Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Рисование животных. Котёнок». Конспект домашние животные рисование по памяти 3 класс


Урок 24 РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш) | Поурочные планы по ИЗО 3 класс

Урок 24 РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)

15.11.2013 8536 0

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

 А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

 Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

 А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

 А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

 А где можно гулять с собакой?

Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.

 У кого из вас есть собака или кошка?

 Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть,  вы  уже  видели,  как  животные  трутся  о  заборы,  деревья  и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

 Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

 О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

 А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

 А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

 А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

             А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Фигуры  животных  мы  рассмотрели,  и  я  их  убираю  (см.  Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

Верно,  вы  рассматривали  репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова.

 

tak-to-ent.net

Урок 25 РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (гуашь) | Поурочные планы по ИЗО 3 класс

Урок 25 РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (гуашь)

15.11.2013 6508 0

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; закрепить понятие «графика», сущность светотени и передачу с помощью нее объема; развивать умения анализировать цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к животному миру, аккуратность.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (гуашь).

Литературный ряд: стихотворение В. Зубихина «Зайкина шуба».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. На прошлом уроке вы выполняли в карандаше рисунок домашнего животного, а сегодня продолжим его в цвете.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Я рисовала на прошлом уроке кролика. Вот послушайте такое стихотворение:

ЗАЙКИНА ШУБА

На опушке, возле дуба,

Шил себе зайчишка шубу.

Нитки прял паук на елке.

Ежик дал ему иголки.

Вышла шуба – глянуть любо!

Замечательная шуба!

Пляшет зайка у березы:

Не страшны ему морозы!

                                       В. Зубихин

 А вы нашли в книгах или сами, может быть, придумали стихотворения о своих нарисованных героях?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами также говорили об интересном виде изобразительного искусства.

 Как он называется?

Верно, графика. К графике, прежде всего, относятся те произведения, в которых изображение создается при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом или пером и так далее. Рисунок при этом может выполняться на листе бумаги карандашом, резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение потом оттискивается на бумажный лист.

Особенно часто нам приходится встречаться с так называемой печатной графикой. Это плакаты, театральные афиши, почтовые марки. Художники выполняют оригиналы этих произведений, а затем их размножают типографским способом – печатают. Замечательное свойство печатной графики – массовость – делает ее важным средством агитации. Одним из распространенных видов графического рисунка является книжная иллюстрация, а иллюстрирование детской книги – одна из самых сложных его областей. Когда вы выполняете иллюстрацию к литературному произведению, то показываете, насколько хорошо вы его знаете, а иногда и оригинально это осмысливаете. Ведь многие из вас не просто воспроизводят в своих рисунках отдельные эпизоды, сцены из любимых книг или образы полюбившихся им героев, а начинают активно домысливать возможное развитие сюжета, выражать свое, подчас очень живое, взволнованное отношение к содержанию читаемой книги, к ее героям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известными русскими художниками.

 Определите, какие из них выполнены В. А. Серовым и какие В. А. Ватагиным.

Верно, вы хорошо запомнили творческие особенности выполнения рисунков этих художников.

Перед художниками всегда встает задача образного решения анималистического рисунка. Если внимательно приглядеться к каждому животному, то легко можно увидеть в нем определенный уже готовый образ. Гнев, страх, ярость, материнская ласка, любопытство, растерянность легко прослеживаются в поведении многих зверей и птиц, у обезьян.

Замечательный художник-анималист В. А. Ватагин, говоря о создании образа в анималистическом искусстве, пишет: «Кроме внешней стороны, я всегда искал в этюде и старался выразить характер, присущий данному зверю или птице, передать его индивидуальность, его эмоциональное состояние, в конце концов, создать портрет животного, именно портрет как индивидуальный образ, насыщенный эмоциональным содержанием. Всякий, кто наблюдал животных, имел с ними дело, кто с добрым вниманием относится к ним, тот знает, как разнообразны и сложны их переживания, как разнообразны их эмоции, как выразительны их чувства радости или огорчения, ласки или обиды, злобы, тоски или самоотверженного чувства материнства». Ватагин сам стремился воплотить свои слова в реальность, находя в самой жизни, натуре выражение нежности, сосредоточенности, степенности, суровости, тоски.

