Конспект урока по изобразительному искусству тема конспекта портрет. Конспект урока по рисованию портрета


Конспект урока по ИЗО на тему "Портрет. Виды портрета"

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: «Портрет. Виды портрета»

Составила:

Учитель ИЗО,

Сурсякова Любовь Ивановна

Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Задачи:

  1. познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета

  2. развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства

  3. формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;

Оборудование: презентация PowerPoint, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вводная беседа

1.Определение темы урока

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как... (портрет)

2.Формулировка целей и задач урока

3.Изучение нового материала

Портретный жанр возник раньше других - известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики (слайд 2).

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

«Я заканчиваю ваш портрет» — сказал Пикассо человеку, которого рисовал. — «А теперь постарайтесь быть похожим на него»

Пабло Пикассо (слайд 1)

Как вы понимаете это высказывание?

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3)-Парадный портрет, репрезентативный портрет — подтип портрета,   абсолютизма. Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоныбожеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае

 портретирования аристократа) (слайд 4).

Камерный портрет - это не только набор внешних признаков, это - новый способ видения человека. Если в парадном изображении критерием ценности человеческой личности были ее деяния (о которых зритель узнавал через атрибуты), то в камерном - на первый план выдвигаются моральные качества (слайд 5).

Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Одиночный и групповой портрет различаются по количеству изображаемых (слайд 6). Групповой портрет подразумевает изображение трех и более человек. Портретируемые представлены в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (слайд 7).

Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.).

Погрудный портрет. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет, или Россия XVI века) изображается только голова, или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём (слайд 8).

Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами (слайд 9, 10).

Автопортрет. Автопортре́т — портрет самого себя. Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты (слайд 11).

4.Физ.минутка

5. Обобщение и закрепление знаний

Определите вид портрета (слайд 12, 13).

6.Практическая работа

Задание. Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи 'учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

7.   Итог урока.

  1. Выставка работ.

  2. Заключительное слово.

Источники:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 129 с.

  2. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / Л.А. Неменская, И.Б. Полякова; под. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

  3. http://zagadki-pro.ru

  4. Этапы рисования натюрморта (Методические рекомендации) Власова Н.П., педагог дополнительного образования по ИЗО

  5. http://www.palitra.co

  6. https://gallerix.ru/

  7. http://www.wm-painting.ru/

  8. http://dic.academic.ru

  9. http://www.museum.ru

  10. http://www.art-spb.ru

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству 'Рисование портрета человека' (6 класс)

Цель:

- Познакомить учащихся с конструкцией головы человека, пропорциями человеческого лица

- познакомить учащихся с особенностями графического портрета.

- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Обучающая: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

Развивающая: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Критерии обученности (формируемых знаний и умений)

Учащиеся должны:

Иметь представление

Знать

Уметь

О средствах выразительности, используемых автором для передачи внутреннего мира героев, технике рисования графическими средствами.

Различные жанры искусства

Средства выразительности, технику рисования графическими средствами, что в портретном изображении должен

выражаться характер и внутренний мир человека.

Различать портрет от других жанров искусства,

изображать голову человека

Методическая цель обучить технике рисования графическими средствами

Методы обучения иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, упражнение-эксперимент, выставка

Форма организация деятельности учащихся индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

Точка, точка запятая (песня)

(1 СЛАЙД презентации)

Учитель: Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали этой детской песенке.

Прошло много лет, и теперь с этой задачей , я надеюсь, вы справляетесь гораздо лучше. А как называется жанр, в котором главным объектом изображения является человек? (портрет)

Перед вами картины художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жана-Луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой). На картинах изображены дети. Попытаемся описать их внешность, состояние, внутренний мир. Помогут составить описание вопросы:

1. Кто изображен на картине? Возраст?

2. О чем нам расскажет лицо героя?

3. О чем говорит его одежда?

4. Как относится художник к своему герою.

5. Совпадает ли мое впечатление о герое с позицией автора?

Примерные ответы .

Первый ученик: Я буду рассказывать про девочку. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. У этой девочки такое нежное лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами. Это очень красиво! Одета девочка просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Наверное, она воспитанная и очень милая девушка.

Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Наверное, мальчик только что вернулся с улицы, где играл с друзьями. Мне кажется так, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы бегать, прыгать. У него вьющиеся золотистые волосы, красивые глаза. Еще я вижу, что взгляд у этого мальчишки умный, он много знает. Я думаю, что он не задирает нос. И с таким мальчиком можно было бы подружиться.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ.

(5 СЛАЙД)

Учитель: Давайте подумаем , легко ли рисовать человека и что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет?

Ученики: (примерные ответы) : Какова форма головы? Как изобразить объем головы? Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот? Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека? Как передать эмоции на лице?

