План-конспект урока по изобразительному искусству «Техника Граттаж». Конспект урока по изо нетрадиционная техника рисования граттаж


Конспект урока на тему «Граттаж»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ливенская детская художественная школа»

Конспект урока на тему

«Граттаж»

Автор: Филатова Татьяна Петровна

преподаватель

г.Ливны

2011г.

Пояснительная записка

Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычным материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты, фантазию и воображение. Именно от этого зависит, какой - богатой или бедной будет его духовная жизнь. Поэтому на занятиях с детьми я использую не только традиционные, но и нетрадиционные методы рисования.

     Для проведения урока была выбрана форма – мастер-класс.

  Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.

   Урок проводится в виде мастер-класса с использованием мультимедийного проектора. Такой мастер-класс экономит время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания, и научиться использовать нетрадиционные техники в работе. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.

     Использование на уроках разнообразных художественных материалов в значительной мере обогащает возможности детей, повышает их интерес к урокам и способствует развитию фантазии, художественного вкуса, творчества, творческих способностей.

Конспект урока на тему «Подводный мир глазами детей»

Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования.

Задачи:

1.Знакомство учащихся с одним из видов графики - граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания)

2.Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.

3.Создание творческой атмосферы.

4.Развитие фантазии, воображения.

5.Воспитание аккуратности в выполнении работы.

Возраст воспитанников: от 6 лет.

Средства выразительности: линия, цвет, фактура.

Материал:

Альбомный лист или картон, акварель, вода, кисть, растопленный воск (свеча), чёрная тушь или гуашь, деревянная заострённая палочка, ручка, толстая игла или спица, жидкое мыло, тряпочка. Образцы работ, выполненные в технике граттаж, иллюстрации морских обитателей.

Продолжительность: 2 урока

Содержание

1 урок

На первом уроке дети выполняют предварительную работу и знакомятся с техникой граттаж.

Предварительная работа:

Все шаги подготовки листа к работе – интересны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев. Но не стоит забывать – что маленький ребенок не может долго усидеть на месте – поэтому занятие лучше разбить на два этапа – подготовку исходного материала и собственно, рисование.

Предварительная работа и сам процесс выполнения работы демонстрируется преподавателем.

1. Нам понадобится плотный картон - попробуйте разные варианты, я использую глянцевый, но обычный белый картон для детского творчества тоже подойдёт, можно использовать плотную бумагу).

2. Бумагу нужно закрепить с помощью клейкой ленты на листе фанеры или натянуть лист на планшет.

3. Лист бумаги или картона необходимо покрасить разноцветной акварелью (если граттаж цветной).

4.Покрашенный просохший лист широкой кистью покрыть тонким слоем растопленного воска или натереть свечкой. Грунтовка может быть различной: некоторые вместо воска используют мел, белую глину, яичный желток.

5. После застывания воска, лист покрасить чёрной тушью или гуашью. Если вместо туши покрывать гуашью, то в краску нужно добавить жидкое моющее средство, чтобы краска покрывала воск и не скатывалась. Для данной работы гуашь не очень подходящий материал. Она смазывается и пачкает руки. Тушь приходится накладывать в несколько слоёв, просушивая каждый, так как она растекается на воске и вначале ложится неравномерно.

6.Процарапывать рисунок с помощью заострённой деревянной палочки, спицы, толстой иглы или ручки, снимая слои чёрной краски и воска. Рисунок получится цветным или белым, в зависимости от приготовленного листа.

Натягиваем лист на планшет

Красим лист разноцветной акварелью

Покрашенный просохший лист натераем свечкой.

Лист красим чёрной тушью или гуашью.

Знакомство с техникой граттаж.

Педагог:

 

В ИЗО немало разных техник,

Я, как учитель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Вам о граттаже расскажу я,

Он вызывает интерес

У школьников любого класса,

Ведь каждый хочет в мир чудес

Взяв в руки ручку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

Ты словно фокусник - царапкой

Рисунок сможешь сделать свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это  сделано тобой.

Итак, граттаж.

Вам поподробней

О нем сейчас я расскажу

И чтобы быть не голословной,

Как это делать - покажу.

 (Стихотворение Мокроусовой О.А.)

Сегодня я познакомлю вас с одним из самых простых видов графики. Что такое техника граттаж? Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе.

Граттаж – техника занимательная и необычная.

Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности. Простор для фантазии тут просто огромен: например, можно рисовать пластиковой вилкой: целой – волны на море, отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы и т.д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!

Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Профессиональные художники, работающие в технике граттаж, используют наборы специальных резцов (резаков).

Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М.В.Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». 

Борис Кустодиев. Портрет художника М.В.Добужинского.

