План конспект урока на тему: "Осенний пейзаж". Конспект урока рисование осеннего пейзажа


Конспект занятия по ИЗО "Осенний пейзаж"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Феодосии

Занятие клуба дошкольников «Радуга»

Руководитель: педагог дополнительного образования Тютикова А.А.

Тема занятия по ИЗО: «Осенний пейзаж»

hello_html_m701207c2.jpg

Феодосия 2016

  1. Цели занятия:

Образовательные: Учить детей рисовать пейзаж, изображая небо и землю широкими полосами, продолжать знакомство с акварельными красками и их свойствами. Учить рисовать деревья в пейзаже красками гуашь, поупражнять детей в смешивании красок.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своему родному краю, к своей Родине, прививать эстетический вкус и аккуратность в работе.

Развивающие:

Вызывать у детей интерес к окружающей природе, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

2.Материалы для занятия:

- экран, проектор, ноутбук, слайды осенних пейзажей художников;

- иллюстрация картины И. Левитана «Осень»,

- акварельные краски,

- губка,

- гуашь,

- кисть №2, №3,

- стаканчик с водой

Кабинет украшен осенними листочками, вырезанными из бумаги, поделками из природного материала на осеннюю тему.

3.Предварительная работа: наблюдения на прогулке за осенними явлениями природы, разучивание песен и стихов об осени.

Организационная часть

Педагог: Вот художник, так художник –

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эти краски не отмыл.

Отгадать загадку просим –

Кто художник этот?

Дети. Осень.

Да, ребята, это Осень разрисовала необыкновенными красками деревья, и кусты. Давайте рассмотрим внимательно репродукции, на которых изображена осень. Перед нами репродукция с картины И. Левитана. Какое бы название вы ей дали? ( Ответы детей: осень, золотая осень). Что изображено на этой картине? Дети: (деревья, кусты, речка, плывущие по небу облака….) Как все это можно назвать одним словом? - Природа. Картину, на которой изображена природа, называют пейзажем. Пейзажи рисуют не только художники красками, но также поэты и писатели в своих стихах и рассказах. Давайте послушаем стихотворения, которые прочтут нам наши ребята и попробуем представить пейзаж (слайды пейзажей художников).

Дети читают стихи:

1.Солнышко не греет.

Небо как река.

Осень подступает

К нам издалека.

2.За окном березка

Стала золотой,

Листья разбросала

По траве густой.

Листья разбросала,

А они летят.

В золотой метели

Наш осенний сад.

3.Осень на опушке

Краски разводила.

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник

И зарделись клены.

В пурпуре осеннем

Только дуб зеленый.

4.Загрустили под окном

Клены и березки,

Уронили на дорожку

Листья словно слезки.

Снова дождик барабанит

Каплями по крыше.

Птицы клином улетают.

Стало в парке тише.

Педагог: Молодцы, ребята. А мне сегодня белочка передала письмо от Осени. Но чтобы его открыть, надо отгадать загадки.

Хотите узнать, что нам Осень написала?

Дети: Да.

Педагог: Тогда, слушайте внимательно.

Падают с ветки золотые монетки (листочки).

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождик).

Педагог: Молодцы, ребята! Вы очень наблюдательны, поэтому отгадали все эти загадки. А чем нас радует осень? Об этом расскажут нам ребята (дети читают стихи).

  1. Осенние денечки,

В саду большие лужи.

Последние листочки

Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые.

Вон листочки красные.

Соберем в корзинку

Мы листочки разные.

Будет в комнате красиво,

Скажет мама нам спасибо!

  1. По лесам гуляет осень.

Краше этой нет поры.

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.

Педагог: Да, осень нас радует и красивыми осенними букетами, и спелыми ягодами, орехами, и, конечно полными корзинками с грибами.

Ну, что ребята, давайте откроем конверт и прочитаем, о чем же нас

просит Осень? А Осень просит нас нарисовать осенний пейзаж.

Каждый из вас станет художником и будет рисовать свой пейзаж. Но прежде, чем рисовать, мы немножко разомнемся.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо. ( Волнообразные движения руками)

Закачалось деревцо. ( Движения туловищем из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише. (Приседают)

Дерево все выше, выше. (Поднимаются и подпрыгивают)

Практическая часть

Педагог: Ну, вот мы немного отдохнули, а теперь приступим к работе.

