Диагностика рисованию детском саду. Диагностика в детском саду по рисованию


Диагностика рисованию детском саду. Диагностика детей. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Диагностика детей

Диагностика детского рисунка

Казалось бы, провести психологическую диагностику ребенка может только специалист. Различные тесты, мониторинги, попробуй в них разберись и объективно проанализируй. Но есть методики, которые под силу обычному смертному. Это диагностика детского рисунка. Рисуя, ребенок полностью раскрепощается. В детском рисунке раскрываются самые разные стороны личности растущего человечка. Хотите выявить отношение ребенка к членам семьи, его взгляд на ваши семейные отношения, как он определяет свое место в семье. Предложите нарисовать ребенку свою семью. Темы: Портрет моей семьи , Моя семья в праздник , Выходной день в нашем доме . Никаких советов ребенку, никаких рекомендаций. Ребенок должен все нарисовать сам.

В своем рисунке ребенок представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. В рисунке ничего случайного быть не может, ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои переживания по поводу значимого для него человека, передает важные для него особенности ситуации, свое внутреннее состояние, мир своих переживаний.

Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о рисунке. Например, Кого ты нарисовал? , Что он делает? , Какое настроение? и т.д.

Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных его деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Ну, а теперь анализируем:- ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на взаимоотношения. Иногда между отдельными членами семьи рисуются различные предметы, которые служат как бы преградой между ними;

- общая деятельность семьи, как правило, свидетельствует о благоприятных отношениях в семье. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребенка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, - это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребенка, его тревожном состоянии;

- считается, что более детально, кропотливо ребенок рисует фигуру самого любимого человека. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием;

- важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребенок рисует младшего брата большим, даже больше родителей – это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье.

Если ваш ребенок уже ходит в начальную школу. можно с помощью рисунка выявить его отношение к учебе, своему учителю. Предложите нарисовать ребенку рисунок на тему Мой (моя) учитель (учительница) .

Уши – орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Изображение без ушей означает игнорирование того, что о нем говорят, недоступность для критики.Рот – может выражать агрессию, орган нападения .Наличие шеи – способность к рациональному самоконтролю, контролю разума головы над чувствами тела.Руки – как функция взаимодействия с окружающими, размер руки, количество пальцев показывают оснащенность, могущество.Интересны в рисунках не только изображения людей, но и отношения между ними, а также отношение ребенка к неодушевленным предметам.На многих рисунках изображена доска, как объект привязанности учителя. Доска, изображенная на переднем плане, подчеркивает доминирование учителя, т.к. только он может вызвать к доске.

Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности. Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности, то, вокруг чего сконцентрировалась эмоциональная жизнь ребенка.

Размер рисунка может свидетельствовать о степени скованности, напряженности.

С помощью методики-рисунка Несуществующее животное можно выявить некоторые особенности характера ребенка. Предложите своему ребенку нарисовать несуществующее животное.

Анализ рисунка производится в зависимости от расположения его на листе бумаги, выполнения отдельных элементов.1. Положение рисунка на листе бумаги:- ближе к верху – высокая самооценка;- в центре – норма;- в низу, в уголке – заниженная самооценка, неуверенность в себе.

2. Положение головы:- повернута вправо (зеркальное отражение) говорит о том, что ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;- голова повернута влево – нерешительность, сомнения;- фас – эгоцентризм, обращение в себя;3. Нос большой и длинный – любопытство.4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих для него.5. Рот: рот с языком – значимость того, что говорят о нем, рот с зубами – некоторая агрессия, рот с губами – чувственность, рот закрыт – некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.6. Глаза: в зависимости от размера глаз проявляется степень страха – чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвергнут страхам.7. Опора животного:- крупные, толстые ноги – основательность, рационализм;- тонкие, длинные – некоторое легкомыслие, мечтательность.8. Множество конечностей – широта взглядов.9. Большое количество разных деталей говорит об энергичном характере.

Со вниманием относитесь к тому, что и как рисует ваш ребенок. Особенно ценны рисунки, нарисованные не на заданную тему, а по своему желанию. В рисунке ребенок выражает свое отношение ко всему окружающему, к своим родным, друзьям, раскрывает свои тайные страхи, переживания. Чтобы все это разглядеть в рисунках своего ребенка не надо быть квалифицированным психологом. Достаточно быть внимательным и заботливым родителем.

Автор: Маракова Екатерина

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое спасибо нажатием на кнопочки ниже.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Ольга СамойловаДиагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:

1. Предметное рисование

А) форма передана точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

А) правильно нарисованы все части предмета– 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) строение передано не точно– 1 балл

А) пропорции переданы точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

В) пропорции не верны (значительные искажения) – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

В) цвета не соответствуют предметам, ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

2. Сюжетное рисование

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла

В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл

А) движение передано достаточно четко – 3 балла

Б) движение передано неопределенно – 2 балла

В) изображение статичное – 1 балл

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла

В) Предметы не имеют связей– 1 балл

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре) с верным их расположением – 3 балла

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл

3. Декоративное рисование

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла

Б) Есть недочеты в композиции узора– 2 балла

В) композиция не верна – 1 балл

А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла

Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла

В) не владеет кистью – 1 балл

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла

Б) некоторые элементы не удались – 2 балла

В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется) – 2 балла

В) цвет не соответствует действительному – 1 балл

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 39, минимальное – 13.

