Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Диплом развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

Главная / Начальные классы / Разное Скачать

216.86 КБ, 1298363.docx Автор: Данилова Нюргуяна Анатольевна, 21 Ноя 2015

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования» «Допустить к защите» ________________ (Герасимова Р.Е.) зав. кафедрой андрагогики ИНПО СВФУ Слушатель курсов ПП «Олигофренопедагогика»: Данилова Нюргуяна Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Сунтарскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида» Научный руководитель: Герасимова Р.Е.,к.п.н., зав.кафедрой ИНПО СВФУ Работа защищена «___» ___________2014 г. Протокол №___________ с оценкой _____________ Якутск, 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………………….................3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта………………….………………………………………………………….7 1.1. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов……………………………………………………………………………………………...7 1.2. Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………………………………..10 1.3. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………..12 ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности.……………………………………………………………………………………..….26 2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта …………………………………………………………………….26 2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности..………………..36 2.3. Анализ результатов проведенного исследования……………………………………………...43 Заключение……………………………………………………………….………………………......50 Список литературы …………...........................................................................................................53 Приложение………………………………………….…………….…….………………………...…57 ВВЕДЕНИЕ Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой - Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов является использование нетрадиционных техник рисования. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Рисование рассматривалось исследователями Морозовой Н.Г., Петровой В.Г. в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство определения степени умственной отсталости. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания, учащихся с нарушением интеллекта. И.А. Грошенков, Т.Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты считают, что для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность. Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования». Объект исследования: развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Цель исследования: выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования. 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. 2. Провести анализ в литературе особенностей развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. 3. Изучить влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта. 4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых учащихся. Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности будет успешным, если: - разработать систему специальных занятий с учетом особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на основе проведенного анализа в психолого - педагогической литературе; - использовать нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики; - подобрать наиболее эффективные методики нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики. Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования и коррекции имеющихся недостатков. Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: • теоретический анализ психолого-педагогической литературы; • эмпирические: тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; • статистические: анализ, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов, графическое изображение результатов исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта, формы и методы ее развития. Во второй главе «Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта» показаны результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования, разработаны рекомендации для педагогов, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие мелкой моторики школьников с интеллектуальной недостаточностью. В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования» «Допустить к защите» ________________ (Герасимова Р.Е.) зав. кафедрой андрагогики ИНПО СВФУ Слушатель курсов ПП «Олигофренопедагогика»: Данилова Нюргуяна Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Сунтарскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида» Научный руководитель: Герасимова Р.Е.,к.п.н., зав.кафедрой ИНПО СВФУ Работа защищена «___» ___________2014 г. Протокол №___________ с оценкой _____________ Якутск, 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………………….................3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта………………….………………………………………………………….7 1.1. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов……………………………………………………………………………………………...7 1.2. Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………………………………..10 1.3. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………..12 ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности.……………………………………………………………………………………..….26 2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта …………………………………………………………………….26 2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности..………………..36 2.3. Анализ результатов проведенного исследования……………………………………………...43 Заключение……………………………………………………………….………………………......50 Список литературы …………...........................................................................................................53 Приложение………………………………………….…………….…….………………………...…57 ВВЕДЕНИЕ Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой - Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов является использование нетрадиционных техник рисования. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Рисование рассматривалось исследователями Морозовой Н.Г., Петровой В.Г. в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство определения степени умственной отсталости. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания, учащихся с нарушением интеллекта. И.А. Грошенков, Т.Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты считают, что для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность. Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования». Объект исследования: развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Цель исследования: выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования. 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. 2. Провести анализ в литературе особенностей развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. 3. Изучить влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта. 4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых учащихся. Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности будет успешным, если: - разработать систему специальных занятий с учетом особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на основе проведенного анализа в психолого - педагогической литературе; - использовать нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики; - подобрать наиболее эффективные методики нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики. Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования и коррекции имеющихся недостатков. Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: • теоретический анализ психолого-педагогической литературы; • эмпирические: тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; • статистические: анализ, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов, графическое изображение результатов исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта, формы и методы ее развития. Во второй главе «Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта» показаны результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования, разработаны рекомендации для педагогов, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие мелкой моторики школьников с интеллектуальной недостаточностью. В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы. ВВЕДЕНИЕ Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой - Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов является использование нетрадиционных техник рисования. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Рисование рассматривалось исследователями Морозовой Н.Г., Петровой В.Г. в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство определения степени умственной отсталости. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания, учащихся с нарушением интеллекта. И.А. Грошенков, Т.Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты считают, что для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность. Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования». Объект исследования: развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. Цель исследования: выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования. 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. 2. Провести анализ в литературе особенностей развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта. 3. Изучить влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта. 4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых учащихся. Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности будет успешным, если: - разработать систему специальных занятий с учетом особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на основе проведенного анализа в психолого - педагогической литературе; - использовать нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики; - подобрать наиболее эффективные методики нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики. Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования и коррекции имеющихся недостатков. Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: • теоретический анализ психолого-педагогической литературы; • эмпирические: тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; • статистические: анализ, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов, графическое изображение результатов исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта, формы и методы ее развития. Во второй главе «Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта» показаны результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования, разработаны рекомендации для педагогов, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие мелкой моторики школьников с интеллектуальной недостаточностью. В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы. Автор: Данилова Нюргуяна Анатольевна