Начнем с рисования неба и земли.

Подумайте, как вы расположите лист, какая полоса неба или земли будет шире. Посмотрите, как я буду рисовать акварелью. Смачиваю лист бумаги влажной губкой и провожу широкие горизонтальные мазки.

Какие цвета можно использовать для рисования осеннего неба и земли?

Педагог предлагает детям смочить краски – приготовить их к работе, протереть влажной губкой лист и начинать рисовать небо и землю.

Педагог: Ребята, а чем можно дополнить этот рисунок?

Дети: нарисовать деревья, кусты.

Педагог: А прежде, чем мы это сделаем, давайте вспомним, а что есть у дерева?

- Дерево напоминает человека? (Да).

- У человека туловище, а у дерева…(ствол).

- У человека руки, пальцы, а у дерева…(ветки).

- А какие породы деревьев вы знаете? (Дуб, тополь, береза, клен).

- А можно с деревом поиграть? (Да, можно подпрыгивать, доставать до веток, прятаться за него, устроить на нем качели, забираться на него).

- А как называется верхняя часть дерева, состоящая из веток и листьев? (Крона).

- А какой она бывает формы? (Круглой, овальной, треугольной).

- А в какие цвета раскрасила Осень кроны деревьев?

Педагог показывает, как можно нарисовать крону осеннего дерева, ствол, ветви и предлагает детям создать свой красивый пейзаж.

Итог занятия: выставка и анализ детских работ.

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие красивые деревья (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент). Вы сегодня молодцы. Я думаю, все ваши рисунки очень понравятся Осени и порадуют ее.

infourok.ru

План-конспект урока "Осенний пейзаж"

7 - 8 лет

Тематическое рисование

Изучение нового материала

Осенний пейзаж

Выполнить акварельными красками осенний пейзаж.

Обучающие:

1.Овладение навыками работы акварелью по-сырому

2.Познакомить с термином «пейзаж»

3. Учить заполнять цветом весь лист

4. Развивать умение писать кистью, пользуясь разными приёмами.

Развивающие:

5. Развивать творческие способности и воображение учащихся.

Воспитательные:

6.Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Репродукции картин: И.Левитан "Золотая осень",

С. Жуковский «Лесное озеро», «Под вечер», В. Поленов «Золотая осень», Е.Волков «Золотая осень. Тихая речка», А. Шильдер «Овраг». Стихи про осень. Акварель, бумага А3, кисти, палитра.

Бумага для акварели формата А3, акварельные краски, кисти, палитра, баночка для воды.

В верхней части доски написано название темы урока. С правой стороны репродукции картин художников. С левой стороны расположен лист бумаги для педагогического показа.

I Организационный момент - 1 мин.

1.Установление рабочей дисциплины

2.Проверка готовности к уроку

II Сообщение темы – 1мин.

III Основная часть – 8 мин.

1.Беседа об осени с показом картин художников

2.Знакомство с новым понятием « пейзаж»

IV Практическая часть – 25мин.

1.Педагогический показ

2.Самостоятельная работа детей

V Подведение итогов - 4 мин.

1. Просмотр работ

2. Обсуждение

3. Оценки

VI Уборка рабочего места – 1 мин.

I Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы уже приготовились к уроку и готовы меня внимательно слушать.

II Тема нашего урока «Осенний пейзаж».

III Вы все заметили, что наступила осень и природа вокруг нас изменилась.

1.Какие кардинальные изменения произошли осенью в жизни растений?

Правильно, эти изменения радуют и волнуют не только вас, но и известных писателей, поэтов и художников. Послушайте отрывок из стихотворения «Листопад» И. Бунина.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Все знают, как выглядят лиловый, золотой и багряный цвета? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – яркий блестяще-жёлтый; багряный – тёмно-красный).

-Про какие осенние цвета забыл упомянуть в своём стихотворении Иван Алексеевич Бунин?

-Ребята, а какие ещё происходят изменения осенью? (с погодой, с птицами)

Вы всё правильно подметили. Мария Худякова поэтесса тоже это заметила и написала такое четверостишье:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

2. Но сегодня на уроке нам надо будет изобразить не просто осень, а именно осенний пейзаж.

-Вам знакомо слово «пейзаж?»