Современные художники тоже используют эту технику. Кристина Пенеси – художник-самоучка. Она экспериментировала с различными техниками и стилями, а недавно перешла к реалистическому изображению дикой природы, которую она любит и очень тонко чувствует. Она любит живопись, любит изображать диких псов, особенно волков, ведь они занимают особое место в ее сердце и были постоянной темой ее рисунков с детства. Кристина имеет опыт работы в различных техниках, однако предпочитает заниматься царапаньем или, как её ещё называют, техникой граттаж.

Художница предпочитает работать в реалистической манере, потому что красота природы лежит в её крошечных деталях, которые часто упускают из виду многие художники, например, влажная кожа носа или согнутые шерстинки на шкуре животного.

Кристина не посвящает в тонкости своего мастерства, но говорит, что на основе из оргалита, который покрыт белой глиной и поверху тонким слоем туши, царапает острым ножом каждую деталь. Рисунок может состоять из десятков тысяч мелких царапин, расположенных друг над другом. Для достижения реалистичного изображения, она наносит аэрографом тонкие слои туши и царапает снова и снова – это позволяет ей добиться дополнительных оттенков.

2 урок

Ход урока.

Педагог:

Ребята, на первом занятии мы с вами познакомились с техникой граттаж.

Техника граттаж обладает мощными графическими характеристиками. Можно проследить многообразие и непосредственность этого изобразительного средства – от выполнения беглого линейного рисунка до более сложного.

Педагог показывает мастер-класс (Если в классе много человек, использовать можно проектор для просмотра мастер-класса). Желательно, чтобы рисунок, который рисует педагог не совпадал с темой урока, т.к. дети начинают копировать, то что рисует преподаватель. Главное показать технику, а не то, что нужно нарисовать.

Поверхность черного цвета характеризуется полуматовым блеском; она, к сожалению, оставляет жировые и другие вещества с поверхности пальцев. Поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги. Поверхность картона должна быть абсолютно сухой перед началом работы, поскольку влажный картон будет крошиться и разрушаться в процессе снятия краски, и вы не сможете создать ясную, отчетливую линию. Обязательно предусмотрите плоское расположение листа картона, так как при сгибании он может переламываться, образовывать трещины и т.д.. Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя. Вы сначала попробуйте сделать набросок вашей работы. Рисунок лучше выбирать с большим количеством мелких деталей, тогда будет красиво.

Можно нарисовать контуры - карандашом (аккуратно, не процарапайте краску раньше времени) или перевести через копирку (не пугайтесь, на фоне чёрной гуаши вы получите вполне различимый серый цвет).

Последовательность выполнения работы

Черных Ирина, 8 лет

1.Выполнение эскиза.

Выполнение эскиза

2. Процарапывание рисунка

Педагог демонстрирует работы, выполненные в технике граттаж.

Корнев Никита,10 лет

«Космический корабль». Граттаж. ЧерныхКирилл,7лет

«Инопланетныйгерой». Граттаж.

Луцай Анна,14 Вотинова Мария,14 лет

Н. А. Заболоцкий, «Завещание»

Граттаж. Театральный костюм. Граттаж.

Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике?

( Да, это линия, штрих, пятно, контраст).

Используя технику граттаж, можно создавать необычные, интересные рисунки на разные темы.

А тема нашего сегодняшнего урока «Подводный мир». Мы должны создать рисунок в изученной технике.

Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность морского дна и его обитателей? (красками, цветными карандашами). Верно. Ваши рисунки должны быть красочными. Мы сегодня будем процарапывать рисунок! Думаю, что этот способ лучше всего сумеет передать всю красоту подводного мира.

Посмотрите, я принесла сегодня фотографии морских обитателей. Сегодня мы отправимся в удивительный мир и совершим таинственное путешествие в подводное царство, где, может быть, встретимся с морским царем Нептуном, его красавицами дочками русалками, а может увидим золотую рыбку.

Давайте посмотрим на форму и окраску морских обитателей, их характерные особенности. Обратите внимание, что в море есть растения – водоросли и они тоже все разные по форме и окраске.

Ну что начнем.

Пока вы обдумываете свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

На столы постелите газеты, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.

Когда вы будете рисовать, у вас появятся черные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.

Самостоятельная работа

Требования к рисункам:

  1. композиция рисунка;

  2. оправданное заполнение места;

  3. владение материалами;

  4. аккуратность, нет порезов бумаги, дырок;

  5. завершенность.

Подведение итогов

Педагог:

Вот вы и освоили простейшую графическую технику. Но не торопитесь с ней расставаться. Почаще возвращайтесь в работе к уже знакомым приемам. С каждым разом усложняются стоящие перед вами задачи — ведь ваше мастерство растет.

