Я и дети (рисунок и живопись). Композиция в рисовании для детей


Основы композиции в живописи - Рисунки карандашом поэтапно

Рубрика: Натюрморт Опубликовано 21.11.2013   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 338

композиция в рисунке

Композиция в рисунке – полезная штуковина, знаете ли. Поэтому сейчас мы поговорим именно об этом. Во многом восприятие картины «делает» именно композиция, то есть то, как и что вы располагаете на пространстве листа и насколько гармонично оно смотрится.

Само слово – композиция – переводится как «сочинять» или «составлять», понимаете, что имеется ввиду? Способность из кучки совершенно разных предметов создать некое целое – приятную глазу картинку.

А теперь немного про разновидности композиции – так, чисто для общего развития. Значит, их существует несколько:

  1. Станковая композиция (графика, скульптура и живопись)
  2. Декоративная (наброски росписей на тканях, по дереву и стеклу, а также керамика и резьба)
  3. Монументально-декоративная (мозаика, панно, витражи)
  4. Монументально-скульптурная
  5. Театрально-декорационная
  6. Объемно-пространственная (архитектурные строения, дизайн интерьера и экстерьера)

Далее о составляющих самого процесса композиции в рисунке – чтобы решить определенную композиционную задачку, нужно помнить о:

a)      Масштабе пропорций

b)      Соразмерности предметов, равновесии

c)      Теме композиции

d)     Сюжете и образе

e)      О тонах

f)       Форме и объемах

композиция в рисункеg)      О конструкции и перспективе

h)      Симметрии

i)        Контрасте

j)        Ритме

k)      Динамике и статике изображения

l)        Целостности предметов

m)    Выразительности и гармонии.

Компоновка композиции в рисунке

Вот ведь списочек вышел, правда? И обо всем этом надо помнить. Следующим этапом нашего изучения будет искусство компоновки композиции в рисунке (вот не надо пугаться, если вы уже преодолели предыдущие главы, то это не страшно).

Выразительными можно назвать такие композиции, на которые смотришь и понимаешь – перфекто. Все идеально: соединение различных цветов не корежит глаз, да и размеры изображенного соответствуют нужным. И здесь тоже нужно развитие определенного чувства, композиционного видения, чутья, так сказать.

Чтобы вытащить это чутье из недр ваших чувств (я знаю, она где-то там, между «что происходило 17 декабря  какого-то там года» и  «в чем смысл существования инфузории туфельки») можно заняться полезными упражнениями.

Марш на балкон (и не важно, тепло там или холодно) и гляньте вниз: там непременно должно быть нечто (вроде песочницы на детской площадке или собачки, задумавшейся о чем-то возле очередного кустика, или ее хозяина, сонно ошивающегося неподалеку… да даже не в меру  наглого воробья, тырящего семечки у бабушек!), что могло бы украсть ваше внимание.

композиция в рисункеСосредоточьтесь на этом «нечто», но при этом постарайтесь сравнить его со всем, что его окружает – таким образом Вы определите его правильное и наиболее гармоничное окружение. Хотите, открою секрет? Нет?.. Ну, ладно, уговорили: подобные упражнения столь же эффективны на балконе, как и в любом другом месте (даже в особых местах для размышлений, вроде ванной, если, конечно, у вас там есть что компонировать).

А вот вам еще пара разновидностей одного и того же приемчика для развития вашей ленивой композиционной чуйки. Пятнышко самого разного происхождения всегда можно ограничить рамочкой – расстояние между рамкой и пятнышком на ваш вкус, но не забывайте учитывать его форму и размер.

Также есть «развивалка» с использованием воображения: представьте себе что-нибудь одно и вставьте его в такую же мысленно представленную рамку. Или наоборот: сначала рамку, а в нее уже предмет. После того, как вам эти задачки покажутся легче, чем вынимать конфетку из обертки, то можете переходить к усложненному варианту: например, вписывать в воображаемую рамку уже несколько воображаемых предметов.

