Конспект урока по ИЗО во 2 классе на тему Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур. Конспект рисование узора в полосе


Урок изобразительного искусства "Узор в полосе"

Конспект урока по изо в 1-ом классе.

Тема: « Узор в полосе»

Цель: знакомство с орнаментом, обучение учащихся пониманию

цветосочетания, закрепление навыков при работе с кистью и

красками, развитие эстетического вкуса.

Материалы: заготовки треугольников из цветной бумаги разных цветов,

белые полосы бумаги, таблицы с изображением

геометрических и растительных узоров, кисти, краски, бумага,

салфетки, предметы украшенные узором в полосе.

Словарная работа: орнамент, ритм, домашняя утварь.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа, что такое узор.

    • Что такое орнамент и для чего он нужен.

    • Какие бывают узоры.

    • Знакомство с предметами, украшенными геометрическими узорами.

3. Как получить узор. Практическая работа.

4. Физ. Минутка.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6. Выставка детских работ.

7. Анализ урока.

8. Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1. Организационный момент:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, краски

Всё нарисуем – были б краски

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

Сегодня к нам в гости пришёл слон из цирка. Он очень озабочен тем, что подставка на которую он становился на арене цирка пришла в непригодный вид. Весь узор стёрся, краски потускнели и стало непонятно какой цвет с каким чередовался. Как вы думаете мы сможем помочь нашему гостю?

2. Беседа о том, что значит орнамент.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира. Рассматривание узоров разного вида.

Мы с вами сегодня познакомимся с узором или сказать иначе, орнаментом, из геометрических элементов. Демонстрация узоров, состоящих из геометрических фигур.

Основное назначение орнамента – украшение предмета.

Знакомство с предметами, где можно встретить орнамент в виде

геометрических фигур: посуда, полотенец, ковры, одежда.

Демонстрация предметов.

3. Как можно получить узор?

  • Сегодня мы с вами будем украшать подставку для слона, но прежде, чем приступить к работе, нам нужно немного потрудиться.

Оказывается, не так-то просто подобрать узор. Не все цвета могут

сочетаться друг с другом, или давать нужный вам эффект.

У вас на столах чистые полоски бумаги и вырезанные из цветной

бумаги

геометрические фигуры, равные по размеру, форме, но разные по цвету.

Вот мы с вами попробуем подобрать цвета треугольников, которые

будут сочетаться и расположим их на полосе так, чтобы треугольники и

их цвета повторялись через определённые расстояния и в определённой

последовательности, что в изобразительном искусстве называется

ритмом.

4. Физ.минутка:

1.2.3.4.5

Приподнялись,

Чуть присели и соседа не задели

А теперь придётся встать

Тихо сесть и рисовать .

Только после того, как вы выбрали чередование цвета, которыми будете

украшать узор, можно приступать к работе. Но прежде, чем взять

кисточку в руки нужно вспомнить правила пользования кисточкой и

краской. Т.Б. пользования кисточкой и краской.

5.Самостоятельная работа учащихся.

6. Выставка детских работ.

7.Анализ урока.

С какими новыми словами вы сегодня познакомились? Что нового вы сегодня для себя узнали?

В каком цвете вы закрасили сегодняшний урок.

8. Уборка рабочих мест.

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему "Рисование узора в полосе" 5 класс (для детей с ОВЗ)

Урок изобразительного искусства

Тема: Рисование узора в полосе из веточек с листочками и ягод, из веточек с листочками и цветка.

Цель: составление растительного узора в полосе

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятиями «узор», «ритм», «орнамент», учить рисовать.

Воспитательные: воспитать аккуратность, самостоятельность в работе.

Развивающие: развить фантазию, внимание, творчество.

Оборудование: альбом, простой карандаш, краски, кисти, палитра, шаблоны.

Наглядные пособия: образцы, карточки с элементами.

Ход урока:

1. Оргмомент: Посмотрите, все ли готово у вас к уроку. Садитесь.

2. Вступительная беседа

С давних времён люди стали украшать разные предметы быта.

  • Сошьёт мать дочери сарафан и украсит его тесьмой по краю подола.(Показ иллюстрации) «Расцветёт» сарафан.

