Методы обучения рисованию в советской школе. Госстройиздат 1938 пособие по рисованию


Коллекционирование монет, марок, значков, кукол, оружия, этикеток в Волгограде на Avito

По умолчаниюПо датеДешевлеДороже

р-н Красноармейский

Сегодня 10:28

Компания

р-н Тракторозаводский

Сегодня 10:20

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 10:19

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 10:19

Банкноты 1992 г. беларусь Банкноты 1992 г. беларусь Компания

р-н Красноармейский

Сегодня 10:09

р-н Советский

Сегодня 10:08

Компания

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 10:06

р-н Дзержинский

Сегодня 10:04

Газета. 51 год Газета. 51 год

р-н Центральный

Сегодня 10:00

Картина 60х40 Картина 60х40

р-н Красноармейский

Сегодня 09:57

Картина 67,5х47,5 Картина 67,5х47,5

р-н Красноармейский

Сегодня 09:57

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:49

Компания

р-н Центральный

Сегодня 09:48

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:46

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:45

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:45

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:39

Компания

р-н Центральный

Сегодня 09:39

Компания

Сегодня 09:36

Компания

р-н Центральный

Сегодня 09:35

Компания

р-н Центральный

Сегодня 09:35

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:34

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:34

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:33

Компания

р-н Центральный

Сегодня 09:32

Компания

р-н Ворошиловский

Сегодня 09:32

Компания

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 09:26

Начало Коллекции биметалла Начало Коллекции биметалла Компания

р-н Центральный

Сегодня 09:24

Обогреватель заднего стекла Запорожец 965 Обогреватель заднего стекла Запорожец 965

р-н Советский

Сегодня 09:20

Компания

р-н Дзержинский

Сегодня 09:20

Жетоны Жетоны Компания

р-н Дзержинский

Сегодня 09:20

Банкнота Один доллар Банкнота Один доллар Компания

р-н Дзержинский

Сегодня 09:20

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 09:17

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 09:16

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 09:16

р-н Тракторозаводский

Сегодня 09:04

р-н Красноармейский

Сегодня 09:03

Компания

р-н Дзержинский

Сегодня 08:49

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 08:45

р-н Краснооктябрьский

Сегодня 08:45

www.avito.ru

Зайцев К. Г. Современная архитектурная графика. — Москва, 1970

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970

 

 

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970. — 204 с., ил.

 

 

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура»

 

 

Настоящая книга является первой попыткой анализа графического материала современного архитектурного проектирования. Цель — показать, как и какими средствами графического искусства выявляются в чертеже содержание и назначение проектируемого сооружения.

 

Раскрытие характера изобразительных средств, материалов и способов их творческого использования в практической деятельности архитектора положено в основу методики изучения современной архитектурной графики. Принятый метод раздельного и последовательного изучения художественных средств изображения, с которыми архитектор имеет дело при составлении проекта — линии, тона, светотени, цвета соответствует процессу графического выполнения чертежа. Кроме того, этот метод позволяет наиболее всесторонне и глубоко исследовать эти средства графики и их возможности. Такой метод определил и структуру книги. Изучение средств и техники изображения не рассматривается как рекомендация каких-то правил, рецептов. Определяются основные принципы архитектурной графики, подсказанные всем историческим опытом и нашей современной практикой.

 

В книге привлекаются архитектурные проекты и рисунки мастеров архитектуры, а также учебные проекты Московского архитектурного института и другие материалы, подбор которых и расположение в тексте вызваны учебно-методическими задачами в соответствии с принятым методом изучения предмета. Содержание учебного пособия не претендует на исчерпывающую полноту освещения всех возможностей архитектурной графики, выходящих за пределы необходимого материала учебного пособия.

 

Книга включает в себя введение и три главы.

 

Введение знакомит с общими задачами и спецификой современной архитектурной графики.

 

В первой главе книги излагаются основные теоретические сведения, касающиеся графических средств изображения и художественной выразительности.

 

Вторая глава посвящена изучению возможностей материалов и техники изображения.

 

Третья глава посвящена анализу графики архитектурного проекта и примерам творческого использования средств, материалов и техники искусства графики современными мастерами архитектуры.

 

Книга является учебным пособием для студентов архитектурных и строительных вузов. Она также может быть использована архитекторами-проектировщиками.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Графика — вид изобразительного искусства, основными художественными средствами которого являются линия, тон, светотень и цвет. В графике преобладает линейный способ изображения.

 

Графика по своему назначению бывает: станковая (рисунок, эстамп, плакат), книжная (иллюстрации, заставки, концовки, шрифт), прикладная (рекламы, промышленная графика и пр.) и архитектурная (рисунок, проектные и обмерные чертежи).

