Естественный путь к рисованию Кимона Николаидиса. Естественное рисование


Естественный путь к рисованию Кимона Николаидиса

“Есть только один верный путь научиться рисовать – естественный путь. Задача преподавателя, на мой взгляд, – не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение” (Кимон Николаидис)

Сегодня я хочу поделиться гениальной, не побоюсь этого слова, методикой обучения рисованию, разработанной Кимоном Николаидисом и описанной в его книге «Естественный путь к рисованию» («Новый учебник по рисованию» в последних переизданиях), которую он разрабатывал и успешно преподавал еще в далеких 1930-х годах. Книга эта много лет была у меня где-то «на заметке», но всерьез я заинтересовалась ей в конце 2014 года. Неожиданно для себя углубившись в изучение материала, вдохновившись книгой и почувствовав живой интерес к курсу Николаидиса я стала искать информацию о нем в сети. Но, к сожалению, нашла лишь многократно перепечатываемую одну и ту же аннотацию, несколько в целом положительных отзывов и довольно вялых обсуждений. Конкретика, примеры и результаты людей, проходивших курс, практически отсутствовали. У меня сложилось впечатление, что многие, как я, были вдохновлены курсом, но никто не осилил его до конца.

И тогда я предложила участникам моей онлайн группы рисования эксперимент.  В течение всего 2015 года мы вместе с ними прошли все упражнения данного курса. Правда проходили мы его в несколько упрощенной и сокращенной форме, адаптированной для онлайн общения и рисования в домашних условиях.

Подавляющее большинство упражнений книги предполагает рисование фигуры человека, работу с живым натурщиком, и главным образом с обнаженной натурой. Кроме того автор предполагает, что вы будете работать над упражнениями не менее 3 часов в день, ежедневно, в течение как минимум года. Все это просто недоступно для большинства людей. Пожалуй, именно это и является главными препятствиями для того, чтобы осилить этот курс полностью. Однако, как было проверено мной и моей группой на практике, большинство упражнений успешно применимы также к рисованию предметов, окружающих любого человека в повседневной жизни. Об этом говорит и сам автор. Поэтому, желающих рисовать, не должно останавливать отсутствие натурщика.

Николаидис в своей книге дал ключи от дверей в гениальность, за которой бесконечное пространство чистого творчества, возможностей и находок, но эту дверь  надо еще захотеть открыть. В нее еще нужно осмелиться войти. Далеко не каждый на это способен, потому что путь в гениальность лежит через огромный труд, многие часы работы ради практики, прежде чем появится какой-то результат, надо приложить много усилий, быть любознательным и готовым посвятить себя творчеству просто из любви к нему. Ведь даже гениальность не гарантирует никому пожизненного признания.

И тем не менее я считаю, что упражнения из данной книги будут полезны абсолютно всем. Если вы хотите посвятить свою жизнь художественному творчеству, то станете проходить курс глубоко и основательно, посвящая упражнениям гораздо больше времени, чем предложено автором и каждый раз открывая для себя новую глубину визуального искусства. Что касается меня, то за почти два года достаточно подробного изучения методики я до сих пор лишь пригубила от этого источника и вряд ли исчерпаю его в ближайшие годы. Если рисование для вас просто хобби, можно пройти этот курс в упрощенном и сокращенном виде, как мы это сделали в качестве эксперимента с участниками курса «Чувственное рисование». Даже если вы вообще не собираетесь в дальнейшем рисовать, прохождение подобного курса даст вам совершенно новый способ познания мира, с принципиально новыми инструментами и подходами, что может оказаться очень полезным для вашего всестороннего и гармоничного развития, для более глубокого понимания себя и мира.

Курс Николаидиса построен на наблюдении окружающего мира, упражнения книги предлагают вам самостоятельно познавать и изучать мир посредством рисования. Художник – это прежде всего исследователь. Так я обычно говорю своим ученикам. Мы не изучаем правила и техники рисования, мы их для себя открываем, причем каждый по-своему. Открытие, сделанное лично вами, то к чему вы пришли самостоятельно, будет для вас гораздо полезнее, чем чьи-то готовые знания и умения. В первом случае вы раскрываете себя, во втором лишь повторяете за кем-то, пусть даже более опытным.

«Первое, чему должен научиться любой начинающий художник – наблюдать и изучать природу. […] Научиться рисовать – значит на самом деле, научиться видеть и видеть правильно, а это гораздо больше, чем просто смотреть при помощи глаз. «Видеть» значит наблюдать, используя все пять чувств. Когда вы смотрите, то есть используете глаза, это не означает, что вы закрываете остальные органы чувств, скорее наоборот, потому что в наблюдении и понимании увиденного участвуют все чувства». (Кимон Николаидис «Новый учебник по рисованию»)

Вы включаетесь в рисование всем своим существом, всем телом, всей душой, вы в едином порыве с миром, с тем, что вы изображаете. Такой подход позволяет не только развить глазомер, чувство пропорций, индивидуальный почерк, но также наделить рисунок чувствами, непосредственным переживанием увиденного. Вы не просто изображаете внешний вид объекта, но и его внутреннюю суть, пропущенную через ваше целостное восприятие, восприятие всем вашим естеством.

