План-конспект урока "Древо жизни". Изо в 5 классе рисование древо жизни поэтапно


Конспект урока по искусству "Древо жизни-символ мироздания" (5 класс)

1. Организационный этап. Введение в тему урока

Слайд 1

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; 

Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Кто главный герой нашего урока?

Правильно ребята тема нашего урока образ дерева взатый в более широком смысле этого слова «Древо жизни – символ мироздания»

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- организовывать контакт с одноклассниками.

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

(сингапурская обучающая структура СИ-ФИНК-УАНДЭ.

С целью развития двигателя культуры критического мышления)

Давайте подумаем и проанализируем эту картинку.

- Что вы видите на этой картине? (дерево, человек, камни)

- Что вы думаете об этом? (большое и маленькое)

- О чём это заставляет вас задуматься? (дерево это вселенная, а человек часть её)

Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.

Личностные УУД:

- желание приобретать новые знания, умения;

- положительное отношение к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- делать обобщения, выводы.

3.

Восприятие и усвоение нового учебного материала

Слайд 3

- Как вы думаете, какое значение имеел лес и дерево в жизни человека, какое значение имеет для человека даже отдельное дерево?

- А что люди получали от дерева?

Образ древа жизни встречается у многих народов. С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, человек выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К  деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие диревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.

Своё миропонимание люди отражали в предметах быта.

Структуры древа, которая складывается из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу (на этом этапе урока учитель демонстрирует образцы произведений искусства с изображением древа жизни). Образ дерева встречается и на вышитых полотенцах, рубахах, прялках, буквица на стенах Дмитриевского собора во Владимире изображена в виде дерева.

Вывод, образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве.

Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека.

Отвечают на вопросы учителя.

Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес – источник пропитания. С лесом неразрывно связаны многочисленные народные верования и обряды. Лес – средство познания мира и сам источник знания

Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.

Личностные УУД:

-положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- стремление к красоте.

Познавательные УУД

-слушать, извлекая нужную информацию

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать обобщения, выводы;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

4. Динамическая пауза

Слайд 4

- Давайте мы с вами попытаемся создать свое « Древо жизни»

Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)Вот подул веселый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперед)Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)Ветер стих. Взошла луна.Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

- совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.

5. Закрепление изученного материала

Слайд 5

(составление кластера, применение кластера помогает развитию умений вырабатывать собственное нение на основе различных наблюдений, содействует самооразованию учащихся).

- Какие сферы мироздания существуют в образе дерева?

- Где можно встретить образ дерева?

(работа с кластером?)

- народный фольклор – сказки, загадки, пословицы.

- классическая литература ( «У Лукоморья дуб зелёный……»)

-живопись.

- религия ( в наши дни на праздниках Рождества Христова храм украшают еловыми ветками и тд.)

- в музыке

Мы понимаем, что древо стало инструментом для создания модели космоса.  Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу.

Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать обобщения, выводы;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

6.

Этап выполнния практического задания. Контроль и самоконтроль.

Слайд 6

Для реализации практической части применяется метод моделирования. Можно предложить несколько видов выполнения практической работы. А я подготовила для вас рисунок дерева. Ваша задача создать свою композицию древа.

Выполняют практическую работу.

Работа коллективная, групповая.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

infourok.ru

Урок изо в 5 классе древо жизни

План-конспект урока ИЗО по теме: «Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания» (программа Шпикаловой Т.Я)Автор: Шашкина Любовь Аркадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Большевыльская СОШ» Аликовского района

5 класс, урок провела 29 октября 2014 года.№ урока

8

Тема урока

Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания.

Тип урокаКомбинированный

ЗаданиеЖивописная композиция «Дерево»

Цель урока Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства  древа.

ЗАДАЧИУРОКА

Обучающие

Учить, знакомить:наблюдать окружающий мир;знакомить с творчеством мастеров-живописцев; формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства; анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства;знакомить с новыми приемами работы художественными материалами: вливание цвета в цвет, смешение красок; обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.

Развивающие

Развивать:художественно-эстетическое восприятие мира природы, чувство прекрасного;наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».творчество, фантазию, воображение;усидчивость, аккуратность;художественно-образную и зрительную память;пространственное мышление, чувство цвета, живописные и композиционные навыки учащихся;творческое отношение к выполнению задания.