Учитель: Хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться.

(6 СЛАЙД)

Вы видите еще раз тему нашего урока . Разберем значение выделенных слов

(7 СЛАЙД)

Учитель : У слова «конструкция» несколько значений, но сегодня нас интересует только одно.

Ученик (читает): Конструкция - строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета.

Учитель: Рассмотрим конструкцию, то есть устройство головы. У меня на столе яйцо и шар. (демонстрирует) Какой из этих предметов больше напоминает голову? Правильно, яйцо. Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающаяся книзу. Также и череп человека состоит из двух частей. Каких?

Ученики : Черепной коробки и лица.

Учитель: Теперь мы сделаем первый шаг к поиску пропорций. Пропорции - это соотношения частей, составляющих одно целое. (Демонстрирует лист бумаги). Сворачиваем лист пополам и проведем горизонтальную линию. Если голова человека расположена прямо, то линия середины глаз будет находиться посередине всей высоты головы, т.е. на этой линии.

Сделаем и следующий шаг. Лицо человека имеет симметричные детали, а значит нам для построения лица необходима еще одна важная линия. Какая? Вертикальная, которая разделит очертания головы пополам. Эта линия называется срединной. ВЫВОД: лицо симметрично.

(8 СЛАЙД)

На лице можно выделить следующие линии. (Показывает на схеме) Отметим эти линии на своем лице (дети показывают) Это линии волос, бровей, глаз, основания носа, рта.

Учитель: Лицо рисовать довольно сложно. Для этого надо хорошо знать математику и правила рисования.

Первое правило рисования . Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Давайте попробуем составить еще правила. У вас на столах напечатаны незаконченные фразы, дополните их. Вам в помощь лежит еще схема рисования лица .

(9 СЛАЙД)

2. Линию глаз можно поделить на…. ( пять) одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

3. Расстояние между глазами примерно равно длине ….(глаза).

4. Длина губ равна расстоянию от середины…. (одного глаза) до середины другого.

5. Ширина носа равняется длине….. (глаз), а рот немного шире носа.

6. Верхний край уха расположен на уровне… (бровей), нижний - на уровне основания (носа).

Учитель: Работа закончена, проверим себя

(10 СЛАЙД)

Учитель: Эти правила рисования пригодятся при выполнении графического портрета.

Но художнику недостаточно только правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить индивидуальные черты лица, характера, красоту, которой наделен каждый.

Человек выражает на своем лице различные эмоции. При этом двигаются мышцы глаз, рта, бровей. Рассмотрим лица людей, выражающие различные эмоции.

(11, 12 СЛАЙД)

Итак, очень часто слова не нужны, чтобы рассказать о состоянии и настроении человека .

(13 СЛАЙД)

Это схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях

(14 СЛАЙД)

Перед вами эта таблица и слова, выражающие разные чувства. Обозначьте стрелочками , какое чувство к какому изображению относится.

(15 СЛАЙД) Проверьте себя

(16 СЛАЙД) Следующее задание. Перед вами на партах заготовки: лица, глаза, рты , брови, носы, прически. Составьте лицо с различными выражениями.

Встаньте , пошагаем по дорожке.

Встретили друга, поздоровайтесь с ним (одной рукой, затем другой).

Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).

Вы обиделись - (покажите мимикой лица обиду).

Друг дает вам цветок - вы удивились (покажите мимикой лица удивление).

Улыбнитесь друг другу. Садитесь

(18 СЛАЙД)

Учитель: Мы с вами теперь имеем знания, осталось применить эти знания на практике. Вы рисуете в альбомах, я - на доске. Будем голову человека рисовать в анфас , то есть, когда он смотрит прямо.

botana.cc

Конспект урока по изобразительному искусству тема конспекта портрет

Класс- 6

Предмет:  «Изобразительное искусство»

Тема учебного занятия: « Графический портретный рисунок»

Продолжительность учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цель: Приобщение  школьников к художественной культуре.

Задачи :

             1.Дать общие представления об особенностях портретного жанра в      

               изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной

               выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в

               портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.

             2. Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность,

               глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

            3. Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к

               людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во

               внешнем и внутреннем обликах человека.  

Оборудование:

 учебный класс с персональным компьютером, информационный материал к уроку, образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников.

Дидактический материал к учебному занятию: слайд-фильм « Жанр портрета».

Структура урока:

               1. Организационный момент- 2 минуты (настрой, инструктаж)                        

               2. Беседа по основному материалу урока:

                       а) вводная информация -1 минута.

                        б) демонстрация материала (30  слайдов)- 20 минут

                       

               3.Актуализация знаний-

                         а) монолог учителя -2 минуты (инструктаж по практической части урока)

              4. Физкультминутка – 1 минута

              5. Практическая работа- 15 минут

              6. Итог урока - 2 минуты ( выставка работ учащихся, заключительная речь

                  учителя)

              7. Домашнее задание- 1 минута.

