Как правильно держать карандаш. Как держать карандаш правильно для рисования


Как правильно держать карандаш - Изобразительная грамотность

Как правильно держать карандаш

Учимся держать карандаш

Карандаш можно держать двумя способами: первый - как ручку при написании письма; второй - как кисть при рисовании масляными красками, то есть карандаш касается ладони и удерживается большим и указательным пальцами. Посмотрите, как на иллюстрации справа мизинец, скользя по бумаге, помогает руке двигаться в нужном направлении и нажимать на карандаш с нужной силой. Каким бы способом вы не пользовались, не сжимайте карандаш слишком сильно.

 

1.jpg

 

Как нужно расслабляться

Возьмите карандаш НВ и рисуйте последовательно соединенные линии, круги и овалы - не слишком медленно, но и не торопясь. Постарайтесь работать не только пальцами, но и кистью. Так вы скоро научитесь хорошо рисовать круги, линии и тона.

Начиная рисовать круг, дотроньтесь сначала до бумаги мизинцем, сделайте круговое движение карандашом над бумагой и, описав круг в воздухе, опустите карандаш на бумагу. Повторяйте подобную процедуру с каждым кругом. Нарисуйте много окружностей, нажимая на карандаш то сильнее, то слабее.

Попробуйте рисовать линии, изменяя их направление и нажимая на карандаш с разной силой. Обратите внимание на получающиеся эффекты.

 

2.jpg

 

Выполните упражнения, используя карандаши различной твердости и мягкости. Обратите внимание на темные тона, получающиеся при использовании карандаша В. Рисуйте быстро, работая не только пальцами, но и кистью.

 

3.jpg

 

Растирание чаще всего применяется для работ, сделанных мягкими карандашами от НВ до 6В. Можно использовать салфетку, обвернутую вокруг пальца.

ВЫБОР КАРАНДАША

Существует множество различных видов карандашей. Есть углеродные, с плоским стержнем, угольные карандаши для рисования и т. д. Каждый имеет свое назначение и характеристику.

Например, карандаши, сделанные из черного дерева, дают сочную черную линию, которая превосходна для воспроизведения работы. Для рисования архитектурных сооружений и выполнения быстрых набросков хорошо использовать карандаш с сердцевиной, напоминающей долото. Карандаш с плоской сердцевиной, шириной примерно 1,3 см, который использовался раньше в качестве маркера, теперь распространен для создания быстрого скетча. Угольные карандаши хорошо знакомы тем, кто рисует маслом, предварительно сделав набросок углем, а также художникам, которые пишут портреты. Восковые карандаши предназначены для работы на гладких поверхностях.

Фердинанд Петри предпочитает использовать графит. Эти карандаши бывают разной степени твердости, которая обозначается буквами: Н - более твердые и В - более мягкие". Цифры указывают на степень твердости или мягкости. Например, 6Н - самый твердый, а 2Н - наиболее мягкий карандаш из числа твердых. Далее в этом разделе вы увидите, как твердость карандаша влияет на контрастность светотени в рисунках.

Степень твердости или мягкости может зависеть от производителя. Поэтому лучше приобрести набор от одной фирмы. Художник Петри пользуется шестигранными карандашами Castell 9000, выпускаемыми A.W. Faber Company, отдавая предпочтение 6Н, 4Н, 2Н, НВ, 2В, 4В и 6В. НВ - переходный карандаш, который разграничивает карандаши твердого и мягкого качества. Петри также пользуется карандашами Koh-I-Noor, Venus и Eagle Turqoise. Все они превосходного качества.

Все производители помечают качество карандашей в одном месте (рис. А). Будьте внимательны, не затачивайте карандаш с той стороны, где отмечена его характеристика. Сердцевина в карандашах из черного дерева (рис. В) круглая, мягкая, сочного черного цвета. Карандаш с сердцевиной, напоминающей долото (рис. С), такой же формы, как и другие карандаши, но стержень в разрезе имеет форму прямоугольника. Такие карандаши затачиваются лезвием. Так называемый плотницкий карандаш (рис.6), с шириной стержня от 0,48 до 0,80 см, также затачивается лезвием. Таким карандашом хорошо закрашивать большую площадь или делать эскиз. Угольные карандаши (рис. Е) бывают разных видов. Одни похожи на обыкновенный карандаш, который можно заточить точилкой, другие выпускаются в бумажной оболочке и затачиваются с помощью специальной веревочки.

