Конспект урока по изобразительному искусству.2 класс.Матрёшки. Конспект урока изо рисование матрешки


Конспект урока ИЗО "Русская матрешка"

Тема: История создания русской матрешки.(1 час)

Украшение матрешки узором. (1 час)

Цели: Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном

искусстве; развивать художественный вкус; графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива; активизировать творческое воображение; содействовать патриотическому воспитанию.

Оборудование: Репродукции декоративно-прикладного искусства: расписные

матрешки из Загорска, Семенова и Полхов-Майдана, методические таблицы «Декоративные приемы растительного мотива», «Этапы росписи матрешки», рисунки – раскраски для учащихся 1 класса.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Ребята, отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка).

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с историей русской матрешки, а также узнаете, какие виды матрешек изготавливают в нашей стране.

  1. Беседа об истории создания русской матрешки.

Русская деревянная кукла – матрешка родилась в конце XIX века в Сергиевом посаде. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме.

- В чем же секрет такого успеха и долгожития матрешки?

- Почему она стала русским сувениром за рубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа.

Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан (показ 1 таблицы). Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живет в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

  1. Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек.

Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрешек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится такой ряд: загорская, семеновская, полхов-майданская матрешки. (показ иллюстраций).

На загорской матрешке локальными цветами (например, красным, зеленым, синим) четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой», также называется и прием декоративной росписи. Он аналогичен приему «тычка». Только загорские мастера, украшая матрешку, часто работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным тампончиком наносят светлые пятна, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается своеобразный «лепесток» декоративного цветка.

Семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. И край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. В легкой и виртуозной манере письма цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы: центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе – Семенове.

Полхов–майданские матрешки появились тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области – центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и т.д.

Современные художники на одной из московских фабрик делают роспись матрешек в другом стиле. Они существенно отличаются от тех, с которыми мы только что познакомились. Для украшения матрешек используются сюжеты народных сказок и другие узоры. (Показ иллюстраций).

  1. Анализ иллюстративного материала – беседа.

  • Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрешки?

  • С помощью какого декоративного приема изображены цветы, украшающие фартук и платок матрешки?

  • Что держит в руке семеновская матрешка?

  • Какой узор украшает платок семеновской матрешки?

  • Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрешку?

  1. Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.

    1. Обведение матрешки по трафарету.

    2. Роспись лица.

    3. Рисование контуров платка, кофты, фартука.

    4. Декоративная роспись фартука, платка, кофты.

    5. Выполнение узоров в цвете.

  1. Самостоятельная работа.

Учащихся 4 класса выполняют работу по росписи матрешки.

Учащиеся 1 класса - раскрашивание матрешек по готовому рисунку-раскраске.

  1. Подведение итога урока. Выставка лучших работ.

infourok.ru

Конспект занятия по изо "Русская матрешка"

Тема: Русская матрешка.

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.

Задачи: - Познакомить с историей создания русской матрешки и ее видами.

- Научиться рисовать эскиз матрешки, используя элементы росписи.

- Развивать чувство цвета и ритма в узоре, мелкую моторику.

- Воспитывать интерес к народному творчеству, историческому наследию России.

Оборудование:

для воспитателя - плакат «Элементы росписи матрешки», «Виды матрешек», «Этапы работы над эскизом матрешки», мультимедийное устройство, мелодии русской балалайки в исполнении А. Архиповского и др., матрешки.

для детей - лист бумаги, карандаш простой, ластик, карандаши цветные, шаблон матрешки из картона.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна наша родина-Россия славилась своими мастерами. Где бы мы ни были-везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня, я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем, догадайтесь сами. Я загадаю загадку, а вам нужно будет отгадать ее.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская …. Матрешка.

Цель нашего занятия сегодня познакомиться с народной игрушкой-матрешкой, историей ее создания, видами росписи матрешек и самостоятельно выполнить эскиз этой игрушки.

3.Рассказ воспитателя об истории создания русской матрешки.

