Приложение II. ПРОБЛЕМА СХОДСТВА В ПОРТРЕТЕ. Как уловить сходство при рисовании портрета


Рисуем портрет. Несколько практических замечаний



218

(3 голоса, среднее 2.67 из 5)

Рубрика: Об интерьерной печати

Типы портретов

Огромное количество поз, которое может принять человеческое тело, и богатство внутреннего мира каждой личности ставят всякого художника перед необходимостью выбора позы, которую следует придать натурщику, чтобы эти черты проявились в полной мере и подчеркивали сходство портрета с оригиналом. Более того, каждому человеку присущ набор характерных особенностей позы и привычных движений, которые становятся выражением его «сущности». С другой стороны, нужно упомянуть о внешней, если так можно сказать, стороне положения тела, то есть о выражаемых художником общественных условностях и социальном статусе человека, реальных или являющихся объектом его стремления.

Таким образом, можно выделить два типа портретов: «формальный», где поза объекта соответствует традиционным схемам, уходящим корнями в историю искусства, с тщательно выверенной композицией, в окружении специально подобранных декоративных элементов, порою символических; «неформальный», где поза натурщика произвольна, так как художник застает его врасплох или при осуществлении привычной деятельности, в обычном для него окружении. Это эффективный и современный метод создания портрета, в основе которого лежит практика «мгновенного» фото; он требует от художника большого мастерства и вкуса. К этой же категории относятся и «экспрессивные» портреты, объект которых «пойман» в движении или с естественной улыбкой.

Композиция

Какой бы тип портрета вы ни собрались рисовать, следует также выбрать, как будет представлен объект: можно изобразить лишь голову (или только часть лица), а можно нарисовать всю фигуру. В определенных условиях для большей выразительности портрета может оказаться полезным нарисовать только часть тела, например голову, плечи, грудь и руки. В этом случае, чтобы найти наилучшее положение тела, а также создать эффектную, хорошо подобранную и не «монотонную» композицию, вам придется сделать множество эскизов. Избегайте такого размещения объекта, при котором внимание зрителя рассеивается. Не забывайте, что в любом случае центральной точкой портрета должно быть лицо, прежде всего глаза. Помните, что руки могут быть не менее выразительны, чем лицо: и в жесте, и по форме, и по их роли в композиции. И если, по вашему мнению, руки натурщика «характерны», не колеблясь включайте их в композицию рисунка.

Объекты

Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние души натурщика: именно в этом состоит художественная ценность портрета. Может оказаться полезным временно остановиться на изображении наиболее часто рисуемых объектов: напомню, что копирование лица каждого человека определяется законом («права на изображение»), поэтому вы должны получить у натурщика(цы) разрешение на воспроизведение черт его (или ее) лица и возможную публичную демонстрацию его (ее) портретов.

Ребенок

Голова ребенка по пропорции больше головы взрослого, в основном в области черепа, гораздо более объемного, чем лицо. Глаза и уши кажутся большими, нос, напротив, маленький и вздернутый кверху; костяк тонкий, челюсть округлая. Ребенка рисовать трудно, так как он с трудом сохраняет неподвижность и не любит быть объектом пристального внимания, поэтому вам часто придется обращаться к фотографиям, сделанным неожиданно (в противном случае ребенок может начать гримасничать). Изображение мягких черт детского лица требует слабого и рассеянного света: сильное искусственное освещение или прямые солнечные лучи создают отчетливые тени, которые могут изменить выражение лица или заставить ребенка закрыть глаза.

Женщина

При создании женского портрета, помимо поиска личностных свойств объекта, нередко наблюдается тенденция к выделению эстетического аспекта. Для молодых натурщиц лучше выбирать неофициальные, случайные позы, в то время как для зрелых женщин больше подходят более строгие и спокойные: во всяком случае, избегайте слишком манерных или чересчур «театральных» поз. Может оказаться полезным нарисовать всю фигуру, чтобы сочетание одежды и окружающих предметов оттеняло личность объекта.

Мужчина

Мужской портрет традиционно носит скорее формальный характер, так как несет в себе «официальное» отображение не только черт лица, но и социального положения объекта. Иногда боковое освещение, создающее интересные контрасты, придает характерность чертам и объемам мужского лица. Молодые люди получаются лучше, когда они принимают случайную позу и выражение, тогда как характер более зрелых мужчин наилучшим образом проявляет ся скорее в принужденных и «преисполненных достоинства» позах. Следует избегать того, чтобы натурщик скрещивал руки на груди или имел слишком властный и надменный вид.

Автопортрет

Почти все художники рисовали, изображали в красках или в скульптуре самих себя: сделав это, вы поймете, что подобная практика очень интересна для улучшения ваших способностей портретиста. Встаньте перед зеркалом и изучите свое лицо при различных типах освещения и в разных позах; затем выберите положение, которое кажется вам наиболее удобным и в котором вы лучше всего «узнаете» себя.

Пожилой человек

Рисовать пожилых людей довольно интересно, так как их лица, отмеченные печатью времени и обладающие характерными привычными выражениями, рассказывают «историю» жизни и накопленного опыта. Таким образом, в лицах пожилых людей легче, чем в лицах молодых, найти черты, позволяющие добиться портретного сходства. Выбирайте позы, отражающие мудрость и терпимость, которые приходят с годами. Избегайте слишком сильного и прямого освещения объекта: оно придает эффектность, но может привести вас к изображению «характерных голов» вместо портретов, а также неудачно подчеркнуть неровности кожи. Кроме того, обращайте внимание на некоторые «анатомические» изменения головы пожилого человека: морщины на лбу, возле глаз и рта, на шее; редкие волосы; впавшие глазные яблоки; удлинение ушей и т. д.

Размеры рисунка

Размеры лица на рисованном портрете не должны превышать реальные размеры более чем на две трети, в противном случае возможно нарушение пропорций. Вы можете использовать листы размером не более чем 40x50 см, если на портрете будет изображена только голова, и не более чем 50x70 см для изображения всей фигуры Обратите внимание на то, что лицо не должно размещаться прямо по центру листа — его следует сместить немного в сторону или вверх.

Выбор позы

По общему правилу, под портретом понимается рисунок, изображающий «бюст», то есть голову и плечи, однако он может также включать в себя предплечья и руки или даже всю фигуру. Если вы рисуете с натуры, учтите, что натурщик(ца) должен (должна) сидеть в естественной и удобной позе, чтобы его (или ее) лицо находилось примерно на уровне вашего, и что выражение лица должно быть расслабленным и в то же время ясно отражать характер человека — это позволит вам ухватить не только физическое, но и психологическое сходство. Следует выбрать положение, подчеркивающее соматические характеристики объекта. Для этого расположитесь на расстоянии примерно двух метров от натурщика(цы) для снижения эффекта ракурса: в принципе оптимальным считается положение в три четверти оборота, но интересными могут оказаться и изображения в профиль или анфас.