Похожие материалы

pedportal.net

Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Актуальность исследования. В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе. Тема дипломной работы: Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных техник рисования.

Общеизвестно, какое важное значение в процессе роста ребенка имеет развитие мелкой моторики его рук. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов.

Многие ученые рассматривали проблему развития мелкой моторики. Рядом исследователей: Антаковой-Фоминой А.В., Исениной Е.И., Кольцовой М.М. [1, 30, 33] и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на всестороннем развитии детей.

В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих общую моторную недостаточность, неуклонно растёт, а это, в свою очередь, ведёт к различным речевым нарушениям, а также к нарушениям сенсорного воспитания, так как мелкая моторика неотъемлемая часть сенсорной культуры.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Следовательно, дети, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, зачастую, попадают в категорию «неуспевающих». Чтобы избежать этого, необходимо готовить руку ребёнка задолго до поступления в школу. По данным исследований ученых в области дошкольной педагогики отмечено, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания и развития речи детей.

Таким образом, мы считаем, что развитию мелкой моторики уделяется недостаточное внимание.

Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая.

Целесообразно уже в дошкольном возрасте создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу.

Возникает противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста и отсутствием программы его целенаправленного развития.

Проблема исследования – выявление наиболее эффективных приемов и способов развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей среднегодошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у детей среднегодошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики будет осуществляться эффективно на основе использования нетрадиционных техник рисования с детьми среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

3. Разработать и реализовать систему занятий по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста используя нетрадиционные техники рисования.

infourok.ru

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Проговаривание последовательности работы.

3. Показ педагога,  использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.

4. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

5. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

6. Музыкальное сопровождение.

7. Оформление выставок.

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Ожидаемый результат:

• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

• Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

• Повышение уровня развития творческих способностей.

• Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

  Нужно отметить, что в современном детском саду ведущей формой деятельности является игра. Каждая новая техника рисования воспринимается ребенком как игра и это благоприятно сказывается на развитии фантазии, мышлении, творческого поиска и мелкой моторики.

Опираясь на педагогические наблюдения, хочу отметить, что дети стали прибегать к использованию нетрадиционных техник рисования не только на занятиях, но и во время свободной самостоятельной деятельности. Согласно промежуточному мониторингу, могу сделать вывод, что манипулируя разными инструментами, дети повысили свой уровень развития мелкой моторики: на начало занятий у 6 детей был низкий уровень, у 21 – средний, и у 3-х воспитанников – высокий уровень развития мелкой моторики. Промежуточный мониторинг показал, что спустя четыре месяца регулярных занятий 2-ое детей из низкого уровня перешли в средний, а из среднего в свою очередь 5 дошкольников перешли к высокому уровню. На сегодняшний день я решила разработать свою авторскую технику рисования, ориентированную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендуйте родителям дошкольников практиковать в домашних условиях нетрадиционные техники рисования. Когда работа с ребенком будет проводиться и в детском саду и в стенах дома, результат не заставит себя ждать: на выходе из ДОУ мы получим уверенных в себе, самостоятельных и всесторонне развитых будущих первоклассников с подготовленной к письму рукой.

infourok.ru

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами техник нетрадиционного рисования, Педагогика

Курсовая работа по предмету: Педагогика (Пример)

Содержание

Введение

Глава

1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников

1.1. Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте

1.2.Нетрадиционные техники рисования в развитие мелкой моторики дошкольников

Глава

2. Диагностические пробы в выявлении особенностей мелкой моторики у младших дошкольников в упражнениях без предметов

2.1. Организация и ход пробного экспериментального

исследования

2.2. Разработки занятия по нетрадиционной техники рисования

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Путешествие в сказочную страну»

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

Затем взрослый повторно показывает упражнение, и ребенок вместе сним повторяет движения. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить вместе с ним. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого. В диагностическом исследовании участвовало

1. детей средней группы (4,10−5,3 г).

