Конспект урока "Какого цвета радуга"1 класс. Конспект урока рисование радуги 1 класс


Занятие внеурочной деятельности в 1 классе:«Мир цвета радуги».

hello_html_32061866.gifЗанятие в 1 классе в студии изобразительного творчества «Синий кот»

Тема занятия: «Мир цвета радуги».

i-730.jpg

Учителя изобразительного искусства

МОУ «Сростинская СОШ

им В. М. Шукшина»

Казаниной Е. А.

Сростки 2011

Тема занятия : «Мир цвета радуги».

Цель: Создать условия для того чтобы разбудить воображение, ум и сердце ребенка, способствовать проявлению в ребенке творческого начала, эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия искусства, осуществлять взаимосвязь эстетического восприятия и практических действий.

Задача:

  • научить передавать при помощи цвета свои чувства;

  • развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;

  • формировать личностное отношение к цвету, словесные выражения своих переживаний и ощущений;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к прекрасному.

Оборудование: мультимединый проектор, презентация, художественные материалы(гуашь, кисти , альбом, палитра, баночка)

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», «Лебединое озеро»; Ф. Лист «Воспоминание»;

К. Сен-Санс «Карнавал животных. Лебедь»; Вивальди «Времена года»; Дебюсси «Жизнь».

Тип урока: комбинированный.

Задание:. нарисовать свою радугу передав ее через свое восприятие цвета и формы.

Структура урока.

I. Эмоциональный настрой.

II. Художественное восприятие и художественный анализ.

III. Художественное исполнение/

IV. Создание атмосферы любви, добра, эмоционального комфорта .

V. Рефлексивный анализ урока.

Ход урока.

№ п/п

Этапы и цели урока.

Художественно-педагогическая деятельность учителя.

Художественно-эстетическая деятельность учащихся.

Ожидаемый результат.

I.

Эмоциональный настрой.

1.Настроиться на высокий, духовный лад.

2.Усилить высокий духовный настрой.

hello_html_5c6200c7.gif

hello_html_m69922a42.gif

Звучит музыка

Ф. Лист «Воспоминание».

Презентация. Идет показ слайдов.

Учитель: Что за чудо-красота?

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

Разноцветные ворота

Кто нам их построил,

Но пройти в них нелегко –

Те ворота высоко.

Что это такое?

Конечно это радуга.

Слушают, воспринимают.

Ответы учащихся.

Сосредоточенность, внимание, эмоциональный отклик на увиденное, внутренний настрой на возвышенное.

Радуга.

II.

Художественное восприятие и художественный анализ услышанного..

1.Помочь осознанию красоту окружающего мира.

2.Создать условия, для переживания детьми незримой связи между человеком и красотой природы.

hello_html_m74b6bbb4.gif

hello_html_70c70a13.gif

Физкультминутка.

3.Постановка задачи и ее решение.

hello_html_m4adc3715.gif

Ребята, а сколько цветов у радуги?

Правильно семь цветов. А кто сможет назвать эти цвета?

(На доске учитель открывает цвета радуги).

Совершенно верно, посмотрите, на картинке появились все цвета радуги, а чтобы их запомнить существует такая поговорка.

Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Первая буква каждого слова название цвета. А сейчас вместе со мной назовем цвета радуги.

Спасибо ребята!

Какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите на радугу?

Звучит музыка. Дебюсси «Жизнь» Показ слайдов.

Учитель рассказывает сказку, про радугу.

Если бы радуга заболела и потеряла один из своих цветов, как бы вы ей помогли?

Какие цвета радуги вам нравятся больше всего?

Почему?

Представьте, что мы идем по радуги.

Встаньте, пожалуйста, и повторяйте вместе со мной.

Мы по радуге шагаем

и друг другу не мешаем.

Красные сапожки по оранжевой дорожке

Желтое солнце зеленая трава

В голубой ракете прокатимся слегка.

Пристегнули мы ремни

прокатились все с горы.

