Рабочая программа по ИЗО (8 класс). Есть ли рисование в 8 классе


Рабочая программа по ИЗО (8 класс)

Календарно- тематическое планирование уроков Искусство в 8 классе (35 часа)

п/п

Тема урока

Количество

Часов

Дата проведения

Цели и задачи.

Планируемый результат.

Тип урока

Вид занятия

Зрительный

ряд

Оборудование

Примечание

Искусство в жизни современного человека - 3 часа

1

Искусство вокруг нас.

1

Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

- Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей

2

Художественный образ – стиль – язык.

1

- Различать виды, стили и жанры искусства

- Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

Урок закрепления.

Традиционный урок

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

- Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - обзорная лекция.

Произведения Леонардо да Винчи

Искусство открывает новые грани мира - 7 часов

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Подбирать музыкальные произве-дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литера-турным образам; художественные произведения раскры-вающие эмоциональное богатство мира.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Образы природы и быта

(А .Вивальди,

П.Чайковский

Н Римский-Корсаков)

5

Зримая музыка

1

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе.

- Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений

Комбинированный

урок

Традиционный урок

Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки

Урок закрепления.

Урок - собеседование.

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

7

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соте-чественников. Как начиналась галерея.

2

основные виды и жанры изобра-зительных искусств;

- Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Урок закрепления.

Традиционный урок

Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель, И.Ф.Репин

8

Музыкальный портрет

Александр Невский.

1

Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

Урок повторения.

Традиционный урок.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины.

9

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

Симфония №40,Маленькая ночная серенада,

Реквием.

Искусство как универсальный способ общения - 7 часов

10

Мир в зеркале искусства.

1

Понимать роль искусства в жизни человека и общества.

- Использовать коммуникативные свойства искусства.

- Воспринимать произведения различных видов искусства.

- Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. - Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства.

- Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

11

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство обще-ния. Как происхо-дит передача соо-бщений в искусстве?

2

Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.

- Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

- Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

- Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

12

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи

13

Художественные послания предков. Разговор с современником

1

Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

- Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов ( поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др. )

- Выявлять стилистические особенности художественного перевода

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

14

Символы в жизни и искусстве.

1

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др).

- Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

15

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня

- Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Урок контрольная.

Урок - зачёт

Александр Николаевич Скрябин

(1871/72—1915) — выдающийся русский компо-зитор, пианист, педагог

Красота в искусстве и жизни - 10 часов

16

Что есть красота

1

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.

Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

17

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент ) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

18

Есть ли у красоты свои законы

2

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значение символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия

19

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества

Урок повторения.

Урок – дискуссия.

Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

20

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

21

Как соотноситься красота и польза

1

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

22

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов

23

Преобразующая сила искусства.

1

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - лекция.

Поэтизация образа матери.

24

Преобразующая сила искусства

1

наиболее крупные художественные музеи России и мира; Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов.

25

Преобразующая сила искусства

1

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - лекция

Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях.

26

Преобразующая сила искусства

1

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - беседа.

Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино

27

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

Определять свою роль в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности

Урок -контрольная.

Защита проекта

пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»; музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю; опера-сказка Н. А. Римского-Корсаобразы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декорацийкова; ктаклю; кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Итого: 35 часов

infourok.ru

Урок ИЗО в 8 кл

Урок ИЗО "Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции" (8-й кл)

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основами композиционного построения.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к искусству.

Оснащение урока:

  • компьютерный класс;

  • мультимедиапроектор;

  • выставка полиграфической продукции.

План урока:

1. Дать определение  дизайна.2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ-технологий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступление

Изучая изобразительное искусство на протяжении семи лет, вы познакомились с триединством пространственных искусств: изобразительных, декоративных и конструктивных.В этом классе, наше внимание будет сосредоточено исключительно на конструктивных искусствах, к которым относятся: архитектура и дизайн. Они составляют очень важную сторону нашей жизни – это среда, в которой мы живем.Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться и жить в удобном  и красивом доме. Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов. Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых вещей и зданий? Потому  что изучение грамоты конструктивных искусств – это способ развития художественного вкуса .Художественное конструирование или дизайн как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (конец  XIX – начало XX вв.). Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом.