Освещение

Оно должно быть немного рассеянным и исходить из одного источника света (окна, лампы) немного вверх и в сторону. Именно таким образом черты лица будут четко выделены, но это будет сделано «мягко», без образования неприятных теней под носом, под губами и вокруг глаз. Избегайте сильного искусственного освещения (например, фотоосветителя) или прямого солнечного света, которые дают именно такой эффект; они подчеркивают каждый небольшой дефект кожи и лишают объект изящества. Кроме того, они заставляют натурщика(цу) напрягать мышцы лица, придавая ему неестественное выражение.

Одежда

При создании портрета в полный рост одежда имеет немалое значение: по своей композиционной и эстетической функции, по информации, которую она несет о личности, ее социальном положении, эмоциональном состоянии объекта, а также об эпохе и окружении. Поэтому предоставьте натурщику(це) самостоятельный выбор костюма, дав лишь совет, что лучше отдать предпочтение той одежде, которая по своей форме и за счет своего материала могла бы быть полезна для композиции рисунка. Обратите внимание на расположение складок ткани, и вы увидите, что они различны в зависимости от ее структуры: мягкая и легкая (на ней образуются маленькие складочки) или плотная и тяжелая (на ней образуются более крупные и малочисленные складки). В обоих случаях складки «ниспадают» из «точек напряжения»: плеч, локтей, колен и т. д. Рисуйте только основные и самые значительные по направлению и объему складки, игнорируя мелкие, которые могут внести в рисунок некоторую сумбурность. В определенных условиях частичное обнажение тела (например, плеч, груди и спины) на женском портрете может подчеркнуть наиболее яркие и красивые особенности натурщицы.

Прическа

Волосы (как в целом, так и в зависимости от их цвета и количества, а также стрижки) являются очень важным элементом рисунка, характеризующим лицо: художник может использовать их форму для лучшей композиции портрета, по контрасту смягчая или выделяя черты лица натурщика(цы). Если вы рисуете женщин (у которых обычно более пышная шевелюра), отдавайте предпочтение простым, скромным, аккуратно уложенным прическам. Волосы следует изображать как «массу»: нужно ухватить цвет и объем всей шевелюры, попытаться выделить основные пряди. Для этого необходимо передать затемненные и освещенные участки, линии разделения, игнорируя незначительные отблески и сами волосы: для их изображения достаточно нескольких тонких и четких линий. Используйте мягкий карандаш и решительно проводите широкие линии, а если вы хотите создать необычный эффект «текстуры» — проводите их в разных направлениях. Особое внимание уделяйте изображению нечетких и нерезких линий, обозначающих границу волос, прежде всего на лбу и висках.

Фон

Для портрета требуется скромный и неяркий фон, тона которого не слишком сильно контрастируют между собой и не отвлекают внимания от лица объекта. С самого начала продумайте, на каком фоне вы будете рисовать: на светлом (например, белая бумага) или темном. В некоторых случаях фон может представлять собой место, где находите объект (рабочее место, дом, сад и т. д.): изобразите его как пейзаж или интерьер, не забывая, впрочем, чтобы он не доминировал над лицом или фигурой изображаемого человека.

Как уловить сходство

Известно, что изображение человека — это восприятие и передача совокупности его физических и психологических черт. Для достижения физического сходства особенно тщательно изобразите общую форму головы (прорисовывая детали «от общего к частному»), в точности соблюдая пропорции объекта — как лица в целом, так и отдельных его элементов (глаз, носа, губ и т. д.). Для получения «психологического» сходства с оригиналом поговорите со своим натурщиком(цей), попытайтесь изучить его (или ее) характер, предпочтения, привычки, понаблюдайте за тем, в какой атмосфере человек живет и работает. Обычно этого сделать не удается, однако такая работа представляется весьма полезной для выбора наиболее удачной позы и характерных черт, на которых стоит сделать акцент или по меньшей мере подчеркнуть.

Вспомогательные элементы техники

— ФОТОГРАФИЯ. Она пригодится для того, чтобы фиксировать случайные и мимолетные позы объекта; в дальнейшем ее можно использовать как справочный документ на тот случай, если вы не сможете организовать сеанс позирования, или для создания детского портрета.

— Эскизы. Привыкните (в особенности если вы работаете с натуры) делать множество небольших рисунков, предназначенных для изучения общих линий лица или тела человека, портрет которого вы собираетесь рисовать. Рассматривать объект с разных сторон, выберите наилучшую композицию, наиболее удачную игру света, самые подходящие размеры и т. д. Несмотря на то что это будут лишь быстрые этюды, они потребуют от вас немалой наблюдательности и внимания, «исследования» эстетических возможностей натурщика: именно от них может зависеть, насколько удачным окажет ся портрет. После получения небольшого опыта в рисовании лица вы испытаете искушение изобразить его в деталях вам будет полезно сделать подготовительный этюд (более подробный, чем эскизы), при работе над которым вы сможете решить возможные эстетические проблемы и собрать дополнительную информацию для создания окончательного варианта произведения.

— УВЕЛИЧЕНИЕ. Собираетесь ли вы выполнить детальный рисунок или хотите написать портрет в красках, вам потребуется нанести на окончательную основу (бумагу, холст, картон и т. д.) главные линии, с которых вы сможете продолжить разработку темы. С этой целью вы можете, по крайней мере первые несколько раз, воспользоваться некоторыми простыми средствами для увеличения эскиза или скорее фотографии до нужных размеров. Для этого используются эпидиаскоп (вы увеличиваете изображение, перенося его проекцию на основу, и копируете на нее главные линии лица или тела) или эпископ — оптический инструмент, при помощи которого проецируются увеличенные изображения на непрозрачной основе (фотоснимки, небольшие рисунки или «уменьшенные» фотокопии рисунков и картин и т. д.). Это очень удобные, почти что «волшебные» средства, которые могут в то же время оказать пагубное влияние на «художественное» творчество рисовальщика, если он начинает слишком от них зависеть. Метод «сетки» является более правильным, кроме того, все его знают еще со школьной скамьи: на изображении, которое вы собираетесь увеличить (рисунок или фотография), нужно нарисовать сетку, затем нанести такую же сетку, но с более крупными ячейками, на большую поверхность. Таким образом вы легко и с большой точностью можете переносить увеличенные линии из каждой ячейки в новую, большую.

— В КАКИХ УСЛОВИЯХ РАБОТАТЬ. ЕСЛИ у вас есть собственная мастерская либо кабинет, или по меньшей мере жилая комната в квартире, вы намереваетесь серьезно заняться портретной живописью, то вам могут пригодиться некоторые дополнительные предметы мебели. Например: стул, кресло или маленький диван, на котором натурщик(ца) сможет позировать в удобной и расслабленной позе; лампа с регулируемой яркостью света для соответствующего освещения объекта; радиоприемник или маленький телевизор, чтобы позирование для натурщика(цы) (и для вас тоже) было менее утомительным. С этой же целью чаще делайте перерывы, пользуясь такими моментами для изучения различных поз и выражений объекта.