 

Архитектурная графика — это приложение средств и приемов графического искусства к изобразительным задачам, возникающим в творческом процессе создания проекта или обмерного увража. Графика входит необходимой составной частью в самый творческий процесс архитектурного проектирования, и соответственно ее средства и приемы меняются на разных стадиях этого процесса, начиная с эскиза и кончая разработкой рабочих чертежей.

 

В начальной стадии проектирования архитектурная графика используется: как элемент композиционных поисков общей архитектурной идеи будущего сооружения и средство быстрой фиксации первоначальных вариантов замысла. В дальнейшем — как элемент разработки точного архитектурного чертежа в процессе конкретизации замысла и доведения его до законченного проекта, предназначенного для осуществления.

 

Когда мы говорим о роли графики в первом аспекте, мы должны исходить из ее оценки, как графического искусства, в котором используются главным образом методы рисунка. По мере разработки архитектурного замысла и готовности проекта роль графики, как средства композиционных поисков, уступает место графическому выполнению проекта, где используются преимущественно методы чертежа (ортогональные проекции, перспектива и аксонометрия). На этой завершающей стадии проекта средства графического искусства имеют иное, но не менее важное значение. Графика этой стадии преимущественно и является предметом изучения.

 

Конечная цель архитектурной графики заключается в изображении конкретного архитектурного объекта в форме чертежей для осуществления его в строительстве. Чертежи должны давать полное представление о назначении, о композиционной и объемно-планировочной структуре сооружения, о его конструкциях, материалах, о целесообразности и экономичности выбранного архитектурного решения. Эта служебная роль специфична для архитектурной графики. Графическая разработка чертежа не самоцель, а лишь средство подготовки документации, с помощью которой выполняется в натуре архитектурный проект. Выразительное, удобное в эксплуатации здание, отвечающее своему назначению, хорошо выполненное и долговечное, — это и есть результат высококачественного проекта и совместной работы архитектора и строителя. Важно и необходимо, чтобы качество архитектурного решения не подменялось острыми графическими построениями чертежа, чтобы графика не довлела над архитектурой. В этом смысле «красивая графика» может принести непоправимый вред архитектуре, вводя в заблуждение автора и заказчика.

 

Но архитектурному чертежу присущи эстетические качества, хотя он и не является произведением искусства.

 

Красивый чертеж — это важное и необходимое понятие. Оно говорит о соответствии графической формы изображения характеру изображаемого объекта. Но когда говорят «красивый план», «красивый разрез», это относится не столько к чертежу, сколько к достоинствам самого проекта — целесообразности композиции, пропорциям, форме, тектонической логике и ясности целого¹.

____________

¹ В некоторых случаях архитектурные изображения становятся самостоятельным видом искусства — станковой графикой, как, например, архитектурные композиции Пиранези, архитектурные плакаты, живописные или графические произведения (как, например, офорты академика И. А. Фомина и др.), которые не следует считать архитектурной графикой в узком смысле слова.

 

Разработка архитектурного чертежа основана как на научных (чертеж), так и на художественных (рисунок) методах изображения. Метод графических изображений — не единственный, имеются еще методы макетирования и моделирования. Как правило, все эти методы участвуют совместно в творческом процессе проектирования, степень же участия их определяется стадиями проектирования. Если на начальной стадии проектирования рисунок служит основным методом изображения, то на последующих — рисунок используется в качестве дополнительного средства при выполнении сложных криволинейных форм, орнаментов, антуража и пр.

 

Совместное использование двух способов изображения — рисунка и чертежа — является также специфической особенностью архитектурной графики, где достоинства рисунка — наглядность и художественная выразительность — сочетаются в проекте с научным построением ортогональных проекций, перспективы и аксонометрии. Другой особенностью архитектурного чертежа является условность изображения, делающая его более простым и в то же время понятным, как, например, совмещение на одном листе плана, фасада, разреза (иногда и перспективных изображении), вынос отдельных элементов чертежа (деталей), совмещение разных масштабов, совмещение разных средств изображения (линии, тона, светотени, цвета) и изобразительных материалов (тушь, акварель, гуашь).

 

Макетирование как метод разработки проекта в современной практике приобрел большое значение; к нему обращаются на всех стадиях архитектурного проектирования, и макет все чаще заменяет перспективные изображения. Роль макетирования еще велика потому, что макет дает возможность проверки архитектурной композиции с разных сторон и при различном освещении. Макет приближает проектируемый объект к реальному восприятию его в натуре. Фотографирование макетов и совмещение полученных фотографий на одном листе с графическими изображениями стало в современной архитектурной графике одним из способов выполнения чертежей, предназначенных для подачи на просмотр, для выставок и для передачи строительству.