3. Объяснение материала

(Приложение 1. Слайды 1, 2)В течение нескольких уроков мы с вами будем изучать искусство композиции как основу дизайна и архитектуры.1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции 2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие3. Движение и статика4. Прямые линии и организация пространства5. Цвет – элемент композиционного пространства(Приложение 1. Слайд 3)Что такое композиция?Главное в композиции – создание художественного образа. Картины ,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии  с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что  наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.(Приложение 1. Слайд 4)– Какие формы образуют данные изображения?Ответы детей: треугольник, круг.(Приложение 1. Слайд 5)Композиционные схемы помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды».Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста, везде контрасты и противопоставления, в картине две диагонали, светлые пятна кафтана воина и головы лошади создают ощущения глубины пространства. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали, а введение пик с флажками создало ритмическое разнообразие и сделало композицию живой.(Приложение 1. Слайд 6)Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Каждый вид искусства наряду с общими закономерностями композиции имеет свою специфику.В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.(Приложение 1. Слайд 7)Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов ( линий и пятен)  на плоскости.Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет сутьКОМПОЗИЦИИ.(Приложение 1. Слайд 8)Мы имеем пустое пространство. Чтобы получился диалог между чем-то и чем-то, необходимо что-то , что стало бы спорить с этой пустотой.Этим что-то может быть любое изображение.(Приложение 1. Слайд 9)Рассмотрим три примера:

1. На этом изображении черный прямоугольник явно мал, так как остается много белого .2. На этом изображении наоборот, слишком много черного3. На третьем изображении найдено композиционное равновесие масс черного и белого.

Что нужно сделать в первых двух примерах, чтобы получить равновесие масс черного и белого?Ответы детей: В первом случае – добавить черного цвета, а во втором – убрать лишний черный цвет.(Приложение 1. Слайды 10, 11)

Задание 1.

Путем подбора  размера черного  прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию.Для выполнения данного задания вам необходимо включить компьютер и выбрать удобную для вас программу. Далее работаете в соответствии с инструкцией.

(Приложение 1. Слайд 12)

Физкультминутка

(Приложение 1. Слайд 13)

Симметрия. Что такое симметрия? Встречается ли симметрия в природе? Назовите симметричные объекты, созданные людьми и созданные природой.(Приложение 1. Слайд 14)Все мы знаем, что симметрия в природе существует. Кристаллические структуры и организмы животных, геологические образования и элементарные частицы подчиняются этому закону.Симметрия предполагает собой некий определенный порядок, математическую закономерность расположения элементов относительно друг друга и в пространстве. (Приложение 1. Слайд 15)Симметрия встречается не только в объектах, созданных человеком, мы сплошь и рядом встречаем симметрию в природе, именно оттуда изначально брал пример человек, создавая какие либо объекты и предметы, именно поэтому древние считали симметрию условием красоты и гармонии.Симметрия снимает зрительное раздражение диспропорцией черного и белого и создает гармонию, ценой исчезновения изобразительного эффекта.Симметрию можно выстраивать вокруг точки (радиальная), вокруг одной оси, вокруг нескольких осей.(Приложение 1. Слайд 16)Для достижения равновесия может быть использован прием симметрии.В таких ситуациях композиция превращается в орнамент.Становится монотонной и однообразной.(Приложение 1. Слайд 17)

Асимметрия и динамическое равновесие

Если в симметричной композиции баланс  и порядок элементов  абсолютны, то в асимметричной они относительны.(Приложение 1. Слайд 18)Взаимное расположение форм создает динамическое равновесие, которое достигается путем добавления дополнительного элемента. Рассмотрим представленные рисунки. На первом явно преобладает белый цвет, путем добавления второго черного элемента снимем ощущение лишнего  белого. Определяем место второго элемента и его размер.(Приложение 1. Слайд 19)Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальнойКомпозиция, в которой стороны прямоугольников расположены под углом к  краю поля, называется глубиннойНе следует смешивать фронтальную и глубинную композиции, т.к. отсутствие цельности композиции приводит к тому, что элементы существуют как бы сами по себе, «разваливаются»(Приложение 1. Слайд 20)

Задание 2.