Синий, фиолетовый совсем мы не заметили.

Молодцы ребята. Садитесь.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» Сегодня вы будите рисовать свою радугу.

У каждого из нас она разная. Добрая красивая и цвета в ней располагаются по-разному и форма у нее разная. У кого-то она похожа на дом, такой теплый и добрый, где вас ждет мама. У другого, на водопад чистый и светлый, или речку, птицу, море, а может быть на торт и вкусное мороженное? На что похожа ваша добрая радуга? Тс, тс. Об этом мне расскажут ваши рисунки.

А поможет вам в этом музыка, которая, будет звучать пока вы рисуете..

Дети отвечают

Ответы детей.

Работают вместе с учителем.

Свободные высказывания детей.

Слушают, воспринимают.

Свободные высказывания детей.

Свободные высказывания детей.

Свободные высказывания детей.

Слушают, воспринимают.

Семь.

Желание высказаться, эмоциональный отклик.

Пробуждение интереса.

Желание высказаться, эмоциональный отклик.

Желание высказаться, эмоциональный отклик.

Желание рисовать, создавать прекрасное, красивое.

III.

Художественное исполнение.

Побудить детей к изображению красоты.

Звучит музыка П. И. Чайковского, Сен-Санса, Баха. (Учитель наблюдает за практической работой учащихся, по необходимости консультирует)

Ребята, кто закончил рисовать может поместить свою работу на выставке.

Сохранить высокий настрой, желание воспринимать и творить прекрасное.

Желание рисовать, создавать прекрасное, красивое.

IV.

V.

Создание атмосферы любви, добра, эмоционального комфорта.

Рефлексивный анализ урока.

Создать условия для творческого проявления каждого ребенка.

Молодцы ребята, какая замечательная радуга у нас получилась. Очень красивая, добрая и у каждого своя.

Звучит музыка. Закройте глаза и дотроньтесь до радуги. Какие ощущения у вас возникли?

Чем пахнет радуга?

Ребята, раскрасьте свою ладошку в свой любимый цвет и мы составим радугу из ваших ладошек. Кто раскрасил ладошку, может подойти и поставить свой опечаток как это сделала я.

А сейчас давайте покажем гостям наши цветные ладошки радости, ведь только радуга может выкрасить весь мир в свой цвет.

Рефлексия, самооценка.

Свободные высказывания детей.

Дети составляют радугу из своих ладошек.

Дети показывают цветные ладошки гостям.

Выставка детских работ.

Звучит музыка

Ф. Лист «Воспоминание».

Презентация. Идет показ слайдов.

Учитель: Что за чудо-красота?

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

Разноцветные ворота

Кто нам их построил,

Но пройти в них нелегко –

Те ворота высоко.

Что это такое?

Конечно это радуга.

Ребята, а сколько цветов у радуги?

Правильно семь цветов. А кто сможет назвать эти цвета?

(На доске учитель открывает цвета радуги).

Совершенно верно, посмотрите, на картинке появились все цвета радуги, а чтобы их запомнить существует такая поговорка.

Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Первая буква каждого слова название цвета. А сейчас вместе со мной назовем цвета радуги.

Спасибо ребята!

Какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите на радугу?

Звучит музыка. Дебюсси «Жизнь» Показ слайдов.

Учитель рассказывает сказку, про радугу.

Если бы радуга заболела и потеряла один из своих цветов, как бы вы ей помогли?

Какие цвета радуги вам нравятся больше всего?

Почему?

Представьте, что мы идем по радуги.

Встаньте, пожалуйста, и повторяйте вместе со мной.

Мы по радуге шагаем

и друг другу не мешаем.

Красные сапожки по оранжевой дорожке

Желтое солнце зеленая трава

В голубой ракете прокатимся слегка.

Пристегнули мы ремни

прокатились все с горы.

Синий, фиолетовый совсем мы не заметили.

Молодцы ребята. Садитесь.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» Сегодня вы будите рисовать свою радугу.

