Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс. Конспект урока по декоративному рисованию в начальных классах


Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс

Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс

Цели деятельности педагога: Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства; раскрыть содержание терминов «ритм», «орнамент», научить составлять композицию узора, понимать, как учитывается объемная форма предмета при составлении орнамента, приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; создать условия для развития навыков работы с гуашью, воспитания интереса к народному.

Наглядно-демонстрационный материал: Изделия с хохломской росписью. Платок. Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка

Структура урока

  1. Организационный моментПроверяю готовность обучающихся к уроку. (На столе – изделие с хохломской росписью, накрытое платком.)– Можете ли вы догадаться, что мы сегодня будем делать на уроке?

  2. Предмет-подсказка спрятан у меня под платком. Что же это такое? Листочки, ягодки, цветочки,Стебелечек, завиток,Здесь хозяева три цвета:Черный, красный, золотой.Кто привез товар такой?

  3. – Под платком находится изделие из Хохломы.

  4. – Как вы думаете, что будем делать на уроке? - Как выполняются элементы хохломской росписи?Теперь в ваших силах придумать и нарисовать орнамент для какого-либо изделия.II. Изучение нового материалаСловесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Хохломские изделия в современном мире».

  5. Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.

  6. – В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой).

  7. – Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.

– От древних ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью.

- Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой окраски» изделий, выделившей хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники «золочения» дерева сохраняются и в наши дни.

- Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются «закалке» в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую.

Элементы хохломского узора. Ритм, орнамент.

Различные виды хохломского орнамента – верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» – восходят в своих истоках к искусству Древней Руси.

Для травного орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Обратите внимание, как хохломской узор выявляет объемную форму предметов.

– Из каких элементов состоит хохломской узор?(Листочки, ягоды, травка.)

– Если вы были внимательны, то увидели, что элементы узора повторяются. Вот такое повторение называется ритмом. Узор же, составленный путем чередования в определенном ритме элементов, называется орнаментом.Показ с объяснением этапов росписи.

– Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся линии, как бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют «ведущей» или «корнем». Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи: листочки, ягодки, травка, различные цветы, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный главный элемент (например, гроздь рябины, розу и т. п.), вокруг более мелкие – второстепенные детали (травка, отдельные ягоды, листочки). Один из более древних вариантов – «травка» – узор из крупных и мелких травинок, составляющий ведущую и все элементы.

Орнамент, в который кроме травки включены ягоды, листочки, цветы, имеет названия «под ягодку», «под листок». Несмотря на строгие правила, у художника все равно остается большое пространство для фантазии.

ФизкультминуткаКто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу. И, как птица, полечу, головою поверчу,А потом присяду, встану и нисколько не устану.Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу. Если надо – побегу, все на свете я смогу!III. Творческая практическая деятельностьОрганизация рабочего места.

Составление композицииКонтролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь. – На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы.

IV. Итог урока.РефлексияОбобщение сведений, оценивание результатов работыОрганизую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам- Что нового узнали на уроке? - Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали? - Как вы оцениваете свой рисунок? -Какое настроение у вас сейчас?

– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими.

- Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы? (Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу– Наши руки могут многое.

infourok.ru

Конспект урока "Росписи декоративных работ"

Урок по ИЗО 8 класс.

Тема: Росписи декоративных работ

Цель урока: направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки на примере нескольких промыслов; обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу в яркой праздничной форме; развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

  • продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

Воспитательные

  • учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Материалы к уроку:

  • Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская).

  • Таблицы с образцами росписи.

  • Компьютерная презентация (слайды).

  • Шаблоны игрушек

  • Краски

Музыкальный ряд:

Решаем проблему, используя методы и технологии:

  • Метод интеграции искусств.

  • Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

  • Метод сравнений (ассоциации).

  • Компьютерная технология на уроках ИЗО.

Класс оформлен детскими рисунками, экспонатами изделий народных промыслов, на доске большое панно “Ярмарка”, составленное из рисунков учащихся, ярмарочные прилавки, выполненных в технике аппликации.

На столах раздаточный материал с элементами росписей произведений художественных промыслов Каргополя, Филимонова, Дымково, таблички-вывески с названиями “артели” народных промыслов.

План конспект урока.

1.Организационный момент.

2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель:

Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарину не вспоминаем,Забываем мы о ней.Хоть и более привычны Нам полеты на Луну,Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. (Слайд №2)

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга. (слайд №3)

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

3. Сообщения учащихся.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Роспись очень смелая. Удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргапольская игрушка. Её родина- русский север.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали:Уж ты пташечка,Ты зеленая,Ты слетай за сине мореТы возьми ключи весенниеЗамкни зиму – Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Ребята, а сейчас ответьте мне, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Формы

4. Подготовка к творческой работе.

Учитель. Сегодня на уроке мы проведим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?

Ученики. Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.

Учитель. Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

Ученики. Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.

Учитель. И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.

Сначала мы будем мастерами артелей.

Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

Учащиеся объединяются в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки.

5. Но прежде чем преступить к работе давайте пройдем тест на определение узоров промысла

В классе работают артели:

Нhello_html_24a342b8.gifародная игрушка.

hello_html_m2df47aa7.gifhello_html_m7ad05f8c.gif

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»

6. Задание мастерам артелей:

7. Подведение итогов урока.

Как работали наши артели. Выставление оценок.

Мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Спасибо.

Приложение

Лист ответов (бланк)

  1. А

    В

  1. А

    В

  1. Круг____________________________________________________

Треугольник_____________________________________________

Елочки, ростки___________________________________________

  1. А

    В

Количество баллов ___________________

Оценка __________________

Сообщения учащихся

Филимоновская игрушка. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргапольская игрушка. Её родина - русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки"

Учебно-познавательная деятельность

- Последовательность изучения

- Обучающие и развивающие задания

- Актуализация знаний учащихся

Цель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента»

- Где в окружающем мире встречается орнамент?

Учащиеся: Слайд 3 - 6

а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.

Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент? Слайд 7, 8

б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.

Учитель: С чем можно сравнить орнамент? Слайд 9

в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.

Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

А что же такое раппорт? 10 слайд

Раппорт - повторяющаяся, законченная, часть орнамента.

- Задание: На орнаментах определить раппорт. 11 слайд

– Что объединяет все эти узоры, орнаменты? 12 слайд (Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.)

– Чем похожи эти орнаменты? 13 слайд (Это орнаменты с животным мотивом.)

– Чем похожи эти орнаменты? (Это орнаменты с человеческим мотивом.)

14 слайд

– Из чего состоят эти узоры? 15 слайд (В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.)

– Но бывают и смешанные орнаменты 16 слайд

Виды орнамента по изображенным мотивам:

-геометрический,

- растительный,

-животный,

- антропоморфный

-предметный. 17 слайд

Какой вид орнамента изображен?

(Слайд 18)

Виды орнамента по форме построения:

-ленточный,

-сетчатый (непрерывный),

-композиционно замкнутый

(Слайд 19)

Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения. Ленточный орнамент создаётся путем ритмичного повторения данного или нескольких элементов в полосе определённого размера. В центрическом орнаменте, который используется для украшения предметов, имеющих форму круга, квадрата, треугольника, овала, ромба, повторяющиеся элементы размещают вокруг единого общего центра. Непрерывный орнамент создают для теоретически неограниченных плоскостей, например ткани. Его элементы могут повторяться сколько угодно раз.

Физминутка для глаз. (Слайд 20)

globuss24.ru


Смотрите также