ВоспитывающиеВоспитывать:интерес к искусству живописи, творчеству мастеров- живописцев, к традициям чувашского народа; взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям отечественного искусства;художественный вкус;познавательный интерес к изучаемому предмету;способствовать возникновению у пятиклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства; экологическое и эстетическое отношение к миру природы;гордость и интерес к символам своей малой родины и своей республики.

ОборудованиеДля учителя: презентация по теме урока, бумага, кисти, кисти  (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон, гуашь (желтая, красная и черная) для демонстрации приемов работы.Для учеников: бумага, гуашь ( желтая, красная и черная),  кисти  (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон.

Планируемые результатыЛичностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).

Ход урока

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учеников

УУД

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.Проверка готовности к уроку. Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Личностные УУД:-способность к самооценке;- положительное отношение к уроку.Коммуникативные УУД:- организовывать контакт с одноклассниками.

2. Введение в тему урока

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Мы говорили о древних образах в искусстве. Давайте вспомним, какие образы любимы народом? Что больше всего люди любят изображать на картинах, в вышивках, в росписях? А о каком из древних образов мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:Летом шубу надевает, зимой снимает.

Мы будем сегодня говорить о дереве, а тема нашего урока: «Древо жизни – символ мироздания». Какие слова вам знакомы и понятны (древо- дерево, жизнь). Что в теме урока непонятно, вызывает вопросы? Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания? (образ всего мира).СЛАЙД 1

Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя.Личностные УУД:- положительное отношение к уроку;- положительное отношение к познавательной деятельности;Коммуникативные УУД:- вступать в учебный диалог с учителем.-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

3. Актуализация знаний.

Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока? Миру деревьев. Как вы думаете - каким будет творческое (практическое) задание по теме? (изображение дерева). Ребята, а мне кажется, что за пять лет учебы в школе вы узнали о деревьях всё. Так ли это? Нужен ли нам этот урок? Что он даст нам для жизни? Давайте подумаем ( этот урок даст нам новые знания, поможет понимать, любить, беречь и охранять природу, научит правильно изображать- рисовать деревья).

Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.

Личностные УУД:- желание приобретать новые знания, умения;- положительное отношение к познавательной деятельности.Коммуникативные УУД:- вступать в учебный диалог с учителем-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.Познавательные УУД:- делать обобщения, выводы.

