Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение". Конспект урока по рисованию 3 класс весенний пейзаж


Конспект урока по ИЗО на тему "Картина-пейзаж" (3 класс)

- Программа «Изобразительное искусство», Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.

- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-

М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство», 3 класс.

Тема урока:

«Картина-пейзаж».

Цель урока:

Задачи:

Выполнить композицию на тему «Картина-пейзаж», посвящённую весне с ярко выраженным настроением.

Обучающие:

-учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;

- особенности построения композиции пейзажа;

- познакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

 - показать роль искусства в понимании красоты природы;

 Развивающие:

- развивать мелкую моторику руки, воображение, творческую фантазию;

Воспитывающие: 

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

-патриотические чувства,

- аккуратность при выполнении работы.

           

Класс:

Место в программе

Методы обучения

Тип урока

Форма организации познавательной деятельности:

3 класс

Раздел 4. «Художник и музей»

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровая деятельность.

Урок «открытия» нового знания.

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Познавательные УУД:

 – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– проявлять познавательную активность;

–знать, что такое пейзаж, роль цвета в пейзаже;

–иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями;

–знать картины и имена крупнейших русских художников - пейзажистов И. Левитана, А. Саврасова,

И.Шишкина, А.Куинджи, В.Серова, И. Репина.

Коммукативные УУД:

 - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу в различных эмоциональных состояниях;

- умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности;

-рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные УУД:

- иметь эстетическую потребность в общении с природой,

- выражать своё отношение к природе художественными средствами, бережливо относиться к природе,

- аргументировано оценивать свои работы и работы одноклассников.

Основные понятия:

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. 

Метапредметные связи:

Музыка, Литература, Окружающий мир.

Ресурсы:

Техническое обеспечение занятия: ПК, экран, проектор.

Информационные источники:

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией

Б.М. Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011.

- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.

Оборудование для обучающихся: бумага А4, карандаш, ластик, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Дидактическое обеспечение урока:

Зрительный ряд: Репродукции с картин русских художников - пейзажистов И. Левитана, А. Саврасова, И.Шишкина. В.Серова, И. Репина и других известных русских художников,

слайд- презентация для игры «Третий лишний»,

слайд-презентация «Картины-пейзажи»,

слайд-презентация «Этапы работы над пейзажем»

Музыкальный ряд: Аудиозаписи с музыкальными произведениями Вивальди «Времена года». Весна, детские песни (минусовки)

Литературный ряд: стихотворение-загадка А. Кушнера «Если видишь на картине…»

интернет ресурсы. http://levitan-world.ru/levitan-painting.php - И Левитан.http://shishkin-art.ru/ - И.Шишкин и др. художники.

Этапы урока

Организационный момент

Целеполагание и мотивация

Актуализация знаний

Физкультминутка под музыку.

«Открытие» нового знания

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Рефлексия

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД-

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, контролируют свои действия в классе.

Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения

к учению, осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД

–постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, определение цели, способов взаимодействия.

Познавательные УУД

– формулирование познавательной цели,

- умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

- волевая саморегуляция, целеполагание, планирование прогнозирование.

Познавательные УУД

- актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД

- проявляют интерес к изучению нового материала.

 

Коммуникативные УУД

- сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

– расширение представлений о средствах художественной выразительности. .

- умение структурировать знания.

Познавательные УУД

Умение закреплять полученные знания.

Познавательные УУД

-умение применять полученные знания на практике.

Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

-развитие самостоятельности, эстетических чувств.

Регулятивные УУД оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании работы товарища.

- контролировать качество своей работы.

Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.

Личностные УУД

- нравственно- этическое оценивание материала урока и своей деятельности.

Регулятивные УУД

-самооценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД ориентация в среде обучения.

Познавательные УУД

выводы, обобщения и оценочные суждения.

Деятельность учителя

Организация местоположения каждого ученика.

Учитель:

-Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!

Учитель:

-К нам на урок сегодня пришёл

Мастер изображения. Он будет помогать вам на уроке, и наблюдать за вашей работой.

-Мастер изображения:

Создаёт проблемную ситуацию

Ребята!

- Кто знает игру? «Третий лишний»?

На слайде зрительный ряд. (Обучающимся предлагается 5 слайдов с репродукциями . В каждом слайде 3 картины , 2 картины с изображением пейзажа, но одна из них в слайде лишняя - другого жанра.)

Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы.

-Почему вы оставили эти картины?

Учитель:

- Как можно назвать все эти картины с изображением природы?

На доске карточка со словом «пейзаж»

Учитель:

Итак, пейзаж – это изображение природы.

-  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

Беседа учителя сопровождается наглядностью (слайд-презентация)

-А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

Учитель:

- На экране вы видите репродукции картин этих художников-пейзажистов.

- Посмотрите, как с помощью цвета художники передавали настроение природы в своих пейзажах. - Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

Описание картин для нас приготовили ваши одноклассники, попросим их зачитать своё небольшое сообщение, которое они подготовили дома.

Учитель:

Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.

Учитель:

-Каково назначение картин-пейзажей?

Учитель:

- А вы наблюдали за природой?

-Замечали ее красоту и настроение?

Учитель:

- А как меняется природа? Что вы наблюдали?

Учитель:

Как вы думаете, такую красивую природу надо беречь?

Учитель:

Совершенно верно!

