«Методический материал по теме «Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе»». Графическое рисование на уроках чтения в начальной школе


Методический материал по теме "Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе"

hello_html_m48ebc878.gif

hello_html_3198c687.gif

hello_html_m5a019dce.gif

hello_html_54a4c017.gif

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:

  • Изменение лица рассказчика.

  • Пересказ от лица одного из персонажей.

  • Инсценирование рассказа.

  • Словесное рисование.

  • Продолжение сюжета.

  • Развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки.

  • Перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, т.к. перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

  • Сообщение о своём жизненном опыте.

  • Придумывание продолжения действия.

  • Сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяют там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.

Иллюстрирование – приём творческой работы учащихся на уроках чтения, а также при написании изложений и сочинений. Иллюстрирование применяется как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу.

Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждое из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин.

Очень важно организовывать рассматривание иллюстраций перед чтением, по ходу и по окончании чтения. При работе над иллюстрацией–портретом героя уместны вопросы:

  • Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили?

  • Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались?

  • Как передал художник черты характера персонажа?

При анализе группового портрета возможны такие вопросы:

    • Как вы узнали, кто есть кто?

    • Как относится художник к персонажам своей картины?

    • Как вы это определили?

Полезно организовывать сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае можно предложить следующие задания:

    • Подобрать рисунок к тексту.

    • Найти в тексте подписи к каждому фрагменту картинного плана.

    • Сравнить рисунок и фрагмент текста.

    • Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания сюжетных картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они словно «застыли» как на фотографии, а не действуют, как на экране.

Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для этого ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид героев, их характерные особенности. Всё это требуется и для графического рисования, но словесное требует ещё и точного выбора слов. Это даёт основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся.

Приём С.Р. может предшествовать пересказу. На первом этапе обучения С.Р. необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, на лист бумаги последовательно прикрепляются картинки, соответствующие только что «нарисованным» устно.

На следующих этапах обучения устному иллюстрированию используются такие приёмы:

    • Выбирается эпизод, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение её основных элементов, цвет, затем учителем выполняется карандашный набросок, после чего следует словесное описание иллюстрации.

    • Дети словами рисуют картинку, а потом сверяют её с соответствующей иллюстрацией в книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту.

Но на любом этапе обучения порядок работы будет следующий:

  • Выделяется эпизод для словесного рисования.

  • «Рисуется» место, где происходит событие.

  • Изображаются действующие лица.

  • Добавляются необходимые детали.

  • «Раскрашивается» контурный рисунок.

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно используется при работе с поэтическими текстами. После выделения из контекста образной картины с.р. ориентируется на построение композиции рисунка, для чего полезно задать такие вопросы:

  • Что нарисуем на первом плане?

  • Как об этом сказано у автора?

  • Что нужно изобразить неподалеку?

  • Какие слова помогают нам это увидеть?

  • Что мы ещё не нарисовали?

К одному рассказу может быть нарисовано 2-3 картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

Графическое рисование чаще всего выполняется дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, ещё раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Более сложным видом графического рисования является экранизация текста (создание диафильма). Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом. Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения.

Экранизация – это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.

Драматизация (инсценирование) является интересным видом синтетической работы. Приведём схему работы по драматизации.

  1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

  2. Анализ произведения (обстановки, образов героев, их поступков).

  3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»).

  4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).

  5. Пробы (этюды), анализ.

  6. Подведение итогов, внесение коррективов.

  7. Заключительный показ, его анализ.

На уроках чтения можно использовать игры, развивающие фантазию и мышление учащихся.

Игра: «Меняю буквы»

Игра состоит в обмене букв на «вещи». Конечная цель игры – составление рассказа из случайных слов.

Например: берём слово «машина» и начинаем игру словами: «Я купил машину, но хочу её поменять».

- Что ты дашь мне за «М»?

- Я даю тебе маску.

- Что ты мне дашь за «А»?

- Я даю тебе акваланг.

И т.д. Поменяв таким образом буквы на вещи водящий называет их все и говорит, как он их употребит. Желательно, чтобы получился связный рассказ.

Выигрывает тот, кто лучше сможет связать случайно названные слова.

Игра «Одно к трём»

Что общего может быть между песком, временем и сердцем? Знаете? Нет? В языке возможны всякие странности.

Так вот: общее – и песок, и время, и сердце могут быть золотыми.