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Ребята, а у вас есть любимое дерево? Какое и почему? Как вы думаете, какое значение лес имеет в жизни человека? Какое значение может иметь для человека отдельное дерево?-дает тепло-защищает-очищает воздух-дает материал для строительства-кормит-лечит-обувает, дает краски и т.д.Мог ли в древности человек выживать без деревьев, без леса? А современный человек?Вот поэтому дерево и было для человека центром всего мироздания, символом жизни и продолжения рода. СЛАЙД 2Люди всегда считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, взамен срубленного всегда сажали новое: «Йыв·з выр·нне йыв·з ларт» (Вместо срубленного дерева посади другое), говорили чуваши. К  деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. У чувашского народа.почти в каждой деревне были священные деревья Киремет.СЛАЙД 3.Им люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились, задабривали злых духов, просили хорошего урожая. Есть в нашей местности места, связанные с Киремет? (Киремет вар·, Киремет в·рман· (овраги и леса, где совершались жертвоприношения священным деревьям)). Дубы, вязы, березы относились к заповедным, священным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер. Ивы в деревнях охраняли от пожара и стихийных бедствий. Чуваши при строительстве сарая для скота использовали вяз, чтобы оберегать скотину, чтобы она лучше плодилась. «Хурама пек хунт·лл· пулчч·р»,-говорили они о домашней живности (вяз очень кустится, ветвится при росте и имеет густую крону, поэтому желали, чтобы живность давала хороший приплод) . Также наши предки особо почитали дуб – юман. «Ват· юман-асатте» (старый дуб-дедушка_, «Юман – авалхи ч·вашсен й·х палли» (дуб-символ чувашского народа), «Юман асамл· таса йыв·з» (дуб-священное чистое дерево). В Ильинском лесничестве Моргаушского района имеется дуб, которому больше 300 лет. Он является памятником природы.Образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Благодаря древу жизни человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. СЛАЙД 4Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего  корней, среднего  ствола и верхнего  ветвей развития. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола  оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, человека и пчел, а у корней  лягушек, змей, рыб. Вся картина мира полностью помещалась по древу.СЛАЙД 5.Где вы еще видели использование образа дерева? В сказках, мифах. Продолжите строчку А.С.Пушкина: «У Лукоморья », какое чудесное дерево было перед дворцом князя Гвидона? Это тоже образы древа жизни.СЛАЙД 6.Скажите ребята, а можно семью сравнить с деревом? Семья похожа на дерево, СЛАЙД 7. есть корни-предки, ствол-родители, ветки и плоды –детки (иногда родственников располагают в обратном порядке, на ветках располагают старшее поколение, ближе к корням-младшее). При составлении своей родословной-семейного дерева рисуют генеалогическое древо. Если родственников много, то можно составить целую рощицу из деревьев, показывающих родственные связи.Даже при проектировании памятников используют образ дерева-жизни.СЛАЙД 8.Вы знаете, что в этом году отметили трагическую дату: 10 лет назад в школе в г.Беслан произошла страшная трагедия. Террористы захватили школу и удерживали в заложниках детей, родителей и учителей. В этой трагедии погибло более 300 детей и взрослых. В память о погибших спроектировали памятник «Древо скорби», которое тоже является символом жизни, древом жизни. Ствол как бы состоит из фигур четырех скорбящих женщин, которые держат на своих вытянутых руках-ветках безвременно ушедших детей – ангелов. А дети – это продолжение жизни, это цветы и плоды дерева. Без плодов у дерева нет продолжения жизни.Образ дерева используется в геральдике, то есть в символике государств, располагается на гербах городов, районов. Ребята, вы ежегодно активно участвуете в конкурсе на знание государственных символов. В символах каких государств вы видели образ древа жизни?СЛАЙД 9.«Дерево жизни» главный элемент новых государственных символов Чувашской Республики герба и флага, принятых 29 апреля 1992 года. Автор государственных символов Чувашии - народный художник Чувашии Элли Михайлович Юрьев. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.СЛАЙД 10.А теперь на слайде символы нашего Аликовского района. Что вы там видите? И на флаге, и на гербе также располагается древо жизни. Автор символов нашего района – заслуженный художник Чувашии А.В.Данилов.

Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека.Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их.

Рассматривают использование образа древа жизни в ДПИ и в Чувашской геральдике, в геральдике своего района. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.

Личностные УУД:-положительное отношение к учению и познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;- стремление к красоте.Познавательные УУД-слушать, извлекая нужную информацию-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;- осмысление и переработка полученной информации.- умение работать с учебником.- делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;Коммуникативные УУД:- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5. Динамическая пауза

Давайте немного отдохнем. Проводится физкультминутка. Ветер дует нам в лицо (взмахи руками).Закачалось деревцо ( наклоны в сторону).Ветерок все тише-тише (медленно приседаем).Деревцо все выше-выше ( встаем на цыпочки и тянемся вверх).Выполняют физические упражненияЛичностные УУД:-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.Коммуникативные УУД:- совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.

6. Первичное закрепление изученного материалаРебята, давайте теперь сделаем выводы. Почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?- что символизирует образ дерева в народном сознании?Почему? В каком порядке на образе дерева в древности располагали все живое?- каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителяПознавательные УУД- осмысление и переработка полученной информации.- умение работать с учебником.- делать обобщения, выводы; Коммуникативные УУД:- вступать в учебный диалог с учителем.-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

7. Постановка цели и задач урока

Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете, что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться? Давайте вместе определим задачи нашего урока.

- научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;

- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством.

Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о предстоящем задании.

Определяют задачи урока:- научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок;

- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством.Личностные УУД:- положительное отношение к уроку;- положительное отношение к познавательной деятельности;Регулятивные УУД:-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;Коммуникативные УУД:- вступать в учебный диалог с учителем.-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

8. Усвоение нового учебного материала

Полюбуемся произведениями И.И.Шишкина. «Царь лесов» - так называли современники Ивана Ивановича Шишкина(18321898) , великого русского живописца и поэта леса. Он писал и рисовал деревья, воспевал их красоту.СЛАЙД 11.Что вы чувствуете, глядя на эти картины? («Березовая роща» и «Дубы»).Есть ли схожесть у картин . Какая? Чем отличаются? Где располагался художник, когда писал эти две картины (в тени за деревьями,а свет пробивается через мозаику листьев). А почему мы чувствуем эту прохладу? Какие цвета использует художник в тени? На солнце? Хотелось бы вам сейчас оказаться на месте художника? Почему? А теперь рассмотрим следующие картины. Есть ли среди них знакомые? Где вы их видели?.СЛАЙД 12.Давайте внимательно рассмотрим стволы зимних деревьев. Одинакова ли их толщина и как она изменяется по мере роста дерева? Рассмотрим, как располагаются ветки на стволах.