Русский писатель Михаил Пришвин говорил: «Беречь природу – значит любить Родину»      

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

-Кто услышал тему нашего урока?

Учитель уточняет:

- Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок лишь одному времени года, которое мы с вами проживаем сейчас. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать весну.

Учитель:

Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д.

Учитель:

- А как можно выразить настроение в пейзаже?

Учитель: Приведите примеры.

Учитель ставит задачу:

-Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.)

Мастер изображения:- А теперь, ребята, немного отдохнём. Сделаем небольшую разминку.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Учитель: Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы.

Презентация

«Этапы работы над пейзажем»

Учитель:

Работу начнём с наброска простым карандашом, используя 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

1. Отступив от нижнего края листа вверх небольшое расстояние, изобразите стволы берез.

2. Проводим линию горизонта, так мы получим изображение неба и земли. Нарисуем небольшую речку, параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта.

3. Нарисуйте бревно, которое перекинуто через реку. Затем изобразите ствол дерева, которое расположено вдали, обрати внимание, Чем дальше от нас находится дерево, тем оно, кажется меньше. Изобрази куст вербы, растущей на берегу.

4. Пририсуйте деревьям ветки. Нарисуйте маленькую елочку, растущую около берез. Изобразите очертания деревьев на горизонте. Чем ближе деревья изображены, тем больше подробностей; при удалении деревья заметны меньше, особенно это заметно на горизонте.

5. Нарисуйте на вербе ростки, а также проталины на земле. Изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше. Все ближние предметы изображаются подробно, а удаленные – обобщенно.

6. Обведите набросок карандашом. Изображения, находящиеся на первом плане располагаются ближе к нижнему краю листа. Изображения, находящиеся на дальнем плане располагаются выше от нижнего края листа.

7. Сильно разбавленной водой синей краской закрасьте небо. Изумрудно-зеленой краской раскрасьте деревья. на горизонте.

8. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше предметы, тем больше они размытые и нечёткие.

9. Раскрасьте речку голубой краской, а там, где лежит бревно – коричневой.

10. Раскрасьте елку темно-зеленой краской, а проталины – светло-зеленой и светло-коричневой. Сугробы немного закрасьте сильно разбавленной водой синей краской;

11. Раскрасьте вербные ветки коричневой и желтой краской.

12. Дождитесь полного высыхания рисунка. Весенний пейзаж готов. Такую картину можно раскрасить не только акварелью, но и цветными карандашами или же фломастерами.

Учитель:

Так что же мы называем пейзажем?

Учитель: Весна – одно из самых чарующих времен года. Весна радует людей теплой погодой, яркими солнечными днями.

- При выполнении самостоятельной работы будьте внимательны и соблюдайте этапы построения пейзажа. (этапы на экране) –

Возьмите в руки карандаш и приступайте к созданию картины-пейзажа.

Мастер изображения:

- А я буду наблюдать за вашей работой. (Во время самостоятельной работы проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися)

Учитель: Возьмите в руки карандаш и оцените работу своего соседа по парте.

Учитель:

- Проводится игра.

Учитель предлагает закончить предложение:

«Сегодня на уроке я узнал …».

«Сегодня на уроке я научился…».

«За этот урок я понял, что…».

«Мне понравилось…».

Учитель предлагает организовать выставку работ.

Мастер изображения:

- Как вы красиво изобразили природу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники-пейзажисты!

Домашнее задание. Найти в журналах репродукции натюрмортов, принести на урок.

Деятельность обучающегося

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Ответ: Все!

- Обучающиеся по желанию выходят к доске и удаляют на слайде лишние репродукции.

Обучающиеся вступают в диалог

Ответы:

- На слайде мы видим, что большая часть репродукций посвящена изображению природы.

Ответы:

-Картины с изображением природы мы назовём - пейзажи.

Обучающиеся внимательно рассматривают репродукции, эстетически оценивают разнообразие и красоту природы.

Обучающиеся слушают учителя и сообщения одноклассников.

Обучающиеся созерцают и эстетически оценивают картины.

«А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье. На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов».

«И.Левитан «Март» Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!»

Ответ:

-Картины-пейзажи оставляют очень радостное впечатление в душе человека, заставляют гордиться своей Родиной, где существует такая красота, или, наоборот, успокаивают человека, вносят в его жизнь мир и покой. Картины –пейзажи украшают наше жилище.

Ответ:

Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

Ответ: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое

Ответ:

Родную природу надо любить и беречь.

Обучающиеся называют тему.

- Мы будем рисовать картину-пейзаж.

Ответ: Настроение в пейзаже можно выразить цветом.

Ответ:

Например: - Тёплыми и звонкими цветами можно нарисовать радостный и весёлый пейзаж, лирический и нежный пейзаж – глухими цветами. Холодными цветами можно изобразить тревожное, грустное и тоскливое настроение.

Обучающиеся выполняют все движения разминки под весёлую музыку.

Просмотр обучающимися презентации «Этапы работы над пейзажем»

Ответ: Пейзажем называется картина с изображением природы.

Обучающиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.

Обучающиеся изображают пейзаж под музыку Вивальди «Времена года». Весна.

Работа в парах. По окончанию самостоятельной работы обучающиеся проверяют работу друг у друга.

Предполагаемые ответы:

- Сегодня на уроке я узнал, что такое пейзаж .

- Сегодня на уроке я научился рисовать пейзаж .

- Сегодня на уроке я узнал фамилии художников-пейзажистов.

