Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства. Изобразительное искусство нетрадиционные техники рисования


Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 г. Сыктывкара»

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства

Автор: Мингалёва Маргарита Михайловна

Учитель изобразительного искусства и черчения

МОУ СОШ №30

Республика Коми, Сыктывкар

2015

Содержание

Введение 3

  1. Теоретические сведения 3

    1. Виды нетрадиционных техник рисования 4

  2. Практическое значение 7

    1. Применение на уроках ИЗО 8

Заключение 8

Список литературы 9

Приложение 10

Введение

Программа Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» основана на изучении художественного материала при помощи традиционных техник рисования. Такими являются: живопись гуашью и акварелью, декоративная живопись и роспись, рисование цветными карандашами и цветными ручками. Такие техники рисования развивают художественный потенциал ребенка, мелкую моторику рук, умение сочетать оттенки цветов и подбирать подходящие по смыслу. Автор считает, традиционное рисование недостаточно для полноценного развития личности.

Поэтому, перед автором возникла тема для самообразования, которая в последствии придаст урокам интерес к обучению, мотивацию к познанию, а так же раскрытию личностных особенностей каждого ученика.

Цель: изучить всевозможные нетрадиционные техники рисования применимые на уроках изобразительного искусства

Задачи:

- исследовать методическую и художественную литературу по данной теме

- рассмотреть нетрадиционные техники рисования

- рассмотреть инструменты и материалы, применимые для данных техник

- изучить технологические особенности техник

- отобрать виды рисования, применимые на уроках изобразительного искусства

Актуальность данной темы в том что, в современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать и нетрадиционное рисование.

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражении ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

Автор изучил огромное количество нетрадиционных техник, но важно отметить, что не все виды рисования подходят к применению на уроках изобразительного искусства, в связи с возрастом, психологическими особенностями детей, ограничению времени и материалов.

Важно отметить вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования, которые предоставляют учителю возможность творчески подойти к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства. Учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным и познавательным.

1. Теоретические сведения

Виды нетрадиционных техник рисования

Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.

Варианты монотипии:

- Монотипия с простым оттиском: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат.

- Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.

- Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.

- Монотипия штампами: нанесение на штамп (листок дерева, кружево, губка и т. д.) краски с последующим печатанием на чистую поверхность.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белый или цветной картон, может быть ткань, дерево, пластик

- гуашь, акварель, может быть темпера, акрил

- кисти различного диаметра

- банка с водой

Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.

Варианты аэрографии:

- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.) предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белая или цветная бумага

- гуашь, акварель

- кисти различного диаметра, может быть: пульверизатор, зубная щетка, щетка для одежды, малярная кисть

- банка с водой

Пуантилизм - (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белая или цветная бумага

- кисти различного диаметра

- банка с водой, палитра, тряпочка

Граттаж - буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры. Техника выполнения: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Виды граттажа:

- с помощью восковых мелков: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

- с помощью восковой свечи: готовый цветной рисунок на картоне обработать свечой. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага, можно использовать готовый рисунок на картоне

- восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след), можно использовать восковую свечку

- гуашь, лучше темных тонов;

- широкая кисть; деревянная зубочистка (или пустой автоматический карандаш, палочки от чупа-чупсов и т.д.).

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок

Виды кляксографии:

- раздувание краски: капнуть на лист плотной бумаги цветную жидкую краску и дунуть на каплю в соломинку под разными углами, затем получить фантазийный рисунок с помощью дорисовку подходящей по смыслу.

- с помощью нитки: на чистую поверхность положить нитку различными узорами предварительно смоченную в воде и гуаши, затем приложить лист бумаги и примять оба листа. Аккуратно, но резко вытащить нитку не открывая листов. Полученное изображение откорректировать недостающими линиями.

- клякса закрытыми глазами: предварительно закрыв глаза, нарисовать на листе различные узоры. Затем из полученных клякс создать образ при помощи раскрашивания и добавления, подходящих по смыслу линий.

- ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести. Ученик должен из ладошки создать свой неповторимый образ, желательно из мира фауны.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- гуашь, акварель, цветные карандаши и ручки, фломастеры

- кисти различного диаметра, нитки, коктельная трубочка

- банка с водой, палитра, тряпочка, клеенка или газета

Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.

Виды смешанной техники:

- акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.

- цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером

Рисование подручными средствами – сочетание в рисунках основ живописи и декоративно прикладного искусства

Виды рисования подручными средствами:

- рисование пластилином: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем обработка пластилином поверх рисунка. Образ завершается в процарапывании пластилина, для достижения максимального эффекта новизны.

