Записки микростокового иллюстратора. Дневник для рисования как называется


Обзор ежедневников, скетчбуков и дневников для творческих людей ~ Записки микростокового иллюстратора

В последнее время большой популярностью стали пользоваться различные ежедневники, скетчбуки и дневники для творческих людей. Страницы таких изданий уже частично заполнены какими-то заданиями на развитие креативности, навыков рисования или творческого планирования.

Думаю, Яна Франк внесла немалый вклад в их популяризацию, так как первая настоятельно призвала рисовать и писать на страницах своих книжек. И первые изданные в России ежедневники такого рода – «365 дней очень творческого человека» и «12 времен года» – тоже ее авторства. Уже позже стали переводиться и публиковаться ежедневники/скетчбуки/дневники зарубежных авторов.

Сейчас у меня дома лежит несколько изданий, прямо-таки провоцирующих на творчество и призывающих изрисовать и исписать их страницы. Приходится себя сдерживать. Книжки пришли из издательства «МИФ» и ждут окончания весеннего марафона, чтобы достаться кому-то из участников, добравшихся до финиша.

Тем не менее я решила воспользоваться ситуацией: покрутить-повертеть их в руках, полистать страницы, почитать и написать небольшие обзоры. Начну, пожалуй, с самого простого.

«642 идеи, что нарисовать»

Название говорит само за себя. В этом блокноте есть 642 идеи о том, что нарисовать, и много страниц из плотной белой бумаги, на которых это можно сделать. Больше там пока нет ничего. Надеюсь, что в ближайшем будущем блокнот наполнится рисунками своего нового хозяина. Отличный блокнотик для тех, кто хочет потренироваться в создании набросков на разные темы, или для тех, кого периодически преследует боязнь чистого листа. Ведь одна из причин этого страха – просто-напросто отсутствие идеи. А тут их целых 642! И для микростоков может пригодиться. Мы как раз говорим на марафоне, да и не только там, про важность записывания идей. В данном случае уже и записывать не надо. Прямо хоть бери каждую идею и проверяй на стоковость, прогоняя через Stock Photo Research.

Единственное, что я бы в этом блокноте изменила (вдруг издатели воспользуются для будущих переизданий), – вместо склейки и прошивки посадила бы его на пружину. Так рисовать будет намного удобнее.

«Скетчбук, который научит вас рисовать!»

Про этот скетчбук я уже писала отзыв в ЖЖ. Так что вот ссылочка для тех, кого интересуют подробности, а ниже пара абзацев для тех, кто любит покороче.

В этом скетчбуке, как и в предыдущем блокноте, вы найдете много идей и мест для рисования, а еще много букв, которыми по полочкам и при этом не скучно, местами даже захватывающе, разложена теория рисунка. Все это перемежается практическими упражнениями от автора – Робин Ланда – и целой толпы современных художников и дизайнеров. Упражнения не только помогают развивать навыки рисования, но и заставляют проявить фантазию, взглянуть на знакомые вещи под новым углом. Вот, к примеру, задание от аниматора и дизайнера Лиз Блейзер. Первое предложение вполне стандартное. Встречается в каждом курсе или книге, которые обучают рисованию, а дальше…

«Посмотрите на свою руку. Изобразите ее фрагмент, увеличенный в десять тысяч раз. Проникните под кожу, через волокна, в царство молекул и атомов. А теперь изобразите эту же руку с расстояния миллиона километров, из космоса, может, даже из другой галактики. Нарисуйте молекулы наряду с тем, что вы видите из далекого космоса. Изучите сходства микро- и макромиров природных систем».Художники и дизайнеры, принявшие участие в создании скетчбука, как вы поняли, люди довольно креативные и своеобразные. И задания не уступают в креативности и своеобразии своим авторам :)

«1 страница в день. Ежедневник для творческих людей»

Пролистала этот ежедневник с большим удовольствием, улыбка не сходила с лица. Да и у многих, думаю, бы не сходила, если бы с ним разговаривал ежедневник, предлагая сделать, написать, зарисовать порой не самые стандартные вещи. Например, заполнить страницу плохими привычками, а потом избавиться от них. Или вот:«Тебя никто не понимает? Помни: возможно, это потому, что ты необычный. А теперь расправь гигантские крылья и улетай на закат. Приземлись на горе рядом с пещерой. Дыхни пламенем, а потом посмотри на гнездо, где лежат яйца. СТОП, ТЫ ЧТО, ДРАКОН? Это. Ужасно. Круто».А еще ежедневник загадывает загадки, убедительно доказывает, что заслужил новый красивый карандаш, и периодически ревнует к другим книгам :) При этом он такой сумбурный – иногда возникает ощущение, что некоторые страницы перепутаны местами. Специально.