Вот как о нём говорит поэт А. Кушнер:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

-Так что же такое пейзаж?

Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на классную доску.

Вы видите репродукции картин известных художников И.Левитана "Золотая осень", С. Жуковского «Лесное озеро», «Под вечер», В. Поленова «Золотая осень», Е.Волкова «Золотая осень. Тихая речка», А. Шильдера «Овраг».

Что общего между этими работами?

На всех работах изображён пейзаж, они все посвящены осени.

- Нравится ли вам эти картины?

- Объясните почему?

- Как вы думаете, почему 3 художника И. Левитан, В. Поленов, Е. Волков назвали свои работы «Золотая осень»?

Рассматривая репродукции, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художниками, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

А так же на то, как художники передают свои чувства и отношения к природе осенью.

IV Ребята, мы уже с вами работали акварелью по-сухому листу бумаги. Сегодня я хочу вам показать ещё один приём работы акварелью, называется этот приём работа «по-сырому». Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист (мокрый лист). Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с интересными переходами из цвета в цвет. Работать можно без предварительного рисунка. После того как смочили лист водой, берём большую кисть и широкими мазками начинаем работу над пейзажем с прописки неба, выделив ему большую часть листа. Краску смешиваем на палитре (обсуждение цвета неба) и наносим быстрыми движениями, пока наш лист не высох.

-Видите какие интересные получаются переливы цвета в цвет?

Далее переходим к земле.

- Какие цвета можно использовать при написании земли? Правильно, можно взять различные оттенки коричневого, зелёного и даже красного, ведь нарядные листочки опадают с деревьев прямо на землю.

После того как мы прописали небо и почву переходим к деревьям. Предварительно взяв кисть меньшего размера. Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Потом легкими плавными линиями, сильно не нажимая на кисть, намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге. И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

2. Какую осень вы больше любите? (солнечная, нарядная, пасмурная) Почему? Хорошо. Ну а теперь и вы изобразите осенний пейзаж . Попытайтесь передать в своей работе любимое состояние этого времени года.

-Подойти к каждому ученику, проконтролировать ход работы.

V Выставка работ учащихся.

Обсуждение. Выставление оценок.

Обобщение по теме.

-Чему вы научились на уроке?

- Что узнали нового?

VI Уборка рабочего места.

Всем спасибо за урок, не забываем убрать за собой рабочее место.

multiurok.ru

Конспект занятия "Осенний пейзаж"

Тема: «Осенний пейзаж»

Автор: Булыгина Анна Александровна, Свердловская область г. Нижний

Тагил МБОУ ДОД ДЮЦ «Радуга» педагог дополнительного образования

Данный конспект разработан для занятия по рисованию с детьми 6-7 лет, в детско-юношеском центре. Также он может быть полезен, не только педагогам дополнительного образования, но и воспитателям детских садов и учителям  рисования в начальных классах. На этом занятии дети познакомятся с произведениями художников по теме «осенний пейзаж», узнают и закрепят понятия тёплые и холодные цвета, нарисуют пейзаж передающий настроение осени.

Конспект занятия в студии рисования, группа дети 6-7 лет, тема: «Осенний пейзаж»

Цель: формировать умение использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния осеннего пейзажа.

Задачи:

    1. познакомить детей с произведениями знаменитых художников, работы которых выполнены, по этой теме и в этой цветовой гамме
    2. закрепить знания о теплых и холодных цветовых гаммах
    3. учить подбирать, смешивать цвета между собой для получения дополнительных оттенков
    4. воспитывать эстетический вкус, аккуратность, культуру визуальных наблюдений;

Оборудование: таблица – цветовой круг; репродукции по теме осенний пейзаж.

Материалы: бумага, гуашь, палитра, кисти;

План занятия:

    1. Организационный момент (приветствие)
    2. Сообщение темы урока
    3. Объяснение нового учебного
    4. Практическая работа
    5. Итог урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Для сегодняшнего урока вам необходимо: лист А3, краски гуашь, кисточка, палитра, салфетка, баночка с водой. Проверьте, всё ли у вас есть.

2.Вступительная беседа

Ребята я вам сейчас прочитаю загадку, а отгадаем мы все вместе.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Совершенно верно - осень.

