Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Сказочная птица. Изображение и фантазия". Конспект урока по рисованию 2 класс сказочная птица


«Сказочная птица». ( 2 класс).

Конспект урока по изо на тему: «Сказочная птица».

Изображение и фантазия.

2 класс

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.

  2. Формировать навыки декоративного рисования. Развивать зрительную память, творческое мышление

  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – альбом, кисти, гуашь, баночка для воды.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте, проверим всё ли у вас готово к уроку?

Все правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проверяю готовность ребят к уроку, у всех ли есть необходимые принадлежности: кисти, гуашь, вода.

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня на урок, я принесла вам интересные загадки.

-Давайте, попробуем их отгадать.

Не сидит она на местеНа хвосте разносит вести.

(Сорока)

По ночам летаетНа охотуДнем не видитДа и спать охота.

(Сова)

Зимой на ветках - яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это …

(Снегири)

Крылья этой редкой птицеМогут в море пригодитьсяПтица крыльями гребет,На южном полюсе живет.

(Пингвин)

У этой птицыКлюв, как две спицы,Ноги длинные, как у циркуляПо воде она гуляет,То и дело нос купает.

(Цапля)

В лесу под щебет, звон и свистСтучит лесной телеграфист:“Здорово, дрозд, приятель!”И ставит подпись ...

(Дятел)

- Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

- Ребята, а что объединяет все эти загадки? (они все про птиц)

3. Сообщение темы урока.

- Молодцы! Я не просто загадала вам такие загадки, а потому что сегодня на уроке мы будем рисовать птицу. Но не простую, а сказочную!

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Ответ: «Финист – ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – птица в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок», и др.

- У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических.

- Художник может изобразить красивую, и мудрую Жар-птицу с золотыми, сияющими, солнечными крыльями, умеющую говорить и петь.

- Какую реальную птицу напоминает сказочная жар-птица?

Ответ: Павлина.

- Какие цвета использовал художник для передачи сказочного образа птицы?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

4.Работа по теме урока.

- Я подготовила, для вас, много разных иллюстраций с птицами, давайте смотреть (презентация к уроку №1)

Упражнение на повторение семи цветов радуги.

Сказка.

В одной прекрасной стране жили добрые, прекрасные люди. Они радовались, как дети, красоте окружающей природы, особенно они, любили радугу, которая появлялась на небе после дождя. Каждый цвет в радуге строго знал свое место и никогда не занимал чужого.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Сказочная птица. Изображение и фантазия"

МБОУ Умётская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П. С. Плешакова

р. п. Умёт Тамбовской области

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

«Сказочная птица. Изображение и фантазия»

Подготовила учитель

изобразительного искусства

и МХК

Соснова Ирина Анатольевна

2012 год

р. п. Умёт

Тема: «Сказочная птица».

Изображение и фантазия

Тип урока: комбинированный.

Вид занятий: декоративное рисование.

Цели и задачи:

  1. знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

  2. повторение изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных и сближенных цветах;

  3. закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;

  4. развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока:

для учителя – учебные таблицы и пособия, фотографии и иллюстрации из книг; набор для творческого задания – «Радуга»; шаблоны – образ птицы.

для учащихся - альбом, гуашь, крупные и мелкие кисти, палитры, баночки для воды,

Зрительный ряд: изображения реальных и фантастических птиц, методическая таблица «Цветовой круг», сказка Ершова «Конек-горбунок».

Литературный ряд: стихотворения, фольклор.

Ход урока

Организация класса.

Приветствие:

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяю готовность ребят к уроку, у всех ли есть необходимые принадлежности: кисти, гуашь, вода.

Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

Учитель: Молодцы! Все готовы к уроку.

Сегодня мы обратимся к образу фантастической птицы.

Вопрос: Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Ответ: «Финист – ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – птица в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок», и др.

Учитель: У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических.

Художник может изобразить красивую, и мудрую Жар-птицу с золотыми, сияющими, солнечными крыльями, умеющую говорить и петь.

Сейчас вы в этом убедитесь, посмотрев отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок». Обратите внимание на форму и цвет сказочной жар-птицы.

