47. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности. Формы проведения занятий по рисованию


47. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

48. Основные требования к показу способов изображения.

Трудность применения приёма показа на практике обусловлена не­сколькими причинами.

1) причина связана с отсутствием у педагогов достаточно четких представлений о своеобразии и специфике рисунка ре­бенка 2...6 лет и боязнью не повредить неумелыми рекомендациями и советами проявлению и развитию у детей самостоятельности и творчества.

2)причина обусловлена противоречивостью, неоднозначностью и множественностью точек зрения на данный вопрос.

Одни ученые полагают, что показ способов изображения — это своего рода диктовка со стороны взрослого, которая может отрицательно сказаться на развитии у детей творчества. Другие считают, что маленькие дети сами ничего не умеют и их всему надо учить. Третьи видят возможность обучения детей изображать различные объекты через развитие у них разнообразных формообразующих движений. Четвер­тые вообще стремятся избежать этого приема, советуя воспитателям использовать в работе с детьми иллюстрационный материал, наблюдения, «метод пассивных движений» и другие обучающие приемы и средства.

1)пожелание: не злоупотреблять этим приемом. Пользовать­ся им очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изоб­ражения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахож­дению различных способов изображения. Всячески поощряйте за ориги­нальное и своеобразное решение.

2) пожелание: вместо прямого показа чаще используйте иллюстративный материал, выразительные игрушки, художественное слово и другие средства.

3) пожелание: при показе ориентируйтесь не только на возраст детей, но и на некоторые психологические особенности ребят: у одних преобладает конструктивный способ изображения (все из отдельных частей), другие предпочитают целостный, третьим нравится обобщен­ность, декоративность в рисунке и т. д. Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональ­ной, речевой, двигательной активности детей, индивидуальности каж­дого  ребенка,  развитию  его  творческих  качеств  и   художественно творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображе­ние, творческое мышление. Характер показа обусловлен, прежде всего, возрастом детей и особенностями изображаемого объекта. Например, в младшем возрасте показ должен быть эмоциональным, игровым, а в старшем — это не нужно. Чаще всего показывать следует быстро, смело, чтобы у ре­бят появилось ощущение легкости и желание самим так же действо­вать; одновременно привлекайте к показу детей, спрашивая, беседуя с ними по поводу изображаемого объекта. 

studfiles.net

10 Организация и проведение занятий по изодеятельности в детском саду.

Подготовка воспитателя к занятию:

  1. Бумага

 листов на 5-10 больше чем детей

 рисование карандашами на формате А4, А5

 рисование красками на формате А4

 продумать форму бумаги (полоса, прямоугольник, квадрат, круг)

 рисование карандашами - шероховатая бумага

 рисование красками - гладкая бумага

 листы подписываются с обратной стороны

  1. Кисточки

  2. проверяются на прочность

  3. для гуаши - жесткий ворс (песец, собака)

  4. для акварели - мягкий ворс (белка)

  5. чем больше лист - тем больше размер кисти

  6. Карандаши

  7. оттачиваются в запас (4-5 коробочек)

  8. замена цвета

  9. до старшей группы воспитатель сам точит карандаши

  10. со старшей группы пользуются графитным карандашом и мастиком

  11. Вода

  12. наливается в прозрачные банки не менее 0,5 литра

  13. банка наполняется на 2/3 от объема

  14. запасные баночки с чистой водой

  15. Краски

  16. гуашь готовится с вечера, разводится до густоты жидкой сметаны

  17. акварель, 3-4 капли в каждую ванночку

  18. подставки для кисточек

  19. салфетка для осушения кисти

  20. Воспитатель готовит наглядность и все необходимое

  21. игрушки

  22. картинки

  23. картины

  24. репродукции

  25. Воспитатель продумывает и пишет конспект, учитывает тип занятия по изодеятельности:

  26. на тему предложенную воспитателем

  27. на тему выбранную ребенком

11 Рисование. Ранний возраст. 1 младшая группа. Характер рисования. Заззчи. Методы и приёмы обучения. Тематика рисования.

Казакова рекомендует начинать обучение с 1 года

Работу рекомендует проводить на комплексных занятиях. Дети дорисовывают или выполняют игровые упражнения

Флерина разработала систему игровых упражнений для детей в I младшей группе

В I младшей группе занятия проводятся 2 раза в неделю (желательно 1 день - утром, 2 день - вечером)

Желательно взять 5-8 детей, рассадить полукругом, так чтобы был свободный подход к каждому ребенку

Любое движение отрабатывается карандашом (твердая основа), а потом даем краски

На одном занятии дается 1-2 краски

Технические умения - умение выполнять штрихи, мазки, примакивание, проводить линии слева направо, сверху вниз, выполнять округлые формы

Задачи - учим тщательно промывать кисть перед набором цвета

Рисование только гуашью

На рабочий лист наклеиваем картинку героя

В I младшей группе по программе только предметное рисование

Декоративное рисование входит в предметное

«Полосатый коврик»

- детям дается лист бумаги с наклеенной ленточкой

В конце года в I младшей группе можно провести занятие на тему «Платочек в клеточку»

Сегодня мы будем рисовать платочек в клеточку. Перед вами лежат квадратики, у каждого свой, это ваш платочек.

Посмотрите внимательно как я буду его делать.

Я держу листочек левой рукой, вот так. Беру кисточку в правую руку, возле металлического наконечника и делаю вот так - обмакиваю в краску…

А теперь вы возьмите кисточку…

Чтобы Зайка знал где чей платочек, возьмите обмакните свой пальчик и в каждой клеточке поставьте свой след.

У детей в I младшей группе нет закрашивания

Используется 4 основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) + белый, черный.

studfiles.net

Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества           9 Разработка серии занятий с использовани

Координаты: электронная почта [email protected], [email protected]

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества. 5

1.1 Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков. 5

1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе. 9

Глава 2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества. 12

2.1. Задачи и содержание обучения техники изображения в младшем дошкольном возрасте. 12

2.2. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества. 12

2.3. Разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники изображения. 14

2.4. Описание хода и результатов проведения опытной работы.. 19

Заключение. 25

Список литературы.. 26

Введение

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

Поставленная цель привела к решению следующих задач :

1. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

2. Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

3. Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Объект исследования : дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : обучение нетрадиционными методами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования : применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества

1.1 Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности[1] .

Результатами работы в данном направлении должны стать:

· активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

· умение находить новые способы для художественного изображения;

· умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей.

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

От создания образа – к выбору средств выразительности.

Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.

Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать. Как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать[2] .

………

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - создание коллажей имеет большое значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества впсихолого-педагогической и методической литературе

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

В связи с исследованием мышления дошкольников учёными были выявлены некоторые особенности творческого мышления[3] .

В исследовании И.В. Смолярчук была разработана методика изучения и развития творческого мышления старших дошкольников. Как показало исследование, успешность решения творческих задач дошкольниками определяется, прежде всего, наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что является основой предвидения будущих состояний изменяющегося объекта. О.М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчлененный характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуализированное решение задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми “психологическими орудиями” – искусственными знаками, получаемыми субъектом в процессе социального взаимодействия.

mirznanii.com


Смотрите также