Исследование проходило в детском саду. Результаты выполнения диагностических заданий оценивалось количественно и качественно. Количественная оценкаСистема оценки разрабатывалась нами специально для диагностического исследования.

Успешное выполнение ребенком движений оценивалось в баллах. балл — отсутствие основных элементов в структуре движения. балла — основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. балла — точное воспроизведение движений. Он основывался на определении среднего балла каждого ребенка (средний балл ребенка).

По спектру движений, выделенных на первом этапе обработки, в качестве предположительного диагностичных для этой цели. Таким образом, определялись уровни развития мелкой моторики каждого ребенка. Низкий уровень — 0−1,4 баллаСредний уровень — 1,5−2,4 баллаВысокий уровень -2,5−3 баллаРезультаты по приведены в таблице 1. Таблица 1.Уровни развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (в %)Возрастные группы детейУровниНизкийСреднийВысокийСредняя группа (4,10−5,3 лет)105040Качественный анализНеточности в выполнении движений"Рубка" (движение прямыми ладонями, пальцы сомкнуты, поочередное постукивание по столу).

Большинство детей точно воспроизводили движения по образцу взрослого. Неточность в выполнении заключалась в том, что ладони не были выпрямлены, пальцы полусогнуты."Соление" (поглаживание всех подушечек пальцев большим) В движение поглаживания не вовлекаются все пальцы. Женя А. (5,3) — поглаживал пальчики, начиная с безымянного пальца, при этом мизинец был отодвинут в сторону. Андрей К. (4,10), Вика П. (5), Вася Л. (4,11) — поглаживали большим пальцем — средний и указательный."Щепоть-ладонь" (соединяя все пальцы левой руки в щепоть, изображая клюв дятла, постучать по правой вертикально раскрытой руке, с разведенными пальцами, и перенести эти движения на другую руку).

Основная трудность у всех детей с переносом движения с одной руки на другую. В этот момент они приостанавливали движение и зрительно контролировали перестройку положения с начало одной кисти из «щепоти-ладонь», а потом другой руки «ладонь-щепоть», и после этого продолжали движения. Затруднения наблюдались в искажении кисти, независимо от образца. Вика Ф. (5,1) — при переносе постучала сначала по кулачку, потом кулачок о кулачок, и только потом, щепотью по раскрытой ладони."Поочередное постукивание" (всеми пальчиками, начиная с мизинца обеими руками по столу) Ошибки, которые допускали дети: Вася Л. (4,11), Вика П. (5,1), Саша М. (4,10) -постукивали всеми пальчиками одновременно. Женя А. (5,3) — пальчиками постукивал поочередно, не включая большой палец. Из приведенного описания можно обобщенно сформулировать особенности выполнения детьми движений: С дифференцировкой поочередных движений пальцев: поочередное загибание пальцев при помощи другой руки. С фиксацией ладони в определенном заданном положении. Кроме того, замечено, что у детей средней группы, одно и то же движение, выполненное с разных рук, может отличаться по точности: на доминирующей руке оно выполняется легче и точнее. И так трудности у детей средней группы наблюдались с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев. У детей наблюдалась ассиметрия в движениях рук: на доминирующей руке движения выполняются легче и точнее. Движения, вызывающие у ребенка затруднение выполняется со зрительным контролем и наоборот, более легкие движения в контроле не нуждаются.2.2.

Разработки занятия по нетрадиционной техники рисованияКонспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Путешествие в сказочную страну"Цель: создать положительный эмоциональный настрой в группе. Задачи: Продолжать формировать навыки рисования, используя нетрадиционные техники (рисование ладошками, ногами, тычок жесткой полусухой кистью, оттиски печатками, пальчиковое рисование).

