Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Юрта - национальное жилище казахов. Конспект занятия по рисованию юрта


Конспект НОД (интеграция рисвоания и познания) "Бурятская юрта и русская изба"

Конспект НОД по рисованию: «Русская изба и бурятская юрта»

Дата: февраля 2018г.

Цели: Познакомить детей с жилищем русского человека – избой и с жилищем бурята - юрта, с тем, как их строили

Задачи:

- вызвать интерес к традициям русским и бурятам: помощь, уважение к старшим;

- воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру,

- чувство ответственности за все, что нас окружает

- совершенствовать художественно-творческие способности детей в изображении изб и юрт.

Оборудование и материалы: иллюстрации и фотографиями с изображением крестьянских домов и бурятских юрт; картины художников; лист бумаги формата А4; гуашь; кисти; стаканы с водой.

Ход НОД:

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Продуктивная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и вы отгадаете о чем мы сегодня поговорим.

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба)

Воспитатель: Верно, но есть еще одна загадка

2)Посреди степи,Как большая юбка,Домиком стоитКрасочная...(юрта)

Воспитатель: Молодцы, да мы сегодня поговорим о национальных жилищах русских и бурят.

Воспитатель: Давайте, рассмотрим картины, на которых изображены русские избы и юрты.

Беседа о русской избе

В давние времена не было таких высоких домов, которые вы видите сейчас, а люди жили в избах, которые строили сами! (Демонстрируется макет избы).

Ребята! А вы знаете как и где начиналось строительство избы?

(Варианты ответов детей)

Когда хозяин задумывал строительство избы, конечно он один не мог это сделать, так как это довольно тяжелая работа. Хозяин шел к своим друзьям соседям и просил помочь ему в строительстве.

Ребята, посмотрите на макет? Из чего сделана изба?

Дети: Из бревен.

Воспитатель: А где же взять столько бревен?

Дети: в лесу. Надо нарубить много деревьев.

Воспитатель: правильно. Значит и место для строительство избы выбирали ближе к чему?

Дети: к лесу.

Воспитатель: а что еще кроме бревен люди могли принести из леса?

Дети: грибы и ягоды.

Воспитатель: правильно! ведь раньше не было магазинов и люди питались тем, что собрали в лесу и что выросло в огороде и в саду, а именно овощи и фрукты.

А как вы думаете, что еще должно быть не далеко от избы?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: речка! Как вы думаете зачем?

Дети: чтобы купаться, ловить рыбу.

Беседа о юрте

Воспитатель: А есть ли здесь жилище бурят?.Да -это юрта.

Кочевники буряты издавна жили в юртах (гэр).Юрта легко ставится и разбирается. Остов юрты цилиндрической формы состоит из нескольких (шести, восьми, реже – десяти) разборных стен (хана, выполненных в виде складных решеток из березовых или ивовых прутьев, скрепляемых кожаными тесемками (удээри). Смежные секции соединяются шерстяными веревочками (хагсарга). Высота стенных решеток около полутора метров.

Очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи.

В верхней конусообразной кровельной части архитектурной конструкции располагается тооно - дымовое отверстие диаметром около метра, служащее одновременно окном, через которое в юрту проникает свет.

Деревянный круг тооно, венчающий юрту, делается из цельного куска березы .

Круг тооно принято окрашивать в красный и оранжевый цвета. Деревянная конструктивная основа юрты покрывается войлоками.

В центре юрты помещают очаг (гуламта, с которым у бурятского народа связаны особые представления и многие обряды. Например, переезжая, семья переносила огонь на новое место. Дым от очага выходил через отверстие наверху.

- Кто видел настоящую юрту?

- Почему юрта круглая?

А сейчас, я хочу вам предложить рассмотреть две картинки, на одной будет изображена изба, на другой и юрта. Вы внимательно рассмотрите и скажите где по вашему мнению изображена изба, а где юрта. И чем они отличаются друг от друга?

Физминутка:

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Воспитатель: Предлагаю стать мастерами, и нарисовать дом-юрту и русскую избу .

Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах.

Зеленый – трава, рост.

Красный – огонь;

желтый – солнце, золото;

черный – земля;

синий – Байкал;

голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов для украшения юрты).

