарисовал дед его на дощечке разделочной, да и повёз внучке в город. А жили дед с бабкой в самом красивом уголке нашей Родины – на Урале, в наших краях. Поэтому и назвали роспись уральской, в честь родного края.

Беседа:

– Где возникла роспись? – Какие мотивы нарисовал дед? – Какие краски использовал? – Как называется роспись?

Учитель обращает внимание на образцы расписных досок, находящиеся в классе.

– Посмотрите на расписные доски – какие они разные. Обратите внимание на цвет фона. Фон может быть оранжевым, красным, голубым, зелёным, коричневым или простой цвет дерева.  Полюбуйтесь красочностью узора, её яркостью и нарядностью. Какие мотивы вы видите?

Ученики называют колосья, берёзовые листья, шиповник, купавка, ягоды смородины, рябины и др.  

Учитель обобщает:

– Правильно, растительные мотивы – цветы, листья, ягоды и мотивы птиц, зверей. – Где еще встречается урало-сибирскую роспись? Вспомните  иллюстрации, которые мы рассматривали,  в книге Барадулина В.А. (в интерьере дома, на предметах быта). – Техника урало-сибирской росписи отличается простотой. Свободная маховая роспись (выполняется без предварительного наброска). Ведущая роль отводится цветному фону. На расписываемую поверхность наносим  цветной подмалёвок. Затем на кисть с несмытой краской опускаем в белила, вращая кистью вокруг оси, превращаем подмалёвок в бутон или ягодку. Появляется объемность и мягкий переход. Затем можно попробовать после подмалёвка, набрать сразу 2 цвета, один из которых белила. Этот приём называется разбел.

Предложить детям правильно взять кисть (показ) и сделать кружок без краски. После освоения приёмов подмалёвок и разбел, изучают приписки.

Приписки – это небольшие травки, капельки. Кисть ставят почти вертикально, постепенно опуская и быстро отрываем так, чтобы получился каплевидный мазок. Приписки выполняются черным цветом. Эти приёмы мы освоим в практической работе.

Сообщение задачи урока:

– Освоить технологию урало-сибирской росписи и создать свою композицию.

Практическая работа

Обратить внимание на схему последовательности выполнения росписи. Упражнения «Ягодка», «Цветок», «Листок», Птица», «Приписки».

Чтение стихов:

«Ягодка»

Приём « разбел» лежит в основе Уральской росписи у нас Бери скорее кисть, будь наготове, Получится и ягодка у нас.

«Берёзовый лист»

Берёзовый лист похож на сердечко, Найдём и ему на дощечке местечко.

«Цветок»

Цветок-сказка распустился Из кольца и лепестков На шкатулке очутился Этот сказочный цветок.

После выполнения упражнений, можно поучиться рисовать совушку, петушка, голубя, кошечку, льва. Грунтовка деревянной доски (бумаги) с помощью цвета и клея ПВА выполнена заранее. Обратить внимание на таблицу образцов композиций. Разработка  композиции со своими мотивами росписи. Педагог напоминает о соотношение цвета фона с цветовой гаммой мотива композиции: если фон росписи светлый, то разживку выполняем тёмными тонами, а если фон росписи цветной – оранжевый, красный, синий, зелёный, коричневый, – применяем разбел.

Самостоятельная работа

Композицию можно выполнять на деревянной доске или на бумаге, в зависимости от индивидуальных особенностей и освоения технологии росписи. После высыхания, роспись на досках, покрываем мебельным лаком для закрепления цвета.

Итог урока:  просмотр творческих работ, обсуждение успехов, организация выставки

Приложение 1

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок ИЗО в 3 классе "Декоративное рисование «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь)"

Цели: ознакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства; развивать творческое воображение детей; систематизировать знания учащихся о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву; воспитывать бережное отношение к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки.

 

Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы (фотографии) богородской деревянной резной игрушки; образец педагогического рисунка «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы составим эскиз подарочного изделия, которое можно будет потом выполнить на уроках технологии или в группе продленного дня. Тема сегодняшнего урока – «Веселые игрушки».