В мастерской или в кабинете вы можете рисовать на вертикальном мольберте или на наклонной плоскости чертежного стола, но, вероятно, вы удовлетворитесь тем, что положите на колени твердую основу (деревянную, картонную или фанерную) размером примерно 50x60 см, закрепив на ней стопку листов бумаги. Это простое оборудование в сочетании с любимыми художественными инструментами поможет вам и при работе на природе, в общественных местах или при посещении (надеюсь, что это будет происходить часто) людей, заказавших вам портрет.

 

Сделать заказ

www.stormstudio.ru

Как создать реалистичный портрет за 3 минуты

Сегодня расскажу про советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.

Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.Портрет 1

Портрет 2

Портрет 3

Портрет 4

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам, и неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса. В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели.

Портрет женщины

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе. Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным и агрессивным.

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы. Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Освещение

Мы уже говорили, что портрет человека призван передавать как физические, так и психологические черты. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает. Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. Конечно, все головы разные по величине и сочетанию особенностей, но любую голову можно пропорционально уменьшить, что помогает упростить формы, разглядеть их объем, а также правильно расположить детали по отношению друг к другу. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции.

Пропорции головы

Пропорции головы 2

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства. Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глаза

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми.

Глаза 2

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже.

Уши

Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань.

Уши 2

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение.

Нос

Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа. Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Нос 2

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ. Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед.

Рот

Рот 2

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.Эскиз

Первый этапВнимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

Второй этапПродолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.).

1 и 2 этапы

Третий этапНа этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.

Четвертый этапНа этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени.

3 и 4 этапы

Пятый этапНа этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.

Шестой этапНа этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения.

5 и 6 этапы

Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой  очень много советов:

  • особенности рисования в стиле ню;
  • как правильно освещать модели и объекты для рисования;
  • как рисовать группы людей и пейзажи;
  • техника рисования карандашом, углем, тушью;
  • как вести путевой дневник художника и многое другое.

yuliya-skripnik.ru

Пост «Как создать реалистичный портрет за 3 минуты» в блоге Издательство «МИФ»

Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.

Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам, и неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса. В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели.

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе. Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным и агрессивным.

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы. Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Мы уже говорили, что портрет человека призван передавать как физические, так и психологические черты. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает. Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. Конечно, все головы разные по величине и сочетанию особенностей, но любую голову можно пропорционально уменьшить, что помогает упростить формы, разглядеть их объем, а также правильно расположить детали по отношению друг к другу. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции.

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства. Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми.

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже.

Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань.

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение.

Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа. Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ. Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед.

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.

Первый этапВнимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

Второй этапПродолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.).

Третий этапНа этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.

Четвертый этапНа этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени.

Пятый этапНа этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.

Шестой этапНа этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения.

Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой очень много советов:

  • особенности рисования в стиле ню;
  • как правильно освещать модели и объекты для рисования;
  • как рисовать группы людей и пейзажи;
  • техника рисования карандашом, углем, тушью;
  • как вести путевой дневник художника и многое другое.

mifbooks.whotrades.com

Рисование головы человека - Н. Н. Ростовцев

6 часть

Однако очень важно при создании портрета и первое впечатление художника. Первое зрительное впечатление является наиболее сильным в восприятии натуры, часто служит толчком к решению творческих задач. Здесь перед рисовальщиком встает очень сложная задача: с одной стороны, рисунок надо выполнить грамотно, с соблюдением всех правил и законов; с другой — первое эмоционально-образное впечатление хотелось бы донести до зрителя, чтобы выразить себя как художника. Как же здесь поступить? Начинать ли рисунок с изображения линейно-конструктивной схемы и от нее идти к выявлению образа, как это мы уже делали при рисовании живой головы, или, наоборот, от эмоционально-образного наброска идти к строгой академической моделировке формы? Ни то, ни другое. В данном случае при рисовании портрета надо идти дальше, обучаясь опыту художественно-творческой деятельности.

При работе над портретом художнику уже не требуется неподвижного состояния натуры, как это было нужно студенту при выполнении учебного рисунка живой головы, здесь, наоборот, «каменное лицо» будет мешать художнику решать портретную задачу. Живое, подвижное лицо портретируемого помогает художнику уловить наиболее характерные черты лица, его выражения, правильнее прорисовать форму каждой детали. В данном случае метод работы рисовальщика должен быть близок методу работы скульптора, который при лепке портрета следит за силуэтом головы, за характером формы деталей с различных точек зрения.

При работе над портретом не следует начинать рисунок с вычерчивания схемы строения головы. Эта схема должна оставаться в сознании рисующего и служить лишь камертоном для проверки правильности построения изображения. Если учащийся не может обойтись без изображения схемы, следует вернуться к ее осмыслению и закреплению в памяти. Психологи указывают, что процесс запоминания и прочность сохранения в памяти воспринятой информации, в том числе и зрительной, связан с процессом мышления. Следовательно, надо еще раз внимательно просмотреть рисунки 32, 38, 39, 41 и постараться мысленно воспроизвести их схему, наблюдая головы людей в метро, трамвае, автобусе и троллейбусе, а затем сделать серию набросков с живой головы, но уже без применения схемы.

Начиная рисунок с живого эмоционально-выразительного наброска, где главная задача уловить портретное сходство, исходить нужно из анатомической структуры формы головы, но не вообще, а данной головы. Однако методика работы в длительном рисунке над портретом остается прежней — рисунок наносится вначале очень легко, не нажимая карандашом на бумагу. Здесь надо иметь в виду, что, улавливая какие-то моменты характеристик портретируемого, первое эмоциональное впечатление может быть и ложным, в дальнейшем все может оказаться далеким от действительности.

Большую роль в эмоциональном восприятии портрета играет характер освещения. В одном случае свет помогает выразить объемную пластику формы лица и создает одно впечатление; в другом растворяет четкость светотеневой лепки форм деталей и создает совершенно другое впечатление. Касаясь этого вопроса, Жан-Доминик Энгр писал: «Портрету часто недостает сходства, потому что для него дурно позировали при дурном расположении света и тени, так что бывает трудно узнать оригинал, если видели его в том же месте, где с него писали. Чтобы достигнуть сходства надлежащим образом, надо долго проникаться лицом, которое хотят написать, рассматривать его досыта со всех сторон и посвятить этому даже первый сеанс. Кроме того, есть лица, которым больше подходит анфас, другим — в три четверти или сбоку, некоторым профиль. Одни требуют много света, другие производят больше впечатления, когда есть тени, особенно худые лица, которым нужно положить тени в углублениях глаз, что придает голове более эффекта и выразительности. И для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве».

Поэтому, начиная рисунок портрета, еще раз проверьте, хорошо ли освещена натура, достаточно ли ясно читается форма основных деталей головы, будет ли при данном освещении правильно выражена в рисунке форма головы, не следует ли сзади натуры создать соответствующий фон (нейтральный или пространственный).

Работая над портретом, не следует забывать, что художественный образ возникает постепенно, формируется в процессе длительного изучения человека, отбора из огромного количества признаков и деталей наиболее типичного и характерного для данного человека. Поэтому то, что удалось верно подметить в трактовке образа, можно утвердить и закрепить не очень сильным нажимом карандаша на бумагу, что не соответствует действительности, выправить, а остальное надо напряженно искать.

