Конспект НОД по рисованию «Волшебница зима» Старшая группа. Конспект занятия в старшей группе по рисованию зима


Конспект НОД по рисованию «Волшебница зима» Старшая группа

Конспект НОД по рисованию «Волшебница зима» Старшая группа

Интеграция образовательных областей:

ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие»; ОО «Речевое развитие».

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования; формирование умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной выразительности; обобщить знания о зиме.   

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом и рисованием ватной палочкой.
  2. Учить прижимать капустный лист к бумаге и наносить оттиск на бумагу.
  3. Расширять словарный запас детей: пейзаж, чародейка, серебристый, заснеженные, сказочные.

Развивающие:

  1. Формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима – художница;
  2. Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

продолжать работу над культурой речевого обращения;

  1. Развивать художественное восприятие зимней картины, содержания и средств выразительности живописи, цветосочетания зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения;
  2. Развивать эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, обратить внимание на своеобразие облика зимы;
  2. Воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;
  3. Углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, доска, указка, диск со сказкой, гуашь белая, поролон, салфетки, листы тонированной бумаги голубого цвета, листы китайской капусты.

Музыкальное оформление занятия: Музыка П. И. Чайковского «Январь»

 Ход непосредственной образовательной деятельности:

Звучит музыка П. И Чайковского «Январь»

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости Светлана Ивановна, давайте поздороваемся и пригласим пройти.

Дети: Здравствуйте.

Гостья проходит и присаживается

Звучит музыка П. И Чайковского «Январь»

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте встанем в кружок

Давайте вместе встанем в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года

Дети: Зима.

Воспитатель: А вам интересно, как появилась зима?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам присесть на стульчики и послушать сказку

 Дети садятся на ковер. Воспитатель включает ноутбук, показывает презентацию.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась эта сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: И мне очень понравилась!

 -А вам нравится зима? (Да)

-Чем она вам нравится?

-Или почему?

Дети: зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, на коньках, на санках.

Воспитатель: А какая зима?

Дети: белая, пушистая, серебристая, холодная, ветреная, снежная, красивая, студеная, морозная, сказочная, веселая. суровая

  1. Рассматривание картины.

Воспитатель: Во все времена многие композиторы, поэты, художники, восхищались красотой зимы и воспевали ее в музыке, стихах, в красках.

Я вам предлагаю полюбоваться на картину Игоря Эммануиловича Грабарь «Февральская лазурь», художник рассказывает о зиме с помощью красок.

А из чего нам понятно, что это зима?

Что изобразил художник?

Какого цвета краски использовал художник?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Воспитатель:  Ребята, на этой картине мы видим зимний пейзаж.

Зима  сказочная, волшебная, хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т. д.).

Хочется отправиться в этот сказочный и загадочный лес!

А сейчас, ребята, мы с вами немного разомнемся!

Физкультминутка

На дворе у нас мороз.                          Дети хлопают себя ладонями по плечам иЧтобы носик не замерз,                                    топают ногами/Надо ножками потопатьИ ладошками похлопать.                   Хлопают рукамиС неба падают снежинки,             Дети поднимают руки над головой и делают фонарики                   Как на сказочной картинке.            Кружимся вокруг себя, руки    на поясе    

Будем их ловить руками             Руки вверху и хватательные движения ловим снежинкиИ покажем дома маме.          Показываем поочередно одну и вторую ладошки перед собойА вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.Снегом замело дороги.              Руки перед собой наклон немного вперед, метельНе завязнуть в поле чтобы,                   Ходьба на месте с высоким подниманием колен.Поднимаем выше ноги.Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.И к себе приходим в дом.                     Дети садятся на свои места.

  1. Практическая часть:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать художниками, и попробовать передать в своих картинах настроение зимы!

Но мы будем необычные художники, а волшебные.

Проходите за столы.

У вас на столах лежат листочки пекинской капусты.