Используемые цифровые образовательные ресурсы:  при наличии одного ПК работа в режиме  медиа - проекции на большой экран.

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент

Цели:

-настроить на восприятие визуальной информации;

-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

- настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.

Компетенции:

- знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.

Деятельность ученика: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2. Беседа по  основному материалу урока.  

Цель этапа: Сформировать  представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра

Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.

Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Через проектор  с монитора ПК  проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайдов)

Деятельность учащихся: Смотрят демонстрационный материал. На протяжении  беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:  Мы будем говорить о портрете. Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом говорит поэт:

                                  Есть лица подобные пышным порталам,

                                  Где всюду великое чудится в малом

                                  Есть лица - подобие жалких лачуг,

                                  Где варится печень и мокнет сычуг.

                                  Иные холодные, мертвые лица

                                  Закрыты решетками, словно темница.

                                  Другие - как башни, в которых давно

                                  Никто не живет и не смотрит в окно

                                  Но малую хижину знал я когда-то,

                                  Была неказиста она, небогата.

                                  Зато из окошка ее на меня

                                  Струилось дыханье весеннего дня.

                                  Поистине мир и велик и чудесен!

                                  Есть лица – подобья ликующих песен.

                                  Из этих, как солнце, сияющих нот

                                  Составлена песня небесных высот.

                                                           Н. Заболоцкий

                                 

Учитель.  Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

Вводная беседа

Учитель. Если вы посещаете музеи или рассматриваете альбом с репродукциями картин, то обязательно  встречаетесь с лицами далеких и незнакомых вам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.

Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, и  всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

 Портрет- образ определенного реального человека. Также это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей (сл.№4)

Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.

Через портрет художник передает свое время. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам ( фаюмский портрет слайд №  9   )

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика  представлялось средством попадания в мир вечной жизни ( слайд №  8   )

В Средние века стало особо важным утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность (слайд №10 )

В русском искусстве художники впервые обратились к  созданию портрета в 17 веке.

С тех пор  портретное искусство стремительно развивалось от парсуны до овладения мастерством  западных художников. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.( сл. .№ 13,14,15,16,17 )

Портреты  принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный  характер. В камерном  портрете  лицо  обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя (сл. №22)

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре  (сл. № 20)

В разные времена были созданы портреты разных людей, и каждая эпоха внесла  свои представления о современном человеке (сл. №11,17)

Художники создавали портреты живописными средствами и графическими ( сл. № 23,24,25)

Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику  проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка  дают возможность выявить самое главное,  ярко  характерное.

Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен

Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики (сл. № 25)

Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.

Вопросы к учащимся: 1Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересен портрет?

  2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?

  3.Как называется портрет, когда художник изображает самого себя?

 4.Как называют человека, позирующего для портрета?

 5.При помощи, каких выразительных средств можно создать графический портрет?

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

Знания: Пропорций головы человека,

Умения: Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.

Методы: фронтальный, словесно- иллюстративный.

Деятельность учителя: Объяснение последовательности изображения  рисунка (портрета)

Сегодня мы выполним  рисунок портрет с натуры. а) Первоначально следует подумать о размещении  рисунка на листе. Рисунок располагают почти по середине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить  на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое  равновесие. б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить  обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место  положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность  поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно  выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня  меняется множество настроений и  в связи с этим выражение лица. Важно в мимике,  выражении глаз, в жестах увидеть проявление  тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств т.е. внутренний мир (сл.№26,27,28,29 )

Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания  человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для них?

Короткий ежик волос, коса, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п.  (сл. №30)

Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.

Деятельность учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы

Вопросы

Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?

В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?

Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?

Перечислите основные пропорции лица человека?

5 Физкультминутка

6. Практическая  работа.

Цель этапа: Выявить степень  усвоения знаний  об  этапах  выполнения рисунка.

Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.

Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.

Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: выполняют практическую работу  в графической технике

Задание: Выполнить  портретный рисунок с натуры в графической технике.

Материал: мелки, карандаши, пастель, уголь.

Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том , как передать характер человека, его особенные черты.

 Вряд ли стоит  резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.

7. Итог урока  

Цель: Обобщение знаний по теме «Графический портретный рисунок», обсуждение детских рисунков.

Выставка рисунков

Заключительное слово.  В лучших ваших работах размещение изображения портрета друга  выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.

Каждый из вас пытливо и любовно  вглядываясь в натуру,  определив свое видение и пони мание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно не все работы  совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.

-Вы довольны своими работами? Над чем еще нужно поработать  в изображении портрета своего друга?