Развивать чувство формы, способность улавливать малейшие отклонения в пластической характеристике формы надо не во время набросков, а во время работы над длительным рисунком. Обычно эти задачи относят к работе над набросками и короткими зарисовками, но практика показывает, что наибольшие успехи в этом направлении молодой художник делает во время работы над длительным рисунком. Правда, здесь надо художнику несколько напрячь свое внимание и свою волю. Обычно художник, выявив форму основными градациями светотени, считает, что он сделал все для него возможное, но ему надо напрячь свое внимание и посмотреть, как лепится форма в свету. Пластическая характеристика формы в свету читается довольно ясно, надо только напрячь свое внимание. Умение сосредоточить внимание на более тонких нюансах рождает у художника творческую инициативу и формирует у него художественный вкус.

Приступая к детальной моделировке формы, внимательно следите за характерными особенностями отдельных частей формы — крыльев носа, строения губ, ушной раковины и самое главное — за характером выражения глаз.

Рисуя глаза, внимательно наблюдайте их выражение. В глазах отражается душевное состояние человека. Недаром народная поговорка гласит: «Глаза — зеркало души».

Говоря о портретном сходстве, Леонардо да Винчи считал, что сходство человека можно достигнуть тогда, когда художник изображает глаза портретируемого на уровне наших глаз: «Тот, кто срисовывает рельеф, должен пристроиться так, чтобы глаз срисовываемой фигуры был наравне с глазом того, кто срисовывает. Это же следует делать в случае одной головы, которую ты должен срисовать с натуры. Так как обычно у фигур, или людей, которых ты встречаешь на улицах, у всех глаза расположены на высоте твоих глаз, и если бы ты их сделал выше или ниже, то ты увидел бы, что портрет твой выходит непохожим».

При работе над портретом старайтесь больше наблюдать, не ограничивайтесь рассмотрением головы только с выбранной вами точки зрения, а постарайтесь рассмотреть ее со всех сторон и увидеть то новое, наиболее характерное, чего вы вначале не заметили.

Детально моделируя форму и проверяя объемно-конструктивную слаженность рисунка, одновременно старайтесь обращать внимание и на эмоциональную выразительность своего рисунка, на красоту и выразительность штриха, линии, прокладки тона. В данном случае речь идет о той необходимой способности, которая должна проявляться непосредственно у каждого художника силой его таланта, интуиции, природной одаренности. Например, вы пишете в живописной мастерской этюд головы. Ваш сосед составляет цвет и тон для фона, точно такой же, как и у вас, но когда вы оба проложили этот фон на полотне, то заметили, что сосед ваш этот фон проложил серией очень красивых и выразительных мазков, а у вас мазки получились вялыми, инертными. Но чтобы выразить себя, вы же не копируете манеру соседа, а ищете себя, и проходит время, и у вас появляется своя манера и техника письма.

hudozhnikam.ru

Как рисовать портрет в технике скетча. Советы от художницы Анны Расторгуевой

Анна РасторгуеваАнна Расторгуева

Портрет — одна из самых волнительных тем для художников. Особенно для художников-скетчеров, которые работают в динамичной манере и с минимумом средств. Как сделать зарисовку быстрой, уловить и передать характер буквально в паре линий? Расскажу про особенностии рисования портретов маркерами и дам практические советы. Вы сможете создавать работы, которые притягивают зрителей, восторгая их до глубины души.

1. Портреты оживляют скетч

Очень люблю жанр портрета, особенно за то, как человеческие лица оживляют разворот, и кажется, будто на нем появляется собеседник.

Иногда я намеренно ввожу чей-то портрет в рисунок, чтобы появился рассказчик.

2. Портрет — коммерчески востребованное направление

Несмотря на доступность фотографии, многие люди мечтают получить свой портрет и, конечно, заказывают его у приглянувшегося им художника. Портреты в зарисовках бывают разными: начиная от беглых репортажных этюдов и заканчивая полноценным реализмом, стилизованными иллюстрациями и даже карикатурой.

Эстетика рисунка во всем зависит от автора, нередко пропорции лица изменяют, чтобы сильнее подчеркнуть характер.

Автор работы ниже — Лера Кирякова. Обратите внимание на тонкое и выверенное преувеличение характерных черт, благодаря которому достигнут такой современный кукольный эффект.

Автор работы ниже — Лера Кирякова. Обратите внимание на тонкое и выверенное преувеличение характерных черт, благодаря которому достигнут такой современный кукольный эффект.

3. Натурой для портрета могут быть не только живые люди

Попробуйте рисовать скульптуры, статуэтки или даже кукол. На развороте ниже изображены традиционные чешские марионетки. Черты их лиц сильно преувеличены, что облегчает задачу в передаче сходства и дает отличный повод поразмыслить над собственным стилем в жанре портрета.

Натурой для портрета могу быть не только живые люди

4. Рисуйте животных, чтобы преодолеть реализм

В зарисовках непосредственность гораздо важнее схожести. Преодолеть блок реализма бывает сложно. Один из приемов, который я советую, — рисовать животных. Рисуя зверей, мы знакомимся с системой суставов, симметрией, ракурсами — всем, что также свойственно человеческой фигуре. Часто сталкиваемся с текстурой меха, разобравшись с которой прорабатывать волосы у людей становится проще простого.

Животных можно рисовать по фотографиям, с натуры в зоопарках и, конечно, задействовав домашних питомцев. Команда fox and owl studio специализируется на рисовании животных и много путешествует по зоопаркам мира. На скетче ниже портрет антилопы и рисунок в полный рост.

Рисуйте животных, чтобы преодолеть реализм

И что самое главное для новичка, ваша кошка никогда не заглянет через плечо с презрительным «кхм…», чтобы оценить свой портрет.

5. Рисуйте с натуры

Как же уловить то, что делает нас особенными, ведь два уха, нос и два глаза есть у всех (или нет, но тогда вам гораздо проще попасть в характер, вспомним Ван Гога!).

Самый очевидный и действенный способ уловить типаж и его нюансы — рисовать с натуры.

Человек поворачивается перед вами, меняет позу, наклоны головы, мимику. Серия быстрых набросков приведет вас к определенной константе, к некоторому неизменному знаменателю, который прослеживается с любой точки. Это может быть характерный нос, разрез глаз или форма челюсти. Наблюдайте за натурой в динамике и рисуйте, рисуйте, рисуйте. А потом, переведя дыхание, рисуйте снова, но уже более тщательно и с пониманием.

Рисунок Tipical Georgian от Fox and owl studioРисунок Tipical Georgian от Fox and owl studio

6. Рисуйте по референсам

Работа по референсу протекает гораздо комфортнее. Натура не вертится, рисование идет размеренно. Это позволяет спокойнее разметить пропорции и достаточное время уделить детализации. Но художник оказывается привязанным к одному ракурсу, возможно, не самому характерному, да и частью кадра могло стать что-то случайное, а не характерное. Поэтому, выбирая исходник, по возможности лучше использовать серию, чтобы уточнять непонятные моменты по другим фотографиям.