Рисунок, основанный лишь на технике и передаче внешнего вида объектов, преследует скорее информационные цели. Он показывает количество объектов, то из каких частей они состоят и расположение предметов и их частей относительно друг друга. Настоящую эстетическую ценность рисунку придает отражение в нем чувств.

«К тому что видит глаз, художник добавляет чувства и мысль. При желании он может передать нам то, что ощущает его душа в бурлящем потоке жизни». (Кимон Николаидис)

В книге даются различные упражнения, каждое из которых предлагает сконцентрироваться на определенной проблеме. Выполняя упражнения, вы решаете ту или иную задачу постижения натуры и наиболее убедительного изображения ее на плоскости листа. Постепенно упражнения начинают переплетаться, объединяться, предыдущий опыт накладывается на новые рисунки, поэтому упражнения книги нужно выполнять последовательно, как предложено автором.

Например, в упражнении «Жестовый рисунок» мы постигаем такое свойство натуры, как движение. Движение – это основа жизни. Вокруг нас движется все от атомов до галактик. Весь живой мир находится в постоянном движении. Он летает, бегает, ползает, колышется, пульсирует. Жестовый рисунок позволяет научиться передавать движение объекта в пространстве, его внутренний импульс, побуждающий к действию. Движение воды в реке, стремление растения вверх к солнцу, настороженная или расслабленная поза натурщика, через жест вы учитесь передавать внутреннее состояние любого объекта.

В контурном рисунке мы постигаем внешнюю оболочку объекта, как бы матрицу, по которой он выстроен. Выполняя это упражнение мы наблюдаем, как контур приближается и удаляется, ныряет во впадины и поднимается, обрисовывая выпуклости. Контурный рисунок учит нас осязать внешние очертания объекта.

Весовой и лепной рисунок учат нас чувствовать пластическую форму предмета, объем, занимаемый им в пространстве и, конечно, вес. Пуховая подушка и камень могут иметь примерно одинаковые размеры, объем и даже форму, но как передать в рисунке их вес? Для этого нужно пропустить натуру через собственное осязание. В лепном рисунке для этого мы ощущаем, словно лепим форму из глины, только делаем это карандашом (или другими инструментами) на бумаге.

В курсе еще довольно много интересных и необычных упражнений, которые дают совершенно новый, непредвзятый взгляд на окружающую действительность, они заставляют вас смотреть на предметы весьма неожиданным образом, много предлагается рисовать по памяти. Все это постоянно стимулирует вас полагаться на опыт всех органов чувств, а не только копировать видимое глазу, выполнение упражнений до предела обостряет вашу наблюдательность, столь необходимую художнику.

Также в книге есть упражнения, посвященные анатомии, но и она изучается не классическим способом. Анатомия изучается не как сухая схема строения человека, а как основа его действия, движения. Даже здесь мы будем вовлекаться в чувственное переживание натуры, ощущаем натяжение или расслабление мышц натурщика, словно рентгеновский луч наш взгляд ощупывает расположение костей. Основная идея изучения анатомии по методу Николаидиса заключается в том, что наши кости и мышцы являются такими, какие они есть, прежде всего для того, чтобы мы могли двигаться определенным образом. Наша анатомия отличается от анатомии птиц, рыб, животных потому, что наши тела предназначены для разного вида перемещений. Какие-то движения наше тело может совершать, а какие-то – нет. Например, мы не можем вывернуть коленку назад, коленный сустав не предназначен для такого рода действий. Изучая анатомию, вы будете знать, на что способно тело, а на что – нет, и, исходя из этих знаний, уже не допустите многих ошибок в своих рисунках.

Выполнять упражнения предлагается различными материалами: карандашом, мелком, акварелью, тушью, маслом. Постоянная смена материалов привносит в обучение новый опыт, держит в тонусе, не позволяя перейти к механическому рисованию, заставляет раз за разом обращать внимание на то, что хочется показать в рисунке с помощью того или иного художественного средства. Смена материалов дает совершенно новый взгляд на один и тот же предмет изображения. Меняя материалы можно заметить новые свойства натуры, обнаружить новую возможность передать то или иное впечатление. Опыт использования разных изобразительных средств дополняет и обогащает друг друга. В процессе возникает множество открытий и творческих идей. Кроме того, пробуя разное, вы постепенно ищете то, что вам ближе всего, что лучше всего позволяет выразить ваше мироощущение.

Естественный путь к рисованию – это не свод правил и техник рисунка, это живое исследование натуры. Для меня эта книга – кладезь идей и мудрости, которой мне может хватить на десятилетия. В моих нынешних творческих поисках я во многом опираюсь на методику Николаидиса. Постигать упражнения из нее можно долго и каждый раз будет открываться новая глубина и дна там не видно.