  • Дед выдолбит деревянную чашу, да узором украсит. (Показ иллюстрации). Пусть радует глаз.

  • Разошьёт бабушка край полотенца узором небывалым, нитками разноцветными.

- Зачем это делали? Для красоты.

Рассмотрите элементы рисунков узора.

Элементы узора: травка, цветы, ягоды, бутоны, листочки, плоды.

Сегодня мы будем рисовать растительный орнамент в полосе.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

В каждом орнаменте есть свой ритм. 

Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.

- Посмотрите на орнаменты на этом рисунке, попробуйте найти ошибки. Верно.

- А теперь немного поиграем. Посмотрите, наши листики и цветочки все рассыпались .Кто может их собрать обратно?

- Каждый из вас попробует составить свой орнамент из готовых элементов, соблюдая ритм.

Каждый учащийся составляет свой орнамент на парте.

- А теперь, вы должны будете выполнить такой узор в альбоме сначала карандашом, а затем красками. Но сначала скажите, из чего может состоять растительный орнамент?

Дети: Из листиков, грибочков, ягод, фруктов…

3. Работа над рисунком:

Как мы располагаем лист?

Горизонтально

Нужно расчертить лист, разделив его на квадраты.

Для этого им необходима линейка и простой карандаш. Как чертить квадрат вы знаете. Его размер 7x7 см.

В каждом квадрате вы и будете выполнять узор.

В узоре могут быть:

- листики;

- веточка.

- ягодка

-цветок

Первый элемент - это веточка с листочками, а второй элемент выберете сами. (Использование шаблонов)

- На листе бумаги составьте орнамент, соблюдая ритм. Шаблоны обводим

карандашом. 

- Готовый растительный орнамент в полосе, расписываем   красками.

Можете немного пофантазировать и добавить свои элементы в рисунок.

Пусть у каждого получится свой орнамент, непохожий на другие.

Физминутка

 Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Приступаем за урок!

4. Практическая творческая деятельность учащихся.

Выполнение узора в полосе. Помощь учителя.

5. Подведение итогов

  • Сегодня мы рисовали растительный узор.

  • Вспомните, как называется узор, который повторяется? (орнамент)

  • Из чего может состоять орнамент?

  • Как чередуются элементы орнамента? (в определённом ритме)

  • А что такое ритм?

  • Ритм – это чередование элементов.

6.Анализ работ

Дети отмечают что им понравилось в работе, что вызвало затруднения.

7.Выставка работ, выставление оценок

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Орнамент в полосе»

МБОУ «Среднеобразовательная школа № 14»

План-конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству в 2 классе

Учитель: Капичникова С.

Новокузнецк

2015

План-конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству во 2 классе.

Тема:«Орнамент в полосе»

Цель урока: Формирование знаний об орнаменте и его элементах;

Задачи:

Обучающая: Познакомить детей с различными узорами , создать условия для формирования навыков выполнения орнамента.

Развивающая: Развитие инициативы и творчества учащихся.

Воспитывающая: Воспитание эстетического вкуса, чувства стиля, уважения к народным традициям, культуры труда.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Изучение новых знаний

Оборудование: Для учителя:

План-конспект, наглядности.

Для учащихся:

Акварель, кисти, баночка для воды, лист бумаги, простой карандаш, ластик.

План урока

1.Орг .момент

2.Подвдение к теме

3.Изучение нового материала

4.Практическая работа

5.Подведение итогов

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята, садитесь!

(проверка готовности к уроку)

Проверь, дружок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Готов ли ты начать урок?

Альбом, кисти, краски!

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Подведение к теме.

Оглядись, посмотри, как красиво –

Из орнаментов разных узор

На обоях, ковре. Белый с синим

На клеёнке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,

На платочках - квадратиков ряд,

И на мамином сереньком платье

На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках

Составляют цветочный набор,

А на стёкла зимою налипнет

Из снежинок и льдинок узор

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об орнаменте в полосе.

И сами нарисуем свой орнамент в полосе.