 

Архитектурная графика в учебной работе в вузе преследует и воспитательные задачи. Через графику студент познает композиционно-художественные закономерности архитектуры, ее стилевые особенности, графические средства, художественные и технические способы и приемы изображения, изобразительные материалы. Графика является одним из критериев развития и оценки творческих способностей студента.

 

Поэтому в учебной практике проектирования необходимо развивать культуру архитектурной графики, вкус к разнообразным композиционно-графическим приемам изображения и материалам.

 

Обучение архитектурной графике практически складывается из подготовки студента по черчению, начертательной геометрии, рисунку и живописи на специальных кафедрах. Совершенствование в архитектурной графике осуществляется при архитектурном проектировании, где руководители групп рекомендуют различные графические приемы в соответствии со стадиями проектирования, с идеей, содержанием архитектурного сооружения. Если на первых курсах обучения графика носит учебный характер (вычерчивание и отмывка архитектурных деталей), то на старших курсах и при дипломном проектировании графические способы изображения являются необходимым средством ясной графической передачи архитектурного замысла, помогают выявить образно-выразительные качества будущего сооружения, отнюдь не неся в себе значимости самодовлеющего произведения графического искусства.

 

Кроме архитектурного проектирования существуют другие виды проектирования: конструктивное (проекты и рабочие чертежи конструкций), несколько видов специального проектирования (производственное и инженерное оборудование зданий, организация производственных работ и др.). Во всех этих видах проектирования применяются свои графические приемы, основанные на общих методах начертательной геометрии (строительное или инженерное черчение). При разработке архитектурных проектов эти приемы тесно соприкасаются и частично сливаются¹.

____________

¹ ГОСТ 5401—50. Чертежи строительные. Условные графические обозначения одноцветные. Стандартгиз, 1962.

 

* * *

 

Понятие «современная архитектурная графика» отражает зависимость архитектурной графики от исторического развития архитектуры, строительной техники и общей изобразительной культуры. Не вдаваясь в подробный анализ истории архитектурной графики, отметим некоторые этапы ее развития, в которых раскрываются интересующие нас принципы и методы использования изобразительных средств и приемов в графике архитектурного проекта.

 

В древнерусских чертежах XVI—XVII вв. использовались приемы иконописного искусства. При построении изображений не передавалось уменьшения удаляющихся от плоскости картины вертикальных размеров (как в аксонометрических проекциях), допускалась множественность точек зрения. Изображения часто представляли собой как бы виды на сооружения с птичьего полета. Использовался также иконописный прием изображения на картинной плоскости различных сооружении, отстоящих в действительности на различном расстоянии от зрителя — одно над другим, без перспективного сокращения размеров. В XVII в. появляются чертежи, в которых планы и фасады сооружения совмещались на одну плоскость.

 

Разделение изображений на отдельные проекции появилось в конце XVII в. Чертежи выполнялись в линейной графике, не в масштабе, но при числовых размерах, с точностью до одного вершка, черными чернилами, в отдельных случаях применялись краски для подкрашивания чертежа.

 

В конце XVIII в. Г. Монж обосновал методы изображений, которые точно передают на плоскости величины всех трех измерений предмета (ортогональные проекции).

 

Сохранившиеся до нашего времени архитектурные проекты свидетельствуют о высоком мастерстве архитектурной графики XVIII в., как правило, строго подчиненной существу проекта. Но опыт прошлого наряду с этим показывает подчас использование архитектурной графики для создания ложной картинности делового документа, монументализации чертежа. И если такой мастер, как Тома-де-Томон доводил свои чертежи до степени живописной картины, с облачным небом, с пейзажем полным художественного настроения, то такие работы нельзя отнести к архитектурной графике. Это законченные живописные картины с изображением проектируемых сооружений.

 

Для архитектурной графики XVIII в. характерны художественно-технические приемы, наглядно и выразительно раскрывающие назначение, художественные и конструктивно-строительные особенности проектируемого сооружения, соответствие графических приемов характеру архитектурной композиции. В этом отношении большой интерес представляют проекты архитекторов русского классицизма Баженова, Казакова, Воронихина, Кваренги и многих других. Работы этих мастеров ценны тем, что эти зодчие были строителями и их проекты были теми реальными рабочими чертежами, по которым осуществлялось строительство. Высокий художественный уровень графики этих проектов не превращал их в предмет эстетского любования. Весь графический архив этой эпохи носит деловой характер. Графические приемы немногочисленны, чувствуется известная экономия изобразительных средств, упрощающих чтение и понимание чертежа, не погоня за оригинальностью чертежа, а стремление к тому, чтобы за ним чувствовалась мысль об архитектуре.