Те, кто прошли со мной этот курс до конца получили свои, на мой взгляд, великолепные результаты, пришли к своим выводам и открытиям. Я пришла к своим, будучи сама ученицей в этом эксперименте. Участники эксперимента сделали свои первые шаги в рисовании с натуры и не просто в рисовании, а в чувственном рисовании. Они стали создавать что-то свое, вместо срисовывания картинок, фото и видео-уроков. В своей вере в гениальность данного подхода я лишь укрепилась, испытав его как на себе, так и на других людях. Также, я поняла, что этот курс не для всех. Я бы сказала, что тех, кто хочет быстрого результата, он не подойдет. Он для тех, кто готов увлечься процессом, много трудиться просто ради практики, кто понимает, что настоящее Мастерство достигается упорством и настойчивостью. А еще он для тех, кто готов влюбиться в рисование и в Мир вокруг. Маэстро Николаидис гений и мне очень хочется постигать его курс и дальше, развивать его, открывая новое и делиться своими открытиями на столько, на сколько я могу.

Теперь на своем опыте и опыте моих учеников я смело рекомендую эту книгу всем желающим. А работать по ней или нет, вы решите сами.

За год мы сделали несколько тысяч рисунков, набросков, этюдов, и, конечно, нет возможности показать их сразу все. Вот всего лишь несколько из этих тысяч рисунков, выполненных участниками группы во время прохождения курса.

Анастасия Вощанова:

Елена Кулимина:

Ирина Александрова:

Елена Дегтярева:

Марина Комарова:

Тамара Усова:

Вячеслав Щукин:

Метки: где искать вдохновение, книги, мнение, развитие творческих способностей, самопознание через творчество, советы художнику, художественное видение

izotika.ru

Естественный путь к рисованию | Кимон Николаидис

«Не только лучший учебник по рисованию, но и лучшее пособие

по развитию навыков и умений видеть предмет»

Всемирный каталог.

Желание рисовать столь же естественно, как и желание говорить. Как правило, мы учимся говорить посредством практики, делая множество ошибок, когда нам два, три и четыре года. Но ведь без первых проб и ошибок в понимании сказанного и произнесении слов и фраз было бы глупо приступать к изучению грамматики или писать сочинение. Именно с произнесением первых имеющих значение слов, этим необыкновенно важным этапом в жизни каждого человека, можно сравнить ту работу, которую должен проделать ученик на протяжении первого года обучения изобразительному искусству.

Есть только один верный путь научиться рисовать — естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.

Задача преподавателя, на мой взгляд, — не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. Они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение.

Знание, то есть все, что известно об искусстве рисунка и живописи, доступно всем.

Об этом написано множество книг. Преподаватель же может лишь указать путь, ведущий к успеху, и попытаться убедить ученика пойти по этому пути.

Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться.

Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты.

Законов изобразительного искусства, я имею ввиду основополагающих законов, совсем немного. Это законы природы, существовавшие задолго до того, как был сделан первый рисунок.  Со временем, путем постоянных попыток и проб, с терпением и тщанием пробираясь вперед на ощупь, люди мало-помалу открыли некоторые законы техники рисунка и живописи. Эти правила явились результатом того, что человек смог применить законы равновесия, действие которых он наблюдал в природе, в изобразительном искусстве. Однако на первом этапе обучения не следует об этом задумываться.

Вначале все эти законы и правила их применения так и останутся для вас загадкой, как бы вы ни старались их постигнуть.

Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей или возможностей рисовать, а недостаток понимания.

Изобразительное искусство должно быть больше занято реальной жизнью, чем искусством как таковым. Пользуясь числами, мы оперируем символами и, лишь перенеся их в реальную жизнь, наполняем содержанием. То же самое касается и правил рисунка и живописи. Их нужно не заучивать, а изучать и применять.

Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены именно для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше.

КИМОН НИКОЛАИДИС

25 разделов книги охватывают все аспекты техники рисования, построения композиции, выбора пропорции, отражения света и тени, восприятия и понимания жеста, а также все особенности контурного рисунка по памяти и с репродукции. Доходчиво и понятно, через систему заданий и упражнений автор последовательно раскрывает весь спектр знаний и умений, необходимых для освоения мастерства художника. Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, малками, акварельными и масляными красками. Для широкого круга начинающих художников.

Естественный путь к рисованию | Кимон Николаидис | The Natural Way to Draw | Купить книги | ISBN 985-438-615-5, 0-395-53007-5

 Скачать книгу «Естественный путь к рисованию» бесплатно в ознакомительных целях!

Смотрите также другие книги по рисованию:

Губарева - Муха Л. С. Самоучитель рисования.
Искусство цвета. Иоханнес Иттен.
Уилли Погейни. Искусство рисования.

artageless.com

Обзор книг по рисованию. Часть 2. Кимон Николаидис "Естественный путь к рисованию"