РАСТИРАНИЕ

Чтобы придать рисунку качество фотографии, художники растирают рисунок свернутой в трубочку бумагой. Фердинанд Петри использует этот прием для смягчения контура виньетки. Художник не рекомендует пользоваться им при естественном освещении из-за возможности изменения интенсивности света. Учтите, что при использовании этого приема теряется шарм карандашного штриха.

 

4.jpg

 

 

Карандаш. Техника исполнения

www.unrealtech.ru

Как научить ребёнка держать карандаш: советы

Учиться писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника.

Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.

Письмо и рисование – два смежных навыка, поэтому обучаться им рекомендуется параллельно. Буквы будут получаться аккуратнее, а рука – меньше уставать. Способов, как научить ребенка держать ручку правильно, масса. Ниже мы предлагаем эффективные варианты обучения. Можно использовать все подходы, один за другим, либо остановиться на одном, если он сразу даст результат.

Как научить трехлетнего ребенка держать ручку и карандаш правильно: объясняем базовые принципы

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

Правильно держать карандаш

Во время обучения ребенка правильно удерживать ручку, поможет нехитрое упражнение – «пинцетный захват». Необходимо, чтобы он поставил перо на бумагу в вертикальном положении, а затем ухватил его тремя пальцами за верх. Он должен постепенно опустить их вниз, пока пальчики не станут в правильное положение для работы. От пера до пальцев должно оставаться около 2 сантиметров.

Описанное упражнение хорошо подходит для освоения письменных навыков. Чтобы показать, как держать карандаш правильно, пригодится тот же подход. Однако желательно работать с более крупными принадлежностями для рисования. Малышу будет легче запомнить положение пальчиков. Допускается даже нарисовать отметки на карандаше в местах их расположения, чтобы малыш смог сначала сверять правильность техники.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской ладони.

Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме?

Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:

  • «Кладем ручку спать». Сначала родитель показывает игру на своем примере. Средний пальчик – это воображаемая кровать. Верхняя фаланга указательного пальца служит подушкой. Ее кладут под верхнюю часть ручки, которую затем укрывают покрывалом, используя большой палец. Пусть малыш попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
  • «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Ее необходимо разрезать на две части, чтобы было удобней. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение с карандашом чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
  • «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать эти занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Короткий мел тяжелее удерживать всей ладонью. Автоматически малыш схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
  • «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную забаву. Когда малыш берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
  • «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но оно максимально простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на пальце небольшую, но яркую точку. Расскажите ученику, что размещая в своей руке карандаш (ручку), нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Скажите, что палец не должен съезжать за пометку.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Тренажер для правильного письма

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.Мелкая моторика рукИзвестно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.

Правильная осанка – залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1. Спину следует держать ровно.
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

Правильная осанка. Посадка за письменным столом

Рекомендуется регулировать не только высоту, но и уровень наклона столешницы. Угол может быть разным, в зависимости от вида деятельности малыша:

  • рисование карандашом – до 5 градусов;
  • работа с ручкой – около 15 градусов;
  • чтение – 30 градусов.

Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

  • Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
  • Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
  • Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

iqclub.ru

Способы держать карандаш.

Разрушение предубеждений

Прежде чем перейти к обсуждению техник рисования, я хочу познакомить вас с отноше­нием к рисованию с психологической и фи­зической точки зрения. Когда мы только на­чинаем учиться рисовать, у нас уже существу­ет мнение о том, что такое рисование и как следует рисовать. Для развития ваших творче­ских способностей очень важно как можно быстрее отказаться от предвзятых мнений, иначе они постоянно будут мешать вам в ра­боте.