Смотрим отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок».

Вопрос: Какую реальную птицу напоминает сказочная жар-птица?

Ответ: Павлина.

Вопрос: Какие цвета использовал художник для передачи сказочного образа птицы?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Смотрим изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц.

- Давайте обратимся к предметам народного искусства, украшенных изображением фантастических птиц. Вот перед вами на полотенце изображена птица с пушистым хвостом. В народе ее называли «пава». Птица, по представлениям наших предков,

неотделима от образа весны, именно она приносила на крыльях весну - красну, возвращаясь из далеких теплых стран.

В давние времена даже существовал такой обряд: всей деревней напекали «жаворонков», выходили за околицу, поднимали их высоко и заклинали весну, пытаясь ускорить ее приход.

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую,

Лето красное.

Синички – сестрички,

Чечетки – тетки,

Кулички – мужички,

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шелковой травой,

Жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Вопрос: Ребята, как вы думаете, откуда берет художник форму и цвет для сказочных птиц?

Ответ: Из жизни, окружающей природы.

Учитель: Именно природа, реальность – первооснова творчества художника. Природа, реальный мир – это бесценная кладовая, из которой художник черпает форму и цвет. На основе увиденного в природе художники творчески перерабатывают реальные формы в декоративные.

Птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художник будет учитывать гармоничные сочетания цветов в росписи.

Упражнение на повторение семи цветов радуги.

Сказка.

В одной прекрасной стране жили добрые, прекрасные люди. Они радовались, как дети, красоте окружающей природы, особенно они, любили радугу, которая появлялась на небе после дождя. Каждый цвет в радуге строго знал свое место и никогда не занимал чужого.

Но вот появился в этой стране злой волшебник и перепутал все цвета в радуге. Цвета стали ссориться между собой. Радуга перестала появляться на небе.

Люди уже не могли радоваться и улыбаться. Страх и печаль легли на их лица.

Чтобы помочь людям, мы должны правильно расположить цвета в радуге.

Творческое задание.

Дети располагают цвета радуги в правильной последовательности.

Учитель: Молодцы, правильно выполнили задание. Теперь радуга вернется на небо, а к людям вернется радость и счастье.

Повторение «теплых» и «холодных» цветов.

Учитель: Обратимся к цветовому кругу.

Назовите теплые цвета?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Назовите холодные цвета?

Ответ: Голубой, синий, фиолетовый.

Объяснение практической работы.

Учитель: Ребята, сегодня для выполнения практической работы нам потребуются контрастные и сближенные цвета.

Какие цвета являются контрастными?

Ответ: Противоположные, которые подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый

Синий – оранжевый

Желтый - фиолетовый

Какие цвета являются сближенными?

Ответ: Цвета, которые располагаются рядом в цветовом круге.

Красный – оранжевый

Оранжевый – желтый

Голубой – синий

Синий – фиолетовый

Раздаю шаблоны птиц заданной цветовой гаммы.

Учитель: Ребята, вам необходимо сказочную птицу, заданной цветовой гаммы, поместить на фон контрастный цвету птицы.

Последовательность работы:

  1. Определить цвет фона контрастный заданной гамме птицы и покрыть весь альбомный лист этим цветом.

  2. Украсить птицу росписью сближенным цветом с цветом птицы.

  3. Поместить птицу на контрастный фон.

Самостоятельная работа

Слежу за выполнением задания. Провожу индивидуальную и фронтальную работу.

Физкультминутка

Я вышел в сад, осенний сад.

На ветках яблоки висят,

Качает ветер ветки.

Я в руки яблоки беру –

Веселые, как лето…

Закаты на одном боку,

А на другом рассветы.

Продолжаем работу. Расписываем птицу.

Анализ работ. Экспресс – выставка.

Учитель:

Есть радостная,

легкая усталость,

Когда дыхания не переводя

Закончишь

Трудную работу…

- Ребята, вы действовали сейчас как добрые волшебники, как прекрасные художники.

Поэтому у нас получилось такое яркое, фантастическое панно.

