Урок ИЗО "Золотая хохлома". Хохлома урок рисования 2 класс


Конспект урока для 2 класса "Хохломская роспись"

Интегрированный урок технологии с элементами изобразительного искусства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить детей с видом декоративного искусства.

  2. Научить выделять элементы узора хохломы и видеть их красоту.

  3. Закрепить навыки работы с бумагой, умения выполнять аппликационные работы.

  4. Научить украшать изделие из теста, используя: линии, мазки, точки, как приемы декоративных элементов растительного узора.

  5. Обогащение словарного запаса.

  6. Развитие чувства ритма, творческого воображения.

  7. Воспитывать познавательный интерес, любовь к народному творчеству, аккуратность, дисциплинированность.

  8. Формировать гордость за свою страну.

Оборудование: Выставка хохломских изделий, загадки o растительном узоре, раздаточный материал, состоящий из растительного узора, клей, соленое тесто, краски, кисти, тряпочки.

  1. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку,

- налаживание положительного устойчивого контакта с учащимися.

  1. Презентация нового материала:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Михайловна. Я проведу у вас урок труда, у нас на уроке много многоуважаемых гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Мы сегодня соавторы нашего урока, он посвящен народным промыслам, хохломе.

Мы с Вами живем в одном из красивейших городов мира, в Москве, которая является столицей России. Наша страна издавна славилась народными умельцами. Слава о русских мастерах шла по всему миру.

Что такое промысел? (Промысел – это мелкое народное ремесло).

Промыслов было много: дымковская игрушка, городецкая, жестово, гжель, хохлома.

А почему они называются народными?

O замечательных умельцах,

Сегодня мы поговорим.

Тут игрушки и матрешки, чашки, ложки-

Все для Вас!

За работу в добрый час.

Давным-давно ходила по волжской земле легенда o Хохломе. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса, по длинной зимней дороге.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла, чтобы сохранить тайну к секратам народного мастерства. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Название Хохлома происходит от названия местности Хохлома.

  1. Народная традиция на Руси была,

Роспись по дереву золотом плыла,

Мастера орнаментом делала узор

Ягодки и веточки, лепестки, веточки,

Вот и получился хохломской цветочек.

  1. Растительный узор необычный был,

Золотым и красным, черным и прекрасным, тоном проходил.

  1. Деревья – наши великаны,

Доступный, прочный материал,

Скамейка, стол, и стул, и лавка,

И даже утварь на столе,

С любовью сделаны умелыми руками,

Из липы, дуба и ольхи.

  1. Хохломская роспись - растительный узор,

Составленный из травки, кудрины, листов.

  1. В основе «травки» - стебелек, в основе Кудрины - цветок.

  1. Мастера создали чудо,

Мы гордимся им сейчас,

А теперь мы с Вами станем,

Мастерами, но на час.

Но чтобы стать мастером, мало обладать навыками мастерства, нужно вложить всю свою душу в свое изделие. Поэтому они получались такими красивыми.

Посмотрите на готовые изделия: перед вами предметы, которые создали мастера Хохломы.

  1. Практика под руководством учителя.

Основой изделия был неповторимый хохломской узор, по которому можно было узнать чье это произведение.

Но прежде, чем создать изделия, нам нужно научиться, правильно составлять хохломской узор. Найдите узор, где ветер колыхнул травку, а вот здесь роса на траве. Каждый видит красоту по-своему.

Закройте глазки и представьте раннее утро, где-то щебечут птицы.

Для этого у вас на парте лежат: лист бумаги с изогнутой линией и элементы: завитки, листочки, ягодки. Составьте узор на парте. Кто закончит составлять узор, сядьте ровно, чтобы я видела, что уже Вы закончили.

Молодцы, все Ваши узоры мне очень понравились.

Физкультурная минутка

Хохлома! Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая лучистая,

Узоры золотистые.

А физ. минутка будет у нас необыкновенной, она будет ритмичной. Я простучу ритм на ложках, а вы постарайтесь его запомнить. А теперь я на ложках, вы на ладошках.

А вот еще один мальчик руку тянет. (А я могу отбить ритм не только руками, но и ногами). Давайте ребята посмотрим. А как тебя зовут (Данила). Какое у тебя хорошее имя, а знаете ли Вы, что раньше на Руси, все мастера были Данилами. Вот и сейчас мы все будем с вами Данилами.

Сейчас мы с Вами продолжим проникать в тайны народного ремесла. Мы попробуем создать рисунок из тех элементов, которые присуще Хохломе. Посмотрите на готовый образец, какие элементы вошли в рисунок? (Травка, листочки, ягодки, завитки)

Мы будем делать изделие и украсить его хохломской росписью. Но наши изделия будут необычные, не деревянные, делают по традиции в Хохломе. Мы будем делать его с вами из теста, а украшать будем хохломским узором.

Возьмите тесто, разомните его и подумайте какое из представленных изделие, Вы хотите сделать. А когда работа мастера они напевали русские народные песни. Давайте и мы с вами начнем нашу работу так же как это делали настоящие мастера. (Музыкальное сопровождение)

  1. Самостоятельная практика учащихся, подведение итогов:

А теперь Вы самостоятельно украшаете свое изделие хохломским узором.

Выставка работ. Покажите изделия, которые Вы сделали своими руками. Вы молодцы, Вы очень постарались, изделия у вас получились очень интересные и красивые. Посмотрите ребята, на все изделия, Вы сделали первые шаги, но я считаю, что вы все маленькие чуда мастера.