V. Работа над новым материалом.

 А почему художникам-анималистам так тяжело выполнять рисунки?

Верно, рисование живых животных с натуры представляет собой много сложностей. Во-первых, в наше время в городе животные в основном находятся в зоопарке (причем в крупных городах), что очень неудобно с точки зрения учебного рисования.

Во-вторых, животные очень подвижны и их трудно, подчас невозможно, изображать с одной, фиксированной точки зрения. Поэтому и В. Серов, и В. Ватагин обычно ограничивались, как и все анималисты, выполнением быстрых набросков и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, домашних животных. А выполнение же длительных работ ведется обычно с чучел животных.

В любом случае, ведется ли рисунок с живого животного или с его чучела, надо знать хотя бы основное его анатомо-конструктивное строение, то есть строение скелета и расположение мускулатуры.

Изображение по памяти и представлению животных в цвете.

Рассмотрим животных, нарисованных вами на прошлом уроке.

 Какие ошибки в передаче пропорций вы совершили?

 Какие позы наиболее характерны для изображенных животных?

Художники  в  зависимости  от  поставленных  задач,  характера  формы животного, его шерстяного покрова и оперения выбирают не только определенную изобразительную технику, но и способ выполнения быстрого рисунка.

В изобразительном искусстве используются широко следующие способы быстрого рисования:

– одними линиями;

– линиями с одновременной проработкой наброска штрихами;

– выполнение наброска с применением элементов схемы построения;

– выполнение наброска тоном, «пятном».

VI. Анализ цветовой окраски кролика.

 Каков кролик по цвету?

 А какие еще цвета можно взять для выполнения кролика в цвете?

 Как с помощью цвета передать объем животного?

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах (см. Приложение).

1. Цветовая проработка рисунка начинается с нанесения общего цвета животного. Поскольку мы изображаем животных без фона, следует найти на  палитре  красочную  смесь,  которая  была  бы  такой  же,  как  и  цвет животного. Легким прозрачным красочным слоем, вливая цвет в цвет «по сырому», закрашиваю весь силуэт кролика с расчетом на дальнейшие прописки.

2. Выполняю цветом участки, которые расположены в тени (собственную тень, полутень). Обращаю особое внимание на окраску таких частей тела, как спина, подбрюшье, грудь, голова, конечности, хвост.

3. Теперь надо усилить цвет, уточнить и конкретизировать цветом форму и объем отдельных участков фигуры животного, изгибы и повороты шеи, спины. При этом продолжаю уточнять форму тела и цвет окраски волосяного покрова животного. Лепку формы цветом выполняю с применением мазка по форме. Такая техника живописи придаст работе энергичность и выразительность.

4. Большое внимание уделяется передаче фактуры шерстяного покрова животного, оперения животного, их направлению и распределению. Для этого отдельными мазками тонкой кистью передаю направление шерсти на отдельных участках животного, стараюсь с помощью мазков передать мягкость и пушистость кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполняя в цвете самостоятельно рисунок вашего домашнего животного, постарайтесь передать через подбор красок и характер мазка образ вашего любимца. Помните: чтобы научиться создавать убедительные образы птиц, животных, хищников и травоядных представителей животного мира с яркой или покровительственной окраской оперения и волосяного покрова, в движении или состоянии покоя, нужно, прежде всего, проникнуться чувством любви к этим удивительным созданиям природы, восхититься ими.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске представлены лучшие работы. Эти рисунки отличаются тем, что здесь убедительно переданы образы домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

 Какой вид изобразительного искусства называют графикой?

К графике относятся те произведения, в которых изображение создается при помощи линии. Она остается карандашом на листе бумаги или резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение потом оттискивается на бумажный лист.

tak-to-ent.net

Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные» страница 3

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

  • Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

    Верно, эта загадка о кролике.