У каждого из нас она разная. Добрая красивая и цвета в ней располагаются по-разному и форма у нее разная. У кого-то она похожа на дом, такой теплый и добрый, где вас ждет мама. У другого, на водопад чистый и светлый, или речку, птицу, море, а может быть на торт и вкусное мороженное? На что похожа ваша добрая радуга? Тс, тс. Об этом мне расскажут ваши рисунки.

А поможет вам в этом музыка, которая, будет звучать пока вы рисуете..

Звучит музыка П. И. Чайковского, Сен-Санса, Баха. (Учитель наблюдает за практической работой учащихся, по необходимости консультирует)

Ребята, кто закончил рисовать может поместить свою работу на выставке.

Молодцы ребята, какая замечательная радуга у нас получилась. Очень красивая, добрая и у каждого своя. Звучит музыка. Закройте глаза и дотроньтесь до радуги. Какие ощущения у вас возникли?

Чем пахнет радуга?

Ребята, раскрасьте свою ладошку в свой любимый цвет и мы составим радугу из ваших ладошек. Кто раскрасил ладошку, может подойти и поставить свой опечаток как это сделала я.

А сейчас давайте покажем гостям наши цветные ладошки радости, ведь только радуга может выкрасить весь мир в свой цвет.

Приложение. Сказка «Радуга».

Небо голубое с солнцем золотым – это здорово. Весело и красиво. Белые облака тоже хороши. А золотые капли звезд? Сверкающий дождь. Жаль, что ко всему эму мы привыкаем и перестаем удивляться. Удивляемся лишь тому. Что редко видим. А редко мы видим радугу. Такую красивую, необыкновенную. Всеми цветами переливается радуга. А было время, когда радуга светила на небе целый день, радую людей своими красками. Вставала радуга раньше солнца и светила всем людям. Но люди привыкли и перестали ее замечать. Было это в давние времена. Жил тогда один человек, хорошо жил, красивый сад, красивый разноцветный дом. Но однажды случилась беда. Кто-то сильно обидел человека. Наверно рано утром позвонил телефон и сообщил плохую новость, Хотя нет… Телефон не зазвонил. Ведь дело-то было давно. Телефонов тогда не было. Скорее всего пришла телеграмма. Но вряд ли. Обида нашла человека сама. И стало человеку обидно и горько. Вышел человек в сад. и встретили его, как и вчера, и позавчера, и раньше, красивые розы, ноготки, золотые шары, трава незабудки, колокольчики, тюльпаны. Цветы радостно повернулись к человеку. Обида затуманила ему глаза, а раздражение разбудило несправедливость и злые слова. Необыкновенно яркие красные розы услышали от человека, что он так старательно за ними ухаживает, что просто стыдно им быть такими бледными. Оранжевым ноготкам человек сказал, что они слишком оранжевые. Желтые золотые шары оказались виноваты в том, что маленьким цветам неприлично быть яркими. Зелены траве сказал, что пора бы причесаться. Голубым Незабудкам, что они слишком скромные, а фиолетовым тюльпанам, человек сказал , что хотел чтоб выросли белые тюльпаны, а выросли фиолетовые.

Для всех цветов, неизвестно от куда взялись у человека не добрые слова. Слов было плохих так много, и они были такие обидные, что человек сам испугался от сказанного и зажмурил глаза. А цветы стали серыми как мыши или крысы… Солнце вздрогнуло. Увидев, что случилось. Вздрогнули легкие облака, застыло небо, радуга качнулась. Нужно было что-то делать. И быстро пока человек не открыл глаза. Пока не увидел, что серыми стали цветы. Людям нельзя видеть серые цветы – это очень, очень опасно. И тогда семицветная радуга в один миг бросила свои яркие ленты: розам, ноготкам, золотым шарам, траве, незабудкам и тюльпанам. Цветы стали еще прекраснее. А человек открыл глаза и стал прежним. Ему было очень стыдно и он попросил прощения. Цветы конечно его простили.

