Конспект НОД "Дымковская барыня". Конспект нод рисование дымковской барышни в старшей группе


Конспект НОД "Дымковская барыня"

Конспект интегрированной НОД

Тема: «Дымковская барыня».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства:

• мультимедийные – презентация;

• литературные стихи;

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(Дети становятся в круг).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? ( Рассуждение детей).

Воспитатель: Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке начнем рассказ!-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).

- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? (Да).

- Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация: презентации.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).

10. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).

Физкультминутка.

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) Хохотушки вятские (Улыбка друг другу с поворотом) Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя) Кумушки посадские. (Небольшие приседания) У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс) Щёчки будто яблочки, (Легкие прикасания к своим щекам) С нами издавна знаком (Стойка прямо) Весь народ на ярмарке. (Поклон).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц.  Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

1 Во что она одета? (юбку, блузку)

2 Какой формы юбка? (как колокол)

3 Что одето на юбку? (фартук)

4 А на голове что? (кокошник).

Обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка).

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(ответы детей).

(Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания.

3. Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись».

4. Завершение образовательной деятельности.

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей. 

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).

infourok.ru

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Дымковская барышня»

Непосредственно-Образовательная Деятельность по ИЗО в старшей группе.

Тема: «Дымковская барышня»

Цель: Расширять знания о дымковской игрушке; Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи; Закрепить приёмы рисования прямых линий (всем ворсом- широкая линия, кончиком кисти- тонкая) ; Упражнять в умении создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; Воспитывать уважение к труду народных умельцев, умение восхищаться их творчеством; Развивать воображение, творческие способности.

Словарная работа: ярмарка, кокошник, валяльщик.

Материалы: кисти, гуашь, стаканчики для воды, салфетки, фигурки барышень из папье- маше или глины на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, магнитофон, предметы народного промысла (валенки, самовар, платки, деревянная посуда, игрушки) .

Ход занятия: Под весёлую музыку дети заходят в зал. Их встречает воспитатель в русском костюме.

Вос- ль: Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла!

Поспеши и млад и стар посмотреть на наш товар!

Веселись честной народ, праздник ярмарка несёт!

Вот такими словами зазывали скоморохи покупателей на ярмарку. А вы знаете, что такое ярмарка? Ярмарка- это место, где можно купить и продать всевозможный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ между рядов, а товаров так много, что глаза разбегаются. Издавна славился русский народ умелыми руками, не даром про его изделия говорят- русские чудеса. Я сегодня хочу познакомить вас с изделиями русских умельцев, которые пользовались наибольшим спросом у гостей ярмарки.

Вот валенки теплые да мягкие, для взрослых и детей малых. Их привезли на ярмарку мастера- валяльщики. Так как валенки валяют из шерсти животных, мастеров называют валяльщиками. Давайте повторим это слово все вместе (несколько индивидуальных повторов). В таких валенках никакие морозы не страшны.

А вот платки расписные посадские. Они украшение любой модницы. Постарались ткачи, создали такую красоту.

А это платки пуховые, мягкие да пушистые, кружевные да легкие, и в стужу согревают и хозяйку украшают. Их привезли на показ покупателю мастерицы- кружевницы.

А вот ложки деревянные, расписные да яркие. Такой ложкой и есть приятно и обжечься трудно. В деревянной посуде продукты хранятся дольше свежими, поэтому товар мастеров резьбы по дереву раскупался бойко.

А вот самовар пузатый, блестит своим медным боком. Это чудо привозили на ярмарку медных дел мастера. Самовар на столе был главным, вокруг него собиралась вся семья, пили чай с баранками, вели беседы. Ах, какой вкусный чай из самовара!

Много на ярмарке товара нужного и полезного. Но больше всего радовались празднику дети. Ведь со всех концов России- матушки везли умельцы на ярмарку игрушки. Матрёшки расписные, свистульки звонкие, куклы да лошадки. Очень большим спросом пользовались у покупателей игрушки дымковских мастеров. А вы узнаёте дымковскую игрушку?

Дети: Да!

Вос- ль: А как вы её узнали среди других игрушек?

Дети: По росписи.

Вос- ль: Правильно, ребята, по росписи. У дымковских мастеров своя особенная роспись, состоящая из простых незатейливых элементов. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Кружочки, колечки, точки, линии прямые и волнистые.

Вос- ль: Молодцы! Каждый элемент имеет своё обозначение: кольцо символизирует солнце и каравай хлеба, волнистая линия символ воды, точка- звезды, прямая линия- дорога. А какие цвета использовали дымковские мастера при росписи своих изделий?

Дети: Красный, синий, жёлтый, зеленый, розовый, оранжевый и многие другие цвета.

Вос- ль: Правильно! Цвета яркие, весёлые, праздничные. Вот и игрушки получались красивые и весёлые, нравились и детям и взрослым. Ребята, давайте посмотрим, какие бывают дымковские игрушки? Это дымковская барышня- водоноска. Она несёт коромысло с полными вёдрами воды. А эта барышня- нянька, она собрала вокруг себя детей разного возраста. Эта барышня угощает гостей вкусными блинами, а эта вышла на прогулку, одевшись в свой самый красивый наряд. Обратите внимание, у всех кукол широкие юбки, яркие блузки и головные уборы. У этой барышни- шляпка, а у этой- кокошник. Давайте вместе с вами повторим и запомним это слово (несколько индивидуальных повторов) .Обратите внимание, элементы росписи у всех барышень одинаковые, а узор получается разный. А какие ещё дымковские игрушки вы знаете?

Дети: Индюк, лошадка, курочка с цыплятами, олень и баран.