И за окошком у нас осень. Листва на деревьях стала желтеть, всё чаще идёт дождик, а ветер так сильно дует, что листья, кружась, падают на траву. Сегодня ребята я предлагаю нарисовать осенний пейзаж. Но прежде давайте посмотрим, как на эту тему рисовали знаменитые художники.

Я хочу показать вам работу русского художника Левитана «Золотая осень» (фото №1). Что вы видите? А как называется жанр живописи, в котором изображена природа? (пейзаж). Какие краски использует художник для изображения деревьев? И так, ребята, какой пейзаж на этой картине? (осенний). По каким признакам определили?

А теперь посмотрите на следующую картину «Золотой лес» художник В.Рыбаков (фото№2). Скажите ребята, почему художник так назвал свою картину? Какое настроение создаёт эта картина? Какого цвета листва на деревьях? И так, чем сходны эти картины? (тем что на обеих картинах изображена осень).

Давайте посмотрим и вспомним, какие цвета относятся к холодным и к тёплым? Посмотрите на цветовой круг, назовите цвета, которые относятся к холодной цветовой гамме. А какие относятся к тёплой? Тёплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость (эти цвета солнышко любит) Холодная цветовая гамма: покой, грусть, задумчивость (эти цвета любит Снежная королева).

И так мы с вами вспомнили, какие цвета тёплые, а какие холодные. Вспомнили, что такое пейзаж. Пора приступать к практической работе.

Практическая работа

Начнём мы ребята с того, что вспомним, как мы рисуем деревья. Какие у них стволы, какие ветки? Как они располагаются?

Отлично теперь начинаем работу. Рисуем на листе ствол дерева, а затем ветки. Теперь берём сначала жёлтый цвет, и способом «примакивание» делаем листву, дальше берём оранжевый и точно также делаем листочки, располагая оранжевые листики рядом с жёлтыми и далее также красные. Не забываем, что ветер дует, листики падают на землю, сразу рисуем листики под деревом.

Когда дерево будет готово, можно нарисовать ещё одно. После этого на палитре смешиваем, желтый с белым и добавляем в него капельку красного получается приятный тёплый цвет, закрашиваем фон. Рисунок готов!

Итог урока.

Ребята у нас у всех получился очень тёплый осенний пейзаж. Можно оформить целую выставку «осенний вернисаж». Молодцы! Фото №3,4,5

uchkopilka.ru

План конспект урока на тему: "Осенний пейзаж"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 13 г. ТОМСКА

План урока

Учащиеся 5 «Б» Возраст – 10-11 лет

Учитель: Павленко Лариса Николаевна

Развитие творческих способностей через УУД в изобразительной деятельности.

Тема урока:

«Осенний пейзаж»

Выполнение в цвете.

Разработала: Учитель изобразительного искусства Павленко Лариса Николаевна.

г. Томск – 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Технологическая карта урока,

  2. Используемый литературный материал

  3. Цель, задачи, ресурсы.

  4. Подробный конспект-сценарий хода урока

  5. Цифровой образовательный ресурс «Пейзаж- презентация»

Тема урока: Осенний пейзаж.

Рисование по представлению пейзажа с осенней колористической гармонизацией цвета. "Реализация компетентностного подхода ФГОС «Художественно-творческий практикум, как способ формирования акварельных техник умений и навыков»

  1. Технологическая карта урока.

Тема урока.

Краткое содержание основных этапов в работе.

Осенний пейзаж.- Предварительный урок выполнение линейного рисунка пейзажа. Проверка готовности класса к уроку.1м

  1. Знакомство с картинами известных художников.2м

  2. Повторение теплые холодные и палитры осенних оттенков.1м

  3. Повторение закрепление знаний в освоении акварельных техник.1м

  4. По сырому, с жировым контуром, лессировка.1м

  5. Заливка, вливание цвета в цвет, метод примакания.1м

  6. Колорит неба.1м

  7. Колорит пейзажа деревья.1м

  8. Воздушная перспектива, дальние планы.1м

  9. Практическая работа.20м

  10. Физкульт - минутка.1м

  11. Доработка деталей пейзажа.5м

  12. Подведение итогов- выставка.4м

Тип урока.

Комбинированный - художественно-творческий практикум с техниками акварели.

Форма урока.

Практико-ориентированная, на цветовосприятия и навыков самостоятельной работы в поиске колористического решения осеннего пейзажа..