III. Актуализация знаний учащихся.

Через многие уроки изобразительного искусства и в первом, и втором, и в третьем классах проходит тема народного искусства, связанная с различными видами художественной обработки дерева. Сегодня мы будем знакомиться с забавными игрушками с движением и звуком из села Богородское Московской области.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Сюжеты сказок и герои из сказок волновали людей всегда. Мастера резьбы и росписи по дереву использовали темы сказок для создания своих изделий, например игрушек. Послушайте замечательное стихотворение русского поэта:

Как прозрачен, белоснежен

Блеск узорных окон!

Как пушист и мягко нежен

Золотой твой локон!

Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!

Засмеешься – вздрогнут губки,

Задрожат ресницы.

Веселишь ты всех прохожих –

Молодых и старых,

Некрасивых и пригожих,

Толстых и поджарых.

Подивятся, улыбнутся,

Поплетутся далее,

Будто вовсе, как смеются

Дети, не видали.

И пойдешь ты дальше с мамой

Покупать игрушки

И рассматривать за рамой

Звезды и хлопушки.

Ты сама нарядишь елку

В звезды золотые

И привяжешь к ветке колкой

Яблоки большие,

Чтоб оттягивать большими

Яблоками ветки

И привязывать под ними

Для орехов сетки.

Ты на елку бусы кинешь,

Золотые нити,

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь – посмотрите!

Крикнешь ты, подымешь ветку

Тонкими руками…

А уж там смеется дедка

С белыми усами.

                               А. Блок

Народные мастера из села Богородское создают деревянную резную игрушку, в которой отражены ценные традиции искусства резьбы, заключена богатая пластика.

Посмотрите, как остроумно действуют эти игрушки.

Вы поняли, что главные персонажи богородской игрушки – зайцы, медведи, лисицы – трудятся у станка, ездят на лыжах, летают в космос, фотографируют Луну. Современные темы решаются по-игрушечному весело, с выдумкой. Особенно близки мастерам басня, сказка.

Дополнительный материал

Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергиевой лавре (нынешний город Загорск) обеспечивала хороший сбыт продукции мастеров. По примеру других промыслов в Богородском на рубеже XVI–XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XVIII веке она приобрела достаточно самобытный характер по тематике и в манере исполнения. XIX в. дал новые стимулы развитию творчества богородских мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих горожан, крестьян, игрушка становилась скульптурой, сюжеты и мотивы которой шли от лубка, но трактовались по-своему, с учетом особенностей дерева. На этом этапе развития в богородской игрушке и скульптуре появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными, раскованными в движении. С этим связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Правда, раскраску некоторой части изделий выполняли уже ремесленники Сергиева Посада, куда поступала продукция богородских резчиков.

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали. Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.

Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.

Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы, продиктованная объемом заготовки, которая получается в результате раскалывания полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в скульптуре конца XIX в.

Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и в художественном училище, расположенном в Загорском районе. Обучение проводится и непосредственно на производстве путем передачи основ ремесла опытными мастерами молодому поколению.

Профессиональная подготовка кадров резчиков позволяет находить новые оригинальные решения игрушек и все чаще создавать работы, представляющие оригинальную декоративную скульптуру из дерева.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Перед вами настоящие богородские игрушки (показывает фотографии). Рассмотрим остроумные эти игрушки.

В отличие от игрушек Севера и Поволжья, в Богородском и Сергиевом Посаде делают фигурки реалистические. Их сначала обрубают топором, а затем детально отделывают ножом и стамесками. Тщательно прорабатывают шерсть животного или оперение птицы, но выполняются они орнаментально и декоративно. Рельефные, плоские и заглубленные порезки создают удивительно живописную игру поверхности и выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это помогает сохранить определенную меру условности и подчеркнуть выразительность формы.

Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя. Привлекают не только занимательный сюжет, теплый юмор, типичность персонажей, но и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки.

В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линия силуэта – так создается прекрасный и могучий образ.

Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку.

Интересно отметить, что игрушечный медведь может выполнять не только традиционную крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, ловить рыбу, подметать, носить воду, пахать, – но и играть в хоккей, мыться под душем и даже работать на компьютере.

Игрушка получается запоминающейся и веселой. Так в народной игрушке нашли отражение старые и современные сюжеты.

Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.