Сегодня я покажу вам, как можно нарисовать зимний пейзаж с помощью этих листьев. Посмотрите, на что похож лист? (на дерево). Да, действительно, вот ствол, а это ветви и листья.

- Мы с вами возьмем кисточку, обмакнем ее в белую краску и нанесем на лист капусты. Потом прижмем лист капусты намазанной  белой стороной к зимнему узору.

Поднимаем лист, и что же у нас с вами получается.

Ватной палочкой мы нарисуем падающий снег.

Воспитатель: Но сначала нам нужно подготовить наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Стою и снежинки в ладошку ловлю

Ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Ритмичные удары пальцами правой руки по ладони правой

Но где же снежинки? Сжать пальцы в кулак

В ладошке вода, Разжать

Куда же исчезли снежинки? Куда? Сжать кулаки, разжать

Растаяли хрупкие льдинки – лучи… Мелкие потряхивания кистями

Как видно ладошки мои горячи        Потереть ладони друг об друга

Воспитатель: Молодцы ребята, подготовили мы наши пальчики. И сейчас приступим к работе!

 (Педагог вместе с детьми выполняет работу (заснеженное дерево, зимнее дерево).

  1. Самостоятельная работа детей.

Педагог помогает детям.

  1. Анализ работ

Ребята, давайте все посмотрим на свои работы. У кого самая заснеженная? А у кого самые высокие сугробы? Ребята, посмотрите, какие у вас получились замечательные картины. Вам они нравятся? Я предлагаю разместить ваши работы «в картинной галерее». Ведь мы с вами художники (Воспитатель развешивает работы на доске). Посмотрите на картины и скажите, какая вам нравится больше всего? У нас с вами настоящий «Зимний лес»! Деревья заснеженные, волшебные. У вас у всех получились настоящие зимние пейзажи. Зима заглянет к нам в гости, увидит ваши картины и поймет, что она великолепная, сказочная и волшебная. И что вы её очень любите и всегда ждете.

  1. Итог занятия:

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили падающий снег?

 

lobaheva-ivant-dou18.edumsko.ru

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Зима»

Цель: 

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

Предварительная работа:

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной  деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов  («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

                                               Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и  стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года  было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог:  Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

      Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.Не спи, пораньше встань,Коньки скорей достань.Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,Я на каток с утра иду.И щиплет больно носСердитый Дед Мороз. —

Примерзло солнышко ко льду.Снежки стремительно летят —Никто не трусит из ребят.И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.Снежки стремительно летят.Пришла веселая зима —Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.Коньки скорей достань.Коньки скорей достань.Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог:  Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог:  Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить,  хорошо ли вы знаете приметы зимы.

               Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

 

                                 Отгадывание загадок.

 

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице …  (Мороз)

 

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный … (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой…  (Лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел …  (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает … (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый …  (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

                         Физкультминутка  «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод»,  муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз,                      Дети хлопают себя ладонями по плечам иЧтобы носик не замерз,                   топают ногами, хлопают в ладоши.Надо ножками потопать,И ладошками похлопать.С неба падают снежинки,                Дети поднимают руки над головой и делают Как на сказочной картинке.            хватательные движения, «ловят снежинки».Будем их ловить руками,И покажем дома маме.А вокруг лежат сугробы,                 Потягивания — руки в стороны.Снегом замело дороги.Не завязнуть в поле чтобы,            Ходьба на месте с высоким подниманием                                                    Поднимаем выше ноги.                   колен.Мы идем, идем, идем                      Ходьба на месте.И к себе приходим в дом.               Дети садятся на свои места.

Педагог:  Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог:  А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог:  Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

                  Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь,  и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с  помощью    мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

                                                Вопросы:

Какое наступило время года? 

Какой снег?                                          

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

 Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились.  А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные  художники.