Предлагаем задания 3 степеней трудности.

1.

Найти общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

  1. Подушка, характер, требования.

  2. Друг, ответ, выигрыш (победа).

  3. Старик, вопрос, воображение.

  4. Нитка, тетрадь, работа.

  5. Проспект, архитектор, предложение (или член предл.)

  6. Знаток, город, перемена.

  7. Дуб, держава, талант.

Прилагательные: (большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий).

2.

Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?

  1. Человек, задача, металл.

  2. Океан, бой, платье.

  3. Человек, голос, место.

  4. Чай, любовь, время.

  5. Стук, слова, имя.

  6. Тон, лицо, кожа.

  7. Трава, мёд, дым.

  8. Игра, сад, дом.

  9. Горох, ремонт, тарелка.

  10. Шум, адрес (или выставка), взгляды.

  11. Ящик, человек, надежды.

  12. Воздух, журнал, рана.

  13. Время, копия, науки.

  14. Работа, хлеб, кофе.

Прилагательные: агрессивный, благородный, большой, воздушный, глухой, глубокий, горячий, громкий, грубый, густой, детский, интересный, крепкий, ласковый, лёгкий, мелкий, новый, последний, постоянный, густой, родной, свежий, сильный, сложный, тонкий, точный, тревожный, чёрный.

3.

Найдите прилагательные, которые могут быть общим определением к каждой тройке.

  1. Снег, офицер, гриб.

  2. Поток, рост, жизнь (или дискуссия).

  3. Овраг, знания, осень.

  4. Тело, куст, факты (или цифры).

  5. Вкус, лекарство, слова.

  6. Путь, родственник, район.

  7. Мясо, пятно, шрифт.

  8. Процесс, факт, документ.

  9. Дом, век, лицо.

  10. Стол, год, сутки.

  11. Обрыв, характер, поворот.

  12. Нож, нос, сыр.

  13. Лёд, тюль, намёк.

  14. Вопрос, дополнение, угол.

Слова для справки: горький, глубокий, голый, бурный, белый, дальний, жирный, исторический, каменный, круглый, крутой, острый, тонкий, прямой.

hello_html_m5e697cd.png

infourok.ru

Работа с иллюстрациями на уроках чтения

Учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ № 10 Хворова Наталья Николаевна.

Работа с иллюстрациями на уроках чтения.

Основу всестороннего развития детей закладывает школа. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения.

Постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности.

В методических пособиях использование иллюстраций на уроках чтения в начальных классах освещается эпизодически, зачастую скупо, в виде попутных замечаний. На уроках чтения можно чаще наблюдать предложение учителя: «Ребята, посмотрите, что изображено на картинке, нравится ли она вам, подберите название к картинке». Вне поля зрения остаются более глубокие, внимательные представления об иллюстрациях в соответствии с ее основными функциями.

В учебниках учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: в них много иллюстраций.

Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. При этом каждый художник-иллюстратор, толкуя литературное произведение, отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения.

Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыслить, осознать прочитанное, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучастным к исполнению иллюстрации.

Подготовка учителя к уроку с использованием иллюстраций требует от учителя того, чтобы он непременно сам вникал в то, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел. чем это можно объяснить, как художник использовал разные графические и живописные средства.

Почувствовав и осознав содержание и художественную форму иллюстрации, учитель продумывает время, место и методические приемы использования иллюстраций на уроке. Иногда достаточно остановиться лишь на самом существенном, что наиболее ярко «заявляет» о себе зрителю, а порой необходимо более глубокая деятельная проработка изображенного.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении литературного произведения, учителю также необходимо ясно представить себе, какую методическую задачу будет решать с их помощью, точно определить, что именно должно быть достигнуто с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций. Радость «узнавания» литературных персонажей, эпизодов доставляют учащимся иллюстрации, близкие к тексту, ясные, простые по образному языку; картин природы, удачно воссозданных художником. Такие иллюстрации помогают одним учащимся зрительно закрепить возникший при чтении образ, другим – оформить не совсем ясные, окончательно не сложившиеся еще представления. Иллюстрации дают наглядный и точный комментарий к соответствующим страницам текста.

Иногда воображение читателя, ученика начальных классов, просто не в состоянии правильно воссоздать то, о чем говорит или что имеет в виду писатель, например картины жизни и быта отдаленной эпохи, пейзажи незнакомых мест.