Своих студентов в художественной студии я прошу прежде всего определить свое отно­шение к средствам рисования. Предположим, что для работы мы выбираем карандаш. Мож­но рискнуть и попытаться держать карандаш немного иначе, чем обычно. Если отбросить в сторону мысли, что только традиционный способ держать карандаш перекрывает доро­гу экспериментам, то возникает вопрос: «Как держать карандаш?» Вы подумаете: «Конечно, существует только один способ!» Нет, есть не­сколько способов держать карандаш, и каж­дый из них расширяет возможности при ри­совании карандашом.

Если вы будете держать карандаш нетради­ционным способом, то сможете создать ри­сунки, содержащие множество выразитель­ных штрихов, и сумеете передать напряжен­ность между ними. Можно также необычно наносить штрихи не только карандашом, но и другими средствами рисования, это улучшит технику рисования.

На первом этапе занятий я прошу студен­тов сделать пробные зарисовки и посмотреть, какие штрихи можно получить, если держать карандаш не так, как обычно. Держим карандаш традиционным способом - этот способ пользования карандашом силь­но ограничивает возможности начинающе­го художника, так как тормозит развитие творческих способностей. Но традицион­ный способ держать карандаш очень хорош для создания теоретических и технических чертежей, когда нужно контролировать про­цесс рисования.

Держим карандаш кончиками пальцев — та­кой способ уменьшает возможности контро­ля. В таком положении карандаш легко скользит по бумаге, и можно получить совер­шенно неожиданные штрихи, оживляющие рисунок, который становится более творче­ским, потому что наши промахи или смеще­ние штрихов положительно сказываются на рисунке.

Держим карандаш как кинжал - этот способ противоположен способу удерживания ка­рандаша кончиками пальцев. Штрихи, прове­денные карандашом, более строгие, прямые, агрессивные. В рисунке отражается движение всей руки, а не только кисти и запястья.

Держим карандаш между пальцами ноги - я видел несколько прелестных рисунков, выполненных студентами, которые держали карандаш таким способом. Нужно встать на одну ногу, ни за что не держаться, затем поло­жить планшет на пол, взять карандаш пальца­ми ноги и начать рисовать.

Собираясь рисовать, воспользуйтесь приве­денными примерами. Относитесь к ним как к эксперименту или развлечению - получен­ные результаты вас приятно удивят.

КАРАНДАШ КАК СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЯ

Мы можем анализировать наши наблюдения различными способами. Одним из способов анализа является использование карандаша не только как средства для нанесения штрихов, но и как средства измерения. Самым эффективным способом является построение сетки, на кото­рую наносится рисунок Такой способ подходит для всех видов рисунков на основе наблюдений, а также для различных объектов рисования, на­чиная от пейзажа и натюрморта и кончая изо­бражением человеческой фигуры. Для нашего примера я выбрал фигуру, потому что карандаш является наиболее популярным средством для такого вида рисунков. Зайдите в любой класс ху­дожественного училища, где пишут с натуры, и вы увидите, как широко студенты пользуются карандашом. Процесс происходит следующим образом.

1. Займите фиксированную позицию для ри­сования, чтобы иметь постоянное поле зре­ния, которое не меняется. Это позволяет вам видеть объект из одной и той же точки — это очень важно, если вы хотите, чтобы ваши из­мерения были точными.

2. Зажмите карандаш в кулаке той руки, кото­рая кажется наиболее удобной, оставляя боль­шой палец свободным, чтобы он мог сколь­зить по карандашу вверх и вниз.

 

3. Вытяните руку прямо по направлению к объекту и проводите измерения. Они всегда выполняются по вертикали. Если мы, напри­мер, рисуем фигуру, измерения обычно вы­полняются от макушки до нижней точки под­бородка. Закройте один глаз, как вы обычно делаете, чтобы сфокусировать зрение и полу­чить одну точку зрения. Поднимите верхний конец карандаша на уровень макушки, затем перемещайте большой палец по карандашу вниз, пока не достигнете нижней точки под­бородка. Таким образом вы установили высо­ту головы. Повторите эту процедуру по вооб­ражаемой вертикали по всей фигуре вниз, ис­пользуя высоту головы как меру для разделе­ния фигуры. Так вы получите общую высоту фигуры - обычно рост среднего человека от макушки до кончиков пальцев ног равен вы­соте девяти голов.