Изображение любимых игрушек поможет вам в оформлении подарочных изделий, которые можно сконструировать из коробков, коробочек, катушек на уроках труда. Это могут быть звери, машины, мебель, куклы.

VI. Работа над новым материалом.

Что вы знаете о художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву?

Что вы знаете об украшениях крестьянских деревянных изб?

Почему эти дома напоминают сказочные?

Какие мастера делают кухонную утварь, украшенную травкой, купавами и розанами?

Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?

Какие образцы народной деревянной игрушки встречаются в глиняной игрушке?

Каковы излюбленные изображения в народной росписи, вышивке и игрушке?

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок богородской игрушки.

1. Определяю положение листа в зависимости от композиции. У меня будет игрушка, состоящая из двух героев, поэтому лучше лист расположить по горизонтали. Намечаю размеры каждого из героев – медведя и мужичка.

2. Намечаю движение каждого из героев. Мужик сидит прямо, а медведь наклонился вперед, чтобы бить по наковальне. У каждого из них – молоток. А сидят они на двух бревнах. Эти «бревна» движутся и приводят в действие игрушку – каждый из героев попеременно бъет молотком по наковальне.

3. Точно прорисую движение каждого из героев. Изображаю одежду мужика – длинную рубаху, широкие штаны и лапти, на голове – высокая шапка. Уточняю фигуру медведя и прорисовываю его морду.

4. Выполняю цветом охры заливку всей игрушки. Для проработки объема выполняю коричневым цветом складки одежды, отдельные части тела у медведя. Тонкой кистью темно-коричневым цветом прорисовываю мелкие детали. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок богородской игрушки карандашом и гуашевыми красками.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют самые оригинальные работы. Посмотрите, как творчески … (фамилии, имена учеников) подошли к выполнению этого трудного задания.

2. Обобщение изученного материала.

Вы поняли, что народная игрушка позволяет нам лучше узнать историю народа, учит ценить и понимать традиции и народную мудрость.

Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?

Что является изюминкой народной деревянной игрушки?

Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.

 

utinye-uroki.ru

Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Декоративное рисование. Русская матрешка в осеннем уборе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение.

«Полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» – это определение матрешки дано в словаре Ожегова.

Сухо и лаконично. Но практически в каждом доме есть сувенир, своеобразный символ русской культуры и очень красивая деревянная игрушка – Матрешка. И очень хочется выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России за рубежом?

Цели:

  • Познакомить с историей создания русской матрёшки.
  • Расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных особенностях.
  • Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов.
  • Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах.
  • Воспитывать уважение к народным традициям.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Определение темы и цели занятия.

– Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить слова в том порядке , как я их продиктую: сувенир, кукла, девица, дерево, символ, роспись, промысел.

Запишите слова. У кого больше? Прочитайте.

– Внимательно посмотрите на слова, ещё раз их прочитайте. Какой образ взник в вашем воображении?

МАТРЁШКА

– Что вам известно об этом изделии?

III. Актуализация знаний учащихся.

Беседа об истории русской матрёшки. 

Если Вы считаете «русскую матрёшку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В. Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Знакомство с особенностями росписи разных областей России

Существует несколько промыслов по изготовлению матрёшек. Но самые известными и распространёнными являются Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская и вам сейчас предстоит по описанию определить к какому же из них принадлежит предложенный вам сувенир.

РАБОТА В ГРУППАХ

Загорская матрёшка.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему полю.

Семёновская матрёшка

Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.

Полхов-майданская матрёшка.

Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" – так называют мастера свои поделки-матрёшки.

Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пято – это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили дети. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.

ДЕМОНСТРАЦИЯ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ

IV. Физкультминутка

V. Музыкальное сопровождение.

VI. Подготовка к выполнению творческой работы в ПАРАХ

– Из предложенного вам природного материала предстоит составить узор, который потом перенесёте на индивидуальные рисунки.

VII. Практическая работа.

VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.

– Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

(Ответы и рассказы детей)

– Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!