В общем и целом, милая вещичка. Кому-то этот ежедневник станет отличным помощником в коллекционировании ежедневных мыслей и поднимании настроения на целый год. И даже дольше. Ведь его и перечитывать можно.

Периодически автор – Адам Куртц, графический дизайнер и художник – напоминает, что на самом деле перед нами всего лишь бумага, и предлагает сделать с ней что-нибудь неподобающее. Ну, в смысле, вырезать что-нибудь или порвать. А вы что подумали?

«Рисуйте свободно! Найти себя с помощью художественного дневника»

Начав читать эту книгу, я поняла, что ошиблась, причислив ее к художественным дневникам. Видимо, «ввелась» в заблуждение названием. Несмотря на большое количество рисовательных заданий, книжка сама по себе дневником не является. Точнее, это дневник, но уже заполненный автором – Барбарой Дайан Бери – художницей и преподавательницей искусства. Вы не найдете в этой книге пустых листов. Но, скорее всего, захотите найти как можно больше пустых листов для нее. Потому что в первую очередь – это очень содержательная инструкция о том, как вести художественные дневники и творчески самовыражаться через них, как с помощью художественного дневника выходить из творческих и других жизненных кризисов. Инструкция настолько содержательная, яркая, эмоциональная и при этом не лишенная научной основы, что заслуживает отдельного обзора. Собственно вот: Про спонтанное рисование и книгу «Рисуйте свободно. Найти себя с помощью художественного дневника».

Сейчас, наверное, как никогда много материалов, инструментов и литературы, которые помогают нам творить. Так что – творите с удовольствием!

Я буду рада увидеть в комментариях ваши рекомендации. Пользуетесь ли вы ежедневниками, скетчбуками или творческими дневниками? Есть ли любимые издания?

Анна Волкова

Читать дальше... Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:
Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:

anna-volkova.blogspot.ru

Как оформить и вести личный дневник своими руками для девочек: идеи

Классический вариант ведения дневника предполагает описывание переживаний и событий. Но это не единственный способ! Многим нравится дополнять текст картинками, коллажами, поделками.

011

Плюсы ведения личного дневника:

  • Анализ собственной жизни помогает жить осознанно, замечать хорошее.
  • Описание душевных переживаний даёт облегчение и позволяет отстранённо взглянуть на них.
  • Личный дневник активизирует творческую энергию, отвлекает от серых будней и вносит разнообразие в ежедневные дела.

Рассмотрим с чего следует начать, если вы никогда не вели личный дневник.

Для начала отметьте, к какому типу мышления принадлежите:

  1. Если вы любили писать сочинения в школе, то для вас идеальным вариантом будет словесные описания каждого дня.
  2. Когда общаетесь с кем-либо по телефону, рука так и тянется порисовать загогулины на листе бумаги. Значит, в вас есть творческая жилка художника. Чередуйте текст и рисунки, делайте коллажи.
  3. Вам ближе рациональное мышление, точные науки и прагматичность? Личный дневник может стать деловым блокнотом. Записывайте цели на будущую неделю или месяц, отмечайте сделанное и вдохновляйтесь достижениями!
  4. Если вы умеете шить, владеете искусством скрапбукинга или умеете делать что-либо другое своими руками, создайте личный дневник на основе своего хобби. Записывайте идеи для будущих поделок, вклеивайте вырезки из журналов и отмечайте важные советы других мастеров.

022

Блокноты для личного дневника бывают разные. Можно купить готовый, либо сделать своими руками, оформляя с любовью каждую страничку.

Варианты дневников

Самодельный личный дневник Готовый блокнот с твёрдой обложкой Молескин
Плюсы: это будет уникальный личный дневник, полностью подходящий под ваши вкусы Плюсы: такой блокнот удобно брать с собой в дорогу и заполнять его в любом месте, в любое время Плюсы: это настоящий подарок для творческой личности! Молескин сделан из нелинованной бумаги, поэтому на ней удобно рисовать и чертить
Минусы: придётся потратить время на поиск готовых страниц в интернете и создание обложки Минусы: канцелярские блокноты не отличаются разнообразием, бывают либо в клетку, либо в линейку и не имеют творческих страничек Минусы: они довольно дороги в сравнении с обычным блокнотом

Важно! Универсальный дневник – это блокнот на кольцах, поскольку он позволяет менять страницы местами и вставлять новые блоки.