 

4.Можно повторить процедуру, чтобы изме­рить ширину фигуры. Поверните карандаш го­ризонтально и проводите измерения в ширину, пользуясь высотой головы как масштабом. Важ­но помнить, что измерения проводятся только по вертикали или горизонтали - если вы будете измерять под углом, то перекосите фигуру. Руку вытяните прямо перед собой: измерения прово­дятся из одного положения, чтобы обеспечить согласованность измерений.

5. После получения пропорций фигуры по вертикали и горизонтали перенесите их на бумагу Конечно, на основании выполненных измерений можно получить рисунок «визу­ального формата», однако обычно такой ри­сунок оказывается очень мелким, не советую вам его рисовать, пока у вас нет достаточного опыта. Другой способ - получение масштаб­ного рисунка в соответствии с полученными пропорциями. Например, если высота головы при измерении составляет один сантиметр, удвойте ее величину на рисунке, как и каждую измеренную величину.

ПОЗА

Поза, или положение тела, тесно связана с пропорциями тела. От позы непосредственно зависит изменение пропорций. Поза фигуры на рисунке рядом передается направленными линиями, которые определяются углами меж­ду частями тела, и соответствующими про­порциями тела. Поза позволяет нам увидеть и выразить форму существующего в простран­стве человеческого тела на двумерной по­верхности. Линии обычно передают основ­ную динамику позы и обозначают изменив­шиеся границы основных частей тела. При постановке модели в позу можно руководст­воваться самыми разными соображениями, потому что поза может многое сказать о ва­шем рисунке и о том, что вы хотите выразить через него.

Продолженные линии позы фигуры помо­гают установить связь с другими объектами изображения. Это еще один способ добиться точности пропорций на рисунке. Линии позы задают также напряженность рисунку.

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УГЛЫ

Поза - это наша манера держаться, ома тесно связана с пропорциями фигуры. Как видно на примере, поза передана направлениями ли­ний, которые определяют углы, а соотноше­ние тех углов зависит также от других соотно­шений тела и изменяющихся углов.

ВЕКТОРЫ АНАЛИЗА

Вот еще один способ достижения точных пропорций на рисунке. Нужно провести ли­нии от одного изображения к другому, чтобы установить связи между ними и другими важ­ными элементами рисунка, для определения их взаимного расположения.

ПОДЛОЖКА «ОКОШКА», ИЛИ РАМКА-ВИДОИСКАТЕЛЬ

Использование «окошка» является удивитель­ным способом создания композиции рисунка и верного размещения объектов в изобразитель­ном пространстве относительно друг друга.

Вырежьте «окошко», чтобы оно соответство­вало размерам вашей бумаги. Чтобы все сделать правильно, выполните следующие указания.

Шаг 1. Возьмите лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать, и проведите диагональ из одного угла листа в другой.

Шаг 2. Решите, насколько большим вы хотите сделать «окошко». Например, если вы хотите сделать высоту «окошка» 7,5 см, отложите этот размер вдоль вертикального края бумаги от нижней точки на диагонали.

Шаг3. Из полученной точки проведите горизон­тальную линию до пересечения с диагональю.

Шаг 4. Из точки пересечения двух линий про­ведите вертикальную линию до нижнего края листа бумаги. Прямоугольник с высотой 7,5 см, образованный этими отрезками, имеет соот­ношение сторон такое же, как у листа бумаги.

Шаг 5. Измерьте размеры сторон полученного прямоугольника и нарисуйте подобный прямо­угольник в центре «картонки», а затем вырежьте «окошко» для «просмотра» композиции.