3)Изучение нового материала:

Человек с давних пор привык жить так, чтобы его окружала красота. Сначала это была природа:

(деревья, бабочки, насекомые, мороз на стеклах)

Потом человек начал украшать своё жилище, одежду. Для этого он использовал узор.

Узоры использовались в резьбе по дереву при изготовлении мебели, икон.

Его рисовали на предметах быта коробах, шкатулках, прялках.

Мастера наносили узоры на посуду (Гжель, Хохлома)

Искусные рукодельницы при помощи узора украшали одежду, плели кружево.

Расписывали игрушки.

Итак, тема урока – «Орнамент в полосе»

Орнамент -узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.),

Практическая часть:

Построение узора на альбомном листе.

Если это узор в полосе, значит надо построить полосу.

Расположите лист горизонтально.

Возьмите линейку и карандаш.

От левого верхнего угла вниз отметим точки 6 см и 14 см.

От верхнего правого угла вниз тоже отметим точки 6 см и 14 см.

Соединим полученные точки. У нас получилась в центре листа полоса.

В этой полосе вы будете рисовать свой орнамент, узоры могут быть разнообразные на ваш выбор! Обратите внимание на доску, там вы увидите различные орнаменты.

Подведение итогов.

Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

( мы узнали, что такое орнамент)

Ребята, а для чего используют орнамент?

(для украшения одежды , мебели и.т.д..)

Кто не успел сделать свой орнамент в цвете, доделайте дома.

Спасибо за урок!

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО во 2 классе на тему Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной

школе VIII вида (2 класс)

с использованием игровой технологии

Тема: « Рисование узора в полосе из чередующихся

геометрических фигур».

учитель ИЗО Соколовской школы-интерната

Попкова Е.В

Цель урока - учить детей украшать геометрическим узором формы.

Задачи урока:

1.Учить детей работать с трафаретом.

Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.

2.Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.

3.Корригировать мыслительные процессы.

Оборудование урока: рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,

трафареты прямоугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Беседа. (4 мин.)

(Объявляется тема урока).

Наша тема урока называется Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур

Сегодня мы будем с вами составлять узор в полосе. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, прямоугольник. Как вы догадались? Сколько углов у прямоугольника? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? ( круг, квадрат, треугольник, овал). Покажите их на доске.

Возьмите в руки карандаши и все вместе мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.

1) Быстро кружится пчела,

Ведь она нектар несла.

Делает она за кругом круг

И зовет своих подруг!

( Водим карандашом в воздухе рисуя круги)

2) Муравей домой спешил

И соломинку тащил.

Братцы строят новый дом,

Будут жить зимою в нем!

( покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).

У вас на партах лежат трафареты прямоугольника. Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение. (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)

Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.

1) Расположите большой прямоугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.

2) Внутри большого прямоугольника обведите прямоугольник меньшего размера.

3) Обведите последний прямоугольник самого маленького размера.

4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо раскрасить узор в прямоугольнике. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны.

( демонстрация узоров для треугольников). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...

4. Самостоятельная работа учащихся.(15-16мин.) (музыка)

А теперь самостоятельно расписываем узор.

(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).

В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.

Учитель задает вопрос учащимся.

5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка.(2 мин.)

Под весенние напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз.

Вправо, влево головою,

Руки вверх, перед собою.

Топнем правою ногою,

Топнем левою ногою

И покрутим головою.

Голову поднимем выше

И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся. Выставление оценок (4-5 мин.)

На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно - учителем и учениками).

7. Подведение итогов.(2-3 мин.)

Учитель задает вопросы учащимся.

― Какая была тема сегодняшнего урока?

― Что мы рисовали?

― На какой предмет похож прямоугольник? (кирпич)

― Что мы нарисовали в прямоугольнике? (узор)

― Какую форму имеют узоры в прямоугольнике? ( цветочки, сеточка, круги...)

Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.

Дежурные убирают рабочие места.

botana.cc

Конспект урока изо "Составление узора в полосе из кругов и квадратов"

Тема: Составление узора в полосе из кругов и квадратов.

Цель: Учить выполнять составлять узор в полосе из кругов и квадратов.