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать в коллективе и рядом, чувство взаимопомощи, чувство эмпатии. Предварительная работа: Чтение и драматизация русской народной сказки «Теремок»; рассматривание орнаментов; знакомство с разнообразными техниками нетрадиционного рисования; изготовление ковра-самолета.Материалы и оборудование: звуковое письмо; ковер-самолет; гуашевые краски разных цветов; листы бумаги разного размера; листы-загадки с изображениями заячьих ушей, лисьего хвоста, медвежьих лап; трафареты с изображениями зайца, лисы, медведя; жесткие кисти по количеству детей; декорация «Теремок»; печатки из губки в форме различных цветов и листьев; губка для рисования радуги; сундучок; фартуки и нарукавники на каждого ребенка; шапочки-маски героев сказки «Теремок»; угощение; музыкальное сопровождение. ХодВ дверь стучит почтальон, который приносит письмо. Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что в этом конверте.

Посмотрите-ка, здесь письмо, да не простое, а звуковое! Послушаем? (Включает запись): Здравствуйте, ребятки! Я — Мышка-норушка из волшебной сказки. Со мной случилась беда: однажды пролетал мимо нашей страны злой волшебник, махнул рукавом, и вокруг стало все темно и невесело. Подул сильный ветер, и меня унесло ветром. Я потерялась, так что я не знаю теперь, из какой я сказки. Помогите мне, ребятки, вернуться домой.(Мышка плачет.)Воспитатель: Дети, как вы думаете, мы можем помочь мышке? А как? На чем мы можем отправиться в волшебную страну? Посмотрите, а что это здесь? Да, это ковер-самолет, может быть, он нам пригодится? Конечно, в сказочную страну можно отправиться на ковре-самолете. Тогда приготовьтесь к полету! Дети располагаются на ковре и произносят волшебные слова: Отправляемся в полет -Сказка в гости нас зовет! (Звучит музыка.)Воспитатель: Ковер-самолет летит над полями, над лесами: Вот мы над рекой пролетаем, мне даже прохладно стало, а вам? (Дети поеживаются.) Ковер-самолет летит быстро, нам даже на ногах трудно удержаться.

(Воспитатель и дети слегка покачиваются, имитируя состояние полета.) Ну вот и приземлился наш ковер-самолет, мы прилетели! Проходите на эту полянку, посмотрите вокруг! (Дети покидают ковер-самолет, осматриваются.)Воспитатель: Но ведь мы не знаем, куда идти, впереди неведомый путь лежит, а может, даже опасный. Кто же у нас впереди пойдет, нас за собой поведет? Кто у нас самый смелый и отважный? Сережа, ты сможешь первым пойти, не страшно тебе? Тогда вперед! (Сережа «прокладывая дорогу», ставит носочек к пяточке — рисование ногами.) А теперь и мы сможем пройти. Только на Сережины следочки не наступайте, они еще свежие, не подсохли. Они нам могут пригодиться, когда мы будем возвращаться домой. Мы пройдем рядышком, сбоку. (Дети проходят друг за другом,).

Воспитатель: Вот мы и вышли на другую полянку, а Мышку до сих пор не встретили. Где же она?(На полянку выбегает Мышка.)Мышка: А вот и я! Вы поможете мне, ребятки? Дети: Конечно, поможем! Воспитатель: Мышка, оказывается, ты правду сказала, невесело в вашей сказочной стране, хмуро. И небо хмурое, чего-то на нем не хватает: (Солнца.) А что еще бывает на небе яркое, красивое, от чего сразу радостно становится? (Радуга.) Давайте, ребята, мы все вместе солнышко нарисуем, а Никита — радугу. (Дети выполняют коллективную работу — рисование ладошками, аНикита губкой рисует радугу. Изображения солнца и радуги прикрепляются на стену.)Воспитатель: Посмотрите, как светло стало — сразу все видно вокруг. А кто же здесь спрятался? Заяц, значит, уши мы видим чьи? (Заячьи.) А хвост чей? (Лисий.) Здесь еще кто-то спрятался, давайте отгадаем по лапам.

Чьи это лапы? (Медвежьи.) Видно, их тоже злой волшебник расколдовал, и стали они невидимыми. Давайте поможем им надеть настоящие шубки, расколдуем их.(Дети выполняют рисование животных по трафарету в технике «тычок жесткойполусухой кистью.)Воспитатель: Видите, как мы хорошо постарались, всех животных расколдовали. Мышка: А я где-то видела этих животных, только вот не помню, где. Воспитатель: Мышка, может быть, они с тобой в одной сказке были? Может быть, вы снова подружитесь и будете все вместе жить-поживать?Мышка: А где же нам жить-поживать?Воспитатель: Не знаю: Но посмотрите, там, вдали, что-то виднеется. Давайте подойдем, посмотрим. (Подходят ближе.) Что это? Домик какой-то стоит: Мышка, а ты хотела бы жить в этом домике? Мышка: Нет. Воспитатель: Почему? Мышка: Да он некрасивый какой-то, неяркий. Воспитатель: Что же делать? (Дети предлагают украсить домик, сделать его нарядным.) Воспитатель: Что ж, давайте попробуем.