Отмечаю: правильно подобранные контрастные и сближенные цвета, аккуратность выполненной работы, интересные элементы росписи сказочной птицы.

Итог урока.

Ставлю оценки. Наводим порядок на рабочих столах.

Домашнее задание:

Вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, русалка, кентавр).

Список используемых источников

  1. М. А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004

  2. Н. А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991

3. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2006

4. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991

5. Р. М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992

6. Т. Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000

7. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.Н.Неменского / Сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 62 с.

8. Рисунки сканированы с учебника

doc4web.ru

Конспект урока по ИЗО 'Сказочная птица. Изображение и фантазия' (2 класс)

Открытый урок по ИЗО по теме "Сказочная птица". Изображение и фантазия

Разделы:

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.

  2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление

  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся - карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля "Царевна-Лебедь", Васнецова "Птица Сирин".

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

- Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я , что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на "Праздник птиц", да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

Учитель:

- Ну что, ребята, поможем?

Да!

Учитель:

- Тема урока у нас сегодня будет: "Сказочная птица".

Кукла "Каркуша":

- А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на местеНа хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летаетНа охотуДнем не видитДа и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птицеМогут в море пригодитьсяПтица крыльями гребет,На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицыКлюв, как две спицы,Ноги длинные, как у циркуляПо воде она гуляет,То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свистСтучит лесной телеграфист:"Здорово, дрозд, приятель!"И ставит подпись ... (Дятел)

- Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

Учитель:

- Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

- Итак, тема нашего урока "Сказочная птица". Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - "Сказка о царе Салтане", "Финист - ясный сокол", "Жар птица", птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: "Образ птицы искусстве"

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы - свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом - птица Феникс.

-можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

- При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре "Подбери цвет"

Задача:

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)

- Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

5. Рефлексия.

Учитель:

- А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать - возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно - возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицах для лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.

botana.cc

Открытый урок по ИЗО по теме "Сказочная птица". Изображение и фантазия

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.
  2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление
  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

- Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я , что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на “Праздник птиц”, да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

Учитель:

- Ну что, ребята, поможем?

Да!

Учитель:

- Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”.

Кукла “Каркуша”:

- А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на месте На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает На охоту Днем не видит Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице Могут в море пригодиться Птица крыльями гребет, На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы Клюв, как две спицы, Ноги длинные, как у циркуля По воде она гуляет, То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: “Здорово, дрозд, приятель!” И ставит подпись ... (Дятел)

- Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

Учитель:

- Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

- Итак, тема нашего урока “Сказочная птица”. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: “Образ птицы искусстве”

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

-можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

- При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре “Подбери цвет”

Задача:

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)

- Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

5. Рефлексия.

Учитель:

- А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицах для лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.

Презентация

Детские работы по теме (Приложение)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Сказочная птица. Изображение и фантазия"

МБОУ Умётская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П. С. Плешакова

р. п. Умёт Тамбовской области

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

«Сказочная птица. Изображение и фантазия»

Подготовила учитель

изобразительного искусства

и МХК

Соснова Ирина Анатольевна

2012 год

р. п. Умёт

Тема: «Сказочная птица».

Изображение и фантазия

Тип урока: комбинированный.

Вид занятий: декоративное рисование.

Цели и задачи:

  1. знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

  2. повторение изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных и сближенных цветах;

  3. закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;

  4. развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока:

для учителя – учебные таблицы и пособия, фотографии и иллюстрации из книг; набор для творческого задания – «Радуга»; шаблоны – образ птицы.

для учащихся - альбом, гуашь, крупные и мелкие кисти, палитры, баночки для воды,

Зрительный ряд: изображения реальных и фантастических птиц, методическая таблица «Цветовой круг», сказка Ершова «Конек-горбунок».

Литературный ряд: стихотворения, фольклор.

Ход урока

Организация класса.

Приветствие:

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяю готовность ребят к уроку, у всех ли есть необходимые принадлежности: кисти, гуашь, вода.

Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

Учитель: Молодцы! Все готовы к уроку.

Сегодня мы обратимся к образу фантастической птицы.

Вопрос: Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Ответ: «Финист – ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – птица в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок», и др.