8. Домашняя работа

Деятельность учителя: Объяснение домашнего задания, запись на доске

 Нарисовать графический автопортрет, используя фотографии, смотрясь в зеркало.

Хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников),

Найти дома сатирические портреты, карикатуры, дружеские шаржи и принести в класс.

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка конспекта урока по теме "Портрет"

Бунакова Светлана Валентиновна

Преподаватель МАУДО «ЭДХШ»

Г. Сыктывкар, Республика Коми

Урок по предмету рисунок для учащихся 2 класса ДХШ

«Портрет»

План – конспект урока

Время: 3 академических часа.

Тема: «Портрет»

Цель: Нарисовать портрет одноклассника.

Задачи:

  • Изучить основные пропорции головычеловека;

  • Компоновать портрет в данном формате;

  • Совершенствовать навыки рисования;

  • Развивать глазомер и координацию руки;

  • Уметь быстро и точно передавать самое существенное, похожесть;

  • Воспитывать любовь к рисованию, целеустремлённость;

  • Оформить выставку лучших работ.

Наглядность:

• Таблицы, схемы пропорций, схемы поэтапного рисования портрета;

• Работы учащихся прошлых лет;

• Педагогический рисунок.

Техническое оборудование:

для учащихся: мольберт бумага, простой карандаш, ластик;

для преподавателя: мольберт, бумага, простой карандаш, ластик.

Подготовка класса к уроку:

Подиум со стулом для позирующего учащегося, мольберт для учителя ставится впереди круга, чтоб просматривался всеми учащимися. Работа учителя сопровождается комментариями. В процессе работы учащихся над зарисовкой, учитель должен обойти каждого ученика и прокомментировать его работу.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Орг. момент

-

Приветствие и проверка готовности учеников к уроку

Проверка рабочего места

5 мин

2

Теоретическая часть урока

Наглядность:

схемы пропорций головы,

схема поэтапного рисования портрета,

портреты учащихся прошлых лет

Знакомство с темой Портрет и изучение основных пропорций головы

Слушают

20 мин

3

Практическая часть урока

Педагогический показ

Педагогический показ и комментарии по ходу показа.

Практическая работа учащихся.

Построение портрета.

Работа в тоне.

Обход каждого ученика + показ на работах учащихся.

Рисуют мягким

простым карандашом

(В4, В6, В8)

80 мин

4

Просмотр работ учащихся

-

Комментарий по каждой работе

Слушают, обсуждают, комментируют.

15 мин

Ход урока

Теоретическая часть урока

Портрет – от французского – “изображение”. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению определённых людей. Портрет может изображать одного или нескольких людей. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней.

Цель урока нарисовать портрет одноклассника. Так как мы ещё не изучили анатомию головы человека, мы выполняем зарисовку портрета, а не конструкцию. Копируем видимые формы, соблюдая основные пропорции головы.

Портрет – это мнение художника о человеке. Показывая человека, следует отразить его основные черты, похожесть.

Первым этапом мы правильно компонуем портрет в формате, крупно в центре формата намечаем голову, шею и плечевой пояс, если вы изображаете портрет в фас,то справа и с лева поля одинаковые. Если вы изображаете портрет в профиль или в три четверти то перед лицом оставляем пространства больше, чем перед затылком. Сверху много поля оставлять не следует.

Практическая часть урока

Этапы построения головы:

  1. Изобразить форму головы. Внимательно скопировать основную форму головы, учитывая основные пропорции: ширина к высоте, и учитываем ракурс.

  2. Определить и наметить осевой линией цент лица, от затылка до подбородка.

  3. Определить и наметить линию глаз и линию бровей, учитывая ракурс.

  4. Определить и наметить линию основания носа, расстояние от линии глаз до подбородка делим пополам.

  5. Определить и наметить серединную линию губ, поделив на две части расстояние от носа до подбородка.

  6. Рисуем нос, анализируем форму носа. Отметить ширину носа опустить линии от уголков глаз.Изобразить ноздри и кончик носа, учитывая индивидуальные особенности и ракурс.

  7. Рисуем глаза и брови, учитывая размер и пропорции. Глаз – это шар, на который накладываются веки. Учитываем размер и форму разреза глаза. Так же учитываем ракурс, при изображении в три четверти дальний глаз сокращается в размере.

  8. Рисуем губы, обычно уголки губ совпадают с центром глаза. Учитываем форму и размер губ, нижняя губа на свету верхняя в тени, акцент делаем на серединной линии губ. Губы воспринимаются не по контуру, а по серединной линии. Всегда учитываем ракурс, при изображении в три четверти губы сокращаются в длину.

  9. Рисуем уши, уши располагаются на линии бровей до линии основания носа. Обратите внимание на форму и характер ушей. Уши у всех разные.

infourok.ru


Смотрите также