Конспект занятия по изобразительной деятельности по сказке А.С.Пушкина " Сказка о царе Салтане...", возраст детей 11-12 лет. Конспект занятия по рисованию сказка о царе салтане


Разработка урока по ИЗО Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкин

Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживать героям литературного произведения, наблюдательность и внимание, логическое мышление; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.

Оборудование:

Изобразительный ряд: презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина и Т. А. Мавриной к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина

Литературный ряд: отрывоки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.

Музыкальный ряд: музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать понятие «иллюстрация», знакомить с творчеством художников

иллюстраторов;

умению простейшими изобразительными средствами передавать основные события сказки.

Метапредметные:

- развивать устную речь учащихся, формировать читательскую

самостоятельность,

- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

- развивать навык словесного рисования;

- обогащать словарный запас учащихся

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять

Личностные:

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы, изобразительного искусства и жизни талантливых людей нашей страны;

- формировать усидчивости, взаимоуважение, взаимовыручку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня продолжим разговор о сказке, начатый на предыдущем уроке, и выполним иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Пушкинские сказки… Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.

- А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

(Ответы учеников)

Учитель. Молодцы!

IV. Работа над новым материалом.

1. Вводная беседа.

Учитель. А теперь вспомните хорошо всю «Сказку о царе Салтане».

- О ком в ней говорилось?

- О каком времени идет рассказ?

- Какие представления о добре и зле рассматриваются в этой пушкинской сказке?

- Как вы считаете, справедливый ли конец у этой сказки?

(Ответы учеников)

Учитель. А теперь закройте глаза и придумайте сюжет для своей иллюстрации к отрывку из сказки:

1). Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусахМимо острова крутого,Мимо города большого:Пушки с пристани палят,Кораблю пристать велят.

2). В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет.Словно горькая вдовица,Плачет, бьется в ней царица;И растет ребенок тамНе по дням, а по часам.

3). Князь пошел, забывши горе,Сел на башню, и на мореСтал глядеть он; море вдругВсколыхалося вокруг,Расплескалось в шумном бегеИ оставило на брегеТридцать три богатыря;В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,И, блистая сединами,Дядька впереди идетИ ко граду их ведет.

4). Лебедь тут, вздохнув глубоко,Молвила: «Зачем далёко?Знай, близка судьба твоя,Ведь царевна эта — я».Тут она, взмахнув крылами,Полетела над волнамиИ на берег с высотыОпустилася в кусты,Встрепенулась, отряхнуласьИ царевной обернулась:Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама - то величава,Выступает, будто пава;А как речь - то говорит,Словно реченька журчит.Князь царевну обнимает,К белой груди прижимаетИ ведет ее скорейК милой матушки своей.

- Что будет изображено на листе?

- Что будет главным в вашей иллюстрации к этому отрывку?

(Ответы учеников)

Где будет изображен главный герой?

Ученики: В центре.

Учитель: - Какими цветами вы будете изображать главного героя отрывка, чтобы он выделялся, он же главный?

Ученики: Яркими, насыщенными.

2. Анализ произведений изобразительного искусства.

Просмотр презентации с иллюстрациями И. Я. Билибина и Т. А. Мавриной.

Учитель:

- Что позволило И. Я. Билибину и Т. А. Мавриной выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?

- Где они находили основу для своих произведений?

(Ответы учеников)

2. Работа над иллюстрацией.

Учитель. Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина. Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание. Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная творческая работа учащихся

Задание. Выполните самостоятельно рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

Обратите внимание на то, как лучше расположить лист – по вертикали или по горизонтали.

Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

VIII Индивидуальная работа учителя с классом

Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.

IX. Подведение итога урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Обобщение изученного материала.

Домашнее задание: прочитать сказку А.С.Пушкина «Сказку о золотой рыбке»

infourok.ru

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

Сакского района

Республики Крым

Конспект урока по литературному чтению

на тему:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.3 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Стукачёва Алла Викторовна

Урок №41 литературного чтения в 3 классе. Дата:17.11.2017г. Учитель: Стукачёва Алла Викторовна

Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.

Тип урока:

решение частных задач.

Цель урока:

учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Педагогические задачи:

- повторить биографию А.С. Пушкина; - научить соотносить рисунки с художественным текстом сказки; - развивать умение выразительно читать отрывки из сказки.

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, строить диалог в паре и в группе.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока:

- портрет А.С. Пушкина;- выставка детских рисунков;- мультимедийная доска.

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Речевая разминка.

4. Постановка учебной задачи.

5. «Интервью».

6. «Открытие» нового знания

7. Физ. минутка

8. Первичное закрепление

9. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

10. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-А теперь соберёмся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.

Мы - умные! Мы - дружные!

