Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Используйте вспомогательные алгоритмы запрограммируйте рисование


Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Просмотр содержимого документа «Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.»

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Задача: Пусть требуется составить программу, по которой ГРИС напишет на экране четырехзначное число 1919. Нельзя ли сократить работу, написав программу рисования цифр 1 и 9 только один раз?

Задача:

Пусть требуется составить

программу, по которой ГРИС

напишет на экране четырехзначное

число 1919.

Нельзя ли сократить

работу, написав программу

рисования цифр 1 и 9

только один раз?

Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом . Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой .

Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом .

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой .

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре) Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя (ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ) В основной программе команды обращения к этим процедурам будут такими: сделай ЕДИНИЦА сделай ДЕВЯТЬ Решение задачи Основная программа Процедуры (вспомогательные алгоритмы)

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре)

Решение задачи

Основная программа

Процедуры (вспомогательные алгоритмы)

Команда обращения к процедуре Формат (общий вид): сделай

Команда обращения к процедуре

Формат (общий вид):

сделай

Формат описания процедуры: процедура нач кон Имя в описании и имя в обращении должны точно совпадать (никаких склонений по падежам).

Формат описания процедуры:

процедура

нач

кон

Описание процедуры процедура ДЕВЯТЬ нач шаг поворот шаг шаг шаг шаг поворот шаг поворот шаг шаг поворот шаг поворот поворот поворот прыжок прыжок поворот кон процедура ЕДИНИЦА нач поворот шаг шаг шаг шаг поворот поворот прыжок прыжок прыжок прыжок поворот кон

Описание процедуры

процедура ДЕВЯТЬ

нач

шаг поворот шаг шаг шаг шаг поворот шаг поворот шаг шаг поворот шаг поворот поворот поворот прыжок прыжок поворот

кон

процедура ЕДИНИЦА

нач

поворот шаг шаг шаг шаг поворот поворот прыжок прыжок прыжок прыжок поворот

кон

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре) По этим командам управление передается соответствующим процедурам, после их выполнения управление вернется к следующей команде основной программы . программа Число 1919 нач сделай ЕДИНИЦА прыжок сделай ДЕВЯТЬ прыжок сделай ЕДИНИЦА прыжок сделай ДЕВЯТЬ кон Основная программа

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре)

программа Число 1919

нач

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

прыжок

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

кон

Основная программа

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации.

Сборочный метод (сборочное программирование) : Первоначально составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним. Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.

Сборочный метод (сборочное программирование) :

Используя вспомогательные алгоритмы, запрограммируйте рисование следующих фигур:

Используя вспомогательные алгоритмы, запрограммируйте рисование следующих фигур:

Домашнее задание §29 вопросы 1-6 –устно, вопрос 7-письменно(одна фигура)

Домашнее задание

multiurok.ru

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательны алгоритмов

Дата 20.11.12

Класс 9

Урок информатика и ИКТ.

Тема: Управление и алгоритмы.

Практика.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов:

использование вспомогательных алгоритмов.

Тип урока: урок закрепление знаний и навыков.

Цели урока: 

Образовательная: закрепить представления учащихся об исполнителях алгоритмов, научить учащихся  управлять  исполнителем  Стрелочка  с  использованием  вспомогательных алгоритмов. 

Развивающая:  развитие памяти и логического мышления, навыков геометрических построений, владения геометрическим языком, умения использовать его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительных умений;

 

Воспитательная:  воспитание аккуратности и трудолюбия, владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Основные  понятия:  исполнитель алгоритмов, вспомогательный алгоритм, процедура, метод последовательной детализации.

 

Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический. 

Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая работа, самостоятельная. 

Требования к знаниям и умениям: знать понятие алгоритма, знать понятие исполнителя алгоритмов, понятие системы команд исполнителя,  знать понятие процедуры, уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Оборудование:

интерактивная доска SmartBoard, проектор, приложение в PowerPoint, упражнения для глаз.

ЦОР Единая коллекция

Учебник: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. ЛБЗ. 2007 г.

.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков которые потребуется для выполнения предложенных заданий (15 мин)

  3. Выполнение учащимися практического задания (20 мин)

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (в ходе выполнени

  1. Информирование о домашнем задании (1 мин)

  2. Итог урока (1 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте дети!