 

Для архитектурной графики В. И. Баженова как в ортогональных, так и в перспективных изображениях характерен тонкий и точный рисунок, умелое применение закономерностей воздушной перспективы. Глубинность достигалась главным образом тональностью различных планов: темных — впереди и светлых — вдали, с соблюдением точной конструктивной основы архитектурных форм. Архитектура в рисунках и чертежах Баженова показывается в условиях как бы рассеянного освещения — при незначительных контрастах в пластической форме.

 

М. Ф. Казаков в архитектурных пейзажах применяет тонкую графическую манеру рисунка — линию и штрих, а также сближенные тональные отношения на тех же принципах построения глубины, которые применял и Баженов.

 

А. Н. Воронихин использует графические приемы более широко, привлекая контур, тон, светотень и фактуру не только для объемно-пространственной характеристики форм, но и для выявления тушью и акварелью цветового различия материала (например, проект отделки картинной галереи в Строгановском дворце).

 

Д. Кваренги оставил множество чертежей, рисунков с натуры построенных им зданий, по которым можно определить особенности его графики. Ортогональные проекции, построенные по всем правилам начертательной геометрии и теории теней, отмывались тушью с сильной коричневатой или синеватой подкраской плоскостей акварелью в освещенных и в теневых местах.

 

Прием нанесения акварельных подтеков носил живописный характер, но передавал впечатление реального строительного материала и монументальности.

 

Впечатление освещенности в архитектурном изображении достигалось плотными тенями и черными проемами, пространство — средствами воздушной перспективы — от темного, материального на первом плане, к светлому линейному изображению на дальнем плане. На чертежах фасадов, разрезов изображались пейзаж, люди для масштаба. Для всех графических работ Кваренги характерны тщательность и совершенство исполнения.

 

Эти уже отработанные и усовершенствованные приемы изображения применялись и в графике XIX в. (архитекторы А. Д. Захаров, О. И. Бовэ и др.), которые повторялись и в архитектурных чертежах проектов доходных домов, особняков, фабрично-заводских и других сооружений архитектуры конца XIX и начала XX вв.

 

Архитектурная графика 20-х годов нашего века имела своеобразные черты. Она была проникнута общим духом революционного пафоса, художники и архитекторы стремились пересмотреть существующие нормы, понятия и внести новое, революционное начало в практику архитектурного проектирования. Для этого периода характерна графика проектов архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. В ней много нового, интересного. Графические приемы тесно связаны с характером архитектуры (в качестве примеров они будут приведены в последующих главах пособия). Здесь необходимо подчеркнуть, что многие рациональные графические приемы архитекторов того периода получили широкое применение и были развиты в современной архитектурной и учебной практике как отечественный опыт прогрессивной архитектуры 20-х годов (использование линейного способа изображения, контраста черного и белого цвета, применение локального цвета, фактуры).

 

Графика архитектурного чертежа 1930—1956 гг. отражала характер композиционных решений архитектуры этого периода. Применение ордерной системы определило и графические способы изображения, и материалы. Светотень, активный антураж в чертежах фасадов и перспектив, широкое применение акварельной техники — характерные черты графики этого времени. Перспективы и панорамы таких сооружений, как крупные гидростанции, шлюзы каналов, стадионы, жилые массивы, высотные дома, достигали огромных размеров и выполнялись в акварельной технике как законченные художественные картины. Эти графические «полотна» наглядно давали представление о будущем сооружении вместе с окружающей его средой.

 

В современной архитектурной практике наряду с традиционными графическими приемами появляются новые приемы, обусловленные иным характером архитектуры и своей эстетикой, новыми методами строительного производства и свойствами прогрессивных строительных материалов.

 

К традиционной графике чертежа можно отнести технические приемы черчения, построение ортогональных и перспективных изображений, построение теней, способы отмывки и другие приемы, узаконенные практикой и нормами проектирования. Эти приемы необходимы для элементарного выполнения и понимания архитектурно-строительных чертежей. Но поиски новых графических приемов необходимы, так как культивирование в графике ограниченного набора изобразительных приемов приводит к штампу. Однако новые приемы должны в каждом случае быть оправданы, соответствовать деловым требованиям архитектурного чертежа и практики строительства и должны быть связаны с творческими поисками архитектурных форм, с новыми методами проектирования и строительства.

 

Нормали, каталоги, типовые чертежи элементов сооружения для производства их на заводе могут служить примером нового типа графики архитектурно-строительного чертежа.