Выполнение работы с изображением русской избы и юрты, степи, солнца,реки и т. д. Дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

4.Рефлексия

Воспитатель: А сейчас, давайте подарим друг другу голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.

В конце занятия все работы вывешиваются для демонстрации и анализа.

infourok.ru

Открытое занятие по изобразительному искусству на тему "Казахские юрты"

ГУ «Дом детского и юношеского творчества Мендыкаринского района»

Открытое занятие

Тема: «Казахские юрты» 3 год обучения

ПДО Митченко И.В

2016-2017 уч.год

Дата: 17.03.2017 г.

Тема занятия: «Казахские юрты». Композиция.

Цели: научиться рисовать казахские юрты.

Задачи:

1. Формулировать навыки владения работы с красками;

2. Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику;

3. Воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны, родного дома.

Методы занятия: словесный, наглядный, практический.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Материалы для работы:

  • бумага А4

  • акварель

  • стаканчик с водой

  • кисточка №2, № 5

  • палитра

  • салфетка

Оборудование:

План занятия:

  1. Приветствие;

  2. Тема занятия, цели;

  3. Беседа по презентации;

  4. Повторение ТБ;

  5. Практическая работа детей;

  6. Физ.минутка;

  7. Анализ и итог занятия.

Ход занятия: – Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия называется «Казахские юрты». Мы с вами научиться рисовать казахские юрты. А также учиться составлять композицию.

- Давайте поговорим с вами о юртах. Вы видели юрты, какие они? (ответ детей)

- Давайте мы рассмотрим юрты (дети смотрят презентацию, беседа с детьми).

- Предки казахов когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище - юрта. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой - тепло. Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Почему, как вы думаете? (ответ детей).

- Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти - украшена орнаментом.

- Для чего служит орнамент? (ответ детей). - Для украшения.

- Казахские орнаменты бывают разные и делятся на 4 вида, какие вы знаете виды? (ответ детей).

1.Зооморфный вид – это все, что относится к животному миру, горб верблюда, рога.

2.Растительный вид – это тюльпан, трава.

3.Геометрический вид — это ромб, квадрат, зигзаг, цепь, треугольник.

4.Космогонический вид – это изображения звезд, солнца, луны.

- Когда вы приступите рисовать юрты, то вы нарисуете на юрте орнаменты, а какие вы решите сами.

- О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье: музыка «Күй Құрманғазы».

В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.

 Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.

 Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»

 Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.  

 И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.

- Прежде чем нам приступить к самостоятельной работе, давайте повторим ТБ (ответ детей).

- Ну что ж, начнем рисовать.

Самостоятельная работа:

(Самостоятельная работа идет под музыкальное сопровождение).

Дети самостоятельно выполняют работу. На бумаге формата А4 изображают карандашом юрту.  Для начала на листе бумаги сделать разметку будущей юрты. Затем проведут горизонтальные линии, обозначающие крышу и стенки юрты. Нарисуют дверь, которую можно украсить орнаментом, а также и саму юрту. Главное соблюдать пропорции рисунка. Затем рисуем пейзаж вокруг юрты. Далее приступаем раскрашивать акварельными красками.

Физминутка

Мы устали, потому что рисовали,

А теперь мы дружно встали. 

Ручками похлопали.

Ножками потопали. 

Чуть покружимся бочком, 

Сядем и рисовать начнём.

- Анализ работы. Подведение итогов занятия.

- Педагог отмечает «+» и «–» работ детей, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся.

Ребята, какая интересная работа получилась у нас? Каждый из вас внес свою лепту в эту неповторимую работу. Вы сегодня молодцы!

Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.

infourok.ru

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Алтайская юрта.

Тема: «Алтайская юрта».

Цель: Знакомство дошкольников с алтайской юртой.

Задачи: Дать представление об обычаях и традициях алтайского народа .

Обогатить знания детей об алтайском быте в прошлом.

Воспитывать интерес к алтайскому народному творчеству.

Материалы: макет юрты, посуда, краски, бумага, кисти,

непроливашки, салфетки.

Методы: наглядные, словесные, игровые.

Интеграция: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение алтайских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседы.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный момент:

В. Ребята, как называется наша республика?

Д.Республика Алтай.