1. К уже заданному по размеру и местоположению черному прямоугольнику добавьте второй такого размера, чтобы достичь композиционного равновесия2. Создайте фронтальную композицию и глубинную.(Приложение 1. Слайд 21)Инструкция по выполнению задания на компьютере(Приложение 1. Слайд 22)Примеры выполнения задания

4. Подведение итогов урока.

– С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?– Ответы учеников.(дизайн, гармония, композиция и т.д.)

Просмотр работ и анализ.

infourok.ru

Урок по ИЗО в 8-м классе "Зарисовка пейзажа по представлению"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс обучения: 8-й класс углубленного изучения изобразительного искусства.

Вид занятия: рисунок (2 часа).

Тип урока: объяснительно-иллюстративный.

Цели урока:

- помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность; - научить логически мыслить, осознавать видимое; - развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира; - развивать пространственное мышление, образное представление и воображение; - воспитывать любовь к природе.

Задачи урока. Повторить ранее изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, правила перспективы и композиции; выполнить зарисовку пейзажа углем, используя правила художественного мастерства.

Оборудование к уроку.

Для учителя. Конспект, наглядное пособие.

Для учащихся. Тонированная бумага, уголь, мел.

План урока.

1. Организационная часть (3 мин.). 2. Объяснение нового материала (20 мин.). 3. Самостоятельная работа (15 мин.). 4. Итог урока (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Тема нашего урока “Зарисовка пейзажа по представлению”. Пейзаж - один из самых замечательных жанров в искусстве, поэтому эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.

Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.

Вопрос учащимся.

Что мы видим из строчек нашего эпиграфа?

Желтый, красный лес. Деревья, раскачивающиеся ветром. Серое осеннее небо в ожидании зимних морозов.

Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.

Рассматривая полотна Шишкина, Васильева, обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.

Вопрос учащимся.

Какие виды изобразительного искусства можно отнести к данному жанру?

Живопись, графика.

Не только цвет может являться выразительным средством для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, где художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо. Линия и пятно в графике также могут нам дать представление о состоянии природы. Будь то солнечный день или пасмурный вечер. Сегодня мы поработаем именно в этом виде изобразительного искусства и попытаемся передать как композиционные задачи, так и состояние природы. А рисовальным материалом на нашем уроке будет художественный уголь.

Уголь используется художниками с глубокой древности. И обладает большими выразительными возможностями. Им можно выполнять пейзажи, портреты, натюрморты. Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие. Можно заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет. Им можно рисовать на картоне, холсте, бумаге. Он хорошо сочетается с другими материалами: сангиной, пастелью, цветным карандашом, мелом. Сегодня на уроке мы будем использовать мел. Он поможет нам при выполнении светотеневых задач. Тряпочкой стряхнем излишки угля, а выполненную работу закрепим лаком.

Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.

Композиция - это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?

Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части - это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.

Композиция может быть замкнутой и открытой.

а) замкнутая композиция                         б) открытая композиция

Учитывая правила перспективы, рассмотрим предложенные схемы (см. приложение № 1).

На доске составим композицию и тем самым закрепим термины, о которых говорили на уроке (учащиеся выполняют задание).

(Выполняя педагогический рисунок на доске, рассказываю о композиционном построении).

Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции. Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап - размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание. Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов. Так как мы выполняем зарисовки, а это быстрый рисунок, то тональные отношения делаем беглыми (показываются несколькими штрихами).

Варианты передачи фактуры несколькими штрихами (см. приложение № 2).

III. Самостоятельная работа.

Задачи самостоятельной работы:

1) выполнить композиционные построения:

а) центр композиции; б) большие отношения: небо и земля; в) распределение предметов; г) мелкие детали.

2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.

При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.

* * *

Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и разделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: - Не жалейте лета! Посмотрите – роща золотом одета! Э. Федоровская

* * *

Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы, Земля в морозном серебре, И в горностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо. Двор пуст и холоден. В ворота, Среди двух высохших осин, Видна ей синева долин И ширь пустынного болота, Дорога на далекий юг: Туда от зимних бурь и вьюг, От зимней стужи и метели Давно уж птицы улетели; Туда и Осень поутру Свой одинокий путь направит И навсегда в пустом бору Раскрытый терем свой оставит. И.А. Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. И.А. Бунин

IV. Итог урока.

Анализ выполненных работ, выставление оценок.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также