-За этот урок я понял, что природа

нашей Родины очень красивая.

-Мне понравилось рисовать гуашью.

Выставка работ обучающихся. Все показывают друг другу выполненные работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе: Весенний пейзаж в технике «по

Конспект урока

Изобразительного искусства в 3классе

Выполнил: Щербаков Сергей

Тема урока: Весенний пейзаж в технике «по - сырому».

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).

Меж предметные связи: изобразительное искусство, литература, МХК.

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в технике «по-сырому».

Задачи урока:

Предметные

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе

  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы

  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Метапредметные:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;

  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии

  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.

  • Обогащать словарный запас детей

  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Личностные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала

  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать особенности изображения весенней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике, уметь выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование:

Для учителя: Презентация, план –конспект, пед. рисунок.

Для учащихся: Альбом или листы А4, карандаши простые, свечи, ластик, акварель, кисти, баночка с водой, палитра

Ход урока:

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Зовут меня Сергей Михайлович.

II. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

- Ребята, внимательно посмотрите на слайд. На нем картины. Что общего в этих картинах? (изображение природы)

- Как можно назвать все эти репродукции? (пейзажами)

Показ мультфильма

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

- Кто мне скажет, что такое пейзаж?

- Итак, пейзаж – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

- Посмотрите на слайд и определите, какая репродукция картин здесь лишняя и почему?

III. Вступительная беседа.

- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

Существуют различные виды пейзажа. Посмотрите, какие бывают виды пейзажа.

И сегодня мы с вами тоже попробуем нарисовать пейзаж. Ребята, какое сейчас время года? (весна) Правильно. Сегодня мы нарисуем весенний пейзаж. Посмотрите на слайд. На нем представлены две картины. Обе они – пейзажи. Но чем они отличаются?

(разные краски и общее настроение картины) Правильно. Настроение картины передается с помощью красок. Светлые, солнечные, жизнерадостные краски поднимают настроение. Они помогают почувствовать тот восторг, который испытывал художник, когда писал картину. Мрачные краски навевают грусть и тоску. Поэтому, когда вы будете рисовать пейзаж, используйте те краски, которые смогут передать ваше настроение.

VI. Подготовка к практической работе (2 мин.)

Мы с вами посмотрели много пейзажей. В каждом пейзаже есть сходные черты. Как вы думаете, какие? ( в пейзаже присутствует линия горизонта, Близкие предметы прорисовываются более четко, далекие - более размыты). Как вы думаете, как нужно расположить лист. Почему?

При изображении пейзажа очень важна воздушная перспектива. Она выражается в том, что предметы, по мере их удаления от глаз наблюдателя, меняют свою окраску, меняют яркость тонов окраски и даже в какой-то степени и четкость своих очертаний.

- Как вы думаете, что нам понадобится для урока? (краски, кисти, бумага,

вода)

VII. Пед. рисунок

-С чего начнем нашу работу? (смачиваем краски) Капаем по капельке в каждую краску (кроме черной и белой)

-Смочить лист водой. Как вы думаете, много ли воды нужно? (нет). Дать

немного просохнуть и можно рисовать, при этом краски растекаются в

стороны, образуя правильные переходы.

- Карандашом обозначим небо, реку, землю. Начнем от простого к сложному.

Берем голубую краску, проводим с левого верхнего края бумаги к правому, ведя работу сверху вниз.

Один раз (небо)- Затем вводим синюю - получится речка . Затем коричневую - земля. Темно – зеленую –деревья вдали и тень от деревьев в реке. Светло- зеленой краской

нарисует траву. Следите за тем, чтобы вода на листе не высохла.

Рисуем сначала задний план. Ждем когда подохнет. Теперь прорисовываем деревья на переднем плане.

- Теперь посмотрите, что у меня получилось.

VII. Практическая работа (20 мин.)

VIII. Выставка работ учащихся. Итог урока. Рефлексия.

Демонстрация наиболее удачных композиций. Оценки за работу.

Ребята, вам понравился урок. Какую тему мы изучали сегодня?

Что такое «пейзаж»?

Как называют художников, рисующих природу?

Как правильно строить композицию пейзажа?

Урок закончен. До свидания!

multiurok.ru

Конспект урока ИЗО на тему "Краски весны" (3 класс)

Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему:

"Краски весны"

Тип урока: урок контроля ЗУН.

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, МХК.

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в различных техниках.

Задачи урока 

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе

  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Развивающие:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;

  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала

  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.

уметь:

Выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование, необходимое для урока:

  • Альбом или листы А4

  • Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)

  • Карандаши простые и восковые

  • ластик

  • Гуашь, акварель

  • кисти, поролон

  • палитра

  • бумага с восковой основой для работы в технике граттаж

  • ножницы, цветная и бархатная бумага, природный материал

  • Трафареты зверей.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Основная часть:

Вступление (цель).3мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой домашнего задания. 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4-5 мин

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) 20-25 мин

Оформление работы в цвете, графике, аппликации, граттаж

Физ.минутка.(1-2 мин в процессе работы).

Обобщение. Домашнее задание

III. Заключение.

Подведение итогов урока, анализ работ учащихся.

Содержание урока

Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

II. Основная часть – групповая работа детей.

(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы)

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о весне, которые вы изучали на уроках чтения

(Необходимо создать настроение, включить музыку о весне, почитать стихи, поговорить о тех радостях, которые доставляет детям весенняя природа. Поговорить об особенностях весны: в чем ее отличие от других времен года.)

Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте:

Шагает красавица, легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна)

Басовитый и серьезный, у него характер крут:

Заворчит он очень грозно — все тотчас же убегут! (Гром)

 

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил. (Радуга)

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене. (Солнечный луч)

Стихи

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,В долине пар белеет тонкий,И песню раннюю запелВ лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышиныПоёт, на солнышке сверкая:— Весна пришла к нам молодая,Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,Так беспредельно, так воздушно;Весь божий мир здесь вижу я.И славит бога песнь моя!

В.А. Жуковский

Сельская песня (отрывок)

Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.

С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорогиНам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,А ты песню спой,Что из стран далёкихПринесла с собой...

А.Н. Плещеев 

– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. (давайте вспомним, что это за картины – хотя бы те, что есть на доске)

Внимание на опорный ряд на доске:на выбор учителя репродукции картин К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, “Мартовское солнце”, И.Левитана “Март”, “Половодье”, “Весна. Большая вода”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Мартовский снег”, Н.Ромадина “Весенний день”, “Цветущий бугор”, А.Кокорина “Тарусы. Март”, С.Герасимова “Лед прошел”, Ф.Васильева “Оттепель” и др. Для более полного и яркого представления природы, особенностей весеннего леса и луга необходимо рассмотреть несколько репродукций.

-Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на доске, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

Что общего в изображении всех этих пейзажей? (проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, затопленной водой: деревья, голые, как в марте, или одетые листвой, как в мае, разлившаяся река, тающий снег, и на небе: облака, солнце, летящие птицы, … капающие с крыши сосульки, и т. д.)

Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту весенней природы своими руками.

Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию.

Поэтому у нас получилось несколько групп:

1группа: В этой группе ребята выбрали технику граттаж. Они будут рисовать весну на специальном листе. Какая предварительная работа была дома?

Граттаж - работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист, а лучше –  для черчения растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (какой цвет лучше использовать для весенней картины?), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок.– Нанесен фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать “выцарапывать” солнце, деревья, дом, тающего снеговика и т.д.

2 группа: Вторая группа будет работать на альбомном листе – в технике “по-сырому”.

– Что для этого нужно?

– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой). Наносится фон – небо, облака, снег, земля. Когда высохнет, основные детали рисунка. Заканчивается работа прорисовкой деталей концом кисти, подправляются контуры предметов, накладываются блики и тени, цвет стараются передать так, как мы видим его в жизни

3 группа Ребята в третьей группе рисуют ластиком. – Объясните, как это вы будете делать? – Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается), бумагой и ластиком вырисовывается графическая картина.

4 группа В четвертой группе разные виды работ. (Учитель может выбрать только один вид – например, только ватой на бархатной бумаге).

Аппликация ватой на бархатной бумаге, аппликация из цветной бумаги, из природных материалов (по желанию и при наличии подходящих).

- Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге? – Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка, предварительно выполненные на бумаге и там, где снег еще не растаял, накладывается тонкий слой ваты (без клея).

Можно напомнить правила работы при выполнении аппликаций, ТБ при работе с ножницами и т.п. (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) 

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).

Физ.минутка в ходе работы по мере необходимости. (можно с народными закличками и приговорками, можно с обыгрыванием народных песенок и игр о весне. Например “Ой, бежит ручьем вода”)

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах и запахах весны, повторить, что краски должны быть яркими, сочными, должны передавать радость, тепло солнечного весеннего дня, когда вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и все радуется жизни, все цветет, благоухает, живет, порхает и летает.)

Работа закончена.

III. Заключение. Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть, порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов. (посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки)

Итоги урока, оценка

Давайте вместе полюбуемся нашими весенними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. Урок окончен. Спасибо всем!

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Весенний пейзаж"

КГУ Школа-гимназия № 118

Жанры искусства.Пейзаж.

Маметова Аида Аюпжановна - учитель начальных классов.

24.04.2014

г.Алматы

Конспект урока по ИЗО во 2 «Д» классе на тему:

"Весенний пейзаж"

Цель:

Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить представления детей о весне.

  • Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

  • Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

  • Научить составлять весеннюю композицию, используя краски.

Развивающая:

 развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей любовь к родному краю.

  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

  • Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

  • Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

  • Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Оборудование: бумага А3, А4, карандаши цветные, краски, кисти, репродукции картин с изображением пейзажей, стаканчики для воды, мелодия Чайковского «Времена года»

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Ход урока

Класс делится на 4 группы.

1.Организационный момент.

Учитель. Ребята! Давайте мы начнём урок с улыбки, посмотрите к нам пришли гости, улыбнитесь им и друг другу и пожелайте творческих успехов, а теперь  посмотрим и проверим, всё ли у вас готово к уроку. На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

-Сегодня урок необычный! Мы работаем в коллективе по группам. Вспомним, какие правила для групп мы с вами выводили? (Дети отвечают)

Правила работы в группе:

  1. Внимательно слушать друг друга.

  2. Не перебивать говорящего. 

  3. Уважать мнение друг друга. 

  4. Активность.

  5. Правило «стоп»

  6. Ставить перед собой цель и достигать его.

  7. «Разум человека проявляется в ясности его речи»(точность, выразительность, доступность, правильность и смысл)

  8. Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

2.Актуализация опорных знаний.

