Развитие японской живописи. Как называется японский стиль рисования


Развитие японской живописи — Artrue

Японская живопись – одна из красивейших в мире.

Живопись Японии принадлежит к числу самых древних и удивительных видов творчества. Как и любая другая, она имеет свою длинную историю, которую можно разделить на несколько периодов по техникам и особенностям. Общим для всех периодов является природа, которой отводилось главное место в картинах. На втором месте по популярности в изобразительном искусстве Японии стоят бытовые сцены из жизни.

Ямато

Ямато (VI–VII века) — первый период искусства Японии, заложивший начало письменности. Толчок развитию искусства дали достижения Китая в сферах религии и письменности. Япония устремилась подняться до его уровня, внося изменения в свое устройство и строя все по подобию Китая. Для развития живописи в Японию было привезено огромное множество произведений китайских мастеров, которые вдохновили японцев, смело бросившихся создавать похожие картины.

Период Ямато в живописиПериод Ямато в живописи Роспись в гробнице Такамацузука

Данный период состоит из двух дочерних периодов:

  • Кофун — период японского искусства, занимающий первую половину Ямато. Название периода переводится как «период курганов». В те времена, действительно, большую роль отводили курганам, повсеместно создавая их.
  • Асука — вторая часть эпохи Ямато. Период был назван в честь действующего в те годы политического центра страны. Он связан с приходом в Японию буддизма, а в дальнейшем с активным развитием всех культурных областей.

Нара

В Японии активно распространялся Буддизм, пришедший из Китая, что способствовало возникновению религиозной тематики в искусстве. Японские художники, увлекшиеся данной темой, расписывали стены храмов, которые создавались влиятельными личностями. На сегодняшний день в храме Хорю-дзи сохранилась настенная роспись того времени.

Портрет Будды в храме Хорю-дзиПортрет Будды в храме Хорю-дзиПортрет Будды в храме Хорю-дзи

Хэйан

В VIII–IX веках буддизм в Японии начал находить новые течения, начали образовываться секты. Вместо популярных ранее портретов Будды начали изображать Мандалу, самое раннее изображение уоторой сохранилось в знаменитом храме Дайгодзи.

В начале десятого века в Японском изобразительном искусстве появилось новое течение райгозу, которое подразумевает собой изображение Будды Амиды, являющегося самой почитаемой личностью буддизма. В том же веке возникло направление ямато-э, представители которого создавали длинные горизонтальные свитки с иллюстрациями к известным произведениям литературы.

Повесть о Гэндзи. Фрагмент свитка.Повесть о Гэндзи. Фрагмент свитка.Повесть о Гэндзи. Фрагмент свитка.

Муромати

Для данного периода характерно два ключевых направления живописи:

  • Суми-э — вид живописи, родившийся в Китае. В XVI–VXII веках стиль пришел в Японию. Картины, созданные в этом направлении, очень напоминают собой акварели, но на самом деле в их написании используют черную художественную тушь. Картины данного направления отличаются своей монохромностью.
  • Укиё-э — гравюры, выполняющиеся на деревянной основе. В большинстве случаев на них изображались гейши или знаменитые личности.
Летний пейзаж. Кано ХидэёриЛетний пейзаж. Кано Хидэёри Летний пейзаж. Кано Хидэёри

Адзути-Момояма

Данные период является полной противоположностью своему предшественнику. Из произведений уходит мрак и монохромность, заменяясь яркими цветами и использованием в картинах золота и серебра.

Кипарис. Кано ЭйтокуКипарис. Кано ЭйтокуКипарис. Ширма. Кано Эйтоку.

Мэйдзи

В XIX веке началось разделение японской живописи на традиционный и европейский стили, которые бурно конкурировали между собой. Во время данного периода в Японии грянули колоссальные политические перемены. Влияние Европы в те годы затронуло практически каждый уголок планеты, внося в каждое государство свои черты. Европейский стиль искусства активно поддерживалось властями, отвергая старые традиции. Но вскоре ажиотаж вокруг западной живописи быстро утих и интерес к традиционному искусству резко возвратился.

artrue.ru

Японская традиционная живопись: стиль нихонга

японская традиционная живописьЯпонская традиционная живопись называется нихонга, нередко этот стиль живописи сравнивают с йохга, западным стилем живописи маслом, который появился в Японии в период эпохи Меджи. Изображение в традиционной японской живописи достаточно плоское, но в нем чувствуется особая глубина и размерность.

Для японской традиционной живописи характерно использование исключительно натуральных материалов, создание изображения у японских мастеров никогда не сопровождается спешкой или суетой, несмотря на трудоемкость и продолжительность процесса, мастер всегда сосредоточен на деталях и философской сути своей работы.

alt

Немного истории

В 8 веке японское изобразительное искусство находилось под сильным влиянием китайской художественной традиции. Стиль, пришедший из Китая и Кореи, в Японии назывался кара-э, а изображения с характерной японской тематикой относили к направлению ямато-э.

японская живопись

К традиционной японской живописи в большей степени относятся работы раннего периода истории японской культуры, так как в более поздний период в японском искусстве превалировали мотивы европейской и западной школы.

alt

Основные характеристики японской живописи

Эксперты и знатоки японской живописи выделяют в традиционной школе изобразительного искусства Страны восходящего солнца пять основных характеристик:

  • в японской традиционной живописи отсутствует реализм и фотографический эффект;
история японской традиционной живописи
  • отсутствуют тени;
  • достаточно четкий контур;
  • бледные цвета;
история японской живописи
  • простое выражение сюжета.

Строго говоря, традиционная японская живопись – это работы художников после эпохи Меджи, но в целом этот термин объединяет и живопись более раннего периода.

alt

Техника и материалы традиционной японской живописи нихонга

техника традиционной японской живописи

Для нанесения изображения японские художники использовали минеральные пигменты, измельченные в порошок. В зависимости от качества и особенностей минералов, цвета приобретают особые характеристики. Например, красный цвет – это сульфид ртути, из азурита получали синий пигмент, из малахита – зеленый, белый – из измельченных раковин устриц, черный цвет – это уголь, золотой – порошок золота.

Цвет наносится слоями, так как за один мазок невозможно нанести слишком большое количество краски.

техника японской живописиматериалы традиционная живопись

Важная особенность традиционной японской живописи – использование васи, специальной бумаги. Васи изготавливали из конопли, шелка или хлопка. Бумага из конопли считается наиболее крепкой, ее не едят насекомые, поэтому вы до сих пор можете наслаждаться удивительными работами эпохи Нара, которые были созданы еще в 8 веке.

Статьи по теме

www.luxemag.ru

Изобразительное искусство Японии / Хайку

Изобразительное искусство

Большая волна в Канагава, Кацусика Хокусай

Большая волна в Канагава, Кацусика Хокусай

Живопись

Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.

Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.

Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюрукиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.

Каллиграфия

Японская каллиграфия

Японская каллиграфия

В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. 書道 «путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах.

Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.

Скульптура

Гигантская статуя Будды Амиды (Амитабхи) в Усику, префектура Ибараки

Гигантская статуя Будды Амиды (Амитабхи) в Усику, префектура Ибараки

Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.

В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.

История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами. В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей.

В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронзаили другие металлы.

www.haiku.su


Смотрите также