Вос-ль: Молодцы! Игрушек много (слайды с картинками игрушек идут на мультимедийной доске) .Вам нравятся игрушки?

Ребята, на ярмарке не только продавали и покупали разные товары, но и веселились, пели песни, играли в игры или водили хороводы. Давайте и мы станем в хоровод. Становись честной народ на веселый хоровод!

(Хоровод под русскую народную музыку, например «На горе то калина») .

Молодцы, весёлый получился хоровод. Но мастера не только возили продавать свой товар, но и показывали желающим своё мастерство. На ярмарке была у мастера своя мастерская. Давайте заглянем туда. Посмотрите, сколько здесь белоснежных барышень? А вы знаете, кто в мастерскую входит, тот мастером становится. Давайте сделаем их яркими и нарядными. Тогда надеваем фартуки и принимаемся за работу. Занимайте свои рабочие места. Для начала давайте с вами вспомним, как мы будем расписывать наших барышень, какие приёмы мы используем в нашей работе. Сядем по- удобнее, спинки ровные. Возьмём кисточку в правую руку, попробуем на ладошке нарисовать широкую линию. Её мы рисуем, приложив кисточку всем ворсом плашмя. Получается? А если мы будем рисовать кончиком ворса кисти, то у нас получится тоненькая линия. Точки мы тоже рисуем примакиванием кончика ворса кисти. Ребята, помните, что расписывать наших барышень мы начинаем сверху, с кокошника, затем блузу, а затем юбку. А теперь давайте закроем глаза и представим, каким узором мы будем расписывать наряд наших красавиц. Представили- теперь за дело!

(Дети рисуют, воспитатель следит за ходом работы, помогая при необходимости на своем листе бумаги. Для удобства дети поворачивают тарелочки, на которых стоят фигурки барышень).

Вос-ль: Ребята, заканчиваем работу. Давайте вместе рассмотрим наши работы. Вам они нравятся? А какая больше всех нравится тебе? Почему? (Опрос детей). Мне тоже очень нравятся ваши барышни. Правильно говорят: каков мастер, такова и работа. Молодцы, все постарались. Ребята, а что нового мы сегодня узнали?

Дети: Что такое ярмарка.

Вос-ль: С каким промыслом познакомились?

Дети: Изготовлением валенок валяльщиками.

Вос-ль: Посмотрите на наших барышень. Как называется их головной убор? Дети: Кокошник.

Вос-ль: Кончил дело- гуляй смело! А я приглашаю вас на чай из самовара, с пряником и сушкою, пышною ватрушкою. Дорогие гости. Заходите, с нами почаёвничайте!

xn----8sbbmg4agdud5cyc.xn--p1ai

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Дымковская барышня»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Дымковская барышня»

Участники: воспитатель (в роли дымковской барышни),дети.

Цель:

- вызвать интерес детей к росписи дымковской игрушки;

- закрепить знание детей об элементах дымковской росписи;

- побуждать упражняться в технике прорисовывания овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий;

- закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом кисти;

- учить располагать узор на полукруге;

- развивать чувство цвета, симметрии, ритма.

Медиаобъекты: тихая музыка, веселая музыка, слайды деревеньки Дымково.

Материал к занятию: демонстрационный

- Костюм воспитателя- расписной кокошник, длинная юбка.

- Образцы узоров дымковской росписи.

Раздаточный:

- для каждого ребенка - бумажные контуры дымковских барышень;

- таблица элементов росписи;

- тычки;

- палитра;

- гуашь разного цвета

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек.

Проведение дидактических игр: «Узнай элемент, «Найди пару»

Ход занятия

Воспитатель (в наряде дымковской мастерицы):

Здравствуйте, ребятишки! Узнали меня?

Я, мастерица, из Дымково. Пришла к вам по делу. С давних времен в нашем селе мастера делают красивые глиняные игрушки, потом расписывают их яркими красками.

Село наше называется «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым из печи.

Так бы мы и делали наши чудесные игрушки и радовали людей, если бы не случилось несчастье: злой волшебник Чернушка украл все наши краски, и мы остались без работы. Нечем теперь расписывать дымковских барышень.

Я привезла вам все, что мы успели нарисовать, и прошу вас, помочь завершить работу и расколдовать барышень от заклятья волшебника.

Согласны?

(достает из коробки силуэты дымковских барышень, показывает одну из них).

Посмотрите, какая грустная барышня. Как, вы думаете, почему?

- (у неё юбка белая, без рисунков).

А теперь посмотрите на мой наряд. Что на мне надето?

- (юбка, кофта с воротником. кокошник).

Как украшена моя юбка? Какие элементы вы видите на моей юбке?

Нравится вам этот узор?

Давайте поможем нашим заколдованным барышням и украсим их юбки.

Но прежде, рассмотрим образцы тканей, которые я принесла с собой.

Смотрите, какие красивые узоры. (показывает два образца)

Чем они отличаются? (ответы детей)

Верно, здесь нарисованы кольца, а здесь линии.

Кольца круглые, чтобы из далека были видны. Какого они цвета?

Смотрите, узоры на ткани повторяются. Как расположены полоски на ткани?

(показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии).

Как вы будете рисовать прямые линии (кистью плашмя, показывает на рисунке).

Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой «булочку».

Почему нельзя? (должен повторяться один и тот же узор)

А как можно нарисовать «Булочку», чтобы они получались одинаковые?

Конечно, просто примакиванием.

Если вы будете рисовать горошины, лучше рисовать тычком, тогда они будут одного размера, и узор будет ещё краше.

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы составить красивый узор.

Физминутка.

Привезли мы глину с дальнего бугра

infourok.ru


Смотрите также