Зазвенели ручьи,

           Прилетели грачи,

           В дом свой улей, пчела

           Первый мед принесла.

           Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна (вывешивается наглядность-ВЕСНА)

-Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

3.Сообщение темы и цели урока 

-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать, красиво говорить)

-А ещё будем продолжать расширять свои знания о жанрах в изобразительном искусстве и рисовать весенний пейзаж.

4. Подготовка к изучению нового материала.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

 (ответы детей) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

- Какой первый месяц?

Действительно, первый месяц весны - это март.

(Учительница демонстрирует иллюстрацию с изображением марта).

«Снег дырявым в марте стал,

 И почти совсем опал.

 Он уже не чисто белый,

 Не пушистый, словно прелый».

ЗАДАНИЕ №1(Выполняется и обсуждается в группе, один из учеников защищает свою команду)

 Подберите образное сравнение для описания мартовского снега.

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное)

- (Мнения учащихся) белый пористый шоколад, перина, лист пенопласта, серая вязаная скатерть, перламутровый, пух, облака, шуба.

Яростно река ревет

 И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель).

-Какой сейчас месяц?

Назовите второй месяц весны.

-Действительно, второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.

- Представьте себе нарисованный нами образ второго весеннего месяца.

-Вскрылись в апреле реки. Лед на реке весной тоже просыпался постепенно: сначала потемнел, затем нахмурился и покрылся трещинами. И только потом стал раскалываться, постепенно приходя в движение. Льдины поплыли по реке, постоянно сталкиваясь и разбиваясь.

-В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В апреле земля освободилась от снежного плена. Скинула с себя зимние лохмотья. Она обрадовано оттаяла и вдоволь напилась водой.

- Какую картинку вы нарисовали в своем воображении?

Пригревающее солнце стало подсушивать верхний темно-коричневый слой земли. В апреле земля преет-прогревается. Журчат весенние ручьи.

- Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?

(Мнения детей).

-Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.

ЗАДАНИЕ №2

Выберите и отметьте приметы, по которым люди в апреле подмечают, что этот год будет теплым.

¨Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.

¨Из березы течет много сока - к прохладному, дождливому лету.

¨Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

¨В апреле днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.

- А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку.

5. Минутка здоровья.

 Весна, весна! Пришла весна:

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднято гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит,

Посланец он весны надежный

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

-Какой последний месяц весны?

(ответы детей)

Третий месяц весны - май. Май можно сравнить с красивой, улыбающейся девушкой, с широко открытыми глазами, в волосы которой вплетены яркие цветы. Она гордой походкой идёт по земле, покрытой зелёным ковром.

- Представьте себе нарисованный нами образ третьего весеннего месяца.

-Май в народе не зря называют - травень, цветень. В этом месяце повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев. Растут крокусы, сон-трава, лютики и другие весенние цветы. В садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки и др. Поднимаются пионы, лилии, ирисы. Через месяц после зацветания мать-и-мачехи цветут шиповник, липа, крыжовник, смородина, зеленеют яблони.

ЗАДАНИЕ №3

Выберите и отметьте  картинку, соответствующую майской природе.

(учащиеся в группах рассматривают картинки и выбирают нужную и вклеивают, ответы защищаются)

ЗАДАНИЕ №4– В каждой группе по 3 репродукции художников, разделите их по жанрам.- На какие группы разделили? 

1-я группа - натюрморт.

2-я группа - портрет.

3-я группа - пейзаж.

- Почему эти три картины отнесли к пейзажу? 

- Чем различаются эти три картины?

- Что может быть изображено, когда рисуют пейзажи? (Художник изображает поля, небо, леса, дом, природу.)  - Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются временами года, временем суток, цветом (теплые и холодные, хроматические, ахроматические)- Колоритом. Колорит – это сочетание цветов в картине. А сочетание цветов что передаёт? (настроение)

Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

- Обратите внимание на эту картину Левитана.

- И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

- Прослушайте стихотворение Федора Тютчева .

Чтец:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

(Мнения детей).

-Назовите важнейшую примету этого весеннего месяца.

6.Прослушивание музыкальной пьесы.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

7.Практическая работа.

Теперь будьте внимательны, чтобы все сделать правильно и аккуратно. (Поэтапное выполнение  задания).

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

ЗАДАНИЕ № 5.

Рисование весеннего пейзажа. Показ сложных элементов учителем.

- Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и цветными карандашами и мелками. С этими художественными материалами вы уже знакомы. Незабываем о линии горизонта, она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

8.Практическая работа.

Теперь будьте внимательны, чтобы все сделать правильно и аккуратно. (Поэтапное выполнение  задания).

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Этапы изображения :- Вы как художники знаете с чего начинается работа?-С наброска.-Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.

-Смачиваем кисть водой . -Затем приступаем к заливке: ближе к горизонту светлее цвета, к краю – темнее.

- А что по тону будет светлее: земля или небо? (Небо светлее и прозрачное)

9. Информации о домашнем задании (по выбору учащихся)

Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему.

Художники пишут картины.

Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры.

Поэты сочиняют стихи о природе.

Композиторы сочиняют красивую музыку.

10. Подведение итогов урока (Огонёк общения)

- Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске. 

-Я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы?

-Я рада, что есть радость, восторг, грусть.- Молодцы, вы все хорошо потрудились.

(Оценка работ учащихся )

11. Рефлексия. 