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:

А) характер линии

1) слитная – 3 балла

2) прерывистая – 2 балла

3) дрожащая (жесткая, грубая) -1 балл

1) средний-3 балла

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла

3) слабый (иногда еле видный) -1балл

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 3 балла

2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл

2. Регуляция деятельности

А) Отношение к оценке взрослого

1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) -2 балла

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) - 1 балл

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1) адекватна – 3 балла

2) неадекватна – 2 балла

3) отсутствует – 1балл

3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться

А) к предложенному заданию

Б) к процессу деятельности

В) к продукту собственной деятельности

3. Уровень самостоятельности

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

1) самостоятельность замысла

2) Оригинальность изображения

3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.

Тест «Я в детском саду»

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.

Самый удобный вариант в этом случае – предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».

Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.

  1. Ребенок рисует только здание.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Несмотря на то что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания – кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные «тексты» приходит после анализа тысячи детских работ.

Быкова М. Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. – 2002 - №12

Источники: http://www.chudopredki.ru/6370-diagnostika-detskogo-risunka.html, http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-urovnja-ovladenija-izobrazitelnoi-dejatelnostyu-i-razvitija-tvorchestva-po-programe-t-s-komarovoi.html, http://www.psyoffice.ru/3-0-promet-00021.htm

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Диагностика уровня развития изобразительной деятельности детей

Диагностика уровня развития изобразительной  деятельности детей (II младшая   группа Детского сада № 252.)

Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Характер тематики детских рисунков

Уровень развития действий

Анализ качества рисунков

Средний балл

%

Восприятие

Изобрази-тельные дей-ия

Техника рисования

Резуль-татов дея-ти

Сразу после рис-ия

1

Опт. –

Выс. –

Ср. –

Низ. -

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Средний балл:

Воспитатели:

Диагностика уровня развития изобразительной  деятельности детей (средняя   группа Детского сада № 252.)

Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Характер тематики детских рисунков

Уровень развития действий

Анализ качества рисунков

Средний балл

%

Восприятие

Изобрази-тельные дей-ия

Техника рисования

Резуль-татов дея-ти

Сразу после рис-ия

1

Опт. –

Выс. –

Ср. –

Низ. -

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Средний балл:

Воспитатели:

Диагностика уровня развития изобразительной  деятельности детей (старшая группа Детского сада № 252.)

Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Характер тематики детских рисунков

Уровень развития действий

Анализ качества рисунков выполненных только что

Средний балл

%

Восприятие

Изобрази-тельные дей-ия

Техника рисования

1

Опт. –

Выс. –

Ср. –

Низ. -

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

www.pedagog.kamardin.com

Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:

1. Провести диагностическую работу по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

2. Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.

3. Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.

4. Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В подтверждение этого нами был проведен констатирующий эксперимент.

Исследовательская работа была проведена на базе ДОУ «Соболенок»

с. Баргузин, во 2 младшей группе.

В эксперименте участвуют две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по пять детей, которые будут тестироваться. С экспериментальной группой будут проводиться занятия по определенной методике, для развития у детей творческих способностей. Контрольная группа будет заниматься по обычной программе. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп. Предполагается, что после проведения занятий с экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет ясным после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

– теоретический анализ педагогической литературы;

– изучение и анализ педагогической документации и опыта работы ДОУ.

Для проведения исследовательской работы была разработана специальная диагностика по выявлению уровня навыков рисования и освоения сенсорных эталонов во второй младшей группе.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.

Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:

– передача цвета;

– передача формы;

– расположение изображений на листе.

На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

1 задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценки:

3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

3 задание «Найди предметы в группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

4 задание «Чудесный мешочек»:

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.

Критерии оценок:

3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.

2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

5 задание «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

6 задание «Домик для собачки»:

Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

– А теперь послушайте стихотворение про собачку.

– Что делает собачка? (охраняет дом)

– Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.

2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Положительным моментом в занятии было то, что почти все дети справились с данным заданием. Отрицательным моментом стала недостаточность развития художественно-творческих способностей и недостаточность развития освоения сенсорных эталонов детей. Почти все дети с интересом и активностью выполняли данное им задание.

Экспериментальная группа

Имя

Критерии

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Балл

Коэффициэнт

Уровень

Алина

3

2

2

2

3

3

15

2,5

в

Настя

3

2

2

2

3

3

15

2,5

в

Никита

2

1

2

2

2

2

11

1,8

с

Слава

2

2

1

2

2

2

11

1,8

с

Аня

3

3

2

2

2

2

14

2,6

в

Контрольная группа

Имя

Критерии №1

№2

№3

№4

№5

№6

Балл

Коэффициэнт

Уровень

Руслан

2

2

2

2

2

2

12

2

с

Соня

2

1

1

1

2

1

8

1,6

н

Паша

2

1

1

2

1

1

8

1,6

н

Саша

2

2

2

2

2

2

12

2

с

Рома

1

2

2

2

1

2

9

1,8

с

Сравнительная диаграмма экспериментальной группы

Сравнительная диаграмма контрольной группы

Автор: Гришина Мария Алексеевна

pedportal.net


Смотрите также