Задачи:

  1. Образовательные:формировать умение последовательно строить геометрический орнамент, используя линейку; совершенствовать навыки работы цветными карандашами.

  2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (сравнение, обобщение, анализ, синтез).

  3. Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность.

Зрительный ряд: образец изделия, динамическая таблица, изображения различных вариантов геометрического орнамента.

Оборудование: альбом, цветные карандаши, линейка, ластик, простой грифельный карандаш, шаблоны квадрата, шаблоны кругов, карточка с надписью «орнамент».

Ход урока

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Слайд 2

Девиз урока

Я всё смогу.

Я всему научусь

Я очень внимательный

Я хочу учиться

Я хочу много знать

Я хороший ученик

Рисование.

2. Вводная бе-седа

- Дети, что мы рисовали на прошлом уроке?

Вывешивается карточка со словом «орнамент».

- Сегодня мы будем составлять узор в полосе из геометрических фигур а именно из кругов и квадратов.

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Работа по слайду 3 презентацию. Найди фигуры и подумай, каким цветом их нужно раскрасить.

- Посмотрите, какие разные могут быть орнаменты. Красивые они? Какой орнамент вам понравился? Почему? Слайд 4,5,6

- Из каких фигур составлены орнаменты?

- Какие фигуры можно увидеть в первом? Во втором? В третьем?

Геометрические фигуры

Квадрат, круг, овал, ромб, треугольник, прямоугольник.

Из геометрических.

II. Основная часть

1. Анализ образца

- А мы будем рисовать вот такой орнамент. Показ. Слайд 7

- Посмотрите, в какой форме выполнен орнамент?

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Какого цвета квадрат? Круг? Что находится в круге?

Квадрат. Круг

2. Пальчико-вая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук «здороваются».

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сгибают и разгибают пальцы на обеих руках.

3. Поэтапное выполнение работы с опо-рой на объяс-нение учителя

- Ребята, откройте свои альбомы.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем, с чего начнем?

- Как будем рисовать?

- Верно.

- Как нужно расположить шаблон на листе?

- Ребята, не забудьте, что шаблон располагаем в центре листа так, чтобы сверху и снизу было одинаковое расстояние. А теперь возьмите карандаш, обведите шаблон.

- Посмотрите внимательно, похож ваш рисунок на рисунок на доске? (учитель указывает на окончательный вариант орнамента, выполненного в карандаше).

- Значит, вы все сделали правильно.

Гимнастика для глаз

Дети следят за предметами на слайдах презентации. Слайд 8

- Что нужно сделать теперь, чтобы рисунок стал красивым?

- Посмотрите на рисунок на доске. Какого цвета квадрат? Какого цвета круг?

- Раскрасьте свой рисунок карандашами такого же цвета.

- Ребята, помните, что раскрашивать нужно аккуратно, не выходя за контур.

На протяжении всего урока учитель подходит к ученикам, указывает на ошибки, помогает их исправить.

По шаблону.

Обводят.

Да похож

Раскрасить.

Раскрашивают.

III. Заключи-тельная часть

1. Просмотр готовых рисунков

2. Подведение итогов

3. Рефлексия

Выставка работ.

- Посмотрите, какая работа самая аккуратно раскрашенная?

- Какая работа самая яркая?

- Какая работа вам понравилась больше всех?

- Дети, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Как называется узор, который мы рисовали? Из каких фигур он состоит?

- Вам понравилось рисовать?

- Ребята, вы все старались сегодня, хорошо работали. Молодцы!

- Дети показывают сигнальные карточки. Слайд 9

- Урок окончен. Уберите свои рабочие места. Спасибо за урок.

Составляли узор в полосе из кругов и квадратов

infourok.ru

Урок ИЗО 2 класс "Рисование узора в полосе.

Конспект открытого урока

по рисованию

во 2 классе.

Тема: «Знакомство с Полхов – Майданской росписью.

Рисование узора в полосе.»

hello_html_m220018d6.gif

Учитель технологии:

Столяренко И.С.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с Полхов – Майданской росписью.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с историей возникновения Полхов – Майданской росписи, с элементами росписи;

  • развивать у детей творческое воображение, художественный вкус на основе знакомства с народными промыслами, корригировать зрительную память, ассоциативное мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, желание порадовать окружающих.