В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова в конце 19 века попала кукла - японец, а в нем мала меньше - вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Мамонтова попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но свою русскую. Взял Василий Звездочкин деревянный чурбачок и выточил на токарном станке заготовку для куклы. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, а ласково - Матрешкой. Это имя в те времена было очень распространено в России. Вот так и родилась первая матрешка-россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких кукол. (Рассказ сопровождается просмотром слайдов)

Очень понравилась такая игрушка мастерам из Загорска (сейчас это Сергиев-Посад) и начали они изготавливать матрешек в своих мастерских.

Этапы изготовления матрешки. (Смотрим слайды)

1. Изготовление деревянной заготовки (из липы, березы, ольхи).

2. Шлифовка заготовки.

3. Нанесение контура рисунка тонкой кистью.

4. Заливка краской (анилиновые, гуашевые краски).

5. Прорисовка деталей.

6. Обводка.

7. Покрытие лаком.

Виды матрешек: ( Смотрим слайды)

1. Загорская.

2. Семеновская.

3. Полхов-майданская.

Их названия зависят от того места, где их расписывают.

На матрешке из Загорска четко обозначены силуэты головного платка, кофты, фартука. Декоративная роспись скромно украшаем платок и край фартука. Загорские матрешки держат в руках петуха, корзинку, самовар и т.п. Для них характерно обводка контура черным цветом.

Семеновскую от других отличает большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние хохломы.

Роспись матрешек из Полхов-Майдана отличается большей условностью-вместо сарафана и передника - широкий овал, весь заполненный крупными цветами. Овал лица, нос, глаза, рот намечают черной краской, обрамляют завитками кудрей.

В настоящее время в России существует множество центров народных промыслов, где изготавливают матрешек. Существуют и авторские матрешки-куклы, изготовленные отдельными художниками и расписанные по их желанию вне всяких канонов. (Смотрим слайды)

Матрешка стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениром за рубежом. Матрешка символизирует дружбу, да любовь, пожелания счастья и благополучия.

А теперь послушаем стихи Владимира Моисеева о матрешке, в исполнении наших ребят:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То русская матрешка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все ее загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки…

Ее младшие сестренки.

Я секрет тот тоже знаю-

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две…и вот…

Матрешек целый хоровод.

4. Физминутка.

Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

Кто, скажите, сможет дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу.

Это тоже я могу.

И, как птица полечу.

Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу.

Если надо побегу.

Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!

5. Объяснение задания.

Выполнение эскиза матрешки, используя элементы росписи.

1. По готовому шаблону обводим контур матрешки.

2. Прорисовка лица.

3. Прорисовка основных элементов костюма и цветочного узора.

4. Цветовое решение.

Узор матрешки выбрать из предложенных образцов, приветствуется собственное составление узора.

6 Самостоятельная работа.

Дети начинают выполнять эскиз матрешки, звучит мелодия, исполняемая на русской балалайке в записи. Во время самостоятельной работы воспитатель подходит к детям консультирует, направляет, корректирует.

7 Подведение итогов.

Просмотр работ. Коллективный анализ выполненных эскизов. Приветствуется оригинальное авторское и удачное цветовое решение.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

multiurok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству.2 класс.Матрёшки

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2 КЛАСС

Тема: Декоративное рисование. Украшение узором игрушки-матрешки.

Цели:

- познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки;

- развивать художественный вкус и активизировать творческое воображение;

- развивать графические умения, связанные с приемами декоративной росписи цветочного мотива;

- воспитывать уважение к народному искусству;

- реализовать связь урока декоративной работы с уроком трудового обучения.

Оборудование: народная музыка по теме урока, рисунки матрешек; таблица «Порядок работы над матрешкой», таблица элементов декоративно-прикладного искусства, вспомогательные шаблоны.

ПЛАН:

  1. ОРГМОМЕНТ.

- Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам да радости. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем. А урок у нас необычный, урок-праздник. На наш урок прибыли матрешки

1 ученик:

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

2 ученик:

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

3 ученик:

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза.