Решение той или иной задачи с помощью иллюстраций всегда связано с определенном этапом изучения литературного материала, с возрастом учащихся, этапом в обучении. Работаю с иллюстрацией в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также на заключительных занятиях. Использую основные методические приемы работы с иллюстрациями: беседа, рассказ, которые связываются со словесным и графическим рисованием.

Выделяю обычно следующие общие моменты в работе с иллюстрациями: неторопливое самостоятельное рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы: нравится ли иллюстрация? Как она соотносится с читаемым произведением? Что изображено на переднем первом плане, дальше, на втором плане? Что видим в центре, слева, затем справа? Что самое важное, существенное? Какую мысль выразил художник? Какие приметы жизни, события, явления представил? Как подчеркнул, выделил героя? Почему, с помощью каких средств: колорита, точки обзора, размера, формы?

При анализе литературного произведения иллюстрации использую чаще, особенно в работе над отдельным эпизодом. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к эпизоду и подвести к анализу словесно-образной ткани отрывка путем сопоставления зрительного образа с текстом.

Используя иллюстрации в работе над эпизодом, уместно выяснить такие вопросы: какой момент действия отражен на этой иллюстрации? Какие действующие лица показаны, в какой обстановке? Как передано художником внутреннее состояние героев? В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Как вы относитесь к замыслу художника?

Разумеется, эти вопросы примерные в них указаны лишь основные объекты наблюдения для учащихся, а сама формулировка вопросов и их количество могут варьироваться. Обязательным будет лишь вопрос «В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него?», подводящий учеников к новому, более внимательному прочтению отрывка к наблюдением над языком и благодаря этому к лучшему пониманию эпизода и раскрывающихся в нем характеров.

Большие воспитательные возможности содержит работа с иллюстрациями при рассмотрении образов – персонажей, действующих лиц.

Цели, а в зависимости от них и приемы использования иллюстраций в данном случае могут быть различны.

Убедительно изображение персонажа помогает решить задачу, как «подтвердить» графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения.

Беседу о действующем лице, литературном герое, можно начать после внимательного рассмотрения иллюстрации, спросив у детей: кто изображен на рисунке, из чего это видно? Как подходит художник к изображению действующего лица: дает только портрет персонажа или показывает его во взаимоотношениях с другими лицами? Какие черты внешнего облика, характера, поведения героя, отмеченные писателем, удалось передать иллюстратором? Что художник привнес от себя? Оправдано ли это? Как художник использует графические или живописные средства с целью характеристики персонажа? На сколько это удачно?

Вопросы могут быть сформулированы и по-иному, возможно кое-что в них можно упростить, кое от чего отказаться. Это будет зависеть от того насколько учащиеся привыкли рассматривать, анализировать и оценивать иллюстрации.

Подчеркну также возможность использования иллюстраций для развития речи учащихся, особенно интересны в этом плане иллюстрации-пейзажи. Я предлагаю детям рассмотреть иллюстрацию затем высказать свое впечатление о ней. Обмен личными впечатлениями становится подготовкой к восприятию текста.

Таким образом, методические рекомендации использования иллюстраций разнообразны. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов в каждом отдельном произведении. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять почувствовать пережить суть идей, картин, образов художественных произведений. Закрепить их в зрительном образе.

Много плановая роль иллюстрации, использованная учителем на уроке литературного чтения, будет активно способствовать всестороннему развитию школьников.

kopilkaurokov.ru

Доклад на тему " Виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальных классах"

Виды творческих заданий на уроках литературы в начальной школе, их роль в формировании личности ребенка. Разработала : учитель начальных классов МБОУ гимназии №11 г.о. Железнодорожный Московской обл. Мирсанова Н.А.

Виды творческих заданий на уроках литературы в начальной школе, их роль в формировании личности ребенка.

Разработала : учитель начальных классов

МБОУ гимназии №11 г.о. Железнодорожный

Московской обл.

Мирсанова Н.А.

« Через сказку, фантазию, игру – Через неповторимое детское творчество – Верная дорога к сердцу ребёнка » Владимир Александрович Сухомлинский Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?

« Через сказку, фантазию, игру – Через неповторимое детское творчество – Верная дорога к сердцу ребёнка »

Владимир Александрович Сухомлинский

Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость?

Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?