 

                          (Показ репродукций картин)

             Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

                Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог:  Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного  похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

                         

       Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

                                  (Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

                          Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

                                     

konspekty-zanyatij.ru

Занятие по рисованию в старшей группе "Волшебница

Занятие по рисованию в старшей группе

"Волшебница - Зима околдовала лес"

 

 Программное содержание:

- учить детей умению отражать в рисунке признаки зимы, соответствующие поэтическим строкам, продолжать знакомить детей с зимнем пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года;

- развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе;

- продолжать учить рисовать дерево - ствол, ветки, используя восковые мелки.

 

Материал:

восковые мелки, розетки с краской, кисти, зимний пейзаж, аудиозапись  музыкального произведения П.И.Чайковского.

 

Методы:

рисование восковыми мелками, планирование рисунка.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями, явлениями природы зимой; беседы на тему "Времена года"; рассматривание картин-репродукций и беседы по ним: И.Бродской "Лес зимой в снегу", И.Грабаря "Февральская лазурь", А.Саврасова "Зимний пейзаж"; чтение сказок: "Морозко", "Снегурочка", "Снежная королева"; рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание стихов о зиме: А.Пушкина "Зимнее утро", С.Есенина "Пороша" и др., рисование восковыми мелками.

                                                 Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, послушайте стихотворение А.Пушкина "Идет волшебница зима!":

Идет волшебница-зима,Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки-зимы.

Воспитатель:

Зима - это самое волшебное время года.

Как вы думаете, что сегодня мы будем рисовать?

Дети: «Волшебницу-зиму»

- Вы послушали это стихотворение, скажите, ребята, какие зимние картины вы представили, что волшебного произошло в лесу с приходом зимы?

Дети:

- Лес околдован зимой, он весь в снежном убранстве.

   На деревья зима "повесила клочья снега"

- Зима пришла в лес, рассыпала снег, он красиво блестит на солнце.

      Воспитатель предлагает вспомнить стихи о зиме ранее заученные детьми. (рассказывают 2-3 ребенка)

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите зиму?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А почему?

Дети:

- Зимой можно кататься на саночках, коньках, лыжах, играть в снежки.

      Воспитатель предлагает выйти на заснеженную полянку и поиграть в снежки.

 

                                                Физкультминутка "Снежки":

"Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежки лепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем-совсем не сладкий.

Раз - подбросим, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем!"

 

     После разминки дети садятся на места. Воспитатель напоминает, что они рассматривали репродукции зимних пейзажей знаменитых художников - как красиво они изображали на своих картинах зиму:

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, мы будем с вами художниками, а рисовать мы будем восковыми мелками и наносить тон краской.

Воспитатель:

- Дерево напоминает нам человека. Ствол - это туловище, корни - ноги, ветви - руки, от веток отходят очень тонкие отростки - пальчики. Кора - это кожа деревьев. Чем старше дерево, тем больше морщин.

     Воспитатель спрашивает детей, как рисовать близко посаженные деревья и далеко.

Дети:

-Чем ближе деревья, тем они выше, чем дальше - тем меньше.

Воспитатель:

- Ребята, деревья можно рисовать не только коричневым мелком, но и голубым, синим. Почему?

Дети:

- Деревья стоят в снегу, инее. Они оледенели и поэтому кажутся голубыми.

   Воспитатель показывает детям, как кистью тонируется изображение, напоминает тему рисования. Заостряет внимание на то, что работать надо аккуратно, стараться, спинки держать ровными. Предлагает детям приступить к работе:

- Рисовать вам, ребята, сегодня поможет музыка П.Чайковского.

Рефлексия:

После работы воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, выбрать наиболее выразительные, какие работы поместить на выставку.

Воспитатель приглашает детей на полянку, обращает их внимание на заснеженное дерево:

- Я дерево волшебное. Вы, ребята, сегодня молодцы, хорошо работали, старались. Поэтому я подарю вам по волшебной снежинке. Спасибо вам, мои маленькие художники. Мне сегодня было тепло и радостно с вами, потому что вы все, как маленькие солнышки, излучаете свет и добро.

infourok.ru


Смотрите также