В дальнейшем для того, чтобы добиться нужного эффекта, попробуйте соединить несколько техник. Но для этого нужно, чтобы вы почувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее. Граттаж - идеальная техника, чтобы нарисовать ночной город (или любой другой ночной пейзаж), глубокий космос... Впрочем, бабочки, цветы, и даже портреты получаются ничуть не хуже.

Рефлексия:

  • Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?

  • Насколько трудно/легко было выполнять?

  • Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

(Просмотр работ, выявление достоинств и недостатков)

 

Черных Ирина,8 лет Хрякова Анастасия,10 лет Ершова Екатерина,11 лет

«Подводный мир».Граттаж. «Ныряльщица».Граттаж. «Танец камбалы». Граттаж.

Используемый материал:

  1. http://festival.1september.ru/articles/533240/

  1. http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/

  1. http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119

  1. http://www.liveinternet.ru

  1. http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm

  1. http://www.openclass.ru/node/184846

  1. Фото из личного архива.

  1. Рисунки учеников.

globuss24.ru

Методическая разработка открытого занятия на тему:«Цветной граттаж. Полёт в космос»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону

«Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка открытого занятия

в ИЗО-студии «Волшебная кисточка»

Тема: «Цветной граттаж. Полёт в космос»

Дата и время проведения: 22.04.2016 в 14.00

Место проведения: Малюгиной 163/72, кабинет №7

Разработчик: Роскошина Татьяна Александровна,

педагог дополнительногообразованиявысшейквалификационной категории

г.Ростов-на-Дону

2016 г.

План-конспект открытого занятия по ИЗО

Возраст детей: 2 группа (2 год обучения), 7-9 лет.

Тема занятия:«Цветной граттаж. Полёт в космос»

Методическая цель: показать педагогические методы и приёмы, используемые при изучении нетрадиционных техник рисования на примере техники «граттаж».

Тип занятия: комбинированный

Цель: научить учащихся выполнять работу в технике граттаж.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж;

  • научить технике штриха

Развивающая:

  • развивать творческие способности и познавательную активность;

  • способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования;

  • развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;

  • способствовать творческому отображению окружающего мира;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории;

  • воспитыватьусидчивость, точность, аккуратность в работе.

Оборудование:

Для детей: листы бумагиформата А3, черная гуашь, кисти, карандаш, резинка, баночка с водой, восковые мелки, заострённые деревянные палочки.

Для педагога: наглядные пособия, репродукции картин,образцы работ в технике граттаж, динамическое пособие, поэтапность, краски, кисти, бумага, восковые мелки.

Структура занятия:

I. Подготовительный этап

1.Организационный момент 1 мин.

2.Вводная беседа 3 мин.

II Основной этап

3.Объяснение нового материала 5 мин.

4. Подготовительный этап граттажа 20 мин.

5. Актуализация и обобщение знаний 9 мин.

6.Практическая работа 20мин.

III. Заключительный этап

7. Подведение итогов 1 мин.

8. Рефлексия 1 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Подготовительный этап

1.Организационный момент (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – у нас присутствуют гости, которые тоже любят рисовать (дети садятся)

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

 

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Давайте проверим, все ли у вас есть необходимое для урока, или каких-то материалов вам не хватает.(Проверяю готовность к уроку)

- Тема сегодняшнего урока: «Цветной граттаж. Полёт в космос». Вашей задачей будет выполнить изображение космоса в технике граттаж. В конце урока мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

2. Вводная беседа (3 мин.)

- Сначала мы немного поговорим об этой необычной технике граттаж.

- Вы что-нибудь уже знаете об этой технике?

(Ребята пытаются ответить, сказать свои предположения)

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.

Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж.

II Основной этап

3. Объяснение нового материала (5 мин.)

- Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал  М.В.Добужинский  в работах 1920-х г.

- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.

- Как вы думаете, какие материалы необходимы, чтобы сделать цветной граттаж?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Правильно нам понадобятся восковые мелки. А кто может сказать как сделать черно- белый граттаж?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:

- подготовка бумаги - основы рисунка;

- закрашивание бумаги;

- процарапывание – создание рисунка.

Итак, прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу.

Есть два способа:

1.На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.

2.Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.

- Мы с вами попробуем сделать основу с помощью восковых мелков.

4. Подготовительный этап граттажа. (20 мин.)

- Итак, мы кладем перед собой лист бумаги, самостоятельно выбравего положение: вертикально или горизонтально. Цвета восковых мелков вы тоже можете выбрать любые и любое количество.