Творческие работы на уроке: графическое иллюстрирование; словесное иллюстрирование;; творческий пересказ; прогнозированное чтение ; чтение по ролям; сочинение ( сочинительство) драматизация; Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста.

Творческие работы на уроке:

  • графическое иллюстрирование;
  • словесное иллюстрирование;;
  • творческий пересказ;
  • прогнозированное чтение ;
  • чтение по ролям;
  • сочинение ( сочинительство)
  • драматизация;

Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста.

Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы :

  • рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
  • изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
  • составление рисованного диафильма;
  • аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
  • составление картинного плана.
  • рисование эпизода, который больше понравился;

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

Мультфильм - это то, что близко ребятам младшего школьного возраста. И они охотно создают его сами. Данный вид работы похож на работу по составлению плана и иллюстрирование. Сначала учащиеся выделяют главные события в тексте (устно или письменно), затем изображают их графически. Использую и другой вариант: изобразить последовательно рисунки и к кажд ому подписать в 2-3 предложениях главную мысль.

Мультфильм - это то, что близко ребятам младшего школьного возраста. И они охотно создают его сами.

Данный вид работы похож на работу по составлению плана и иллюстрирование. Сначала учащиеся выделяют главные события в тексте (устно или письменно), затем изображают их графически. Использую и другой вариант: изобразить последовательно рисунки и к кажд ому подписать в 2-3 предложениях главную мысль.

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина

статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование

эпизода происходит в следующем порядке:

  • выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
  •   «рисуется» место, где происходит событие;
  • добавляются необходимые детали;

Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных

на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

  • изображаются действующие лица;
  •   «раскрашивается» контурный рисунок.

Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок»,

«Теремок». Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной

подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки,

так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы

помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового.

Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом и т.д.

Творческий пересказ

- Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы. (Дети составляют рассказ, обращая внимание на их чувства.)

Пример пересказа.  Александра М.

В зале заиграли струны на скрипках и виолончелях. Открылся занавес Наша сцена была залита жёлтым солнцем. Появился дворец. Следуя своей роли, я убегала по лестнице ,потеряла туфельку. Спектакль был прекрасен, подходил к концу. И вдруг что я вижу, ворвавшись в зрительный зал ,влетел Пашка..Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки. Он закружился над сценой, и я заметила, что в клюве у него что-то блестит. Зал зашумел и стих. Я протянула руки,  и он на лету бросил мне в руки тот самый маленький хрустальный букетик, который был украден вороной. Радости моей не было предела, я дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. А наш Пашка вспорхнул под купол, сел на люстру и начал чистить растрёпанные в драке перья.

Пересказ сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» 2 класс УМК «Школа России» придумать историю жизни одной из горошин , М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

Прогнозированное чтение.

Чаще всего работа строится на незаконченных произведениях (отрывках), которые предлагаются в учебнике.

Предлагаю детям подумать над продолжением истории. Эта работа может строиться в паре, группе, но находятся и такие ученики, которые хотят выразить своё собственное предположение.

Например, поэтическая сказка П.П. Ершова «Конёк Горбунок» в учебнике дана отрывком, только часть. Ребята настолько заинтересовались продолжением, что прочитали произведение до конца и сходили на концерт-

представление сказки.

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

  • Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).
  • Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
  • Выбор выразительных средств (как это сделать?).
  • Пробы (этюды), анализ.
  • Подведение итогов, его анализ.
  • Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
  • Заключительный показ, его анализ.

Одна из форм драматизации – чтение по ролям , сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок

произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее

лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество

учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет

систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно используются разнообразные задания,

способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только

произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать

карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

  • Одним из видов творчества является “стихотворство”. Корней Иванович Чуковский писал: “в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой”. Вспомним себя в 3 – 5 лет. Тут и стихи-перевёртыши, и нескладушки, и дразнилки, и детские песенки. Куда же это делось в 6 – 7 лет? Оно есть. Просто об этом нужно вспомнить,
  • Если мы возьмём учебник , то увидим в нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок и т.д.
  • А также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.
  • И вот какие считалочки получились у ребят:
  • Раз, два, три, четыре Я считаю мух Как увижу сразу Называю вслух Вот одна, а вот другая Ты пойдёшь со мной И ещё кого – нибудь Прихватишь за собой.
  • Но кроме этого предлагаю ребятам попробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:
  • Антошка – картошка, Соломенная ножка
  • Сам с ноготок, Голова с локоток
  • Прокоп – укроп Медный лоб Сам с аршин Голова с кувшин
  • Лешка – лепёшка Голова с лукошко Шапка колышком Ноги брёвнышком

Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.

  • Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы , которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

Приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделять опорные слова из сказки - Сочинение сказки по опорным словам.

2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

  • Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

4. «Выворачивание сказки наизнанку»

Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

5. Сочинение сказки по началу или по концу.

6. Создание собственной оригинальной сказки

  • Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
  • Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона. Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования. Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
  • Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.
  • Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
  • Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
  • Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва.

Приемы создания собственных текстов:

- Придумайте историю о другом весеннем цветке от его имени. Текст Э.Ю. Шима «Ландыш» Т екст И.С. Соколова-Микитова «Ландыши» Я, мать – и мачеха. У меня жёлтенькие пушистые цветочки. Я, как цыплёнок. А вот листочки у меня особенные, ни у кого таких нет. Если докоснуться до одной стороны, то почувствуешь тепло, как от мамы. А другая сторона холодная – мачеха. Вот так меня и прозвали – мать-и-мачеха. Захаров Сергей Пчелинцева Есения Это кто меня потревожил?! Мне так сладко спалось! И цветочек открыл свой голубенький глазок. Всё вокруг белым-бело, тихо. И вдруг, послышался нежный голосок. Из-под снега появилась синенькая шапочка. Наш цветочек удивился и открыл второй глазик, выпрямил ножку, расправил листочки. А за ним много-много других шапочек. И теперь в лесу белое покрывало с голубыми цветочками. Осийчук Никита Гончарова Елизавета

- Придумайте историю о другом весеннем цветке от его имени.

Текст Э.Ю. Шима «Ландыш»

Т екст И.С. Соколова-Микитова «Ландыши»

Я, мать – и мачеха. У меня жёлтенькие пушистые цветочки. Я, как цыплёнок. А вот листочки у меня особенные, ни у кого таких нет. Если докоснуться до одной стороны, то почувствуешь тепло, как от мамы. А другая сторона холодная – мачеха. Вот так меня и прозвали – мать-и-мачеха.

Захаров Сергей

Пчелинцева Есения

Это кто меня потревожил?! Мне так сладко спалось!

И цветочек открыл свой голубенький глазок. Всё вокруг белым-бело, тихо. И вдруг, послышался нежный голосок. Из-под снега появилась синенькая шапочка. Наш цветочек удивился и открыл второй глазик, выпрямил ножку, расправил листочки. А за ним много-много других шапочек. И теперь в лесу белое покрывало с голубыми цветочками.

Осийчук Никита

Гончарова Елизавета

Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности.

Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления.

Чем глубже впечатление, полученное

от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

kopilkaurokov.ru

«Методический материал по теме «Творческое мышление на уроках чтения в начальной школе»»

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:Изменение лица рассказчика.Пересказ от лица одного из персонажей.Инсценирование рассказа.Словесное рисование.Продолжение сюжета.Развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки.Перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, т.к. перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:Сообщение о своём жизненном опыте.Придумывание продолжения действия.Сообщение фактов, взятых из других источников.Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяют там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.

Иллюстрирование – приём творческой работы учащихся на уроках чтения, а также при написании изложений и сочинений. Иллюстрирование применяется как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу.Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждое из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин. Очень важно организовывать рассматривание иллюстраций перед чтением, по ходу и по окончании чтения. При работе над иллюстрацией–портретом героя уместны вопросы: Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались? Как передал художник черты характера персонажа?

При анализе группового портрета возможны такие вопросы: Как вы узнали, кто есть кто? Как относится художник к персонажам своей картины?Как вы это определили?