Дидактическая цель урока.

Изучение воздушной перспективы в пейзаже, закрепление навыков по смешению осенних оттенков, знакомство с акварельными техниками.

Используемый литературный материал :

Учебник для общеобразовательных организаций Т.Я Шпикалова., Рабочая тетрадь В.Я. Богатырёва к учебнику В.С. Кузина, Б.М. Неменского (тема: Природа и художник. Пейзаж-настроение)

Цель урока: Раскрыть творческие возможности акварели, через выполнение осеннего пейзажа.

Задачи УУД для учителя

Метапредметные: Расширять кругозор в области изобразительного искусства. Красота пейзаж родной природы, роль пейзажа в изобразительном искусстве. Формирование цветовосприятия окружающего мира;

Познавательные:

Познакомить с известными русскими пейзажистами. Повторить знания в области цветоведения смешение оттенков неба и осенних оттенков деревьев. Усовершенствование технических навыков работы акварелью.

Регулятивные:

Формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения изобразительного искусства, цвет в жизни и в искусстве.

Формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала, выражать и аргументировать свою точку зрения;

формировать умение переносить информацию из вербальной формы в визуальную;

Личностные: формировать умение самостоятельно решать творческую задачу, делать творческий личностный выбор.

Коммуникативные: формировать умение строить высказывание о произведении искусства, формировать умение активно участвовать в обсуждении содержания материала формировать навыки оценочных суждений.

Задачи УУД для ученика.

Метапредметные: Расширять кругозор в области изобразительного искусства, значимость пейзажа его роли в изобразительном искусстве. Расширять кругозор в световосприятии окружающего мира.

Познавательные:

Познакомится с известными русскими пейзажистами. Закрепить знания в области цветоведения смешение оттенков неба и осенних оттенков деревьев. Выполнять работу, соблюдая последовательность, применяя технические навыки работы с акварелью.

Регулятивные: продумать последовательность выполнения работы,

зафиксировать учебную задачу, участвовать в обсуждении содержания материала, выражать и аргументировать свою точку зрения. Перенести информацию из вербальной формы в визуальную.

Личностные: выбрать вид пейзажа. сделать творческий личностный выбор композиции пейзажа, авторское цветовое решение, пейзажа.

Коммуникативные: построить высказывание о произведении искусства, активно участвовать в обсуждении содержания материала приобретать навыки оценочных суждений.

Наглядное оформление: - репродукции Известных Русских пейзажистов

- репродукции видов пейзажа.

- репродукции композиции пейзажа,

с разнообразной точкой зрения, линией горизонта,

плановость в пейзаже.

- образцовые рисунки учащихся,

- образцовые техники акварели.

- схемы построения композиции в пейзаже.

Материалы для учителя: - технологические карточки.

- схемы построения пейзажа.

Структура урока.

1. Организационный – мотивационный. момент: проверка готовности класса к уроку.

2. Вводная беседа:

Русские пейзажисты.

Знакомство с акварельными техниками.

Цветовое содержание неба.

Цветовое содержание осеннего деревьев, кустов.

3. Практическое выполнение задания.

5. Критерии оценки работ.

6. Подведение итогов.

Деятельность учащихся

УУД

Время

Проверка готовности класса к уроку.

Мотивационный.

Актуализация.

Метапредметные.

Обход учителя по классу.

Вводная беседа: Здравствуйте ребята, сегодня мы снова поговорим о пейзаже, о яркой красоте родной природы.

Тема нашего урока это:

осенний пейзаж,

выполнение в цвете.

Какое самое красочное самое цветное время года?

Это Осень.

Посмотрим произведения искусства известных художников

(Слайды) Послушаем стихотворение о осени.

Ответы детей.

Выходим на природу, в город.

Повторение определения пейзажа.

Просмотр произведения искусства осенний пейзажей.

Чтение стихов про осень.

Познавательные.

Повторение ранее изученных знаний.

Слушание стихотворения.

Просмотр картин.

3.

Познавательный:

Давайте вспомним:

в какие цвета одевает природу осень? какая палитра осени?

Ответы детей.

Желтые, желто-оранжевые, оранжевые, оранжево- красные зелёные, жёлто-зелёные охристые, лимонные.

Познавательные.

Повторение ранее изученных знаний.

Слушание стихотворения.