     Вторая книжка, на которую я хочу обратить ваше внимание, это «Естественный путь к рисованию» Кимона Николаидиса. Книга вышла в издательстве, ну как обычно ))), «Попурри» в 2003 году.Как я уже писала, имя Кимона Николаидиса мало что говорит российскому читателю, желающему научиться рисовать. А жаль. Потому что именно Николаидис придумал огромное множество всяких разных упражнений именно для них.    Я узнала об этом замечательном человеке и о его методе из книги Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника». И сейчас в моем личном рейтинге книга Николаидиса стоит на втором месте после книги Бетти Эдвардс.     Не могу не избежать длинных цитат, но никто лучше самого Николаидиса не напишет о своей книге лучше, чем он сам. Несколько выдержек из введения к книге:    «Есть только один верный путь научиться рисовать – естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.     Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться. Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты. …     Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей, или возможностей рисовать, а недостаток понимания. …     Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше».     Упражнений в книге действительно много. Даже не так. ВСЯ книга – это одно сплошное упражнение. Мало того, в книге к каждой главе приведена таблица, по которой нужно выполнять упражнения из этой главы, то есть там написано, что делать, сколько рисунков делать и сколько времени это выполнять. А для меня, как для человека, который все время мучается вопросом «что рисовать», эта книга была просто находкой. Ничего не надо придумывать, берешь книгу, прочитываешь главу, доходишь до таблицы – и вперед! )))     Глав, вернее разделов, в книге аж 25! И все они посвящены отработке разных навыков разными материалами. Контурное рисование (о нем я писала, когда анализировала книгу Бетти Эдвардс), жестовый рисунок, лепной рисунок, рисунок драпировки, анатомические этюды, рисование карандашом, мелками, углем, маслом, чернилами, акварелью, итд итп.     В прошлом году я, не знаю зачем, купила две книги, посвященные актерскому мастерству. Так вот, там описывается, как Станиславский говорил, что хороший актер должен тренироваться всю жизнь. Я вам могу гарантировать, что если вы пройдете ВСЮ книгу Николаидиса, Ван Гогом вы, может быть, и не станете, но мастерства у вас прибавится. Это абсолютно точно!     На одном из форумов я прочитала, что книга Николаидиса занудная и никому не нужная. Мне кажется, что это не так… По ней действительно непросто заниматься. Но результат – стОит того!!!     Кстати, Стив Лестер, американский скульптор и художник, который одним из первых начал преподавать правополушарное рисование в Москве, и у которого учились многие мои знакомые, помимо упражнений из книги Бетти Эдвардс использовал и упражнения Николаидиса. Помню, какой восторг я испытывала, когда он давал нам навыки жестового рисования, и мы рисовали фигуру человека минуту, потом 30 секунд, потом 15, потом 10, потом 5, потом 2, потом 1 секунду. Не поверите, даже за одну секунду мы успевали что-то накалякать! )))     Хочется обратить особое внимание на упражнение, которое появляется в 5м разделе книги. Это – «Ежедневная композиция». Опять цитирую Николаидиса:    «Это рисунок по памяти, который нужно выполнить в стиле жестового черканья. Однако на этот раз вместо того, чтобы изобразить отдельно фигуру или предмет, нарисуйте человека в повседневной обстановке.     Карандашом сделайте небольшой рисунок (размером примерно двенадцать на семнадцать сантиметров), изобразив что-либо из того, что вы видели за прошедшие двадцать четыре часа. Быстро, легко и в любом порядке нарисуйте все, что вы помните об обстановке какого-либо места и то, что там происходило. Вы должны потратить на рисунок не более пятнадцати минут. Не делайте потом никаких исправлений или изменений, а завтра принимайтесь за новую работу.Не думайте, что композиции должны быть сложными или что, поскольку они представляют собой более завершенную картину, то должны рассказывать о каком-то событии. Не усложняйте себе задачу.     Хочу предложить несколько примеров простых жизненных ситуаций, идеально подходящих для ежедневной композиции: 1) человек садится в автомобиль; 2) женщина рассматривает товары на прилавке или в витрине магазина; 3) мужчина зажигает сигарету, сигару или раскуривает трубку; 4) чистильщик обуви выполняет свою работу; 5) мужчина расплачивается по счету в ресторане; 6) дети за игрой; 7) женщина в косметическом салоне. Подобные повседневные картинки прекрасно подойдут для вашей цели.     Если часто случается так, что вы не знаете, что бы вам нарисовать, попытайтесь сделать себе расписание на неделю вперед, определив места, которые нужно посетить в тот или иной день, чтобы почерпнуть идею для рисунка. Например, понедельник – аптека; вторник – ресторан; среда – парикмахерская; четверг – сигаретный ларек; пятница – фойе кинотеатра; суббота – холл высотного здания. Находясь в каком-то месте, потренируйте себя: закройте глаза и попытайтесь восстановить в памяти окружающую вас обстановку. Осмотрите так называемый задний план и наблюдайте, что в этой обстановке может делать человек, куда он может пойти, где присесть, как подняться на верхний этаж, где заплатить за покупки, если это магазин. Если, закрыв глаза, вы не можете припомнить какую-то деталь, откройте их и понаблюдайте еще. Такая тренировка обострит вашу наблюдательность, что необходимо для рисования.     Не забывайте, что это жестовый этюд и что вы поэтому должны стремиться ухватить движение в целом. Вы должны видеть картину как некое единство.     Изображая групповые позы, вы рисовали жест, объединивший две или три фигуры вместе. Вот и теперь рисуйте жест фигуры или фигур вместе с окружающей их обстановкой, думая о месте действия, фигурах и предметах, как о едином целом.     Это упражнение считается домашней работой. Оно не включено в таблицы с распорядком занятий, потому что вы его должны выполнять каждый день, а занятия вы, возможно, посещаете раз или два в неделю. Поскольку для этого упражнения вам никто специально не позирует, вы можете сделать рисунок в любые свободные четверть часа. Если же у вас нет другого времени или если вы забыли сделать рисунок, отведите от него часть времени обычного урока. Ежедневная композиция – это самое важное упражнение в книге.     Ваши композиции вовсе не обязательно должны быть правильными. Они могут быть совершенно неверными. Главное – рисовать их ежедневно. К сегодняшней дате через год у вас должно накопиться триста шестьдесят пять рисунков. Очень полезно, если вы подержитесь в течение года, в два раза полезнее, если вы будете рисовать по композиции в день в течение двух лет. А человек, по-настоящему серьезно относящийся к рисованию, будет выполнять быструю композицию каждый день на протяжении всей жизни независимо от того, чем еще ему придется заниматься.     Начните с техники черканного жестового рисунка и постепенно вырабатывайте свою методику работы, свой стиль».     Помимо упражнений в книге Николаидиса очень много глубоких философских размышлений. На какой странице книгу ни раскроешь, везде есть какая-то интересная мысль. Ну, например, открываю книгу на странице 66: «Смену изобразительных средств можно сравнить со сменой языка. Опыт использования в общении двух языков обогащает каждый из них. К тому же, что еще более важно, попытка передать мысль, переведя ее с одного языка на другой, позволяет более точно ее понять»… Или страница 123: «Хорошо известно, что, как только слово произнесено или напечатано, то у него появляется тенденция стать авторитетным, ему верят как достоверному источнику. Чтобы абстрагироваться от этого, нужна почти революция. То же самое верно и для вашего рисунка. Сделанные вами ошибки, если они задерживаются на бумаге, имеют тенденцию приобретать над вами власть».     Честно говоря, я даже не знаю, что еще написать про эту книгу. Нужно просто купить ее и заниматься. Если у вас, конечно, есть желание научиться рисовать. ))) Книга Кимона Николаидиса «Естественный путь к рисованию» действительно работает. Если заниматься. И больше всего об этом говорит эпиграф к книге: «Ужасное несчастье, если теория превосходит практику. Леонардо да Винчи».