 

На графику современного проекта оказывает влияние стандартизация и размер чертежа. Стандартизированный чертеж общедоступен и понятен, наиболее экономичен и рационален, облегчает сравнение проектов между собой и архивное обслуживание. Размер и масштаб изображения, во многом зависящие от величины проектируемого сооружения, оказывают влияние на выбор изобразительных приемов. В архитектурной графике XVIII—XIX вв. рисунки и чертежи не делались большой величины (60 см по бо́льшему размеру). Архитекторы братья Веснины выполняли эскизы Дворца культуры ЗИЛ (1930 г.) на кальках размером 12×18, 8×11 см и т. п., используя технику миниатюрного, точного чертежа в масштабе 1: 500. Небольшого размера чертеж позволяет глазу легче охватить общие пропорции крупных частей архитектурного сооружения. Кроме того, небольшие размеры изображения облегчают и задачи композиции.

 

Современная архитектурная графика в поисках новых выразительных средств, естественно, идет от специфики новой архитектуры. Отсюда и специфика графических приемов, использование новых изобразительных материалов, позволяющих наиболее точно донести до зрителя идею, конструкцию и материал сооружения. В тех случаях, когда приемы классической отмывки были бы неэффективны, например, при изображении цветных бетонов или керамики, прозрачных и непрозрачных пластиков и т. д., эти материалы передаются в чертеже не в обусловленном светом цвете, а в конкретном, предметном цвете, характерном для данного материала, т. е. изображаются как цвета рабочего чертежа (колер). В графике эта особенность находит свое отражение в новых приемах обработки чертежа гуашью, темперой, лаком, бронзой, наиболее реально изображающих предметный цвет материала. Широко используются также такие способы изображения, как фотомонтаж, аппликация, объемная графика, макетирование.

 

Эти же приемы и способы применяются и в тех архитектурных проектах, куда монументально-декоративная живопись входит в качестве композиционного элемента. В графическом выявлении таких сторон архитектурной композиции, как, например, объемно-пространственная структура, тектоника, ритм и др., в равной мере используются линия, тон, светотень, цвет, фактура. Для архитектурной графики последних лет характерно возвращение архитектурному чертежу свойственной ему условности, т. е. пользование основным его изобразительным языком — черно-белой графикой.

 

Включение цвета в черно-белую графику носит в современном чертеже не живописный характер, а условно-графический.

 

На современную архитектурную графику безусловно оказывает влияние современная живопись, особенно те живописные искания, которым присущи внутренняя архитектоничность, монументальность форм, переложенных на плоскостной язык станковой картины (Леже, Брак). В графике это влияние связывается, в частности, с выявлением выразительных возможностей фактуры сложной обработкой плоскости различными материалами. Однако наряду с положительным влиянием современной живописи на графику чертежа встречаются случаи некритического ее использования — имитации композиционных живописных приемов. Тогда архитектурный чертеж или рисунок перестают выполнять свою основную роль архитектурно-строительного документа, смысл его затемняется неоправданными графическими эффектами¹.

____________

¹ Такое ложное понимание задач архитектурной графики иногда сказывается в стремлении к искусственному геометризму или орнаментальности чертежа, когда некоторые необходимые элементы архитектурного проекта не изображаются или, наоборот, на чертеже показываются несуществующие элементы или несущественные моменты графически акцентируются, заслоняя основной смысл изображения.

 

В практике современного архитектурного проектирования можно найти много примеров, когда графические и живописные качества чертежа чисто формально близки к плоскостной абстрактной графике или живописи (особенно чертежи планировки). Эта тенденция ошибочна, так как стремление во что бы то ни стало ввести в изображение новые броские средства графической выразительности повышает лишь степень поверхностного воздействия самого чертежа на зрителя, но не раскрывает сущности и достоинства архитектурного решения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

С. С. Алексеев, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев. Цветоведение для архитекторов. ГОНТИ, М.—Л., 1938.

И. Н. Волков. Цвет в живописи. Изд. «Искусство», М., 1965.

A. И. Добряков. Курс начертательной геометрии. Учебное пособие. Госстройиздат, М., 1952.

Д. Н. Кардовский, В. Н. Яковлев, К. Н. Корнилов. Пособие по рисованию. Госстройиздат. М., 1938.

С. В. Кравков. Глаз и его работа. Биомедгиз, Академия наук. М.— Л., 1950.

B. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. Элементы архитектурно-пространственной композиции. Стройиздат. М., 1968.

В. Ф. Кринский, В. С. Колбин, И. В. Ламцов, М. А. Туркус, Н. В. Филасов. Введение в архитектурное проектирование. Учебник. Госстройиздат. М., 1962.

A. М. Лаптев. Рисунок пером. Изд. Академии художеств СССР. М., 1962.

B. Оствальд. Цветоведение. Пособие. Промиздат, М.—Л., 1926.

П. П. Ревякин. Техника акварельной живописи. Учебное пособие. Госстройиздат. М., 1959.