- У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании?

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали? Ребята, на доске прикреплены смайлики, если вам понравился урок и вы узнали много нового  то возьмите смайлик который улыбается, если вам урок не понравился и нового вы ничего не узнали то смайлик который плачет.

-   Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

- Спасибо за урок! До встречи на следующем уроке!

Литература:

1.Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.

М. ВЛАДОС, 2004г.-276 с.

2.Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство, 2 класс    

infourok.ru

Конспект по изо "Весенний пейзаж"

Конспект урока

Урок изобразительного искусства.

УМК «Школа 2100»

2 класс МКОУ СОШ №2 Шарыгина Г.В.

Тема «Весенний пейзаж»

Цель урока: углубить представление о пейзаже.

Задачи.

Образовательные:

-познакомиться с видами пейзажа,

-изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа,

-вспомнить художников-пейзажистов

Развивающие

-развивать интеллектуальные и общеучебные умения,

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания

Воспитательные

-воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: комбинированный

Технологии: групповые, компьютерные.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой,

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства для решения задач

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

-строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие ,что партнёр знает и видит, а что нет

-использовать в общении правила вежливости

Предметные:

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры мирового искусства, изображающие природу

-создавать простые композиции на заданную тему

Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации с изображением людей, животных, природы, архитектуры, карандаши, акварель, кисточки, альбомы, емкость для воды, палитра.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуйте, мои друзья!Всех вас рада видеть я!

У вас на партах лежат клеёнки, учебник, тетрадь, альбомный лист, карандаш, ластик, кисточки, баночка с водой, акварельные краски.

Кто готов к уроку-тихо садитесь.

2.Вводная беседа.

О каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом уроке? Что вы помните о пейзаже?

Да, в переводе с французского пейзаж - «природа». Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей, переживаний: радости, грусти, тревоги, ожидания. Всё это они выражают в своих картинах. В русском искусстве пейзаж возник в конце 18 века - более 200 лет назад.

Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Найдите среди них пейзажи. Почему выбрали именно их?

3. Сообщение темы урока.

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать.

Сегодня мы с вами продолжаем тему пейзажа.

4.Работа над новым материалом.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём представлено изображение водной или земной поверхности: растения, здания, техника, дождь, облака, солнце, луна, звёзды.… Иногда художник изображает людей или животных, в виде мимолётных сюжетных ситуаций. Но в пейзажной композиции им отводится второстепенное значение.

В зависимости от того, что изображено, пейзаж можно разделить на сельский и городской. (слайд 1, 2 ) Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж. (слайд 3)

А сейчас давайте послушаем, какое стихотворение придумали люди о пейзаже:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года.

Каждому времени года соответствует своя палитра сочетающихся друг с другом красок.

Так лето

Лето - самое яркое время года. (Слайд 4)

Красок и не счесть

Жёлтая, зелёная

Голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В закате облака.

Осень - не всегда время увядания природы и вызывает чувство печали и тоски. Когда лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости и хорошее настроение.(Слайд 5)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

На смену осени приходит зима. (Слайд 6)

Отличается зима

От весны и лета.

Очень сложная она,

Все в снега одеты.

Небо серое с утра,

Падают снежинки,

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки.

А вот для внимательного человека звуки весны необычайны и разнообразны. Весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового.(Слайд 7)

Сегодня мы будем писать пейзаж акварелью. Для этого надо соблюдать в работе определённую последовательность. Откройте учебники на странице 43 , прочитайте, запомните и подготовьтесь рассказать, в какой последовательности надо выполнять работу.

Кто готов рассказать?

1Итак, сначала надо нарисовать рисунок карандашом.

2Потом сделать фон заливкой в 1-3 цвета. Помним, что чем больше в акварели воды, тем прозрачнее получается слой краски.

3. Прописываем рисунок более тонкой кистью

4Ещё раз прописываем работу и дорабатываем рисунок.

Итак, начинаем работу. Природа вдохновляла на творчество не только поэтов, художников, но и композиторов. Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл, который назвал «Времена года». Пусть эта музыка поможет вам написать ваш пейзаж.

5.Творческая работа

А сейчас, пока работа сохнет, давайте вспомним,

каких художников, писавших пейзажи, вы знаете?

Алексей Саврасов-художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные российские дороги мокрые поля. В1871г он выставил на передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели», прославившей его на весь мир. Долгие годы он жил в нищете, умер одиноким и больным. Его имя вскоре было забыто.

А что изображено на этой картине?

Да, на картине Саврасова «Грачи прилетели» потемневшие сугробы, вдали тёмное поле, в центре корявые берёзки, а на них много грачиных гнёзд. Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц Родине.

6Анализ работ.

Выставляются работы учащихся.

Расскажите о своей картине по плану:

1.Название картины.

2.Что изображено?

3.Почему вы считаете, что это пейзаж?

4.Что бы вы хотели пожелать людям, чтобы природа осталась такой красивой, как на вашей картине?

7. Итог урока.

Приложение.

Слайд 1 Слайд 2

hello_html_m493e94f.jpghello_html_2ff81cf2.jpg

Деревенский пейзаж Городской пейзаж

Слайд 3 Слайд 4

hello_html_m7cf40ce2.jpghello_html_25d415bf.jpg

Морской пейзаж Летний пейзаж

Слайд 5 Слайд 6

hello_html_mbc67337.jpghello_html_1c34a0c3.jpg

Осенний пейзаж Зимний пейзаж

Слайд 7

hello_html_m6ad2f12c.jpg

Весенний пейзаж

infourok.ru

Открытое занятие. Тема урока «Весенний пейзаж».