И, пустив, в неповторимый танец,

Он, должно быть весело сказал:

4 ученик:

Ну и пой, гуляй по свету,

Весели честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

5 ученик:

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

- А как же появилась первая русская матрешка?

6 ученик:

Более ста лет назад в подмосковное село Абрамцево попала японская деревянная игрушка – японец, а в нем вся его семья. 7 ученик:

Вот тогда мастер из Сергиева Посада (Загорска) Василий Звездочкин выточил похожую игрушку – русскую матрешку.

8 ученик:

Матрешку расписал художник Сергей Малютин. Яблоками лег на щеки румянец. Голову покрыл яркий цветастый платок, а из-под него свисала русая коса. Название игрушка получила от имени Матрена. (показ учителем картинки первой матрешки)

- С тех пор живет Матрешка,

Как русский яркий сувенир.

- И сегодня русская матрешка желанная гостья в каждом доме и сегодня мы рады ее встретить на уроке.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- А теперь, ребята, открываем свою мастерскую по созданию матрешки. Наша задача – создать свою неповторимую, нарядную, особую матрешку, используя декоративную роспись.

- Проверим готовность к уроку и порядок на рабочем месте.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ ЭТАПОВ РОСПИСИ МАТРЕШКИ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕ И ЗАГОТОВКЕ.

- Ребята, послушайте и посмотрите на таблице, как «одевать» матрешку.

  • Обвести по шаблону овал лица и выполнить карандашом росчерк лица;

  • Далее рисуется контур платка, кофты и фартука;

  • Расцвечивается платок, кофта и фартук;

  • Декоративная роспись фартука, платка.

- Давайте еще раз проговорим порядок.

- Вы должны помнить, что легкими линиями карандаша нужно намечать лишь самые главные элементы, не нужно прорисовывать мелкие детали, т.к. декоративная роспись выполняется сразу кистью.

  1. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ».

infourok.ru

Конспект урока по изо на тему Русская Матрешка

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Русская народная игрушка. Матрешка.

Класс: 3

Цель урока:

</ - познакомить обучающихся с историей русской матрешки и ее видами.

Задачи урока:

Предметные:

- выполнить рисунок матрешки;

- углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные:

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру

Личностные:

- развивать потребность в творчестве;

- развивать чувство прекрасного и эстетического;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы,

- давать оценку своей работе.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: творческая работа, электронными ресурсами, анализ художественных произведений.

Необходимое техническое оборудование:

для учителя: сама матрёшка, силуэт матрешки, вырезанные из белого листа бумаги, компьютер; мультимедиапроектор, презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.

Структура и ход урока:

Ход урока:

Введение

Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни? Давайте подумаем, о чем пойдёт наш сегодняшний разговор /ответы детей/

Ладно, открою вам тайну! Сегодня мы познакомимся с настоящей русской красавицей, конечно, я подскажу вам, это будет не заграничная Барби. А та о ком пойдёт речь создаётся руками народных русских мастеров, да ими же и придумана.

Ребята, посмотрите, я вижу замечательную игрушку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочкам на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть:

Разрумянилась немножко

Наша русская …

МАТРЕШКА.

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка»

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)

  1. создать эскиз матрешки

  2. узнать историю матрешки

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель помогает, советует

Что нам нужно сделать, что бы достичь поставленных целей?

  1. Изучить историю игрушки,

  2. Сравнить разных матрешек

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Регулятивные планирования.

Практическая деятельность учащихся

Учитель консультирует.

Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны

Путеводителем вам будет служить карточки, в которых вы будете писать, то, что вы узнаете на уроке.

Начнем путешествие.

Просмотр презентации « Русская Матрёшка»

Вопросы по увиденному.

  1. Когда возникла матрешка (19 век)

  2. Какая игрушка была прообразом матрешки (Японская кукла фукурума)

  3. Кто первый первым смастерил матрешку (токарь Звездочкин и художник Малютин)

  4. Как выглядела первая матрешка?