Библиографический список 

  • www.souvenirs-online.ru/article02_ch32.php?lang=rus (Виды русской матрешки. "Загорский" стиль росписи матрешки)
  • rusmatreshka.narod.ru/m22.html (История Семеновской матрёшки)
  • www.rukukla.ru/article/kuhi/matre6ka.htm (История деревянных игрушек)
  • articles.kompass.ua/publ/66-1-0-265 (Иллюстрация к работам)
  • wikipedia.org/ (Электронная библиотека)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Декоративное рисование" (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа

Технологическая карта по изобразительному искусству в 3 классе

Тема занятия: «Декоративное рисование»

Тип урока: Комбинированный

Цель: узнать о народном промысле – Жостово, о разнообразии форм и фонов подносов, освоить приемы жостовской росписи

Задачи:

Образовательная:

-понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка

Развивающие:

- учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

Воспитывающие:

- воспитывать умение общаться, быть искренним и честным;

- воспитать любовь к изобразительному искусству.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • осуществлять логические действия;

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

  • работать по предложенному учителем плану.

Личностные УУД:

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширить представление учащихся о Жостовском искусстве;

  • побуждение интереса к народному творчеству, к истории русского народа.

Метапредметные:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

  • развивать познавательный интерес и творческую активность, речь.

Личностные:

  • формировать эмоциональное ощущение к народному творчеству русского народа;

  • способствовать развитию познавательной деятельности учащихся в изучении темы.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование:

мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку;

Ход урока

Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Формируемые УУД

Организация класса

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

-Прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки шире открываем слушаем и запоминаем

Ни минуты не теряем.

Здороваются с учителем.

Внимательно слушают.

Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

2. Проверка готовности к уроку

- Проверим, как вы подготовились к уроку. Нам понадобится альбом, краски, кисточки, стаканчик с водой.

Внимательно слушают учителя.

Проверяют всё ли готово к уроку.

Настраиваются на работу.

infourok.ru

Урок ИЗО в 3 классе "Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем уборе» (карандаш)"

 

Цели: обучить детей умению анализировать произведения изобразительного искусства; развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы русских матрешек из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе» (карандаш).

Литературный ряд: народное творчество (стихотворения и загадка).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

Учитель. Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски.

Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России – матрешке. А так как наступила осень, то и украшать матрешек мы будем цветами и листьями. Поэтому наша работа называется «Русская матрешка в осеннем уборе».

III. Актуализация знаний учащихся.

 У кого из вас дома есть народные декоративные игрушки?

 Почему они вам нравятся?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки – точённой из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий в нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки.

В основном матрешек продавали на ярмарках.

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Все товары хороши,

Что угодно для души.

Давай покупай,

Выбирай, забирай!

 А какие еще игрушки продавали на ярмарках?

 Из каких материалов делали игрушки?

Послушайте стихи о деревянных игрушках.

А вот русская красавица

Солоночка!

Для соли, для чаю,

Для всякого случаю.

И на сахар, и на мед –

На все пойдет.

Наши утки

Несутся два раза в сутки.

Рой до дна,

Цена одна!

А вот ваза!

Бери три сразу.

Небьющиеся,

Неколющие,

Какие здоровущие!

А вот ложка!

Хлебай понемножку!

А вот молоток

На мелкий гвоздок!

 Как расписывали мастера эти игрушки?

 Что означает матрешка?

 Какие цвета чаще всего использовались при росписи матрешек?

 В чем, по вашему мнению, заключена красота матрешки?

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

Много загадок и стихотворений народные мастера посвятили красавице матрешке. Некоторые из них девочки заранее выучили и сейчас вам прочитают.

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Взял я в руки кисть и краски,

Стал волшебником из сказки.

На матрёшке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

V. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов, а также Полхов-Майдан.

Матрешки из Загорска и Семенова похожи между собой. Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники «одевали» этих матрешек в сарафан с фартучком, а на голове рисовали платок.

Мастера точно соотносили размер элементов на узоре матрешек с размерами самой матрешки. Чем больше была матрешка, тем крупнее были цветы и листья, украшающие ее фартуки. Основным цветом для сарафана матрешки являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали черным цветом. Голову всегда украшали платком, в росписи каймы которого использовали прием «тычок».

Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этой матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи полхов-майданской матрешки используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Мы сегодня выполним эскиз для росписи матрешки объемной формы. Такую игрушку-матрешку вы сделаете на уроках технологии из папье-маше.