В.А вы, знаете, почему она так называется?

В. В нашей республике живут представители разных народов, а коренные жители нашей республики - это алтайцы. Сегодня мы поговорим о жилище алтайцев.

2. Основная часть:

Издавна алтайцы занимались скотоводством (разведением скота) и часто перекочёвывали (переходили) с места на место искали пастбища для скота. В связи с этим им необходимо, жильё, которое легко разобрать и перевести на новое место. Таким жильём и была юрта.

1. Рассказ о юрте с презентацией.

Юрта состояла из отдельных деревянных разборных частей решетчатых звеньев. Все детали юрты заготавливались заранее. Из жердей делали решётки для стен скрепляли их сухожильными нитками на верху устанавливали деревянный круг для опоры крыши, через него выходил дым из юрты. Юрта покрывалась войлочными пластинами, которые изготавливались из шерсти овец. Для изготовления одной юрты использовалась, шерсть более 50 овец. А это самая маленькая юрта.

В переднем углу юрты обычно ставились сундуки (кайырчак), в которых хранились продукты и дорогие вещи. Обязательным атрибутом юрты является очаг и таган, на котором готовят пищу. Очаг устанавливали в центре юрты.

Юрта делилась на две половины: женскую и мужскую. На мужской половине находились мужские предметы: снаряжения для верховой езды, оружие. Также стояли подставки сумы, сшитые из кожи и холста в них хранили одежду, ковры, покрывала, украшения. На женской половине находилась вся посуда: казаны, деревянные вёдра подвешанные на крюк, большой кожаный сосуд, чайные чашки (айак), деревянные блюда(тепши),ступа(сокы). Основным убранством алтайской юрты считалась кровать, красиво убранная восьмью слоями хорошо скатанного войлока и одеяла (дьюркана), сшитого из козьих шкур. Поверх одеяла клалась кожаная подушка, которую шили из выделанной кожи, набивали конским волосом, для вентиляции в левой стороне подушки оставляли отверстие. Лицевая сторона всегда украшалась вышитым орнаментом. Деревянная кровать стояла на женской половине. Под кроватью хранилось снаряжение для верховой езды женщины.

Юрты были верными помощниками в кочевой жизни алтайцев. Они согревали в морозные зимние ночи и укрывали от ливневых дождей, спасали от летнего зноя и пронзительных горных ветров.

Лазарь Кокышев с любовью вспоминает, как провёл детство вот в таком аиле.

2.Чтение стихотворения Л. Кокышева «Моему старому аилу».

В. Как автор называет аил?

Д. Старый друг.

В.Чем угощали друзей?

Д. Пили чай, чегень.

3. Подвижная алтайская игра «Подкидывание шапок».

Ведущий подкидывает шапку и называет имя ребёнка для кого шапка. Он ловит шапку, если ловит другой, названный ребёнок отдаёт свою вещь. В конце игры дети выкупают свои вещи (рассказывают сказку, поют, песню, танцуют).

4.Алтайские загадки.

Алтайская юрта и её предметы быта отражены в алтайских загадках. С некоторыми из них я вас хочу познакомить.

1.Сто сорок клюют землю. (Жерди аила).

2.У хорошего парня челюсти крепкие. (Сундук и его замок).

3.Конь мой железный, сам я железный, не сойду с коня без бича. (Сундук и замок к нему).

4.С четырьмя ушами, с четырьмя вёдрами еды. (Котёл).

5.Однорукий крепкий богатырь. (Вешалка илмек ).

5.Рисование.

Нарисовать алтайскую юрту.

3.Итог образовательной деятельности:

В.Вот вы закончили рисовать юрту. Посмотрим, что у вас получилось.

Чей рисунок понравился больнее всего.

Что нового вы сегодня узнали?

Как называется жилище алтайцев?

Почему они часто перевозили своё жильё?

Литература:

1.Укачина К.Е. «Алтайские народные загадки». Горно-Алтайск 1984г.

2.Огнева Г.Н. «Детям о культуре и искусстве алтайского народа». Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч- Сюмер»1992г.

3.Тобоева Е.Н. «Росточек» программа развития и воспитания детей дошкольного возраста. Горно-Алтайск 2007г.

infourok.ru

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Юрта

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

старшая группа

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество».