И человек снова жил хорошо. А радуга? А радуга заболела. Она потеряла почти весь свой цвет. И радуга исчезла. А люди этого не заметили, ведь они привыкли видеть радугу каждый день. У них осталось небе, солнце и луна.

С тех пор прошло много лет, очень много. А время, говорят лечит. Радуга стала поправляться людям. Когда чувствует себя хорошо появляется вся и мы так рады ее появлению, иногда чуть-чуть все зависит от нас с вами сколько доброго мы сделаем.

Самоанализ урока.

Тема занятия : «Мир цвета радуги».

Учитель: Казанина Елена Александровна.

Цель: Создать условия для того чтобы разбудить воображение, ум и сердце ребенка, способствовать проявлению в ребенке творческого начала, эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия искусства, осуществлять взаимосвязь эстетического восприятия и практических действий.

Задача:

  • научить передавать при помощи цвета свои чувства;

  • развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;

  • формировать личностное отношение к цвету, словесные выражения своих переживаний и ощущений;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к прекрасному.

Идея урока заключалась в овладение языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации ребенка в окружающем его мире природы и человеческой культуры. Соприкосновение с «прекрасным» помогает, осознаю красоты в природе. Умение рисовать – это не только знание техники. Прежде всего это умение разглядывать в окружающем мире неповторимые краски и формы. Именно этому способствует данный занятия. Побудить ребенка к творчеству, научить видеть прекрасное и удивляться.

Форма проведения занятия позволила наиболее полно раскрыть тему. Мотивацией к изучению нового материала послужила музыка Ф. Листа «Воспоминание» и просмотр презентации.

На занятие успешно были использованы возможности мультимедиа, что позволило, настроить учащихся на ассоциативно образное мышление. Постоянно сменяющаяся сфера деятельности учителя и учащихся позволила более глубоко изучить новый материал, а так же сделало информацию простой и доступной для восприятия учащимися. Зрительный ряд, сказка , настроили ребят на восприятие и создание «прекрасного». Ребята в абсолютной тишине слушали сказку, погружаясь в атмосферу красоты и добра. Опираясь на полученные знания, дети смогли успешно выполнить задания свою радугу.

Данное занятие закрепляет знания ребят о цвете, и дает большой простор для развития фантазии, воображения на последующих занятиях, а так же учит воспринимать произведения искусства.

Занятие органично вписывается в стратегию школы, ориентированную на личностно-ориентированное обучение с применением новых технологий. Нестандартный подход к объяснению и восприятию материала, дает возможность сформулировать каждому ребенку личностное отношение увиденному, и возможность высказаться. На занятие была создана атмосфера доброжелательности и демократичности, где каждый во время беседы высказывал свое мнение.

На занятии решались следующие задачи:

  • научить передавать при помощи цвета свои чувства;

  • развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;

  • формировать личностное отношение к цвету, словесные выражения своих переживаний и ощущений;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к прекрасному.

Для решения этих задач использовались следующие формы обучения:

  • преимущественно фронтальная беседа;

  • обобщение ответов учащихся учителем;

  • индивидуальная работа;

  • постановка проблемных вопросов.

Общение: монологовое, диалоговое, проблемное.

Характер задания: частично- поисковый, творческий, репродуктивный.

При оценки заданий учитывалось:

оригинальность выполнения задания; понимание цвета и цветовых отношений; умение анализировать.

На мой взгляд, поставленные цели и задачи были успешно решены.

Ребята активно принимали участие в беде, отвечали на вопросы. Результаты выполненной работы учащиеся были высоко оценены.

Рефлексия в конце урока показала, что урок детям понравился.

infourok.ru

Конспект урока "Какого цвета радуга"1 класс

Урок окружающего мира в 1 классе

учителя начальных классов МАОУ Гимназия №1» города Сосновоборска Самариной Натальи Александровны

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цели:

1)формирование первоначального представления о свете и цвете;

2)присвоение опыта исследования и объяснения природных явлений;

3)воспитание интереса к изучению нового.