    • Маленький, беленький,

      По лесочку прыг, прыг,

      По снежочку тык, тык.

      Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

      И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

      • Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

        • Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

          Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

          Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

          Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

          Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Рисование животных. Котёнок»

Здесь Вы можете скачать Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Рисование животных. Котёнок» для предмета : Изо. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38»

Г. Рязани

Презентация и конспект урока

изобразительного искусства в 3 классе по теме

« Рисование животных. Котёнок»

Подготовила

учитель начальных классов

Болховитина Лидия Ивановна

г. Рязань

2012

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Презентация урока

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме «Рисование котёнка»

Цель урока: научить детей рисовать котёнка поэтапно карандашом

Ход урока:

  1. Введение. (звучит песня «Я-кошка». Текст песни - Ирина Муравьёва) Слайд1.

Кого мы будем сегодня рисовать?

1) Загадка о котёнке.

Острые ушки,На лапках подушки,Усы как щетинка.Дугою спинка.Днем спит, на солнышке лежит.Ночью бродит, на охоту ходит.

2). Видеоряд « Мой любимый котёнок» Слайды 2-5.

  1. Рисование котёнка поэтапно. Слайды 6 – 15

Шаг 1Для того, чтобы правильно его нарисовать, нужно разобраться, из чего же он сделан. Из чего, из чего, из чего сделаны наши котятки?.. Естественно, из головки, тушки, лапок (4 шт.) и хвостика.

Все формы очень простые: туловище и передние лапки напоминают сардельки, задние лапки – сардельки, голова – сплюснутый шарик, ушки – закругленные треугольники.

Шаг 2Теперь соединяем части воедино. Естественно, не просто прикладываем одна к другой . Их нужно прирастить. Представьте себе, что лепите котёнка из пластилина – вы делаете тело, лапку, а потом верхней частью вдавливаете ее в тело и смазываете пальцем место соединения. Так и здесь. Переход от тела к лапкам должен быть плавный, не забывайте, что котенку на них еще ходить и прыгать! Если мордочка вполоборота, то дальнее ушко нужно повернуть: оно станет уже, и внутренности ушка почти не будет видно.

Чтобы картинка смотрелась более живой: не рисуйте прямыми линиями! Также не рисуйте весь объект одной простой дугой. Посмотрите на ближнюю переднюю лапку: она не прямая, не вогнутая и не выгнутая, она изгибается в обе стороны!

Шаг 3Теперь пририсовываем глазки и носик. Рисуем их в нижней части головы, оставляя котенку побольше места для лобика. Глазки рисуем почти на одном уровне с носиком, фактически внутренние уголки глаз и нижний угол носа образуют тупоугольный треугольник. Не забываем о том, что голова не круглая, а шарообразная. То есть, объемная, поэтому даже при малейшем повороте будут небольшие искажения.

Шаг 4Прорисовываем зрачки. Аккуратно нарисуем носик, глазки, намечаем бровки и ротик (так можно сделать мордочку более выразительной).

Шаг 5

Теперь контур и черты мордочки готовы. Но котёнок же не должен быть лысый! Это не сфинкс, это обычный котенок. Нужно сделать его шерстяным. Поэтому, прежде чем рисовать шерсть, вытираем четкий темный контур котенка. Теперь раскрашиваем глазки. Сверху темным, внизу светлая дуга, вверху белый блик.

Шаг 6Теперь можно сделать контур шерстяным. Рисуем на месте старого контура шерстинки.

Внимательно рисуем хвостик. Многие любят сразу пририсовывать метелку, чтобы было пышнее и красивее. На самом деле тоненький, сужающийся к концу хвостик смотрится намного трогательнее!Шаг 7

Самая кропотливая часть – заштриховываем котенка шерстинками. При этом следим, чтобы шерстинки росли в правильную сторону, не продолжали друг друга и не сливались. Можно сделать несколько полосок на хвосте и оставить белую грудку.