P.S. 11 ноября 2013 года мы начинаем заниматься по этой замечательной книге!)Подробности тут:http://imhoart.livejournal.com/152187.html

imhoart.livejournal.com

Натурное рисование природных форм в процессе обучения художников прикладного искусства как фактор развития творческой личности

В современном российском обществе система профессионального образования нацелена на решение задач, поставленных Национальной доктриной образования. В ней обосновывается необходимость модернизации образовательной системы с учѐтом использования отечественного опыта и традиций.В профессиональном художественном образовании одной из ведущих учебных дисциплин является рисунок. Система преподавания рисунка в учебных заведениях призвана способствовать формированию творческой личности будущего художника. Студентам прививаются навыки изучения и анализа огромного наследия прошлого и образцов современного искусства, приѐмы изображения объектов природы с натуры, развивающие художественный вкус, профессиональное мастерство, умение решать различные задачи, способность воплощать свои творческие замыслы.В течение всей истории своего развития человек наблюдал и изучал окружающую природу. Многие народы использовали в искусстве природные объекты и явления во всѐм их разнообразии в качестве вдохновляющего источника. «Содержание предметно-изобразительного искусства составляет, по определению, мир природы, – отмечал теоретик искусства Рудольф Арнхейм. –- Это значит, что используемые художниками формы в какой-то степени берутся в ходе наблюдений над природой, ведь иначе изображения невозможно было бы распознать» [1, с. 180].Поиск идеального мотива и прекрасной формы в художественном творчестве активизирует воображение и несет произведениям искусства совершенство. Изображения объектов природы свойственны многим художникам разных времен, художественных направлений и стилей [6].Различные элементы растительности, например цветы и листья, использовались художниками в качестве основы их творчества. Это материал интересен тем, что является базой развития творческих идей. Большинство культур применяло орнаменты, основанные на растительных мотивах и в произведениях художественных ремесел, и в прикладном искусстве, и в оформлении архитектуры. Растительные орнаменты появились в глубокой древности. Часто применялся мотив листьев финиковой пальмы, плодов граната, колосьев пшеницы. В разных странах можно найти аналогичные элементы декоративного оформления. С самых ранних эпох также были известны изображения животных, птиц и рыб. И до нашего времени человек испытывает большую радость от подобных узоров, созданных на основе образцов природных линий и форм. Художниками движет стремление к переработке и переосмыслению того, что создано природой. Об этом писал в предисловии к справочнику «4000 мотивов: цветы и растения» его составитель Грэхем Лесли Маккэлэм [6]. Но в основе работы художника всегда лежало наблюдение формообразования и изображение с натуры. Формообразование в природе можно определить как явление роста, в котором форма ограничена своей поверхностью в области пространства, занятого природным объектом в процессе его развития. «Природа занята во все времена именно этим: она создает объекты бытия буквально из точки. Пространство, только что бывшее ничем, становится цветком, листом, деревом, совершенным живым существом» [13, с. 11].В изображении природы художником, находящим в ней простой порядок, выражающийся в пропорциях и в соразмерностях, проявляется «творческая способность к структурированию» [1, с. 163]. Соразмерность и пропорция – две категории эстетики. По мнению Иосифа Шефтелевича Шевелева, архитектора и реставратора, соразмерностью является соотношение размеров длины, ширины, высоты, а пропорцией – понятие в области искусства, имеющее определенное значение. «Это связь, которой соединены внутри сложного целого составляющие его части. Пропорция выражает его структурное единство» [13, с. 23]. При изучении разнообразных явлений природы, особенно связанных с органическим ростом, обнаруживается закономерность пропорций, так называемое «золотое сечение». «Золотое сечение выражается обычно либо как 0,618, либо как 1,618» [13, с. 26]. Многие ученые и художники ещѐ со времени античности выделяли именно «золотое сечение» среди всевозможных пропорций, основывая на нем свои изобретения и произведения искусства. В своей книге «Принцип пропорции» И. Ш. Шевелев описывает отношение золотого сечения, распространенное в формах живой природы [13].В разных культурах складывалась своя теория отображения мира на плоскости. Теория изображения в процессе многовекового развития выработала понятия, методы, способы и в разные эпохи отражала в целом научное понимание предметного и пространственного мира вещей и явлений, познания и теоретического мышления.В эпоху Возрождения в Западной Европе появилась необходимость профессионального обучения художников. В то время учителя обращали свой взгляд к природе и считали основой преподавания изобразительной грамоты рисование с натуры. Рисунок является одним из главных средств познания и отображения мира в изобразительном искусстве. В учебном процессе эта дисциплина представляет собой важную часть профессионального образования. Обучение – это школа, знания должны иметь определѐнную базу.