Формирование УУД:

Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя научный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые -слушать и понимать речь других, выражать своё мнение.

Регулятивные – формирование умения планировать, прогнозировать свою деятельность, умения совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, контролировать, корректировать результаты и процесс деятельности.

Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению, смыслообразование.

Ход урока.

Ребята, сегодня такой замечательный день. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение. Правда, день сегодня не совсем ясный, дождливый.

Что вам помогает улучшить настроение?

Посмотрите, какая история произошла с моей знакомой улиткой.

Мультфильм.

-Ребята, что произошло с улиткой в начале мультфильма? Почему ей было грустно? Изменилось ли её состояние в конце мультфильма? Почему? Какое чудо, явление природы помогло улитке? Какое чувство испытала улитка, когда увидела радугу?

Что же такое радуга? Кто создал это чудо? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос. Я предлагаю вам стать на сегодняшний урок исследователями.

-Что такое радуга? Явление природы.

Как вы думаете, как произошло слово радуга? Какое слово спряталось внутри слова?

Дуга.(Показать руками в паре)

А ещё на что похожа радуга (мост, коромысло, арка, ворота, брови, месяц)

ДУГА-участок кривой на окружности между 2 точками.

АРКА - архитектурный элемент, проём в стене.

Триумфальная арка – памятник архитектуры, торжественно оформленный. Расположен на входе в город. Устанавливается в честьпобедителей, в честь важных событий.

КОРОМЫСЛО - дугообразное приспособлениедля ношения 2 ведер.

Разноцветное коромысло через реку повисло.

А что же такое «ра»?

Какие чувства испытала улитка, когда увидела радугу?

Какое настроение возникает у человека, который видит это замечательное природное явление? (счастье, радость, восторг, удивление).

Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. Видеть радугу к добру, удаче. Радуга выступает символом радости и дружбы. Радуга предвещает конец дождя и ясную погоду. Египтяне считали, что создал её бог Солнца . А греки, считали, радуга это улыбка богини радуги Ириды.

-А как вы считаете? Её создало живое существо?

Кто построил разноцветные ворота быстро и так красиво?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)

Значит, построили её 2 мастера - Солнышко и Дождик. Объекты какой природы?

Нет у солнца и дождяНи единого гвоздя,А построили в два счётаПоднебесные ворота.

Радужная аркаЗасверкала ярко,Разукрасила траву,Расцветила синеву.

-Какого цвета солнечный луч? А капелька воды?

Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.

Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

Что делать, когда не знаешь ответ на какой – то вопрос? Где получит нужную информацию? (книги, интернет, спросить у кого –то)

Я вам предлагаю исследовать текст. И найти ответ на интересующий вопрос.

Работа в парах.

Предлагаю поработать в парах. Как вы думаете. Кто автор этого текста? Как назвать этот текст? (научный)

Давайте проговорим этапы работы. (прочитать, найти, подчеркнуть важное)

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Это происходит, когда дождь уже заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглядывает солнце.

Ученые выяснили, как возникает радуга. Солнечный свет, который мы обычно видим белым или бесцветным, на самом деле состоит из разных цветов.

Солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Находиться необходимо между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть!

Ученики озвучивают своё мнение.

Учитель уточняет.

Призма стеклышко с гранями заменяющее капельку. У капельки такая же структура.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Д ело в том, что обычный солнечный свет, который мы видим как белый или бесцветный, на самом деле состоит из разных цветов. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Разложение солнечного света на лучи разных цветов называется СПЕКТР. Радуга самый известный спектр. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Как вы думаете можем мы в классе создать свою радугу?

Что может заменить солнечный луч и капельку воды?

ОПЫТ 1.Призма,фонарь.

Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

ОПЫТ 2. Диск

ОПЫТ 3 ВОЛШЕБНИКИ. Воздушные пузыри.

Кто хочет сейчас на мгновение стать вошебниками, магами, кудесниками?