Шаг 6. Далее разделите края подложки и пря­моугольника на бумаге на 8 частей: сначала на две, затем каждую вторую часть еще надвое, затем каждую четвертую часть еще надвое. Я видел, как некоторые студенты натягивали на «окошко» хлопчатобумажную нить для получения сетки.

Если вы сделали это, нарисуйте на бумаге со­ответствующую сетку линий. Поставьте «окошко» вертикально и выбирайте композицию. После этого очень легко перенести то, что вы видите в «окошке», на бумагу.

Рисунки карандашом

КАРАКУЛИ - ПЕРВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИДЕИ

Не следует считать, что каракули, которые че­ловек непроизвольно и бесцельно рисует, ни­чего не значат и не представляют никакой цен­ности. На самом деле они очень важны, иногда художники находят эти бессмысленные ри­сунки своих коллег поистине прелестными. Подобные рисунки являются результатом бес­сознательного творческого процесса. Обычно их рисуют пером или карандашом, и они явля­ются порождением наших размышлений. На­пример, многие из нас что-то чертят или рису­ют на собраниях — это помогает нам преодо­леть скуку подобных мероприятий. Бессозна­тельное рисование позволяет погрузиться в собственный мир. Мы непроизвольно что-то рисуем, когда звоним по телефону, используя телефонную книгу как блокнот. Мне кажется, что в этих набросках зарождаются идеи, поэ­тому будем считать их исканиями.

ПЕРВЫЕ МЫСЛИ ПОСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙМысли художника, которые возникают сразу после того, как он увидел что-то интересное и запечатлел эти наблюдения, - первая реакция, которая дает толчок дальнейшим размышлени­ям. Большинство художников постоянно носят с собой блокнот: он позволяет фиксировать от­дельные аспекты наблюдений, включая пейза­жи, портреты, фактуру, архитектуру, природу, свет, атмосферу и т. д. Блокноты и альбомы ху­дожников просто поражают. Если полистать их, то в них можно обнаружить и развитие новых идей, и отклики на увиденное и заинтересовав­шее художника. Загляните однажды в альбомы Тернера, и вы поймете, какую богатую инфор­мацию они содержат.

ПЕРВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИДЕИМногие идеи возникают у художника и дизайне­ра, потому что они, испытав зрительное потря­сение, зафиксировали увиденное в альбоме. Но в альбомах художников и дизайнеров тысячи постоянно меняющихся набросков, в которых отражается развитие идей. Например, у присту­пившего к работе дизайнера под влиянием мне­ния заказчика возникают определенные идеи и образы. Но до того как принять окончательную форму, они проходят стадию набросков, кото­рые фиксируются в альбомах и блокнотах. Даже если сейчас они не пригодятся, их можно будет использовать позднее. Это визуальная инфор­мация, она не просто важна сама по себе, но и способствует пробуждению новых идей.

КОМПОЗИЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫКогда мы становимся более опытными, то пони­маем, как надо строить композицию. Начинаю­щий же художник неизменно интуитивно поме­щает объекты в середину картины, будь то на­тюрморт, портрет или картина другого жанра. В 90 случаях из 100 такая композиция ошибоч­на: слишком много места отдается фокусной точке, в результате глазу не на чем зацепиться на оставшейся части изобразительного простран­ства. Такая успокаивающая, избитая компози­ция неинтересна для зрителя. Мы стремимся на­учить вас пользоваться твердыми карандашами для создания объектов, которые, располагаясь на картине относительно друг друга, создают хорошую композицию.Иногда динамика движения на плоскости воз­никает непроизвольно, но гораздо чаще она усиливается художником. Когда вы видите ра­ботающего художника, который отступает от картины, вытягивает руку в сторону своей ра­боты и наклоняет голову набок, вам кажется, что все это каким-то образом влияет на изо­бражение. И это правда, потому что так внеш­не проявляется работа художника над компо­зицией картины.

Ритм явно существует в музыке, танце, в ли­тературном произведении. Ритм как бы свя­зывает произведение искусства в единое це­лое. В рисунке или живописном полотне мы тоже можем создать ритм, позволяющий гар­монично переходить от одной точки компо­зиции к другой. Ритм проявляется в тоне, цве­те и штриховке, но здесь мы говорим о ритме, выражаемом в форме.