  1. Этап рефлексии:

С каким видом декоративного искусства мы сегодня познакомились?

Что мы делали на узоре? Как Вы сегодня поработали на уроке?

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой травы.

Роспись хохломская

словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Спасибо ребята, Вам за урок. Урок окончен. До свиданья.

Гордеева Ольга Михайловна

заместитель директора по УВР

ГОУ СОШ № 72

doc4web.ru

Урок ИЗО во 2-м классе по теме "Хохломская роспись. Гжель"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Цели: Познакомить детей с хохломской росписью, Гжель. Учить детей правильно пользоваться полученными знаниями о росписи; знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством. Воспитывать аккуратность в работе.

Наглядность и оборудование: образцы работ, посуда, схемы выполнения росписи, раздаточный материал, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.

Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу вам не тая, Руки всем нужны друзья. Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить.

– Сегодня на уроке мы узнаем, что же могут эти руки.

2. Беседа о росписи, ее многообразии

Хохлома.

– А начну я свой рассказ с одной интересной легенды.

Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье.

Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и стала та золотой.

Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по0своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

(На доске рисунки – хохлома.)

– Девочки приготовили частушки о хохломе, давайте их послушаем.

Все листочки – как листочки, Здесь же каждый – золотой. Красоту такую люди Называют хохломой.

Бабка деда не встречает Бранью или лаской – Целый день горшки рисует Золотистой краской.

Хохлома, да хохлома, Разукрашу все дома, А потом всю улицу, Петуха и курицу.

Бабка деда до обеда Заставляет рисовать: Ведь в красивую посуду Щи приятно наливать!

Я все небо разрисую, Разрисую хохломой: Пусть все летчики летают Под такою красотой.

Я вчера такое видела – Не расскажешь никому: Сидит заяц на березе И рисует хохлому!

Я бегу, устали ноги. Чем бы можно дух поднять? Хорошо бы вдоль дороги Хохлому нарисовать!

– Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель. На прилавках наших магазинов часто можно видеть щедро украшенные нарядной росписью кувшины и кружки, сахарницы и чайники, вазы, тарелки, кувшины. Сочные синие цвета и травы сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлость формы. (работы Гжель. См. Приложение)

– Стихи о росписи гжельских мастеров.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой! Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние – И мастерство волшебное достойны восхищения.

Дымковская игрушка

Ах! Чуть жив от восхищенья! Чудо всем на удивленье: Расписные медвежата, Барыни, коньки, утята, Расписные даже хрюшки – Царство дымковской игрушки! Удивительному чуду Мы поклонимся не раз И о дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка .Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным названием – Свистунья.

– Послушайте легенду.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.

Кочевники решили, что их окружает дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. Так дымковские игрушки спасли город.

Объяснение учителем порядка выполнения работы.

3. Физкультминутка

Подготовка руки к рисованию.

Это – правая рука, Это – левая рука. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река… Обернулись мы, и вот Стало все наоборот: Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река… Неужели стала правой Моя левая рука? Практическая часть урока.

Дети расписывают посуду, уже нарисованную у каждого на листах. Во время росписи посуды звучит музыка. Учитель во время этой работы помогает отдельным учащимся.

4. Итог урока

– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.

– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?

– Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.

– Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Приложите сою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок ИЗО "Золотая хохлома"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.

Задачи:

  • Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи.
  • Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу.
  • Развивающаяся: развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.

Зрительный ряд: Образцы орнамента на костюме, посуда, иллюстрации посуды. На доске - окно, печь, стол

Музыкальный ряд: русская народная музыка

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Изучение новой темы.

Учитель: Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Тема урока "Золотые узоры хохломской росписи", на котором мы познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи. А для этого мы побываем в гостях у хозяйки Хохломы.

Презентация.

Ученик 1:

Я, хохломская роспись - Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы. Рощи - перелески, Шелковые всплески, Солнечно-медовой Золотой листвы У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров. Яхонты горят Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд:.. Роспись хохломская Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней Наша хохлома

Я, хозяйка Хохломы приглашаю в гости Вас. Наше село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино.

Учитель: А как же рождается красочная хохломская посуда?

  1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.
  2. Натирают серебристым порошком
  3. Орнамент наносят масляной краской
  4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
  5. Затем ставили в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.

Учитель показывает посуду. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты.

Ученик 2: В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

Учитель: Ребята давайте узнаем, какие цвета предпочитают художники?

Ученик 3: цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

Учитель: Теперь познакомимся с элементами росписи.

Ученик 4: Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

Элементы хохломского орнамента.

 

 

Учитель просит прорисовать в воздухе элементы травки.

 

 

Учитель: Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, а именно узнали, что зародилось она в поселке Хохлома Нижегородской области, узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое), познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).

Учитель: Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и возможно поэтические образы помогут вам в работе.

Удивляя, Прорастая, Как-то праздно жива Молодая, непростая, Черно-красная трава, Листья, ягоды, цветы И вдыхая красоту Входим в царство - В мир волшебной хохломы.

III. Практическая работы.

Учитель: А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.

Дети расписывают шаблоны посуды.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

 

Учитель: Посмотрите, как украсили ваши работы дом хозяйки, сделали его ярче и красивее. Хозяйка Хохломы в память о нашем уроке дарит вам закладки с хохломской росписи.

V. Информация учащихся о домашнем задании. Рассмотреть дома посуду, зарисовать элементы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также