  5. С каким секретом матрешка? (разбираем матрешку)

Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.

Предлагаю сравнить роспись трех наиболее известных промыслов росписи матрешек. Ответьте на вопрос: Чем похожи и чем различаются игрушки?

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Матрешка русская, плясать она искусная.

Веселится и поет, развлекает весь народ!

Физминутка под музыку «Неваляшки»

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

Учащиеся, осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы).

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Осуществление контроля

Учитель консультирует.

Объяснение этапов построения матрешки.

Необходимо обратить внимание ребят на то, что писать будем, пользуясь то тонкой кистью.

Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).

Осуществление коррекции

Учитель консультирует, советует, помогает.

Самостоятельная работа учащихся - роспись игрушки - матрешки.

Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания - вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учитель консультирует.

А теперь, ребята, я вам предлагаю устроить хоровод матрешек.

(учащиеся прикрепляют свои рисунки на доску и проводят анализ выполненных работ)

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.

Домашнее задание

Ребята, а вам интересно узнать еще о русских игрушках? А кто может это сделать к следующему уроку?

А может быть, кто-нибудь принесет нам на урок матрешек, или другие народные игрушки и расскажет нам о них. А еще я предлагаю вам сочинить стихотворение о наших матрешках.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Приложение к уроку

Русская деревянная матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (Загорск). Русским художникам - умельцам понравились японские игрушки, и они захотели придумать свой национальный вариант. Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: "До чего же похожа на нашу Матрену!". С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

По сравнению с другими игрушками эта деревянная расписная куколка молода. Ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениром за рубежом. Образ матрешки воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Давным-давно имя Матрена, Матреша считалось одним из самых распространенных женских имен. В его основе лежит слово "мать". Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.

На загорской матрешке локальными цветами: красным, зеленым, синим, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют "пестрешкой".

В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки выглядят иначе. Узор наносится на естественную золотую фигурку. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двуцветном фоне - вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: "большая роза", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и т.д.

Заполни в ходе урока

Год возникновения

Родина игрушки

Прототип игрушки

Авторы первой игрушки

Название игрушки

Характерные особенности

Конспект урока по изо на тему Русская МатрешкаКонспект урока по изо на тему Русская Матрешка

Конспект урока по изо на тему Русская МатрешкаКонспект урока по изо на тему Русская Матрешка

Конспект урока по изо на тему Русская Матрешка

botana.cc

конспект урока изо матрёшки.doc - Конспект урока "Русская матрёшка"

■ Прежде чем выточить матрёшку, мастер ищетподходящее дерево. Его распиливают на чурки,сушат, (демонстрация чурки)Чурку очищают от коры и делают заготовку подходящих размеров, (демонстрация заготовки)■ На токарном станке из заготовки вытачивают фигурку нужной формы, (демонстрация формы)■ Далее фигурку распиливают пополам, протачивают изнутри, чтобы была полая, (демонстрация)■ Обработанная и загрунтованная матрёшка поступает в мастерскую художника, где их расписывают(демонстрация готовой матрёшки)У. ­ Спасибо, мальчики, за интересные сообщения. Теперь послушаем, что приготовили девочки.2. Сообщения девочек (5 человек)1­я ­ (Держит игрушки ­ матрёшку и Ваньку­Встаньку)Кто матрёшку создал, я не знаю,Но известно сотни летВместе с Ванькой­Встанькой, как живая,Покоряет кукла белый свет.2­я ­ (Держит палитру, краски, кисточку)Где он краски брал, искусный мастер?В нивах шумных, сказочном лесу?Создал образ неуёмной страсти,Истинную русскую красу.3­я ­ На щеках навёл зари румянец,Неба синь плеснул в её глаза.И, пустив в неповторимый танец,Он, должно быть, весело сказал:4­я ­ «Ну и пой, гуляй по свету,Весели честной народ!»И матрёшка через всю планетуДо сих пор уверенно идёт.5­я ­ Выступает гордо, величаво,С удалой улыбкой на лице.И летит за ней по миру славаО безвестном мастере ­ творце.У. ­ Спасибо, девочки, очень интересные стихи о матрёшках.3. Сообщение­ Готовясь к этому уроку, я тоже искала информацию о матрёшках. Интересные сведения я нашла вучителя

.

