Презентация по ИЗО на тему "Внутренний мир русской избы" (5 класс). Изба внутри рисование 5 класс


Внутренний мир избы - ИЗО

Тема Внутренний мир русской избы

Тема Внутренний мир русской избы

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

 Ромбо- точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню

Ромбо- точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню

Схема устройства кровли (по М. В. Красовскому) 1. Желоб 2. Охлупень 3. Стамик 4. Слега 5. Огниво 6. «Кнес» 7. Повальная слега 8. Самец 9. Повал 10. Причелина 11. Курица 12. Пропуск 13. Бык 14. Гнет

Схема устройства кровли (по М. В. Красовскому)

1. Желоб

2. Охлупень

3. Стамик

4. Слега

5. Огниво

6. «Кнес»

7. Повальная слега

8. Самец

9. Повал

10. Причелина

11. Курица

12. Пропуск

13. Бык

14. Гнет

 На кромке кровли красовались причелины с волнистым узором, символизирующим небесную воду

На кромке кровли красовались причелины с волнистым узором, символизирующим небесную воду

Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006 Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991 Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003 Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004 Сапожникова Т. Б., Коблова О. А. Методика проведения уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»Москва Педагогический университет «Первое сентября». 2007
  • Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Сапожникова Т. Б., Коблова О. А. Методика проведения уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»Москва Педагогический университет «Первое сентября». 2007

multiurok.ru

Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Внутренний мир русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

Презентация

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” - Приложение1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по изобразительному искусству для 5 класса "Внутренний мир русской избы"

ФИО учителя: Савинова Валентина Викторовна

Школа МБОУ СОШ №2 р.п,Новоспасское

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

УМК:под редакцией Б.Неменский

Технологическая карта

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Закрепить способы изображения интерьера

  • Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище

  • Учить работать над изображением интерьера, в зависимости от точки зрения (используя схемы)

  • Учить изображать в интерьере предметы труда и быта крестьян (учитывая строение и перспективные изменения предметов).

Развивающие:

развивать память, внимание учащихся;

  • развивать кругозор детей;

  • развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

  • Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций

  • Развивать воображение и фантазию

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины

  • Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала

  • Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.

К концу урока дети должны знать: особенности работы в жанре интерьера с изображением

исторических особенностей крестьянского быта;

Формируемые на уроке УУД

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П: понимать условность художественного образа; делать сравнения в жилищах разных народов, создавать элементарные композиции на заданную тему; самостоятельно создавать алгоритм действия

К: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Л: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства историческими сведениями жизни русского народа прошлого ; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношении к культуре прошлого

Основные понятия

Перспектива, доске, лавка, печь, люлька, светец, интерьер, изба

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник .Изобразительное искусство 5 класс Б.Неменский

Мультимедиапроектор, экран,

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл слов на доске, лавка, печь, люлька, светец

Презентация слайды 5,6,7

доске, лавка, печь, люлька, светец

Уметь видеть конструктивное отличие

Внутренняя позиция школьника

Готовность к саморазвитию

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- тройках, отбирают знаки-символы: небо, земля, подземный мир

-Посмотрите на знаки-образы. Что в них общего? Слайд 1,2

-Отберите их для декора крестьянского дома, используя трехчастную структуру

- Объясните символику своего знака

Знать смысл знаков-образов

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Воспитание любли к культуре прошлого

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в форме работы с иллюстрациями. В форме подводящего диалога учащихся организует работу к формулированию темы урока

- Вам предлагалось дома нарисовать самим или подобрать иллюстрации с изображением отдельных предметов крестьянского быта.

Давайте сейчас назовем, чем же пользовались крестьяне в труде и в быту:

- как вы думаете, что из перечисленных предметов могло находиться в доме?

показывают выполненную на листе работу, поочередно

называют, что изображено, и как

и для чего использовалось:

- светец, прялка, веретено, ткацкий стан, туес, чугуны, горшки, кринки, ковши, ухват, кочерга, метелка, кадушка, ушат, рукомойник, сундук, решето, лапти и др.

установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, выявление пробелов и их коррекция

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище

В форме поводящего диалога организует наблюдение интерьеров разных народов, знакомятся с устройством жилой среды крестьянского дома

Сравнивают и сопоставляют интерьеры разных народов,, сравнивают и называют конструктивные элементы интерьера рус избы

Слушают.

Работают по указанию учителя с опорным зрительным рядом на доске.Отвечают на вопросы учителя.

индивидуальные сообщения учащихся:

умеют проводить простейший анализ жилищ,

сравнивать конструкцию интерьера

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

V. Первичное закрепление

Перед вами карточка с изображением интерьера, но комната на ней – пустая! См. приложение.

Расставьте, пожалуйста, предметы туда, где они должны быть (не забывайте, что могут быть лишние предметы!)

Передайте выполненную карточку соседу по парте (поменяйтесь друг с другом)

Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания).

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Дети работают по карточке, «расставляя» предметы.

(можно наклеить)

Умеют отбирать и расставлять детали крестьянского интерьера

подведение под понятие;

-условность художественного образа; -сравнения в жилищах разных народов

- планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

Формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

….

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания).

Молодцы! Ставим оценку:

«5» - , «4» -, «3» - Проверяют правильность выполнения по образцу. Оценивание

Умеют отбирать и расставлять детали крестьянского интерьера

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

Готовность и способность вести диалог

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового знания в систему изученного материала.

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

Работают самостоятельно, рисуют

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

Уметь применять изученные правила.

Происходит закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике.

В процессе самостоятельной работы повышается уровень осмысления изученного материала, глубина его понимания. Вырабатываются соответствующие навыки и умения: выполняется законченная композиция в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

Формирование коммуникативной компетентности через творческую деятельность

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Отвечают, анализируют, отмечают наиболее удачные находки в работах

О чем мы сегодня узнали? Кто оказался более внимательным? (Проверка набросков).

Что можно сказать об этапах работы над интерьером?

Какие предметы быта и утварь вы расставили в своих комнатах?

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера

IX. Д/з.

X

infourok.ru

Презентация по ИЗО на тему "Внутренний мир русской избы" (5 класс)

Внутренний мир русской избы (Можно использовать для дистанционного обучения).

Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцом,С обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом

В. Федотов

 

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

                                                   Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол символизировал – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.  Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью стоят ухваты, кочерга, лопаты, которыми ставят хлеб в печь, деревянный ушат с водой, на полках стоят чугунки, горшки и прочая кухонная утварь. Выемку где горит огонь закрывает заслонка. Внизу печи подпечье считается, что это жилище домового.

В переднем углу избы располагался красный угол. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу за стол накрытый нарядной скатертью – столешником. От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. Подшивали обувь, мастерили сбрую и предметы домашней утвари. Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли дощатый настил – полати. На полатях спали а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством наблюдала за происходящим или слушали интересные рассказы взрослых членов семьи о том как жили до них. Передавая тем самым из уст в уста историю своей семьи и происходящих попутно событий. 

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.Во время уборки урожая первый и последний колосья урожая устанавливали в красном углу. Наделенные, по народным преданиям, магической силой, они сулили благополучие семье, дому, всему хозяйству. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.

Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

В русской избе мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду.

Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

 

infourok.ru


Смотрите также