Идеи для личного дневника: что можно нарисовать?

Готовые картинки в виде коллажей, собственные рисунки или срисовки чужих работ – это самые популярные идеи для заветного блокнота.

033

Коллажи обычно создаются на определённую тему. Мода и стиль, природа, идеи для оформления дома, красивые люди – всё это может послужить темой для создания коллажа.

По теме подбираются иллюстрации в женский журналах либо картинки в Интернете, которые можно распечатать.

Вырезки или распечатки располагаются на листе хаотичным образом, формируют композицию, затем приклеиваются.

Предпочитаете рисовать самостоятельно? Выбирайте свой вариант пополнения дневника рисунками:

  1. Челлендж – это регулярное создание рисунков. Главное правило – рисовать каждый день как минимум по одному. В сети множество вариантов челленджей, можно присоединиться к готовому или придумать свой.
  2. Арт-терапия лечит душу через спонтанное рисование. Закройте глаза, сосредоточьтесь на переживаниях и нарисуйте первое, что придёт в голову. Вложите в рисунок все внутренние эмоции – и вы почувствуете облегчение!
  3. Мандалы и антистресс-раскраски созданы для избавления от стресса. Когда вы погружаетесь в рисование разноцветных узоров, вы отдыхаете душой. Это отличный вариант для тех, кто не умеет рисовать, но хочет приобщаться к творческому делу.
  4. Рисунки по точкам или по клеточкам – ещё один классный вариант рисования, который под силу каждому.

044

Уделите особое внимание заглавной странице дневника. Что можно нарисовать на ней, кроме красивой рамки с собственным именем?

Спросите себя, что для вас является самым приятным на свете, а после – изобразите всё это на первой странице. Это настроит вас на душевность и открытость перед вашим дневничком.

Оформление личного дневника своими руками

Внутреннее и внешнее оформление личного дневника будет зависеть от желаний его обладателя.

055

Для начала определитесь, в каком стиле вы хотите оформить вашу тетрадь:

  1. Винтаж предполагает бежево-коричневую гамму, изображение предметов в стиле ретро и черно-белые портреты людей прошлой эпохи.
  2. Шебби-шик – идеальный стиль для девочек! Красивое оформление в стиле шебби-шик – это розочки, птичьи клетки, венки, цветочные орнаменты и розово-голубая гамма.
  3. Классику выбирают те, кому ближе геометрические формы, пастельные тона и витиеватые орнаменты.
  4. Бохо-стиль – самый смелый, разноцветный и яркий, сочетающий этнические рисунки, природные мотивы и настроение эпохи хиппи.

Красивое оформление можно создать двумя путями.

066

Создайте хенд-мейд обложку или вклейте страницы, оригинально оформленные своими руками:

Идеи для создания обложки Идеи для необычных страничек
Оберните обложку тканью! Украсить такую обложку можно вышивкой, бусинами, пуговками или значками. Мягкая обложка приятна на ощупь и выглядит весьма душевно Списки с важными вещами помогут вам вести наблюдения за собой и окружающим миром. Пример – «10 вещей, которые нужно сделать этой осенью», «Мои достижения за этот месяц»
Сочетание крафт-бумаги и кружева выглядит весьма оригинально. Загляните в любой магазин для творчества – там найдётся и то, и другое Странички эмоций выглядят интересно и приносят большую пользу! Выделите в тетради пустые листы, а в периоды вдохновения, душевного потрясения или огромного счастья вымещайте на них собственные эмоции так, как пожелаете
Коллаж из фотографий на обложке – это стильно и просто! Рамки для фото можно сделать из декоративного скотча Инфографика – сочетание текста и зарисовок. Так можно оформлять рецепты блюд или планы на выходные

Обратите внимание! Главный принцип, который лежит в основе ведения личного дневника – искренность.

На самом деле неважно, как именно вы будете вести ежедневник. Нет единого мнения о том, как правильно его заполнять.

Помните, что вы создаёте его прежде всего для себя. Поэтому слушайте своё сердце и ведите свой заветный блокнот так, как пожелает ваша душа.