Мы - внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся. Всё у нас получится!

2. Актуализация знаний (3 мин)

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии.

3. Речевая разминка. (5 мин)

Игра «Собери сказку»Задание: из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках)

Сказка о цареСалтане,о сынеегославноми могучембогатырекнязеГвидонеСалтановичеи о прекрасной царевнеЛебеди.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства "Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Хлопянова Татьяна Витальевна изобразительное искусство

Учитель начальных классов 3 класс

МОУ «СОШ№14»

г. Новомосковска

Тульской области

Тема урока: Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Рисование сказочных сюжетов (карандаш)

Тип урока: интегрированный.

Метод обучения: аудиовизуальный.

Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «В мире сказок» и является вторым уроком данного раздела.

Данному уроку предшествовала тема (в соответствии с календарно-тематическим планированием): Беседа «Сказка в произведениях русских художников».

За изучаемой на данном уроке темой «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Рисование сказочных сюжетов (карандаш)» следует тема: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Рисование сказочных сюжетов (гуашь)»

Формы организации учебной деятельности:

  • Групповая

  • Фронтальная

Цель урока: Создание карандашного наброска иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.

ЗАДАЧИ УРОКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Организовать поисковую деятельность учащихся для ознакомления с творчеством художников-иллюстраторов. Способствовать проявлению различных видов творчества у детей, умений простейшими средствами передавать основные события сказки, умений находить яркие характеристики музыкальных и художественных образов

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формирование учащимися умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. Пробуждение интереса детей к творчеству художников-иллюстраторов.

РАЗВИВАЮЩАЯ

Стимулировать работу учащихся по расширению словаря эмоций; развитию образной речи, развитию умений и навыков работы с разными источниками информации; развития воображения, творческих наклонностей.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • Компьютер, мультимедийный проектор.

  • Словарь: Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов; Под ред. Проф. Л.И.Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2010. – 1360 с.

  • Изобразительный ряд: иллюстрации И.Я.Билибина, М.А.Куркина, Б.В.Зворыкина, репродукция картины М.А.Врубеля к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;

  • Литературный ряд: отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.

  • Музыкальный ряд: музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - фрагменты «Три чуда» и «Полет шмеля».

  • Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Особенности урока:

Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. Подходит для любого УМК.

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма деятельности

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Выполняют просьбы учителя.

Фронтальная.

2

Постановка темы урока

Вводит в тему урока

Распределяются по группам

Фронтальная.

3

Актуализация знаний.

Задает вопросы по теме

Отвечают на поставленные вопросы

Фронтальная.

4

Решение учебной задачи

Организует работу по теме урока

Решают учебную задачу через работу с подготовленным ранее материалом, с толковым словарём.

Фронтальная

Групповая

5

Рефлексия.

Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

Формулируют выводы.

Подводят итоги.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- приветствие класса

- проверка готовности к уроку

- организация рабочего места (класс разделен на группы).

2. Введение в тему урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о сказке, начатый на прошлом уроке. И, как вы знаете, сегодня мы отправляемся в «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди». Вы заранее разделились на группы. Каждая группа готовила свой материал к уроку. Я думаю, вам будет интересно узнать, что приготовили ваши товарищи. Итак, мы отправляемся в сказку.

3. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2. Александр Михайлович Куркин.

Учитель: Посмотрите на слайд. Это работа Александра Михайловича Куркина.

- Что изобразил художник?

- Художник здесь объединил героев так, что они не мешают друг другу: изображены и богатыри, и царевна в темнице тужит, и ступа у избушки на курьих ножках. Вдали виден чудный остров князя Гвидона. А вот и сам поэт пишет очередную сказку, которую нашептывает ему кот ученый.

- Работа Александра Михайловича Куркина не просто рисунок. Такие рисунки Александр Михайлович сделал к книге. А значит, это иллюстрации к сказке. Посмотрим в словари, что же означает слово «иллюстрация».

Иллюстрация – рисунок, иллюстрирующий текст, т.е. рисунок к тексту.

4. Работа с учебным материалом.

4.1 Анализ произведений изобразительного искусства. Материал по теме – сообщения учащихся с презентацией (подготовлено заранее).

- Каждая из групп выбрала для себя определенные фрагменты сказки, которые проиллюстрировали известные художники. Сегодня мы рассмотрим иллюстрации таких известных мастеров, как Иван Яковлевич Билибин, Александр Михайлович Куркин, Борис Васильевич Зворыкин и Михаил Александрович Врубель.

1 группа (слайд 3): - В 1905 г. была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я.Билибиным. Обложка книги украшена старинным орнаментом, напоминающим узор нарядной старинной парчи. А надпись, сделанная красивым стилизованным шрифтом, гласит: «Труд этот посвящаю русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову». Это не случайно. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком Пушкина русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков пишет оперу "Сказка о царе Салтане".