Просмотр картин.

Коммуникативные.

Высказывание мыслей, предложение.

2

Познавательный:

Сегодня мы поговорим и о свойствах акварели.

Познакомимся, с разными техниками.

Техника работы по сырому, когда мы смачиваем лист бумаги и пишем по сырой бумаге.

Техника А-ля- прима в переводе в один раз, заливка в один раз.

Техника отмывки когда необходимо закрасить ровно лист.

Показ учителем композиционных схем пейзажей

( слайды:

Мы с вами будем работать по сырому и в технике заливка.

Также мы с вами будем использовать жировой контур.

Показ учителем пейзажей

( слайды)

Усваивают, запоминают

Новый материал.

Познавательные.

Освоение нового материала в области живописи.

1

Познавательный:

Также мы повторим очень важное понятие - воздушную перспективу для передачи планов в пейзаже. Вопросы?

А как же художники передают эти дальние планы в цвете?

закон воздушной перспективы Дальний план - изображают холодными светлыми цветами.

Все что ближе к нам располагается на листе теплыми, яркими цветами.

Деревья, кусты, горы, все что находится на дальнем плане становятся меньше, холоднее бледнее.

Линии горизонта не видно она размыта.

Показ учителем картин

( слайды)

Просмотр картин, рассуждение.

Передний все что находится впереди яркий,

Дальний что вдалеке, холодный бледный.

Познавательные.

Повторение ранее изученных знаний.

В области композиции.

Коммуникативные.

Высказывание мыслей, предложение.

Регуляретивных.

аргументирование своей точки зрения.

1

Познавательный:

Постановка задач урока,

Дети необходимо выполнить небо и воду в технике по сырому. А все остальное методами лессировки, заливки, а также методом примакания.

Начинаем работу с неба и воды.

Цветовое содержание пейзажей вам необходимо придумать самому.

Внимательное слушание задачи.

Начало практической работы.

Работа с палитрой

намешивание цветов.

Регулятивные зафиксировать учебную задачу продумать последовательность выполнения работы.

Перенос

информацию из вербальной формы в визуальную.

Личностный выбор оттенков неба , пейзажа, авторское решение.

Практическая работа.

Начинаем работу с неба и воды.

Цветовое содержание пейзажей вам необходимо придумать самому.

Прежде чем мы начнём работать красками мы используем жировой контур тонкими линиями обведём кроны деревьев чтобы не затекала краска на небо а на небе жировым контуром нарисуем облака. И продолжаем работу над небом, водой, после переходим работать над кроной деревьями, и травой.

Обход учителя по классу.

Практическая работа обводка жировым контуром.

Познавательные.

Отработка практических навыков использование жирового контура.

20м

Физкульт минутка.

Павлины летят.

Дети выполняют упражнения.

Коммуникативные выполнения по образцу движений синхронно со всеми.

1 м.

Практическая работа.

Личностные

Регулятивные.

После высыхания первого слоя

Необходимо нарисовать тонкой кисточкой стволы деревьев, веточки, доработать подкорректировать пейзаж.

Практическая работа последовательное выполнение задания карандашом.

Регулятивные зафиксировать учебную задачу продумать последовательность выполнения работы.

Перенос

информацию из вербальной формы в визуальную.

Личностный выбор цветовых оттенков пейзажа.

5 м

Мониторинг

Выставка рисунков.

Дети развешивают рисунки на доске.

Коммуникативные

Умение работать в группе.

Подведение итогов.

Обязательно похвала детей за проделанную работу. Вместе с детьми выбираем лучшую работу, кто не успел доделать, работу, доделать работу дома.

Послушаем стихи о осени.

Понравился вам урок?

Поднимем жёлтую карточку.

Не понравился зелёную.

Завершение работы.

Слушание стихов.

Регулятивные

Внутренняя оценивание своей работы, корректировка.

2м.

Критерии оценки работ.

1. Сложность выбранных оттенков..

3. Передача дальних планов.

4. Присутствие состояния.

5. Последовательность выполнения задания.

6. Индивидуальность и оригинальность работы.

9. Аккуратность выполнения задания.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству на тему Осенний пейзаж

Конспект урока

по изобразительному искусству

на тему «Осенний пейзаж»

Подшиваловой Марии Николаевны

Тюмень 2016 год

Тема: Осенний пейзаж.