В. А. Фаворский. О художнике, о творчестве, о книге. Изд. «Молодая гвардия». М., 1966.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 6

 

I. Средства изображения.. 12

Линия...  14

Тон... 20

Светотень... 32

Цвет.. 44

 

ІІ. Материалы и техника.. 56

Бумага... 57

Карандаши, уголь сангина, акварельные мелки .. 53

Перо, рейсфедер, фломастер. 63

Тушь и кисть... 79

Техника отмывки... 83

Краски..  93

Акварель. 95

Гуашь. 105

Темпера.. 110

Особенности изображений различных видов монументального искусства .. 111

Аппликация . 116

Фотография в архитектурном чертеже.. 118

Трафарет..119

Способы исправления.. 120

 

III. Архитектурная графика.. 122

Архитектурный рисунок... 123

Архитектурный чертеж... 136

Композиция архитектурного чертежа.. 138

Обмерный чертеж... 144

Чертеж-плакат. 148

Примеры творческих решений вопросов графики в архитектурном проекте. 150

Линейный чертеж... 151

Линейно-тональный чертеж...  156

Светотеневой чертеж. 170

Полихромный чертеж... 186

 

Заключение... 201

Литература... 203

 

 

Примеры страниц

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970

 

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970

 

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970

 

 

 

 

 

 

Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected]

 

tehne.com

Book: Пособие по рисованию

Пособие по рисованиюВ книге излагаются основные принципы рисунка и методы преподавания дисциплины "рисование" . Книга включает разделы: рисование с мер­твой натуры (натюрморт), рисование человечес­кой головы, фигуры… — Издательство В. Шевчук, (формат: 84x108/16, 208 стр.) Подробнее...2006788бумажная книгаПособие по рисованиюВ книге излагаются основные принципы рисунка и методы преподавания дисциплины "рисование" . Книга включает разделы: рисование с мертвой натуры (натюрморт), рисование человеческой головы, фигуры… — Госстройиздат, (формат: 82x110/16, 162 стр.) Подробнее...19383525бумажная книгаПособие по рисованиюВ книге излагаются основные принципы рисунка и методы преподавания дисциплины "рисование" . Книга включает разделы: рисование с мертвой натуры (натюрморт), рисование человеческой головы, фигуры… — В. Шевчук, (формат: 82x110/16, 162 стр.) - Подробнее...2006884бумажная книгаПособие по рисованиюВ книге излагаются основные принципы рисунка и методы преподавания дисциплины `рисование`. Книга включает разделы: рисование с мер твой натуры (натюрморт), рисование человечес кой головы, фигуры… — Издательство В. Шевчук, (формат: Мягкая глянцевая, 80 стр.) Подробнее...2006893бумажная книгаУчебное пособие по рисованию и живописи для самодеятельных художниковУчебное пособие не претендует на универсальность. Оно рассчитано на самодеятельных художников, занимающихся искусством в порядке самообразования, и в качестве вспомогательной литературы для… — Искусство, (формат: 60x92/16, 280 стр.) Подробнее...1951450бумажная книгаАндрей ЛуневСовременное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайнаОт издателя:Уроки настоящего художника – что может быть интереснее! О том, как нарисовать портрет, натюрморт, пейзаж, освоить азы графики, дизайна, увлекательно рассказывает мастер — (формат: 84x108/16 (~205x290мм), 160стр. (иллюстрации) стр.) Подробнее...200953бумажная книгаПолный школьный курс. 1-4 классы. Справочное пособиеСправочник является уникальным учебным пособием для детей младших классов. Эта книга поможет успешно организовать процесс обучения, эффективно освоить школьный курс и повторить изученный материал. В… — ИГ "Весь", (формат: 84x108/16, 544 стр.) Подробнее...2014466бумажная книгаПолный школьный курс. 1-4 классы. Справочное пособие. Первая тетрадь отличника (комплект из 5 книг)Справочник является уникальным учебным пособием для детей младших классов. Эта книга поможет успешно организовать процесс обучения, эффективно освоить школьный курс и повторить изученный материал. В… — ИГ "Весь", (формат: 60х88/16, 96 стр.) Подробнее...2015887бумажная книгаНикитина А.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителейПособие создано на основе многолетнего опыта работы в логопедическом саду. В нем описываются нетрадиционные художественно-графические техники, которые доступны детям со слаборазвитой мелкой… — КАРО, (формат: 60х88/16, 96 стр.) Подробнее...2007225бумажная книгаКазакова Римма Григорьевна, Сайганова Т. И., Седова Е. М.Занятия по рисованию с дошкольникамиПособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного… — Сфера, (формат: Мягкая глянцевая, 80 стр.) Библиотека Воспитателя Подробнее...2017142бумажная книгаКазакова Р.Г.Занятия по рисованию с дошкольникамиПособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного… — Сфера, (формат: Мягкая глянцевая, 80 стр.) Библиотека воспитателя Подробнее...2017135бумажная книгаКазакова Р.Г.Занятия по рисованию с дошкольникамиПособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного… — Сфера, (формат: 60x90/16, 128 стр.) библиотека воспитателя Подробнее...2017132бумажная книгаКазакова Р.Г.Занятия по рисованию с дошкольникамиПособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения 1266 Северо-Восточного… — СФЕРА, (формат: 60x90/16, 128 стр.) Библиотека Воспитателя Подробнее...2017147бумажная книгаЛеонова Н.Н.Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" ). Наглядно-дидактическое пособие. ФГОСВ издании представлен теоретический и практический материал для обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию (образовательная область 171;Художественно-эстетическое развитие 187;)в… — Детство-Пресс, (формат: 84x108/16 (~205x290мм), 160стр. (иллюстрации) стр.) - Подробнее...2016241бумажная книгаЛеонова Н.Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" . Наглядно-дидактическое пособиеВ издании представлен теоретический и практический материал для обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" ) в соответствии… — Детство-Пресс, (формат: Мягкая глянцевая, 80 стр.) Подробнее...2016296бумажная книга