В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки. Одна из лучших иллюстраций – сказочный город (слайд 4).  На него с радостным удивлением взирают князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные вологодские кружева.

Учитель: - Прочтем отрывок о городе.

Дети читают текст сказки.

Д. Вот открыл царевич очи;Отрясая грезы ночиИ дивясь, перед собойВидит город он большой,Стены с частыми зубцами,И за белыми стенамиБлещут маковки церквейИ святых монастырей.

Релаксация. Физминутка (слайд 5).

- Повторяйте глазами движения шмеля. А теперь закройте глаза и представьте, что вы летите вместе со шмелем.

Учитель: - Сейчас прозвучал музыкальный фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля».

Учитель: - О каких трех чудесах рассказывается в сказке?

Дети: - О белке, тридцати трех богатырях и о царевне-лебеди.

Учитель: Чудо первое – белочка. Прочтем, как описывается она в сказке.

Дети: Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом;Белка там живет ручная,Да затейница такая!Белка песенки поетДа орешки все грызет,А орешки не простые,Все скорлупки золотые,Ядра – чистый изумруд;Слуги белку стерегут,Служат ей прислугой разной –И приставлен дьяк приказныйСтрогий счет орехам весть…

Учитель: - Значение каких слов непонятно? Найдите их в словаре.

Дети ищут значение слова «дьяк».

Дьяк - (от греч. diakonos - служитель) - начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до 18 в. Руководили работой местных учреждений (съезжие избы) и приказов (начальник приказов или их помощники). Отсюда у Пушкина – дьяк приказный.

Учитель: Слово ребятам второй группы. А вы не только слушайте рассказ, но и музыку - отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда - белочка».

2 группа (слайд 6): Вот как увидел белочку замечательный и незаслуженно забытый художник-иллюстратор Борис Васильевич Зворыкин в 1925 г. Он превратил иллюстрацию в изысканный многоцветный орнамент. Оформление рамки и оборочные узоры на этой иллюстрации с большой определенностью восходят к традициям средневекового книжного оформления. С поразительным мастерством изобразил художник старинные костюмы, утварь. Борис Васильевич изобретательно, талантливо фантазировал, что и позволяло ему передать особую, праздничную атмосферу сказки. Цвет вместе с тщательной проработкой деталей придает рисунку характер узорчатого ковра.

Учитель: - Чудо второе – богатыри. Прочитаем о них.

Дети:

Каждый день идет там диво:Море вздуется бурливо,Закипит, подымет вой,Хлынет на берег пустой,Расплеснется в скором беге –И останутся на брегеТридцать три богатыряВ чешуе златой горя,Все красавцы молодые,Великаны удалые,Все равны, как на подбор;Старый дядька ЧерноморС ними из моря выходитИ попарно их выводит...

3 группа (слайд 7): Перед вами иллюстрация Александра Михайловича Куркина "Черномор и богатыри", выполненная в стиле палех. И снова музыкальное сопровождение из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда - тридцать три богатыря». Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами "расплескалось в шумном беге". При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.

Учитель: - Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Дети: ...Да на свете,Говорят, царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днем свет божий затмевает,Ночью землю освещает –Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.А сама-то величава,Выступает, будто пава;Сладку речь-то говорит,Будто реченька журчит.

4 группа (слайд 8):  Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами репродукция картины Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX – начала ХХ в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины – голубовато-серебристый. А сопровождал показ фрагмент оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда – царевна-лебедь».

4.2. Словесное рисование.

Учитель: Ну а теперь каждая из групп выберет сюжет для своей иллюстрации. Это не обязательно должен быть фрагмент, о котором вы рассказывали.

- Как вы расположите лист для своей иллюстрации и почему?

- Что будет нарисовано и какого размера?

- Что будет главным в вашей иллюстрации, а что будет являться фоном и окружать персонажей?

- Сколько места отведено для изображения земли, неба?

- Вы выбрали интересные композиции к этим сюжетам. Особенно мне нравится, что вы избрали совершенно особые, оригинальные приемы показа характера героев.

4.3. Педагогический рисунок.

- Художники очень тщательно обдумывают формат иллюстраций. Обратите и вы внимание на то, как лучше будет смотреться ваша композиция – в вертикальном или горизонтальном формате. Я выбрала рисунок белочки. Значит, лист я расположу … (вертикально). Правильно, располагаю лист по вертикали. Теперь нужно вспомнить о композиционном расположении главных персонажей сказки – они должны быть расположены в центре вашей работы. Намечаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика. Уточняю строение домика. Тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на … (круг), туловище на … (овал), хвост… (овал). Дополняю домик декоративными элементами. Прорисовываю лапки, орешек, мордочку белочки. Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом горку изумрудов и золотых скорлупок. Вот и все – рисунок закончен.