вашем любимом журнале «Мурзилка». Раздел «Галерея искусств Мурзилки» сообщает:

Саввы(показ № «Мурзилки» и вкладыша)(По ходу рассказа на доске прикрепляются карточки с выделенными терминами)Первая русская матрёшка появилась в конце 19

в . В старинной подмосковной усадьбе русскогоМамонтова ­ Абрамцево собирались видные русские художники. Здесь была создана

меценатахудожественная мастерская, в которой производились и коллекционировались предметы народногоискусства, в том числе и игрушки. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревяннойкуклы. Прообразом послужила привезённая женой Мамонтова из Японии деревянная кукла ­ КОКэСИ. Этобыла фигурка добродушного буддийского мудреца ФУКУРУМУ, в которой находилось ещё несколькофигурок, вложенных одна в другую, (прикрепляется рисунок этой игрушки на доске) Хоть игрушка и былапривезена с далёкого японского острова Хонсю, сами японцы утверждают, что её выточил безвестныйрусский странник ­монах.

Художники попросили знаменитого игрушечных дел мастера ВасилияЗвездочкина выточить игрушку,похожую на эту, но только свою русскую. Мастер изготовил игрушку. Расписывал её художник СергейМалютин. Назвали её матрёшкой. В провинции Матрёна. Матрёша считалась одним из распространённыхимён. В основе его лежит латинское слово «mater» ­ мать. Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалосьс матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях было принято иметь помногудетей.

Вскоре игрушка стала популярной. В России возникли центры по её изготовлению и росписи. У каждогоцентра свой стиль.IV. Физминутка «Согреем ушки».(точечный массаж мочек ушей пальниками)V. ­ Ставьте ушки на макушке,Слушайте внимательно.Пропоют для вас частушкиОчень замечательноУ. ­ О матрёшках много загадок, рассказов, стихов, песен. А есть и частушки. (Девочки исполняют частушки) V. Музыкальная пауза. • Мы – матрёшки мы ­ матрёшки, Утром рано мы встаём, Вчетвером поём частушки

znanio.ru

Конспект урока по изобразительному искусству "Русская матрёшка"

Цели урока:

Познакомить учащихся с историей создания матрешки и ее видами.

Закрепить умение рисовать узор кистью, используя простые элементы (точка, линия, капелька).

Развивать чувство цвета и ритма в узоре; мелкую моторику.

Совершенствовать пространственные представления; активизировать словарь учащихся.

Побуждение интереса к историческому наследию нашей Родины.

  1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Здравствуйте ребята, садитесь.

  1. Проверка готовности к уроку

 - На экране вы видите изображения инструментов и материалов, необходимых для урока.

 - Проверьте, все ли у вас есть на парте, если чего - то не хватает, поднимите руку.

 - Я вижу, что вы готовы к уроку. Пожелаю всем удачи. За работу, в добрый час!

  1. Сообщение темы и целей урока

 - На парте у вас лежат карточки со слогами и кармашек. Работая в парах, составьте из данных слогов слово.

 - Какое слово у вас получилось? ( Получилось слово: игрушка)

 - Сколько слогов в слове игрушка? (В слове игрушка 3 слога)

 - Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.

 - Теперь возьмите кармашек и положите 1 слог в верхний кармашек, 2 слог в средний и 3 в нижний кармашек.

 - Переверните кармашек, что вы видите?

 - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. ( Мы будем говорить о матрешке. )

 - Верно, тема нашего урока «Русская матрешка»

 - Сегодня на уроке вы узнаете:

Кто автор первой русской матрешки?