Закрашиваем всю поверхность листа, в разном порядке сочетая и выставляя цвета. Обратите внимание, как можно закрасить лист, в каком направлении.

-После того как мы закрасили восковыми мелками весь лист бумаги, мы берем черную краску. Широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку можно практически на макать в воду, чтоб кисточка был практически сухая. Останется только высушить поверхность и основа дляграттажа будет готова.

5. Актуализация и обобщение знаний (9 мин.)

-Пока подсыхает наша поверхность, мы подумаем и разберемся что же будет изображено на нашем рисунке.

- Наша работа сегодня будет посвящена космосу.В этом году исполнилось 55 лет со дня первого полета человека в космос.Давайте поговорим и обсудим то, что вы знаете о космосе?

(Ребята рассказывают о первом человеке к космосе, о ракетах, планетах и звездах)

- Все что мы сейчас перечислили, все это можно изобразить на нашем рисунке. Но нам еще необходимо правильно разместить все изображения предметов на листе. Для этого нам понадобятся вот такая динамическая игра. Вам необходимо будет разместить предметы на листе так, как бы вы посчитали правильным и нужным. А мы обсудим ваши варианты.

-Так с чего же мы начинаем рисовать?(Ребята отвечают)

- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений. Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.

6. Практическая работа (20 мин.)

Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.

Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.

Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы.

(Прохожу по рядам, контролирую)

- Работаем аккуратно, острые предметы мы держим только над работой своей. Если перестаем работать, то их откладываем в сторону.

(Контролирую завершение всей работы учащихся)

III. Заключительный этап

7. Подведение итогов(1 мин.)

- Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

- Посмотрите, благодаря черному цвету и ярким светлым цветам , работа получается наиболее контрастная.

(Вывешиваем работы детей на доске)

8. Рефлексия(1 мин.)

- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?

- Что такое граттаж?

- Какими инструментами можно работать в этой технике?

- Как еще можно выполнять граттаж, если нет восковых мелков?

- Обратите внимание на то, что работы получилисьочень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!

После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы и убирать все материалы. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест)

kopilkaurokov.ru

Конспект УРОКА ПО ИЗО Мастер-класс Граттаж

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа»

Мастер-класс Граттаж «Символ года»

Пермякова Татьяна Евгеньевна,

Преподаватель МОУ ДОД «ДХШ»

2015 г

Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования. 

Задачи:

1.Знакомство обучающихся с графикой - граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания)

2.Создание атмосферы творчества в коллективе.

3.Развитие, воображения.

Материалы: Бумага плотная, для основы можно выбрать разноцветную гуашь, либо цветные восковые мелки, свеча, для второго слоя черная гуашь, либо тушь. И для процарапывания Можно использовать крючок для вязания, либо спицы.

Этапы работы

Подготовка бумаги

Закрашивание бумаги

Процарапывание

Подготовка бумаги

Прежде чем перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:

1.На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.

2.Либо на лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью гуаши и бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.

hello_html_m354fd00a.jpg

hello_html_m286789b1.jpg

Закрашивание бумаги

Широкой кистью, наносят на поверхность слой туши или черной гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Можно в краску добавить несколько капель шампуня. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести второй.

hello_html_m29fe50e3.jpg

hello_html_11b3242e.jpg

Процарапывание

Процарапываем контур. Предварительно рисунок можно прорисовать простым карандашом.

hello_html_183f650c.jpghello_html_64f5bdc9.jpg

hello_html_m3ab2b7a3.jpghello_html_m74f2dd99.jpg

Процесс работы

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\CQb8KNZp3Sg.jpgC:\Users\Комп\Desktop\граттаж\a7RbUmpsCPg.jpg

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\RIuT8pLtMcQ.jpg C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\SUMRK4uKO2o.jpg

Готовые работы детей

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\1-FMBjjV_j8.jpg

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\6GNm1IyderU.jpg

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\FYYJHxlhB3c.jpg

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\HBKdnxEl2Ug.jpg

C:\Users\Комп\Desktop\граттаж\nGuEkohWFJc.jpg

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству «Техника Граттаж»

План-конспект урока

Поляковой Альбины Викторовны,

учителя ИЗО высшей кв. категории МБОУ «СОШ №3» г.Шумерля

«Техника Граттаж».

6 класс.

Тема урока: «Художник выражает свое понимание красоты природы».