План конспект открытого занятия.

Тема урока «Весенний пейзаж».

Цель. Воспитать интерес к искусству, расширять представление об окружающем мире.

Задачи. Познакомить с нетрадиционными видами рисования.

Познакомить с произведениями искусства знаменитых художников и поэтов.

Научить создавать дополнительные цвета при смешивании красок.

Воспитывать наблюдательность и любованием природой.

Развивать творческие способности детей.

Научить передавать пространственные отношения.

Оборудование.

Интерактивная доска.

Ноутбук.

Бумага А3, гуашь, кисточки щетина, губка, трубочки для выдувания. Непроливайки.

Прилагается видео.

Ход занятия.

Включается видео. Входит Гармония.

- Здравствуйте девочки и мальчики. Меня зовут Гармония, я прилетела к вам с далекой страны «Рисовании», чтобы принести в этот мир красоту. И хочу загадать вам загадку:

Если почки на деревьях появились,

Если птицы прилетели и запели,

Если солнце светит ярко.

Что это за время года, скажите мне ребята. (Весна)

А какая она, эта весна?

Радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, цветущая. Многие поэты посвящали свои стихи, этому времени года, наблюдая за ней, были поражены ее красотой. Включается видео, на экране демонстрируются картины художников, звучит музыка.

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды.

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады. (Иван Бунин).

Все подсохло и почки уже есть

Зацветут скоро ландыши, кашки

Вот плывут облака как барашки

Громче, громче весенняя весть. (Андрей Белый).

Но не только поэты, но и художники старались изображать на своих картинах всю прелесть и красоту весны. Включается видео, на экране демонстрируются картины художников, звучит музыка. Художники, которые пишут картине о природе, называются художниками пейзажистами, а их картины – пейзажами. Как вы думаете какие оттенки преобладают на этих картинах ( нежные сиреневые, сизые, розовые).

А вы знаете, что все художники – волшебники, они умеют творить чудеса. Не верите? Предлагаю всем в этом убедиться и сотворить чудо. Я вам в этом буду помогать: запечатлеем нашу красавицу весну и вместе нарисуем «Весенний пейзаж».

В разноцветных баночках

Жила была гуашь

И с кисточкой болтала

Рисуя пейзаж

«Какая вы насыщенная»

Ей говорила кисть

Гуляя по альбому

То в сторону то вниз.

Возьмем в руки кисточки. Это будет наша волшебная палочка. Но что бы она стала волшебной ее надо приручить. Нарисуем в воздухе цветок , теперь солнышко, волны, листочек. « Отлично».

Вы заходите чаще ,гуашь ей отвечала

Синим цветом, вас угощу сначала,

Мы нарисуем небо. Дети рисуют небо.

А что еще бывает синего и голубого цвета? Дети отвечают.

Теперь нарисуем дорожку, используя при этом желтый коричневый, оранжевый цвета.

Обращаю ваше внимание ребята, чем дальше от нас дорожка, тем она? ( уже) Правильно уже. Такое явление называется линейная перспектива. Следующий этап рисуем зеленую траву. Губкой смешиваем желтый, и голубой цвет получается зеленый. Посмотрите на этот зеленый цвет, какие эмоции вызывает этот цвет? Дети отвечают на вопрос. Хорошо, молодцы. Вдоль дорожки будут расти цветущие деревья, стволы мы будем рисовать не кисточками, а трубочками. Демонстрируется метод выдувания. Ну вот, наша картина почти готова осталось лишь нарядить деревья в цветы. И для этого нам понадобиться белый цвет.

Ой, ой, я забыла в своей стране белый цвет и не привезла его с собой, так торопилась к вам. Но я знаю, кто нам может помочь. Белый маг. Он все знает. Давайте обратимся к нему. Но к нему надо добраться и преодолеть препятствия вы готовы? Проводиться физкультминутка.

Если река перед нами заледеневшая

А мы на коньках вжик, вжик.

А если гора высокая

А мы на лыжах ух, ух.

А если в космос

А мы на ракете ууууу

Отлично вот мы и добрались. Включается видео. Гармония подходит с лукошком к экрану. В корзине волшебным способом оказывается белая гуашь. Она раздает детям гуашь. Кисточками «щетина» дети методом тычка рисуют цветущие деревья. Украшаем картину летящими птицами. Далее идет оценка и обсуждение работ вместе с детьми. Из корзины Гармония достает сердечки и просит оставить пожелания на память или впечатления от встречи и приклеить их на доску. Включается видео, она прощается, благодарит и улетает в свою страну, надеясь на новую встречу.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение"

Разделы: МХК и ИЗО

Место темы в системе уроков: 3класс, III четверть, 3-4 урок из темы четверти: “В каждом рисунке - солнце”.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна)).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, МХК.

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в различных техниках.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Развивающие:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.

уметь:

Выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование, необходимое для урока:

Для учителя:

  • Магнитофон, записи(по возможности)
  • Оформление доски
  • Плакаты, иллюстрации, репродукции на тему весны
  • Мольберт для фронтального показа учащимся

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)
  • Карандаши простые и восковые
  • ластик
  • Гуашь, акварель
  • кисти, поролон
  • ведерко с водой
  • палитра
  • бумага с восковой основой для работы в технике граттаж
  • ножницы, цветная и бархатная бумага, природный материал
  • Трафареты зверей.