Оборудование: образец, магнитная доска с набором элементов, цветные карандаши, альбомы, компьютер, карточка «наводка» (для словарной работы).

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте дети, садитесь. Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших партах.

- Ребята, а знаете, что я принесла нашу шкатулку с загадками. Давайте посмотрим, что в ней (достаю карточки с одной стороны картинка, с другой загадка):

hello_html_2c398a82.gif

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).

hello_html_m27e60b62.gif

Есть на Волге город древний, Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса! ( Городецкая живопись)

hello_html_m28823542.gif

Листочки, ягодки, цветочки,Стебелечек, завиток,Здесь хозяева три цвета:Черный, красный, золотой.Кто привез товар такой? (Хохлома)

hello_html_m5ecfda11.gif

Есть ещё для вас игрушка,Не лошадка, не Петрушка-Красавица девица,У неё сестрицы.Каждая сестрица-Для маленькой темница. (Матрешка)

- Вот видите, какие мы молодцы. Справились с заданием и вспомнили центры народного промысла. А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним - Полхово-майданским центром.

. hello_html_m683ef589.gifПредлагаю вам сесть в автобус и поехать туда, где как народные мастера будем рисовать узоры.

II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1. - Тема нашего урока «Полхов – Майданские узоры».

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с Полхов – Майданской росписью и как настоящие мастера будете украшать Полхов – Майданским узором разделочную доску.

Учитель излагает историю возникновения промысла:

Слайд 2. На юге Нижегородской области есть село Полховский Майдан. Он издавна славился своими расписными деревянными изделиями – посудой и другими бытовыми предметами, а позже и игрушками, которые здесь, как в старину называют «тарарушками». Это название расписных деревянных игрушек произошло от слова “тарарай” – шутник, сказочник. И точно – тарарушки сказочные, и весёлые.

Да забавные, ненаглядные.

Приедут родители с ярмарки, с базара,

Привезут домой они вороха товара.

Ну, а ребятишкам – девчонкам и мальчишкам-

Свистульки да игрушки – весёлые тарарушки.

- Ремесло быстро развивалось, но вначале посуда была неокрашенная. Позже на Полхов - Майданских работах появились яркие, пестрые краска. Слайд 3. Как правило, мужчины делали заготовки – так называемое «белье». Слайд 4. Женщины расписывали готовые изделия.

Слайд 5-25 .

- Посмотрите на экран. Слайд Это Полхов – Майданские изделия. Обратите внимание на предметы, которые изготавливали мастера. Какие цвета использованы. Какими элементами украшены изделия.

- Какие предметы украшали Полхов – Майданской росписью?

- Грибы - копилки, шкатулки, матрёшки, лошадки, солонки, доски, самовары и другие.

- Какими цветами красок они пользовались? (ответы детей)

- Основные цвета росписи: малиновый, фиолетовый, голубой, жёлтый, ярко-зелёный, тёмно-зелёный, красный, синий.

- Из каких элементов состоит роспись? (ответы детей)

- В Полхов – Майданской росписи используются цветы, листики, ягодки, яблочки, а также сюжетный рисунок.

- Обязательный прием Полхов - Майданской росписи – «наводка» - обводка рисунков черным цветом. Это новое слово, его нужно запомнить.

(На доске закрепляется слово для словарной работы «наводка»)

III. Сообщение нового материала.

- А теперь я предлагаю вам побыть мастерами и украсить Полхов – Майданской росписью разделочные доски.

- Посмотрите на образец рисунка.

- Как размещен рисунок? (по горизонтали)

- Из каких элементов он состоит?

- Что расположено в центре?

- В каком порядке расположены элементы, что сначала, что потом?

- Какие использованы цвета?

- Какого цвета фон?

- А теперь давайте вместе попробуем составить узор из элементов на магнитной доске.

(дети по очереди прикрепляют элементы к магнитной доске, в случае затруднения

учитель оказывает помощь)

- Нравится вам узор, который вы составили? Красиво получилось?