4.4. Самостоятельная работа учащихся.

- В работе постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемого объекта, но и ваше отношение к нему.

5. Итог урока.

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя для этого предложения:

- Мне стало известно, что…

- Меня особенно привлекло и заинтересовало…

Дети делятся впечатлениями.

- На следующем уроке мы продолжим оформление иллюстрации в красках.

– Сказки Пушкина не оставляют равнодушным никого.

– Какими словами заканчивается сказка?

Дети: Я там был, мед, пиво пил –И усы лишь обмочил (слайд 9).

 Учитель: Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта.

Используемые источники

  1. богатыри: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/596/26596069_1212752730_saltan08.jpg

  2. Диск. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты и игрушки. Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»/Составитель: О.П. Радынова. Производитель: Москва, 2009 г. Формат: МР3

  3. Иллюстрации (к слайдам 3,4,6): «Чудный остров. Мать и сын», «Обложка к сказке» И.Я.Билибина 1905 г.; «Белочка» Б.Зворыкина 1925г. – Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. – Москва: Просвещение, 1979 г. – 183с.

  4. корабль – http://open.az/uploads/posts/2009-02/1233776838_img-71db1.jpg

  5. Рамки – стандартные из коллекции Microsoft offices

  6. сказки Пушкина: http://s46.radikal.ru/i113/1006/d2/90687c02d897.jpg

  7. царевна-лебедь: http://art.1september.ru/2006/20/no20_75.jpg

  8. шмель: http://www.gifpark.su/Gifs/ANIMALS/Bee10.gif

9

multiurok.ru

Конспект занятия по изобразительной деятельности по сказке А.С.Пушкина " Сказка о царе Салтане...", возраст детей 11-12 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества г. Шахтёрска

Углегорского муниципального района

Сахалинской области

Конспект интегрированного занятия

по изобразительному творчеству

Тема: «Сказка о царе Салтане»

(герои сказки А.С. Пушкина)

возраст 10-12 лет

Автор: педагог дополнительного образования

объединения «Фантазия»

Максюта Зинаида Карловна

г. Шахтёрска

2017г.

Цели: - Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь», В.М. Васнецова «Иван – царевич на сером волке».

- Продолжать учить детей передавать в рисунке образы из сказки.

-Закреплять умение использовать традиционные и нетрадиционные технике в рисовании.

- Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

- Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина через художественное слово, музыку любви к Отечеству и русскому народному творчеству, к изобразительному искусству.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: бумага, краски акварель, гуашь, кисточки (мягкая, жёсткая) пробки, цветные мелки, сухие тени, музыкальный центр, музыка Римского – Корсакова.

- Схема смешивание красок, репродукции картин М. Врубеля «Царевна – Лебедь», В.М. Васнецова «Иван – царевич на сером волке», иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина в обработке А. Елисеева, портрет А.С. Пушкина.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Сказочная физминутка:

Семь раз по три и пятью пять –

Мы начинаем колдовать!

Кто любит сказку больше всех,

Пускай поднимет руки вверх!

Кистями потрясите,

Скрестите,

Опустите!

Пять раз по девять – сорок пять,

Мы продолжаем колдовать:

Ногами трижды топните,

Руками трижды хлопните.

Кто верит в сказку горячо,

Соседу руки на плечё!

Присели – встали, это море –

Так плещут волны Лукоморья.

Как тридцать три богатыря,

Идём, доспехами горя…

Подпрыгнули – взлетели!

И возле Дуба сели.

  1. Актуализация опорных знаний:

Демонстрация портрета А.С. Пушкина.

-Ребята, назовите имя, отчество изображенного на портрете поэта.

(А.С. Пушкин)

- Перечислите известные вам сказки А.С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и др.).

Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке». Определить главных героев сюжета, место, где происходит событие, какие краски использовал художник. Почему?

Знакомство с репродукциями картин М. Врубеля «Царевна – Лебедь»,

В.М. Васнецова «Иван – царевич на сером волке». Великие художники отражали образы сказочных героев в своих картинах. В одних картинах преобладает яркая фантазия, в другие более спокойные.

  1. Сообщение нового материала.

Представте, что вы известные художники и будите иллюстрировать одну из сказок А.С.Пушкина, послушайте отрывок из этой сказки.

  1. Чтение отрывка из сказки « Сказка о царе Салтане»:

«…К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно, на море не тихо,

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней…»

- Из какой сказки отрывок?

infourok.ru


Смотрите также