Раздел: Ознакомление с окружающим, рисование, художественая литература.

Тема: Юрта – национальное жилище казахов.

Цель: Формировать знания о национальном жилище казахского народа, учить внимательно слушать стихотворение, анализировать его. Учить изображать орнамент «бараньи рога», «зигзаг». Воспитывать любовь к культуре казахского народа.

Билингвальный компонент: шанырак - свод , уык – опора, дастархан – стол, бесик – колыбель, тускииз – ковёр.

Оборудование: предметы быта казахского народа, краски, кисточки, баночки, салфетки, кукла.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно -

побудительный

Утренний круг «Казахстан».

В Казахстане мы живём

Есть у каждого свой дом

Есть работа,

Есть друзья,

Мама, папа, есть и я.

Приходит в гости кукла Карлыгаш.

- Карлыгаш хочет узнать, что знают дети о

Казахстане.

-Как называется наша Родина?

-Кто президент в нашей Республике?

-Назовите столицу Республики Казахстан?

-Назовите символы нашего государства.

-Что на них изображено?

Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту.

Проявляют интерес, здороваются, рассматривают куклу.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о Казахстане.

Организационно-

поисковый

Загадывает загадку:

«В этом доме нет угла.

Вот уж рай для неслуха:

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщещь».

Что такое юрта?

Предлагает рассмотреть юрту.

-Какой формы юрта?

-Чем украшена?

Что у неё под куполом? Как называется свод?

-Какую роль он выполняет?

-Есть ли в юрте окна?

Рассказывает о том, как казахи собирают юрту, из каких частей она состоит.

-А знаете, как казахи узнавали, что к ним приехал мирный гость? Всадник должен спешиться и подойти к юрте с правой стороны. Порог переступить правой ногой, низко склонив голову, выражая тем самым уважение хозяевам. Поступить наоборот – значит оскорбить хозяина этого дома. Поэтому в юрте порог обязательно был высоким, а притолока двери – низкой.

Предлагает послушать стихотворение К. Баянбаева «Юрта».

Читает стихотворение.

Беседа по содержанию.

-Какая юрта в стихотворении?

-С чем сравнивает её автор?

-Где казахи ставят юрту7

Предлагает выполнить физминутку «На джайляу».

-Ребята, а какие предметы казахи ставили или вешали в юрте?

Казахские народные мастерицы готовили из войлока камзолы, головнные уборы, покрывала, подушки, ковры, сумки. Украшали их с любовью орнаментом.

Игра « Угадай на ощупь».

Предлагает пройти в художественную мастерскую и нарисовать юрту.

Рассматривают образец юрты.

-Какой формы?

-Что видите наверху?

-Что еще есть в юрте?

-Чем украшена юрта?

-Как называется орнамент?

Предлагает нарисовать юрту и украсить её орнаментом.

Напоминает приёмы рисования.

Показывает, обясняет.

Слушают и огадывают загадку.

Юрта.

Это – национальное жилище казахов.

Отвечают на вопросы.

Слушают и запоминают.

Слушают стихотворение.

Анализ стихотворения.

Выполняют движения по тексту.

Рассказывают о предметах быта.

Достают из «Чудесного мешочка» предметы быта, определяя их на ощупь.

Садятся за столы.

Отвечают на вопросы.

Назыввают орнамент.

Рисуют юрту.

Рефлексивно –

корригирующий

Предлагает выставить юрты на доску для анализа.

-Какая юрта вам больше всего понравилась? Почему?

Предлагает поиграть в подвижную игру «Юрта».

-Что вам сегодня понравилось на занятии больше всего?

Кукла Карлыгаш прощается, благодарит за занятие.

Выставляют свои работы для анализа.

Выбирают наиболее понравившуюся работу, объясняют свой выбор.

Играют в игру.

Анализируют занятие.

Прощаются.

Ожидаемый результат:

Знать: особенности строения юрты, технические приёмы рисования орнамента, стихотворение Баянбаева «Юрта».

Иметь: представление о Родине, её символах, о предметах быта казахского народа, их назначении, навыки рисования.

Уметь: рисовать кончиком кисточки, изображать орнамент симметрично, отвечать на вопросы.

infourok.ru


Смотрите также