- рисование на клей: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем поверх образа тонким слоем по контуру наливается клей, поверх насыпают различные сыпучие вещества. Встряхнуть работу и дать высохнуть.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белый или цветной картон

- пластилин

- клей ПВА, кисточка, газета, тряпочка

- сыпучие вещества (песок, кофе, чай, манка) подручные средства ( вата, кусочки ниток или материала, бисер и т. д.)

Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования

Виды рисования на различных поверхностях:

- рисование на цветном фоне

- на сыром листе

- на жатой, зернистой, наждачной бумагах

- на фактурных обоях, материале, деревянной и пластиковой поверхностях

Таким образом, изучив из огромного количества видов рисования, автор отобрал наиболее применимые к темам по программе Б.М. Неменского. Автор считает, что такое разнообразие техник рисование поможет улучшить уроки рисования: повысит мотивацию к знаниям, интереса к урокам, развитию воображения и фантазии.

2. Практическое значение

Применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является курсом, где изучаются основные виды искусства: живопись, графика, скульптура и архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство в сочетании с региональным компонентом. Таким образом, все изображаемые в рисунках виды можно сочетать с нетрадиционными техниками рисования.

Важно отметить, что нетрадиционные техники можно применять на различных этапах урока.

Так, например,

- при изучении новой темы – может быть практическая работа в сочетании с нетрадиционными техниками

- при восприятии художественного произведения на уроке – может быть разор картины выполненной необычной техникой

- при повторе предыдущей темы – может быть мини-задание на закрепление изученной темы связанной с необычным рисованием

- при первичном закреплении – может быть упражнение в сочетании с нетрадиционной техникой рисования

Следовательно, при применении на уроках рисования необычных техник рисования возможно и даже желательно для повышения уровня активности в работе.

Примеры использования нетрадиционного рисования с 5 по 8 класс в соответствии с темами предложенными программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

5 класс

- «Пятно как средство выражения» - монотипия, в помощь учащимся при обучении смешению цветов.

- «Натюрморт в графике» - смешанная техника, как восприятие возможности изобразить предмет различными способами.

- «весенний пейзаж» - рисование на различных поверхностях, в основном на сыром фоне, для демонстрации смешения оттенков цветов прямо на листе бумагию

6 класс

- «Человек и его профессия» - смешанная техника на выбор учащихся, для придания оригинальности и выразительности в работе.

- «Новогодний карнавал» - рисование подручными материалами, для осознания детьми, что любую работу можно выполнить подручными средствами

- «Сказочно-былинный жанр» - монотипия как упражнения для развития фантазии

7 класс

- «Внутренний мир русской и коми избы» - смешанная техника (акварель и черная ручка), для придачи картине старины и четкости в работе.

- «Дымковская игрушка» - рисование подручными средствами (пластилин на белый картон), придача работе оригинальности и объема.

- «Искусство Жостова» - рисование на различных поверхностях, рисование на цветном фоне (черный фон) гуашью ярких тонов, для выразительности и оригинальности в работе.

8 класс

- «Интерьер и вещь в доме» - смешанная техника (цветной карандаш и фломастер), для придачи работе четкости и насыщенности.

«Дизайн и архитектура моего сада» - аэрография фона, для максимального достижения озеленения сада.

Заключение

Применяя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные техники рисования, автор подтвердил свою точку зрения: что такие уроки проходят живее, оригинальнее, с интересом для детей, а так же у детей проявляются творческие способности, мотивация к успеху в учении.

Как показала практика в уроках, такие нетрадиционные техники можно применять для различного возраста, на различных этапах урока, а так же можно применять как часть в уроке, например упражнение или задание.

Список литературы

  1. Авдеев Ю.С., Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись. [Текст]/ - М.: Владос, 2010. – 223с.

  2. Бочкова И. А. (пер с анг.) Карманная энциклопедия рисунка и живописи. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2003. – 256с.

  3. Егоров Р. И. Аэрография: Практическое пособие. [Текст]/ - М.: Этерна, 2007. – 256с.

  4. Данкевич Е.В. Сомичева З.Е. Пластилиновая живопись. [Текст]/ - М.: Оникс 21 век, 2002. – 96с.

  5. Джек Хамм. Первые уроки рисования и живописи. Натюрморт. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2007. – 43с.

  6. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208с.

  7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. [Текст]/ - М.: Этерна, 2008. – 144с.

  8. Мельникова О. В., Гремячинская В. А. Я рисую мир. [Текст]/ - М.: Просвещение (Волшебная мастерская), 2011. – 30с.