Учитель: У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических.

Художник может изобразить красивую, и мудрую Жар-птицу с золотыми, сияющими, солнечными крыльями, умеющую говорить и петь.

Сейчас вы в этом убедитесь, посмотрев отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок». Обратите внимание на форму и цвет сказочной жар-птицы.

Смотрим отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок».

Вопрос: Какую реальную птицу напоминает сказочная жар-птица?

Ответ: Павлина.

Вопрос: Какие цвета использовал художник для передачи сказочного образа птицы?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Смотрим изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц.

- Давайте обратимся к предметам народного искусства, украшенных изображением фантастических птиц. Вот перед вами на полотенце изображена птица с пушистым хвостом. В народе ее называли «пава». Птица, по представлениям наших предков,

неотделима от образа весны, именно она приносила на крыльях весну - красну, возвращаясь из далеких теплых стран.

В давние времена даже существовал такой обряд: всей деревней напекали «жаворонков», выходили за околицу, поднимали их высоко и заклинали весну, пытаясь ускорить ее приход.

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую,

Лето красное.

Синички – сестрички,

Чечетки – тетки,

Кулички – мужички,

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шелковой травой,

Жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Вопрос: Ребята, как вы думаете, откуда берет художник форму и цвет для сказочных птиц?

Ответ: Из жизни, окружающей природы.

Учитель: Именно природа, реальность – первооснова творчества художника. Природа, реальный мир – это бесценная кладовая, из которой художник черпает форму и цвет. На основе увиденного в природе художники творчески перерабатывают реальные формы в декоративные.

Птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художник будет учитывать гармоничные сочетания цветов в росписи.

Упражнение на повторение семи цветов радуги.

Сказка.

В одной прекрасной стране жили добрые, прекрасные люди. Они радовались, как дети, красоте окружающей природы, особенно они, любили радугу, которая появлялась на небе после дождя. Каждый цвет в радуге строго знал свое место и никогда не занимал чужого.

Но вот появился в этой стране злой волшебник и перепутал все цвета в радуге. Цвета стали ссориться между собой. Радуга перестала появляться на небе.

Люди уже не могли радоваться и улыбаться. Страх и печаль легли на их лица.

Чтобы помочь людям, мы должны правильно расположить цвета в радуге.

Творческое задание.

Дети располагают цвета радуги в правильной последовательности.

Учитель: Молодцы, правильно выполнили задание. Теперь радуга вернется на небо, а к людям вернется радость и счастье.

Повторение «теплых» и «холодных» цветов.

Учитель: Обратимся к цветовому кругу.

Назовите теплые цвета?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Назовите холодные цвета?

Ответ: Голубой, синий, фиолетовый.

Объяснение практической работы.

Учитель: Ребята, сегодня для выполнения практической работы нам потребуются контрастные и сближенные цвета.

Какие цвета являются контрастными?

Ответ: Противоположные, которые подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый

Синий – оранжевый

Желтый - фиолетовый

Какие цвета являются сближенными?

Ответ: Цвета, которые располагаются рядом в цветовом круге.

Красный – оранжевый

Оранжевый – желтый

Голубой – синий

Синий – фиолетовый

Раздаю шаблоны птиц заданной цветовой гаммы.

Учитель: Ребята, вам необходимо сказочную птицу, заданной цветовой гаммы, поместить на фон контрастный цвету птицы.

Последовательность работы:

  1. Определить цвет фона контрастный заданной гамме птицы и покрыть весь альбомный лист этим цветом.

  2. Украсить птицу росписью сближенным цветом с цветом птицы.

  3. Поместить птицу на контрастный фон.

Самостоятельная работа

Слежу за выполнением задания. Провожу индивидуальную и фронтальную работу.

Физкультминутка

Я вышел в сад, осенний сад.

На ветках яблоки висят,

Качает ветер ветки.

Я в руки яблоки беру –

Веселые, как лето…

Закаты на одном боку,

А на другом рассветы.

Продолжаем работу. Расписываем птицу.

Анализ работ. Экспресс – выставка.