В результате реформ, произведенных Петром I, в России появились новые тенденции в архитектуре, в изобразительном искусстве. В 1711 году при Петербургской типографии была открыта школа, где изучали рисунок. Там учащиеся занимались копированием оригиналов и рисунком с натуры. Рисование стало широко внедряться в общеобразовательные школы и в другие учебные заведения. В 1724 году при Академии наук была организована «Рисовальная палата».По предложению И. И. Шувалова в 1758 году в Санкт-Петербурге была создана Академия трѐх знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры, – где формировалась методика преподавания рисунка. До того как появился и распространился академизм, в европейском искусстве не было разделения понятий высокого искусства и художественных ремесел. Искусствовед Инна Ардалионовна Пронина в книге «Декоративное искусство в Академии художеств» писала: «В XVIII–XIX веках Академия художеств как учебное заведение, которое использовало научные методы преподавания, способствовало образованию и воспитанию молодых художников разных специальностей, в том числе и декоративного искусства. Пристальное и обязательное знакомство с орнаментом позволяло будущим художникам, скульпторам и архитекторам усваивать специфику орнаментального ритма, пропорций, характер построения самого рисунка, четкость и конструктивность его форм. В дальнейшем это, несомненно, помогало им выполнять и декоративные работы» [8, с. 154]. Преподаванию рисунка в обучении художников прикладного искусства в России уделялось внимание и в других специальных учебных заведениях.Культурным феноменом XIX и XX веков, прошедшим долгий путь становления, развития и поисков, является Строгановская школа. В ней С. Г. Строганов применил передовой опыт, связанный с обучением ремеслам, накопленный в профессиональном образовании [10]. Разработка специализированной системы обучения будущих художников была связана с организацией новых художественно-промышленных учебных заведений. «Строгановская школа в отношении к искусствам и ремеслам» стала в России первым из них. Она основана в Москве в 1825 году. Обучение в ней было рассчитано на шесть лет. Программа освоения рисунка имела два раздела – общий для всех и специализированный. С 1844 года в качестве обязательного ввели рисование с натуры растений и памятников архитектуры. В учебном процессе появилось рисование животных. «Специальный курс рисунка в Строгановской школе включал изучение «цветов и украшений», рисование цветов и растений непосредственно с натуры (рисовали орнаменты и писали акварелью с живых цветов), а также «копирование» (графическое воспроизведение) изделий декоративно-прикладного искусства» [10, с. 32–36]. Из этого следует, что рисунок в Строгановской школе, в отличие от Академии художеств, преподавался более широко.В 1880 году в Санкт-Петербурге открылось Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. При создании училища использовался опыт образования в области художественно-промышленного и декоративно-прикладного искусства в России, а так же в учебных заведениях этого профиля Англии, Германии, Франции [11].На рубеже XIX–XX веков императрицей Александрой Фѐдоровной в Санкт-Петербурге была основана школа народного искусства. Исследование педагогического опыта этой школы показало, что рисунок в ней изучали. В обучении мастерству вышивки вставала необходимость натурного рисования растительных форм и других природных элементов [3].В ХХ веке появились новые методы обучения будущих художников и новые формы преподавания.В 1920 году в Советской России было открыто учебное заведение ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технический мастерские) [2]. В. А. Фаворский, П. В. Митурич, Н. Н. Купреянов и другие преподаватели ВХУТЕМАСа применяли собственные педагогические методы. В. А. Фаворский считал, что искусство и рисунок как его часть – особый метод познания натуры. Целью рисунка, по его мнению, является понимание целостности и передача сущности окружающей действительности [9]. Изучению и описанию этих разнообразных методик посвятила свой научный труд Н. Н. Розанова.Одна из методик преподавания рисунка во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, описана в книге В. Ф. Франкетти и М. А. Прохорова «Элементы художественного изображения», изданной в 1930 году в Москве. Одной из задач обучения рисунку должно быть наблюдение художника за явлениями природы, которое станет материалом для творчества. Без глубокого изучения природы художник не сможет создать подлинного произведения искусства. По мнению В. Ф. Франкетти, живопись и рисунок должны не опираться на абстрактные геометрические формы, а изображать предметы и явления, создавать образ живой органической природы [9].