books.academic.ru

Методы обучения рисованию в советской школе

Поиск Лекций

Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в понимание задач воспитания подрастаю­щего поколения. В стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образо­вания. На первых порах значительный урон нанесли школе деятели, кото­рые добивались обособления искусства от общих задач Совет­ского государства, отрицали значение овладения наследием прошлого.

В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического советского искусства с последователями буржуазных формалистических направлений, отвер­гавших серьезную школу. К сожалению, деятели формалистиче­ского искусства нанесли много вреда в области художественного образования в первые годы Советской власти. В Академии художеств разбивались и выбрасывались гипсовые слепки антиков, был уничтожен музей, хранивший лучшие работы студентов. В области рисунка, его теории и методики царил хаос. Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения «комплексной» программой (1923—1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам (мате­матика, история и т. д.), а в комплексе, куда было включено и рисование.

Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них широ­кое распространение получили два названных выше: методика развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения.

Ярким представителем теории «свободного воспитания» и лежащей в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский.

В конце 20-х — начале 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой и справедливой кри­тике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. Рисо­вание стало рассматриваться как одно из важных средств позна­ния мира. При обучении рисованию преподаватель должен был вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые зна­ния и навыки, чтобы они рисовали осмысленно.

Программа, выпущенная в 1931 году, по-новому определила содержание учебного материала и методы обучения рисованию. В ее основу было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представле­нию, декоративному рисованию. Большое значение придавалось беседам об искусстве. Беседы должны были знакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, способствовать, идейному и политическому воспитанию.

Широкое распространение в этот период получила антинауч­ная теория педагогов, утверждавшая, что развитие детей обус­ловлено биологическими и социальными факторами, наследствен­ностью. Она опять сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его — пустая трата времени. Эта теория нашла отражение в школьных программах.

Деятельность педологов продолжалась с конца 20-х годов до 1936 года, когда вышло постановление ЦК партии от 4 июля «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

Теория педологов была создана буржуазными учеными в кон­це XIX — начале XX века в США, а затем разрабатывалась и в Западной Европе. Перенесение в советскую педагогику антинауч­ных взглядов педологов было тем более вредно, что оно прикры­валось «марксистской» фразеологией.

Постановление ЦК партии от 4 июля 1936 года восстановило педагогику в ее законных правах. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Учебные программы были переработаны. Это содействовало улучшению качества препода­вания рисования в общеобразовательных школах.

Известную роль в становлении методики преподавания изобразительного искусства в школе сыграл Центральный дом художественного воспитания детей, в особенности Художествен­но-методический совет, организованный при ЦДХВД в 1933 году. Хотя ЦДХВД в основном занимался вопросами внеклассной и внешкольной работы, в то же время он был единственным науч­но-методическим центром по всем вопросам художественного воспитания детей.

Большую помощь учителям рисования в те годы оказали сле­дующие пособия: П. Я. Павлинов. Графическая грамота. (Пособие для учителей средней школы.) М., Учпедгиз, 1933; Н. Радлов. Рисование с натуры. Л., Изд-во Областного союза советских художников, 1935; «Сборник заданий по рисова­нию». М.—Л., «Искусство», 1938; «Пособие по рисованию», под ред. Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева и К. Н. Корнилова. М., Госстройиздат, 1938; Я. Б ашилов и Е. Кондахчан. Детский рисунок. М.—Л., «Искусство», 1940.

Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский (1866—1943) и К. Ф. Юон (1875—1958).