  • А теперь я предлагаю вам нарисовать такой же узор в своих альбомах. Возьмите простой карандаш.

  • Сначала нужно нарисовать линию, расположите её в середине листа.

  • Затем нарисуем элементы – листики, цветы, ягодки.

  • Простым карандашом работайте аккуратно, сильно не нажимая.

  • Теперь раскрасьте всё цветными карандашами.

  • Фон сделаем жёлтым.

IV. Самостоятельная работа детей.

В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь.

Физкультминутка.

V. Подведение итогов.

- Вспомните тему нашего урока. Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С каким новым словом мы познакомились? (наводка)

-Что такое «наводка»?

- Мы сейчас поиграе в игру «Угадай прмысел».

Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои работы

и работы одноклассников.

Выставление отметок в журнал.

У всех сегодня получились замечательные узоры!

Уберите свои рабочие места.

Урок окончен, спасибо!

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО" Узор в полосе"(5 класс)

Тема: Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

Цель: Познакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; развивать познавательные потребности, способности; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству.

Ход урока.

1.    Организация класса.

2.    Вступительная беседа.

Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, одежду, посуду. Все эти предметы он украшал по-своему. Если мы обратимся к временам наших бабушек и дедушек, мы увидим, что в основном все предметы быта изготавливались собственными руками. Это и орудия труда: грабки, косы, вилы; посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д.; это и одежда: рубахи, платья, кофты; это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески.

Предметы из железа изготавливали кузнецы. Человек, который хорошо умел изготовить посуду и другие предметы быта из глины, назывался гончар. Одежду в те времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси каждая незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой орнамент. Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» - это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Орнамент появился еще в глубокой древности несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга, пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.

Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Виды орнамента. Орнамент имеет три разновидности:

Ленточный

Замкнутый

Сетчатый

Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении.

Для выполнения узора используются контрастные цвета:

Красный – зеленый

Оранжевый – синий

Фиолетовый – желтый

Черный цвет придает выразительность узору.

Орнаменты бывают:

Растительные

Животные (зооморфные)

Символические

Комбинированные

Геометрические

Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.

Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.

-Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?

Так как у нас сегодня урок изобразительного искусства, то мы будем рисовать орнамент.

Задание: выполнить узор в полосе, состоящий из одного вида орнамента.

(Работа по шаблону)

Прорисовывание узора простым карандашом.

Правильный подбор цветовой гаммы.

Роспись узора при помощи кисти.

3.    Творческая работа обучающихся.

Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

4.    Рефлексия.

-Какие основные виды орнамента бывают?

- Каковы особенности орнамента?

5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок.

Дополнительный материал, используемый на уроке:

У нас в России живут поистине волшебники, создающие неповторимые, красочные узоры, это создатели дымковской игрушки.

Слобода Дымково находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки. Слободчане издавна делают глиняные игрушки. Главным образом это были свистульки. Ассортимент их разнообразен – это и барашки, и лошадки, всадники на конях. Стиль росписи красочный, яркий, жизнерадостный.

Городецкая роспись.

Жители села Городец, расположенном на берегу реки Волги,

занимались строительством и украшением домов. Дома они покрывали резьбой от конька до завалинки. Тут же работали мастера-игрушечники, балалаечники, сундучники. Они изготавливали и расписывали свои изделия. Для этого использовали яркие, красочные цвета: красный, зеленый, синий.

Хохломская роспись.

Хохлома – село, стоящее за рекой Узолой в Заволжье. Здесь расписывали волшебные узоры на золотом фоне. В основном деревянную посуду: ложки, чашки, сахарницы, вазы. Способ золочения дерева и письма по нему заимствовали у иконописи. На проолифленную доску тампоном наносили обыкновенный оловянный порошок, по нему писали красками, потом покрывали слоем специально сваренной олифы и ставили в протопленную печь калить. И делали это несколько раз. Олифа спекалась до такой густоты, что серебристое под ней казалось золотым и светилось.

В 1918 году в селе Семеново была организована школа художественной обработки дерева, которая выросла в большую фабрику – «Хохломская роспись». Орнамент – травка, точки-ягодки.

infourok.ru


Смотрите также