После коротких разминок перейдем к более серьезному процессу, а именно — к приведению и разбору (не ждите алгоритмов-призраков, имелось в виду всего лишь перечень того, что есть в нем) алгоритма работы над композицией во время создания рисунка:

  1. Для начала, первым пунктом вытащим на свет божий основные цели (то есть сам смысл композиции)
  2. Вторым пунктом, нужно выбрать верную точку зрения, наиболее подходящую. Для этого стоит осмотреть ее (композицию) с разных сторон, под разными углами и разным освещением. Также лучше понять ее конфигурацию, вычислить наиболее выгодное расстояние между предметами в ней и соответствие их размеров друг другу. Безусловно, на это может уйти немало времени, но… Рим ведь тоже не сразу строился.
  3. Теперь более очевидное действие: нужно согласовать размеры выбранных предметов для композиции и уже соответственно к ним располагать листик: или горизонтально, или вертикально (или вообще диагонально – у кого как)
  4. Далее разместим предметы композиции и как-то сделаем их наиболее природно выглядящими на бумаге. Для этого можно сделать большую кучку набросков в разных расположениях выбранных предметов. Плюс, при создании эскиза нужно сразу намечать верхние, нижние, крайние боковые точки, ведь с пространством тоже могут быть проблемы: к примеру, нельзя чтобы композиция «вылазила» за пределы, но и нельзя, чтобы она терялась в пустом пространстве.
  5. Найдите основу, центр, на котором будет сосредоточено внимание в нашей композиции. И тут поговорим о главном: о различии между композиционным центром и зрительным. Значится, что касается композиционного – то это серединка группы предметов в ограниченном зрительном поле. А зрительный центр – это тот участок конкретного предмета, который больше всего бросается в глаза. Бывает так, что эти два центра вот ни капельки не совпадают.
  6. Давайте вспомним о пропорциях (тех самых занудно-математических), перспективном соотношении и, собственно, характере предметов и с помощью этого всего их построим – на бумаге разумеется.
  7. А теперь добавим объема, применяя светотень.
  8. И, наконец, финал (стоп, отплясывать рано – финал только в алгоритме, не в обучении): подправляем и тем самым завершаем работу над композицией.

Следующий раздел: Как рисовать портрет

Post Views: 338

risunci.com

Композиция и дети — 4

Дробление поверхности

Рисование можно представить, как процесс дробления поверхности. Нарисованная форма разбиваенся на отдельные цветовые элементы.К этому можно отнестись педантично, используя ограничения, которые  помогают определить стилистику рисунка.

Закономерность в разбивки поверхности.Членение поверхности: параллельными прямыми, пересекающимися прямыми, лекальными кривыми не пересекающимися (ограничения).

“Меандр” — один из самых известных орнаментов Древнего мира. Для меня он интересен свойством симметричного делния ленты на две равные полосы ломанными и лекальными линиями своих завитков. Возможность разделить поверхность на равные площади одной кривой линией для детей весьма неожиданна. Они всегда с интересом выполняют эти задания, находя, прой, весьма неожиданные решения.

Масштаб

 (511x114, 38Kb)

 (510x113, 37Kb)

[more]

 (510x113, 26Kb)

Контрастный масштаб создает контраст количественного соотношения деталей (многое рядом с малым).Контраст направлений узора. Контраст пространственный.

Выделение

Нам постоянно приходится что-то выпячивать, а что-то прятать в работе над композицией.  Чаще всего мы это делаем, используя тональные соотношения фона и объекта.

 (510x114, 22Kb)

 (509x113, 23Kb)

Силуэт виден предельно отчетливо, если фон предельно контрастен к нему.По мере уменьшения контраста между фоном и силуэтом, видимость силуэта ослабевает.

Ступенчатая градация тона

Ступенчатая градация, это всё тоже дробление поверхности.Градации тоновых шкал могут различаться количеством промежуточных тонов и закономерностью изменения плотности каждого тона. Плотность может изменяться равномерно, а может и равноускоренно. Закономерности может и не быть, тогда шкала определяется произвольно. Плотность средней ступени светлотного тона, сдвигаясь в сторону,  может находиться в союзе с одним из крайних тонов или сохранять нейтралитет, оставаясь в центре.

 (436x458, 103Kb)

Проще говоря, у нас есть выбор. Рисунок можно выполнить в плавных переходах тона или в ступенчатых переходах. Можно применить два тона, а можно десять ступеней.

Таблицы

Не знаю как обозначить этот материал, но мне он часто помогал в минуты  неопределённости перед началом занятий с детьми.

Рисование таких почеркушек помогало осмыслить прошедший урок. Из них и оформились таблицы. Возможно, кто-то сможет разобраться в этой мозаике, и использует темы в своей работе.

Любой рисунок можно выполнить в разной степени сложности.Степень сложности рисунка отражает возрастные особенности ребенка иуровень его подготовки.

От единичного объекта к нескольким.Обогащение рисунка простыми деталями, соответствующими содержанию образа.Можно сказать, рисунок содержит простейший сюжет.