Мы хорошо потрудились. Нам необходимо отдохнуть.

Физминутка. «Радуга» (на экране)

Ребята, а кто был внимателен и знает. на сколько цветов раскладывается солнечный лучик.

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

7 необычное число, магическое. Что ещё бывает 7.(нот, дней недели, чудес света, в сказках 7 богатырей, гномов, козлят)

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

Давайте сейчас создадим макет радуги.

Работа в группах.

Все помнят правила работы в группе?

Вам надо сначала расположить цвета в том порядке, который вам кажется правильным. А потом приклеить на лист картона. Когда работа будет завершена, дайте мне знать.

Наверное, так не может быть, что цвета располагаются в разном порядке. Цвета располагаются в определенном порядке. Давайте проверим, кто расположил цвета в правильном порядке.

А помогут нам в этом сказочные герои из сказки “Радуга.”

Над дремучим лесом шел дождик. Летнее солнышко закрыли тучи, и стало хмуро, холодно. Спрятались зверята под старой разлапистой елью, загрустили.

Ни в прятки поиграть, ни за бабочками побегать. А дождику конца – края не видно. Мудрый филин выглянул из дупла, вздохнул:

- Надолго дождик. Закончится теперь только, когда радуга появится. Все знают, что дождики

Встрепенулись зверята. Медвежонок предложил:

- Давайте сами радугу на полянке сделаем и дождику ее покажем. Тогда он уйдет и снова будет тепло и солнечно!

Сказано – сделано.

Побежал косолапый медвежонок по оврагам, собрал полное лукошко сладкой земляники, вернулся на полянку и выложил на земле ягодами красный луч радуги.

Пушистый зайчик в огород наведался, хрустящих морковок надергал, положил рядом с земляникой – вот и оранжевый луч радуги готов.

Лисичка далеко ходить не стала. Прямо на полянке нарвала нежных, только выросших одуванчиков и сплела из них желтый луч радуги.

Быстрая сорока полетела высоко – высоко и собрала с верхушек деревьев самых ярких листиков, принесла их на полянку в клюве. Получился тогда у радуги зеленый лучик.

Шустрая белка поскакала по веткам. Прыгала, прыгала, смотрит – под деревом голубые колокольчики растут. Принесла цветы друзьям, вот и голубой луч у радуги есть.

Запасливый барсучок достал из своей норки синюю ленточку, которую прошлым летом потеряла в лесу девочка Маша. Появился у радуги синий луч.

Неторопливый ежик нашел фиалки.. Из фиалок ежик для радуги фиолетовый луч сделал.

Раскинулась на поляне разноцветная радуга, красивая!

Закричали звери дождику:

- Дождик, хватит лить!

Погляди, что у нас есть!

Посмотрела тучка вниз - и впрямь радуга! Всеми своими красками переливается. Значит, кончилось дождливое время. Уплыла тучка с дождиком за лес. Снова засияло солнышко, бабочки стали летать. То-то зверям весело! Прыгают, смеются. А старый филин надел очки, высунулся из дупла и удивляется:

- Смотрите, ваша радуга в небе отразилась.

Проблемный вопрос: Как запомнить их по порядку и очень быстро?

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:

« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А вы знаете, что каждый цвет имеет своё значение. Цветом даже лечат. Такое лечение называется цветотерапия.

Красный цвет огня, жизни. Он даёт энергию и силы.

Оранжевый – цвет солнца. Дарит чувство радости, согревает, помогает при простуде.

Желтый – цвет разума, улучшает память, помогает сосредоточиться.

Зелёный – цвет природы, гармонии, укрепляет, освежает и успокаивает.

Голубой – цвет солнечного неба, устраняет страхи, помогает при застенчивости.

Синий – цвет покоя, снимает усталость, обезболивает,

Фиолетовый на языке цвета означает ночь, тайну, мудрость. Он снимает напряжение.

У каждого человека есть свой любимый цвет.

Физминутка.