Учитель:

Есть радостная,

легкая усталость,

Когда дыхания не переводя

Закончишь

Трудную работу…

- Ребята, вы действовали сейчас как добрые волшебники, как прекрасные художники.

Поэтому у нас получилось такое яркое, фантастическое панно.

Отмечаю: правильно подобранные контрастные и сближенные цвета, аккуратность выполненной работы, интересные элементы росписи сказочной птицы.

Итог урока.

Ставлю оценки. Наводим порядок на рабочих столах.

Домашнее задание:

Вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, русалка, кентавр).

Список используемых источников

  1. М. А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004

  2. Н. А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991

3. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2006

4. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991

5. Р. М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992

6. Т. Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000

7. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.Н.Неменского / Сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 62 с.

8. Рисунки сканированы с учебника

globuss24.ru

Конспект урока по ИЗО "Сказочная птица. Изображение и фантазия" (2 класс)

hello_html_190e626f.gifОткрытый урок по ИЗО по теме "Сказочная птица". Изображение и фантазия

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.

  2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление

  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

- Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я , что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на “Праздник птиц”, да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

Учитель:

- Ну что, ребята, поможем?

Да!

Учитель:

- Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”.

Кукла “Каркуша”:

- А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на местеНа хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летаетНа охотуДнем не видитДа и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птицеМогут в море пригодитьсяПтица крыльями гребет,На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицыКлюв, как две спицы,Ноги длинные, как у циркуляПо воде она гуляет,То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свистСтучит лесной телеграфист:“Здорово, дрозд, приятель!”И ставит подпись ... (Дятел)

- Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

Учитель:

- Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

- Итак, тема нашего урока “Сказочная птица”. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: “Образ птицы искусстве”

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

-можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

- При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре “Подбери цвет”

Задача:

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)

- Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

5. Рефлексия.

Учитель:

- А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицах для лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Сказочная птица. Изображение и фантазия»

МБОУ Умётская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Социалистического Труда П. С. Плешакова

р. п. Умёт Тамбовской области

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

«Сказочная птица. Изображение и фантазия»

Подготовила учитель

изобразительного искусства

и МХК

Соснова Ирина Анатольевна

2012 год

р. п. Умёт

Тема: «Сказочная птица».

Изображение и фантазия

Тип урока: комбинированный.

Вид занятий: декоративное рисование.

Цели и задачи:

  1. знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

  2. повторение изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных и сближенных цветах;

  3. закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;

  4. развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока:

для учителя – учебные таблицы и пособия, фотографии и иллюстрации из книг; набор для творческого задания – «Радуга»; шаблоны – образ птицы.

для учащихся — альбом, гуашь, крупные и мелкие кисти, палитры, баночки для воды,

Зрительный ряд: изображения реальных и фантастических птиц, методическая таблица «Цветовой круг», сказка Ершова «Конек-горбунок».

Литературный ряд: стихотворения, фольклор.

Ход урока

Организация класса.

Приветствие:

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяю готовность ребят к уроку, у всех ли есть необходимые принадлежности: кисти, гуашь, вода.

Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

Учитель: Молодцы! Все готовы к уроку.

Сегодня мы обратимся к образу фантастической птицы.

Вопрос: Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Ответ: «Финист – ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – птица в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок», и др.

Учитель: У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических.

Художник может изобразить красивую, и мудрую Жар-птицу с золотыми, сияющими, солнечными крыльями, умеющую говорить и петь.

Сейчас вы в этом убедитесь, посмотрев отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок». Обратите внимание на форму и цвет сказочной жар-птицы.

Смотрим отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок».

Вопрос: Какую реальную птицу напоминает сказочная жар-птица?

Ответ: Павлина.

Вопрос: Какие цвета использовал художник для передачи сказочного образа птицы?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Смотрим изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц.

— Давайте обратимся к предметам народного искусства, украшенных изображением фантастических птиц. Вот перед вами на полотенце изображена птица с пушистым хвостом. В народе ее называли «пава». Птица, по представлениям наших предков,

неотделима от образа весны, именно она приносила на крыльях весну — красну, возвращаясь из далеких теплых стран.