Что означает слова матрешка?

Какие матрешки бывают?

 - А так же самим попробуете себя в роли настоящих мастеров и распишите свою матрешку.

  1. Актуализация знаний учащихся

 - Ребята, что вы знаете о матрешке? (Матрешка – это деревянная игрушка. Она состоит из кукол разного размера, которые помещаются друг в друга. )

 - Правильно.

 - А теперь я расскажу вам об истории создания матрешки.

 - Давно, более 100 лет назад художник Сергей Васильевич Малютин расписал выточенную из дерева фигуру. И появилась круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок.

 - Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и узнать, как же у новой игрушки появилось название.

Инсценировка:

(Художник делает последний мазок. )

 - Ну, вот и готово.

 - Как же назвать тебя?

 - Дуняша?

 - Нет лучше – Матрёна или Матрёша. Красивое имя и означает оно «мать».

 - Матрёша. . . Матрёшка!

 - Да, будет имя тебе – Матрёшка!

 - Вот так и появилось у новой игрушки имя – Матрёшка.

 - Кто из вас запомнил, что оно означает? (Матрёшка – значит «мать»)

 - Верно.

 - И стала весть о новой игрушке разноситься по всей Руси. В разных местах ее расписывали по - разному. Так появились Семеновская, Загорская, Полхов - Майданская матрешки. Их названия и особенности росписи зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно их рассмотрим.

 - Матрешки из села Семеново украшены яркими букетами, на голове платок с узором.

 - В городе Загорске матрешку «одели» в сарафан, кофту или шубу.

 - А в Полхов – Майдане украсили матрёшку так, чтобы цветы, листья и ягоды закрыли всю фигурку спереди. Все узоры обведены черным цветом. Лицо матрешки окружают забавные кудряшки. У нее нет таких деталей как руки, сарафан или кофта.

 - Ребята, а теперь, я проверю, как вы внимательно меня слушали.

 - У вас на парте изображение матрешки. К какому из трех видов относится она относится? (Это Загорская матрешка).

 - Как вы догадались? (Матрешка одета в сарафан)

 - Правильно. Вы были очень внимательны, а теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть.

  1. Физминутка

У меня матрёшка есть, новая игрушка, (руки на пояс)

В желтом сарафане славная толстушка. (правая, левая нога вперед и на пятку)

Я матрешку отверну – там еще игрушка, (поворот вокруг себя)

В синем сарафане яркая девчушка (руки перед собой полочкой)

Ну а в синенькой матрёшке – маленькая крошка, (поворот вокруг себя)

Пуще всех её люблю – красную матрёшку! (руки «матрёшкой» поочередно к правой и левой щеке)

  1.  Практическая работа
  • Сегодня вы будете мастерами по росписи матрешки.
  • Рассмотрите матрешку и скажите, на какие части сарафана нанесен узор? (Узор нанесен на нижнюю часть сарафана)
  • Из каких элементов состоит узор? (Узор состоит из линий, точек и капелек)
  • Посмотрите, как можно составить узор из этих элементов.
  • Этот узор состоит их линий и точек. А этот их линий, точек и капелек. В нижнем узоре только точки и капельки.
  • Рассмотрите этапы выполнения работы:

Приготовьте лист с изображением матрешки.

Любым цветом раскрасьте сарафан матрешки.

Затем в разные цвета раскрасьте платок и рубашку матрешки.

Те ребята, у кого на листе приклеен красный круг, наносят узор только на нижнюю часть сарафана. У кого нет красного круга – на верхнюю и нижнюю часть сарафана. Вы можете украсить матрешку предложенными мной узорами или придумать свой, используя такие элементы как: точка, капелька и линия.

 - Приступайте к работе.

  1. Итог урока

 - Молодцы, ребята, наш урок подходит к концу. (Дети убирают в сторону инструменты)

 - Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?

 - Кто автор первой русской матрешки?

 - Что означает слово матрешка?

 - Какие матрешки бывают?