Мне хотелось бы узнать ваше настроение перед началом урока.

И еще я вам на этом уроке желаю успеха. И не только на уроке информатики, так как по словам философа Е.Ильенкова «Вся человеческая жизнь – это ни что иное, как постоянное желание достичь успеха в решении новых вопросов и проблем».

Дети, поднимите руки, кто желает достичь успеха? Я тоже желаю этого.

Слайд1

- Сегодня у нас работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательного алгоритма.

Итак, цель нашего урока: научиться применять вспомогательные алгоритмы при написании программ.

Слайд2

Начинаем наш урок с девизом “Если с алгоритмами будешь дружить, любую задачу ты сможешь решить”.
  1. Актуализация опорных знаний.

А) Фронтальный опрос.

- Что такое алгоритм?

Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

- Каково назначение графического исполнителя алгоритмов.

ГРИС – это графический исполнитель, назначение которого – получение чертежей, рисунков на экране дисплея.

- Какова команды СКИ.

С помощью команд Шаг, прыжок, поворот в пределах рабочего поля можно построить любой рисунок, состоящий из вертикальных и горизонтальных отрезков.

- Что такое вспомогательный алгоритм.

Вспомогательный алгоритм – это алгоритм решения некоторой подзадачи исходной задачи.

- Что такое процедура?

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования называется процедурой.

- Метод последовательной детализации.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы называется методом последовательной детализации или программированием сверху вниз.

Б) Разбор примеров.

1

ЦОР

. Демонстрация интерактивного объекта. ЦОР Единая коллекция.

Сколько процедур используется в алгоритме рисования числа 1919.

Формат обращения к процедуре:

Сделай

Формат описания процедуры:

Процедура

Нач

Кон

2

Слайд4

Слайд6

.Сколько процедур используется в алгоритме рисования следующих фигур

Слайд5

  1. Выполнение практического задания №19.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов (на 20 мин.)

Цель работы: закрепить полученные знания по использованию вспомогательных алгоритмов. Работа сопровождается индивидуальной корректировкой со стороны учителя.

Краткий инструктаж по ТБ при работе за ПК (1 мин)

Для обеспечения безопасной работы я напоминаю вам о выполнении правил Техники безопасности при работе за компьютером.Напоминание! За работой на компьютере сядьте ровно и обратите внимание, чтобы монитор находился на расстоянии не менее 50см от глаз, установите угол наклона монитора и положение клавиатуры наиболее удобным для вас. В течение работы на компьютере не забывайте о зарядках для глаз и плечевого пояса. Упражнения для глаз лежат у вас на столе. Берегите свое здоровье.

П

Слайд7

рактическое задание. Разработать алгоритм для написания слова «БАОБАБ» (для изображения каждой отдельной буквы использовать процедуру). Высота каждой буквы – 2 шага, ширина – 1 шаг.

Дополнительное задание: добавить процедуру по своему усмотрению.

Закончилось время отведенное на выполнение практического задания.

Слайд8

  1. Информирование о домашнем задании.

Параграф 29 читать, задача №7 стр.163.

Дополнительно из ЦОР Единая коллекция Д/З №20 (1,2)

  1. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм с обязательным использованием подпрограммы перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.

  2. Дан алгоритм на языке ГРИС:

шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок  прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок  прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок  прыжок прыжок.

Запишите этот же алгоритм с использованием вспомогательных подпрограмм.

  1. И

    Слайд9

    тог урока

Выставление оценок за практическую работу.

- достигли ли мы успеха.

- помог ли вам на уроке наш девиз.

Дети, помните, что умные, образованные люди – это наибольшая ценность государства. Стать такими людьми можно только тогда, когда ум не будет знать ни минуты покоя, а силу уму будет придавать постоянный поиск.

Я благодарна всем за урок и еще раз желаю успеха.

Урок окончен.

videouroki.net

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы — Викиверситет

Тема: "Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы"

Учебный предмет[править]

Учебный предмет - [информатика].

Класс: 9

Название учебника: ["Информатика и ИКТ"]

Авторы учебника: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, Л.В. Шестакова, С.В. Русаков.

Год издания учебника: 2012 г.

Страниц в пособии: 341 стр.