Чтобы роспись получилась выразительная, красивая, давайте вспомним приемы народной цветочной росписи. Русские мастера часто для выполнения ягод, листьев цветов рисовали кистью простейшие элементы растительного и геометрического характера. Можно выполнить «волшебные ягоды» приемом тычка, а «волшебные листья» – приемом «прикладывание» (примакивание). Кроме того, вам знаком такой прием, как «мазок с растяжением цвета».

Так как мы украшаем русскую матрешку осенним узором, то главным элементом нашего узора будет… отгадка загадки:

Летают, кружатся,

На землю ложатся.

С земли не встают

И тут пропадут.

 Что это?

Верно, это листья дерева. Но нам надо декоративно переработать листья деревьев так, чтобы узор был более выразительным.

Чтобы роспись получилась красивой, надо вспомнить и творчески использовать приемы народной цветочной росписи.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель. Вспомните упражнения по выполнению простейших приемов кистевой росписи.

К простейшим приемам кистевой росписи относятся круги и овалы, украшенные дугами, точками и штрихами, а также цветы и листья, выполненные приемом тычка.

Выполняйте упражнения за мной – копируете мои действия:

1. Выполните любым ярким цветом круг и овал, это так выполняются подмалевки для будущих цветов – распустившихся розанов/ и бутонов / купавок / в городецкой росписи.

2. На овале выполните штрихи кривой линией, подчеркивающей форму овала, а на круге – штрихи короткие, их количество соответствует лепесткам предполагаемого цветка. Можно дополнить рисунок точками. И точки, и штрихи выполняются белого цвета. Эта операция называется – оживкой. Древние мастера считали, что таким образом нарисованные ими цветы оживают.

3. Часто цветы в той же городецкой росписи украшали дужками более темного цвета, чем подмалевок. Количество дужек и их размер выбирались в зависимости от выполняемого цветка. У розана обычно было четное количество лепестков, и все они были одинакового размера. А вот для купавки характерно, наоборот, нечетное количество лепестков, при этом самый крупный лепесток располагался напротив центра, а по обеим от него сторонам располагались лепестки меньшего размера.

4. Для выполнения веточек смородины использовали прием тычка. Намотайте кусочек ваты на кончик кисточки, обмакните его в красную краску и выполните веточку из ягод. Каждая ягодка должна быть чуть меньше предыдущей. При этом красиво смотрится веточка, если вы ее будете немного изгибать. После желательно каждый из кружков украсить маленьким темным штрихом.

Листочки выполняются зеленым цветом. Кисть кладется под наклоном и как бы примакивается. После тонкой кистью дописываются изящные элементы.

Выполнение матрешки

1. Необходимо расположить лист по вертикали. Наметим высоту и ширину матрешки. Определим соотношение нижней ее части – туловища и верхней – головы. Голова у матрешки должна быть в два раза меньше туловища. Поэтому всю высоту матрешки разделим на три части, верхняя часть как раз и будет являться высотой головы.

2. Определим пропорции и форму головы. Туловище похоже на овал, наметим его.

3. Прорисуем на голове платок и круг – лицо. В основании туловища нарисую подставочку. Обратите внимание, что эта подставочка овальной формы.

4. На лице очень аккуратными штрихами намечаю глаза, нос и рот. Отмечаю линию волос. Теперь выполняю узор из цветов и листьев на центральной части матрешки. Я располагаю в центре три цветка, вокруг которых формирую узор из лепестков. Композицию узора выполняю таким образом, чтобы от контура туловища матрешки до элементов узора было примерно одинаковое расстояние. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки и украсьте ее узором. Старайтесь выполнить выразительный узор. При этом используйте те приемы декоративной росписи, которые мы сегодня повторили.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Посмотрите лучшие работы. Эти рисунки матрешек отличаются грамотным переносом пропорций и декоративностью узоров.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке.

С какими центрами народного творчества по изготовлению матрешек вы сегодня познакомились?

Кто запомнил отличительные особенности этих матрешек?

Какие приемы народной цветочной росписи вы сегодня выполняли?

 

utinye-uroki.ru


Смотрите также