 - Какую работу вы выполнили на уроке?

 - Оцените свою работу на уроке.

Оценка «отлично» ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, без помощи учителя, аккуратно.

Оценка «хорошо» ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, аккуратно, помощь учителя использовалась не более 2 раз за урок.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если рисунок был выполнен с помощью учителя, неаккуратно.

 - Поместите рисунок под соответствующую оценку.

Комментарии учителя по оцениванию работ.

 - Наведите порядок на рабочем месте.

Уборка рабочего места.

videouroki.net

Конспект урока по ИЗО на тему "Русская матрешка"

Урок ИЗО «Русская матрешка»

Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.

Задачи:

  • Обучать детей анализировать произведения изобразительного искусства;

  • Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление;

  • Воспитать интерес к декоративному искусству;

  • Побуждать интерес к историческому наследию нашей Родины.

Организационный момент:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская……..(матрешка)

А что такое «Русская матрешка? ( ответы детей)

Знаете ли вы как появилась эта игрушка у нас в России? Давайте послушаем историю появления этой прекрасной куколки в нашей России.

Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

В Подмосковье, на берегах живописной речушке Вори, раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это было превращено в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей, артистов. Прилагая много усилий и стараний в поддержании художественных ремесел, Абрамцевский кружок собирал, спасая от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, резные украшения крестьянских домов.

И вот однажды обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась в верх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом нашей матрешки.

Из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и в ручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане и платочке с черным петухом на руках. ( показ на плакате рисунка или на экране). За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Окрестили ее “Матрешкой”, соответственно крестьянскому обличаю, и крестьянскому имени Матрена.

Ученица : читает стихотворение Сергея Жульков.

“Русская Матрешка”

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что много лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец.

Неба синь блесну в ее глаза.

И пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну, так что ж, гуляй по свету,

Весели себя, частной народ…

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава,

О безвестном мастере – творце!

Русская матрешка. ( из истории)

-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.

                                                                                

- В чем же секрет такого успеха и  долголетия матрёшки?

- Почему она стала русским сувениром за рубежом?

- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.

- Вот поэтому образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрёшек из разных центров современных художественных промыслов, то получится такой ряд:  загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки.

- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации

- Загорская матрёшка.

  Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

  Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафанс различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

                                                                                                

 

Семёновская матрёшка.

  Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В   манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.

 

                                                                                                   

 

Полхов-майданская матрёшка.

   Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

  Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятро - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

    

                                                                                                    

 

- В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.

                           

 

V. Чтение стихотворения о матрёшках с одновременным показом. (дети читают стихи и показывают на плакате или на экране матрешек, можно поручить это одному ученику)

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных ,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную. притёртую,

И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пустая -

В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.           

- Как вы считаете, ребята, к какому виду относятся эти матрёшки?    (Семёновские).

  VI. Анализ иллюстративного материала - беседа. 

  •   Покажите семёновскую, полхов-майданскую и загорскую матрёшки.

  • Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки?

  • С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок матрёшки?

  • Что держит в руке семёновская матрёшка?

  • Какой узор украшает платок семёновской матрёшки?

  • Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?

VII. Подготовка к выполнению  работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.

  • Анализ расположения рисунка на листе.

  • Обведение матрешки по трафарету.

  • Перьевой росчерк лица матрёшки (карандаш).

  • Рисоваие контурров платка, кофты, фартука (сарафана).

  • Декоративная роспись фартука, платка, кофты (сарафана).

  • Выполнение узоров в цвете (акварель).

Дети должны сами определить какую матрешку будут рисовать, проявляя личное творчество)

VIII. Практическая работа.

  Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают "украшения" для создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах:

роспись по образцу полхов-майданских мастеров;

роспись по образцу загорской или семёновской матрёшки .

             .

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Оформляется выставка рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки.      (Весёлый хоровод).

Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.

Наша  русская матрёшка

Не стареет  сотню лет.

В  красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

videouroki.net


Смотрите также