Полезное видео

Поделитесь записью

trand-store.ru

1. Ведение художественного дневника. Рисуйте свободно! Найти себя с помощью художественного дневника

1. Ведение художественного дневника

Вдохновение не появляется как молния, у него не энергетическая, не подвижная природа, оно не дается с помощью усилия. Оно прибывает медленно, тихо и непрерывно. Мы должны ежедневно давать ему маленький шанс появиться, питать его уединением и небольшой праздностью.

Бренда Уэланд{2}

Рисование вернуло меня к жизни.

Когда восемь лет назад развалился мой второй брак, я почувствовала себя так, словно вся моя жизнь подошла к концу. Дети выросли и покинули дом. Меня окружали напоминания о прошлом. Хотелось чего-то нового, требующего затрат энергии иного рода. Я решила переехать на Манхэттен.

Я рассчитывала, что переезд подарит освобождение, но стало еще хуже. Я вдруг ощутила, будто меня сносит течением. Перестав быть женой и матерью маленьких детей, я не знала, как вести себя в новом статусе. Даже простые решения давались мне с трудом. Меня парализовал страх из-за покупки двух больших кондиционеров для новой квартиры. Что если я ошиблась в расчетах и они не поместятся в окно? Что если не смогу вернуть их и потеряю деньги? Отныне все решения я принимала сама и до смерти боялась сделать неверный выбор. Я оказалась в тупике.

Трудности все прибывали: борьба с толчеей в метро, бесконечное ожидание автобусов, а вдобавок я столкнулась с правилами пользования городскими прачечными. Однажды утром я постирала белье дома и обнаружила, что у обеих стиральных машин не работает режим сушки. «Нет проблем», — подумала я и отправилась в ближайшую прачечную. Только я загрузила сырое белье в свободную сушилку, ко мне подлетела менеджер: «Нет-нет, это только для клиентов, которые у нас стирают». Я была ошарашена. К чему строгость и непреклонность в такой простой вещи, как стирка? Вокруг было полно свободных машин. Кроме того, я не собиралась сушить белье бесплатно.

Не понимая логики, я собрала мокрые вещи и вернулась домой. Несколько минут спустя, развешивая тяжелые простыни по квартире, я поражалась тому, сколько во мне ярости. Раньше я могла сдерживать эмоции целый день, теперь же я перенесла их в свой художественный дневник.

Я нарисовала запретные сушилки, выставленные на улице. Потом окружила их сырым бельем, которое вынуждена была развешивать по всей квартире. Я не знала, что рисовать дальше, и добавила несколько деревьев, которые увидела за окном. Упавшую каплю красной краски я превратила в большую птицу и обнаружила, что она смеется над моими неприятностями. Тогда на картинке появилась я, прогоняющая птицу прочь. С каждой нарисованной деталью злость понемногу убывала. Взглянув на пригорок, на котором сидела птица, я «нашла» семена, и из-под моей кисти появился контур в форме эмбриона. Я вдруг ощутила надежду. День не был потерян. В конце концов я не стала заложницей своих чувств.

Процесс творчества — основное средство познания от колыбели до зрелости. Дети по наитию используют метод проб и ошибок, чтобы познакомиться с окружающим миром. Став взрослыми (а то и раньше), мы перестаем воспринимать ошибки как источник ясности или способ совершить открытие. Рисковать и принимать решения становится трудно из-за того, что мы слишком много думаем или слишком сильно стараемся. Препятствия возникают по причине избытка всевозможных вариантов. Логика предлагает рассортировать их, но одна лишь мысль об этом парализует волю. Что действительно нужно, так это избавиться от внутреннего хаоса, убрать все, что мешает сделать первый шаг.

Изображение моей злости из-за прачечной

Как вернуть непосредственность и ослабить хватку внутреннего критика, который обездвиживает нас? Как освободить разум и приступить к действиям, которые приведут к творческим решениям? Творческое сознание сродни мышцам, его нужно держать в тонусе и тренировать. Так как рисование — невербальный процесс, оно по природе своей является простым и гибким инструментом. Откажитесь от установки создать законченную картину или добиться идеального результата — и у вас получится то, что я называю спонтанным рисованием. Это способ импровизировать и играть — два жизненно важных условия развития человека.