Ход урока

I. Орг.момент.2 мин.

II. Основная часть:

Вступление (цель).3мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой домашнего задания. 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4-5 мин

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) 20-25 мин

Оформление работы в цвете, графике, аппликации, гратаж

Физ.минутка.(1-2 мин в процессе работы).

Обобщение. Домашнее задание

III. Заключение.

Подведение итогов занятия, анализ удачных работ. 5-6 мин

Содержание урока

Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю - Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский См. приложение 1. п 1

Чтение учителем (на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года”).

- Теперь вы поняли, почему мы прислушивались именно к вашим горячим сердечкам?

Что удалось услышать? (Ответы детей)

Только человек с горячим сердцем может творить прекрасное и дарить людям радость и красоту.

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (Ответы детей)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? (Ответы детей)

– А что ему помогло?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

II. Основная часть – групповая работа детей.

(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы)

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о весне, которые вы изучали на уроках чтения

(Необходимо создать настроение, включить музыку о весне, почитать стихи, поговорить о тех радостях, которые доставляет детям весенняя природа. Поговорить об особенностях весны: в чем ее отличие от других времен года.)

Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте:

См. приложение 1. п. 2

А вы что знаете о весне? - Стихи

– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. (давайте вспомним, что это за картины – хотя бы те, что есть на доске)

Внимание на опорный ряд на доске:на выбор учителя репродукции картин К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, “Мартовское солнце”, И.Левитана “Март”, “Половодье”, “Весна. Большая вода”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Мартовский снег”, Н.Ромадина “Весенний день”, “Цветущий бугор”, А.Кокорина “Тарусы. Март”, С.Герасимова “Лед прошел”, Ф.Васильева “Оттепель” и др. Для более полного и яркого представления природы, особенностей весеннего леса и луга необходимо рассмотреть несколько репродукций картин.

См. приложение 2.

Если в классе большинство детей с высоким уровнем умственного развития, то описательные рассказы по картинам они могут по ходу просмотра составить сами, а если уровень умственного развития средний и ниже, то лучше, если описание картине выполнит или зачитает сам педагог, а дети определят к какой из предложенных репродукций подходит описание. Этим же приемом можно воспользоваться, если необходимо сэкономить время на уроке.

-Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на доске, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

См. приложение 1.п 3

Что общего в изображении всех этих пейзажей? (проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, затопленной водой: деревья, голые, как в марте, или одетые листвой, как в мае, разлившаяся река, тающий снег, и на небе: облака, солнце, летящие птицы, … капающие с крыши сосульки, и т. д.)

Ответь на вопросы: (необязательно - при наличии времени) См. приложение 1. п. 4

Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен

года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту весенней природы своими руками.

Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию.

Поэтому у нас получилось несколько (4) групп:

1группа: В этой группе ребята выбрали технику граттаж. Они будут рисовать весну на специальном листе. Какая предварительная работа была дома?

Гратаж - работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист, а лучше –  для черчения растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (какой цвет лучше использовать для весенней картины?), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок. – Нанесен фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать “выцарапывать” солнце, деревья, дом, тающего снеговика и т.д.

2 группа: Вторая группа будет работать на альбомном листе – в технике “по-сырому”.

– Что для этого нужно?

– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой). Наносится фон – небо, облака, снег, земля. Когда высохнет, основные детали рисунка. Заканчивается работа прорисовкой деталей концом кисти, подправляются контуры предметов, накладываются блики и тени, цвет стараются передать так, как мы видим его в жизни

3 группа Ребята в третьей группе рисуют ластиком. – Объясните, как это вы будете делать? – Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается), бумагой и ластиком вырисовывается графическая картина.

4 группа В четвертой группе разные виды работ. (Учитель может выбрать только один вид – например, только ватой на бархатной бумаге).

Аппликация ватой на бархатной бумаге, аппликация из цветной бумаги, из природных материалов (по желанию и при наличии подходящих).

- Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге? – Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка, предварительно выполненные на бумаге и там, где снег еще не растаял, накладывается тонкий слой ваты (без клея).

Можно напомнить правила работы при выполнении аппликаций, ТБ при работе с ножницами и т.п. (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) См. приложение 1. п. 5

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).

Физ.минутка в ходе работы по мере необходимости. (можно с народными закличками и приговорками, можно с обыгрыванием народных песенок и игр о весне. Например “Ой, бежит ручьем вода”)

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах и запахах весны, повторить, что краски должны быть яркими, сочными, должны передавать радость, тепло солнечного весеннего дня, когда вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и все радуется жизни, все цветет, благоухает, живет, порхает и летает.)

Работа закончена.

III. Заключение. Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть, порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов. (посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки)

Д/задание:

Посмотреть мультипликационный фильм “Незнайка на Луне”.

Подготовить затонированные листы для работы на следующем уроке “Космос. Полеты на другие планеты”

(это задание дается на усмотрение учителя, т.к. может быть выполнено вместе с детьми во внеурочное время, например, на кружке)

Итоги урока, оценка

Давайте вместе полюбуемся нашими весенними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “5”. Убираем за собой рабочее место. Урок окончен. Спасибо всем!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также