Слушают учителя. Рассматривают произведения живописца, в которых главным персонажем является дерево как древнейший символ вечно живой природы. Определяют, какими изобразительными средствами выражает художник свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.( слайды)

Личностные УУД:-положительное отношение к учебной деятельности;Познавательные УУД:- осознавать познавательную задачу;-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;- слушать, извлекая нужную информацию;- осмысление и переработка полученной информации.

9. Усвоение и закрепление нового учебного материала в творческой практической деятельностиТеперь мы попробуем выполнить вместе со мной рисунок дерева, которое уже сбросило листья и ждет зимы. Как вы думаете, почему я выбрала дерево без листьев? ( У него хорошо виден ствол и ветви). Работать мы будем сразу кистью и красками, вместе со мной. В итоге нашей практической работы должна получиться примерно такая картина. СЛАЙД 13.Как расположим лист альбома? Почему?Давайте определим этапы нашей практической работы:1) определить задний план, фон, его цвет; 2) правильно нарисовать ствол и ветки;(Учитель рисует на ватмане на доске).Начнем с фона, определим место, где у нас будет солнышко. Берем желтую краску, тонкую кисть и рисуем круг в центре. На палитре в желтый добавляем капельку красного, получаем оранжевый и дорисовываем ореол. Берем губку (сухую) и аккуратно по кругу моделируем плавный переход желтого в оранжевый, другим чистым концом губки моделируем переход оранжевого в красный.  Красным заполняем все остальное (тут пригодится широкая кисть) Пока фон подсыхает, сделаем небольшую паузу.

Выполняют творческое задание согласно условиям, повторяя за учителем все этапы построения.Анализируют свою работу, сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок.Выражают в творческой работе свое отношение к природе. Личностные УУД:-положительное отношение к учебной деятельности;- освоение новых видов деятельности;- участие в творческом, созидательном процессе; -способность к самооценке своих действий;Познавательные УУД:- осознавать познавательную задачу;-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;- слушать, извлекая нужную информацию;- осмысление и переработка полученной информации.Регулятивные УУД:- принимать и сохранять учебную задачу;- действовать по плану;- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.Коммуникативные УУД:- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

10. Динамическая пауза

Физкультминутка.Давайте нарисуем в воздухе закатное солнышко (делаем большие круги руками) и потянемся к небу, как деревце (встаем на цыпочки и тянемся вверх). Молодцы, продолжим нашу работу.Выполняют физические упражненияЛичностные УУД:-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья

11. Продолжение практической деятельностиПриступим к рисованию дерева, это самое сложное. Берем черную краску и намечаем ствол, основные ветки. Краски берем чуть - чуть. (после промывки кисть просушиваем в губку, краску берем сухой кистью иначе линии и веточки могут потечь)Тренируем степень нажатия: в основании веточки сильнее, вытягивая,  постепенно уменьшаем давление и веточка истончается. Если кисть подкручивать, то получим коряжистую, волнистую веточку.Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево. Изображая дерево, будем внимательно следить за направлением веток. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Работаем аккуратно, не спеша. ( Целевой обход учителя)

11. Рефлексия

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?Чему научились?Что вам больше всего понравилось на уроке? А что не понравилось? Что получилось? Что не получилось? Почему?Давайте посмотрим на наши работы. Нравятся ли вам они? Если не нравится, то почему? У кого, по вашему мнению, самая удачная работа? Почему? Мне очень понравилась ваша сегодняшняя работа. Вы смело работали без предварительного наброска, работали аккуратно, и у вас все получилось. Молодцы!Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников. Личностные УУД:- положительно относиться к учению.Регулятивные УУД:- адекватно оценивать свои достижения.Коммуникативные УУД:- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.