Спонтанное рисование, описанное в этой книге, начинается с точек и штрихов и превращается в игру, когда вы видите знакомые предметы в изображенных вами формах. Другими словами, мы рисуем, чтобы научиться действовать через язык зрительных образов и лучше понять свои мыслительные процессы.

Рисование, отражающее воображение, поднимает на поверхность мысли, чувства и поведенческие реакции, которые изо дня в день создают блоки внутри нас. Переводя их в картинки на бумаге, мы рассказываем историю, которая меняет нас, и одновременно запечатлеваем свой путь. Преображение происходит, когда мы рисуем, изображая точки, формы и линии, а затем принимаем любой результат.

Я соединила спонтанный подход к рисованию с практикой ведения художественного дневника. Привычка вести дневник одинаково присуща королям, президентам, писателям, путешественникам и рок-звездам. Писать в дневнике значит не просто фиксировать события, это помогает нам размышлять над своими чувствами и воспоминаниями. Дневник помогает хозяину в обретении новых идей, и эта его способность особенно важна.

Но что если слова — не ваш конек? Или ваш рабочий день наполнен занятиями, связанными с языком — когда вы много пишете, читаете и говорите? Художники — от Леонардо да Винчи до Марка Шагала — использовали скетчбуки, чтобы играть с идеями. Фрида Кало вела дневник, напоминающий по духу импровизации из этой книги. Она заносила в него самые сокровенные мысли и чувства — словами и картинками. Скетчбуки режиссера Тима Бёртона — более современный пример создания рисунков ради игры, изобретательства и преображения.

Важная особенность дневника заключается в том, что он доступен и мобилен, поэтому вы можете обращаться к нему в любое время, в любом месте и, желательно, регулярно — именно так трансформация происходит наилучшим образом. Наподобие «утренних страниц», которые Джулия Кэмерон рекомендует в своей книге «Путь художника»[2], практика ежедневного рисования открывает способность к внутреннему диалогу, необходимому для размышлений. С помощью рисования развитие происходит не через труд и усидчивость, а почти наперекор им. Привыкая играть с бумагой и красками, мы добираемся до сложных материй, с которыми нельзя разобраться только с помощью раздумий и анализа. Каждая страница дневника становится площадкой не только для творческого поиска, но для внутреннего освобождения и поиска решений. Писатель Генри Миллер обнаружил, что рисование открыло в нем еще один голос, и было время, когда этот метод помог ему справиться с бессонницей.

Еще одно особенное качество художественного дневника — его необратимость. Нельзя спрятать то, что уже сделано, нельзя ничего удалить, и советую никогда не рисовать поверх того, что не нравится. Ведь мы получаем визуальную запись произошедшего — как мы зашли в тупик и как из него вышли. Всегда можно вернуться назад и поразмыслить.

Как пользоваться этой книгой и оптимизировать работу

Книга построена так, чтобы решить две задачи. Первая — научить вас рисованию на уровне, достаточном для достижения комфорта в обращении с материалами. Это значит познакомиться с кистями и красками, что и станет началом экспериментов. Как в любом другом занятии, степень мастерства будет расти во время практических занятий. Но это не значит, что наша цель — овладение техникой рисования акварелью.

Вторая задача — научиться видеть и передавать внутренние образы, не оценивая себя. Чтобы добиться этого, следует помнить несколько основных принципов.

Рисование «без ошибок»

Первое правило, которое стоит принять во внимание, я называю безошибочным рисованием, — все, что выходит из-под кисти, хорошо. Работая в этой технике, мы переворачиваем понятие ошибки с ног на голову. То, что когда-то воспринималось как ошибка, теперь считается прихотью кисти — это попытка увидеть след, оставленный на бумаге, с другой точки зрения.

Самокритика — неважно, касается она идей или качества исполнения — убийца творчества. Изменения не случаются на ровном месте. Им необходимо получить от вас разрешение попрыгать, упасть, испачкаться, а потом «продолжить банкет». Я покажу, как внутренний критик приходит под разными личинами, давая нам шанс попробовать, погрузиться в занятие, а потом заставляя все бросить.

Процесс важнее результата

Кроме того что в рисовании не бывает ошибок, ведение художественного дневника требует забыть о результате. Очень важно деликатно относиться к своим стараниям во время занятия, ценность которого не зависит от высокого качества результата. Ценность в том, чтобы оказаться внутри самого процесса, экспериментируя как можно чаще.