Посмотрите, какой-то сундучок. Что же в нем лежит? А здесь фартуки и нарукавники, они нам могут пригодиться, когда мы домик будем украшать. Давайте их наденем и, как настоящие мастера-художники, распишем этот домик. Выбирайте краски, которые пригодятся вам в работе, и приступайте к работе. И Мышка нам тоже поможет, правда? (Дети украшают домик с помощью печаток различной формы — цветы, листья.) Мышка: А мне кажется, что на крыше домика надо нарисовать птицу, чтобы счастье было в нашем домике. Воспитатель: Замечательная идея, кто же нарисует птицу счастья? (Один из детей украшаеткрышу домика птицей; техника «рисование ладошкой».)Воспитатель: Вдруг народ весь удивился -Дом-то в терем превратился! Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок, не высок! Что же это перед нами, ребята? Конечно, теремок.

А какой он? Нарядный, красивый, яркий.)Мышка: А я узнала его, это мой теремок, это моя сказка! Воспитатель: Конечно, мышка, а где же твои друзья, звери, с которыми ты в теремке жила? Те животные, которые на полянке остались (заяц, медведь, лиса), тоже ведь из этого теремка. Давайте пригласим и их в теремок! (Дети заходят в теремок, где происходит «волшебное превращение»: дети надевают шапочки животных — обитателей теремка и выходят «на полянку».Воспитатель: Что за чудо-теремок, что за чудо — сказочная страна! Вот и собрались все сказочные герои вместе, вот и получилась сказка! А сейчас можно и повеселиться: делу время — потехе час. (Общая пляска.)Воспитатель: А сейчас заходите в теремок, звери, оставайтесь там, а нам с ребятами пора возвращаться домой! (Дети снимают в домике шапочки и все, кроме мышки, выходят.) Ну что, ребята, возвращаемся домой? Мышка: (Выбегает из домика.): Подождите, ребята, мы ведь с вами еще не попрощались! Спасибо вам за помощь, ребята! А это вам от всех моих друзей (протягивает корзинку сугощением).

Дети: Спасибо, мышка, до свидания! Воспитатель и дети произносят волшебные слова:1, 2, 3, 4, 5 -В сад вернемся мы опять! Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и вернулись в детский сад! А вам понравилось наше путешествие? ЗаключениеУченые — физиологи доказывают, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, что очень важно в раннем возрасте ребенка от двух лет. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Развитие мелкой моторики рисующих представляет сложный процесс, и при том его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над рисунком и применяемых способов его выполнения и корректирования.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру. Список литературыБеззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М.: ГНОМ и Д, 2003. 120 с. Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие. — М.: ФиС, 1991. — 288 с. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Владос, 2001Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1998Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1998, — 500 с. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ Сфера, 2000. 78 с. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 1997 — с.

15 Давыдовой Г. Н «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2007 г. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1999. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, — М., 2000. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М., 1990. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. — с.65−67Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1993, — 193 с. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед. институтов, 2-е изд., перераб. и допол. — М., 1995. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. — М. 1982. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. М., 1986.- 211 с. Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е.А. — М., 1999. Этюды об изобразительном искусстве/ Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасова — М.: Просвещение, 1993.23 с

Список литературы

1.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М.: ГНОМ и Д, 2003. 120 с.

2.Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.

3.Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Владос, 2001

4.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1998

5.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1998, — 500 с.

6.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ Сфера, 2000. 78 с.

7.Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 1997 — с. 15

8.Давыдовой Г. Н «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2007 г.

9.Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1999.

10.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с.

11.Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.

12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, — М., 2000.

13.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М., 1990.

14.Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. — с.65−67

15.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1993, — 193 с.

16.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед. институтов, 2-е изд., перераб. и допол. — М., 1995.

17.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. — М. 1982.

18.Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. М., 1986.- 211 с.

19.Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е.А. — М., 1999.

20.Этюды об изобразительном искусстве/ Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасова — М.: Просвещение, 1993.23 с

список литературы

referatbooks.ru


Смотрите также