Этот портрет Фриды сделан на основе одной из ее фотографий, а фон и венок добавлены с живописного автопортрета. На рисунке видны уточняющие линии, которые появились в процессе работы.

Этот портрет Фриды сделан на основе одной из ее фотографий, а фон и венок добавлены с живописного автопортрета. На рисунке видны уточняющие линии, которые появились в процессе работы.

7. Создавайте автопортреты

Одна из самых эффективных практик в вопросах жанра — автопортрет. Вот уж где художнику предоставляется полное раздолье: послушная и терпеливая натура, множество фотографий на выбор и лояльный заказчик. Не исключение и автопортрет в технике скетча.

Рисуйте себя с разных ракурсов, с разными прическами и аксессуарами.

Это поможет отследить, какие черты остаются неизменным в вашем портрете и придают истинное сходство, а что добавляет атмосферу и настроение.

Создавайте автопортреты

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Создание портрета в рисовании / Мастерклассы Блоги

Рисунок человека в принципе ничем не отличается от любого другого. Человеческое лицо имеет контуры, так же, как элементы пейзажа, яблоко или любой другой предмет - на эти контуры падает свет и они создают тени, как любые другие объекты. Разница в том, что лица у всех людей немного разные, и суть портретной живописи в том, чтобы уловить эти различия и перенести их в ваш рисунок.

 

Улавливаем сходство

Чтобы нарисовать портрет, вам не обязательно запоминать все кости, мускулы и сухожилия, составляющие человеческую голову - просто следуйте общим правилам пропорций, как показано на схеме справа. Разделите лицо на трети и посмотрите, как соотносятся между собой части лица. Затем внимательно изучите свою модель, чтобы определить, в чем его или ее лицо отличается от основной схемы (то есть в чем его уникальность). Ищите мелкие отличия вроде более широкого носа или более тонких губ, более широко или узко посаженных глаз, более высокого или низкого лба. Важно много практиковаться, рисуя лица с различных точек зрения - анфас, в профиль, в полупрофиль, сохраняя пропорции лица неизменными и отмечая, как изменяются изображения отдельных деталей в зависимости от ракурса. Помните: рисуйте именно то, что вы видите, и портрет будет точно изображать вашу модель!

 

Пропорции лица 

На этой схеме показаны некоторые общие правила определения пропорций лица. Глаза располагаются посередине головы. Расстояние от линии роста волос до линии бровей обычно равно расстоянию от линии бровей до основания носа и от основания носа до подбородка. Нижняя губа расположена посередине между основанием носа и подбородком. Между глазами можно было бы поместить еще один глаз, и каждый глаз имеет ту же ширину, что и нос. Ширина рта равна расстоянию от центра одного глаза до центра другого глаза. Вершина уха находится на одной линии с бровью, а нижняя точка уха - на одной линии с основанием носа.

создание портрета в рисовании

 

создание портрета в рисовании

 

Губы 

На рисунке анфас на верхней губе видны два «пика» с небольшой впадинкой посередине. Нижняя губа обычно более мясистая и не имеет пиков. При штриховке я обозначаю нижний край нижней губы, заштриховывая область под ней.

создание портрета в рисованииГлаза 

Если смотреть сбоку, глаз имеет треугольную форму. Радужка принимает форму овала, а веки немного прикрывают ее сверху и снизу. При штриховке наибольшее внимание уделяется радужке, ресницам и векам, тогда как пространство под бровью в основном остается белым.

 

Нос 

При развороте в три четверти дальняя ноздря частично не видна. Свет в основном падает на выступающую середину носа, поэтому его форма создается за счет штриховки боковых поверхностей носа, под его кончиком и вокруг ноздрей.

создание портрета в рисовании

 

создание портрета в рисовании

Вид спереди 

При рисовании вида спереди можно увидеть, что лицо не совсем симметрично. Один глаз обычно меньше другого или расположен немного под иным углом. То же самое можно сказать и об ушах, щеках, крыльях носа и рте.

 

создание портрета в рисованииПрофиль 

Хотя нос при изображении в профиль - наиболее заметная часть лица, важно не допустить, чтобы он доминировал над остальным лицом. Также обратите внимание на положение глаза и на то, как изгибается нижняя губа, переходя в подбородок.

 

создание портрета в рисованииПолупрофиль 

Рисовать вид в три четверти может быть трудновато, потому что вам придется исказить черты лица так, чтобы они выглядели реалистично. Здесь изменены форма глаза и губы, которые изгибаются в соответствии с формой лица.

 

blogs.masterclassy.ru

Приложение II. ПРОБЛЕМА СХОДСТВА В ПОРТРЕТЕ

ПРОБЛЕМА СХОДСТВА В ПОРТРЕТЕ 7

Заказчик и художник редко бывают друзьями. Да и трудно прийти к дружескому согласию, толкуя на разных языках. Ведь заказчик, особенно если он к тому же любитель искусства, никогда не ограничится простым определением срока, когда должен быть готов заказ, или цифрой вознаграждения; ведь ему тоже хочется принять участие в создании будущего художественного произведения; у него есть любимые настроения, у него есть стена или потолок, которые он давно мечтал вот так или так разукрасить. А художник просит только об одном: чтобы не насиловали его творческую волю, чтобы чужие, неловкие руки не измяли нежный образ его фантазии, его хрупкую святыню. Где же им столковаться! Но нигде эта рознь, эта почти враждебность двух несогласных мировоззрений, нигде она не сказывается так резко, как в области портрета. Здесь уже не только художник оберегает свою святыню, здесь затронут также интимный мир заказчика, здесь его достоинство поставлено на карту; и разве не вправе он по мере сил это достоинство защищать? И обратно, может быть, никогда художник не бывает более свободолюбив, более беспощаден, чем в портрете, когда какой-нибудь телесный недостаток своей модели, дефект ее носа или форму головы он обращает в материал для своих красочных и линейных экспериментов. Заказчик хочет видеть себя, видеть запечатленным на полотне кусочек своей души, то интимное "я", которое он, может быть, никому не открывал, или он ждет, что под магическими кистями художника его всегда тусклые глаза заблещут непривычным огнем, его губы станут пунцовей, его лоб выше и благородней; или он надеется, что в этом портрете, писанном чужими руками, ему удастся найти незнакомые для себя черты; или он хочет увековечить вместе с собой этот любимый уголок гостиной и свое нарядное платье. А художнику нет дела до этих интимных желаний, которые налагают узы на уже сложившийся в нем образ видимого, он зорче всматривается в поворот головы и округлые плечи и взглядом откидывает ненужную бахрому платья или навязчивый галстук.