Цель урока: познакомить обучающихся с техникой граттаж, создать рисунок в изученной технике.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с разновидностями пейзажного жанра, расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж;

  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдательность, эстетический вкус;

  • Развивающие: развивать у воспитанников творческое мышление и фантазию, умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать развитию навыков работы в технике граттаж.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: подготовленные (загрунтованные) на предыдущем уроке листы бумаги и наброски пейзажей, паспарту для оформления готовых работ, мультимедийный проектор, презентация к уроку, образцы работ учеников в технике граттаж, деревянные палочки-зубочистки, газеты, двусторонний скотч.

План урока:

Организационный момент. (2 мин.)

Вводная беседа с повторением изученного материала. (3 мин.)

Объяснение последовательного выполнения рисунка в технике граттаж (4 мин.)

Опрос о ходе подготовительной работы над эскизами (4 мин.)

Практическая часть (15 мин.)

Физпауза (2 мин.)

Продолжение практической части с оформлением готовых работ (10 мин.)

Подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

Слайд 1. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

В очарованье пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луг таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Тема нашего урока сегодня «Художник выражает свое понимание красоты природы».

Слайд 2. Посмотрите на экран. Скажите, пожалуйста, к какому виду изобразительного искусства можно отнести данные работы? (Графика).

Какими выразительными средствами пользуются художники в графике? Слайд 3.

(Линия, штрих, контур, пятно и тон).

Слайд 4. А к какому жанру относятся эти работы? (к пейзажу). А теперь вспомним, что мы знаем о пейзаже. Это образ природы. От фр. вид местности, страны. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства. Какие бывают пейзажи?

Слайд 5. (Они делятся по сюжету, т.е. мотиву. Например, мотив реки, дороги, леса и т.д.).

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство с графикой в пейзаже и попробуем выразить свое понимание красоты природы с помощью графических средств. Мы будем выполнять графические пейзажи на зимнюю тему в новой для вас технике граттажа.

Слайд 6. Слово граттаж произошло от фр.- скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника процарапывания. С помощью любого острого предмета процарапывается верхний цветовой слой загрунтованного листа бумаги или картона, под которым находится слой другого контрастного ему цвета. Цветовые слои могут быть из туши или гуаши. В классическом граттаже бумага или картон заливается тушью, и произведения отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию (гравюру на дереве) или линогравюру (гравюру на линолеуме). Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Слайд 7.

На прошлом уроке мы с вами научились грунтовать бумагу для граттажа. Слайд 8.

Давайте вспомним, как мы это делали. (Ребята рассказывают о последовательности работы). Сегодня мы используем ваши загрунтованные листы в нашей работе.

Слайд 9. Знакомясь с графикой в пейзаже, мы уже узнали, что самым распространенным видом пейзажной графики являются зарисовки и наброски.

Художники их выполняют постоянно, фиксируя свои впечатления и переживания.

Слайд 10. Такие рисунки, сделанные карандашом или углем необходимы каждому мастеру, поскольку являются материалом для создания законченных произведений.

На предыдущем занятии мы с вами выполнили такие карандашные зарисовки пейзажа на тему «Зимнее настроение». Мы создавали их по мотивам стихов про зиму. Эти зарисовки мы используем сегодня для создания законченных произведений в технике граттаж. А сначала, давайте еще раз посмотрим некоторые из ваших зарисовок и послушаем стихи, по которым они были выполнены, чтобы настроится и погрузится в атмосферу зимнего пейзажа. Слайд 11. Вам всем достались разные стихи с описанием состояния зимней природы. Объясните мотив, состояние и настроение своей работы, опираясь на стихотворный сюжет. (Дети выходят со своими эскизами зачитывают стихи и объясняют выбор композиции.)

Итак, мы создали себе зимнее настроение. У нас все готово к заключительной работе. Перед вами загрунтованные листы, карандашные эскизы и палочки для процарапывания. Аккуратно нажимая, процарапывайте палочкой по эскизу верхний слой грунта. Старайтесь не повредить при этом нижний слой и бумагу. Будьте аккуратны, не забывайте о технике безопасности. Приступайте к работе. (Комментарии по ходу выполнения работы, ответы на возникающие вопросы. Через 15 минут практической работы - физпауза.) Слайд 12. Ребята, давайте немного отдохнем и снимем напряжение с наших глаз с помощью упражнений. Слайд 13. Следите глазами за движением снежинок на экране. Слайд 14. Продолжаем работу. (По окончании оформление работ в паспарту.)

Рефлексия. Замечательные у нас получились рисунки, правда, ребята? У кого-то уже возникло желание продолжить заниматься граттажем? Может кто-то захотел научить знакомых ребят или родителей рисунку в технике граттаж?

(В заключение занятия коллективное обсуждение творческих работ детей. Выявление наиболее интересных работ. Выставление оценок.)

Наш урок окончен. Слайд 15. Спасибо за внимание.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также