Оценка непосредственно творческого процесса важна, потому что помогает увидеть, как мы в каждую конкретную минуту:

• принимаем решения;

• понимаем, что останавливает нас, мешает сделать следующий шаг;

• находим варианты и становимся более гибкими;

• оживаем вместе с воображением.

Все необходимое есть внутри вас

Единственное, что понадобится, — это краски и бумага. Для спонтанного рисования в дневнике не нужно художественного образования, специальных уроков, практики рисования с натуры. Все необходимые образы рождаются в замысловатой человеческой психике без нашего участия (эту тему мы обсудим позже, в главе 9). Начиная с рождения мы впитываем зрительные образы окружающего мира и набираем багаж разнообразного опыта и чувственных воспоминаний, которыми он сопровождается. В повседневности большинство людей едва касаются этих богатств. Эта книга подскажет, как раскопать несметные сокровища и воспользоваться ими. Когда мы разрешаем себе рисовать интуитивно, не ради результата, мы совершаем целое путешествие посредством только лишь воображения и находим путь в личную «библиотеку». Это мощное и исцеляющее средство.

Наработайте собственный опыт

У каждого, кто приходит на занятия, есть определенный опыт. Кто-то не рисовал со школы, а кто-то художник или преподаватель изобразительного искусства. Эта книга подразумевает переход от простого к сложному, и если определенная глава или упражнение особенно вдохновят вас, начинайте с них. Создавайте свой собственный опыт.

Каждый человек уникален, но есть качества, которые уравнивают всех, независимо от того, кто и когда начал вести дневник. Если вы купили эту книгу, значит, скорее всего, стремитесь к раскрепощенности и спонтанности. Вам нужен инструмент, который будет с вами на протяжении жизни и поможет двигаться вперед. Вот почему я разработала этот подход и надеюсь, вы обнаружите, что за ним стоит философия, которая гораздо важнее штрихов, оставленных на бумаге.

ПРАКТИКА ВЛИЯЕТ НА КОРУ МОЗГА

Исследования показывают, что практика влияет на наш мозг. Когда мы делаем что-то снова и снова, нейроны, отвечающие за это действие, многократно раздражаются. При этом они растут и расширяются, образуя связи. Эти связи, или синапсы, превращают отдельные нейроны в высокоактивную сеть. Возможно не только появление новых связей, но и исчезновение тех, что редко используются{3}. Приятно осознавать, что на самом деле мы не рабы своих привычек.

Практикуясь в художественном дневнике, вы не только улучшаете навыки рисования кистью, учитесь рисковать, верить в свои идеи и даже шалить. Современная наука доказывает, что это, помимо прочего, увеличивает количество серого вещества. Исследователь Богдан Драгански и его коллеги из университета Регенсбурга в Германии провели эксперимент, впервые доказавший, что приобретение новых навыков меняет анатомическую структуру мозга{4}. Для этого исследования Драгански выбрал навык, который любому человеку легко приобрести и трудно потерять, — жонглирование шариками. Испытуемых трижды подвергали сканированию, чтобы увидеть перемены в их мозговой ткани. Первое сканирование сделали в начале трехмесячного эксперимента. Второе — после того, как испытуемые научились удерживать три шарика в воздухе как минимум шестьдесят секунд. Последнюю компьютерную томографию провели через три месяца после того, как новоявленные жонглеры, по инструкции ученых, бросили это занятие.

Результаты удивили. Второе сканирование показало значительное увеличение плотности серого вещества, найденное совсем не в той зоне, в какой ожидали увидеть исследователи. Вместо того чтобы развиться в области, связанной с моторикой, изменения произошли в зоне V7, связанной с наблюдением за движением. Но и это открытие имело смысл для ученых, так как жонглер должен предвидеть, куда переместится шарик после того, как покинет руку.

Третья томография, сделанная после трех месяцев без жонглирования, показала уменьшение количества серого вещества. Команда Драгански посчитала это доказательством гибкости мозга. Нарастание и убывание серого вещества указывало на то, как эффективно мозг избавляется от ненужных нейронов, сохраняя тем самым место для освоения новых задач.

«Приобретение любого нового навыка становится испытанием для вашего мозга», — утверждает доктор Арне Мэй, член команды Драгански{5}. Любого рода импровизация, вроде техники ведения художественного дневника, воспринимается как свежая задача, ведь мозгу приходится искать новые решения и создавать связи между идеями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru


Смотрите также