12. Информация о домашнем задании

Домашнее задание: сделать набросок любимого дерева карандашом.

Записывают в дневники домашнее заданиеЛичностные УУД:- ответственное отношение к учению.

15

educontest.net

Рисунки учащихся школы №2116 - Вид категории: Древо жизни

Рисунки учащихся школы №2116

Главная Главная » Декоративно-прикладное искусство России. Истоки » Древо жизни К обзорной странице категории

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,340 Доступ ко всем фотографиям вместе: 948,076

TOP 12: Лучшие оценки - Самые новые - Последние комментарии - Самые популярные Подписаться Древо жизни

Сортировка по Основные настройкиДатаНазваниеПо возрастаниюПо убыванию

22 фото в этой категории

5 класс
  • 5 класс
  • Доступ: 819
  • Описание: гуашь
5 класс
  • 5 класс
  • Доступ: 1153
  • Описание: гуашь
Древо жизни
  • Древо жизни
  • Доступ: 881
  • Описание: 5 класс
Символы и знаки. Древо жизни.
  • Символы и знаки. Древо жизни.
  • Доступ: 824
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1178
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1175
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 822
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 789
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 2872
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 965
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 949
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 848
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 809
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 694
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 768
Символы и знаки. Древо жихни
  • Символы и знаки. Древо жихни
  • Доступ: 732
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1530
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1363
Символы и знаки.Древо жизни
  • Символы и знаки.Древо жизни
  • Доступ: 821
Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1300
  • Описание:

    5 класс 

Символы и знаки. Древо жизни
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1365
  • Описание: 5 класс
 Древо жизни
  • Древо жизни
  • Доступ: 967
  • Описание:

    Символы и знаки

     Древо жизни

    5 класс 

 

22 фото в этой категории

TOP 12: Лучшие оценки - Самые новые - Последние комментарии - Самые популярные У Вас нет прав для входа в эту категорию Ограниченные Категории

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,340

К обзорной странице категории Powered by JoomGallery

borbatelena.ru

План-конспект урока "Древо жизни" - изо, уроки

Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Древо жизни" (Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве).

ТЕМА.

Мировое Древо (Древо Жизни)

ЦЕЛЬ.

Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве.

ЗАДАЧИ.

1. Помочь детям извлечь из своей ментальности и опыта первообразы, обогатить их опыт на основе приобщения к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства; познакомить с одним из основных первообразов в искусстве – Мировым Древом. Дать представление о том, что оно является центром мира, образом пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Предоставить возможность в рисунке самостоятельно трансформировать схему архетипа в индивидуальный образ.

2. Развивать ассоциативное мышление, фантазию, формировать активность творческого воображения.

3. Воспитывать интерес к мифам и другим литературным произведениям, к искусству.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД.

1. А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб

зеленый»

2. А.С.Пушкин. Отрывок про ель из «Сказки о царе Салтане».

3. Народные загадки, пословицы, поговорки.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД.

1. Репродукции Катрин И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «На севере диком».

2. Репродукция картины Юрия Селиверстова «Древо познания».

3. Репродукция картины Жозефины Уолт «Древо жизни».

4. Репродукция картины Николая Рериха «Древо преблагое, глазам утешение».

5. Иллюстрации растений, животных.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Альбомный лист, карандаши, фломастеры, пастель, краски (по желанию детей).

ПЛАН УРОКА.

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Вводная беседа. 3 мин.

3. Сообщение темы и цели урока. 7 мин.

4. Актуализация знаний. 4 мин.

Физкультминутка. 1 мин.

Минутка отдыха для глаз. 1 мин.

5. Творческая практическая работа. 25 ин.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока. 3 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Вас снова рада видеть я.

Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать

И полученные знания в своей работе применять.

А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.

II. Вводная беседа.

Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий.

Предлагаю вам послушать отрывки из знакомых вам произведений, отгадать их и назвать автора:

1.

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки

Словно яблоки!

2.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

3.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

(Слайд №1)

(Учащиеся вспоминают из каких произведений эти отрывки, называют авторов.)

Постановка проблемы.

– Как вы думаете, что объединяет эти три отрывка и почему наш урок я начала именно с них?