Наконец портрет готов: две враждебные воли, жаждущая и творящая, слились в один чувственный образ, и тем самым они стали еще враждебней, отошли друг от друга еще дальше. Потому что заказчик увидел то, что меньше всего ожидал, он не узнает себя, он не находит никакого сходства; а художник еще уверенней, чем раньше, еще резче заявляет, что он и не искал никакого сходства, что его задачи были другие — не копия, не подражание, а живописное пересоздание. Такова обидная судьба портрета. Разумеется, я взял только отвлеченный случай, момент чистого, непримиренного столкновения. А бывало и бывает часто совсем иначе; бывает, что заказчик сам не знает, почему ему захотелось иметь собственный портрет, и тогда он доволен всем, что ему преподносят; или бывает, что художник пишет именно так, как от него хотят, и тогда в портрете находят и сходство, и высокий лоб, и орлиный взгляд. Но будем держаться отвлеченного метода. Откуда возникает эта разница взглядов? На чем основана враждебность заказчика и художника? Она основана на понятии о сходстве, на различных толкованиях похожего в природе и художественном произведении, на случайных ассоциациях, которые примешиваются к впечатлению портрета больше, чем ко всякому другому созданию искусства. В самом деле, чем обыкновенно интересуются современные зрители в портрете? На чем основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную? Всегда и прежде всего на сходстве, на сличении модели и картины, на отыскивании соответственных черт, на узнавании живого оригинала. Если оригинал знаком, сличают непосредственно; если он неизвестен, пытаются в своем воображении представить его себе таким, каким он был или должен быть в действительности. И эта работа сличения, эта очная ставка между картиной и действительностью заходит обыкновенно так далеко, что произведение искусства, портрет, перестает быть центром внимания, превращается во что-то второстепенное, в какую-то загадку, обманчивый фокус, который нужно разгадать, для того чтобы через него вернуться опять к той же действительности. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади.

Правда, это искание сходства случается и в других областях живописи; часто можно слышать перед картиной: такого заката не бывает или: это движение неправдоподобно; но здесь критика относится скорее к художественным средствам, чем к самой цели. Закат не удался, например, потому, что он слишком красен или тени слишком сини, но перед нами все-таки закат. А в портрете, который не удовлетворяет обыденным требованиям сходства, не хотят признать даже человека. Напротив, современный художник больше всего стремится К тому, чтобы устранить всякое подозрение, что он копирует действительность, что его картины имеют какое-нибудь непосредственное отношение к окружающей природе, к чувственному миру. Если верить современному художнику, так он не портрет вот этого лица пишет, он синтезирует свое понятие о мире и живущем, он переводит язык вещей на язык четвертого измерения, он выражает свое настроение по поводу случайного предмета.

Итак, два противоположных полюса. Если современный зритель понимает портрет только как фокус со сходством, как список примет, если в художественном произведении он улавливает только бледную тень действительности, то современный художник и слышать ничего не хочет о действительности, о реальном мире, он отнимает у портрета всякую остроту индивидуального чувства, всякое трепетание человеческого организма. Но присмотримся поближе, и тогда оказывается, что в требованиях двух враждебных партий, заказчика и художника, выраженных мною в резком контрасте, вообще идет речь не о сходстве, а о чем-то другом, эстетическое credo и тех и других вообще не допускает никакого портрета. Ведь современному зрителю надобно не сходство, а повторение, не портрет, а точный оттиск. А для современного художника портрет не может существовать, потому что он не признает не только сходства, но даже соотносительности.

Но как же это сходство понимать? Где границы этого сходства и где его критерий? Вспомним для примера портрет папы Иннокентия X, писанный Веласкесом. Попробуем поверить в то, что глаза Иннокентия X, его молнией изогнутые брови, его поджатые губы похожи на что-то виденное нами в жизни, попробуем представить себе папу как недоверчивый, скрытный характер, как человека извилистой фантазии, всегда плетущего неуловимую сеть интриги. Попробуем, может быть, мы и правы, но вернее, что мы ошибаемся, как ошибся английский король Генрих, который по портрету точного Гольбейна выбрал себе в жены Анну Клевскую, а увидевши ее наяву, разочарованный с первого взгляда, отослал невесту обратно. Или припомним Ван Дейка. Ведь нему мы хотели бы верить, верить его изящным лицам и мерцающим бархатам, верить аристократичной белизне рук на его портретах, тонким, трепетным пальцам и узкой кисти. А между тем ведь теперь известно то, что не знали ни Карл I, ни Генриетта Французская, ни придворные дамы; известно, что Ван Дейк писал руки не с оригиналов, не со своих царственных заказчиц, что у него была на этот случай особая натурщица и что пышные шлейфы и мерцающий бархат он заимствовал из своего собственного обширного гардероба. Не значит ли это, что никакой натурализм не способен и не стремится передать настоящее сходство с природой? Не показывает ли случай с Ван Дейком, что всякая иллюзия в искусстве только до тех пор существует как обман сходства, пока мы ей хотим верить; и что если мы заранее условимся не поддаваться мнимым сходствам, то тем сильнее выиграет для нас внутренняя ценность портрета: то есть, другими словами, мы будем смотреть на руки Ван Дейковых героинь не как на руки маркизы такой-то и фрейлины такой-то, а как на гибкие линии, завершающие движение фигур, как на выражение скрытой в этих фигурах жизни. И не ясно ли, что темперамент Веласкесовых портретов — это не темперамент Иннокентия X или Филиппа IV, а темперамент тлеющих красок, какого-нибудь темного кармина и холодных белил?

Что же тогда оказывается? Можно ли отсюда сделать заключение, что живописный портрет и не стремится никогда к сходству с оригиналом? Попробуем для этого вернуться к более ранним эпохам искусства, попытаемся отыскать ответ в искусстве египтян и греков. Любопытные указания дают, например, так называемые фаюмские портреты. Мы знаем, что они писались в натуральную величину на дощечках, вложенных в спеленутую мумию как раз в том месте, где должно было приходиться лицо. Следовательно, внешние условия для этих портретов подбирались так, чтобы по возможности не нарушить иллюзию реального существа. Присмотримся к ним поближе, и в их живописной трактовке мы увидим тот же замаскированный обман, рассчитанный на наивную впечатлительность. Уже внешнее положение фаюмских портретов указывает нам их происхождение из маски. Известно ведь, что наряду с этими портретными дощечками были найдены действительные маски из расписного гипса. Но еще более их внутренний характер говорит нам о том, что они от маски недалеко ушли. Эти фаюмские портреты, в сущности, не что иное, как переложение скульптурной маски на язык живописной формы; их характер производный, их живопись — раскраска. Слишком длинное или слишком широкое, но всегда словно распластанное лицо (как в микенских золотых масках), необычайная скудость теней, которые придавали бы голове выпуклую форму, — все это создает впечатление как бы нарисованной маски, подчеркнутой кольцом волос и оживленной бликами глаз. Эти огромные глаза вообще — центр всего изображения; в них одних постарался художник воплотить всю оживленность человеческого лица, в них одних кроются то обаяние и тот обман индивидуальности и духовности, которым поддавались и старые, и новые зрители; обман, потому что глаза слишком велики и слишком правильны, чтобы быть индивидуальными; слишком неверно поставлены, чтобы смотреть в одну точку и чтобы в своем единстве быть выразительными. В этих фаюмских лицах, именно лицах, а не головах (потому что голову художники завоевали позднее) — вся красноречивая история портрета и целая программа для его будущего. Фаюмские портреты представляют собой один из этапов в постепенном завоевании человека живописью. Художнику как будто удалось немного освободиться от гнета поверхности, оболочки, застывшей коры человеческого лица, плоской маски с пустыми дырами вместо глаз и ноздрей. Он сумел заглянуть глубже, он овладел материей глаза и его внутренним, своеобразным выражением. Потом эта внутренняя жизнь проникает в губы, очерчивает контур носа, забирается под кожу и окрашивает щеки. Наконец, художник научается конструировать все лицо как единый организм, как источник одного выражения. Но это еще не последнее завоевание. Только когда Гольбейн поймал в кольцо своей гибкой линии шар человеческой головы, только когда рембрандтовский свет пронизал эту голову своим горячим дыханием, только тогда развитие живописного портрета завершилось заключительным звеном. Возникновение портрета нужно искать в маске, в скульптурном оттиске человеческого лица, который снимали с умершего в целях ли сакрального обряда, или как таинственный талисман, или как хитрый обход божественной воли, не давшей человеку бессмертия. Это тайное значение маски-портрета удержалось от суеверных времен первобытного человека, беспомощного в своем священном ужасе перед силами природы, вплоть до эпохи Ренессанса, когда человек смотрел на соседнюю природу как на служанку своих замыслов. Скептик и теоретик Альберти требует от художников собственный портрет в награду за руководство по живописи, которое он им посвящает; по его мнению, значение портрета в том, что он заменяет общение с отсутствующим, сохраняет умершего живым на долгие века.