Изучение различных принципов организации подобных объектов.Подобие изобразительных элементов стилистически организует рисунок в единое целое.В основе рисунка используется один вид геометрической фигуры — прямоугольник, круг или треугольник.В основе рисунка используются три основных вида геометрических фигур — прямоугольник, круг и треугольник.

Обогащение рисунка простыми деталями.Комбинирование и наложение друг на друга различных силуэтов (одушевление деталями).Способы организации последовательностей.Человек из любой формы.

Поиск движения образа с помощью структурной схемы.Знаки зрительной ориентации в детальной характеристики образа созданного на основе простых геометрических тел.

У детей не было заданий нарисовать  лето или зиму в лесу. После предварительной беседы о каком-либо техническом или композиционном приёме,  каждый рисовал то, что ему было интересно. Мне хотелось, чтобы они научились осознанно применять в своей практике холодные и тёплые цвета, контраст, подобие, пространственные планы. На этом и строился наш процесс обучения.

Надеюсь, читатели с юмором и пониманием отнесутся к моим заморочкам, к моему болезненному стремлению всё разложить по полочкам, Я знаю, искусство не любит рассчёта, но в учёбе и, тем более, в преподовании он бывает полезен.Как-то раз, я попытался в отдельных статьях завести разговор о композиции для детей более  свободно и детально на человеческом языке, и мне это понравилось. При желании, просмотрите четыре странички в рубрикеу «Логика вне логики».

 

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

struchika.wordpress.com

Особенности расположения изображения на листе для детей от 2 -7 лет

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

на тему:

«Особенности расположения изображения на листе для детей от 2 - 7 лет»

Составил: воспитатель

МБДОУ№ 38

Алексеева Е.Ю.

Республика Татарстан

г.Нижнекамск

Чтобы лучше понимать возможности школьников в изобразительной деятельности, педагог должен быть знаком с особенностями процесса рисования детей дошкольного возраста, проследить преемственность в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В разделах «Рисование» и «Лепка» по всем возрастным группам «Программы воспитания в детском саду» поставлены обширные задачи обучения, воспитания и развития детей. Дошкольники занимаются натурным, декоративным, сюжетным рисованием, участвуют в беседах по анализу произведений изобразительного искусства, работают над аппликацией и лепкой. Наша задача - кратко проанализировать особенности композиции рисунков дошкольников. Вопросы содержания и задачи обучения будут затронуты только в связи с особенностями композиции.

Дошкольники достигают значительных успехов в решении композиции рисунков с натуры и по памяти отдельных предметов и при составлении узоров, орнаментов. Они умеют учитывать формат (вертикаль, горизонталь), удачно располагать изображение на листе бумаги, гармонически сочетать цвета в рисунке.

При рисовании отдельных предметов с натуры и по памяти дошкольники большое внимание уделяют цветовому решению. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Дети дошкольного возраста решают рисунки или в ярких, насыщенных тонах, слабо разводя краски водой и не добавляя в них белой краски, или в блеклых, бледных тонах. Эти два подхода к цветовому решению объясняются прежде всего содержанием рисунка, замыслом ребенка. Различный характер цветового решения рисунков с натуры и по памяти оказывает положительное воздействие на выразительность композиции.

Цветовое решение декоративных рисунков также влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок.

Следует отметить, что декоративные рисунки у дошкольников выделяются в самостоятельный раздел рисования уже в возрасте от двух - двух с половиной лет. Ритм в орнаментальных композициях используется детьми с раннего возраста, но без обучения графические навыки не совершенствуются, и такого рода рисунки долгое время остаются элементарными и однообразными. В этих случаях рисунки представляют собой цветные пятна, не изображающие предметы определенной формы, а передающие лишь простейшие ритмы. В этой связи необходимо отметить такую особенность декоративных рисунков дошкольников, как передача ритма в сочетании с симметрией в композиции. Ритм и симметрия - два принципа построения композиции - обычно тесно переплетаются. Дошкольники шести-, семилетнего возраста, имея определенный запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы.

Симметрия в рисунках дошкольников является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа. Часто дети стремятся достичь композиционного равновесия при помощи зеркальной симметрии. Такое построение придает рисункам статичность; оно характерно как для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков. (рис. 1)

hello_html_m2d79b326.jpg1. Хоровод. Рисунок дошкольника. Симметричное построение композиции

Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее и интереснее по содержанию, по сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки с натуры и декоративные. Дошкольники старшей группы в сюжетных рисунках уже умеют располагать объекты изображения на листе бумаги так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению.

На организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияет и их умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, работать красками, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. У них постепенно, от одной возрастной группы к другой, развивается умение рисовать от общего к частному.

К I классу дети умеют заранее продумывать пространственную композицию, передавать смысловую связь изображаемых объектов, используя при этом некоторые композиционные приемы, заботятся о выразительности композиции, ее уравновешенности, динамичности.

Постепенно, от одной возрастной группы к другой, дошкольники в своих рисунках, и особенно в сюжетных, начинают добиваться более полной передачи замысла работы.

Смысловая связь изображений и выразительность рисунков дошкольников во многом зависят от того, насколько грамотно они умеют рисовать различные объекты действительности. Определенная условность детского рисунка не противоречит правдивости изображения, а лишь ограничивает ее.

При оценке детских работ следует учитывать доступность решения художественно-изобразительных задач для конкретной возрастной группы.

Оценивать детские рисунки советская педагогика может только с позиций подлинного, реалистического искусства, так как специального, особого «детского искусства» не существует, хотя развитие художественного творчества отражает своеобразие психики и деятельности детей 1(Подробнее см. в кн.: Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965, с. 127.). Характерная для раннего детского творчества некоторая схематичность, условность, линейно-плоскостная обобщенность формы изображаемых объектов не исключают выразительности образа.

Для детей дошкольного возраста характерно два пути построения композиции сюжетных рисунков. В первом случае точка зрения рисующего мыслится сбоку, т. е. с уровня человека, стоящего на земле. Намечается линия, обозначающая «границу» неба и земли. При этом верхняя и нижняя части (земля и небо) заполняются изображениями. Во втором случае берется точка зрения «сверху», как бы с уровня человека, стоящего на большой высоте и смотрящего вниз на землю. При этом плоскость земли показывается на половине или большей части листа, а иногда занимает и весь лист, без изображения неба. В первом случае, когда изображается и небо, проводится линия, разделяющая землю и небо. Все объекты как бы видятся и показываются автором рисунка везде - и внизу, и вверху листа, но как бы при виде сбоку, с уровня человека, стоящего на земле (рис. 2).

hello_html_m54f13ed.jpg2. На катке. Рисунок дошкольника. Изображение с верхней точки зрения.

Организация пространства вторым способом нарушает логику построения. Этот способ изображения объектов при точке зрения сверху больше характерен для младших дошкольников, так как у них еще не очень развито пространственное мышление и они имеют малый запас знаний и умений. Большинство рисунков дошкольников старшей группы построено при точке зрения с уровня горизонта. Среди рисунков, выполненных этим способом, можно увидеть работы, с одной стороны, с более «плоской» композицией, с другой - с многоплановым построением пространства.

При выполнении рисунков при точке зрения с уровня горизонта некоторые дети проводят в нижней части листа линию, обозначающую землю, и на ней изображают все предметы. Другие же организуют композицию, изображая где-то посередине листа горизонтальную линию, которая обозначает границу земли и неба. В этих случаях ниже этой линии размещаются предметы, находящиеся на земле, а выше нее - на небе, или, как говорят в таких случаях, в воздухе. Процент таких рисунков невелик. Причем такое построение композиции чаще предлагают взрослые, дети же не сразу его понимают. Научившись этому способу изображения, они долгое время не стремятся к дальнейшему познанию пространственных отношений. При этом пространство земли заполняется предметами в один ряд, что обедняет композицию (рис. 3).

hello_html_12daee13.jpg3. Взрыв моста. Рисунок дошкольника. Одноплановое заполнение формата в нижней его части

Как показала практика и исследования, при активном обучении дошкольникам доступны более высокие ступени пространственных представлений. В частности, они способны передавать в рисунках пространство, изображая предметы на разном удалении от переднего плана (правда, это было достигнуто при условии специально организованных наблюдений детьми окружающей действительности). Исследования изобразительной деятельности дошкольников позволяют сделать вывод, что освоение визуальных пространственных отношений может быть доступно детям не только после 9-10 лет, но и «может быть достигнуто и в 7-8 лет... при условии педагогической организации соответствующих наблюдений» (Цит. по кн.: Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965, с. 98.). А усвоение дошкольниками новой, более высокой ступени передачи пространства в рисунках, естественно, ведет к новым возможностям в организации всей работы, к изменению строя композиции. Многоплановое построение рисунка позволяет по-иному расставить объекты изображения и придает большую выразительность композиции (рис. 4).

hello_html_377527e4.jpg4. Юные фигуристы. Рисунок дошкольника. Многоплановое построение композиции

Когда дети рисуют «от себя», без специального педагогического руководства, для них характерно или полное отсутствие предварительного замысла, или уход от задуманного содержания во время рисования. Иногда же композиция не получается из-за сильной «текучести» замысла; отсутствие руководства со стороны воспитателя ведет к изображению одного предмета за другим, без выделения главного и передачи между ними смысловой связи.