ПОРЯДОК И РАВНОВЕСИЕВ каждой картине существует несколько на­пряженных противостоящих точек, которые уравновешивают друг друга, так что в конце концов создастся изобразительный порядок. Он определяется композицией. Если посмот­реть на большинство классических произве­дений искусства, особенно на пейзажи Пуссе­на или Клоде, вы обнаружите эти элементы композиции.

ДВИЖЕНИЕНельзя не подчеркнуть важность движения в изобразительной плоскости. Форма и другие изобразительные элементы помогают нам пе­редать движение. Художник привлекает вни­мание к картине: зритель скользит взглядом по полотну, останавливается на одной точке, затем снова окидывает взглядом всю картину, задерживает на чем-то взгляд, затем отводит его от полотна. Большинство зрителей не от­дают себе отчет в том, что, в течение несколь­ких секунд глядя на картину, они приобщи­лись к искусству.

Разумеется, существует много других спо­собов, помимо движения, которыми худож­ник, сознательно или бессознательно, позво­ляет нам понять его произведение. Можно со­здать не только упорядоченную гармонию и движение в изобразительном пространстве, но и достичь противоположного эффекта, особенно если вы хотите добиться экспрес­сивности в композиции.

Как начинающие художники, мы стремим­ся рисовать объекты изолированно от других предметов и в свободном пространстве, поэ­тому кажется, что наши объекты плывут в изобразительной плоскости. Чтобы идентифи­цировать объекты, которые должны что-то говорить зрителю, они должны быть компо­зиционно оформлены. Художник должен соз­давать фон вокруг объектов, а не пытаться представить изолированно форму отдельных объектов.

 

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ТВЕРДЫМИ КАРАНДАШАМИ

В этом разделе мы представляем несколько упражнений, которые позволят вам практиче­ски использовать все твердые карандаши. Как мы уже говорили, твердыми карандашами на­носят тонкие четкие линии. Мы покажем, как эти линии могут передавать ваши идеи, чувст­ва и наблюдения.

Сначала нужно выполнить несколько уп­ражнений, чтобы обрести навыки и посмот­реть, чего можно достичь с помощью твердо­го карандаша. Во многих случаях эти упраж­нения напоминают разминку спортсменов перед соревнованиями. Упражнения дают нам возможность расслабиться и сосредото­читься на том, что мы будем делать.

Следующий этап — экспериментирование с формой, пространством и композицией в изобразительной плоскости. Это поможет по­нять, как строить композицию. Частью ком­позиции являются гармония, равновесие, ритм и движение. Наша задача - понять, как они изменяют способность глаза охватывать пространство картины, как благодаря им можно объяснить картину наиболее полным способом. Наконец, мы выясним природу чертежей и рисунков, выполненных в перспе­ктиве. Мы покажем, как можно овладеть эти­ми способами изображения.

МАТЕРИАЛ: КАРАНДАШИ 6Н, 5Н, 4НВы увидите, что штрихи и линии, проведен­ные всеми этими карандашами, весьма похо­жи. Их тонкие линии подходят для точных чертежей, например для архитектурных пла­нов. Лично я не стал бы пользоваться этими карандашами для нанесения тона, потому что

 

с их помощью можно добиться лишь ограни­ченной контрастности. Однако это мое лич­ное мнение. В искусстве не существует твер­дых постоянных правил, и если, работая эти­ми карандашами, в целом вы достигнете по­ставленной цели, рисуйте ими .

МАТЕРИАЛ: КАРАНДАШИ ЗН, 2Н, Н И НВНачиная экспериментировать, вы заметите, что штрихи, проведенные этими карандашами, дают более насыщенный тон, чем штрихи, полученные карандашами, рассмотренными выше. Этими карандашами, с одной стороны, можно наносить очень точные линии, а с дру­гой, сделав штрихи более тяжелыми, придать больше живости и экспрессии рисунку. Они - идеальное средство для фиксации ваших пер­вых мыслей и создания рисунков, которые вы делаете машинально, думая о чем-то своем.