Цель: расширение представлений учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи.

Задачи:

1. Учить учащихся внимательно рассматривать художественную картину;

2. Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;

3. Углубить умение изображать осенний пейзаж с помощью гуаши и кисти.

1. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи;

2. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности.

1. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников.

Формировать УУД:

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

  • планировать предстоящие практические действия;

Познавательные:

  • анализировать, сравнивать, группировать произведения изобразительного искусства;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, колонки.

Для обучающихся: гуашь, кисти, бумага для рисования, простой карандаш, ластик.

Литература:

1. Рабочая программа по изобразительному искусству;

2. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В. 2014 год.

3. Т. Ю. Бутурлакина. Методическое пособие по созданию современного урока.

План урока

Название этапа

Время

I

Организационный

1-2 минуты

II

Постановка проблемы

3-4 минуты

III

Вводная беседа

4-5 минут

IV

Актуализация знаний

8 минут

V

Физминутка

2 минуты

VI

Объяснение последовательности выполнения рисунка

3-4 минуты

VII

Самостоятельная работа

15 минут

VIII

Выставка работ, оценивание

3-5 минут

IX

Итог урока. Рефлексия

2 минуты

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я. Меня зовут Мария Николаевна. На сколько я знаю, ваш класс выпускной, а это значит, что вы уже достаточно взрослые, поэтому я надеюсь на вашу дисциплинированность и серьёзную работу на уроке.

II. Постановка проблемы.

- Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди).

- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность).

- Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.

- Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)

- Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж».

- Какие задачи вы поставите себе на уроке?

III. Вводная беседа.

- Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса...

- А какие стихотворения об осени помните вы?

- Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу?

- Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Ответы детей)

- Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину. (Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди «Времена года»).

- Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Ответы детей)

- Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)

- Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

- Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Ответы детей)

IV. Актуализация знаний.

- А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

- Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.)

- Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей)

- Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

- Какая же здесь нарисована осень?( Нарядная, яркая, золотая, веселая).

- Да, художник назвал эту картину «Золотая осень».

- А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»?

- Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок)

- Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? (Теплые, радостные, веселые)

- Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? (Красивые березки, луга, речку).

- А какого цвета травка на лугах? (Зеленого).

- Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)

- Расскажите о них. Какие они? (Они тоненькие, с белыми стволами). На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. (Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.).

- А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». - А листочки на этих березках видны? (Нет)

- Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

- А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? (Речка)

- Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных? (Теплых)

- Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Ответы детей)

- Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше - стена березок и лес. А какого цвета небо? (Голубое, с легкими белыми облачками)

- Чего больше на картине - неба или земли? (Земли)

- Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

- А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

- Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

V. Физминутка

- А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию "Листья желтые над городом кружатся"

VI. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

- Для начала нужно определить расположение листа.

- Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)

- Далее делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.

- В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.

- Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух - закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

- При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

- При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.

- Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана.

VII. Самостоятельная работа.

- Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

- А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. (Дети приступают к работе под запись мелодии А. Вивальди «Времена года»).

VIII. Выставка работ, оценивание.

- Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи - как настоящие художники! Молодцы!

IX. Итог урока. Рефлексия.

-Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Оцените свою работу на уроке смайликом.

docbaza.ru

Осенний пейзаж - изо, уроки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн»

Энгельсского района Саратовской области

Урок по изобразительному искусству

на тему

«Осенняя картина»

Урок проведен в 5 классе

Панкратова О.А.,

учитель изобразительного искусства и черчения

МБОУ СОШ п. Коминтерн

Энгельсского района

Саратовской области

2015 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: пейзаж «В осеннем лесу».

Панкратова Ольга Александровна

Место работы МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

Должность учитель изобразительного искусства

Предмет изобразительное искусство

Класс 5

Тема и номер урока в теме урок- №2

1 урок - построение композиции, силуэтная графика

2 урок- с техникой монотипия

Базовый учебник В.С. Кузин

  1. Цель урока: выполнить эскиз осеннего пейзажа в технике «монотипия»

  2. Задачи:

1.Закрепить понятия «пейзаж», «перспектива», «цвет», «колорит», «контраст» , правила воздушной и линейной перспективы; содействовать усвоению правил и законов перспективы

2.Научить детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.