Мы любим разные цвета (дети отходят друг от друга),

Но все равно мы все – друзья (подбегают друг к другу).

Ты мой друг (дотрагиваются ладошкой до партнёра),

И я твой друг (ладошкой показывают на себя)

Я с тобой дружу

И улыбку добрую я тебе дарю (дети улыбаются друг другу).

Представьте себе, что за окном идет дождик. Его капли сверкают, переливается. Они прозрачные. А теперь наполните дождик своим любимым цветом. Он добрый и ласковый. Вашему телу приятно и тепло, вы наполняетесь своим любимым цветом. Так здорово делать что-то приятное для других, дарить улыбки, радость, помогать кому-то. Давайте приблизим лето, вырастим цветы, которые создала радуга. Раскрасьте цветок, тем цветом радуги, которое подсказывает сейчас ваше настроение, ваши чувства.

Вы подарили мне радость, я вам тоже хочу подарить радость.

ФИЛЬМ. «Радуга в нашей жизни».

Я желаю, что в вашей жизни не было чёрно-белых полос, а только разноцветные. Пусть ваша жизнь будет интересной, яркой, как радуга.

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Почему радуга разноцветная?"

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Пахомовская основная общеобразовательная школа»

Азовского немецкого национального района Омской области

Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема: Почему радуга разноцветная?

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «Пахомовская ООШ»

Кантарбаева Карлыгаш Торебековна

2013 год

д. Пахомовка

Учебное – методическое обеспечение:

УМК «Школа России», автор учебника А.А.Плешаков. Окружающий мир. Ч 2.Учебник для 1 класса.- М.: «Просвещение», 2012г.

Особенности содержания: пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно – научные тексты, с целью поиска и увлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создание устных высказываний.

Описывать явления неживой природы – радугу, выделять её признаки. Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги. Создавать простейшую модель радуги.

Тип урока: урок - исследование

Основная форма работы: групповая.

Основные методы: исследовательский, деятельностный.

Тема: Почему радуга разноцветная?

Цели урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД: создать условия для усвоения новых знаний;

способствовать развитию у младших школьников

умения различать цвета радуги, знать их

последовательность;

обеспечить опыт исследования и объяснения.

Регулятивные УУД: развивать умение принимать и сохранять творческую

задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие

и учебные задачи;

Коммуникативные УУД: учить задавать вопросы, формулировать

собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

оценивать свою роль в коллективной творческой

деятельности.

Оборудование и материал: зеркальце, призма для проведения опыта;

у учащихся комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши, мыльные пузыри.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

момент

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

II.Актуализация опорных знаний

Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо….

А какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти!

Что появилось на небе?

Радуга.

III.Мотивация

Проблемная ситуация

Правильно.

А кто из Вас видел радугу?

Какое настроение было у вас при виде радуги?

Какими знаниями вы владеем о радуге.

А что хотим узнать о радуге?

Кто придумает название нашему уроку?

Радостное, весёлое, приятное, сказочное.

Она разноцветная, появляется, только если одновременно идёт дождь и светит солнце.

Откуда произошло слово «радуга».

Почему радуга разноцветная?

Когда она появляется?

«Тайны радуги».

1.Постановка проблемного вопроса

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Как оценим свою работу в течение урока?

Работать мы будем по группам:

Первая группа: «Мастера – слова»

Вторая группа: «Мастера – художники»

Третья группа: «Мастера – исследователи»

Ребята, Муравей - Вопросик приготовил для нас загадку:

Цветное коромысло над рекой повисло.

Что это?

Узнать, как образуется радуга, называть цвета радуги, запомнить последовательность цветов, добывать новые знания о радуге, оценивать свою работу и её результат.

С помощью смайликов.

Радуга.

IV.Объяснение нового материала

Что же означает слово «радуга»?

«Мастера – слова» у вас на столе Универсальный словарь русского языка. Найдите значение слова радуга и прочитайте.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

- На что похожа радуга?

Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолёта, она будет казаться кругом.