III. Сообщение темы и цели урока.

(Слайд № 2) Сегодня на уроке мы начнем знакомство с древними образами в народном искусстве (первообразами). И начнем мы его, как вы уже догадались, со знакомства с Мировым древом. Именно о нем говорится в услышанных вами отрывках.

(Слайд № 3) В произведениях народного искусства часто встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это и есть Мировое древо или Древо жизни. А еще его могут называть Древо познания, Древо центра, Древо плодородия, небесное или космическое Древо.

В древнерусской языческой мифологии Мировое древо придавало форму мировому пространству – это мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. По преданиям, дерево это растет из «пуповины морской», стоит на о. Буяне посреди океана на Алатырь-камне. Крона его достигает небес, корни — преисподней. Чаще всего это «булатный дуб», но может быть и береза, яблоня, явор. В древнерусских апокрифах в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство.

Мировое древо в народных представлениях было символом растительных сил земли, вечно живой процветающей природы. В кроне Древа жизни свивает гнездо соловей, в стволе — пчелы, приносящие мед, у корней — горностай, символизирующий родительскую любовь. Ветви дерева — терем, где происходит пир, и по кругу идет чаша с напитком бессмертия.

(Слайд № 4) Таким образом, по вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орел, сокол, ворон, петух, феникс, жар-птица), в середине копытные жертвенные животные (олени, коровы, лошади, антилопы), пчелы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая вверх и вниз), внизу – пресмыкающие и земноводные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошки, медведь, спящий в корнях дерева или пещере). По ярусам ветвей, как по ступеням, можно подниматься или спускаться, из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо.

Понятие Древа жизни было одним из основных в народных ритуалах, прежде всего на свадьбе и строительстве дома.

А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких». (Ответы детей.)

(Анимация по щелчку.) Таким образом, с помощью Мирового древа описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни и ночи, то есть оно является образом времени.

С Мировым древом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. Отсюда на ветвях дерева часто изображают солнце, звезды, луну, огни, шары или плоды, символы небесных светил, на стволе и рядом с ним – изображения животных, в корнях – земноводные, рыбы. (Анимация по щелчку.) То есть, это образ стихий.

Трем частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни. Примером может служить еще одна загадка: «Ася разлеглася, кабы встала – небо достала, кабы руки – ворота связала, кабы ноги – коня догнала, кабы глаза – увидала, кабы язык – рассказала». Здесь соединились три мифологических образа: дерево, дорога и человек. Да и нашу родословную мы неслучайно называем Семейным древом, ведь Мировое древо – это еще и образ рода, поколений. (Анимация по щелчку.) Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

IV. Актуализация знаний

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ Мирового древа, Древа жизни?

(Ответы детей)

В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.

(Слайд № 5) В русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.

Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.

Русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:

– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».

– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».

Физкультминутка. (Слайд № 6)

Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. (Слайд № 7) Посмотрите на репродукции картин И.И.Шишкина: «Корабельная роща» - пример могучей силы леса, стоящего «стеной», как в сказке; (Анимация по щелчку.) «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию; (Анимация по щелчку.) «Рожь» - здесь сосны играют роль опор мира.

(Слайд № 7) На этой репродукции вы видите, как представлял себе Древо жизни Николай Рерих.

(Анимация по щелчку.) Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания.

(Анимация по щелчку.) А вот представления современной художницы Жозефины Уолт.

Минутка отдыха для глаз.

(Слайд № 8) Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ, которые мы назовем «Мировое древо». Работать сегодня мы будем по группам: 1 группа нарисует Дерево-мир; 2 группа – Дерево-время; 3 группа – Дерево-стихию; 4 группа – Дерево-человека. Художественные материалы выберете по своему усмотрению. Не торопитесь, для нас важно качество работы. Не забудьте о композиционном построении рисунка. Правильно изобразить животных вам помогут иллюстрации и таблицы, а все остальное – ваша фантазия. Удачи!

V. Творческая практическая работа.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

- Вам нравиться? Что именно? Какой образ передали эти ребята? Как не может быть двух совершенно одинаковых людей, так и рисунков одинаковых тоже нет. Все они разные и по-своему интересные.

- С каким основным первообразом в народном искусстве мы сегодня познакомились? Какими образами является Мировое древо? Что еще нового сегодня узнали на уроке? Что особенно понравилось?

Наш урок подошел к концу. До новых встреч!

kopilkaurokov.ru


Смотрите также