В давние времена даже существовал такой обряд: всей деревней напекали «жаворонков», выходили за околицу, поднимали их высоко и заклинали весну, пытаясь ускорить ее приход.

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую,

Лето красное.

Синички – сестрички,

Чечетки – тетки,

Кулички – мужички,

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шелковой травой,

Жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Вопрос: Ребята, как вы думаете, откуда берет художник форму и цвет для сказочных птиц?

Ответ: Из жизни, окружающей природы.

Учитель: Именно природа, реальность – первооснова творчества художника. Природа, реальный мир – это бесценная кладовая, из которой художник черпает форму и цвет. На основе увиденного в природе художники творчески перерабатывают реальные формы в декоративные.

Птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художник будет учитывать гармоничные сочетания цветов в росписи.

Упражнение на повторение семи цветов радуги.

Сказка.

В одной прекрасной стране жили добрые, прекрасные люди. Они радовались, как дети, красоте окружающей природы, особенно они, любили радугу, которая появлялась на небе после дождя. Каждый цвет в радуге строго знал свое место и никогда не занимал чужого.

Но вот появился в этой стране злой волшебник и перепутал все цвета в радуге. Цвета стали ссориться между собой. Радуга перестала появляться на небе.

Люди уже не могли радоваться и улыбаться. Страх и печаль легли на их лица.

Чтобы помочь людям, мы должны правильно расположить цвета в радуге.

Творческое задание.

Дети располагают цвета радуги в правильной последовательности.

Учитель: Молодцы, правильно выполнили задание. Теперь радуга вернется на небо, а к людям вернется радость и счастье.

Повторение «теплых» и «холодных» цветов.

Учитель: Обратимся к цветовому кругу.

Назовите теплые цвета?

Ответ: Красный, желтый, оранжевый.

Назовите холодные цвета?

Ответ: Голубой, синий, фиолетовый.

Объяснение практической работы.

Учитель: Ребята, сегодня для выполнения практической работы нам потребуются контрастные и сближенные цвета.

Какие цвета являются контрастными?

Ответ: Противоположные, которые подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый

Синий – оранжевый

Желтый — фиолетовый

Какие цвета являются сближенными?

Ответ: Цвета, которые располагаются рядом в цветовом круге.

Красный – оранжевый

Оранжевый – желтый

Голубой – синий

Синий – фиолетовый

Раздаю шаблоны птиц заданной цветовой гаммы.

Учитель: Ребята, вам необходимо сказочную птицу, заданной цветовой гаммы, поместить на фон контрастный цвету птицы.

Последовательность работы:

  1. Определить цвет фона контрастный заданной гамме птицы и покрыть весь альбомный лист этим цветом.

  2. Украсить птицу росписью сближенным цветом с цветом птицы.

  3. Поместить птицу на контрастный фон.

Самостоятельная работа

Слежу за выполнением задания. Провожу индивидуальную и фронтальную работу.

Физкультминутка

Я вышел в сад, осенний сад.

На ветках яблоки висят,

Качает ветер ветки.

Я в руки яблоки беру –

Веселые, как лето…

Закаты на одном боку,

А на другом рассветы.

Продолжаем работу. Расписываем птицу.

Анализ работ. Экспресс – выставка.

Учитель:

Есть радостная,

легкая усталость,

Когда дыхания не переводя

Закончишь

Трудную работу…

— Ребята, вы действовали сейчас как добрые волшебники, как прекрасные художники.

Поэтому у нас получилось такое яркое, фантастическое панно.

Отмечаю: правильно подобранные контрастные и сближенные цвета, аккуратность выполненной работы, интересные элементы росписи сказочной птицы.

Итог урока.

Ставлю оценки. Наводим порядок на рабочих столах.

Домашнее задание:

Вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, русалка, кентавр).

Список используемых источников

  1. М. А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004

  2. Н. А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991

3. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. — Волгоград: Учитель, 2006

4. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991

5. Р. М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992

6. Т. Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000

7. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.Н.Неменского / Сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 62 с.

8. Рисунки сканированы с учебника

www.alllessons.ru


Смотрите также