Имя Дмитрия Николаевича Кардовского (1866 - 1943 гг.) в истории становления и развития советской методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлением в нашей стране специальных художественно-педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования с высшим образованием (художественно-графических факультетов при пединститутах) для средней общеобразовательной школы. Его заслугой является прежде всего то, что он в период развала художественной школы решительно отстаивал именно школу, обращал внимание на сугубо педагогические проблемы, на вопросы методики преподавания, которые в те годы большинством художников были совершенно забыты. В художественных учебных заведениях почти не учили, ученики были представлены самим себе.

Уже к началу своей педагогической деятельности Д.Н.Кардовский обладал строгой и выдержанной педагогической системой. Он прошел хорошую академическую школу рисунка у прославленного П.П. Чистякова и, кроме того, занимался в Мюнхене в школе у А. Ашбе и сложился как художник у Репина. Таким образом, Кардовский хорошо ознакомился с западноевропейской школой рисунка и сформировался в крупнейшего специалиста учебного рисунка.

Как педагог Д.Н.Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Все ученики Кардовского вспоминают его с большой благодарностью, любовью и уважением.

Кардовский старался не только "поставить глаз и руку" ученика, но и стремился повысить художественную культуру учащегося.

Кардовский прежде всего давал учащимся знания и правильное понимание трехмерной формы, внушая им любовь к природе, а также уважение к законам того и другого. Кардовский учил не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать. Он помогал им понимать закономерности строения природы и ясно, в пластических образах их себе представить.

В основу своего метода преподавания Кардовский положил "обруб", то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. Особенно большое значение придавал Кардовский конструктивной связи между частями формы предмета. Правильно рассматривает Кардовский и задачи учебного рисунка, отделяя творческое рисование от учебного. Рассматривая учебный рисунок как строгую учебную дисциплину, Кардовский всегда помнил и об индивидуальности особенностях ученика.

Кардовский воспитал целую плеяду замечательных художников-педагогов. Большой вклад в развитие методики преподавания рисования Д.Н. Кардовский внес в период становления советской школы рисунка.

Д. Н. Кардовский и его ученики были инициаторами создания в 1939 году первого Учительского института, на базе которого в 1942 году был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени В. П. По­темкина. До 1955 года художественно-графический факультет МГПИ им. В. П. Потемкина был единственным в Советском Сою­зе факультетом, который готовил учителей рисования и черче­ния с высшим образованием.

Как педагог Кардовский мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от увлечения "левым искусствам". Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе обучения рисунка Кардовский имел большое количество учеников и последователей.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные принципы и методы обучения рисованию. Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР (1943) и Академия художеств СССР (1947).

В Академии педагогических наук РСФСР создается специаль­ный кабинет эстетического воспитания при Институте теории и истории педагогики (1944), а затем Научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947). Работники этого института занялись научным исследованием детского творчества, разработкой учебных программ для школ и методических руко­водств для учителей.

Вопросами теории методики преподавания рисования начи­нают заниматься многие специалисты. В помощь учителям школ были изданы работы: Е. С. Кондахчан. Рисование в начальной школе. М.—Л., Учпедгиз, 1946; Е. С. Кондахчан. Методика рисования. М., Учпедгиз, 1947; Л. А. Ли­лиева. Рисование. М., Учпедгиз, 1948; И. И. Евдокимов. Рисование. М., Учпедгиз, 1949.

В 1951 году издательство «Искусство» выпустило в свет кни­гу Е. С. Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе

В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследова­тельских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. Эти работы помогли методистам рисования пра­вильнее подходить к решению своих проблем.

Особый интерес представляют следующие работы: Н. Н. Волков. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950; Л. С. Вы­готский. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН, РСФСР, 1956; Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности, детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959 и 1961; Н. Н. В о л к о в. Цвет в живописи. М., «Искусство», 1965; С. В. К р а в к о в. Цветовое зрение. М., Изд-во АН СССР,. 1951;

В 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисо­ванию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразо­вательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для пер­вого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методи­ческая записка к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и для четвертого классов (автор Н. Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П. П. Чис­тякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.

С начала 60-х годов — эксперименталь­ные учебники по рисованию начинают выходить систематически.

С 1959 года создается сеть художественно-графических фа­культетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается мето­дика преподавания рисования. Многие учителя изобразитель­ного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные про­граммы, где сформулированы цели и задачи преподавания изо­бразительного искусства, определено содержание учебного мате­риала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся совет­ских художников привело к тому, что вместо предмета «рисова­ние» возник новый учебный предмет — «изобразительное ис­кусство».

Много нового внесено и в общую систему общеобразователь­ных школ: начальная школа перешла с четырехлетнего образова­ния на трехлетнее; введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному искусству [28, 69].

 

poisk-ru.ru


Смотрите также