Характеризуя в нескольких словах главные моменты в развитии портрета и в эволюции той художественной потребности, которая портрет вызвала, можно сказать так. Портрет возник только тогда, когда человек научился подражать минам другого и узнавать в них выражение его внутренней жизни. Но это не могло случиться, пока человек не узнал своего собственного лица, пока не перестал его стыдиться и прикрывать звериной маской непонятную игру собственных гримас, пока искажения человеческого лица казались ему злорадными шутками демонических сил. А это значит, что портрет человека возник только тогда, когда уже был создан портрет демона, маска черта. Изображение человеческого лица должно было проделать длинную дорогу через сакральную или шутовскую маску, через бюст, через монету, для того чтобы прийти к живописному портрету. Человек должен был научиться играть в людей, мгновенно принимать образ другого, для того чтобы осмелиться запечатлеть этот образ навсегда. Театр и портрет — это результаты одной и той же потребности в подражании, в своевольном повторении.

Я напоминаю, что фаюмские лица — это только этап в истории портрета. И притом этап в истории живописного портрета. Обратимся к другой области, к скульптуре; и в греческом искусстве мы найдем все другие этапы, мы сможем восстановить полную цепь развития. Вот начало этой цепи. Мужская голова из Берлинского музея — одна из лучших оригинальных работ, сохранившихся до нас от архаической скульптуры. Ее относят обыкновенно к концу VI века. Прежде всего, в ней необыкновенно ярко сказывается интерес к материи, к контрастам поверхности, здесь, в лице, — нежной, гладкой и глянцевитой, а здесь, в волосах, — грубой и шершавой; как будто волосы — затылок и борода — это грубый, безразличный фон, на котором отчетливей выделяется драгоценность лица, как будто лицо — это отделанный фасад, а затылок — это необработанный остов. Любопытно, что лицо представляет собой почти плоский овал, который невольно все больше растягивается в длину, потому что художнику никак не удается его закруглить назад, — овал, который в действительности был еще длинней, пока не отломилась борода. Этот овал обведен четким контуром, а его внутренний рисунок составляют концентрические круги, расходящиеся в разные стороны, глаза, брови, крылья носа, поднятая кверху дуга губ. Здесь есть все элементы лица, но нет самого лица. Это маска, надетая на каменный остов. В этой голове еще нет "своего" выражения, она смотрит на нас чужими глазами и улыбается чужим ртом. Как художественное произведение, как пластическая форма она необычайно выразительна, но как портрет она для нас почти не существует. Проходит приблизительно сто лет, и картина сильно меняется. Мы можем видеть это на так называемом портрете Перикла, который приписывают скульптору Кресилаю. Теперь художник уже овладел человеческим лицом. Он его умеет закруглить, объединить лицо и голову в одну пластическую массу. И он может наполнить человеческую голову внутренней жизнью, объединить ее одним выражением. Вы видите: эти глаза действительно смотрят, эти губы действительно дышат. Но почему мы должны верить, что это именно Перикл? На самом деле это мог быть вовсе не Перикл, а бог войны Арес или просто полководец, или даже идеальный образ самого Зевса. В голове Перикла нет никакого характера, нет индивидуальных примет, даже такую любопытную черту своей модели, как остроконечность головы, над которой смеялись современники Перикла, даже ее художник постарался прикрыть, замаскировать под куполом шлема. Все остальное, что мы видим в лице Перикла: его прекрасно расчесанная борода, его прямой нос и полуоткрытый рот,— все это лицо вообще, символ лица. Может быть, в замыслы Кресилая и не входило то, что ему приписывает Плиний — изображать благородных людей еще благородней. Но результат получился именно такой. Перед нами именно благородная маска идеального человеческого лица. Художник пошел на компромисс, он уступил природе, реальности, но он не отдал ей в жертву единство пластической формы. Мрамор еще торжествует над иллюзией живого тела.

Перед нами конец длинной художественной цепи, результат того законченного круга, который мы обыкновенно называем античным искусством. Это предполагаемый портрет Цезаря. Теперь художник уже не боится никакой иллюзии, никакого обмана. Больше того, обман сходства теперь для него главное. Он имитирует в камне жесткую кожу своей модели, кожу, которая плотно обтягивает кости на шее, которая собирается в мелкие складки на щеках и на подбородке; он выискивает мельчайшие морщинки около глаз и с терпеливой тщательностью следит за каждым отдельным волоском жесткой, курчавой шевелюры Цезаря, а в рисунке глаз он пытается передать мгновенный блеск быстро метнувшегося зрачка. Словом, он прячет всякий след камня, он добивается полного сходства, он хочет, чтобы живой Цезарь глядел на нас с черного постамента. Но его усилия бесплодны. И после первого ошеломляющего впечатления мы начинаем испытывать неприятное чувство неудавшегося обмана: мертвый камень не только не ожил, но он становится досаден своим бессилием. Портретное сходство в этой голове куплено ценой того, что исчезло единство пластической формы. Мы видим, что и в начале, и в конце развития античного портрета стоит маска. Но там маска отвлеченная, каменная, пластическая, а здесь маска живая, жуткая своим сходством, но художественно невыразительная.