Ребята, когда в небе появляется радуга.

На что попадают в небе солнечные лучи?

Что при этом образуется?

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из – за тучи уже выглянуло солнце.

Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный цвет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Проходя через капли воды как через призму, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов радуги.

Радуга – разноцветная полоса в виде дуги, появляющаяся в небе после дождя.

Дугу.

Когда светит солнце и идёт дождь.

На капельки дождя.

Радуга.

2.Показ опыта.

Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги.

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов.

Таким образом, и получается радуга.

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку. Кто из вас знает?

В чём суть этой подсказки?

Каждое слово начинается на первую букву, слова обозначающего один из цветов радуги: каждый – красный, охотник – оранжевый и так далее.

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

3. Практическая работа.

Работа по учебнику.

- Найдите в приложении на с. 57 рабочей тетради цветные полоски. Вырежьте их и выполните задание на с. 41 учебника.

Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему.

Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги.

Самостоятельно вырезают и приклеивают

полоски, проговаривая фразу – подсказку.

Оцените свои работы с помощью смайликов.

Учащиеся проверяют и поднимают смайлики: жёлтого, зелёного и красного цвета.

V.Физкультминутка

В небе дождь, гроза.

(руки кверху)

Закрывай глаза!

Дождь прошел.

Трава блестит.

В небе радуга стоит.

(показываем дугу)

Поскорей, поскорей (машут руками)

Выбегай из дверей,

По траве

Босиком (мягко ходим),

Прямо в небо

Прыжком…

VI.Закрепление работы по теме

4.Творческое задание

VII.Рефлексия «Проверь себя»

Сколько цветов в радуге?

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает будто кто – то стирает радугу с неба.

Редко, но бывает на небе можно увидеть сразу несколько радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, потому что происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.

Это явление называется дисперсией света, а набор цветов - спектром.

Теперь задание творческим группам:

Первая группа: «Мастера - художники - Вы будете рисовать радугу.

Вторая группа: «Мастера – слова» - Вы будете составлять небольшое стихотворение о радуге.

Третья группа: «Мастера – исследователи» - Вы покажите на листе бумаги эффект радуги на мыльном пузыре.

Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».

Ответ «да» - кружок закрашивается в красный цвет;

Ответ» нет» - кружок закрашивается в зелёный цвет.

  1. У радуги семь цветов?

  2. Все цвета расположены в определённом порядке?

  3. В радуге есть коричневый цвет?

  4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверим тест.

Подними смайлик, соответствующий твоей работе на уроке.

7 цветов.

«Мастера – художники» рисуют радугу.

«Мастера – слова» - сочиняют стихотворение, например:

После дождика на небе

Чудо появилось.

Это радуга – дуга

В гости к нам явилась.

«Мастера – исследователи» - показ опыта (на листе бумаги эффект радуги на мыльном пузыре).

Учащиеся самостоятельно закрашивают кружки.

VIII.Подведение итогов урока.

Какую тайну вы раскрыли на уроке.

Перечислите цвета радуги по порядку.

Вспомните фразу – подсказку.

Муравей Вопросик и Мудрая черепаха благодарят вас за то, что исследовали тайны радуги.

Тайну радуги.

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Узнать, как образуется радуга

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника

Запомнить последовательность

Личностные:

Интерес к изучению явлений природы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор

Метапредметные:

Опережающее обучение: связь природоведения и физики

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать предположения о причинах возникновения радуги

Познавательные:

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Список литературы

1. Плешаков А. А. Окружающий мир.1 класс. Учеб.для

общеобразовательных учреждений. В 2-х частях Ч .1-М.: Просвещение, 2011.

2. Соболева О.Л. Универсальный словарь русского языка, М: «АСТ – ПРЕСС», 2011.

3. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий

мир»,1 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН», М.:Просвещение,2012

4. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс М.:ВАКО,2010.

Приложение «Проверь себя»

doc4web.ru


Смотрите также