контур и ОБЪЕМВ этом разделе мы рассмотрим свойства пло­ских фигур и попробуем из фигур создать объемную форму. Плоские фигуры лежат в изобразительной плоскости, они не имеют пространственного значения, пока мы не свяжем их с другими фигурами композиционно. Рисование квад­ратов, кругов, треугольников, прямоугольни­ков - очень полезное упражнение. Также по­лезно попытаться из фигуры на плоскости со­здать объемную форму. Интересно посмот­реть, как круг превращается в сферу, треуголь­ник - в конус, прямоугольник - в цилиндр. Та­кие упражнения очень важны для начинаю­щего художника.

ПЛОСКАЯ ФИГУРАПлоская фигура - чрезвычайно важный эле­мент композиции. На с. 39 мы видим рисунок Малевича, на котором равновесие порядка, гармонии ритма, движения и пространства в плоскости изображения передается фигура­ми. Композиция, которая является структур­ным элементом каждой большой картины, хорошо видна на этом рисунке. Можно срав­нить рисунок Малевича с картиной Жерико «Плот Медузы». В основе композиции обоих полотен треугольник, который приковывает взгляд к верхнему краю картины. Остальные детали картин «привязаны» к этому треуголь­нику, который «держит» всю картину. Другие элементы на полотнах «вращаются» вокруг основной композиционной фигуры и помо­гают нам скользить взглядом по изобрази­тельному пространству снизу вверх, справа налево. Такая композиция позволяет нам проникнуться надеждой и просветлением, когда взгляд скользит вверх, тогда как при взгляде вниз мы испытываем отчаяние и опустошен­ность. Можно создать на картине пространст­во, передающее движение в изобразительной плоскости. Это достигается градацией конту­ров и значимостью штриха. Пространство строится путем наложения контуров, создаю­щих ощущение отдаленности.

Следующим примером является рисунок Миро. В основе композиции ряд плавных ор­ганических фигур, создающих ощущение фа­ктуры. Миро позволяет нам испытать совер­шенно иные чувства. Его контуры скорее на­поминают фантастический сон, пространст­во увеличивается и как бы расширяется благо­даря органическим фигурам и ощущению фа­ктуры­.

Материал: карандаши 6Н, 5Н, 4Н, ЗН, 2Н, Н и НВТеперь рассмотрим плоские фигуры не с точ­ки зрения изобразительности, а как элементы, создающие напряженность на бумаге. Сущ­ность композиции заключена в соотношении фигур, через которое проявляется гармония, равновесие, ритм, движение и привлечение пространства. Они «держат» рисунок и созда­ют динамику, которая необходима в компози­ции для выражения идеи. Взаимосвязи между фигурами являются ключом к созданию хоро­шего рисунка. В приведенных набросках мы будем развивать эти взаимосвязи.Каждая фигура сама по себе лежит в изо­бразительной плоскости, пока мы не свяжем ее с другими фигурами композиционно. Всег­да полезно потренироваться в изображении квадратов, кругов, треугольников, прямо­угольников и других фигур.

 

 

 

Полезно поупражняться в том, чтобы превра­тить плоские фигуры в объемные формы: так, круг становится сферой, треугольник — кону­сом, прямоугольник — цилиндром. Нужно по­нять свойства плоских фигур и объемных форм и возможности их использования для создания композиции. Если у вас нет чувства формы, вы не сможете создать законченный рисунок.

 

КОМПОЗИЦИЯ: НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВОМы копировали рисунки Малевича и Миро, рассматривая примеры пози­тивной композиции, рисуя очерта­ния фигур и размещая их так, чтобы они создавали определенный эф­фект. Другим способом понимания расположения фигур на плоскости является анализ пространства вокруг объектов, которое называют нега­тивным. Его анализ - эффективный способ выявления существующих связей между объектами на рисунке.

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также