Если сравнить суждения В. Ф. Франкетти с идеями Василия Васильевича Кандинского, высказанными в книге «Точка и линия на плоскости», можно увидеть прямые аналогии в теории и практике изобразительного искусства. «Использование линии в природе чрезвычайно многообразно. Для художников особенно важно увидеть, как в независимом царстве природы применяются первоэлементы: какие элементы принимаются во внимание, какими свойствами они обладают и каким образом происходят соединения. Линия встречается в природе в бесчисленном множестве явлений: в минеральном, растительном, животном мирах. Схематическое строение кристалла – чисто линейное образование (например, в плоскостной форме – кристаллы льда)» [4, с. 161]. Здесь же В. В. Кандинский рассуждал о том, что в линейном строении ветвей, исходящем из того же основного принципа, можно увидеть различные сочетания линий: «…например, среди деревьев: ель, фиговое дерево, финиковая пальма или запутанные комплексы лиан либо иных змеевидных растений» [4, с. 164].Поиски смысла закономерностей строения при изучении совершенной формы, созданной природой, придают творческим поискам художников основательность и масштабность. «Переход к дальнейшей работе, к поиску декоративной формы состоит на первом этапе в умении увидеть природную логику геометрической конструкции, структуру построения заложенного в мотив природой» [14, с. 12]. Так считает Марина Семѐновна Якушева, педагог МГХПУ им. С. Г. Строганова. «Изучая флору и фауну, структуру растений, оперение птиц, раковины, кристаллы, камни, мхи, многообразие природного мира через рисунок, начинающий художник находит новые творческие идеи, конструктивные решения, новые формообразования» [14, с. 12].Этого же мнения придерживается педагог Георгий Иванович Кулебакин, считающий, что в основе многих орнаментов лежат объекты живой природы. «Рассматривая природные формы, легко заметить, что в их устройстве очень часто присутствует симметрия – листья, насекомые, животные» [5, с. 87]. О необходимости изучения природных объектов писал Г. И. Кулебакин в своем учебнике рисунка [5]. «Наиболее простой формой в мире растений являются листья, которые по своей структуре представляют плоскость или поверхность, расчлененную тем или иным образом» [5, с. 35]. Будущему художнику в учебном процессе необходимо рисовать с натуры цветы и плоды растений, а также рыб и насекомых, которые часто появляются в орнаментах. «Стилизованные насекомые, изображения бабочек с цветами имеют широкое распространение» [5. с. 39]. В натурных рисунках птиц представляет интерес детальное изучение их строения. Выполненные на учебных занятиях изображения животных можно использовать для разработки различных декоративных украшений.Обучению художников прикладного и промышленного искусства уделялось внимание в Германии в первой половине XX века. Одним из учебных заведений этого профиля был Баухауз. Наталия Ивановна Дружкова, современный исследователь педагогических методов Баухауза, описывает особую роль одного из педагогов этой школы – Оскара Шлеммера. Он полагал, что необходимо, отталкиваясь от традиционного обучения, не отрицая академической системы полностью, дополнить и усовершенствовать его таким образом, чтобы приблизить к современным условиям развития искусства. Это положение О. Шлеммер стремился осуществить в своѐм знаменитом курсе «Человек» [2]. В профессиональном художественном образовании натурное изображение фигуры человека как «живой формы высшего порядка» [5. с. 40] способствует развитию творческой личности художника тем, что создание образа человека – это одно из самых значимых направлений в искусстве. Человек оставался центральной фигурой искусства на протяжении столетий. И в единении с природой человек не растворяется в ней, а остается вершиной творения, самой важной ступенью в иерархии ценностей. Такой вывод делает Людмила Петровна Калинина, кандидат педагогических наук, работающая в Институте традиционного прикладного искусства в Москве [3]. В монографии Н. И. Дружковой «Педагогика Баухауза» говориться, что рисование обнажѐнной натуры всегда входило в программу обучения в Баухаузе и все студенты были обязаны научиться изображать обнажѐнное тело, которое, как и в академической традиции обучения, было вершиной мастерства и самым сложным этапом в обучения искусству [2].В воссозданном в Ленинграде в 1945 году художественно-промышленном училище параллельно с традициями академическими развивались приемы и направления преподавания рисунка, «…которые отвечали тенденциям формообразования, связанным со спецификой именно художественно-промышленного вуза» [11, с. 22]. Продолжалась традиция училища барона Штиглица по изучению разнообразных приемов рисования. Появились новые объекты, изучаемые на учебных занятиях. Это зарисовки животных в зоопарке и Зоологическом музее, растений в Ботаническом саду, камней и кристаллов в Музее горного института [11].В 2003 году организована Высшая школа народных искусств (институт), первое высшее учебное заведение, занимающееся обучением художников традиционного прикладного искусства. В данном государственном образовательном учебном заведении профессорско-преподавательский состав придерживается позиции, что «…содержание обучения определяется учебными планами, индивидуальными для каждой школы. К числу профилирующих предметов относится рисунок» [7, с. 134]. Преподавателями института исследовалась проблема преподавания рисунка, как важной составляющей подготовки студентов в художественно-творческой, научно-исследовательской и педагогической работе.