3.Развивать художественно-творческие способности учащихся и эмоционально-эстетическое восприятие действительности; расширить возможности ребят в творческом самовыражении через работу в технике монотипия

4.Воспитывать художественный вкус, восприятие прекрасного.

10.Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11Формы работы учащихся работа группами, индивидуальная работа.

12.Необходимое техническое оборудование мультимедийная презентация «Осенний пейзаж»; аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского,

13.Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационная часть

Прозвенел и смолк звонок – начинается

В путешествие пойдём –и куда то попадём.

Слушайте, думайте, наблюдайте, Тему урока отгадайте!

1 мин

2

Повторение пройденного материала

Актуализация темы; организация детского целеполагания.

Отгадайте кроссворд Ключевое слово – задание нашего урока.

А что такое пейзаж?

Посмотрите на репродукции и скажите, какая из них лишняя и почему?

(3 – пейзажа и 1 – натюрморт) (слайд № 2)

Работы, каких художников вы узнали? Что общего в оставшихся репродукциях? (одна тема «Золотая осень» Осень)

(слайд 3, 4)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

- «Золотая осень» - одна из самых известных картин, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно. Именно с именем Левитана в русскую живопись вошло понятие «пейзаж настроения».

Как вы думаете, какие цели

будут актуальны на нашем уроке?

Дети разгадывают кроссворд (у каждого раздаточный материал)

Варианты ответов детей

И.Левитан «Золотая осень»

Варианты ответов детей

5 -6 мин

3

Работа по теме урока

Показ последовательности рисования осеннего пейзажа методом “монотопия”.

В начальной школе мы с вами занимались техникой кляксография. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». (слайд5) Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление. (слайд Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.             ( Слайд 6)

Часто художники видят в кляксах пейзаж.

Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение “окунулось” в воду, отразилось в ней.

(поэтапно) 1- небо, 2- дальний план, 3- передний план (дерево)

— Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники).

8 мин.

4

Физминутка

Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли

Вдруг закапал дождик, растения стали оживать

Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). (слайд )

дети опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки).  

(движения в обратном порядке).

2 мин

5

Самостоя

тельная работа учащихся по группам

Дети делятся на микро-группы (4-5 человек). Представитель от группы выбирает один стих об осени. Задание: выполнить осенний пейзаж соответствующим поэтическим строкам методом “монотипия

Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.

В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Учащиеся выполняют практическую работу.

23 – 25 мин.

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

Разложить работы в один ряд — сделать улицу и полюбоваться творческими работами. Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж методом «монотипия».

Какую бы себе поставили оценку?

- С какими произведениями познакомились?

- Чему научились в ходе изобразительной деятельности?

На память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.

Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искус­ство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

Учащиеся прикрепляют листик на дерево

3 мин

7

Домашнее задание

(2 мин.)

Сочинить четверостишье об осени, наблюдение за природой

Дети убирают рабочие места.

(2 мин.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задаются вопросы.

1.Дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы. (палитра)

2.Станок, необходимый художнику для поддержания нужного наклона картины во время работы.(мольберт)

3.Основной цвет. (синий)

4.Подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции. (эскиз)

5.Название красок, изобразительного материала. (гуашь)

6.Название народного промысла, у мастеров которого любимый цвет – синий (Гжель)

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса –Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

Ф. И. ТютчевОсенний вечер

Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота деревьев,Багряных листьев томный, легкий шелест,Туманная и тихая лазурь,Над грустно сиротеющей землею,И, как предчувствие сходящих бурь,Порывистый, холодный ветр порою,Ущерб, изнеможенье — и на всемТa краткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовемБожественной стыдливостью страданья.

Ф. И. Тютчев

Обвеян вещею дремотой,Полураздетый лес грустит...Из летних листьев разве сотый,Блестя осенней позолотой,Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,Когда, пробившись из-за туч,Вдруг по деревьям испещренным,С их ветхим листьем изнуренным,Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!Какая прелесть в нем для нас,Когда, что так цвело и жило,Теперь, так немощно и хило,В последний улыбнется раз!...

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальнойХорошая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял, и падал колос,Теперь yж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых снежных бурь – И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле...

И. А. БунинЛистопад

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбойБлестят в глазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТo там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.

И. А. Бунин

Льет дождь, голодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Омывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долин.И ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Куда от зимние бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также