  9. Молцмен Стенли. Пейзаж. Техника рисования. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2010. – 50с.

  10. Никологорская О. А. Игры с красками и бумагой. [Текст]/ - М.: Школьная пресса, 2003. – 48с.

  11. Найс Клаудиа. Акварель для начинающих. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2010. – 47с.

  12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2010. – 141с.

  13. Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать: Узнайте, что такое цвет, как он действует и как сделать так, чтобы он работал в ваших живописных произведениях. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2007. – 64с.

  14. Рисовать просто. Рисуем акварельными красками и карандашами. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2010. – 256с.

  15. Сайдевей Я., Хоггет С. Рисуем карандашами, тушью и пастелью. [Текст]/ - М.: БММ, 2011. – 160с.

  16. Смит Р., Райт М., Хортон Д. Школа изобразительного искусства. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2004. – 479с.

  17. Стародуб К. И., Евдокимова Н. А. Рисунок и живопись. [Текст]/ - М.: Феникс, 2011. – 74с.

  18. Станьер П. (пер. с анг. Фрейберг С.Х.). Пособие по техникам рисования. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2007. – 207с.

  19. Шампарова Л. В. Изобразительное искусство: 5-8-й классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2010. – 55с.

  20. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства. [Текст]/ - М.: Академический проект, 2010. – 128с.

globuss24.ru

Сборник методических материалов по изобразительному искусству «Нетрадиционные техники рисования»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чупинская средняя общеобразовательная школа»

Сборник методических материалов по изобразительному искусству «Нетрадиционные техники рисования»

hello_html_4f0e33c7.jpg

Составитель: Пономарева Е. А. учитель

п. Комсомольский 2017 г.

Сборник методических материалов по изобразительному искусству «Нетрадиционные техники рисования» /Пономарева Е. А.,- п. Комсомольский: МКОУ «Чупинская СОШ» /, 2017.

Данный сборник может представить интерес педагогам изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей, родителям.

© МКОУ «Чупинская СОШ», 2017 г.

«Детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу

что-то из окружающего мира, а живут

в этом мире, входят в него, как творцы

красоты, наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в школьном возрасте. Школьные годы чувствительны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-школьника.

Многие дети затрудняются изображать какие-то предметы или образы традиционными средствами рисования - карандашами, фломастерами, кистью. Использование данных инструментов не даст детям раскрыть весь свой творческий потенциал, они не помогают развитию фантазии и воображения. Ведь рисовать можно как угодно и чем угодно!

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Примеры нетрадиционных техник рисования

«Кляксография обычная»

hello_html_m40a6e060.jpg

Материалы: бумага, жидкая гуашь в мисочке или тушь, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: плотный альбомный лист сгибаем пополам и разворачиваем обратно. Разводим тушь или гуашь до жидкого состояния и демонстрируем ребенку, как делать кляксу: как набрать на кисточку краску и капнуть на одну из половинок листа. Затем сложить оба конца бумаги по сгибу, придавить и разгладить лист, а затем развернуть и осматривать произведение. Не забудьте спрашивать ребенка о том, что он видит, на что похожа его клякса. Предложите ему дорисовывать детали, чтобы образ мог узнать каждый - глазки, рожки, ножки, хвостик.

infourok.ru

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 г. Сыктывкара»

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства

Автор: Мингалёва Маргарита Михайловна

Учитель изобразительного искусства и черчения

МОУ СОШ №30

Республика Коми, Сыктывкар

2015

Содержание

Введение 3

  1. Теоретические сведения 3

    1. Виды нетрадиционных техник рисования 4

  2. Практическое значение 7

    1. Применение на уроках ИЗО 8

Заключение 8

Список литературы 9

Приложение 10

Введение

Программа Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» основана на изучении художественного материала при помощи традиционных техник рисования. Такими являются: живопись гуашью и акварелью, декоративная живопись и роспись, рисование цветными карандашами и цветными ручками. Такие техники рисования развивают художественный потенциал ребенка, мелкую моторику рук, умение сочетать оттенки цветов и подбирать подходящие по смыслу. Автор считает, традиционное рисование недостаточно для полноценного развития личности.

Поэтому, перед автором возникла тема для самообразования, которая в последствии придаст урокам интерес к обучению, мотивацию к познанию, а так же раскрытию личностных особенностей каждого ученика.

Цель: изучить всевозможные нетрадиционные техники рисования применимые на уроках изобразительного искусства

Задачи:

- исследовать методическую и художественную литературу по данной теме

- рассмотреть нетрадиционные техники рисования

- рассмотреть инструменты и материалы, применимые для данных техник

- изучить технологические особенности техник

- отобрать виды рисования, применимые на уроках изобразительного искусства

Актуальность данной темы в том что, в современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать и нетрадиционное рисование.