Изобразительные средства портрета постоянно развиваются, но сущность его не изменилась. Итальянское Возрождение, эта арена тщеславия, создало особый вид прикладного искусства — портретную монету. И тогда возник новый, раньше почти неизвестный тип живописного портрета — профильное изображение. Профильный портрет скоро был признан, получил все права гражданства, но все же мы предпочитаем иметь изображение человека en fase, потому что такой портрет нам кажется более похожим, потому что мы не привыкли узнавать человека в профиль, не умеем связывать его профильный контур с лицевым выражением. Ведь маска, в сущности, всегда имеет только лицевую сторону. Или припомним расцвет портретных бюстов в эпоху Ренессанса, вновь возникший тогда интерес к фигурному портрету, сначала коленному, потом во весь рост и, наконец, групповому, особенно развившемуся в Голландии XVII века. Но эта цепь развития не изменила нашего отношения к главной задаче портрета. Мы, все еще говоря о портрете, думаем только о лице. Или вспомним роскошь и условность придворного этикета в XVII и XVIII веках, интерес к танцу, к позе, все возрастающее опьянение модами, нарядами, внешностью. Все это вызывает к жизни портрет — модель модного магазина, портрет-куклу, портрет-позу. Художник не стесняется выворачивать человека во все стороны, увешивать его целым гардеробом нарядов и мантий, даже поворачивать спиной к зрителю, отыскивая в своем оригинале характерные черты, которые сказались бы в его движении и его затылке. Но современный зритель остается верен себе и своей исконной традиции. Он не находит лица, не находит маски, и он не соглашается назвать портретом хотя бы и очень "похожие" фигуры в бытовых картинах какого-нибудь Вермеера или Ватто. Но идем еще дальше, к XIX веку. Неожиданные и блестящие завоевания живописной техники, преодоление в живописи воздуха и света еще беспощаднее расщепляют основное ядро живописного портрета. Живопись вступила на почву эксперимента, она заживо разлагает человека, она вивисектор, которому нет дела до индивидуальных свойств человека, она сама расчленяет и сама соединяет. Не мудрено, что художник-импрессионист потерял всякий страх перед человеком, перед тайной всего живого. Мгновенные этюды Гальса с покачнувшимся на кресле офицером или смеющимся забулдыгой, портреты-химеры, портреты-небылицы Гойи показывают, что все стало понятно и все неинтересно, человек уже больше не тайна, если можно нарисовать портрет движущегося, обернувшегося спиной, несуществующего человека. Но тем труднее стало находить точку соприкосновения, общую веру художника со зрителем, чем многогранней заострились возможности изображения. Параграф договора остался один и тот же, но к нему наросли десятки примечаний. Прежде требовали от художника: изобрази в камне или на дереве вот этого или того человека. И ответ был — маска. Она была внутренне убедительна, потому что всякий художественный знак, блик света, линия казались живыми, все мертвое казалось одухотворенным. Но как теперь найти внутреннюю убедительность, органическое единство, когда глаза разбегаются перед множественностью явлений, перед многогранностью форм, перед мощью воплощения, когда все доступно искусству — и группа, и отдельная фигура, и движение, и свет, и обстановка человека, и он сам — в идеале, в карикатуре, разрезанный на десятки частей; когда, наконец, все живое, как уверяют импрессионисты, кажется мертвым. Все шире и неуловимей границы сходства, все глубже пропасть между художником и зрителем, все трудней портрет. И понятно теперь, почему французский академик Энгр считал портрет "пробным камнем" живописца.

Остается еще один последний вопрос. Если так разнообразен может быть подход к портрету, если такая сложная сеть ассоциаций сопутствует его восприятию, то возможен ли, в конце концов, точный критерий? Я попытаюсь проиллюстрировать ответ на примерах. Рассмотрим портрет английского дворянина Ричарда Саутвелла, исполненный Гольбейном сначала в рисунке, потом в законченной картине. Одна и та же поза, необычайно сходные черты, даже одинаковое платье, но совершенно различные результаты, два до странности непохожих впечатления. Один и тот же человек, но как будто бы два разных лица. Попробуем немного определить свое впечатление и выяснить источники его перемен. В рисунке лицо кажется крупнее, полнее, женственнее, этот человек словно добродушнее, и меньше в нем того надменного упорства, которое читается в буквально таких же, но совсем иначе говорящих губах красочного портрета. Но почему это? Что прибавилось и что изменилось? Прибавилось только то, что нужно для законченного официального портрета, изменилось только то, что сделало карандашный рисунок масляной картиной, что должно было измениться под давлением новой художественной задачи, что потребовали красочное пятно от линии, светотень от контура. Прибавился темный фон, появились цепь на груди и помпончик на шляпе, наконец, и самое главное, стали видны руки; и под влиянием этих новых элементов изменилось до неузнаваемости впечатление от других, оставшихся такими же частей человеческого тела. Выражение лица стало определенней, резче, появилось в нем больше позы, благодаря рукам стало оно как-то характернее. Изменилось то, что одежда получила цвет, потемнели пуговицы на кафтане, приобрела блеск и форму кокарда на шляпе, наконец, лицо окрасилось оттенком колорита... и как невольный результат — черты лица затвердели и похудели от теней. В рисунке все сделано линией, в картине — красочным пятном. И вот темнеют, сгущаются брови, чернеют глаза и белей становится лицо. И в результате — новый, другой Soutwell.

Кто же из них ценнее для нас как портрет? Несомненно, и тот и другой одинаково ценны. Здесь два портрета и два сходства — сходство рисунка и сходство масляной картины или, лучше сказать, здесь два наглядных понимания человека, два различия от эта художественная цельность, эта наглядность — сна и служит единственным критерием ценности портрета.

Развивается культура и меняются художественные формы. Условия внутреннего и внешнего опыта давно перестали быть такими, какими они были, например, в Древней Греции или, скажем, в Японии. Поэтому мы не признаем нагих портретов: "Бетховен" Клингера кажется нам абсурдом, потому что мы слишком мало знаем и видели обнаженного человека, чтобы его запомнить, чтобы находить внутреннюю убедительность в соотношениях обнаженной груди и рук, чтобы понять выразительность голой спины. И потому же японцы на их какемоно, гравюрах и портретах кажутся нам все на одно лицо. Но движение, мимику, убедительность человеческого лица мы еще , не отучились понимать. Вот почему мы можем любить автопортреты Рембрандта, которого никогда не видели. Но, отыскивая в этих мудрых головах все новые и новые источники жизненной энергии, мы все же оцениваем портреты Рембрандта только как картины. И обратно: мы способны воспринять картину, не спрашивая о сходстве, но мы должны признать, что, пока мы не поверили в ее сходство, мы не назовем се портретом8

____________________

7 "Приложение II" — ранняя статья Б. Р. Виппера, опубликованная в сб. "Московский Меркурий" (вып. 1. М., 1917). Этим в некоторой мере пополняется фрагмент "Жанры в живописи".

8 В дополнение ко всему разделу "Живопись" (вместе с "Приложениями") читатель найдет иного материала о развитии жанров живописи в работах Б. Р. Виппера: Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей). Казань, 1922; Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957; Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640—1670). М., 1962.

Первоисточник: 

Введение в историческое изучение искусства. Б.Р.Виппер

art-cons.ru


Смотрите также