Шаг 8Шерстяной, но плоский. Некрасиво. Нужно добавить объем! Добавляем его по краям лапок, тела, головы аккуратными полукруглыми штрихами. Штрихуем от края к середине по дуге! Выделяем дугообразные полоски. Дальнюю лапку нужно делать темнее ближней. Также можно положить тени на лапах над пальцами и над носиком (треугольную). Закрашиваем ушки в глубине.

Шаг 9Вот, уже красиво! Теперь усиливаем все тени, потому что их пока мало. Если где-то получилось очень темное место, осветлите стёркой. А по краям добавляем беспорядочных тонких шерстинок, чтобы оживить картинку. Не забываем про усы: они растут на мордочке возле носа, на бровях и в ушах. Теперь нужно котёнка поставить на поверхность, тут нам на помощь придет тень, при желании можно придумывать что-то еще.

Шаг 10Из этих же простых форм, комбинируя их, изгибая, можно составлять различные позы. Ничего, если не все эскизы будут удачные, всегда можно нарисовать несколько штук, отобрать наиболее удачный и перерисовать в альбом.

  1. Итог урока Выставка работ Слайды 16 - 20

Источники:

  1. http://ejka.ru/blog/risunok/1047.html

  2. http://slavclub.ru/zagadki/zivotnie/1336-koti.html

  3. http://www.rewalls.com/download/43561/1280x1024/

4. http://www.moskva.fm/artist/ирина_муравьева/song_1128862

docbase.org

Урок ИЗО в 3 классе "РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)"

 

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

 А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

 Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

 А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

 А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

 А где можно гулять с собакой?

Верно, с собакой гуляют в специально отведенных для их выгула местах.

 У кого из вас есть собака или кошка?

 Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть, вы уже видели, как животные трутся о заборы, деревья и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

 Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки, сделанные карандашом и тушью, гравюры, плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое строение человека и животных имеет много общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца часто называют трусишкой. Это не так. Ведь трус от страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется он длинными прыжками, стелет по земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

             А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Фигуры животных мы рассмотрели, и я их убираю (см. Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

Верно, вы рассматривали репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова.

 

utinye-uroki.ru

Конспект урока по ИЗО «Рисование по памяти и представлению. «Домашние животные»»

УрокРисование по памяти и представлению.«Домашние животные»(карандаш)

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадки.

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

– Верно, это баран.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?

– Правильно, это собака.

Хвост крючком, а нос пятачком?

– Точно, это свинья.

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет?

– Верно, это кот.

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?

– Верно, это коза.

 А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

IV. Вводная беседа.

Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

 Каких еще домашних животных вы знаете?

Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.

 Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.

 А где держат животных?

Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.

 А кого еще мы относим к домашним животным?

Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.

 А где можно гулять с собакой?

Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.

 У кого из вас есть собака или кошка?

 Какую пользу для человека приносит собака?

Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом с погибшим хозяином.

Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы: кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние животные по-прежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.

Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть,  вы  уже  видели,  как  животные  трутся  о  заборы,  деревья  и оставляют на них шерсть. Часто в это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть, отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали – «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки известны во всем мире.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

 Как зовут таких художников?

Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».

Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!

Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.

Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки,  сделанные  карандашом  и  тушью,  гравюры,  плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же  рисунок  или  гравюра  не  иллюстрация,  а  самостоятельное  произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое  строение  человека  и  животных  имеет  много  общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).

 О ком эта загадка?

Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Верно, эта загадка о кролике.

 А эта загадка про кого?

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.

И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.

 А в чем у них разница?

Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с травой.

 А кролику надо менять цвет меха?

Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.

Весной заяц буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.

Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.

Зайца  часто  называют  трусишкой.  Это  не  так.  Ведь  трус  от  страха теряет голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.

Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется  он  длинными  прыжками,  стелет  по  земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит, что пора удирать.

ЗАЙЧИК

…………………….

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

                А. Блок. 1906 г.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Фигуры  животных  мы  рассмотрели,  и  я  их  убираю  (см.  Приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.

2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал, голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.

3. Прорисовываю основные пропорции животного.

4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

www.alllessons.ru


Смотрите также