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражении ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

Автор изучил огромное количество нетрадиционных техник, но важно отметить, что не все виды рисования подходят к применению на уроках изобразительного искусства, в связи с возрастом, психологическими особенностями детей, ограничению времени и материалов.

Важно отметить вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования, которые предоставляют учителю возможность творчески подойти к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства. Учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным и познавательным.

1. Теоретические сведения

Виды нетрадиционных техник рисования

Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.

Варианты монотипии:

- Монотипия с простым оттиском: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат.

- Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.

- Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.

- Монотипия штампами: нанесение на штамп (листок дерева, кружево, губка и т. д.) краски с последующим печатанием на чистую поверхность.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белый или цветной картон, может быть ткань, дерево, пластик

- гуашь, акварель, может быть темпера, акрил

- кисти различного диаметра

- банка с водой

Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.

Варианты аэрографии:

- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.) предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белая или цветная бумага

- гуашь, акварель

- кисти различного диаметра, может быть: пульверизатор, зубная щетка, щетка для одежды, малярная кисть

- банка с водой

Пуантилизм - (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белая или цветная бумага

- кисти различного диаметра

- банка с водой, палитра, тряпочка

Граттаж - буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры. Техника выполнения: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Виды граттажа:

- с помощью восковых мелков: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

- с помощью восковой свечи: готовый цветной рисунок на картоне обработать свечой. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага, можно использовать готовый рисунок на картоне

- восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след), можно использовать восковую свечку

- гуашь, лучше темных тонов;

- широкая кисть; деревянная зубочистка (или пустой автоматический карандаш, палочки от чупа-чупсов и т.д.).

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок

Виды кляксографии:

- раздувание краски: капнуть на лист плотной бумаги цветную жидкую краску и дунуть на каплю в соломинку под разными углами, затем получить фантазийный рисунок с помощью дорисовку подходящей по смыслу.

- с помощью нитки: на чистую поверхность положить нитку различными узорами предварительно смоченную в воде и гуаши, затем приложить лист бумаги и примять оба листа. Аккуратно, но резко вытащить нитку не открывая листов. Полученное изображение откорректировать недостающими линиями.

- клякса закрытыми глазами: предварительно закрыв глаза, нарисовать на листе различные узоры. Затем из полученных клякс создать образ при помощи раскрашивания и добавления, подходящих по смыслу линий.

- ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести. Ученик должен из ладошки создать свой неповторимый образ, желательно из мира фауны.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- гуашь, акварель, цветные карандаши и ручки, фломастеры

- кисти различного диаметра, нитки, коктельная трубочка

- банка с водой, палитра, тряпочка, клеенка или газета

Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.

Виды смешанной техники:

- акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.

- цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером

Рисование подручными средствами – сочетание в рисунках основ живописи и декоративно прикладного искусства

Виды рисования подручными средствами:

- рисование пластилином: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем обработка пластилином поверх рисунка. Образ завершается в процарапывании пластилина, для достижения максимального эффекта новизны.

- рисование на клей: заключается в нанесении рисунка на поверхность, а затем поверх образа тонким слоем по контуру наливается клей, поверх насыпают различные сыпучие вещества. Встряхнуть работу и дать высохнуть.

Инструменты и материалы, применимые в школе:

- белый или цветной картон

- пластилин

- клей ПВА, кисточка, газета, тряпочка

- сыпучие вещества (песок, кофе, чай, манка) подручные средства ( вата, кусочки ниток или материала, бисер и т. д.)

Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования

Виды рисования на различных поверхностях:

- рисование на цветном фоне

- на сыром листе

- на жатой, зернистой, наждачной бумагах

- на фактурных обоях, материале, деревянной и пластиковой поверхностях

Таким образом, изучив из огромного количества видов рисования, автор отобрал наиболее применимые к темам по программе Б.М. Неменского. Автор считает, что такое разнообразие техник рисование поможет улучшить уроки рисования: повысит мотивацию к знаниям, интереса к урокам, развитию воображения и фантазии.

2. Практическое значение

Применение на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является курсом, где изучаются основные виды искусства: живопись, графика, скульптура и архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство в сочетании с региональным компонентом. Таким образом, все изображаемые в рисунках виды можно сочетать с нетрадиционными техниками рисования.

Важно отметить, что нетрадиционные техники можно применять на различных этапах урока.