Содержание модели[править]

Задачи:

1. Изучение материала.[Презентация]

[Интерактивный плакат]

Что такое вспомогательный алгоритм? Решим задачу: пусть требуется составить программу, по которой ГРИС напишет на экране четырехзначное число 1991.

Конечно, можно написать одну длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует все эти цифры. Но с очевидностью возникает другая идея: поскольку здесь дважды повторяются цифры 1 и 9, нельзя ли сократить работу, написав программу рисования той и другой цифры только один раз? Это действительно можно сделать.

Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом. Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре). В таком случае программа решения поставленной задачи разделяется на основную программу (основной алгоритм) и процедуры (вспомогательные алгоритмы). Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя. Для рассматриваемой задачи имена процедур выберем следующие: ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ. Тогда в основной программе команды обращения к этим процедурам будут такими:

По этим командам управление передается соответствующим процедурам, и после их выполнения управление вернется к следующей команде основной программы.Начальное и конечное состояние ГРИС при вычерчивании каждой цифры будут такими, как показано стрелками (внизу, на восток). У единицы начальное и конечное состояние совпадают. Основная программа:программа Число 1991 нач сделай ЕДИНИЦАпрыжоксделай ДЕВЯТЬпрыжоксделай ЕДИНИЦАпрыжоксделай ДЕВЯТЬконДанный пример познакомил вас с новой командой из СКИ графического исполнителя – командой обращения к процедуре. Ее формат, т.е. общий вид, следующий:

сделай <имя процедуры>

Описание вспомогательного алгоритма (процедуры). Теперь необходимо «объяснить» исполнителю, что такое ЕДИНИЦА и что такое ДЕВЯТЬ. Это делается в описаниях процедур (здесь порядок выполнения по столбцам).

[Демонстрация рисования «1919»]

процедура ЕДИНИЦА нач поворот шагшагшагшагповоротповоротпрыжокпрыжокпрыжокпрыжокповороткон

процедура ДЕВЯТЬ нач шаг поворотшагшагшагшагповоротшагповоротшагшагповоротшагповоротповоротповоротпрыжокпрыжокповороткон

Определение процедуры в программе называется ее описанием.

Формат описания процедуры:

процедура <имя процедуры>нач<тело процедуры>конИмя в описании и имя в обращении должны точно совпадать. Описание процедур располагается после основной программы.Добавив к программе описание процедуры, мы тем самым расширили систему команд исполнителя. В данной программе стало возможным использование команды обращения к этой процедуре.Метод последовательной детализации. Использованный нами подход облегчает программирование сложных задач. Задача разбивается на более простые подзадачи. Решение каждой оформляется в виде вспомогательного алгоритма, а основной алгоритм организует связку между ними.Метод программирования, при котором сначала пишется основная программа, в ней записываются обращения к пока еще не составленным подпрограммам, а потом описываются эти подпрограммы, называется методом последовательной (пошаговой) детализации. Причем количество шагов детализации может быть гораздо большим, чем в нашем примере, поскольку сами подпрограммы могут содержать внутри себя обращения к другим подпрограммам.Сборочный метод. Возможен и другой подход к построению сложных программ: первоначально составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним. Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами. Например, если для управления графическим исполнителем создать библиотеку процедур рисования всех букв и цифр, то программа получения любого текста будет состоять из команд обращения к библиотечным процедурам.Описанный метод называется сборочным программированием. Часто в литературе по программированию используется такая терминология: метод последовательной детализации называют программирование сверху вниз, а сборочный метод – программирование снизу вверх.

2. Практическая работа.

[Практическая работа по рисованию «1919»]

Используя вспомогательные алгоритмы, запрограммировать рисование следующих фигур: [Фигуры]

3.Закрепление знаний

[Вопросы для контроля]

  1. Что такое основной алгоритм? Вспомогательный алгоритм?
  2. Чем отличается описание вспомогательного алгоритма от обращения к вспомогательному алгоритму?
  3. Каковы правила описания вспомогательных алгоритмов (процедур) для исполнителя ГРИС?
  4. Как записывается команда обращения к процедуре в языке исполнителя ГРИС?
  5. В чем суть метода последовательной детализации?
  6. Что такое программирование снизу вверх; сверху вниз?

[Корректирующие упражнения]

Похожие работы[править]

Графический учебный исполнитель

ru.wikiversity.org


Смотрите также