Если замыслы у младших дошкольников, как правило, возникают в процессе творческой деятельности, то у детей старшего дошкольного возраста (при условии активного педагогического руководства) они появляются до того, как дети приступают к рисованию. У них есть определенный замысел, сюжет, который надо выразить средствами рисунка, композиции, цвета. Но пути решения композиции намечаются лишь в общей форме. Композиция представленного замысла конкретизируется, правда, уже в процессе создания работы, но этапы выполнения композиции в этом возрасте приближаются к этапам создания картины художником. Разница состоит в том, что эти этапы здесь значительно короче по времени и просты по содержанию. Дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов, и педагог руководит, направляет работу. Композиции рисунков весьма интересны и различны и по содержанию, и по схеме построения. Совершенно ясно, что у старших дошкольников композиция определяется содержанием, заключенным в конкретной теме. Площадь листа бумаги используется чаще всего полностью и рационально, правильно. Построение начинается почти всегда с главного, а затем изображаются другие объекты.

Следует отметить, что некоторые дети иногда изображают предметы вне смысловой связи друг с другом. В рисунках же большинства детей смысловая связь ясно видна; у некоторых композиции рисунков являются довольно сложными по содержанию, замыслу и схеме построения.

Вместе с выделением главного в композиции старшие дошкольники работают над созданием образа (образов). Они ведут поиски образа и композиции, исходя из темы, замысла и содержания. Часто смысловой центр становится и композиционным центром всего рисунка. Дети сначала изображают главный объект (объекты), затем начинают заполнять плоскость листа, пространство вокруг главных предметов. Уже в этом возрасте при умелом педагогическом руководстве они весьма глубоко продумывают выделение главного различными средствами. Например, оставляют вокруг него «пустое место», а остальные предметы изображают ближе к краям формата. В других случаях главный объект рисуется небольшого размера (если это требуется для передачи его характеристики по замыслу), а вокруг располагаются крупные предметы. Нередко главное выделяется и большими размерами, а также цветом или сочетанием нескольких цветовых пятен, привлекающих внимание зрителя.

Таким образом, в сюжетных рисунках детей старшего дошкольного возраста прослеживается использование таких важных закономерностей композиции, как выделение главного и создание образа (рис. 5).

hello_html_m6787ecaa.jpg5. Иллюстрация к сказке «Лиса и петух». Рисунок дошкольника. Выделение смыслового и композиционного центра

В сюжетных рисунках старших дошкольников видно применение таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика. Причем равновесие композиции можно видеть и при симметричном, и при асимметричном решениях.

Для симметричной композиции характерна статичность. В рисунках асимметричного плана дети стремятся выразить динамику, движение живых существ и различных объектов (рис.6). Как показали исследования, без руководства со стороны педагогов дети начинают владеть этим навыком только в школе. При условии же активного развития, воспитания и обучения уже в четырехлетнем возрасте они успешно применяют в своих рисунках приемы ритма, симметрии, статики, динамики, равновесия.

hello_html_m6c77ef29.jpg6. В зимнем лесу. Рисунок дошкольника. Асимметричное построение композиции. Применение перспективы в рисунке

В композициях дошкольников наблюдается показ пространства за счет передачи объектов изображения на разной глубине (их основания показаны ближе к переднему краю «картины» или дальше от него) и явлений линейной перспективы (изображенные ближе дома, деревья, фигуры людей и т. д. нарисованы больше в размерах, чем те, которые показаны дальше, в глубине «картины»). Передача пространства этими средствами значительно влияет на выразительность композиции в целом.

Среди композиций рисунков детей подготовительной группы мы видим построения с показом движения слева направо и, наоборот, с движением по кругу и со сложными движениями, со статическими положениями основных объектов, с симметричным расположением всего изображаемого. Все это характеризует детское творчество с положительной стороны, указывает на значительное развитие композиционного воображения дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959;

2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961;

3. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. М.. 1962; Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965;

4. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970;

5. Интернет ресурсы: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000024/st004.shtml

infourok.ru


Смотрите также