Полезно организовывать сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае можно предложить следующие задания: Подобрать рисунок к тексту.Найти в тексте подписи к каждому фрагменту картинного плана.Сравнить рисунок и фрагмент текста.Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа.Обучение словесному рисованию лучше начать с создания сюжетных картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они словно «застыли» как на фотографии, а не действуют, как на экране.Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для этого ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид героев, их характерные особенности. Всё это требуется и для графического рисования, но словесное требует ещё и точного выбора слов. Это даёт основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся.Приём С.Р. может предшествовать пересказу. На первом этапе обучения С.Р. необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, на лист бумаги последовательно прикрепляются картинки, соответствующие только что «нарисованным» устно. На следующих этапах обучения устному иллюстрированию используются такие приёмы:Выбирается эпизод, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение её основных элементов, цвет, затем учителем выполняется карандашный набросок, после чего следует словесное описание иллюстрации.Дети словами рисуют картинку, а потом сверяют её с соответствующей иллюстрацией в книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту.Но на любом этапе обучения порядок работы будет следующий:Выделяется эпизод для словесного рисования.«Рисуется» место, где происходит событие.Изображаются действующие лица.Добавляются необходимые детали.«Раскрашивается» контурный рисунок.

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно используется при работе с поэтическими текстами. После выделения из контекста образной картины с.р. ориентируется на построение композиции рисунка, для чего полезно задать такие вопросы:Что нарисуем на первом плане?Как об этом сказано у автора?Что нужно изобразить неподалеку?Какие слова помогают нам это увидеть?Что мы ещё не нарисовали?

К одному рассказу может быть нарисовано 2-3 картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

Графическое рисование чаще всего выполняется дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, ещё раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа. Более сложным видом графического рисования является экранизация текста (создание диафильма). Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом. Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения. Экранизация – это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.

Драматизация (инсценирование) является интересным видом синтетической работы. Приведём схему работы по драматизации.Восприятие материала, который предстоит драматизировать.Анализ произведения (обстановки, образов героев, их поступков).Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»).Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).Пробы (этюды), анализ.Подведение итогов, внесение коррективов.Заключительный показ, его анализ.

На уроках чтения можно использовать игры, развивающие фантазию и мышление учащихся.

Игра: «Меняю буквы»Игра состоит в обмене букв на «вещи». Конечная цель игры – составление рассказа из случайных слов. Например: берём слово «машина» и начинаем игру словами: «Я купил машину, но хочу её поменять».- Что ты дашь мне за «М»?- Я даю тебе маску.- Что ты мне дашь за «А»?- Я даю тебе акваланг.И т.д. Поменяв таким образом буквы на вещи водящий называет их все и говорит, как он их употребит. Желательно, чтобы получился связный рассказ.Выигрывает тот, кто лучше сможет связать случайно названные слова.

Игра «Одно к трём»Что общего может быть между песком, временем и сердцем? Знаете? Нет? В языке возможны всякие странности.Так вот: общее – и песок, и время, и сердце могут быть золотыми.Предлагаем задания 3 степеней трудности.1.Найти общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.Подушка, характер, требования.Друг, ответ, выигрыш (победа).Старик, вопрос, воображение.Нитка, тетрадь, работа.Проспект, архитектор, предложение (или член предл.)Знаток, город, перемена.Дуб, держава, талант.Прилагательные: (большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий).

2.Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?Человек, задача, металл.Океан, бой, платье.Человек, голос, место.Чай, любовь, время.Стук, слова, имя.Тон, лицо, кожа.Трава, мёд, дым.Игра, сад, дом.Горох, ремонт, тарелка.Шум, адрес (или выставка), взгляды.Ящик, человек, надежды.Воздух, журнал, рана.Время, копия, науки.Работа, хлеб, кофе.

Прилагательные: агрессивный, благородный, большой, воздушный, глухой, глубокий, горячий, громкий, грубый, густой, детский, интересный, крепкий, ласковый, лёгкий, мелкий, новый, последний, постоянный, густой, родной, свежий, сильный, сложный, тонкий, точный, тревожный, чёрный.

3.Найдите прилагательные, которые могут быть общим определением к каждой тройке.Снег, офицер, гриб.Поток, рост, жизнь (или дискуссия).Овраг, знания, осень.Тело, куст, факты (или цифры).Вкус, лекарство, слова.Путь, родственник, район.Мясо, пятно, шрифт.Процесс, факт, документ.Дом, век, лицо.Стол, год, сутки.Обрыв, характер, поворот.Нож, нос, сыр.Лёд, тюль, намёк.Вопрос, дополнение, угол.

Слова для справки: горький, глубокий, голый, бурный, белый, дальний, жирный, исторический, каменный, круглый, крутой, острый, тонкий, прямой.

13PAGE 15

13PAGE 14415

Творческое мышлениеЧастый вертикальныйУчитель начальных классов СОШ №1Частый вертикальный15

schoolfiles.net


Смотрите также