Так, например,

- при изучении новой темы – может быть практическая работа в сочетании с нетрадиционными техниками

- при восприятии художественного произведения на уроке – может быть разор картины выполненной необычной техникой

- при повторе предыдущей темы – может быть мини-задание на закрепление изученной темы связанной с необычным рисованием

- при первичном закреплении – может быть упражнение в сочетании с нетрадиционной техникой рисования

Следовательно, при применении на уроках рисования необычных техник рисования возможно и даже желательно для повышения уровня активности в работе.

Примеры использования нетрадиционного рисования с 5 по 8 класс в соответствии с темами предложенными программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

5 класс

- «Пятно как средство выражения» - монотипия, в помощь учащимся при обучении смешению цветов.

- «Натюрморт в графике» - смешанная техника, как восприятие возможности изобразить предмет различными способами.

- «весенний пейзаж» - рисование на различных поверхностях, в основном на сыром фоне, для демонстрации смешения оттенков цветов прямо на листе бумагию

6 класс

- «Человек и его профессия» - смешанная техника на выбор учащихся, для придания оригинальности и выразительности в работе.

- «Новогодний карнавал» - рисование подручными материалами, для осознания детьми, что любую работу можно выполнить подручными средствами

- «Сказочно-былинный жанр» - монотипия как упражнения для развития фантазии

7 класс

- «Внутренний мир русской и коми избы» - смешанная техника (акварель и черная ручка), для придачи картине старины и четкости в работе.

- «Дымковская игрушка» - рисование подручными средствами (пластилин на белый картон), придача работе оригинальности и объема.

- «Искусство Жостова» - рисование на различных поверхностях, рисование на цветном фоне (черный фон) гуашью ярких тонов, для выразительности и оригинальности в работе.

8 класс

- «Интерьер и вещь в доме» - смешанная техника (цветной карандаш и фломастер), для придачи работе четкости и насыщенности.

«Дизайн и архитектура моего сада» - аэрография фона, для максимального достижения озеленения сада.

Заключение

Применяя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные техники рисования, автор подтвердил свою точку зрения: что такие уроки проходят живее, оригинальнее, с интересом для детей, а так же у детей проявляются творческие способности, мотивация к успеху в учении.

Как показала практика в уроках, такие нетрадиционные техники можно применять для различного возраста, на различных этапах урока, а так же можно применять как часть в уроке, например упражнение или задание.

Список литературы

  1. Авдеев Ю.С., Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись. [Текст]/ - М.: Владос, 2010. – 223с.

  2. Бочкова И. А. (пер с анг.) Карманная энциклопедия рисунка и живописи. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2003. – 256с.

  3. Егоров Р. И. Аэрография: Практическое пособие. [Текст]/ - М.: Этерна, 2007. – 256с.

  4. Данкевич Е.В. Сомичева З.Е. Пластилиновая живопись. [Текст]/ - М.: Оникс 21 век, 2002. – 96с.

  5. Джек Хамм. Первые уроки рисования и живописи. Натюрморт. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2007. – 43с.

  6. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208с.

  7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. [Текст]/ - М.: Этерна, 2008. – 144с.

  8. Мельникова О. В., Гремячинская В. А. Я рисую мир. [Текст]/ - М.: Просвещение (Волшебная мастерская), 2011. – 30с.

  9. Молцмен Стенли. Пейзаж. Техника рисования. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2010. – 50с.

  10. Никологорская О. А. Игры с красками и бумагой. [Текст]/ - М.: Школьная пресса, 2003. – 48с.

  11. Найс Клаудиа. Акварель для начинающих. [Текст]/ - Минск: Попурри, 2010. – 47с.

  12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2010. – 141с.

  13. Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать: Узнайте, что такое цвет, как он действует и как сделать так, чтобы он работал в ваших живописных произведениях. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2007. – 64с.

  14. Рисовать просто. Рисуем акварельными красками и карандашами. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2010. – 256с.

  15. Сайдевей Я., Хоггет С. Рисуем карандашами, тушью и пастелью. [Текст]/ - М.: БММ, 2011. – 160с.

  16. Смит Р., Райт М., Хортон Д. Школа изобразительного искусства. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, 2004. – 479с.

  17. Стародуб К. И., Евдокимова Н. А. Рисунок и живопись. [Текст]/ - М.: Феникс, 2011. – 74с.

  18. Станьер П. (пер. с анг. Фрейберг С.Х.). Пособие по техникам рисования. [Текст]/ - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2007. – 207с.

  19. Шампарова Л. В. Изобразительное искусство: 5-8-й классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2010. – 55с.

  20. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства. [Текст]/ - М.: Академический проект, 2010. – 128с.

doc4web.ru


Смотрите также