Результаты исследования показали, что профессиональная подготовка будущих художников традиционного прикладного искусства будет более эффективной, если учебные программы будут базироваться на изучении многообразия природных объектов и изображении их с натуры. При этом учитывалась специфика профессионального образования таких профилей, как ювелирное искусство, косторезное искусство, художественная вышивка, художественное кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись, декоративная роспись, художественная роспись ткани.На кафедре рисунка Высшей школы народных искусств разработана экспериментальная педагогическая модель обучения рисунку художников традиционного прикладного искусства. «Экспериментальная модель представляет собой один из механизмов обновления и планирования образования» [12, с. 146]. Над исследованием данной проблемы работала доктор педагогических наук Наталия Николаевна Шамрай. Эта модель, применяемая в учебном процессе на протяжении несколько лет, показала свою эффективность на примере дипломных работ выпускников ВШНИ по различным профилям декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. В поддержку правильности выбора концептуального пути обучения рисунку можно привести тот факт, что из числа выпускников пополняется педагогический состав Высшей школы народных искусств (института), а также учебных заведений среднего профессионального образования, не только профилирующих кафедр, но и кафедр рисунка и живописиПрограмма учебной дисциплины «Рисунок» строится по принципу постепенного усложнения заданий от рисования с натуры простых геометрических форм, как основы изображения объектов природы, к заданиям большей сложности. В апробированной программе уделяется большое внимание изображению конструктивного строения, пластики растений, цветов, насекомых, птиц, животных, изучению технических приемов передачи текстуры и фактуры данных объектов. С самого начала своего обучения студенты выполняют связанные с изображением с натуры задания, творчески их осмысливая. Педагоги коллектива ВШНИ считают, что в изучении красоты природы ставится цель уделять внимание созданию образов растений, цветов, плодов, птиц и животных, которые могут быть воплощены в произведениях декоративно-прикладного искусства [3]. Завершается обучение будущих художников рисунку изображением человека.Вся программа учебной дисциплины «Рисунок» нацелена на расширение и углубление знаний студента, их осознанное применение при выполнении сложных практических заданий, приобретение новых навыков в работе над рисунком. Выявленная необходимость соединения традиционного, академического, инновационного и специализированного подходов привела к формированию концепции обучения рисунку как комплексному учебному предмету в образовательных заведениях этого профиля. Педагогическими основаниями концепции преподавания рисунка выступают социальная активность творческой личности, еѐ способность воспринимать и остро чувствовать перемены, происходящие в общественной и духовной жизни. Возможность средствами рисунка преобразовывать свои впечатления и таким образом решать художественные задачи творческого освоения окружающего мира находит свое отражение в изобразительных средствах и формах народного декоративно-прикладного искусства, являющихся носителями традиционных эстетических и нравственных ценностей.Литература1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.2. Дружкова Н.И. Педагогика Баухауза: монография М.: 2007. 228 с.3. Калинина Л. П.. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08. Москва 2004. 146 с.4. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.:Азбука, 2003. 240 с.5. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции: Учебник для средн. проф.-техн. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1983. 127 с., ил. (Профтехобразование).6. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник: пер. с англ. /ГРЭХЕМ Лесли Маккэлэм. М.: АСТ: Астрель, 2006. 383, [1]с.: ил.7. Максимович В. Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России. Документация Немецко-Русского Форума «Работа в будущем – профессиональное обучение в будущем: производственное обучение»21.-27.06.1998 в Международном Центре Зонненберг. Том первый. Ганновер: 2000. 367 с.8. Пронина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII – первой половины XIX века. М.: Изобраз. искусство, 1983. 312 с., ил.9. Розанова Н. Н. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: Учебное пособие: М.: Изд-во МГПУ, 2000. www.hi-edu.ru/e-books/10. Строгановская школа композиции. МГХПУ им С. Г. Строганова. М.: 2005. 352 с.: ил.11. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица: Альбом / Отв. ред. В. В. Пугин. СПб, «Проект 2003», «Лики России», 2007. 256 с.12. Шамрай Н. Н. Модель адаптации учащихся к рынку труда в профессиональном лицее трикотажного дизайна. Документация Немецко-Русского Форума «Работа в будущем – профессиональное обучение в будущем: производственное обучение»21.-27.06.1998 в Международном Центре Зонненберг. Том первый. Ганновер: 2000. 367 с.13. Шевелев И. Ш. Принцип пропорций: О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. М.: Стройиздат, 1986. 200 с., ил.14. Якушева М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие / М. С. Якушева; МГХПУ им. С. Г. Строганова. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2009. 240 с.: ил.

www.art-education.ru


Смотрите также